Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 28 сентября 2021 г. N 621
(приложение 2)
Положение
о региональном государственном геологическом контроле (надзоре) на территории Ленинградской области
1. Настоящее Положение определяет порядок организации и осуществления регионального государственного геологического контроля (надзора) на территории Ленинградской области (далее - геологический надзор).
2. Предметом геологического надзора в отношении участков недр местного значения является соблюдение организациями и гражданами обязательных требований в области использования и охраны недр, установленных Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах", Водным кодексом Российской Федерации (в части требований к охране подземных водных объектов), Налоговым кодексом Российской Федерации (в части нормативов потерь при добыче полезных ископаемых и подземных водных объектов) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Ленинградской области, принятыми в пределах полномочий по регулированию отношений в области использования и охраны недр на своей территории, а также требований, содержащихся в лицензиях на пользование недрами и иных разрешительных документах, предусмотренных указанными нормативными правовыми актами (далее - обязательные требования).
3. К разрешительным документам, содержащим требования, оценка соблюдения которых проводится в рамках геологического надзора, относятся:
документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода;
заключение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод;
сведения, содержащиеся в государственном реестре работ по геологическому изучению недр, государственном реестре участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование участками недр;
технический проект и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами;
протокол согласования технического проекта и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами;
правоустанавливающие документы на земельные участки, предоставленные с целью пользования недрами;
планы и схемы развития горных работ;
согласование планов и схем развития горных работ с Северо-Западным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;
заключение об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешение на застройку земельных участков, которые расположены за границами населенных пунктов и находятся на площадях залегания полезных ископаемых, а также на размещение за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений в пределах горного отвода.
4. Организация и осуществление геологического надзора регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
5. Геологический надзор в соответствии с настоящим Положением осуществляется Комитетом государственного экологического надзора Ленинградской области (далее - надзорный орган).
Решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий вправе принимать председатель (лицо, исполняющее его обязанности), заместитель председателя надзорного органа.
6. Объектами геологического надзора являются деятельность организаций и граждан в области использования и охраны недр, участки недр местного значения, предоставленные в пользование, а также неиспользуемые части недр местного значения (далее соответственно - контролируемые лица, объект геологического надзора).
7. В рамках осуществления геологического надзора объект геологического надзора может быть отнесен к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям:
категория чрезвычайно высокого риска;
категория высокого риска;
категория значительного риска;
категория среднего риска;
категория умеренного риска;
категория низкого риска.
8. При осуществлении плановых контрольных (надзорных) мероприятий объекты геологического надзора, отнесенные в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, установленными статьей 4.2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, И, III и IV категорий", к объектам I, II, III и IV категории, относятся к следующим категориям риска:
к категории значительного риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, к объектам I категории;
к категории среднего риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории;
к категории умеренного риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории;
к категории низкого риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории.
9. Объекты геологического надзора, которые относятся в соответствии с пунктом 8 настоящего Положения к категориям значительного, среднего, умеренного, низкого риска, подлежат отнесению к категориям высокого, значительного, среднего, умеренного риска соответственно в случае, если объект размещается:
в границах особо охраняемой природной территории;
в границах водно-болотного угодья;
в водоохранных зонах водных объектов;
в границах земель лесного фонда.
10. Объекты геологического надзора, которые отнесены в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящего Положения к категориям высокого, значительного, среднего, умеренного, низкого риска, подлежат отнесению к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного, среднего, умеренного риска соответственно при наличии одного из следующих решений, вступивших в законную силу в течение трех лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта геологического надзора к категории риска:
постановления о назначении административного наказания контролируемому лицу и (или) его должностному лицу за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 23.22 и частью 1 статьи 23.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного должностными лицами надзорного органа или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами надзорного органа;
постановления о назначении административного наказания юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю при осуществлении деятельности с использованием объекта контроля за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 5 областного закона от 2 июля 2003 года N 47-оз "Об административных правонарушениях", вынесенного должностным лицом контрольного органа;
приговора суда, вынесенного за совершение преступлений, предусмотренных главой 26 Уголовного кодекса Российской Федерации;
решения суда, предусматривающего обязанность контролируемого лица по возмещению вреда, причиненного окружающей среде и недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, о недрах, либо направленного контролируемому лицу требования о добровольном возмещении такого вреда, которое не признано недействительным.
Объекты геологического надзора, подлежащие отнесению в соответствии с настоящим пунктом к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного, среднего, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям высокого, значительного, среднего, умеренного, низкого риска соответственно после устранения в установленный срок выявленного нарушения обязательных требований, подтвержденного результатами контрольного (надзорного) мероприятия.
Объекты геологического надзора, которые отнесены в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящего Положения к категориям высокого, значительного, среднего, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям значительного, среднего, умеренного, низкого риска соответственно при отсутствии в течение трех лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта геологического надзора к категории риска, вступивших в законную силу решений, предусмотренных настоящим пунктом, и одновременном соблюдении требований законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, о недрах.
11. Учет объектов геологического надзора осуществляется путем внесения сведений о таких объектах в информационные системы надзорного органа, создаваемые в соответствии с требованиями статьи 17 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", не позднее 10-го дня со дня поступления таких сведений.
При сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах геологического надзора для целей их учета надзорный орган использует информацию, предоставляемую им в соответствии с нормативными правовыми актами, информацию, получаемую в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступную информацию, в том числе сведения, содержащиеся в государственном реестре работ по геологическому изучению недр, государственном реестре участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами.
Отнесение объектов геологического надзора к определенной категории риска осуществляется решением председателя (заместителя председателя) надзорного органа на основании сопоставления их характеристик с критериями, указанными в пунктах 8 - 10 настоящего Положения.
Надзорный орган ведет перечни объектов геологического надзора, которым присвоены категории риска.
12. От имени надзорного органа геологический надзор вправе осуществлять следующие должностные лица:
председатель надзорного органа;
заместитель председателя надзорного органа, в должностные обязанности которого в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий по геологическому надзору;
должностные лица надзорного органа, в должностные обязанности которых в соответствии с должностными регламентами входит осуществление полномочий по геологическому надзору.
13. В рамках осуществления геологического надзора проводятся следующие профилактические мероприятия:
информирование;
обобщение правоприменительной практики;
объявление предостережения;
консультирование;
профилактический визит.
14. Должностные лица надзорного органа, уполномоченные на осуществление геологического надзора, осуществляют информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.
Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте надзорного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
15. Надзорный орган обеспечивает ежегодное обобщение правоприменительной практики осуществления геологического надзора и подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики (далее - доклад о правоприменительной практике).
Доклад о правоприменительной практике готовится надзорным органом не реже одного раза в год. Доклад о правоприменительной практике размещается на официальном сайте надзорного органа в сети "Интернет" до 1 апреля года, следующего за отчетным годом.
16. В случае наличия у надзорного органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, надзорный орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Контролируемое лицо вправе после получения предостережения подать возражение в отношении предостережения, в котором указываются следующие сведения (далее - возражение):
наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, гражданина;
идентификационный номер налогоплательщика юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина;
дата и номер предостережения;
обоснование позиции в отношении указанных в предостережении готовящихся или возможных действий (бездействии), которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований;
способ получения ответа.
Возражение направляется в надзорный орган в виде документа на бумажном носителе почтовым отправлением либо в виде электронного документа, подписанного с учетом требований, установленных частью 6 статьи 21 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в течение 30 дней со дня получения контролируемым лицом предостережения. Возражение рассматривается надзорным органом в течение 30 дней со дня его получения, контролируемому лицу направляется ответ с информацией о согласии или несогласии с возражением. В случае несогласия с возражением указываются соответствующие обоснования.
Учет предостережений осуществляется путем ведения журнала учета предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований (на бумажном носителе либо в электронном виде) по форме, обеспечивающей учет указанной информации.
17. Консультирование осуществляется должностными лицами надзорного органа по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме. Консультирование осуществляется без взимания платы.
Время консультирования по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме одного контролируемого лица (его представителя) не может превышать 15 минут.
18. Консультирование осуществляется в виде разъяснения положений нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках геологического надзора, разъяснения положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления геологического надзора, и порядка обжалования решений надзорного органа, действий (бездействия) должностных лиц надзорного органа, уполномоченных на осуществление геологического надзора.
Дни и часы консультирования на личном приеме устанавливаются председателем надзорного органа, указанная информация размещается на стенде надзорного органа в доступном для ознакомления месте и на официальном сайте надзорного органа в сети "Интернет".
Контролируемым лицам, желающим получить консультацию по вопросам, связанным с организацией и осуществлением геологического надзора, предоставляется возможность ее получения в порядке очереди. Срок ожидания в очереди не должен превышать 15 минут.
Должностное лицо надзорного органа, осуществляющее консультирование, дает контролируемым лицам устный ответ по существу каждого поставленного вопроса или устное разъяснение, куда и в каком порядке им следует обратиться в случае невозможности предоставления такого ответа.
По итогам устного консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется, за исключением случая направления письменного ответа на обращение, поданное в соответствии с Федеральным законом 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в сроки, установленные указанным Федеральным законом.
Учет консультирований осуществляется в порядке, определяемом надзорным органом.
При осуществлении консультирования должностные лица надзорного органа обязаны соблюдать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иные требования, предусмотренные Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
В случае поступления пяти и более однотипных обращений контролируемых лиц или их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте надзорного органа в сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом надзорного органа.
19. Профилактический визит проводится должностным лицом надзорного органа, уполномоченным на осуществление геологического надзора, в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется о его правах и обязанностях, а также об особенностях организации и осуществления геологического надзора, проводимого в отношении объекта геологического надзора.
Профилактический визит проводится в порядке, определенном статьей 52 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Обязательный профилактический визит проводится в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в области использования и охраны недр, а также в отношении объектов геологического надзора, отнесенных к категориям высокого и значительного риска.
В ходе профилактического визита (обязательного профилактического визита) контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к используемым им объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении контролируемого лица, исходя из отнесения к категории риска.
В ходе профилактического визита (обязательного профилактического визита) должностным лицом надзорного органа может осуществляться консультирование контролируемого лица в порядке, установленном статьей 50 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а также пунктом 18 настоящего Положения.
Срок проведения профилактического визита (обязательного профилактического визита) не может превышать один рабочий день. По ходатайству должностного лица надзорного органа, проводящего профилактический визит, руководитель надзорного органа может продлить срок проведения профилактического визита не более чем на три рабочих Дня.
О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо уведомляется надзорным органом не позднее чем за пять рабочих дней до дня его проведения.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом надзорный орган, направивший уведомление о проведении обязательного профилактического визита, не позднее чем за три рабочих дня до дня его проведения.
При профилактическом визите (обязательном профилактическом визите) контролируемым лицам не выдаются предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
20. В случае если при проведении профилактического визита (обязательного профилактического визита) установлено, что объекты геологического надзора представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом председателю надзорного органа, уполномоченному на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
21. В рамках осуществления геологического надзора при взаимодействии с контролируемым лицом проводятся следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:
инспекционный визит;
рейдовый осмотр;
документарная проверка;
выездная проверка.
22. В рамках осуществления надзора без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:
наблюдение за соблюдением обязательных требований;
выездное обследование.
23. В составе инспекционного визита проводятся следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
инструментальное обследование;
истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта геологического надзора.
24. В составе рейдового осмотра проводятся следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
досмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
отбор проб (образцов);
инструментальное обс
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.