Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства области
от 27.09.2021 N 857-пп
Положение
о региональном государственном жилищном контроле (надзоре) в Оренбургской области
29 декабря 2021 г., 15 марта 2022 г.
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного жилищного контроля (надзора) в Оренбургской области (далее - государственный жилищный надзор).
К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, применяются положения Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
2. Государственный жилищный надзор на территории Оренбургской области осуществляет государственная жилищная инспекция по Оренбургской области (далее - инспекция).
3. Должностными лицами инспекции, уполномоченными на осуществление государственного жилищного надзора (далее - должностные лица), являются:
а) начальник инспекции - главный государственный жилищный инспектор Оренбургской области (далее - начальник инспекции);
б) заместитель начальника инспекции - заместитель главного государственного жилищного инспектора Оренбургской области (далее - заместитель начальника инспекции);
в) начальник отдела инспекции (лицо, его замещающее);
г) должностное лицо инспекции, в должностные обязанности которого в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий по государственному жилищному надзору, в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
Пункт 4 изменен с 19 марта 2022 г. - Постановление Правительства Оренбургской области от 15 марта 2022 г. N 202-пп
4. Должностные лица, уполномоченные на проведение конкретного профилактического мероприятия или контрольного (надзорного) мероприятия, определяются решением инспекции о проведении профилактического мероприятия или контрольного (надзорного) мероприятия.
Решение о проведении профилактических мероприятий или контрольных (надзорных) мероприятий принимается начальником инспекции, заместителем начальника инспекции, начальниками отделов инспекции (лицами, их замещающими) (далее - уполномоченные должностные лица).
5. Объектом государственного жилищного надзора (далее - объект контроля) является деятельность граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в рамках которой должны соблюдаться обязательные требования, установленные жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Пункт 6 изменен с 4 января 2022 г. - Постановление Правительства Оренбургской области от 29 декабря 2021 г. N 1356-пп
6. Инспекцией осуществляется учет объектов контроля с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ), государственной информационной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольно-надзорной деятельности" посредством сбора, обработки, анализа и учета информации об объектах контроля, размещаемой в ГИС ЖКХ в соответствии с требованиями, установленными статьей 7 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", информации, получаемой в рамках межведомственного информационного взаимодействия, общедоступной информации, а также информации, получаемой по итогам проведения профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
Информация об объектах государственного жилищного надзора и связанных с ними контролируемых лицах актуализируется по мере ее поступления.
7. Предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами (далее - контролируемые лица) обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда:
а) требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме;
б) требований к формированию фондов капитального ремонта;
в) требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
г) требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
д) правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
е) правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения;
ж) правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
з) требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов;
и) требований к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в ГИС ЖКХ;
к) требований к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах;
л) требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования.
8. Должностные лица при осуществлении полномочий по государственному жилищному надзору пользуются правами и выполняют обязанности, установленные статьей 29 Федерального закона N 248-ФЗ, а также несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий.
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного жилищного надзора
9. Государственный жилищный надзор осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
10. Инспекция в целях управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении государственного жилищного надзора относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
а) высокий риск;
б) средний риск;
в) умеренный риск;
г) низкий риск.
11. Критерии отнесения объектов контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) в рамках осуществления государственного жилищного надзора устанавливаются в соответствии с приложением N 1 к настоящему Положению.
В случае если объект контроля не отнесен инспекцией к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
12. Отнесение объектов контроля к одной из категорий риска, а также изменение категории риска, к которой ранее был отнесен объект контроля, осуществляется на основании решения инспекции.
13. Инспекция в течение 5 рабочих дней со дня поступления сведений о соответствии объекта контроля критериям риска иной категории риска либо об изменении критериев риска принимает решение об изменении категории риска указанного объекта контроля.
14. Контролируемое лицо вправе подать в инспекцию заявление об изменении категории риска осуществляемой им деятельности либо категории риска принадлежащих ему (используемых им) иных объектов контроля в случае их соответствия критериям риска для отнесения к иной категории риска.
Пункт 15 изменен с 4 января 2022 г. - Постановление Правительства Оренбургской области от 29 декабря 2021 г. N 1356-пп
15. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля в зависимости от категории риска проводятся со следующей периодичностью:
а) для категории высокого риска - одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
инспекционный визит - один раз в 2 года;
документарная проверка - один раз в 2 года;
выездная проверка - один раз в 2 года;
б) для категории среднего риска - одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
инспекционный визит - один раз в 3 года;
документарная проверка - один раз в 3 года;
выездная проверка - один раз в 3 года;
в) для категории умеренного риска - одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
документарная проверка - один раз в 3 года;
выездная проверка - один раз в 3 года.
В отношении контролируемых лиц, чья деятельность отнесена к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
При осуществлении государственного жилищного надзора в отношении действий (бездействия) гражданина плановые контрольные (надзорные) мероприятия, указанные в пунктах 28 и 29 настоящего Положения, не проводятся.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
16. В целях стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований контролируемыми лицами, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также создания условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышения информированности о способах их соблюдения инспекция при осуществлении государственного жилищного надзора осуществляет профилактические мероприятия в соответствии с ежегодно утверждаемой программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
17. При осуществлении государственного жилищного надзора инспекция проводит следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
Пункт 18 изменен с 4 января 2022 г. - Постановление Правительства Оренбургской области от 29 декабря 2021 г. N 1356-пп
18. Информирование контролируемых лиц осуществляется инспекцией в соответствии со статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной тайне и об иной охраняемой законом тайне.
Пункт 19 изменен с 4 января 2022 г. - Постановление Правительства Оренбургской области от 29 декабря 2021 г. N 1356-пп
19. Обобщение правоприменительной практики осуществляется инспекцией в соответствии со статьей 47 Федерального закона N 248-ФЗ.
По итогам обобщения правоприменительной практики инспекция обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики по осуществлению государственного жилищного надзора (далее - доклад о правоприменительной практике).
Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом руководителя инспекции (лица, его замещающего) до 10 марта года, следующего за отчетным годом, и размещается на официальном сайте инспекции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") до 15 марта года, следующего за отчетным годом.
Доклад о правоприменительной практике подлежит направлению инспекцией в адрес Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в течение 2 рабочих дней со дня его размещения на официальном сайте инспекции в сети Интернет.
Пункт 20 изменен с 19 марта 2022 г. - Постановление Правительства Оренбургской области от 15 марта 2022 г. N 202-пп
20. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в случаях, установленных частью 1 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ.
Должностными лицами инспекции, уполномоченными на объявление и направление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, являются начальники отделов инспекции (лица, их замещающие).
Предостережение направляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 248-ФЗ.
Контролируемое лицо не позднее 15 рабочих дней после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований вправе подать в инспекцию возражение в отношении указанного предостережения.
Возражение может быть подано в инспекцию с соблюдением требований, установленных частью 6 и частью 7 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ, в письменном виде на бумажном носителе почтовым отправлением, в виде электронного документа на адрес электронной почты, указанный в предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований, или иными указанными в таком предостережении способами.
В возражении указываются:
а) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, физического лица;
б) идентификационный номер налогоплательщика - юридического лица, индивидуального предпринимателя;
в) дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
г) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
Начальник отдела инспекции (лицо, его замещающее), объявивший и направивший предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, изучает возражение, документы и материалы, представленные контролируемым лицом, а также находящиеся в инспекции, имеющие отношение к соблюдению требований, о недопустимости нарушения которых объявлено предостережение, и подготавливает проект ответа на возражение в течение 15 рабочих дней со дня регистрации в инспекции поступившего возражения.
Подписанный заместителем начальника инспекции ответ по итогам рассмотрения возражения в отношении предостережения направляется инспекцией контролируемому лицу в порядке, предусмотренном настоящим пунктом Положения, не позднее 20 рабочих дней со дня получения такого возражения.
Инспекция осуществляет учет объявленных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и использует соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
В случае удовлетворения возражения в отношении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований по итогам его рассмотрения данные такого предостережения не используются для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
Пункт 21 изменен с 4 января 2022 г. - Постановление Правительства Оренбургской области от 29 декабря 2021 г. N 1356-пп
21. Консультирование контролируемых лиц осуществляется должностными лицами инспекции в соответствии со статьей 50 Федерального закона N 248-ФЗ в устной форме по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
Консультирование осуществляется по следующим вопросам:
а) организация и осуществление государственного жилищного надзора;
б) порядок проведения профилактических мероприятий;
в) предмет государственного жилищного надзора.
Письменное консультирование осуществляется по вопросу, предусмотренному подпунктом "в" настоящего пункта, в случае поступления соответствующего обращения в письменной форме.
Рассмотрение инспекцией письменного запроса контролируемого лица осуществляется в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В случае поступления в инспекцию 5 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальном сайте инспекции в сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного заместителем начальника инспекции.
Инспекцией осуществляется учет консультирований.
Пункт 22 изменен с 19 марта 2022 г. - Постановление Правительства Оренбургской области от 15 марта 2022 г. N 202-пп
22. Профилактический визит осуществляется в соответствии со статьей 52 Федерального закона N 248-ФЗ.
По результатам профилактического визита составляется учетная карточка профилактического визита. Инспекцией ведется учет профилактических визитов.
Пункт 23 изменен с 19 марта 2022 г. - Постановление Правительства Оренбургской области от 15 марта 2022 г. N 202-пп
23. Обязательные профилактические визиты проводятся инспекцией в отношении:
а) объектов государственного жилищного надзора, отнесенных к категории высокого риска;
б) контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами.
Обязательный профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
В ходе обязательного профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к иным объектам контроля, их соответствии критериям риска, об основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля, исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
Обязательный профилактический визит в отношении контролируемого лица, приступающего к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами, проводится не позднее чем в течение 1 года с момента начала такой деятельности.
Обязательный профилактический визит в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска, проводится не позднее 1 года с момента отнесения объекта контроля к категории высокого риска.
О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо уведомляется не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения. Срок проведения обязательного профилактического визита не должен превышать 1 рабочий день.
Контролируемое лицо (объект контроля) вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом инспекцию не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.
IV. Осуществление государственного жилищного надзора
24. При осуществлении государственного жилищного надзора контрольные (надзорные) мероприятия могут проводиться на плановой и внеплановой основе.
25. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия осуществляются в соответствии со статьей 61 Федерального закона N 248-ФЗ. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, утвержденного заместителем начальника инспекции (лицом, его замещающим) и согласованного с органами прокуратуры.
Формирование ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, его согласование с органами прокуратуры, включение в него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2428 "О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года".
26. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия осуществляются в соответствии со статьей 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
27. При осуществлении государственного жилищного надзора взаимодействием инспекции, ее должностных лиц с контролируемыми лицами являются встречи, телефонные и иные переговоры (непосредственное взаимодействие) между должностным лицом и контролируемым лицом или его представителем, запрос документов, иных материалов, присутствие должностного лица в месте осуществления деятельности контролируемого лица.
28. Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
а) инспекционный визит;
б) документарная проверка;
в) выездная проверка.
29. Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия (далее - контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия):
а) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
б) выездное обследование.
30. Контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, проводятся только путем совершения должностным лицом следующих контрольных (надзорных) действий:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) инструментальное обследование;
Подпункт "д" изменен с 4 января 2022 г. - Постановление Правительства Оренбургской области от 29 декабря 2021 г. N 1356-пп
д) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений);
Пункт 30 дополнен подпунктом "е" с 4 января 2022 г. - Постановление Правительства Оренбургской области от 29 декабря 2021 г. N 1356-пп
е) экспертиза.
31. В отношении объектов контроля осуществляются следующие виды плановых контрольных (надзорных) мероприятий:
а) документарная проверка;
б) выездная проверка;
Пункт 31 дополнен подпунктом "в" с 19 марта 2022 г. - Постановление Правительства Оренбургской области от 15 марта 2022 г. N 202-пп
в) инспекционный визит.
32. Проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий по основаниям, предусмотренным в пунктах 1, 3, 4, 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, осуществляется в виде инспекционного визита, документарной проверки, выездной проверки.
Пункт 33 изменен с 19 марта 2022 г. - Постановление Правительства Оренбургской области от 15 марта 2022 г. N 202-пп
33. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия инспекцией используются следующие индикаторы риска нарушения обязательных требований:
а) трехкратный и более рост количества обращений за единицу времени (месяц, квартал) в сравнении с предшествующим аналогичным периодом и (или) с аналогичным периодом предшествующего календарного года, поступивших в адрес инспекции от граждан (поступивших способом, позволяющим установить личность обратившегося гражданина) или организаций, являющихся собственниками помещений в многоквартирном доме, граждан, являющихся пользователями помещений в многоквартирном доме, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований (далее - органы местного самоуправления), из средств массовой информации, сети "Интернет", государственных информационных систем о фактах нарушений контролируемыми лицами обязательных требований, установленных частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) отсутствие в течение трех и более месяцев актуализации информации, подлежащей размещению в ГИС ЖКХ в соответствии с порядком, составом, сроками и периодичностью размещения, устанавливаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
34. При поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, сети "Интернет", государственных информационных систем о возможных нарушениях обязательных требований в отношении муниципального жилищного фонда либо при поступлении обращений от нанимателей либо иных лиц, пользующихся на ином законном основании помещением муниципального жилищного фонда, такие обращения (заявления), информация подлежат перенаправлению в 7-дневный срок со дня получения в соответствующий орган муниципального жилищного контроля.
35. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется в соответствии с общими требованиями, установленными статьей 65 Федерального закона N 248-ФЗ.
36. Контрольное (надзорное) мероприятие может быть начато после внесения в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий сведений, установленных правилами его формирования и ведения, за исключением наблюдения за соблюдением обязательных требований и выездного обследования, а также случаев неработоспособности единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, зафиксированных оператором реестра.
Проведение контрольных (надзорных) мероприятий, информация о которых на момент начала их проведения в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий отсутствует, не допускается.
37. Инспекционный визит проводится в соответствии со статьей 70 Федерального закона N 248-ФЗ.
Перечень допустимых контрольных (надзорных) действий в ходе инспекционного визита:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) инструментальное обследование;
д) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
38. Документарная проверка проводится в соответствии со статьей 72 Федерального закона N 248-ФЗ.
В ходе документарной проверки допускается совершение следующих контрольных (надзорных) действий:
а) получение письменных объяснений;
б) истребование документов.
Пункт 39 изменен с 4 января 2022 г. - Постановление Правительства Оренбургской области от 29 декабря 2021 г. N 1356-пп
39. Выездная проверка проводится в соответствии со статьей 73 Федерального закона N 248-ФЗ.
В ходе выездной проверки допускается совершение следующих контрольных (надзорных) действий:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) истребование документов;
д) инструментальное обследование;
е) экспертиза.
Срок проведения выездной проверки составляет 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки составляет 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
Пункт 40 изменен с 19 марта 2022 г. - Постановление Правительства Оренбургской области от 15 марта 2022 г. N 202-пп
40. Контрольные (надзорные) действия в рамках контрольного (надзорного) мероприятия осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона N 248-ФЗ.
Внеплановый инспекционный визит и внеплановая выездная проверка могут проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев их проведения в соответствии с пунктами 3 - 5 части 1, частью 3 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
Пункт 41 изменен с 4 января 2022 г. - Постановление Правительства Оренбургской области от 29 декабря 2021 г. N 1356-пп
41. При проведении выездной проверки или инспекционного визита должностные лица в случае проведения такого контрольного (надзорного) действия, как осмотр, для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использовать фотосъемку, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.
Решение о необходимости использования технических средств, в том числе электронных вычислительных машин и электронных носителей информации, копировальных аппаратов, сканеров, телефонов (в том числе сотовой связи), средств аудио- и видеозаписи, фотоаппаратов, необходимых для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, фотосъемки, аудио- и видеозаписи при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, принимается должностным лицом самостоятельно. Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и об использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
Оборудование, используемое для проведения фото- и видеофиксации, должно иметь техническую возможность отображения на фотоснимках и видеозаписи текущей даты и времени.
При проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи должны применяться приемы фиксации, при которых полученные фотоснимки, аудиозапись, видеозапись максимально точно и полно отображают свойства объектов контроля, данные о месте съемки.
Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем двумя снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований.
Аудио- и видеозапись осуществляются в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно, с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
Использование фотосъемки, аудио- и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны.
Информация о проведении фото-, аудио- и видеозаписи отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия с указанием названия, типа и марки оборудования, с помощью которого проводилась фиксация.
Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
42. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий и совершении контрольных (надзорных) действий, которые в соответствии с требованиями Федерального закона N 248-ФЗ должны проводиться в присутствии контролируемого лица либо его представителя, присутствие контролируемого лица либо его представителя обязательно, за исключением проведения контрольных (надзорных) мероприятий, совершения контрольных (надзорных) действий, не требующих взаимодействия с контролируемым лицом. В случаях отсутствия контролируемого лица либо его представителя, предоставления контролируемым лицом информации контрольному (надзорному) органу о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия контрольные (надзорные) мероприятия проводятся, контрольные (надзорные) действия совершаются, если оценка соблюдения обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия может быть проведена без присутствия контролируемого лица, а контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
43. Контролируемое лицо вправе представить в инспекцию информацию о невозможности присутствовать при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, в связи с чем проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения в инспекцию и подтвержденных соответствующими доказательствами, в случае:
а) болезни, подтвержденной письменными (электронными) доказательствами;
б) нахождения за пределами Российской Федерации;
в) административного ареста;
г) нахождения в стационаре, в отпуске, в командировке за пределами населенного пункта.
44. Инспекция в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, обязана размещать и поддерживать в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети "Интернет":
а) перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования;
б) перечень индикаторов риска нарушений обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;
в) ежегодный план проведения плановых проверок;
г) программу профилактики рисков причинения вреда;
д) ежегодные доклады об осуществлении государственного жилищного надзора и эффективности такого надзора, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики;
е) тексты рекомендаций и информацию, которые содействуют выполнению обязательных требований.
V. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
45. К результатам контрольного (надзорного) мероприятия относятся оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, создание условий для предупреждения нарушений обязательных требований и (или) прекращения их нарушений, восстановление нарушенного положения, направление уполномоченным органам или должностным лицам информации для рассмотрения вопроса о привлечении к ответственности и (или) применении инспекцией мер, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ.
46. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт). В случае если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, какими нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия в акте указывается факт его устранения. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту. Заполненные при проведении контрольного (надзорного) мероприятия проверочные листы должны быть приобщены к акту.
47. Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия, если иной порядок оформления акта не установлен Федеральным законом N 248-ФЗ.
48. Акт контрольного (надзорного) мероприятия, проведение которого было согласовано органами прокуратуры, направляется в органы прокуратуры посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий непосредственно после его оформления.
49. Контролируемое лицо или его представитель знакомится с содержанием акта на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия, за исключением случаев, установленных пунктом 50 настоящего Положения.
50. В случае проведения документарной проверки, а также в случаях отсутствия контролируемого лица либо его представителя, предоставления контролируемым лицом информации в инспекцию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия контрольные (надзорные) мероприятия проводятся, контрольные (надзорные) действия совершаются, если оценка соблюдения обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия может быть проведена без присутствия контролируемого лица и контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, должностное лицо инспекции направляет акт контролируемому лицу в порядке, установленном частями 4 и 5 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
51. Контролируемое лицо подписывает акт тем же способом, которым изготовлен данный акт. При отказе или невозможности подписания контролируемым лицом или его представителем акта по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия в акте делается соответствующая отметка.
52. В случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте, контролируемое лицо в течение 15 рабочих дней со дня получения акта вправе представить в инспекцию в письменной форме возражения в отношении акта в целом или его отдельных положений. При этом контролируемое лицо вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их копии либо в согласованный срок передать их в инспекцию. Указанные документы могут быть направлены в форме электронных документов (пакета электронных документов).
53. В случае поступления в инспекцию возражений, указанных в пункте 52 настоящего Положения, должностное лицо назначает контролируемому лицу дату и время обсуждения поступивших возражений.
54. В ходе таких обсуждений контролируемое лицо вправе давать пояснения, представлять дополнительные документы или их заверенные копии, в том числе представлять информацию о предпочтительных сроках устранения выявленных нарушений обязательных требований.
55. По итогам рассмотрения возражений на акт контролируемому лицу направляется мотивированный ответ одновременно с решением по результатам контрольного (надзорного) мероприятия не позднее 20 рабочих дней со дня поступления таких возражений.
56. В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия сведения об этом вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Должностное лицо вправе выдать рекомендации по соблюдению обязательных требований, провести иные мероприятия, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
57. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом должностное лицо в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано:
а) выдать после оформления акта контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
б) незамедлительно принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения вплоть до обращения в суд с требованием о запрете эксплуатации (использования) зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и о доведении до сведения организаций любым доступным способом информации о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и способах ее предотвращения в случае если при проведении контрольного (надзорного) мероприятия установлено, что деятельность организации, владеющей и (или) пользующейся объектом контроля, эксплуатация (использование) ею зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, выполняемые работы, оказываемые услуги представляют непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или что такой вред (ущерб) причинен;
в) при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии с компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к административной ответственности;
г) принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания;
д) рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
58. Утратил силу с 4 января 2022 г. - Постановление Правительства Оренбургской области от 29 декабря 2021 г. N 1356-пп
59. Решения, принятые по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, предусмотренных частью 2 статьи 91 Федерального закона N 248-ФЗ, подлежат отмене заместителем начальника инспекции или судом, в том числе по представлению (заявлению) прокурора.
В случае самостоятельного выявления грубых нарушений требований к организации и осуществлению государственного жилищного надзора заместитель начальника инспекции принимает решение о признании результатов такого мероприятия недействительными.
60. Инспекция осуществляет контроль за исполнением предписаний, иных решений инспекции (далее - решения), вынесенных должностными лицами инспекции.
61. Заместитель начальника инспекции по ходатайству контролируемого лица, по представлению должностного лица вправе внести изменения в решение в сторону улучшения положения контролируемого лица.
62. При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение решения невозможно в установленные сроки, заместитель начальника инспекции может отсрочить исполнение решения на срок до 1 года, о чем принимается соответствующее решение.
63. Решение об отсрочке исполнения решения принимается заместителем начальника инспекции.
64. По ходатайству контролируемого лица или по представлению должностного лица заместителем начальника инспекции в течение 10 дней со дня поступления в инспекцию указанного ходатайства или направления представления рассматриваются вопросы, связанные с исполнением решения:
а) о разъяснении способа и порядка исполнения решения;
б) об отсрочке исполнения решения;
в) о приостановлении исполнения решения, возобновлении ранее приостановленного исполнения решения;
г) о прекращении исполнения решения.
65. Контролируемое лицо информируется в порядке, установленном частями 4 и 5 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ, о месте и времени рассмотрения вопросов, указанных в пункте 64 настоящего Положения. Неявка контролируемого лица без уважительной причины не является препятствием для рассмотрения соответствующих вопросов.
66. Решение, принятое по результатам рассмотрения вопросов, связанных с исполнением решения, доводится до контролируемого лица в установленном порядке.
67. По истечении срока исполнения контролируемым лицом решения, принятого в соответствии с подпунктом "а" пункта 57 настоящего Положения, либо при представлении контролируемым лицом до истечения указанного срока документов и сведений, представление которых установлено указанным решением, либо в случае получения информации в рамках наблюдения за соблюдением обязательных требований инспекция оценивает исполнение решения на основании представленных документов и сведений, полученной информации.
Если указанные документы и сведения контролируемым лицом не представлены или на их основании либо на основании информации, полученной в рамках наблюдения за соблюдением обязательных требований, невозможно сделать вывод об исполнении решения, инспекция оценивает исполнение указанного решения путем проведения одного из контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных подпунктами "а", "б" пункта 28 настоящего Положения. В случае если проводится оценка исполнения решения, принятого по итогам выездной проверки, допускается проведение выездной проверки.
В случае если по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия инспекцией будет установлено, что решение не исполнено или исполнено ненадлежащим образом, инспекция вновь выдает контролируемому лицу решение, предусмотренное подпунктом "а" пункта 57 настоящего Положения, с указанием новых сроков его исполнения. При неисполнении предписания в установленные сроки инспекция принимает меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания.
Информация об исполнении решения инспекции в полном объеме вносится в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.
VI. Порядок обжалования решений инспекции, действий (бездействия) должностных лиц инспекции при осуществлении государственного жилищного надзора
68. Порядок обжалования решений инспекции, действий (бездействия) должностных лиц инспекции определяется главой 9 Федерального закона N 248-ФЗ.
69. Предметом досудебного обжалования являются:
а) решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
б) акты контрольных (надзорных) мероприятий, предписания об устранении выявленных нарушений;
в) действия (бездействие) должностных лиц инспекции в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
70. Форма и содержание жалобы должны соответствовать требованиям статьи 41 Федерального закона N 248-ФЗ.
71. В случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель прилагает к жалобе соответствующие документы либо их копии.
72. Жалоба подается контролируемым лицом в инспекцию в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг. При подаче жалобы гражданином и индивидуальным предпринимателем она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается контролируемым лицом в инспекцию в письменном виде с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне и об иной охраняемой законом тайне.
Жалоба на решение инспекции, действия (бездействие) ее должностных лиц может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Жалоба на предписание об устранении выявленных нарушений может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.
73. Порядок обжалования и рассмотрения жалобы на акт регулируется пунктами 52 - 55 настоящего Положения.
74. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен инспекцией.
75. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.
76. Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения инспекции.
Инспекция не позднее 2 рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:
а) о приостановлении исполнения обжалуемого решения инспекции;
б) об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения инспекции.
Информация о принятом решении направляется лицу, подавшему жалобу, в течение 1 рабочего дня с момента принятия решения.
77. Должностное лицо инспекции принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение 5 рабочих дней со дня получения жалобы в случаях, установленных статьей 42 Федерального закона N 248-ФЗ.
78. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации. При особой сложности, объемности мероприятий, необходимых для рассмотрения жалобы на решение инспекции, действия (бездействие) должностных лиц инспекции, необходимости проведения специальных исследований, изучения дополнительных материалов, направления инспекцией запросов для получения дополнительной информации этот срок может быть продлен решением заместителя начальника инспекции на 20 рабочих дней.
79. По итогам рассмотрения жалобы должностное лицо, ее рассмотревшее, принимает одно из следующих решений:
1) оставляет жалобу без удовлетворения;
2) отменяет решение инспекции полностью или частично;
3) отменяет решение инспекции полностью и принимает новое решение;
4) признает действия (бездействие) должностных лиц инспекции незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
80. Жалоба на решение инспекции, действия (бездействие) должностных лиц инспекции рассматривается заместителем начальника инспекции.
Жалоба на решение, действия (бездействие) заместителя начальника инспекции рассматривается начальником инспекции.
Раздел VII настоящего Положения вступает в силу с 1 марта 2022 г.
VII. Оценка результативности и эффективности деятельности инспекции
81. Оценка результативности и эффективности контрольной (надзорной) деятельности инспекции осуществляется посредством применения ключевого и индикативных показателей государственного жилищного надзора и их целевых значений в соответствии с приложением N 2 к настоящему Положению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.