Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Анализ и оценка состояния подконтрольной сферы
1.1. Департамент в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) осуществляет полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации (Республике Татарстан), а именно государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории; лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, а также расположенных в других субъектах Российской Федерации филиалов указанных организаций; государственную аккредитацию образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, а также расположенных в других субъектах Российской Федерации филиалов указанных организаций; подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации.
1.2. Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается Департаментом размещен на официальном сайте Департамента: http://obrnadzor.tatarstan.ru/rus/profilaktika-narusheniy-obyazatelnih-trebovaniy.htm.
1.3. В рамках переданных полномочий в сфере образования (статья 7 Закона об образовании) Департамент осуществляет федеральный государственный надзор в сфере образования в отношении следующих подконтрольных субъектов:
дошкольные образовательные организации;
общеобразовательные организации;
профессиональные образовательные организации; организации дополнительного образования;
организации дополнительного профессионального образования;
организации для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей;
организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых;
организации, осуществляющие социальное обслуживание;
индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность;
органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования на территории Республики Татарстан;
иные организации, осуществляющие образовательную деятельность.
1.4. Общее количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит федеральному государственному надзору в сфере образования по состоянию на 2017-2020 гг. в соответствии с таблицей:
Год |
Количество подконтрольных субъектов |
2017 |
4770 |
2018 |
4725 |
2019 |
4694 |
2020 |
4623 |
1.5. В период с 2017 по 2020 год Департаментом в рамках федерального государственного надзора в сфере образования было осуществлено следующее количество контрольно-надзорных мероприятий:
Год |
Количество КНД |
2017 |
2407 (плановые - 705,внеплановые - 1702) |
2018 |
1416 (плановые - 487, внеплановые - 929) |
2019 |
1284 (плановые - 791, внеплановые - 493) |
2020 |
351 (плановые -151, внеплановые - 200)* |
* количество проверок по состоянию на 20.11.2020 года.
Снижение количества плановых проверок после апреля 2020 года обусловлено принятием постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В результате проведенных проверок образовательных организаций выявлены нарушения обязательных требований, послуживших основанием для возбуждения в отношении юридических и должностных лиц образовательных организаций дел об административных правонарушениях, выдачи образовательным организациям предписаний об устранении выявленных нарушений, а также принятия мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере образования.
1.6. В 2017 году возбуждено 192 дела об административных правонарушениях. Постановлениями судебных органов, поступившими в Департамент в 2017 году, юридические и должностные лица образовательных организаций подвергнуты административным наказаниям в виде:
штрафов на общую сумму 655 тысяч рублей;
предупреждений (назначено 3 юридическим лицам);
административное приостановление деятельности (осуществлено в отношении 12 образовательных организаций);
объявление устного замечания (объявлено 87 образовательным организациям).
В 2018 году возбуждено 156 дел об административных правонарушениях. Постановлениями судебных органов, поступившими в Департамент в 2018 году, юридические и должностные лица образовательных организаций подвергнуты административным наказаниям в виде:
штрафов на общую сумму 967 тысяч рублей;
предупреждений (назначено 28 юридическим лицам);
административное приостановление деятельности (осуществлено в отношении 2 образовательных организаций);
объявления устного замечания (объявлено 39 образовательным организациям).
В 2019 году возбуждено 95 дел об административных правонарушениях. Постановлениями судебных органов, поступившими в Департамент в 2019 году, юридических и должностные лица образовательных организаций подвергнуты наказаниям в виде:
штрафов на общую сумму 701 тысяча 200 рублей;
предупреждений (назначено 32 юридическим лицам);
административное приостановление деятельности (осуществлено в отношении 2 образовательных организаций);
объявления устного замечания (объявлено 9 образовательным организациям). В 2020 году (по состоянию на 20.11.2020) возбуждено 79 дел об административных правонарушениях. Постановлениями судебных органов, поступившими в Департамент в 2020 году, юридические и должностные лица образовательных организаций подвергнуты административным наказаниям в виде:
штрафов на общую сумму 382 тысячи 800 рублей;
предупреждений (назначено 10 юридическим лицам);
административное приостановление деятельности (осуществлено в отношении 4 образовательных организаций);
объявление устного замечания (объявлено 23 образовательным организациям).
1.7. За истекшие 4 года количество проверок (плановых и внеплановых), в ходе которых в отношении образовательных организаций составляются протоколы об административных правонарушениях, в среднем сохраняется на уровне 9.7 %.
1.8. Образовательным организациям, допустившим нарушения установленных требований, в рамках федерального государственного надзора в сфере образования, выдано 251 предписание Департамента об устранении выявленных нарушений.
1.9. Исходя из сложившейся правоприменительной практики, наиболее значимыми рисками несоблюдения подконтрольными субъектами обязательных требований являются:
подконтрольными субъектами не созданы, или созданы не в полном объеме условия для охраны здоровья обучающихся;
подконтрольными субъектами не обеспечивается размещение информации на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в полном объеме;
подконтрольными субъектами не регламентируется процедура перехода на обучение в форме семейного образования/самообразования, а также порядок прохождения указанной категорией лиц промежуточной аттестации, получения допуска к прохождению государственной итоговой аттестации в полном объеме;
подконтрольными субъектами осуществляется прием в образовательную организацию в нарушении требований, установленных законодательством об образовании;
подконтрольные субъекты не исполняют компетенцию по установлению штатного расписания (не утверждено распорядительным актом);
подконтрольными субъектами при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательных организаций, не учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников;
подконтрольными субъектами нарушаются установленные законодательством об образовании требования к порядку проведения государственной итоговой аттестации;
подконтрольными субъектами допускаются нарушения сроков издания распорядительного акта о зачислении ребенка в образовательную организацию (в течение семи рабочих дней) и сроков размещения (в трехдневный срок после издания) на информационном стенде образовательной организации.
1.10. В рамках проведения работы, направленной на предупреждение нарушений обязательных требований, в 2020 году Департаментом осуществлялись следующие профилактические мероприятия:
поддержание в актуальном состоянии размещенных на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования;
проведение личного приема руководством Департамента представителей подконтрольных субъектов, в том числе по вопросам организации и проведения проверок, а также принятых по их результатам мер, соблюдения требований законодательства Российской Федерации при осуществлении возложенных на Департамент полномочий;
информирование подконтрольных субъектов о планируемых и проведенных проверках путем размещения информации в едином реестре проверок, являющимся федеральной государственной информационной системой;
проведение обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в Департаменте;
размещение на официальном сайте Департамента статистических данных о количестве проведенных Департаментом контрольно-надзорных мероприятий, включая статистику по суммам административных штрафов, а также перечня наиболее часто встречающихся в деятельности подконтрольных субъектов нарушений обязательных требований.
1.11. В 2020 году на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в специально созданном разделе "Профилактика нарушений обязательных требований" размещены:
руководства по соблюдению обязательных требований законодательства об образовании образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность при осуществлении федерального государственного надзора в сфере образования;
перечень нормативно-правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается Департаментом при проведении мероприятий по федеральному государственному надзору в сфере образования;
информация о типичных нарушениях обязательных требований, выявляемых в рамках федерального государственного надзора в сфере образования;
обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности за первое полугодие 2020 года.
1.12. В соответствии с Федеральном законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при наличии у государственного органа контроля (надзора) сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, орган государственного контроля (надзора) объявляет такому юридическому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований. В 2020 году предостережения Департамента о недопустимости нарушений обязательных требований получили 27 образовательных организаций (по состоянию на 20.11.2020).
1.13. Департаментом на регулярной основе проводилось информирование по вопросам соблюдения обязательных требований в сфере образования в рамках федерального государственного надзора в сфере образования для представителей образовательных организаций, в частности:
Итоги публичных слушаний по результатам правоприменительной практики отдела государственного надзора в сфере образования в рамках мероприятий Программы Министерства образования и науки Республики Татарстан.
В рамках публичных слушаний для руководителей и заместителей руководителей образовательных учреждений Сабинского муниципального района, представителей учредителя образовательных учреждений района 24 марта 2020 года была организована работа горячей линии по вопросам, касающихся выявляемых нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования, допускаемыми образовательными учреждениями района при ведении образовательной деятельности.
Сотрудниками отдела государственного надзора были даны разъяснения по вопросам организации образовательной деятельности, подготовке документов по исполнению предписаний, даны рекомендации с целью исключения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования.
Большая часть вопросов, по которым даны пояснения, касалась особенностей организации проведения работы с обучающимися, получающими образование форме семейного и (или) самообразования, по вопросам применения норм, установленных статьей 14 Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2014 года N 115 "Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов", от 22 января 2014 N 32 "Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" и от 8 апреля 2014 г. N 293 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования", а также организации проведения промежуточной аттестации, допуска обучающихся как в основной, так и в повторный (сентябрьский) период проведения государственной итоговой аттестации и регламентации образовательного процесса локальными нормативными актами учреждений.
В рамках публичных слушаний для руководителей и заместителей руководителей образовательных учреждений Авиастроительного и Ново-Савиновского районов города Казани, представителей учредителя образовательных учреждений района 17 апреля 2020 года была организована работа горячей линии по вопросам, касающихся выявляемых нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования, допускаемыми образовательными учреждениями района при ведении образовательной деятельности.
Сотрудниками отдела государственного надзора были даны разъяснения по вопросам организации образовательной деятельности, подготовке документов по исполнению предписаний, даны рекомендации с целью исключения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования.
Большая часть вопросов, по которым даны пояснения, касалась особенностей организации проведения работы в дистанционной форме, в том числе регулированию порядка оценивания и внесения необходимых изменений в локальные нормативные акты образовательных учреждений.
Особое внимание звонивших было уделено порядку проведения промежуточной аттестации обучающихся, возможности изменения ее форм и сроков проведения.
Были даны разъяснения по особенности организации приема в образовательные учреждения в связи со сложившейся обстановкой, о необходимости соблюдения норм приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 N 32 "Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" и от 8 апреля 2014 г. N 293 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования".
18 сентября 2020 года публичные слушания проходили в актовом зале Нижнекамского химико-технологического института при участии руководителей и заместителей руководителей образовательных учреждений района, представителей учредителя образовательных учреждений района.
В ходе слушаний были обсуждены вопросы, касающиеся стабильно выявляемых нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования, допускаемыми образовательными учреждениями района при ведении образовательной деятельности.
Слушателям разъяснены вопросы регламентации организации образовательной деятельности, даны рекомендации с целью исключения выявляемых в ходе контрольно-надзорных мероприятий нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования.
Большое внимание было уделено вопросам, касающимся организации проведения промежуточной аттестации, качественного использования при ведении образовательного процесса полученных в ходе ее проведения результатов.
В форме "вопрос-ответ" слушателям даны пояснения:
- по особенностям организации проведения работы с обучающимися, получающими образование форме семейного и самообразования;
- по вопросам применения норм, установленных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2014 года N 115 "Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов";
- по организации беспрепятственного доступа в образовательные организации;
- по особенностям регламентации образовательного процесса локальными нормативными актами учреждений.
Публичные слушания проходили в актовом зале средней общеобразовательной школы N 3 г. Мамадыш при участии руководителей и заместителей руководителей образовательных учреждений района, представителей учредителя образовательных учреждений района.
В ходе слушаний были обсуждены вопросы, касающиеся наиболее часто выявляемых нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования, допускаемыми образовательными учреждениями района при ведении образовательной деятельности.
Слушателям разъяснены вопросы регламентации организации образовательной деятельности, даны рекомендации с целью исключения выявляемых в ходе контрольно-надзорных мероприятий нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования.
Большое внимание было уделено вопросу пересмотра локальных нормативных актов образовательной организации и принятия новых локальных нормативных актов в соответствии с действующим законодательством.
В форме "вопрос-ответ" слушателям даны пояснения:
- по порядку приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", установленного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 сентября 2020 года N 458;
- по порядку приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, установленного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 15 мая 2020 года N 236;
- по вопросам применения норм, установленных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2014 года N 115 "Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов";
- по вопросам, касающимся организации проведения промежуточной аттестации, качественного использования при ведении образовательного процесса полученных в ходе ее проведения результатов;
- по особенностям организации проведения работы с обучающимися, получающими образование в форме семейного и самообразования;
- об условиях оказания первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним в период обучения и воспитания в образовательных организациях Республики Татарстан;
- по вопросу обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи;
- по особенностям регламентации образовательного процесса локальными нормативными актами учреждений;
- по подготовке документов по исполнению предписаний об устранении нарушений.
Перечень типовых и массовых нарушений по КоАП РФ
N п/п |
Наименование статьи |
Количество выявленных нарушений, ед. |
|||
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
||
1 |
часть 1 статьи 19.5 - Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства |
127 |
111 |
38 |
48 |
2 |
часть 3 статьи 19.20 осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) |
27 |
19 |
0 |
0 |
3 |
часть 5 статьи 19.30 - нарушение установленного законодательством об образовании порядка приема в образовательную организацию |
6 |
11 |
9 |
1 |
4 |
статья 9.13 - уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг |
0 |
0 |
0 |
19 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.