Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
УТВЕРЖДЕН
постановлением
Правительства области
от 27.09.2021 N 1130
(приложение 1)
Положение
о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания (далее - Положение)
24 января 2022 г.
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания.
1.2. Предметом регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания является соблюдение поставщиками социальных услуг из числа негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание, требований Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов Вологодской области, регулирующих правоотношения в сфере социального обслуживания (далее - обязательные требования).
1.3. Региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания осуществляется Департаментом социальной защиты населения области (далее - Департамент).
Пункт 1.4 изменен с 25 января 2022 г. - Постановление Правительства Вологодской области от 24 января 2022 г. N 68
1.4. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, являются:
а) начальник Департамента;
б) заместитель начальника управления правового и организационного обеспечения, гражданской службы и кадров Департамента;
в) главный консультант управления правового и организационного обеспечения, гражданской службы и кадров Департамента;
г) консультант управления правового и организационного обеспечения, гражданской службы и кадров Департамента.
1.5. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются начальник Департамента, заместители начальника Департамента.
1.6. Департамент осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания в отношении следующих контролируемых лиц:
а) негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания, осуществляющих деятельность на территории Вологодской области;
б) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание на территории Вологодской области.
1.7. Объектами регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания являются:
а) деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования;
б) результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе услуги, к которым предъявляются обязательные требования.
1.8. Департаментом в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания ведется учет объектов регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания и связанных с ними контролируемых лиц с использованием государственных информационных систем, в том числе посредством использования государственной информационной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности" (далее - информационная система, используемая Департаментом), в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации").
1.9. В целях учета объектов регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания и связанных с ними контролируемых лиц в информационной системе, используемой Департаментом, содержатся следующие сведения:
а) наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя), являющегося контролируемым лицом;
б) идентификационный номер налогоплательщика;
в) наименование объекта регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания;
г) сведения о категории риска причинения вреда (ущерба) (далее - категория риска);
д) сведения о результатах проведенных профилактических и контрольных (надзорных) мероприятиях.
1.10. Информация об объектах регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания и связанных с ними контролируемых лицах актуализируется по мере ее поступления.
1.11. При осуществлении учета объектов регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на контролируемых лиц не может возлагаться обязанность по представлению сведений, документов, если иное не предусмотрено федеральными законами, а также если соответствующие сведения, документы содержатся в государственных или муниципальных информационных ресурсах.
1.12. Типовые формы документов, используемых Департаментом при осуществлении регионального государственного контроля (надзора), не утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, утверждаются правовым актом Департамента.
1.13. Информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами Департамента и иными уполномоченными лицами действиях и принимаемых решениях осуществляется с учетом положений статьи 21 и части 9 статьи 98 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания
2.1. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания применяется система оценки и управления рисками.
2.2. Департамент при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания относит объекты регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания к одной из следующих категорий риска:
а) высокий риск;
б) средний риск;
в) низкий риск.
2.3. Критериями отнесения объектов регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания к категориям риска с учетом тяжести причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и вероятности наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, являются:
а) наличие выявленных в ходе контрольных (надзорных) мероприятий нарушений обязательных требований;
б) предоставление контролируемым лицом социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания.
2.4. Объект регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания относится к категории высокого риска, если:
а) в ходе последнего контрольного (надзорного) мероприятия выявлены нарушения соблюдения обязательных требований;
б) контролируемое лицо предоставляет социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания.
2.5. Объект регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания относится к категории среднего риска, если:
а) в ходе последнего контрольного (надзорного) мероприятия не выявлены нарушения соблюдения обязательных требований или в отношении контролируемого лица контрольные (надзорные) мероприятия ранее не проводились;
б) контролируемое лицо предоставляет социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания.
2.6. При отсутствии факта, указанного в подпункте "б" пункта 2.4 настоящего Положения, объект государственного контроля (надзора) относится к категории низкого риска.
2.7. В рамках плановых контрольных (надзорных) мероприятий:
а) в отношении объектов регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, которые отнесены к категории высокого риска, проводится инспекционный визит, или документарная проверка, или выездная проверка один раз в 2 года;
б) в отношении объектов регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, которые отнесены к категории среднего риска, проводится инспекционный визит, или документарная проверка, или выездная проверка один раз в 3 года;
в) в отношении объектов регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, которые отнесены к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
2.8. Отнесение объектов регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания к категориям риска осуществляется в соответствии с положениями статьи 24 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации":
первоначально - на основании правового акта Департамента, принимаемого в течение 30 календарных дней со дня вступления в силу настоящего Положения;
ежегодно - на основании правового акта Департамента, принимаемого до 1 августа текущего года.
При определении критериев риска проводится оценка добросовестности контролируемых лиц с учетом сведений о реализации контролируемым лицом мероприятий по снижению риска причинения вреда (ущерба) и предотвращению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, в том числе:
наличие ежегодного плана обучения и повышения квалификации сотрудников;
проведение внутреннего обучения сотрудников;
проведение аттестации сотрудников на соответствие занимаемой должности;
проведение тестирования сотрудников на знание обязательных требований.
Департамент принимает решение о понижении категории риска в случае поступления от контролируемого лица до 1 августа текущего года заявления об изменении категории риска и документов, подтверждающих реализацию указанных мероприятий за 6 месяцев, предшествующих дате подачи заявления.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
3.1. Департаментом ежегодно утверждается программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
3.2. Департаментом проводятся следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
3.3. Департаментом осуществляется информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований в порядке, предусмотренном статьей 46 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
3.4. Департаментом осуществляется обобщение правоприменительной практики в соответствии со статьей 47 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Департамент ежегодно не позднее 15 марта года, следующего за отчетным, по итогам обобщения правоприменительной практики подготавливает доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики Департамента по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания (далее - доклад о правоприменительной практике).
Доклад о правоприменительной практике размещается на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") в срок до 10 рабочих дней со дня его утверждения правовым актом Департамента.
3.5. Объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) осуществляется Департаментом в соответствии со статьей 49 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Предостережение направляется контролируемому лицу в течение 10 рабочих дней с даты получения Департаментом сведений, указанных в части 1 статьи 49 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Департамент осуществляет учет объявленных предостережений в электронной форме с использованием информационный системы, используемой Департаментом.
3.6. Контролируемое лицо вправе в течение 30 календарных дней после получения предостережения подать в Департамент возражение в отношении указанного предостережения (далее - возражение).
В возражении указываются:
а) полное наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя);
б) идентификационный номер налогоплательщика;
в) дата и номер направленного предостережения;
г) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Возражение направляется контролируемым лицом в бумажном виде почтовым отправлением в Департамент, или в виде электронного документа на указанный в предостережении адрес электронной почты Департамента, или иными указанными в предостережении способами.
3.7. Возражение рассматривается в течение 10 рабочих дней со дня его поступления в Департамент.
По результатам рассмотрения возражения оно признается обоснованным или необоснованным.
Возражение признается необоснованным в следующих случаях:
если возражение не соответствует требованиям законодательства, в том числе если это подтверждено вступившим в силу решением суда по вопросам, поставленным в возражении;
если возражение подано после истечения срока его подачи, установленного пунктом 3.6 настоящего Положения;
если до принятия решения по результатам рассмотрения возражения от контролируемого лица, подавшего возражение, поступило заявление об отзыве возражения.
Не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем принятия решения, предусмотренного настоящим пунктом, контролируемому лицу, подавшему возражение, направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения возражения.
Должностными лицами, уполномоченными на рассмотрение возражений, являются начальник Департамента, заместители начальника Департамента.
3.8. Консультирование контролируемых лиц осуществляется в соответствии со статьей 50 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Консультирование контролируемых лиц осуществляется Департаментом в письменной форме при их письменном обращении, в устной форме, если контролируемые лица обращаются по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе осуществления контрольного (надзорного) мероприятия.
Должностные лица Департамента осуществляют консультирование, в том числе письменное, по следующим вопросам:
а) профилактика рисков нарушения обязательных требований;
б) соблюдение обязательных требований;
в) порядок осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания;
г) порядок обжалования решений Департамента.
3.9. Консультирование в письменной форме осуществляется в срок до 10 рабочих дней со дня поступления письменного обращения в Департамент от контролируемого лица.
3.10. Перечень должностных лиц Департамента, осуществляющих личный прием, и время осуществления ими личного приема устанавливаются начальником Департамента. Указанная информация размещается в помещениях Департамента в общедоступном месте и на официальном сайте Департамента в сети "Интернет".
Личный прием осуществляется в специальных помещениях, оборудованных средствами аудио- и (или) видеозаписи, о применении которых контролируемое лицо уведомляется до начала консультирования.
3.11. Консультирование в устной форме осуществляется в срок до 30 минут.
3.12. В случае поступления в Департамент 5 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальном сайте Департамента в сети "Интернет" письменных разъяснений, подписанных уполномоченным должностным лицом Департамента.
3.13. Департамент осуществляет учет консультирований путем ведения журнала учета консультирований.
3.14. Профилактический визит осуществляется в соответствии со статьей 52 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания исходя из отнесения его к соответствующей категории риска.
3.15. Обязательные профилактические визиты (далее - профилактический визит) проводятся Департаментом в отношении:
а) объектов регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, отнесенных к категории высокого риска;
б) контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сфере социального обслуживания.
3.16. Департамент обязан предложить проведение профилактического визита контролируемому лицу, приступающему к осуществлению деятельности в сфере социального обслуживания, не позднее чем в течение одного года со дня начала такой деятельности.
Департамент обязан предложить проведение профилактического визита в отношении объектов регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, отнесенных к категории высокого риска, не позднее чем в течение одного года с даты окончания последнего контрольного (надзорного) мероприятия, в ходе которого были выявлены нарушения обязательных требований.
Программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям устанавливается график проведения профилактических визитов. Срок проведения профилактического визита не может превышать 1 рабочий день.
Контролируемое лицо имеет право отказаться от проведения профилактического визита, при этом оно должно уведомить об отказе Департамент не позднее чем за 3 рабочих дня до дня проведения профилактического визита.
IV. Осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания
4.1. Региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания осуществляется в соответствии с разделом V Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" путем проведения плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий.
Пункт 4.2 вступает в силу с 28 сентября 2021 г.
4.2. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся Департаментом на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.
План проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий формируется Департаментом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2428 "О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года".
4.3. Для проведения контрольного (надзорного) мероприятия принимается решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, которое подписывается начальником Департамента, заместителем начальника Департамента.
В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия указываются сведения, установленные частью 1 статьи 64 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
4.4. Региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
а) инспекционный визит;
б) документарная проверка;
в) выездная проверка.
4.5. В ходе инспекционного визита должностными лицами Департамента могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
4.6. Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и не может превышать 1 рабочий день.
Инспекционный визит проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Внеплановый инспекционный визит при наличии оснований, указанных в пункте 1 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры.
4.7. В ходе документарной проверки должностными лицами Департамента могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) получение письменных объяснений;
б) истребование документов.
4.8. Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
Документарная проверка проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
4.9. В ходе выездной проверки должностными лицами Департамента, могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) истребование документов.
4.10. Выездная проверка проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Внеплановая выездная проверка при наличии оснований, указанных в пункте 1 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры.
Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия.
4.11. Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований должностными лицами Департамента при совершении контрольных (надзорных) действий могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись.
Фотосъемка, аудио- и видеозапись могут осуществляться посредством любых технических средств, имеющихся в распоряжении должностных лиц.
Аудиозапись проводимого контрольного (надзорного) мероприятия осуществляется при отсутствии возможности осуществления видеозаписи.
При проведении контрольного (надзорного) мероприятия фотосъемка, аудио- или видеозапись могут осуществляться в случаях:
при выявлении признаков нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия должностными лицами во взаимодействии с контролируемым лицом;
отказа контролируемого лица должностному лицу в доступе на объекты.
Фотосъемка, аудио- и (или) видеозапись осуществляются открыто. Аудио- и (или) видеозапись осуществляются с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи.
Использование фотосъемки, аудио- и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной и иной охраняемой законом тайны.
4.12. Индивидуальный предприниматель вправе представить в Департамент информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в следующих случаях:
а) смерть близкого родственника;
б) болезнь или необходимость присмотра за близким родственником;
в) пребывание под следствием или судом;
г) применение к гражданину административного или уголовного наказания, которое делает невозможной его явку;
д) пребывание в командировке, отпуске, на учебе;
е) наступление обстоятельств непреодолимой силы.
4.13. К информации о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия прилагаются документы, подтверждающие факт наличия (наступления) обстоятельств, указанных в пункте 4.12 настоящего Положения.
При подтверждении факта наличия (наступления) обстоятельств, указанных в пункте 4.12 настоящего Положения, проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для обращения индивидуального предпринимателя в Департамент.
V. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
5.1. Должностными лицами Департамента по окончании проведения контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 4.4 настоящего Положения, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт).
Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия.
5.2. В случае если по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте указывается какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено.
5.3. Акт контрольного (надзорного) мероприятия, проведение которого было согласовано органами прокуратуры, направляется в органы прокуратуры посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий непосредственно после его оформления.
5.4. В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия сведения об этом вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.
VI. Обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) должностных лиц
6.1. Подача жалобы в досудебном порядке осуществляется в соответствии со статьями 40, 41 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
6.2. При обжаловании решений Департамента, действий (бездействия) должностных лиц Департамента жалоба рассматривается начальником Департамента.
6.3. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации, с учетом особенностей, установленных частями 9 - 11 статьи 40 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.