Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к приказу
Минздравсоцразвития
Чувашии
от 30.01.2015 N 92
Перечень
лекций по тематикам, в том числе видеолекции, для размещения на медицинском портале "Здоровая Чувашия" в информационно-телекоммуникационные сети "Интернет", в том числе на сайтах главных внештатных специалистов Минздравсоцразвития Чувашии и внештатных специалистов-экспертов Минздравсоцразвития Чувашии
N |
Название школы: |
Тематика занятий: |
Ответственное лицо |
1. |
Школа для пациентов с артериальной гипертензией |
1. Что надо знать об артериальной гипертонии? Что такое артериальное давление и какой уровень артериального давления принято считать нормальным? 2. Что надо знать пациенту о питании при артериальной гипертонии? 3. Физическая активность и здоровье. 4. Курение и здоровье. 5. Стресс и здоровье. 6. Медикаментозное лечение артериальной гипертонии. Как поднять доверие пациентов к лечению? |
Главный внештатный специалист кардиолог |
2. |
Школа для пациентов с сердечной недостаточностью |
1. Что надо знать о сердечной недостаточности. 2. Факторы риска. - Стресс и здоровье. - Курение и здоровье. - Здоровое питание. 3. Эффективный контроль артериального давления - профилактика хронической сердечной недостаточности. - Понятие об артериальном давлении. - Измерение артериального давления. 4. Лечение больных с сердечной недостаточностью. - Современная стратегия лечения хронической сердечной недостаточности в сочетании с другими заболеваниями. |
Главный внештатный специалист кардиолог |
3. |
Школа коронарного больного |
1. Факторы риска ишемической болезни. Возможности воздействия на управляемые факторы риска: артериальная гипертония, вес, диета, курение, злоупотребление алкоголем, режим физических нагрузок. 2. Ишемическая болезнь сердца: правила поведения при приступе стенокардии. 3. Острый инфаркт миокарда - клинические варианты. Правила поведения при затяжных болях в груди. 4. Режим физических нагрузок. Правила расширения режима, комплексы лечебной физкультуры. 5. Диета при остром инфаркте миокарда. 6. Основные препараты, используемые для лечения ишемической болезни сердца. Правила приема препаратов, обучение пациентов коррекции доз в зависимости от цифр артериального давления и пульса. 7. Современные методы диагностики ишемической болезни сердца. Что такое коронароангиография, цель ее проведения. 8. Современные методы лечения ишемической болезни сердца с использованием высоких технологий: ангиопластика со стентированием, аортокоронарное шунтирование. |
Главный внештатный специалист кардиолог |
4. |
Школа для пациентов с артериотромбозами |
1. Что такое тромбоз сосудов. Лечение и профилактика тромбообразования. 2. Факторы риска развития инсульта, профилактика инсультов. 3. Обучение правильному приему лекарственных препаратов и коррекция доз. 4. Что такое антикоагулянты. Показания к лечению антикоагулянтами. 5. Мерцательная аритмия. Понятие о заболевании, лечение антикоагулянтами. |
Главный внештатный специалист кардиолог |
5. |
Аллерго-школа |
1. Знакомство с миром аллергии. Что такое аллергия, аллергические заболевания? Наследственность и аллергия. Механизмы развития аллергических заболеваний. Основные группы аллергенов. Перекрестная аллергия. Окружающая среда и аллергия. 2. У аллергии много лиц. Аллергический ринит. Крапивница и другие аллергодерматозы. Бронхиальная астма и другие проявления аллергии. 3. Жизнь с аллергией. Кожные диагностические пробы. Принципы иллюминации аллергии. 4. Помоги врачу исцелить себя. Аллергеноспецифическая иммунотерапия. Лекарственные средства в борьбе с аллергией. Место вакцинопрофилактики при аллергических заболеваниях. Другие методы лечения. |
Главный внештатный специалист аллерголог-иммунолог |
6. |
Школа для пациентов с бронхиальной астмой |
1. Что такое бронхиальная астма? 2. Пикфлоуметрия. Почему возникает приступ удушья. Аллергия и астма. 3. Неаллергические причины бронхиальной астмы. 4. Ингаляционная терапия бронхиальной астмы. 5. Лечение хронического воспаления при бронхиальной астме. 6. Глюкокортикостероидная терапия бронхиальной астмы. 7. Лечение и профилактика вирусной инфекции. 8. Ночная астма. 9. Питание при бронхиальной астме. 10. Дыхательная гимнастика и физкультура для больных бронхиальной астмой. 11. Самомассаж лица, основы общего массажа, закаливание. 12. Как лечить обострение бронхиальной астмы. |
Главный внештатный специалист терапевт-пульмонолог |
Внештатный специалист-эксперт пульмонолог
| |||
7. |
Школа для пациентов с ХОБЛ |
1. Хроническая обструктивная болезнь легких (далее - ХОБЛ). Определение, понятие ХОБЛ. 2. Факторы риска. Курение и ХОБЛ. 3. Особенности питания и образа жизни с ХОБЛ. 4. Лечение ХОБЛ. 5. Возможные осложнения ХОБЛ, прогноз и профилактика. 6. Дыхательная гимнастика при ХОБЛ. |
Главный внештатный специалист терапевт-пульмонолог Внештатный специалист-эксперт пульмонолог |
8. |
Школа для пациентов с язвенной болезнью |
1. Что такое язвенная болезнь? Что способствует развитию язвенной болезни и ухудшает ее течение? 2. В чем выражается язвенная болезнь. Как протекает язвенная болезнь. 3. Диетотерапия. Питание при язвенной болезни. 4. Как питаться в разные периоды язвенной болезни. 5. Гигиенический режим - основа лечения. 6. Профилактика обострений язвенной болезни. |
Главный внештатный специалист гастроэнтеролог |
9. |
Школа для пациентов с гепатитом |
1. Вирусный гепатит. Причины возникновения. Пути заражения. Основные клинические проявления. 2. Лечение вирусного гепатита. Современный подход терапии. Особенности питания. 3. Профилактика гепатита. Методы защиты себя и своих близких. Самоконтроль, 4. Вакцина против вирусного гепатита. |
Главный внештатный специалист по инфекционным болезням |
10. |
Школа профилактики инсульта |
1. Что такое инсульт и каковы его последствия? - Виды инсульта. - Первые дни после инсульта. - Питание больного в острый период инсульта. 2. Как помочь восстановлению движений. - Пассивные движения и массаж. - Активная гимнастика. - Обучение ходьбе. 3. Восстановление самообслуживания. 4. Как избежать осложнений восстановительного периода. 5. Психологическая и социальная адаптация. 6. Восстановление речи, чтения и письма. 7. Как предупредить повторный инсульт. |
Главный внештатный специалист невролог |
11. |
Школа для пациентов с рассеянным склерозом |
1. Что такое рассеянный склероз? Причины возникновения рассеянного склероза. Факторы, способствующие развитию болезни и отягчающие ее течение. 2. Течение рассеянного склероза. Какие типы течения рассеянного склероза. Прогноз. 3. Рассеянный склероз и семья, психологические аспекты рассеянного склероза. 4. Образ жизни при рассеянном склерозе. Диагностика и лечение. 5. Рассеянный склероз и питание. Алкоголь и курение при рассеянном склерозе. Рассеянный склероз и занятия спортом. 6. Рассеянный склероз и профессиональная деятельность. Реальность и перспективы. |
Главный внештатный специалист невролог |
12. |
Школа для пациентов на хроническом диализе |
1. Воспалительные заболевания почек. Лечение и профилактика. 2. Аутоиммунные заболевания почек. Лечение, диспансерное наблюдение и профилактика. 3. Хроническая почечная недостаточность, диагностика и лечение. 4. Профилактика осложнений при гемодиализе. 5. Диета, режим и уход за фистулой. 6. Лечение анемии при хроническом гломерулонефрите. |
Главный внештатный специалист нефролог |
13. |
Школа для пациентов с гемофилией |
1. Введение. Организационные вопросы. История лечения гемофилии. 2. Что такое гемофилия? Как люди заболевают гемофилией? Как наследуется гемофилия? Три степени тяжести заболевания. 3. Где чаще всего происходят кровотечения? Что делать, если началось кровотечение? 4. Как вести себя при травме? Лечебная гимнастика для больных гемофилией. 5. Лучшее лечение - это профилактика. Плюсы домашнего лечения. Как самому сделать переливание антигемофильных факторов |
Главный внештатный специалист-эксперт гематолог |
14. |
Школа для пациентов с хроническим миелолейкозом |
1. Введение. Понятия о заболеваниях крови. 2. Кровь и костный мозг здорового человека. 3. Лейкоз. Хронический миелоидный лейкоз. 4. Причины и факторы риска. 5. Диагностика и лечение. |
Главный внештатный специалист-эксперт гематолог |
15. |
Школа для пациентов с заболеваниями суставов и позвоночника |
1. Что нужно знать об остеоартрозе? Определение остеоартроза. Клинические проявления. Инструментальная диагностика. 2. Факторы риска развития остеоартроза. Как уменьшить риск падений и переломов. Как избежать переломов позвонков. 3. Физическая активность и остеоартроз. Что такое физическая активность (ФА)? Оценка физической активности. Какова цель повышения ФА? Как избежать осложнений при физ. тренировках? Как повысить повседневную физическую активность. Как одеваться для занятий физкультурой? 4. Что надо знать о питании при остеоартрозе. 5. Медикаментозное лечение остеоартроза. |
Главный внештатный специалист ревматолог |
16. |
Школа профилактики заболеваний молочной железы |
1. Опухолевые заболевания у женщин. Строение и функции молочной железы. 2. Причины и факторы, влияющие на возникновение новообразований. 3. Заболевания, предшествующие развитию рака молочной железы. 4. Что нужно знать о раке молочной железы. Клинические признаки рака молочной железы. 5. Меры профилактики рака молочной железы. Современные методы диагностики. Самообследование молочных желез. |
Главный внештатный специалист онколог |
17. |
Школа для пациентов с аллергодерматозами |
1. Аллергические заболевания кожи. 2. Причины возникновения. 3. Гипоаллергенная диета. 4. Меры профилактики. |
Главный внештатный специалист по дерматовенерологии и косметологии |
18. |
Школа для пациентов с псориазом |
1. Что такое псориаз. 2. Факторы риска развития заболевания. 3. Питание при псориазе. 4. Меры профилактики заболевания. Правила ухода за кожей |
Главный внештатный специалист по дерматовенерологии и косметологии |
19. |
Школа беременных |
1. Жизнь до рождения. Гигиена беременной женщины. Питание беременной женщины, организация режима дня. 2. Формирование приоритета грудного вскармливания. Здоровый образ жизни и здоровье ребенка. Подготовка беременной женщины к кормлению грудью. Значение естественного вскармливания. 3. Анатомо-физиологические особенности новорожденного ребенка. Подготовка к приему новорожденного из родильного дома. Уход за новорожденным ребенком. 4. Профилактика инфекционных заболеваний. Что надо знать о профилактических прививках. 5. Подготовка к родам. 6. Контрацепция и правила их использования. |
Главный внештатный специалист по акушерству и гинекологии |
20. |
Школа будущих родителей |
1. Физиологические изменения характерные для периода беременности. 2. Питание, гигиена, режим дня беременных женщин. 3. Особенности сексуального поведения во время беременности. 4. Психологическая профилактика родов. Подготовка к совместным родам. 5. Уход за новорожденными младенцами. |
Главный внештатный специалист по акушерству и гинекологии |
21. |
Школа планирования семьи |
1. Современные методы контрацепции. 2. Гигиена супружеской жизни. 3. Общие сведения об инфекциях, передаваемых половым путем. 4. Желанный ребенок в семье. |
Главный внештатный специалист по акушерству и гинекологии |
22. |
Школа репродуктивного здоровья подростков |
1. Анатомо-физиологические особенности женского организма. Менструальный цикл. Гигиена девушки-подростка. 2. Заболевания, передающиеся половым путем, их профилактика. 3. Беременность. Аборт: его негативные последствия. Основы контрацепции. Методы контрацепции. 4. Сексуальное насилие и его профилактика. |
Главный внештатный специалист гинеколог детского и юношеского возраста |
23. |
Школа поддержки грудного вскармливания |
1. Значение естественного вскармливания. Преимущества грудного молока. 2. Режим дня новорожденного. Бодрствование. Сон. 3. Режим кормящей матери. 4. Питание кормящей мамы. 5. Питание ребенка. |
Главный внештатный специалист педиатр |
24. |
Школа для родителей по воспитанию здорового ребенка |
1. Родителям о ребенке в возрасте 1-3 мес. жизни. Вопросы режима, вскармливания и питания, физического воспитания (массаж, гимнастика, закаливание), воспитательных воздействий, профилактики пограничных состояний (рахит, анемия, экссудативный диатез). Обязательная диспансеризация у педиатра и врачей-специалистов. 2. Родителям о ребенке в возрасте 3-6 мес. жизни. Вопросы режима, питания, физического воспитания, воспитательных воздействий, профилактики пограничных состояний (расстройства питания, повторные острые заболевания). 3. Родителям о ребенке в возрасте 6-9 мес. жизни. Вопросы режима, питания, физического воспитания, воспитательных воздействий, профилактики пограничных состояний, вакцинации, обязательной диспансеризации, профилактики наиболее часто встречаемых кишечных и острых респираторных заболеваний. 4. Родителям о ребенке в возрасте 9-12 мес. жизни. Вопросы режима, питания, физического воспитания, воспитательных воздействий, профилактики пограничных состояний, вакцинации, обязательной диспансеризации, подготовки ребенка к поступлению в детское дошкольное учреждение. 5. Родителям о ребенке 2-го года жизни. Вопросы режима, питания, физического воспитания, воспитательных воздействий, профилактики пограничных состояний, вакцинации, обязательной диспансеризации, профилактики травматизма у детей. 6. Родителям о ребенке 3-го года жизни. Вопросы режима, питания, физического воспитания, воспитательных воздействий, профилактики пограничных состояний, вакцинации, обязательной диспансеризации, профилактики хронических заболеваний в раннем детском возрасте. |
Главный внештатный специалист педиатр |
25. |
Школа здоровых зубов |
1. Основы гигиены полости рта. 2. Рациональное питание. 3. Заболевания пародонта и их профилактика. 4. Основы гигиенического воспитания у детей. 5. Аномалии прикуса и их профилактика. |
Главный внештатный детский специалист стоматолог |
26. |
Школа для пациентов сахарным диабетом |
1. Знакомство с пациентами. Организация работы Школ для больных сахарным диабетом. 2. Что такое - диабет? Контроль обмена веществ. 3. Осложнения сахарного диабета. Инсулинотерапия. 4. Профилактика. Планирование питания при сахарном диабете 2 типа. 5. Неотложные состояния при сахарном диабете. 6. Физические нагрузки при сахарном диабете. |
Главный внештатный специалист эндокринолог |
27. |
Школа для пациентов с метаболическим синдромом |
1, Понятие, эпидемиологические аспекты метаболического синдрома. 2. Особенности клинического проявления метаболического синдрома. Критерии метаболического синдрома. Нарушение углеводного обмена в рамках метаболического синдрома. 3. Основы немедикаментозной коррекции метаболического синдрома. Артериальная гипертония. 4. Избыточная масса тела. Профилактика ожирения. 5. Здоровый образ жизни. Физическая активность. |
Главный внештатный специалист эндокринолог |
28. |
Школа поддержки женщин климактерического периода (старше 40 лет) |
1. Что такое климактерий? 2. Организм женщины и климактерий. - Изменения веса - Кожа и внешность - Молочные железы - Сердце и сосуды - Интимная сфера - Психоэмоциональные изменения - Остеопороз. 3. Преждевременная менопауза. 4. Лечение проявлений климактерия. 5. Диеты для женщин в климактерии. 6. Упражнения при климактерии. |
Главный внештатный специалист эндокринолог |
29. |
Школа для пациентов с глаукомой |
1. Анатомия и физиология глаза, его придаточного аппарата и орбиты. Клинические проявления глаукомы. 2. Профилактика и значимость своевременного выявления пациента с глаукомой. 3. Медикаментозное лечение глаукомы. 4. Оперативное лечение глаукомы. 5. Глаукома и сопутствующие заболевания. |
Главный внештатный специалист офтальмолог |
30. |
Фтизио-школа |
1. Общие сведения о туберкулезе. 2. Почему Вы заболели? Факторы, способствующие снижению иммунитета. 3. Медикаментозное лечение туберкулеза. 4. Побочные эффекты противотуберкулезных препаратов. 5. Что может замедлить ход лечения? 6. Лечебное питание при туберкулезе. Возможности народной медицины. 7. Туберкулез других органов. 8. Профилактика рецидивов. Факторы риска. 9. Полезно знать! |
Главный внештатный специалист фтизиатр |
31. |
Школа ВИЧ-инфицированного |
1. "ВИЧ-инфекция": - жизненный цикл ВИЧ - влияние ВИЧ на организм человека - возможность лечения ВИЧ-инфекции - значимость лабораторных исследований и наблюдений. 2. "Антиретровирусная терапия": - цели и задачи антиретровирусной терапии - лабораторные показатели эффективности лечения - влияние АРБ препаратов на различные этапы жизни вируса - резистентность, приверженность лечению. 3. "Приверженность лечению": - обоснование необходимости высокой приверженности - факторы, определяющие приверженность - побочные эффекты АРБТ. 4. "Жизнь с ВИЧ": - факторы риска передачи инфекции - дискордантные пары - питание и образ жизни - вирусные гепатиты (ко-инфекция). |
Главный внештатный специалист по проблемам диагностики и лечения ВИЧ-инфекции |
32. |
Школа профилактики и лечения плоскостопия |
1. Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы стопы. Строение и функции стопы. 2. Плоскостопие. Профилактика и лечение. Ортопедический режим. 3. Методы подхода к лечению плоскостопия. Формы и средства ЛФК, используемые в лечении плоскостопия. Практическое занятие. 4. Методы самоконтроля. Диспансеризация и повторные осмотры. Вопросы и ответы. |
Главный внештатный специалист по спортивной медицине |
33. |
Школа коррекции осанки |
1. Нарушения осанки. Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы (позвоночный столб). Строение и функция позвоночника. Профилактика, лечение нарушений осанки. Практическое и показательное занятие. 2. Сколиоз. Профилактика и лечение сколиоза. Ортопедический режим. Практическое и показательное занятие. 3. Плоскостопие. Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы (стопа). Профилактика и лечение плоскостопия. Практическое и показательное занятие. 4. Деформация грудной клетки и нижних конечностей. Профилактика и лечение. Практическое и показательное занятие. 5. Методы подхода к лечению НОДА |
Главный внештатный специалист по спортивной медицине |
34. |
Школа здорового питания |
1. Что такое здоровое питание. Каким должно быть питание человека. Влияние питания на здоровье. Подсчет суточных энерготрат и энергетической ценности пищевого поведения. Принципы здорового питания. 2. Дислипидемия и здоровье. Питание при дислипидемии. Составление суточного меню. Подсчет жира и холестерина в рационе. Функциональные продукты питания. 3. Избыточная масса тела и здоровье. Избыточная масса тела, как результат нарушения принципов здорового питания. Поражение органов и систем при избыточной массе тела. Контроль над массой тела. Определение и типы ожирения. Диетологическая коррекция массы тела. 4. Метаболический синдром. Понятие о МС. Критерии МС, принятые ВОЗ. Клиническая картина и связь с другими заболеваниями. Диетотерапия. |
Главный внештатный специалист диетолог |
35. |
Школа активного долголетия |
1. Принципы активного долголетия. 2. Как подготовиться к выходу на пенсию. 3. Основные принципы питания в пожилом возрасте. 4. Психическое здоровье пожилого человека. 5. Двигательная активность и ЛФК для людей пожилого возраста. 6. Избыточная масса тела. Профилактика ожирения. |
Главный внештатный специалист-эксперт |
36. |
Школа здорового образа жизни |
1. Общее понятие о ЗОЖ. 2. Питание и здоровье. 3. Стресс и здоровье. 4. Курение и здоровье. 5. Физическая активность и здоровье. |
Главный специалист по медицинской профилактике |
37. |
Школа профилактики и отказа от табакокурения |
1. Курение и здоровье. Компоненты табачного дыма. Влияние курения на здоровье. Мифы о легких сигаретах. Почему люди курят. 2. Современные методы лечения табакокурения. Оценка стажа курения. Оценка типа курительного поведения. Оценка степени никотиновой зависимости. Оценка степени мотивации и отказа от курения. Я решил бросить. С чего начать. 3. Здоровый образ жизни без никотина. |
Главный специалист по медицинской профилактике |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.