Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства области
от 27.09.2021 N 844-пп
Положение
о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Оренбургской области
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Оренбургской области (далее - региональный государственный надзор).
2. Предметом регионального государственного надзора является соблюдение организациями и гражданами, за исключением организаций и граждан, деятельность которых подлежит федеральному государственному надзору (далее - контролируемые лица), обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленных Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Законами и иными нормативными правовыми актами Оренбургской области (далее - обязательные требования).
3. К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного надзора, применяются положения Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
4. Исполнительным органом государственной власти Оренбургской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного надзора, является департамент пожарной безопасности и гражданской защиты Оренбургской области (далее - департамент).
5. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление регионального государственного надзора (далее - должностные лица департамента), являются:
1) заместитель директора - начальник отдела по надзорной деятельности и чрезвычайным ситуациям департамента (далее - заместитель директора);
2) должностные лица департамента, должностным регламентом которых установлена обязанность по осуществлению регионального государственного надзора, в том числе проведению профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
6. Должностным лицом, уполномоченным на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, является заместитель директора.
7. Объектами регионального государственного надзора (далее - объекты надзора) являются деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к контролируемым лицам, осуществляющим деятельность, действия (бездействие).
8. Департамент осуществляет учет объектов регионального государственного надзора путем ведения перечня объектов регионального государственного надзора, подлежащего ежегодной корректировке и утверждению приказом департамента.
Информация об объектах регионального государственного надзора размещается на официальном сайте департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт департамента) и поддерживается в актуальном состоянии.
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного надзора
9. При осуществлении регионального государственного надзора применяется система оценки и управления рисками, в соответствии с которой объекты надзора относятся к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
категория значительного риска;
категория среднего риска;
категория низкого риска.
10. С учетом оценки вероятности несоблюдения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также тяжести потенциальных негативных последствий возможного неисполнения контролируемыми лицами обязательных требований их деятельность подлежит отнесению:
1) к категории значительного риска:
деятельность контролируемых лиц, эксплуатирующих опасные производственные объекты III и (или) IV классов опасности;
деятельность контролируемых лиц, эксплуатирующих гидротехнические сооружения III и (или) IV классов опасности;
деятельность контролируемых лиц, эксплуатирующих объекты, находящиеся на территориях, подверженных риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов;
2) к категории среднего риска:
деятельность контролируемых лиц, если эти контролируемые лица или находящиеся в их ведении организации и структурные подразделения этих организаций включены (входят) в установленном порядке в состав сил Оренбургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (на региональном, муниципальном и объектовом уровнях);
3) к категории низкого риска - деятельность иных контролируемых лиц.
11. Отнесение объекта надзора к одной из категорий риска осуществляется департаментом на основании сопоставления его характеристик с критериями отнесения объектов надзора к категориям риска в рамках осуществления регионального государственного надзора, указанным в пункте 10 настоящего Положения (далее - критерии риска).
При отнесении объекта надзора к категориям риска, применении критериев риска и выявлении индикаторов риска нарушений обязательных требований при осуществлении регионального государственного надзора используются сведения о контролируемых лицах, характеризующие уровень рисков причинения вреда (ущерба), полученные с соблюдением требований законодательства Российской Федерации, Оренбургской области из любых источников, обеспечивающих их достоверность.
При наличии критериев риска, позволяющих отнести объект регионального государственного надзора к различным категориям риска, подлежат применению критерии риска, относящие объект регионального государственного надзора к более высоким категориям риска.
Объекты надзора, подлежащие отнесению к категориям значительного и среднего риска, подлежат отнесению соответственно к категориям среднего и низкого риска при отсутствии составленного по результатам последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия акта контрольного (надзорного) мероприятия с зафиксированными выявленными нарушениями обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Объекты надзора, подлежащие отнесению к категориям среднего и низкого риска, подлежат отнесению соответственно к категориям значительного и среднего риска при наличии составленного по результатам последнего контрольного (надзорного) мероприятия акта контрольного (надзорного) мероприятия с зафиксированными выявленными нарушениями обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Изменение присвоенной объекту надзора категории риска на более высокую либо более низкую категорию риска допускается не более чем на одну ступень.
Департамент в течение 5 рабочих дней со дня поступления сведений о соответствии объекта надзора критериям риска иной категории риска либо об изменении критериев риска должен принять решение об изменении категории риска указанного объекта надзора.
Контролируемое лицо вправе подать в департамент заявление об изменении категории риска осуществляемой им деятельности в случае ее соответствия критериям риска для отнесения к иной категории риска.
12. При осуществлении регионального государственного надзора устанавливаются следующие индикаторы риска нарушения обязательных требований:
поступление в департамент акта проведения комплексной технической проверки готовности к работе локальной системы оповещения контролируемого лица с недостатками функционирования;
непредставление контролируемым лицом в установленный срок уведомления о принятии мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, указанных в предписании об устранении выявленных нарушений (далее - предписание);
наличие в уведомлении об исполнении предписания, представленном контролируемым лицом, сведений о принятии недостаточных мер по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Выявление индикаторов риска нарушения обязательных требований осуществляется департаментом без взаимодействия с контролируемыми лицами.
В целях выявления индикаторов риска нарушения обязательных требований департаментом осуществляются сбор, обработка, анализ и учет достоверных сведений об объектах надзора, полученных в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий, от государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в рамках межведомственного информационного взаимодействия, из обращений контролируемых лиц, иных граждан и организаций, сообщений средств массовой информации, а также сведений, содержащихся в информационных ресурсах.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
13. В целях стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, создания условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышения информированности о способах их соблюдения в рамках регионального государственного надзора осуществляются следующие профилактические мероприятия:
1) информирование.
Информирование осуществляется посредством размещения сведений, предусмотренных частью 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ, на официальном сайте департамента, в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах;
2) обобщение правоприменительной практики.
Департамент обеспечивает ежегодную подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики (далее - доклад). Доклад утверждается приказом департамента и размещается на официальном сайте департамента не позднее 31 марта года, следующего за отчетным годом;
3) меры стимулирования добросовестности.
Меры стимулирования добросовестности определяются в рамках программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утверждаемой приказом департамента.
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и перечень добросовестных контролируемых лиц размещаются на официальном сайте департамента;
4) объявление предостережения.
В случае наличия сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, департамент объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает ему принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований должно содержать указания на соответствующие обязательные требования в области защиты от чрезвычайных ситуаций, нормативный правовой акт, их предусматривающий, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения обязательных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.
Контролируемое лицо в течение 20 рабочих дней со дня получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований вправе подать в департамент возражение в отношении указанного предостережения (далее - возражение).
Департамент рассматривает возражение, по итогам рассмотрения направляет контролируемому лицу не позднее 20 рабочих дней со дня получения возражения мотивированный ответ. В случае несогласия с возражением в ответе контролируемому лицу указываются соответствующие обоснования, в случае согласия предостережение отменяется;
5) консультирование.
Консультирование контролируемых лиц, их представителей осуществляется должностными лицами департамента в письменной форме при их письменном обращении и в устной форме (по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия).
Консультирование, в том числе письменное, осуществляется должностным лицом департамента по следующим вопросам:
организация и осуществление регионального государственного надзора;
порядок осуществления контрольных (надзорных) мероприятий, установленных настоящим Положением;
соблюдение обязательных требований.
По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется, за исключением случаев консультирования на основании обращений контролируемых лиц, поступивших в письменной форме или в форме электронного документа. Консультирование в письменной форме осуществляется должностным лицом департамента в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Консультирование по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляется посредством размещения на официальном сайте департамента письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом департамента, при наличии 3 и более обращений по однотипным и тем же вопросам от разных контролируемых лиц и их представителей;
6) профилактический визит.
Профилактический визит проводится должностным лицом департамента в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности, соответствии его критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта надзора исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
В ходе профилактического визита может осуществляться консультирование контролируемого лица.
Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении объектов надзора, отнесенных к категории значительного риска. Обязательный профилактический визит в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности, проводится в любой период в течение года с даты начала эксплуатации гражданами и организациями опасных производственных объектов III и (или) IV классов опасности, гидротехнических сооружений III и (или) IV классов опасности.
О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения. Срок проведения профилактического визита не может превышать один рабочий день. По ходатайству должностного лица департамента, проводящего обязательный профилактический визит, заместитель директора может продлить срок проведения обязательного профилактического визита на срок не более 3 рабочих дней.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом департамент не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.
IV. Осуществление регионального государственного надзора
14. В рамках осуществления регионального государственного надзора при взаимодействии с контролируемыми лицами проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
1) инспекционный визит;
2) документарная проверка;
3) выездная проверка.
15. Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование.
16. Инспекционный визит проводится в порядке, установленном статьей 70 Федерального закона N 248-ФЗ. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта надзора.
17. Документарная проверка проводится в порядке, установленном статьей 72 Федерального закона N 248-ФЗ. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов.
18. Выездная проверка проводится в порядке, установленном статьей 73 Федерального закона N 248-ФЗ. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) досмотр;
3) опрос;
4) получение письменных объяснений;
5) истребование документов;
6) экспертиза.
Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
19. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в департамент информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, в связи с чем проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится контрольным (надзорным) органом на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения индивидуального предпринимателя, гражданина в департамент, в случаях:
1) отсутствия по месту регистрации гражданина (индивидуального предпринимателя), являющегося контролируемым лицом, на момент проведения контрольного (надзорного) мероприятия в связи с его ежегодным отпуском;
2) временной нетрудоспособности гражданина (индивидуального предпринимателя), являющегося контролируемым лицом, на момент проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
20. Досмотр осуществляется должностными лицами департамента в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи. Досмотр в отсутствие контролируемого лица или его представителя может осуществляться только в случае наличия у департамента сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) жизни, здоровью граждан, окружающей среде с обязательным применением видеозаписи.
21. С целью фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий могут использоваться технические средства, в том числе электронные вычислительные машины и электронные носители информации, копировальные аппараты, сканеры, телефоны (в том числе сотовой связи), средства аудиозаписи и видеозаписи, фотоаппараты, необходимые для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Решение о необходимости использования таких средств принимается должностными лицами департамента самостоятельно при проведении выездной проверки.
Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте по результатам контрольного (надзорного) мероприятия.
22. Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем двумя снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований. Аудио- и видеозапись осуществляются в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно, с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи.
В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований. Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия. Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
23. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, формируемого департаментом и подлежащего согласованию с органами прокуратуры в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.
24. Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц в зависимости от присвоенной категории риска объекту надзора осуществляется со следующей периодичностью:
для категории значительного риска - один раз в 4 года;
для категории среднего риска - один раз в 6 лет.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, не проводятся.
25. При наличии оснований для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных пунктами 1, 3 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, проводятся внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия и контрольные (надзорные) действия в их составе, предусмотренные пунктами 16 - 18 настоящего Положения.
Организация внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется в соответствии с положениями статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
V. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
26. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия оформляются в порядке, предусмотренном главой 16 Федерального закона 248-ФЗ.
VI. Обжалование решений департамента, действий (бездействия) его должностных лиц
27. Решение департамента, действия (бездействие) должностных лиц департамента могут быть обжалованы контролируемым лицом, его представителем в установленном Федеральным законом N 248-ФЗ порядке.
28. Жалоба на решение департамента, действия (бездействие) его должностных лиц при осуществлении регионального государственного надзора рассматривается заместителем директора департамента.
29. Жалоба на действия (бездействие) заместителя директора рассматривается директором департамента.
30. Жалоба подлежит рассмотрению в срок не более 20 рабочих дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях, связанных с необходимостью исследования значительных по объему материалов (более 200 листов), запросов материалов в другие органы государственной власти и организации, указанный срок может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней.
Раздел VII настоящего Положения вступает в силу с 1 марта 2022 г.
VII. Оценка результативности и эффективности деятельности департамента по осуществлению регионального государственного надзора
31. Оценка результативности и эффективности деятельности департамента осуществляется посредством применения ключевых показателей регионального государственного надзора и их целевых значений, а также индикативных показателей в соответствии с приложением к настоящему Положению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.