Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 2. Порядок организации и осуществления муниципального контроля
1. Муниципальный контроль осуществляется посредством проведения:
1) профилактических мероприятий;
2) контрольных мероприятий, предусматривающих взаимодействие с контролируемыми лицами;
3) контрольных мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами.
2. Система оценки и управления рисками при осуществлении муниципального контроля не применяется.
3. При осуществлении муниципального контроля взаимодействием органа муниципального контроля, его должностных лиц с контролируемыми лицами являются встречи, телефонные и иные переговоры (непосредственное взаимодействие) между инспектором и контролируемым лицом или его представителем, запрос документов, иных материалов, присутствие инспектора в месте осуществления деятельности контролируемого лица (за исключением случаев присутствия инспектора на общедоступных производственных объектах).
4. Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных мероприятий:
1) инспекционный визит;
2) рейдовый осмотр;
3) документарная проверка;
4) выездная проверка.
5. Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные мероприятия (далее - контрольные мероприятия без взаимодействия):
1) наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности);
2) выездное обследование.
6. Оценка соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований органами муниципального контроля не может проводиться иными способами, кроме как посредством контрольных мероприятий, указанных в Положении.
7. Инспекционный визит, выездная проверка могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.
8. Муниципальный контроль осуществляется без проведения плановых контрольных мероприятий.
9. Все внеплановые контрольные мероприятия проводятся только после согласования с органами прокуратуры в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
10. В отношении проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований, выездного обследования не требуется принятие решения о проведении данного контрольного мероприятия.
11. Контрольные мероприятия без взаимодействия проводятся инспектором на основании заданий начальника (заместителя начальника) органа муниципального контроля, включая задания, содержащиеся в планах работы органа муниципального контроля.
Задание оформляется по форме документов, используемых при осуществлении муниципального контроля, утверждённой постановлением Администрации города.
В задании указываются:
1) цель проведения мероприятия, дата проведения мероприятия либо период начала и окончания проведения мероприятия, фамилия, имя, отчество (при наличии) инспектора, которому поручено проведение мероприятия;
2) сведения об объекте, в отношении которого будет проводиться мероприятие, - о виде, местоположении объекта, в том числе его адресе и кадастровом (реестровом) номере (при наличии), сведения о принадлежности объекта и праве, на котором объект принадлежит правообладателю (при наличии).
Задание перед началом выполнения мероприятия вручается начальником (заместителем начальника) органа муниципального контроля инспектору, которому поручено осуществление мероприятия.
Вручение задания осуществляется под подпись в журнале мероприятий по контролю без взаимодействия с контролируемыми лицами (далее - журнал мероприятий), по форме документов, используемых при осуществлении муниципального контроля, утверждённой постановлением Администрации города.
После окончания проведения мероприятия в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днём проведения мероприятия, задание вместе с документами, отражающими результаты проведения мероприятия, возвращается начальнику (заместителю начальника) органа муниципального контроля инспектором, о чём делается соответствующая отметка в журнале мероприятий.
Результаты мероприятия оформляются инспектором в виде акта о проведении мероприятия по форме документов, используемых при осуществлении муниципального контроля, утверждённой постановлением Администрации города.
В акте о проведении мероприятия по контролю без взаимодействия с контролируемыми лицами (далее - акт) отражается порядок его проведения и фиксируются результаты проведённого мероприятия. Акт составляется инспектором в одном экземпляре в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за датой проведения мероприятия.
Акт должен содержать указание на вид проведённого мероприятия, сведения о задании, на основании которого проводится мероприятие, наименование вида муниципального контроля, в рамках которого проводится мероприятие, дату либо период проведения мероприятия, время его начала и окончания, сведения об участниках мероприятия, краткое описание действий должностного лица, участников мероприятия, информацию о данных, полученных при его проведении, в том числе результатов осмотров, обследований, исследований, измерений, наблюдений, сведения, о технических средствах, при помощи которых производились технические измерения, а также фиксация результатов (хода проведения) мероприятий, сведения о приложениях к акту, а также пояснения, дополнения и замечания участников мероприятия.
Схемы, таблицы, отражающие данные, полученные при применении средств технических измерений и фиксации, в том числе фототаблицы и электронные носители информации, содержащие сведения, полученные при проведении мероприятия, являются приложением к акту. Приложения к акту, изложенные на бумажных носителях, подписываются участниками мероприятия, электронные носители информации запечатываются в конверт, скрепляемый подписями участников мероприятия.
После исполнения задание и акты подлежат хранению в отделе административного контроля органа муниципального контроля в соответствии с номенклатурой дел в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.
Передача заданий и актов для использования при производстве дел об административных правонарушениях, рассмотрении судебных дел, а также иных установленных законом случаях фиксируется в журнале мероприятий и скрепляется подписью начальника (заместителя начальника) органа муниципального контроля. При этом в номенклатурном деле подшиваются надлежащим образом заверенные копии указанных документов, копии запросов, по которым переданы документы, а также сопроводительный документ, содержащий опись переданных заданий и актов.
12. Основанием для проведения контрольных мероприятий, за исключением контрольных мероприятий без взаимодействия, может быть:
1) наличие у органа муниципального контроля сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утверждённым индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
2) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
3) требование прокурора о проведении контрольного мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
4) истечение срока исполнения решения органа муниципального контроля об устранении выявленного нарушения обязательных требований - в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
5) наступление события, указанного в программе проверок, если федеральным законом о виде контроля установлено, что контрольные мероприятия проводятся на основании программы проверок.
13. Возможно проведение внеплановой выездной проверки, внепланового инспекционного визита в случае поступления от контролируемого лица в орган муниципального контроля информации об устранении нарушений обязательных требований, выявленных в рамках процедур периодического подтверждения соответствия аккредитации, сертификации, включения в реестр, аттестации, прохождения экспертизы и иных разрешений, предусматривающих бессрочный характер действия соответствующих разрешений. В этом случае предмет внеплановой выездной проверки, внепланового инспекционного визита ограничивается оценкой устранения нарушения обязательных требований, выявленных в рамках процедур периодического подтверждения соответствия (компетентности).
14. Сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям орган муниципального контроля получает:
1) при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации;
2) при проведении контрольных мероприятий, включая контрольные мероприятия без взаимодействия, специальных режимов государственного контроля (надзора), в том числе в отношении иных контролируемых лиц.
15. В целях проведения оценки достоверности поступивших сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям должностное лицо органа муниципального контроля при необходимости:
1) запрашивает дополнительные сведения и материалы (в том числе в устной форме) у гражданина или организации, направивших обращение (заявление), органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации;
2) запрашивает у контролируемого лица пояснения в отношении указанных сведений, однако представление таких пояснений и иных документов не является обязательным;
3) обеспечивает, в том числе по решению уполномоченного должностного лица органа муниципального контроля, проведение контрольного мероприятия без взаимодействия.
16. Обращения (заявления) граждан и организаций, содержащие сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, принимаются органом муниципального контроля к рассмотрению:
1) при подаче таких обращений (заявлений) гражданами и организациями либо их уполномоченными представителями непосредственно в орган муниципального контроля либо через многофункциональный центр оказания государственных и муниципальных услуг лично с предъявлением документа, удостоверяющего личность гражданина, а для представителя гражданина или организации - документа, подтверждающего его полномочия;
2) при подаче таких обращений (заявлений) граждан и организаций после прохождения идентификации и аутентификации заявителя посредством единой системы идентификации и аутентификации на едином портале государственных и муниципальных услуг, региональных порталах государственных и муниципальных услуг или на официальном портале Администрации города Сургута, а также в информационных системах органа муниципального контроля;
3) при иных способах подачи таких обращений (заявлений) гражданами и организациями после принятия должностным лицом органа муниципального контроля мер по установлению личности гражданина и полномочий представителя организации и их подтверждения.
17. При невозможности подтверждения личности гражданина, полномочий представителя организации поступившие обращения (заявления) рассматриваются органом муниципального контроля в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
18. Для проведения контрольного мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, а также документарной проверки принимается решение органа муниципального контроля, подписанное начальником органа муниципального контроля (далее - решение о проведении контрольного мероприятия), в котором указываются:
1) дата, время и место принятия решения;
2) кем принято решение;
3) основание проведения контрольного мероприятия;
4) вид контроля;
5) фамилии, имена, отчества (при наличии), должности инспектора (инспекторов, в том числе руководителя группы инспекторов), уполномоченного (уполномоченных) на проведение контрольного мероприятия, а также привлекаемых к проведению контрольного мероприятия специалистов, экспертов или наименование экспертной организации, привлекаемой к проведению такого мероприятия;
6) объект контроля, в отношении которого проводится контрольное мероприятие;
7) адрес места осуществления контролируемым лицом деятельности или адрес нахождения иных объектов контроля, в отношении которых проводится контрольное мероприятие, может не указываться в отношении рейдового осмотра;
8) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина или наименование организации, адрес организации (её филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), ответственных за соответствие обязательным требованиям объекта контроля, в отношении которого проводится контрольное мероприятие, может не указываться в отношении рейдового осмотра;
9) вид контрольного мероприятия;
10) перечень контрольных действий, совершаемых в рамках контрольного мероприятия;
11) предмет контрольного мероприятия;
12) проверочные листы, если их применение является обязательным;
13) дата проведения контрольного мероприятия, в том числе срок непосредственного взаимодействия с контролируемым лицом (может не указываться в отношении рейдового осмотра в части срока непосредственного взаимодействия с контролируемым лицом);
14) перечень документов, представление которых гражданином, организацией необходимо для оценки соблюдения обязательных требований (в случае, если в рамках контрольного мероприятия предусмотрено представление контролируемым лицом документов в целях оценки соблюдения обязательных требований).
19. Контрольное мероприятие может быть начато после внесения сведений в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (далее - ЕРКНМ), установленных правилами его формирования и ведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2021 N 604 "Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 N 415", за исключением наблюдения за соблюдением обязательных требований и выездного обследования, а также случаев неработоспособности ЕРКНМ, зафиксированных оператором реестра.
Проведение контрольного мероприятия, не включённого в ЕРКНМ, является грубым нарушением требований к организации и осуществлению муниципального контроля и подлежит отмене, в том числе результаты такого мероприятия признаются недействительными.
20. В случае если проведение контрольного мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, оказалось невозможным в связи с отсутствием контролируемого лица по месту нахождения (осуществления деятельности) либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности контролируемым лицом, либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлёкшими невозможность проведения или завершения контрольного мероприятия, инспектор составляет акт о невозможности проведения контрольного мероприятия с указанием причин и информирует контролируемое лицо о невозможности проведения контрольного мероприятия.
В этом случае инспектор вправе совершить контрольные действия в рамках указанного контрольного мероприятия в любое время до завершения проведения контрольного мероприятия.
В указанном случае начальник (заместитель начальника) органа муниципального контроля вправе принять решение о проведении в отношении контролируемого лица такого же контрольного мероприятия без предварительного уведомления контролируемого лица и без согласования с органами прокуратуры.
21. Уклонение контролируемого лица от проведения контрольного мероприятия или воспрепятствование его проведению влечёт ответственность, установленную федеральным законом.
22. Срок проведения контрольного мероприятия может быть приостановлен начальником (заместителем начальника) органа муниципального контроля на основании мотивированного представления инспектора в случае, если срок осуществления экспертиз или испытаний превышает срок проведения контрольного мероприятия, на срок осуществления экспертиз или испытаний. Срок осуществления экспертиз или испытаний определяется соответствующими правовыми актами, принятыми в отношении экспертиз или испытаний.
23. Случаями, при наступлении которых индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в орган муниципального контроля информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного мероприятия, являются:
1) нахождение на стационарном лечении в медицинском учреждении;
2) нахождение за пределами Российской Федерации;
3) административный арест;
4) наступление обстоятельств непреодолимой силы (военных действий, катастрофы, стихийного бедствия, крупной аварии, эпидемии и других чрезвычайных обстоятельств).
24. Орган муниципального контроля вправе привлекать к участию в контрольном мероприятии:
1) независимый орган инспекции - в отношении контролируемого лица, независимая оценка соблюдения обязательных требований которого была проведена независимым органом инспекции;
2) саморегулируемую организацию - в отношении контролируемого лица, являющегося членом саморегулируемой организации с обязательным членством (в случае оценки в рамках контрольного мероприятия обязательных требований, контроль (надзор) за которыми относится к предмету деятельности саморегулируемой организации).
25. При проведении контрольного мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом (его представителем) в месте осуществления деятельности контролируемого лица, контролируемому лицу (его представителю) инспектором, в том числе руководителем группы инспекторов, предъявляются служебное удостоверение, заверенная печатью бумажная копия либо решение о проведении контрольного мероприятия в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, а также сообщается учётный номер контрольного мероприятия в ЕРКНМ.
26. Для фиксации инспектором и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных действий, доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъёмка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств, за исключением случаев фиксации:
1) сведений, отнесённых законодательством Российской Федерации к государственной тайне;
2) объектов, территорий, которые законодательством Российской Федерации отнесены к режимным и особо важным объектам.
Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований, время фиксации объекта. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для доказательств нарушений обязательных требований, прикладываются к акту контрольного мероприятия.
27. По окончании проведения контрольного мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного мероприятия (далее - акт).
Оформление акта производится на месте проведения контрольного мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия, если иной порядок оформления акта не установлен Правительством Российской Федерации.
В случае проведения документарной проверки либо контрольного мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом, а также в случае если составление акта по результатам контрольного мероприятия на месте его проведения невозможно по причине совершения экспертизы, орган муниципального контроля направляет акт контролируемому лицу в порядке, установленном статьёй 21 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
В случае если для составления акта необходимо получить заключения по результатам проведённых исследований, испытаний, экспертиз, акт составляется в срок, не превышающий трёх рабочих дней после завершения мероприятий по контролю.
Акт контрольного мероприятия, проведение которого было согласовано органами прокуратуры, направляется в органы прокуратуры посредством ЕРКНМ непосредственно после его оформления.
Контролируемое лицо подписывает акт тем же способом, которым изготовлен данный акт. При отказе или невозможности подписания контролируемым лицом или его представителем акта по итогам проведения контрольного мероприятия в акте делается соответствующая отметка.
28. Исполнение решений органа муниципального контроля в рамках осуществления муниципального контроля осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
29. В случае выявления при проведении контрольного мероприятия нарушений обязательных требований орган муниципального контроля после оформления акта контрольного мероприятия обязан:
1) выдать контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
2) незамедлительно принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном отзыве продукции (товаров), представляющей опасность для жизни, здоровья людей и для окружающей среды, о запрете эксплуатации (использования) зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и иных подобных объектов и о доведении до сведения граждан, организаций любым доступным способом информации о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и способах её предотвращения в случае, если при проведении контрольного мероприятия установлено, что деятельность гражданина, организации, владеющих и (или) пользующихся объектом контроля, эксплуатация (использование) ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и иных подобных объектов, производимые и реализуемые ими товары, выполняемые работы, оказываемые услуги представляют непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или что такой вред (ущерб) причинён;
3) при выявлении в ходе контрольного мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности;
4) принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям; при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством;
5) рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
30. Орган муниципального контроля осуществляет контроль за исполнением предписаний, иных принятых решений в рамках муниципального контроля.
31. В случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте, контролируемое лицо вправе направить жалобу в порядке, предусмотренном статьёй 5 настоящего Положения.
32. К результатам контрольного мероприятия относятся оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, создание условий для предупреждения нарушений обязательных требований и (или) прекращения их нарушений, восстановление нарушенного положения, направление уполномоченным органам или должностным лицам информации для рассмотрения вопроса о привлечении к ответственности и (или) применение контрольным (надзорным) органом мер, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 90 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
33. Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
34. Под рейдовым осмотром понимается контрольное мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) производственных объектов, которыми владеют, пользуются или управляют несколько лиц, находящихся на территории, на которой расположено несколько контролируемых лиц.
В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные действия:
1) осмотр;
2) досмотр;
3) опрос;
4) получение письменных объяснений;
5) истребование документов;
6) экспертиза.
35. Под документарной проверкой понимается контрольное мероприятие, которое проводится по месту нахождения органа муниципального контроля и предметом которого являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений органа муниципального контроля.
В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные действия:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов;
3) экспертиза.
36. Выездная проверка проводится посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом, владеющим производственными объектами и (или) использующим их, в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений органа муниципального контроля.
Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является пункт 6 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и которая для микропредприятия не может продолжаться более 40 часов.
В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные действия:
1) осмотр;
2) досмотр;
3) опрос;
4) получение письменных объяснений;
5) истребование документов;
6) экспертиза.
37. Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) осуществляется инспектором путём сбора данных из сети "Интернет", иных общественных данных, а также данных, полученных с использованием работающих в автоматическом режиме технических средств фиксации правонарушений, имеющих функции фото- и киносъёмки, видеозаписи, анализа данных об объектах контроля, имеющихся у органа муниципального контроля, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, представляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.
38. Под выездным обследованием понимается контрольное мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.