Во исполнение приказа Минпросвещения КБР от 2 июня 2021 г. N 22/541 "О реализации мероприятий по повышению эффективности механизмов управления качеством образования", в соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 мая 2021 г. N 08-99 и методическими рекомендациями по организации и проведению оценки механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации, подготовленными Федеральным институтом оценки качества образования, в целях формирования единого регионального образовательного пространства непрерывного развития профессиональных компетенций педагогических работников приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Программу по формированию системы профессионального развития педагогических работников в Кабардино-Балкарской Республике (далее - Программа).
2. Отделу дошкольного и общего среднего образования (Мальбахов А.А.) обеспечить контроль и координацию за реализацией Программы.
3. Государственному бюджетному учреждению дополнительного профессионального образования "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" Минпросвещения КБР обеспечить организационное, методическое и информационное сопровождение реализации Программы.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра просвещения, науки и по делам молодежи КБР Мисостову Е.Н.
Министр |
А. Езаов |
Утверждена
Министерства просвещения,
науки и по делам молодежи
Кабардино-Балкарской Республики
от 5 июля 2021 г. N 22/638
Программа
по формированию системы профессионального развития педагогических работников в Кабардино-Балкарской Республике
По-видимому, в позиции "Программно-целевые инструменты" настоящего паспорта Программы допущены опечатки. В абзаце втором дату Указа Президента Российской Федерации N 474 следует читать: "от 21 июля 2020 г."
Паспорт Программы
Исполнитель программы |
Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики |
Соисполнители программы |
ГБУ ДПО "Центр непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников" Министерства просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики; ГБУ "Центр оценки качества образования, профессионального мастерства и квалификации педагогов" Министерства просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики; органы управления образованием местных администраций муниципальных районов и городских округов (по согласованию) |
Цель программы |
Создание единого регионального образовательного пространства непрерывного развития профессиональных компетенций педагогических работников в соответствии с приоритетными задачами в области развития образования |
Задачи программы |
Актуализация существующих региональных механизмов системного выявления профессиональных дефицитов педагогических работников; разработка и внедрение региональной системы стимулирования профессионального роста и совершенствования предметных компетенций педагогических работников; разработка и внедрение эффективных механизмов по построению индивидуальных маршрутов непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников; актуализация региональной модели повышения квалификации и профессионального мастерства педагогических работников к условиям реализации приоритетных задач системы образования; |
совершенствование региональных механизмов по выявлению запросов педагогических коллективов, отдельных педагогических работников на направления повышения квалификации и профессионального развития; выявление и формирование необходимых условий для осуществления профессиональной переподготовки по образовательным программам педагогической направленности в различных форматах, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; разработка и внедрение региональной модели цифровой образовательной среды дополнительного профессионального образования педагогических работников; разработка и реализация региональных и муниципальных программ по вовлечению педагогических работников в экспертную деятельность; разработка и реализация региональных и муниципальных программ по выявлению и профилактике профессионального выгорания педагогических работников; | |
разработка и внедрение региональной модели, обеспечивающей непрерывное научно-методическое сопровождение педагогических работников; разработка и внедрение региональных механизмов по изучению состояния, результатов деятельности методических объединений и профессиональных сообществ педагогических работников; разработка и реализация программ поддержки методических объединений и профессиональных сообществ педагогических работников на региональном и муниципальном уровнях, формированию методического актива; разработка и внедрение региональной целевой модели наставничества педагогических работников, реализация программ поддержки молодых педагогов; разработка и внедрение модели по организации сетевых форм взаимодействия педагогических работников на региональном и муниципальном уровнях; разработка и реализация региональных и муниципальных программ, направленных на выявление кадровых потребностей и развитие кадрового потенциала в образовательных организациях | |
Программно-целевые инструменты |
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"; Указ Президента Российской Федерации от 21 мая 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. N 3273-р "Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста"; распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 6 августа 2020 г. N Р-76 "Об утверждении Концепции создания федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров"; распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 4 февраля 2021 г. N Р-33 "Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров"; Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24 апреля 2014 г. N 23-РЗ "Об образовании"; постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 22 апреля 2020 г. N 86-ПП "Об утверждении государственной программы Кабардино-Балкарской Республики "Развитие образования в Кабардино-Балкарской Республике" |
Сроки реализации программы |
2021 - 2024 годы |
Ожидаемые результаты |
Актуализированы региональные механизмы системного выявления профессиональных дефицитов педагогических работников; внедрена региональная система стимулирования профессионального роста и совершенствования предметных компетенций педагогических работников; внедрены эффективные механизмы построения индивидуальных маршрутов непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников; актуализирована региональная модель повышения квалификации и профессионального мастерства педагогических работников в соответствии с современными условиями реализации приоритетных задач системы образования; созданы условия для осуществления профессиональной переподготовки по образовательным программам педагогической направленности в различных форматах, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; внедрена региональная модель цифровой образовательной среды дополнительного профессионального образования педагогических работников; реализованы региональные и муниципальные программы по вовлечению педагогических работников в экспертную деятельность; |
реализованы региональные и муниципальные программы по выявлению и профилактике профессионального выгорания педагогических работников; внедрена региональная модель непрерывного научно-методического сопровождения педагогических работников; разработаны региональные механизмы по изучению состояния, результатов деятельности методических объединений и профессиональных сообществ педагогических работников; реализованы программы поддержки методических объединений и профессиональных сообществ педагогических работников, формирования методического актива; внедрена целевая модель наставничества педагогических работников, реализованы программы поддержки молодых педагогов; сформирована модель по организации сетевых форм взаимодействия педагогических работников; реализованы региональные и муниципальные программы, направленные на выявление кадровых потребностей и развитие кадрового потенциала в образовательных организациях |
Актуальность Программы
Разработка Программы по формированию системы профессионального развития педагогических работников в Кабардино-Балкарской Республике (далее - Программа) вызвана необходимостью обеспечения научно-методического сопровождения профессионального развития педагогических работников в условиях системных изменений в образовании Российской Федерации.
Актуальность реализации Программы определяется значимостью профессиональной деятельности педагогических работников в достижении приоритетных национальных задач и обеспечении повышения качества образования. Оказание персонифицированной адресной методической поддержки педагогу, способному решать задачи национальной образовательной политики, становится возможной только в ситуации построения единой и непрерывной вариативной системы адресного научно-методического сопровождения учителя.
Реализация Программы будет нацелена в том числе на выполнение поручения Президента Российской Федерации по обеспечению глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Решение данной цели неразрывно связано с персонифицированным повышением квалификации педагогических работников и сопровождением их непрерывного развития на основе выявленных профессиональных дефицитов.
Педагогические кадры - ключевой фактор, определяющий качество школьного образования. В 2020 - 2021 учебном году численность работников общеобразовательных организаций в Кабардино-Балкарской Республике составляет 12654 человека, из них:
руководящих работников - 1012 человек;
педагогических работников - 11642 человека, в том числе 7350 учителей.
Высшее профессиональное образование имеют 8221 педагогический работник (64,9%). Среднее профессиональное образование имеют 3178 педагогических работников (25%).
Ученую степень доктора наук имеют 2 педагогических работника (0,01%), ученую степень кандидата наук - 34 педагогических работника (0,3%), ученое звание доцента - 2 (0,01%).
Численность педагогических работников в возрасте до 35 лет составляет 2180 человек (17,2%).
Для обеспечения высокого качества образования педагогические работники должны не только владеть глубокими знаниями в своей предметной области и традиционными методиками преподавания, но и обладать такими качествами, как гибкость, мобильность и адаптивность, что позволит эффективно включаться в новые процессы, оперативно осваивать новые научные знания и педагогические технологии.
Цели и задачи Программы
Ключевая цель Программы: создание единого регионального образовательного пространства непрерывного развития профессиональных компетенций педагогических работников в соответствии с приоритетными задачами в области развития образования.
Обоснованность цели
Обоснованность цели Программы заключается в решении проблем и противоречий, выявленных по результатам анализа деятельности существующей региональной системы дополнительного профессионального образования и повышения квалификации педагогических работников:
несформированность единого научно-методического пространства сопровождения развития профессиональных компетенций педагогических работников;
муниципальные методические службы не в полной мере выполняют функции ресурсных центров развития муниципальной системы образования;
несовершенство региональных механизмов формирования персональных траекторий профессионального развития педагога с учетом специфики потребностей в профессиональном развитии и дефицитов на разных этапах карьерного цикла педагогической профессии;
"сопротивление" педагогов и руководителей образовательных организаций обновлению форм обучения и воспитания, несовершенная система мотивации к участию в инновационной деятельности;
недостатки нормативного правового сопровождения.
Кроме того, зафиксирован ряд противоречий, а именно:
между повышающейся значимостью электронных и дистанционных форм обучения и неготовностью методических служб сопровождать цифровизацию образования;
между традиционными, устоявшимися формами методической работы и усложнением задач методического сопровождения развития кадров в условиях меняющейся системы образования и внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников;
между необходимостью непрерывного образования педагога с опорой на современные исследования в области педагогики и психологии и отсутствием включения результатов современных исследований в процесс методического сопровождения учителей, слабой представленностью организаций высшего (педагогического) образования и среднего профессионального образования в единой системе методического обеспечения профессиональной деятельности современного педагога.
Реалистичность цели
Реалистичность достижения поставленной цели заключается, в первую очередь, в изменившейся инфраструктуре и материально-техническом оснащении образовательных организаций в рамках реализации мероприятий национального проекта "Образование". Трансформацией подходов к организации научно-методического сопровождения педагогических работников на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, основанных на выработке единых принципов реализации программ повышения квалификации, дополнительных профессиональных программ и реализация непрерывного адресного сопровождения их профессиональной деятельности на основе анализа результатов диагностики выявления профессиональных дефицитов.
Ключевая цель Программы ориентирована на достижение целевых ориентиров по основным направлениям деятельности формируемой региональной системы профессионального развития педагогических работников:
- совершенствование региональных механизмов диагностики по выявлению профессиональных дефицитов педагогических работников (в том числе по учебным предметам) и управленческих кадров системы образования республики для формирования индивидуальных образовательных маршрутов оказания адресной методической помощи по их устранению;
- совершенствование региональных и муниципальных механизмов по стимулированию профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров системы образования республики;
- создание условий по обеспечению эффективного повышения квалификации и профессионального мастерства педагогических работников по индивидуальным образовательным маршрутам и адресным программам повышения квалификации, сформированных на основе анализа результатов диагностики выявления профессиональных дефицитов и их персонифицированных запросов;
- формирование необходимых условий по выявлению запроса педагогических коллективов, отдельных педагогов на направления повышения квалификации и профессионального развития;
- совершенствование региональных механизмов по построению индивидуальных маршрутов непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников на основе анализа результатов диагностики выявления профессиональных дефицитов и их профессиональных запросов;
- совершенствование региональных механизмов выявления дефицита педагогических кадров в образовательных организациях и проведение обучения по образовательным программам педагогической направленности;
- формирование и развитие цифровой образовательной среды дополнительного профессионального образования педагогических работников, направленной на реализацию программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки с применением дистанционных технологий и электронного обучения;
- совершенствование региональных механизмов выявления и профилактики профессионального "выгорания" педагогов;
- формирование на региональном и муниципальном уровнях методических активов, участвующих в проведении анализа диагностики выявления профессиональных дефицитов педагогов и выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов, оказания адресной методической помощи путем реализации механизмов вовлечения педагогов в экспертную деятельность;
- реализация регионального комплекса мер, направленных на выстраивание системы методического сопровождения педагогических работников;
- совершенствование региональных механизмов диагностики состояния и результатов деятельности методических объединений и профессиональных сообществ педагогов;
- реализация регионального комплекса мер, направленного на формирование программ поддержки методических объединений и профессиональных сообществ педагогов на региональном и муниципальном уровнях;
- внедрение региональной целевой модели наставничества, направленной на реализацию программ наставничества педагогических работников и поддержку молодых педагогов;
- совершенствование системы организации сетевых форм взаимодействия педагогов на региональном уровне;
- разработка и реализация региональных программ развития кадрового потенциала в образовательных организациях.
Достижению целей Программы будут способствовать решение следующих задач:
актуализация существующих региональных механизмов системного выявления профессиональных дефицитов педагогических работников;
разработка и внедрение региональной системы стимулирования профессионального роста и совершенствования предметных компетенций педагогических работников;
разработка и внедрение эффективных механизмов по построению индивидуальных маршрутов непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников;
актуализация региональной модели повышения квалификации и профессионального мастерства педагогических работников к условиям реализации приоритетных задач системы образования;
совершенствование региональных механизмов по выявлению запросов педагогических коллективов, отдельных педагогических работников на направления повышения квалификации и профессионального развития;
выявление и формирование необходимых условий для осуществления профессиональной переподготовки по образовательным программам педагогической направленности в различных форматах, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
разработка и внедрение региональной модели цифровой образовательной среды дополнительного профессионального образования педагогических работников;
разработка и реализация региональных и муниципальных программ по вовлечению педагогических работников в экспертную деятельность;
разработка и реализация региональных и муниципальных программ по выявлению и профилактике профессионального выгорания педагогических работников;
разработка и внедрение региональной модели, обеспечивающей непрерывное научно-методическое сопровождение педагогических работников;
разработка и внедрение региональных механизмов по изучению состояния, результатов деятельности методических объединений и профессиональных сообществ педагогических работников;
разработка и реализация программ поддержки методических объединений и профессиональных сообществ педагогических работников на региональном и муниципальном уровнях, формирование методического актива;
разработка и внедрение региональной целевой модели наставничества педагогических работников, реализация программ поддержки молодых педагогов;
разработка и внедрение модели по организации сетевых форм взаимодействия педагогических работников на региональном и муниципальном уровнях;
разработка и реализация региональных и муниципальных программ, направленных на выявление кадровых потребностей и развитие кадрового потенциала в образовательных организациях.
Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы предусматривается в 2 этапа:
1-й этап - 2021 - 2022 годы - проектирование и апробация устойчивых моделей системы профессионального и личностного совершенствования педагогических работников в Кабардино-Балкарской Республике в условиях непрерывного развития профессиональных компетенций педагогических кадров; разработка и утверждение необходимой нормативно-правой основы.
2-й этап - 2023 - 2024 годы - диссеминация эффективных моделей системы профессионального и личностного совершенствования педагогических работников в Кабардино-Балкарской Республике в условиях непрерывного развития профессиональных компетенций педагогических кадров.
Для реализации Программы разрабатывается план мероприятий.
Структура управления Программой
В структуру управления реализации Программы входят:
Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики;
ГБУ ДПО "Центр непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников" Министерства просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики;
ГБУ "Центр оценки качества образования, профессионального мастерства и квалификации педагогов" Министерства просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики;
органы управления образованием местных администраций муниципальных районов и городских округов.
N |
Структура |
Функциональные обязанности |
1. |
Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики |
Осуществляет координацию реализации плана мероприятий на региональном уровне, разрабатывает и утверждает нормативные правовые документы, необходимые для достижения поставленных целей и задач; контролирует достижение целевых индикаторов Программы |
2. |
Органы управления образованием местных администраций муниципальных районов и городских округов |
Осуществляют координацию реализации плана мероприятий, разрабатывают и утверждают нормативные правовые документы, необходимые для достижения поставленных целей и задач; контролируют достижение целевых индикаторов Программы на муниципальном уровне |
3. |
ГБУ ДПО "Центр непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников" Минпросвещения КБР |
Обеспечивает реализацию плана мероприятий, выполняет функции регионального оператора по выполнению плана мероприятий Программы |
4. |
ГБУ "Центр оценки качества образования, профессионального мастерства и квалификации педагогов" Минпросвещения КБР |
Участвует в организации и проведении мониторинга эффективности реализации плана мероприятий Программы, оказывает содействие в их реализации на региональном и муниципальном уровнях |
Мониторинг результативности реализации Программы, методы сбора и обработки информации
Повышение эффективности и качества профессионального развития педагогических работников является одной из первостепенных задач, реализовать которую не представляется возможным без осуществления определенных измерений. Такие измерения позволяют не только выявить профессиональные дефициты, но и организовать и реализовать адресную работу с педагогическими работниками, направленную на устранение выявленных пробелов, как в рамках повышения квалификации, так и в рамках методического сопровождения.
В данной связи для формирования региональной системы профессионального развития педагогических кадров необходимо провести мониторинг показателей эффективности реализации Программы, который предполагает получение объективной и достоверной информации о степени сформированности системы обеспечения профессионального развития педагогических работников в Кабардино-Балкарской Республике.
Оценка эффективности реализации Программы строится на основе индекса достижения значений показателей в отчетном периоде ().
Индекс достижения показателей Программы определяется совокупностью оценивания трех показателей результативности: целей, задач и мероприятий. Эти три группы показателей формируются по иерархическому принципу. Таким образом, индекс результативности Программы в отчетном периоде определяется по следующей формуле:
, где:
- индекс достижения значений показателей Программы в отчетном периоде;
- средний индекс достижения значений целевых ориентиров ключевой цели Программы в отчетном периоде;
- средний индекс достижения значений показателей задач Программы в отчетном периоде;
- средний индекс достижения значений показателей мероприятий задач Программы в отчетном периоде;
- весовой коэффициент индекса достижения цели Программы;
- весовой коэффициент индекса достижения показателей задач Программы;
- весовой коэффициент индекса достижения показателей мероприятий Программы.
Иерархия весовых коэффициентов позволяет нивелировать неточность установления показателей задач и мероприятий и придать особую важность показателям целевых ориентиров и ключевой цели Программы, поэтому в формулу расчета итогового индекса внесены следующие значения весовых коэффициентов: 0,45 - для индекса цели, 0,35 - для задач и 0,2 - для мероприятий.
За отчетный период принимается календарный год.
Таким образом, формула определения индекса результативности Программы преобразуется в вид:
Формулы для расчета средних индексов достижения цели, задач и мероприятий
По рассчитанному индексу определяется эффективность реализации Программы по следующим критериям:
Программа эффективна, рекомендуется дальнейшая реализация;
требуется корректировка ряда показателей, с тем, чтобы исключить возможное "завышенное планирование";
необходимо повысить качество реализации Программы, уделить особое внимание задачам и мероприятиям, по которым не достигнуты плановые значения;
требуется принять ряд управленческих решений, пересмотреть риски Программы, рассмотреть вопрос о целесообразности продолжения реализации Программы, либо скорректировать;
требуется кардинальная переработка Программы.
Оценка результативности реализации Программы
N |
Критерии оценки результативности реализации Программы |
Значение критерия результативности () |
1. |
Высокоэффективное планирование и реализация Программы в отчетном периоде |
|
2. |
Программа в отчетном периоде реализована умеренно эффективно, но ряд показателей требует корректировки и повышения реалистичности планирования |
|
3. |
Программа в отчетном периоде реализована умеренно эффективно |
|
4. |
Программа в отчетном периоде реализована недостаточно эффективно |
|
5. |
Программа требует доработки на плановый период |
Мониторинг эффективности реализации Программы проводится ежегодно во второй декаде декабря ГБУ ДПО "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" Министерства просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики. Аналитический отчет не позднее 25 декабря представляется в Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики.
Мониторинг показателей Программы проводится ежегодно по направлениям, указанным в перечне показателей. В качестве источников информации для проведения мониторинга показателей будут использованы:
анализ результатов проведенных диагностических исследований;
статистические данные из региональных и федеральных информационных систем;
аналитические материалы по результатам проведенных оценочных процедур на федеральном и региональном уровнях;
материалы по результатам аналитической деятельности, содержащие управленческие решения (приказы, письма, распоряжения, рекомендации, протоколы и другие документы).
Подробное описание мониторинга показателей приведено в приложении к настоящей Программе.
По результатам мониторинга показателей ГБУ ДПО "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" Министерства просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики готовит аналитические материалы и адресные рекомендации для муниципальных органов управления образованием, образовательных организаций.
ГБУ ДПО "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" Министерства просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики осуществляет научно-методическое сопровождение реализации рекомендаций.
На основе результатов анализа данных, полученных в ходе мониторинга, принимаются меры и управленческие решения. Решения могут содержаться в приказах, распоряжениях и других процессуальных документах.
План мероприятий по реализации Программы
N |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственный исполнитель |
Актуализация существующих региональных механизмов системного выявления профессиональных дефицитов педагогических работников | |||
1. |
Разработка и утверждение порядка проведения диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников |
август 2021 г. |
Минпросвещения КБР ГБУ ДПО ЦНППМ |
2. |
Проведение диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников |
ноябрь 2021 г., далее - ежегодно |
ГБУ ДПО ЦНППМ ГБУ ЦОКиПМ |
3. |
Проведение анализа результатов диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников и подготовка предложений по организации работ по их устранению |
ноябрь 2021 г., далее - ежегодно |
ГБУ ДПО ЦНППМ ГБУ ЦОКиПМ |
4. |
Повышение квалификации педагогических работников с учетом результатов анализа диагностики профессиональных дефицитов |
сентябрь 2021 г. - июнь 2022 г., далее - ежегодно |
ГБУ ДПО ЦНППМ |
Разработка и внедрение региональной системы стимулирования профессионального роста и совершенствования предметных компетенций педагогических работников | |||
5. |
Проведение анализа региональной практики стимулирования профессионального роста и совершенствования предметных компетенций педагогических работников |
сентябрь 2021 г., далее - ежегодно |
ГБУ ДПО ЦНППМ ГБУ ЦОКиПМ |
6. |
Разработка и утверждение программы по формированию системы стимулирования профессионального роста и совершенствования предметных компетенций педагогических работников на региональном и муниципальном уровнях |
октябрь 2021 г. |
Минпросвещения КБР ГБУ ДПО ЦНППМ органы управления образованием |
Актуализация региональной модели повышения квалификации и профессионального мастерства педагогических работников к условиям реализации приоритетных задач системы образования | |||
7. |
Разработка и утверждение концепции обновленной региональной системы повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров |
сентябрь 2021 г. |
Минпросвещения КБР ГБУ ДПО ЦНППМ |
8. |
Проведение республиканских совещаний по актуальным вопросам организации и проведения повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров |
ежегодно не реже 1 раза в квартал не менее 2 совещаний |
Минпросвещения КБР ГБУ ДПО ЦНППМ органы управления образованием |
9. |
Разработка и утверждение комплекса мер, направленных на модернизацию региональной системы повышения квалификации |
сентябрь 2021 г. |
Минпросвещения КБР ГБУ ДПО ЦНППМ |
Совершенствование региональных механизмов по выявлению запросов педагогических коллективов, отдельных педагогических работников на направления повышения квалификации и профессионального развития | |||
10. |
Разработка и утверждение регионального механизма выявления запросов педагогических коллективов, отдельных педагогов на направления повышения квалификации и профессионального развития |
октябрь 2021 г. |
Минпросвещения КБР ГБУ ДПО ЦНППМ ГБУ ЦОКиПМ |
11. |
Проведение региональных семинаров по вопросам формирования и удовлетворения запросов педагогических коллективов, отдельных педагогов на направления повышения квалификации и профессионального развития |
ежегодно по отдельному плану |
Минпросвещения КБР ГБУ ДПО ЦНППМ |
Разработка и внедрение эффективных механизмов по построению индивидуальных маршрутов непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников | |||
12. |
Разработка и утверждение методических рекомендаций по построению индивидуальных маршрутов непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников |
октябрь 2021 г. |
Минпросвещения КБР ГБУ ДПО ЦНППМ |
13. |
Проведение курсов повышения квалификации педагогических работников по сформированным индивидуальным образовательным маршрутам |
октябрь 2021 г., далее - ежегодно |
ГБУ ДПО ЦНППМ |
14. |
Проведение анализа результатов обучения по индивидуальным образовательным маршрутам |
ноябрь 2021 г., далее - ежегодно |
ГБУ ДПО ЦНППМ |
15. |
Проведение регионального совещания по актуальным вопросам реализации персонифицированных программ повышения квалификации педагогических работников |
март 2022 г. |
Минпросвещения КБР ГБУ ДПО ЦНППМ органы управления образованием |
Выявление и формирование необходимых условий для осуществления профессиональной переподготовки по образовательным программам педагогической направленности в различных форматах, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий | |||
16. |
Разработка и реализация программ профессиональной переподготовки по образовательным программам педагогической направленности с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий |
ежегодно |
ГБУ ДПО ЦНППМ |
17. |
Проведение анализа результатов обучения по образовательным программам педагогической направленности с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий |
ежегодно |
ГБУ ДПО ЦНППМ |
Разработка и внедрение региональной модели цифровой образовательной среды дополнительного профессионального образования педагогических работников | |||
18. |
Разработка программ повышения квалификации, реализуемых с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологиях |
постоянно |
ГБУ ДПО ЦНППМ |
19. |
Размещение региональных программ в федеральном реестре |
постоянно |
ГБУ ДПО ЦНППМ |
20. |
Проведение курсов повышения квалификации по программам, размещенным в федеральном реестре |
ежегодно |
ГБУ ДПО ЦНППМ |
Разработка и реализация региональных и муниципальных программ по вовлечению педагогических работников в экспертную деятельность | |||
21. |
Разработка, утверждение региональной и муниципальных "дорожных карт" по вовлечению педагогических работников в экспертную деятельность |
сентябрь 2021 г. |
Минпросвещения КБР ГБУ ДПО ЦНППМ органы управления образованием |
22. |
Формирование регионального реестра педагогических работников, вовлеченных в экспертную деятельность |
ежегодно |
ГБУ ДПО ЦНППМ органы управления образованием |
23. |
Проведение региональных совещаний, посвященных вовлечению педагогических работников в экспертную деятельность |
ежеквартально и ежегодно |
Минпросвещения КБР ГБУ ДПО ЦНППМ органы управления образованием |
Разработка и реализация региональных и муниципальных программ по выявлению и профилактике профессионального "выгорания" педагогических работников | |||
24. |
Разработка и утверждение региональной и муниципальных программ по выявлению и профилактики профессионального "выгорания" педагогических работников |
октябрь 2021 г. |
Минпросвещения КБР ГБУ ДПО ЦНППМ органы управления образованием |
25. |
Проведение конкурса проектов, направленных на профилактику профессионального "выгорания" педагогических работников |
ежегодно |
ГБУ ДПО ЦНППМ |
Разработка и внедрение региональной модели, обеспечивающей непрерывное научно-методическое сопровождение педагогических работников | |||
26. |
Разработка и утверждение региональной модели, обеспечивающей непрерывное научно-методическое сопровождение педагогических работников |
сентябрь 2021 г. |
Минпросвещения КБР ГБУ ДПО ЦНППМ |
27. |
Разработка и утверждение муниципальных "дорожных карт" по внедрению модели, обеспечивающей непрерывное научно-методическое сопровождение педагогических работников |
сентябрь 2021 г. |
органы управления образованием |
28. |
Проведение региональных и муниципальных мероприятий по вопросам внедрения модели, обеспечивающей непрерывное научно-методическое сопровождение педагогических работников |
ежеквартально в течение всего срока реализации Программы |
Минпросвещения КБР ГБУ ДПО ЦНППМ органы управления образованием |
Разработка и внедрение региональных механизмов по изучению состояния, результатов деятельности методических объединений и профессиональных сообществ педагогических работников | |||
29. |
Разработка положения о проведении анализа деятельности методических объединений и профессиональных сообществ педагогических работников |
сентябрь 2021 г. |
Минпросвещения КБР ГБУ ДПО ЦНППМ |
30. |
Проведение мониторинга деятельности методических объединений и профессиональных сообществ педагогических работников |
март 2022 г., далее - ежегодно |
ГБУ ДПО ЦНППМ |
31. |
Разработка предложений по совершенствованию деятельности методических объединений и профессиональных сообществ педагогических работников |
20 сентября 2021 г., далее - ежегодно |
ГБУ ДПО ЦНППМ |
Разработка и реализация программ поддержки методических объединений и профессиональных сообществ педагогических работников на региональном и муниципальном уровнях, формированию методического актива | |||
32. |
Разработка и утверждение региональной и муниципальных программ поддержки методических объединений и профессиональных сообществ педагогических работников |
сентябрь 2021 г. |
Минпросвещения КБР ГБУ ДПО ЦНППМ органы управление образованием |
33. |
Проведение региональных и муниципальных мероприятий по вопросам оказания поддержки методических объединений и профессиональных сообществ педагогических работников |
ежеквартально в течение всего срока реализации Программы |
Минпросвещения КБР ГБУ ДПО ЦНППМ органы управления образованием |
Разработка и внедрение региональной целевой модели наставничества педагогических работников, реализация программ поддержки молодых педагогов | |||
35. |
Принятие нормативных правовых актов по внедрению региональной целевой модели наставничества педагогических работников, программы поддержки молодых педагогов |
ежегодно по мере необходимости |
Минпросвещения КБР ГБУ ДПО ЦНППМ |
36. |
Разработка и реализация муниципальных "дорожных карт" по внедрению региональной целевой модели наставничества педагогических работников, программ поддержки молодых педагогов |
август 2021 г. |
органы управления образованием |
37. |
Разработка методических рекомендаций по разработке программ наставничества в образовательных организациях |
сентябрь 2021 г. |
ГБУ ДПО ЦНППМ |
38. |
Проведение мониторинга реализации программ наставничества |
апрель 2022 г., далее - ежегодно |
ГБУ ДПО ЦНППМ |
39. |
Формирование банка реализуемых программ наставничества |
постоянно |
ГБУ ДПО ЦНППМ |
40. |
Проведение региональных и муниципальных мероприятий по вопросам реализации программ наставничества |
ежеквартально по отдельному графику |
Минпросвещения КБР ГБУ ДПО ЦНППМ органы управления образованием |
41. |
Мониторинг лучших практик реализации различных форм поддержки молодых педагогов на муниципальном уровне |
апрель 2022 г., далее - ежегодно |
ГБУ ДПО ЦНППМ |
Разработка и внедрение модели по организации сетевых форм взаимодействия педагогических работников на региональном и муниципальном уровнях | |||
42. |
Разработка и утверждение регламента сетевого взаимодействия организаций, осуществляющих деятельность по повышению квалификации и профессиональной переподготовке работников образования |
сентябрь 2021 г. |
Минпросвещения КБР ГБУ ДПО ЦНППМ |
43. |
Разработка методических рекомендаций для муниципальных органов управления образованием по организации сетевого взаимодействия организаций, осуществляющих деятельность по повышению квалификации и профессиональной переподготовке работников образования |
октябрь 2021 г. |
ГБУ ДПО ЦНППМ органы управления образованием |
44. |
Проведение региональных и муниципальных мероприятий по диссеминации лучших практик сетевого взаимодействия образовательных организаций, осуществляющих деятельность по повышению квалификации и профессиональной переподготовке работников образования и управленческих кадров |
ежегодно по отдельному плану |
Минпросвещения КБР ГБУ ДПО ЦНППМ органы управления образованием |
Разработка и реализация региональных и муниципальных программ, направленных на выявление кадровых потребностей и развитие кадрового потенциала в образовательных организациях | |||
45. |
Проведение мониторинга по выявлению кадровых потребностей (дефицитов) в образовательных организациях на долгосрочный период |
до 15 мая 2022 г., далее - ежегодно |
Минпросвещения КБР ГБУ ДПО ЦНППМ |
46. |
Разработка методических рекомендаций по разработке школьных программ учительского роста |
август 2021 г. |
ГБУ ДПО ЦНППМ |
47. |
Отбор лучших практик реализации внутришкольных программ развития кадров |
постоянно |
ГБУ ДПО ЦНППМ |
48. |
Проведение региональных и муниципальных мероприятий по вопросам развития кадрового потенциала в образовательных организациях |
ежеквартально по отдельному графику |
Минпросвещения КБР ГБУ ДПО ЦНППМ органы управления образованием |
Перечень показателей результативности реализации Программы
N |
Наименование показателей результативности |
Единица измерения |
Значения показателей результативности по годам реализации Программы |
|||
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
|||
1 |
Доля педагогических работников (по учебным предметам), прошедших диагностику профессиональных дефицитов, от общего количества педагогических работников (по учебным предметам) |
проценты |
30 |
60 |
90 |
100 |
2 |
Доля педагогических работников, принявших участие в диагностике уровня методических компетенций, в том числе справившихся с диагностикой на 60% |
проценты |
30 |
60 |
90 |
100 |
3 |
Доля педагогических работников, принявших участие в диагностике по разным видам профессиональных компетенций и успешно справившихся с диагностикой на 60% и более |
проценты |
30 |
60 |
90 |
100 |
4 |
Доля педагогических работников, принявших участие в диагностике уровня функциональной грамотности, в том числе справившихся с диагностикой на 70% и более |
проценты |
30 |
50 |
60 |
70 |
5 |
Доля индивидуальных образовательных маршрутов совершенствования профессионального мастерства педагогических работников, разработанных на основе диагностики профессиональных дефицитов |
проценты |
50 |
100 |
100 |
100 |
6 |
Доля специалистов, прошедших программу переподготовки по образовательным программам педагогической направленности, от общего числа специалистов, прошедших различные программы переподготовки |
проценты |
10 |
15 |
20 |
25 |
7 |
Доля педагогических работников, охваченных адресными программами повышения квалификации, разработанными на основе диагностики профессиональных дефицитов |
проценты |
30 |
50 |
70 |
90 |
8 |
Доля программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки от общего числа программ, реализуемых на базе ЦНППМ, внесенных в федеральный реестр |
проценты |
25 |
50 |
75 |
100 |
9 |
Доля педагогических работников, освоивших программы дополнительного профессионального образования, вошедшие в федеральный реестр, подобранных с учетом диагностики профессиональных дефицитов |
проценты |
60 |
65 |
70 |
75 |
10 |
Внедрена региональная модель цифровой образовательной среды дополнительного профессионального образования педагогических работников |
ед. |
1 |
1 |
1 |
1 |
11 |
Доля педагогических работников, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам в дистанционной форме |
проценты |
20 |
40 |
50 |
60 |
12 |
Доля программ дополнительного профессионального образования, реализуемых с применением электронного обучения |
проценты |
5 |
8 |
10 |
15 |
13 |
Доля педагогических работников, прошедших подготовку в качестве экспертов для работы в региональной предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации |
проценты |
6 |
12 |
20 |
25 |
14 |
Доля программ повышения квалификации, в содержание которых внесены учебные модули по повышению стрессоустойчивости, сохранению психологического здоровья в целях профилактики профессионального "выгорания" |
проценты |
2 |
15 |
25 |
50 |
15 |
Доля педагогических работников, вошедших в методический актив, от общего числа педагогических работников |
проценты |
5 |
15 |
20 |
25 |
16 |
Доля педагогических работников, участвующих в различных формах методического сопровождения |
проценты |
10 |
25 |
50 |
75 |
17 |
Доля педагогических работников, привлекаемых для работы в центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, от общего числа педагогических работников |
проценты |
5 |
8 |
10 |
12 |
18 |
Внедрена региональная модель наставничества педагогических работников |
ед. |
1 |
1 |
1 |
1 |
19 |
Количество реализуемых проектов по поддержке молодых педагогов |
проценты |
1 |
5 |
7 |
14 |
20 |
Доля педагогических работников в возрасте до 35 лет, участвующих в различных формах поддержки и сопровождения в первые 3 года работы |
проценты |
10 |
20 |
50 |
75 |
21 |
Количество индивидуальных программ наставничества, разработанных и утвержденных образовательными организациями |
ед. |
25 |
50 |
65 |
100 |
22 |
Доля педагогических работников, участвующих в программах наставничества, от общего числа педагогических работников |
проценты |
10 |
15 |
20 |
25 |
23 |
Доля педагогических работников, сопровождаемых педагогами-методистами, прошедшими региональный отбор |
проценты |
6 |
20 |
30 |
60 |
24 |
Доля педагогических работников, участвующих в сетевых формах методической поддержки |
проценты |
10 |
25 |
50 |
75 |
25 |
Наличие системы анализа эффективности и оценивания результатов деятельности методических объединений и профессиональных сообществ педагогических работников |
ед. |
1 |
1 |
1 |
1 |
26 |
Количество реализуемых программ поддержки методических объединений и профессиональных сообществ |
проценты |
5 |
8 |
10 |
13 |
27 |
Количество действующих методических объединений и профессиональных сообществ педагогических работников |
ед. |
5 |
8 |
10 |
14 |
28 |
Доля педагогических работников, имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета |
проценты |
70 |
75 |
80 |
85 |
29 |
Доля образовательных организаций, реализующих внутришкольные программы по совершенствованию кадрового потенциала |
проценты |
25 |
50 |
75 |
100 |
Приложение
по формированию системы
профессионального развития
педагогических работников
в Кабардино-Балкарской Республике
Мониторинг показателей Программы
N |
Наименование показателей |
Цель мониторинга |
Методы сбора и обработки информации |
Источники информации |
1. |
Доля педагогических работников (в разрезе учебных предметов), прошедших диагностику профессиональных дефицитов, от общего количества педагогических работников (в разрезе учебных предметов) |
Выявление профессиональных дефицитов педагогических работников, работающих в том числе в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях |
Тестирование, анкетирование, статистический с использованием математических методов обработки данных |
Региональная информационная система проведения диагностических исследований, сведения из информационной системы цифровой экосистемы "Академия Минпросвещения России" |
2. |
Доля педагогических работников, принявших участие в диагностике уровня методических компетенций, в том числе справившихся с диагностикой на 60% |
|||
3. |
Доля педагогических работников, принявших участие в диагностике по разным видам профессиональных компетенций и успешно справившихся с диагностикой на 60% и более |
|||
4. |
Доля педагогических работников, принявших участие в диагностике уровня функциональной грамотности, в том числе справившихся с диагностикой на 70% и более |
|||
5. |
Доля индивидуальных образовательных маршрутов совершенствования профессионального мастерства педагогических работников, разработанных на основе диагностики профессиональных дефицитов |
Выявление динамики количества педагогических работников, повышающих уровень профессиональных компетенций по индивидуальным образовательным маршрутам |
Анкетирование, опрос с использованием математических и графических методов обработки данных |
Информационная система учета выдачи индивидуальных образовательных маршрутов ГБУ ДПО ЦНППМ |
6. |
Доля специалистов, прошедших программу переподготовки по образовательным программам педагогической направленности, от общего количества специалистов, прошедших различные программы переподготовки |
Выявление удовлетворения потребности образовательных организаций в квалифицированных педагогических кадрах, способствующих повышению качества обучения обучающихся |
Анкетирование, опрос, экспертная оценка |
Сведения из федеральной информационной системы ФИС ФРДО |
7. |
Доля педагогических работников, охваченных адресными программами повышения квалификации, разработанными на основе диагностики профессиональных дефицитов |
Выявление уровня эффективности реализации адресных программ повышения квалификации и их влияние на динамику развития профессиональных компетенций педагогических работников |
Анкетирование, опрос, педагогическое тестирование |
Региональный реестр реализуемых дополнительных профессиональных программ, сведения из отчета ПК-1 |
8. |
Доля программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки от общего числа программ, реализуемых на базе ЦНПРМ, внесенных в федеральный реестр |
Выявление доли программ, реализуемых ГБУ ДПО ЦНППМ сертифицированных на федеральном уровне |
Экспертная оценка, аудит |
Региональный реестр реализуемых дополнительных профессиональных программ, сведения из информационной системы цифровой экосистемы "Академия Минпросвещения России" |
9. |
Доля педагогических работников, освоивших программы дополнительного профессионального образования, вошедших в федеральный реестр, подобранных с учетом диагностики профессиональных дефицитов |
Проведение сопоставления результатов обучения по программам, включенным в федеральный реестр, и программам, реализуемым в регионе |
Экспертная оценка с использованием математических и графических методов обработки информации |
Региональный реестр реализуемых дополнительных профессиональных программ, сведения из информационной системы цифровой экосистемы "Академия Минпросвещения России" |
10. |
Внедрена региональная модель цифровой образовательной среды дополнительного профессионального образования педагогических работников |
Выявление уровня сформированности и результативности функционирования региональной модели цифровой образовательной среды дополнительного профессионального образования педагогических работников |
Анкетирование, опрос, экспертная оценка |
Показатели эффективности функционирования региональной модели цифровой образовательной среды дополнительного профессионального образования |
11. |
Доля педагогических работников, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам в дистанционной форме |
Выявление уровня качества и эффективности обучения по дополнительным профессиональным программам в дистанционной форме и с применением электронного обучения |
Анкетирование, экспертная оценка |
Региональная информационная система учета педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации, аналитические отчеты по результатам проведенных оценочных процедур |
12. |
Доля программ дополнительного профессионального образования, реализуемых с применением электронного обучения |
|||
13. |
Доля педагогических работников, прошедших подготовку в качестве экспертов для работы в региональной предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации |
Выявление уровней освоения компетенций в сфере оценочной деятельности, методических и предметных у педагогических работников, прошедших подготовку в качестве экспертов |
Педагогический тест, анкетирование, опрос |
Сведения из региональной информационной системы об учете слушателей, успешно завершивших обучение по программам повышения квалификации |
14. |
Доля программ повышения квалификации, в содержание которых внесены учебные модули по повышению стрессоустойчивости, сохранению психологического здоровья в целях профилактики профессионального "выгорания" |
Выявление уровня эффективности мер, направленных на профилактику профессионального "выгорания" и повышения стрессоустойчивости, сохранению психологического здоровья педагогических работников |
Анкетирование, опрос, экспертная оценка |
|
15. |
Доля педагогических работников, вошедших в методический актив, от общего числа педагогических работников |
Оценка эффективности деятельности методических объединений и служб |
Педагогический тест Анкетирование, экспертная оценка |
Показатели эффективности деятельности методических объединений и служб |
16. |
Доля педагогических работников, участвующих в различных формах методического сопровождения |
|||
17. |
Доля педагогических работников, привлекаемых для работы в центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, от общего числа педагогических работников |
|||
18. |
Внедрена региональная модель наставничества педагогических работников |
Выявление уровня сформированности и результативности функционирования региональной модели наставничества |
Анкетирование, опрос, экспертная оценка |
Показатели эффективности функционирования региональной модели наставничества |
19. |
Доля педагогических работников, участвующих в программах наставничества, от общего числа педагогических работников |
|||
20. |
Доля педагогических работников, сопровождаемых педагогами-методистами, прошедшими региональный отбор |
|||
21. |
Количество реализуемых проектов по поддержке молодых педагогов |
Оценка уровня эффективности функционирования региональной системы поддержки педагогических работников в возрасте до 35 лет в впервые три года работы |
Анкетирование, опрос, экспертная оценка |
Показатели эффективности функционирования региональной системы поддержки педагогических работников в возрасте до 35 лет в первые три года работы |
22. |
Доля педагогических работников в возрасте до 35 лет, участвующих в различных формах поддержки и сопровождения в первые 3 года работы |
|||
23. |
Количество индивидуальных программ наставничества, разработанных и утвержденных образовательными организациями |
|||
24. |
Доля педагогических работников, участвующих в сетевых формах методической поддержки |
Оценка уровня сформированности и эффективности деятельности единой региональной системы непрерывного научно-методического сопровождения педагогических работников |
Анкетирование, опрос, экспертная оценка |
Показатели эффективности функционирования единой региональной системы непрерывного научно-методического сопровождения педагогических работников |
25. |
Наличие системы анализа эффективности и оценивания результатов деятельности методических объединений и профессиональных сообществ педагогических работников |
|||
26. |
Количество реализуемых программ поддержки методических объединений и профессиональных сообществ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики от 5 июля 2021 г. N 22/638 "Об утверждении Программы по формированию системы профессионального развития педагогических работников в Кабардино-Балкарской Республике"
Вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования
Текст приказа опубликован на официальном сайте Министерства просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики (http://www.edu.kbr.ru)