Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства области
от 27.09.2021 N 846-пп
Положение
о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - региональный государственный контроль (надзор)).
К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного контроля (надзора), применяются положения Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
2. Предметом регионального государственного контроля (надзора) являются:
1) соблюдение организациями лицензионных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионных требований к производству, поставкам, хранению и розничной продаже произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции), установленных законодательством Российской Федерации в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - лицензионные требования, обязательные требования);
2) соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, обязательных требований к фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе сведений об обороте алкогольной продукции лицами, осуществляющими ее розничную продажу, за исключением обязательных требований, установленных техническими регламентами (далее - обязательные требования);
3) соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами обязательных требований к декларированию объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, объема собранного винограда для производства винодельческой продукции, установленных законодательством Российской Федерации в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - обязательные требования).
3. Органом, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля (надзора), является министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области (далее - министерство).
4. Должностными лицами министерства, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора) (далее - должностные лица), являются:
1) первый заместитель министра сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области (далее - первый заместитель министра);
2) начальник управления по развитию потребительского рынка министерства;
3) начальник отдела контроля за оборотом алкогольной продукции управления по развитию потребительского рынка министерства;
4) консультант отдела контроля за оборотом алкогольной продукции управления по развитию потребительского рынка министерства;
5) главный специалист отдела контроля за оборотом алкогольной продукции управления по развитию потребительского рынка министерства;
6) инспектор отдела контроля за оборотом алкогольной продукции управления по развитию потребительского рынка министерства.
5. Объектами регионального государственного контроля (надзора) (далее - объект контроля) являются:
1) деятельность, действия (бездействие) организаций и граждан, установленных статьей 31 Федерального закона N 248-ФЗ, осуществляющих деятельность в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - контролируемые лица), в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим данную деятельность, действия (бездействие);
2) результаты деятельности контролируемых лиц, осуществляющих деятельность в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе продукция (товары), к которым предъявляются обязательные требования;
3) здания, помещения, сооружения, территории, оборудование, устройства, предметы, транспортные средства и другие объекты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются в рамках осуществления деятельности в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и к которым предъявляются обязательные требования.
6. Учет объектов контроля осуществляется министерством, в том числе с использованием государственных информационных систем.
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора)
7. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба).
8. Министерство при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска):
а) высокий риск;
б) средний риск;
г) низкий риск.
9. Критерии отнесения объектов регионального государственного контроля (надзора) к определенной категории риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям указаны в приложении N 1 к настоящему Положению.
10. Решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия принимается с учетом индикаторов риска нарушения обязательных требований, указанных в приложении N 2 к настоящему Положению.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
11. Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям ежегодно утверждается министерством до 20 декабря года, предшествующего году проведения профилактических мероприятий.
12. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) проводятся следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
Информирование
13. Министерство осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований в порядке, установленном статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ.
Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте министерства www.mcх.orb.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт министерства), в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
Обобщение правоприменительной практики
14. По итогам обобщения правоприменительной практики министерством ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным годом, готовится доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики министерства по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) (далее - доклад).
Доклад утверждается приказом министерства и размещается на сайте министерства до 1 апреля года, следующего за отчетным годом.
Объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований
15. Должностное лицо министерства регистрирует предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) в журнале учета объявленных предостережений с присвоением регистрационного номера.
В случае объявления министерством контролируемому лицу предостережения контролируемое лицо вправе подать в отношении этого предостережения возражение.
16. Возражение на предостережение (далее - возражение) должно содержать:
1) полное наименование организации - контролируемого лица; фамилию, имя и отчество (при наличии) гражданина - контролируемого лица;
2) идентификационный номер налогоплательщика - контролируемого лица;
3) дату и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
4) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
17. Возражение может быть подано контролируемым лицом в течение 10 рабочих дней со дня его получения. Возражение представляется на бумажном носителе почтовым отправлением либо в виде электронного документа, подписанного в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ, либо иными указанными в предостережении способами.
18. Министерство рассматривает поступившие возражения и по итогам их рассмотрения направляет ответ контролируемому лицу о согласии с возражениями или о несогласии с возражениями в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 248-ФЗ.
Возражение рассматривается должностным лицом, объявившим предостережение, либо иным должностным лицом в случае временного отсутствия должностного лица, объявившего предостережение.
Консультирование
19. Должностные лица проводят консультирование контролируемых лиц в письменной форме при их письменном обращении в случае, если обращение содержит просьбу предоставить ответ в письменном виде, и представляет ответ по почтовому адресу или адресу электронной почты, указанным в письменном обращении, либо в устной форме в случае обращения по телефону, посредством видео-конференц-связи или на личном приеме у должностного лица, а также в ходе осуществления контрольного (надзорного) мероприятия или публичного мероприятия.
20. Должностные лица осуществляют консультирование по вопросам:
1) применения обязательных требований, содержания и последствий их изменения;
2) о необходимых организационных мероприятий, которые должны реализовать контролируемые лица для соблюдения новых обязательных требований;
3) особенностей осуществления регионального государственного контроля (надзора).
Консультирование в письменной форме по вопросам, указанным в подпунктах 1 - 3 настоящего пункта, осуществляется должностным лицом в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в следующих случаях:
1) контролируемым лицом представлен запрос о предоставлении письменного ответа по вопросам консультирования;
2) за время консультирования предоставить ответ на поставленные вопросы невозможно;
3) в случае необходимости запроса дополнительной информации и документов для ответа на поставленные вопросы.
Министерство осуществляет учет консультирований, который ведется посредством внесения соответствующей записи в журнал консультирования.
21. Консультирование по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляется посредством размещения на сайте министерства письменного разъяснения, подписанного первым заместителем министра.
Профилактический визит
22. Профилактический визит проводится уполномоченным должностным лицом министерства в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи в соответствии с положениями Федерального закона N 248-ФЗ.
23. Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в течение одного года с момента начала их деятельности.
24. В ходе обязательного профилактического визита контролируемое лицо информируется по вопросам, указанным в пункте 20 настоящего Положения, а также по вопросам:
а) содержания нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменений в действующие нормативные правовые акты, а также о сроках и порядке вступления их в силу, применяемых к деятельности контролируемого лица либо к принадлежащим ему объектам контроля;
б) применения сложных и (или) наиболее значимых обязательных требований, а также обязательных требований, по которым отмечены случаи их массового нарушения либо последствия нарушения которых влекут серьезную угрозу охраняемым законом ценностям;
в) наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, к которым относятся нарушения, выявляемые в течение календарного года при проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
25. О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
26. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом министерство не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.
27. Профилактический визит проводится в течение одного рабочего дня в присутствии контролируемого лица либо его представителя.
В случае если в день проведения профилактического визита, проводимого в форме профилактической беседы, контролируемое лицо и его представители отсутствуют по месту проведения профилактического визита, профилактический визит переносится на иную дату.
В случае если проведение профилактического визита, проводимого путем использования видео-конференц-связи, в установленный день оказалось невозможным по техническим или иным причинам, профилактический визит переносится на иную дату.
При перенесении профилактического визита контролируемому лицу направляются повторные уведомления.
28. Министерство осуществляет учет профилактических мероприятий.
29. Продолжительность проведения обязательного профилактического визита не превышает 1 рабочий день.
IV. Контрольные (надзорные) мероприятия
Общие положения о контрольных (надзорных) мероприятиях, проводимых при осуществлении государственного контроля
30. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
31. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) проводятся следующие виды внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами:
1) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
2) выездное обследование.
32. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) проводятся следующие виды внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, предусматривающих взаимодействие с контролируемыми лицами:
1) контрольная закупка;
2) инспекционный визит;
3) рейдовый осмотр;
4) документарная проверка;
5) выездная проверка.
33. Контрольные (надзорные) мероприятия, предусматривающие взаимодействие с контролируемыми лицами, проводятся по решению первого заместителя министра. В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия указываются сведения, предусмотренные пунктами 1 - 14 части 1 статьи 64 Федерального закона N 248-ФЗ.
34. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, указанные в пункте 31 настоящего Положения, проводятся должностными лицами в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 248-ФЗ.
Контрольные (надзорные) действия
35. В ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) объектах могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) инструментальное обследование (с применением видеозаписи).
36. В ходе контрольной закупки может совершаться контрольное (надзорное) действие - осмотр.
37. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) инструментальное обследование;
5) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
38. В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов;
5) инструментальное обследование.
39. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов.
40. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов;
5) отбор проб и образцов;
6) инструментальное обследование;
7) экспертиза.
41. Отбор проб (образцов) продукции (товаров), результатов выполненной работы или оказанной услуги в ходе выездной проверки может осуществляться исключительно при отсутствии возможности оценки соблюдения обязательных требований иными способами, без отбора проб (образцов) продукции (товаров), результатов выполненной работы или оказанной услуги.
42. Отбор образцов продукции (товаров) осуществляется должностными лицами в порядке, установленном документами по стандартизации, правилами отбора проб (образцов) и методами их исследований (испытаний) и измерений, техническими регламентами или иными нормативными техническими документами, правилами, методами исследований (испытаний) и измерений, а также иными документами для направления указанных проб (образцов) на испытания и (или) экспертизу в экспертную организацию в целях проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. Отбор проб (образцов) оформляется соответствующим протоколом. Протокол отбора проб (образцов) является приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия
43. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
Требования к отдельным контрольным (надзорным) мероприятиям и контрольным (надзорным) действиям
44. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий должностными лицами министерства для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.
45. При использовании фотосъемки, аудио- и видеозаписи должна обеспечиваться фиксация даты, времени и места их использования.
Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств нарушений обязательных требований, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств нарушений обязательных требований, приобщаются к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
Информация о типах и марках технических средств, использованных при фотосъемке, аудио- и видеозаписи, указывается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
46. Индивидуальный предприниматель, являющийся контролируемым лицом, вправе представить в министерство информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случаях:
заболевания, связанного с утратой трудоспособности на момент проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
препятствия, возникшего в результате действия непреодолимой силы.
По результатам рассмотрения указанной информации проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится министерством на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших основанием для данного обращения индивидуального предпринимателя.
V. Особенности оценки соблюдения лицензионных требований контролируемыми лицами, имеющими лицензию
47. К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного контроля (надзора) по соблюдению контролируемыми лицами лицензионных требований, применяются положения Федерального закона N 248-ФЗ с учетом особенностей, установленных Федеральным законом N 171-ФЗ и настоящим Положением.
VI. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
48. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия оформляются в порядке, предусмотренном главой 16 Федерального закона N 248-ФЗ.
VII. Досудебное обжалование решений министерства и действий (бездействия) его должностных лиц
49. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора), имеют право на досудебное обжалование:
1) решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
2) актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;
3) действий (бездействия) должностных лиц в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
50. Обжалование решений министерства, действий (бездействия) должностных лиц в досудебном порядке осуществляется в соответствии с положениями статей 40 - 42 Федерального закона N 248-ФЗ.
51. Жалоба на решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений, на действия (бездействие) должностных лиц в рамках контрольных (надзорных) мероприятий (далее - жалоба) подлежит рассмотрению в порядке, установленном статьей 43 Федерального закона N 248-ФЗ.
52. Жалоба рассматривается в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней в случаях необходимости запроса дополнительной информации и документов для рассмотрения жалобы, временного отсутствия должностного лица, действия (бездействие) которого обжалуются.
53. Жалоба на решение министерства, действия (бездействие) его должностных лиц при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) рассматривается первым заместителем министра.
Жалоба на действия (бездействие) первого заместителя министра при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) рассматривается министром.
Раздел VIII настоящего положения вступает в силу с 1 марта 2022 г.
VIII. Ключевой показатель регионального государственного контроля (надзора), индикативные показатели регионального государственного контроля (надзора), их целевые значения
54. Оценка результативности и эффективности деятельности министерства осуществляется посредством применения ключевого и индикативных показателей регионального государственного контроля (надзора) и их целевых значений, указанных в приложении N 3 к настоящему Положению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.