Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Анализ и оценка состояния подконтрольной сферы
1.1. Департамент в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) осуществляет полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации (Республике Татарстан), а именно государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории; лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, а также расположенных в других субъектах Российской Федерации филиалов указанных организаций; государственную аккредитацию образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, а также расположенных в других субъектах Российской Федерации филиалов указанных организаций; подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации.
1.2. Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается Департаментом размещен на официальном сайте Департамента: http://obrnadzor.tatarstan.ru/rus/profilaktika-narusheniy-obyazatelnih-trebovaniy.htm.
1.3. В рамках переданных полномочий в сфере образования (статья 7 Закона об образовании) Департамент осуществляет лицензионный контроль за образовательной деятельностью в отношении следующих подконтрольных субъектов:
дошкольные образовательные организации;
общеобразовательные организации;
профессиональные образовательные организации;
организации дополнительного образования;
организации дополнительного профессионального образования;
организации для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей;
организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых;
организации, осуществляющие социальное обслуживание;
индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность;
иные организации, осуществляющие образовательную деятельность.
1.4. Общее количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит лицензионному контролю за образовательной деятельностью по состоянию на 2017-2020 гг. в соответствии с таблицей:
Год |
Количество подконтрольных субъектов |
2017 |
4770 |
2018 |
4725 |
2019 |
4694 |
2020 |
4623 |
1.5. В период с 2017 по 2020 год Департаментом в рамках лицензионного контроля за образовательной деятельностью было осуществлено следующее количество контрольно-надзорных мероприятий:
Год |
Количество КНД |
2017 |
404 |
2018 |
704 |
2019 |
831 |
2020 |
283* |
* количество проверок по состоянию на 20.11.2020 года.
Снижение количества плановых проверок после апреля 2020 года обусловлено принятием постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В результате проведенных проверок образовательных организаций выявлены нарушения обязательных требований, послуживших основанием для возбуждения в отношении юридических и должностных лиц образовательных организаций дел об административных правонарушениях, выдачи образовательным организациям предписаний об устранении выявленных нарушений, а также принятия мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере образования.
1.6. В 2017 году возбуждено 48 дел об административных правонарушениях. Постановлениями судебных органов, поступившими в Департамент в 2017 году, юридические и должностные лица образовательных организаций подвергнуты административным наказаниям в виде:
штрафов на общую сумму 682 тысячи рублей;
предупреждений (назначено 1 юридическому лицу);
административное приостановление деятельности (осуществлено в отношении 1 образовательной организации);
объявление устного замечания (объявлено 19 образовательным организациям).
В 2018 году возбуждено 40 дел об административных правонарушениях. Постановлениями судебных органов, поступившими в Департамент в 2018 году, юридические и должностные лица образовательных организаций подвергнуты административным наказаниям в виде:
штрафов на общую сумму 775 тысяч рублей;
предупреждений (назначено 7 юридическим лицам);
административное приостановление деятельности (осуществлено в отношении 3 образовательных организаций);
объявления устного замечания (объявлено 12 образовательным организациям).
В 2019 году возбуждено 68 дел об административных правонарушениях. Постановлениями судебных органов, поступившими в Департамент в 2019 году, юридические и должностные лица образовательных организаций подвергнуты наказаниями в виде:
штрафов на общую сумму 730 тысяч рублей;
предупреждений (назначено 3 юридическим лицам);
административное приостановление деятельности (осуществлено в отношении 13 образовательных организаций);
объявления устного замечания (объявлено 16 образовательным организациям).
В 2020 году (по состоянию на 20.11.2020) возбуждено 15 дел об административных правонарушениях. Постановлениями судебных органов, поступившими в Департамент в 2020 году, юридические и должностные лица образовательных организаций подвергнуты административным наказаниям в виде:
штрафов на общую сумму 245 тысяч рублей;
административное приостановление деятельности (осуществлено в отношении 1 образовательной организации);
объявление устного замечания (объявлено 7 образовательным организациям).
1.7. За истекшие 4 года количество проверок (плановых и внеплановых), в ходе которых в отношении образовательных организаций составляются протоколы об административных правонарушениях, в среднем сохраняется на уровне 10 %.
Согласно пункту 21 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966, лицензионный контроль осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В случае выявления нарушения требований законодательства об образовании Департаментом осуществляются административные процедуры (выдача предписания, повторная выдача предписания, возбуждение дела об административном правонарушении, приостановление действия срока лицензии на срок исполнения вновь выданного предписания, обращение с заявлением в суд об аннулировании лицензии).
1.8. Образовательным организациям, допустившим нарушения установленных требований, в рамках лицензионного контроля за образовательной деятельностью, выдано 62 предписаний Департамента об устранении выявленных нарушений.
1.9. Исходя из сложившейся правоприменительной практики, наиболее значимыми рисками несоблюдения подконтрольными субъектами обязательных требований являются:
в нарушение обязательных требований у образовательных организаций отсутствуют необходимые образовательные программы;
в нарушение обязательных требований у образовательных организаций отсутствует необходимое санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности;
в нарушение обязательных требований у педагогических работников образовательных организаций отсутствует требуемая квалификация либо стаж работы, необходимые для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам;
в нарушение обязательных требований у образовательных организаций отсутствуют полностью либо частично печатные и (или) электронные образовательные и информационные ресурсы по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам;
в нарушение обязательных требований у образовательных организаций отсутствует необходимая материально-техническая база обеспечения образовательной деятельности либо оборудование помещений не соответствует государственным и местным нормам и требованиям, в том числе требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и (или) образовательных стандартов;
в нарушение обязательных требований у образовательных организаций отсутствуют на праве собственности или на ином законном основании здания, строения, сооружения, помещения, территории, необходимые для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам.
1.10. В рамках проведения работы, направленной на предупреждение нарушений обязательных требований, в 2020 году Департаментом осуществлялись следующие профилактические мероприятия:
поддержание в актуальном состоянии размещенных на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования;
проведение личного приема руководством Департамента представителей подконтрольных субъектов, в том числе по вопросам организации и проведения проверок, а также принятых по их результатам мер, соблюдения требований законодательства Российской Федерации при осуществлении возложенных на Департамент полномочий;
информирование подконтрольных субъектов о планируемых и проведенных проверках путем размещения информации в едином реестре проверок, являющимся федеральной государственной информационной системой;
проведение обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в Департаменте;
размещение на официальном сайте Департамента статистических данных о количестве проведенных Департаментом контрольно-надзорных мероприятий, включая статистику по суммам административных штрафов, а также перечня наиболее часто встречающихся в деятельности подконтрольных субъектов нарушений обязательных требований.
1.11. В 2020 году на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в специально созданном разделе "Профилактика нарушений обязательных требований" размещены:
руководства по соблюдению обязательных требований законодательства об образовании образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность при осуществлении лицензионного контроля за образовательной деятельностью;
перечень нормативно-правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается Департаментом при проведении мероприятий по лицензионному контролю за образовательной деятельностью;
информация о типичных нарушениях обязательных требований, выявляемых в рамках лицензионного контроля за образовательной деятельностью;
обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности за первый квартал 2020 года.
1.12. В соответствии с Федеральном законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при наличии у государственного органа контроля (надзора) сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, орган государственного контроля (надзора) объявляет такому юридическому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований. В 2020 году предостережения Департамента о недопустимости нарушений обязательных требований получили 27 образовательных организаций (по состоянию на 20.11.2020).
1.13. Департаментом на регулярной основе проводилось информирование по вопросам соблюдения обязательных требований в сфере образования в рамках лицензионного контроля за образовательной деятельностью для представителей образовательных организаций, в частности:
16 января 2020 года, г. Казань, Публичные слушания по вопросу соблюдения лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности состоялись в рамках проведения плановой выездной проверки в учреждении среднего профессионального образования. В ходе выступления сотрудники отдела лицензионного контроля образовательных организаций раскрыли суть выявленных нарушений лицензионных требований, подробно остановились на причинах таких нарушений, а также дали рекомендации по профилактике и недопущению в дальнейшей работе нарушений лицензионных требований и условий.
Отдельной темой для обсуждения стала необходимость создания в учреждении среднего профессионального образования специальных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
18 февраля 2020 года, с. Верхний Услон. Состоялись публичные слушания по вопросу предупреждения нарушений лицензионных требований при организации деятельности по реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также программ дошкольного и дополнительного образования. Особое внимание уделено требованиям к квалификации педагогических работников, так как с введением профессиональных стандартов у руководителей образовательных организаций возникают вопросы о соответствии образовательного ценза педагогических работников установленным требованиям.
30 июня 2020 года, Нижнекамский муниципальный район. Публичные слушания по вопросу соблюдения лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности в Нижнекамском муниципальном районе состоялись в формате видеоконференции. Участники встречи (специалисты и методисты управления образования) детально ознакомились с особенностями проведения проверок по лицензионному контролю, типичными нарушениями, выявляемыми при проведении проверок, с изменениями, внесенными в законодательство и нормативные акты по лицензионному контролю в сфере образования. Также сотрудниками отдела лицензионного контроля образовательных организаций подготовлены материалы в формате "вопрос-ответ" (ответы на вопросы руководителей образовательных организаций, связанные с соблюдением лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности, с содержанием нормативных документов в сфере образования).
Перечень типовых и массовых нарушений по КоАП РФ
N п/п |
Наименование статьи |
Количество выявленных нарушений, ед. |
|||
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
||
1 |
часть 1 статьи 19.5 Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства |
17 |
12 |
12 |
4 |
2 |
часть 3 статьи 19.20 осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) |
30 |
28 |
24 |
11 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.