Постановление Правительства Сахалинской области от 29 сентября 2021 г. N 394
"Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции"
26 ноября 2021 г., 23 марта 2022 г.
Во исполнение подпункта 3 части 2 статьи 3 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" Правительство Сахалинской области постановляет:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пункта 3 части 2 статьи 3 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"
Пункт 1 изменен с 23 марта 2022 г. - Постановление Правительства Сахалинской области от 23 марта 2022 г. N 107
1. Утвердить:
1.1. Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (прилагается).
1.2. Ключевой показатель и его целевое значение для регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (прилагается).
1.3. Индикативные показатели для регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (прилагаются).
2. Признать утратившими силу:
- постановление Правительства Сахалинской области от 18.10.2018 N 497 "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Сахалинской области";
- пункты 1 и 2 постановления Правительства Сахалинской области от 08.08.2019 N 344 "О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Правительства Сахалинской области";
- пункт 1 постановления Правительства Сахалинской области от 27.02.2020 N 74 "О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Правительства Сахалинской области".
3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости", на официальном сайте Губернатора и Правительства Сахалинской области, на "Официальном интернет-портале правовой информации".
Председатель Правительства Сахалинской области |
А.В. Белик |
Утверждено
постановлением Правительства
Сахалинской области
от 29 сентября 2021 г. N 394
Положение
о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции
26 ноября 2021 г., 23 марта 2022 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - региональный государственный контроль (надзор) на территории Сахалинской области.
1.2. Региональный государственный контроль - деятельность уполномоченного органа, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - обязательные требования), осуществляемая в пределах полномочий уполномоченного органа посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
1.3. Предметом регионального государственного контроля (надзора) являются:
1) соблюдение организациями лицензионных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионных требований к производству, поставкам, хранению и розничной продаже произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции);
2) соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, обязательных требований к фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции сведений об обороте алкогольной продукции лицами, осуществляющими ее розничную продажу, за исключением обязательных требований, установленных техническими регламентами;
3) соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами обязательных требований к декларированию объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, объема собранного винограда для производства винодельческой продукции.
1.4. Министерство сельского хозяйства и торговли Сахалинской области (далее - министерство, уполномоченный орган) является органом, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля (надзора). Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется уполномоченным органом в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Сахалинской области.
Должностными лицами министерства, осуществляющими региональный государственный контроль (надзор) от имени министерства (далее - уполномоченные должностные лица), являются:
- министр сельского хозяйства и торговли Сахалинской области;
- заместитель министра, уполномоченный в соответствии с должностным регламентом на проведение регионального государственного контроля (надзора) (далее - заместитель министра);
- начальник отдела контроля;
- ведущий советник отдела контроля;
- главный государственный инспектор отдела контроля;
- начальник отдела лицензирования;
- главный государственный инспектор отдела лицензирования, уполномоченный в соответствии с должностным регламентом на проведение регионального государственного контроля (надзора).
1.5. Уполномоченные должностные лица министерства при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий имеют право:
1) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и в соответствии с полномочиями, установленными решением уполномоченного органа о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, посещать (осматривать) объекты регионального государственного контроля (надзора), если иное не предусмотрено федеральными законами;
2) знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения обязательных требований, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
3) требовать от контролируемых лиц, в том числе руководителей и других работников контролируемых организаций, представления письменных объяснений по фактам нарушений обязательных требований, выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также представления документов для копирования, фото- и видеосъемки;
4) знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия;
5) составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления контролируемым лицом документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, невозможности провести опрос должностных лиц и (или) работников контролируемого лица, ограничения доступа в помещения, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия;
6) выдавать контролируемым лицам рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений обязательных требований, принимать решения об устранении контролируемыми лицами выявленных нарушений обязательных требований и о восстановлении нарушенного положения;
7) запрашивать и получать в установленном порядке сведения, материалы и документы, необходимые для осуществления своей деятельности;
8) обращаться в соответствии с Федеральным законом от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" за содействием к органам полиции в случаях, если должностному лицу уполномоченного органа оказывается противодействие или угрожает опасность.
1.6. Уполномоченные должностные лица обязаны:
1) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы контролируемых лиц;
2) своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований, принимать меры по обеспечению исполнения решений уполномоченного органа вплоть до подготовки предложений об обращении в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством;
3) проводить контрольные (надзорные) мероприятия и совершать контрольные (надзорные) действия на законном основании и в соответствии с их назначением только во время исполнения служебных обязанностей и при наличии соответствующей информации в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а в случае взаимодействия с контролируемыми лицами проводить такие мероприятия и совершать такие действия только по предъявлении служебного удостоверения, иных документов, предусмотренных федеральными законами;
4) не допускать при проведении контрольных (надзорных) мероприятий проявления неуважения в отношении богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, не препятствовать их проведению, а также не нарушать внутренние установления религиозных организаций;
5) не препятствовать присутствию контролируемых лиц, их представителей, а с согласия контролируемых лиц, их представителей - присутствию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей или его общественных представителей, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Сахалинской области при проведении контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольных (надзорных) органов с контролируемыми лицами) и в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), осуществлять консультирование;
Нумерация изменена с 23 марта 2022 г. - Постановление Правительства Сахалинской области от 23 марта 2022 г. N 107
6) предоставлять контролируемым лицам, их представителям, присутствующим при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, информацию и документы, относящиеся к предмету государственного контроля (надзора), в том числе сведения о согласовании проведения контрольного (надзорного) мероприятия органами прокуратуры в случае, если такое согласование предусмотрено Федеральным законом N 248-ФЗ;
Нумерация изменена с 23 марта 2022 г. - Постановление Правительства Сахалинской области от 23 марта 2022 г. N 107
7) знакомить контролируемых лиц, их представителей с результатами контрольных (надзорных) мероприятий и контрольных (надзорных) действий, относящихся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;
Нумерация изменена с 23 марта 2022 г. - Постановление Правительства Сахалинской области от 23 марта 2022 г. N 107
8) знакомить контролируемых лиц, их представителей с информацией и (или) документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия и относящимися к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;
Нумерация изменена с 23 марта 2022 г. - Постановление Правительства Сахалинской области от 23 марта 2022 г. N 107
9) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для охраняемых законом ценностей, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов контролируемых лиц, неправомерного вреда (ущерба) их имуществу;
Нумерация изменена с 23 марта 2022 г. - Постановление Правительства Сахалинской области от 23 марта 2022 г. N 107
10) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
Нумерация изменена с 23 марта 2022 г. - Постановление Правительства Сахалинской области от 23 марта 2022 г. N 107
11) соблюдать установленные законодательством Российской Федерации сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий и совершения контрольных (надзорных) действий;
Нумерация изменена с 23 марта 2022 г. - Постановление Правительства Сахалинской области от 23 марта 2022 г. N 107
12) не требовать от контролируемых лиц документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации либо которые находятся в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления.
1.7. Уполномоченные должностные лица не вправе:
1) оценивать соблюдение обязательных требований, если оценка соблюдения таких требований не относится к полномочиям уполномоченного органа;
2) проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия, не предусмотренные решением уполномоченного органа;
3) проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия в случае отсутствия при проведении указанных мероприятий (действий) контролируемого лица, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) действий, не требующих взаимодействия с контролируемым лицом, а также за исключением случаев, если оценка соблюдения обязательных требований без присутствия контролируемого лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия может быть проведена, а контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
4) требовать представления документов, информации, материалов, если они не относятся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия, а также изымать оригиналы таких документов;
5) требовать от контролируемого лица представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, ранее представленные контролируемым лицом или имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций;
6) распространять информацию и сведения, полученные в результате осуществления регионального государственного контроля (надзора) и составляющие государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
7) требовать от контролируемого лица представления документов, информации ранее даты начала проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
8) осуществлять выдачу контролируемым лицам предписаний или предложений о проведении за их счет контрольных (надзорных) мероприятий и совершении контрольных (надзорных) действий;
9) превышать установленные сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
10) препятствовать осуществлению контролируемым лицом, присутствующим при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, фотосъемки, аудио- и видеозаписи, если совершение указанных действий не запрещено федеральными законами и если эти действия не создают препятствий для проведения указанных мероприятий.
1.8. Контролируемыми лицами при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) являются:
организации, имеющие лицензию на розничную продажу алкогольной продукции;
организации, имеющие лицензию на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания;
организации, осуществляющие розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи;
организации, осуществляющие розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи при оказании услуг общественного питания; индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи;
индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи при оказании услуг общественного питания.
1.9. Контролируемое лицо при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) имеет право:
1) присутствовать при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, давать пояснения по вопросам их проведения, за исключением мероприятий, при проведении которых не осуществляется взаимодействие уполномоченного органа с контролируемыми лицами;
2) получать от уполномоченного органа, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия и предоставление которой предусмотрено федеральными законами;
3) получать от уполномоченного органа информацию о сведениях, которые стали основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе в случае проведения указанного мероприятия по требованию прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в связи с поступившими в органы прокуратуры материалами и обращениями, за исключением сведений, составляющих охраняемую законом тайну;
4) знакомиться с результатами контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) действий, сообщать уполномоченному органу о своем согласии или несогласии с ними;
5) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц уполномоченного органа, решения уполномоченного органа, повлекшие за собой нарушение прав контролируемых лиц при осуществлении регионального государственного контроля (надзора), в досудебном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественных представителей либо Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Сахалинской области к участию в проведении контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие уполномоченного органа с контролируемыми лицами);
1.10. Объектами регионального государственного контроля (надзора) являются:
а) деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к индивидуальным предпринимателям и организациям, осуществляющим данную деятельность, действия (бездействие);
б) результаты деятельности контролируемых лиц в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе продукция (товары), работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования;
в) здания, помещения, сооружения, территории, оборудование, устройства, предметы и другие объекты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются в рамках осуществления деятельности в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и к которым предъявляются обязательные требования.
1.11. Уполномоченный орган обеспечивает учет объектов контроля в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) с использованием Государственной информационной системы "Типовое облачное решение контрольно-надзорной деятельности".
При сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах контроля для целей их учета уполномоченный орган использует информацию, представляемую ему в соответствии с нормативными правовыми актами, информацию, получаемую в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступную информацию.
При осуществлении учета объектов контроля на контролируемых лиц не может возлагаться обязанность по представлению сведений, документов, если иное не предусмотрено федеральными законами, а также если соответствующие сведения, документы содержатся в государственных или муниципальных информационных ресурсах.
2. Порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора)
2.1. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
2.2. В соответствии с пунктом 5 статьи 23.1 Федерального закона N 171-ФЗ при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся. Объекты контроля отнесены к категории низкого риска.
2.3. Основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением случаев, указанных в пункте 2.7 настоящего Положения, может быть:
1) наличие у уполномоченного органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
2) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
3) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
4) истечение срока исполнения решения уполномоченного органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований.
2.4. Сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям уполномоченный орган получает:
1) при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации;
2) при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, включая контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия.
2.5. По итогам рассмотрения сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям должностное лицо уполномоченного органа направляет министру или его заместителю:
1) при подтверждении достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо установлении параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, - мотивированное представление о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
2) при отсутствии подтверждения достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также при невозможности определения параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, - мотивированное представление о направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
3) при невозможности подтвердить личность гражданина, полномочия представителя организации, обнаружении недостоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям - мотивированное представление об отсутствии основания для проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
2.6. Индикаторами риска нарушения обязательных требований, используемыми при осуществлении регионального государственного контроля (надзора), являются:
1) увеличение объема розничных продаж алкогольной и спиртосодержащей продукции у организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в дни, в которые Законом Сахалинской области от 26.04.2013 N 33-ЗО "Об установлении на территории Сахалинской области дополнительных ограничений розничной продажи алкогольной продукции" установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции в организациях, осуществляющих розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции;
2) истечение срока аренды стационарного торгового объекта и складских помещений, в которых осуществляется лицензируемый вид деятельности, ранее срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания;
3) наличие по данным единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в обособленном подразделении, в котором осуществляется деятельность по розничной продаже алкогольной продукции, остатков алкогольной продукции, в объеме более 5000 литров.
2.7. Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами уполномоченного органа на основании заданий, оформленных уполномоченным органом, включая задания, содержащиеся в планах работы уполномоченного органа, в том числе в случаях, установленных Федеральным законом N 248-ФЗ.
2.8. Для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, а также документарной проверки, принимается решение, в котором указываются сведения, предусмотренные частью 1 статьи 64 Федерального закона N 248-ФЗ.
Решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия принимается и подписывается министром или его заместителем.
2.9. Контрольное (надзорное) мероприятие может быть начато после внесения в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий сведений, установленных правилами его формирования и ведения, за исключением наблюдения за соблюдением обязательных требований и выездного обследования, а также случаев неработоспособности единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, зафиксированных оператором реестра.
2.10. При проведении контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом (его представителем) в месте осуществления деятельности контролируемого лица, контролируемому лицу (его представителю) уполномоченным должностным лицом, предъявляются служебное удостоверение, заверенная печатью бумажная копия либо решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, а также сообщается учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.
Пункт 2.11 изменен с 26 ноября 2021 г. - Постановление Правительства Сахалинской области от 26 ноября 2021 г. N 507
2.11. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий уполномоченными должностными лицами для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, а также иные способы фиксации доказательств.
Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований.
Информация о технических средствах, использованных при фотосъемке, аудио- и видеозаписи, иных способах фиксации доказательств указывается в акте контрольного (надзорного) мероприятия. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для доказательств нарушений обязательных требований, прикладываются к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
Решение о необходимости использования фотосьемки, аудио- и видеозаписи, а также иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимаются уполномоченными должностными лицами самостоятельно.
Видеозапись может осуществляться посредством любых технических средств (фотоаппаратов, диктофонов, видеокамер, мобильных устройств, телефонов, смартфонов, планшетов), имеющихся в распоряжении уполномоченных должностных лиц, привлекаемых к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
При использовании аудио- и видеозаписи должна обеспечиваться фиксация даты, времени и места их использования.
Фотосьемка и (или) видеозапись должны фиксировать: вид на указатель адреса нахождения объекта контроля (при наличии); помещения, торговое оборудование, оборудование для оказания услуг общественного питания, используемые для хранения и реализации алкогольной продукции; факты и события, указывающие на нарушение обязательных требований.
2.12. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) проводятся профилактические мероприятия и контрольные (надзорные) мероприятия.
2.13. В рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) проводятся контрольные (надзорные) мероприятия, требующие взаимодействия с контролируемым лицом, и контрольные (надзорные) мероприятия, не требующие взаимодействия с контролируемым лицом.
2.14. Контрольная закупка представляет собой контрольное (надзорное) мероприятие, в ходе которого уполномоченным должностным лицом совершаются действия по созданию ситуации для осуществления сделки в целях оценки соблюдения:
а) организациями лицензионных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионных требований к производству, поставкам, хранению и розничной продаже произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции);
б) соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона N 171-ФЗ, обязательных требований к фиксации единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции сведений об обороте алкогольной продукции лицами, осуществляющими ее розничную продажу (в целях контроля фиксации объема оборота алкогольной продукции), за исключением обязательных требований, установленных техническими регламентами.
2.14.1. Решение о проведении контрольной закупки принимается в случае, если оценка соблюдения обязательных, в том числе лицензионных, требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, за исключением государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов, может быть осуществлена только в рамках проведения контрольной закупки.
2.14.2. Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления контролируемого лица.
2.14.3. Срок проведения контрольной закупки определяется периодом времени, в течение которого обычно осуществляется сделка, указанная в пункте 2.14 настоящего Положения.
Срок непосредственного личного взаимодействия уполномоченного должностного лица и контролируемого лица в рамках проведения контрольной закупки не может превышать один рабочий день.
2.14.4. В ходе контрольной закупки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) эксперимент.
2.14.5. Эксперимент проводится в целях проверки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, указанных в подпункте 2.14.1 настоящего Положения.
Эксперимент проводится путем осуществления уполномоченным должностным лицом действий по созданию ситуации для совершения сделки по розничной продаже алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции либо розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
2.15. Выездная проверка проводится в отношении конкретного контролируемого лица, осуществляющего деятельность по розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции, по месту нахождения объекта контроля в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений уполномоченного органа.
2.15.1. О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
2.15.2. Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является пункт 6 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ и которая для микропредприятия не может продолжаться более сорока часов. Срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или объекта контроля.
2.16. Инспекционный визит проводится во взаимодействии с конкретным контролируемым лицом и (или) владельцем (пользователем) объекта контроля по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
2.16.1. В ходе инспекционного визита допускаются следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) инструментальное обследование;
5) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
2.16.2. Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника объекта контроля.
2.16.3. Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном объекте контроля не может превышать один рабочий день.
2.16.4. Контролируемые лица или их представители обязаны обеспечить беспрепятственный доступ уполномоченного должностного лица уполномоченного органа в здания, сооружения, помещения.
2.17. Документарная проверка проводится по месту нахождения уполномоченного органа, ее предметом являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности, использовании объектов контроля и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений уполномоченного органа, в том числе сведения, составляющие государственную тайну и находящиеся по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
2.17.1. В ходе документарной проверки рассматриваются документы контролируемых лиц, имеющиеся в распоряжении уполномоченного органа, результаты предыдущих контрольных (надзорных) мероприятий, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленного в отношении этих контролируемых лиц регионального государственного контроля (надзора).
2.17.2. В ходе документарной проверки допускаются следующие контрольные (надзорные) действия:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов;
3) экспертиза.
2.17.3. В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении уполномоченного органа, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований, уполномоченный орган направляет в адрес контролируемого лица требование представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. В течение десяти рабочих дней со дня получения данного требования контролируемое лицо обязано направить в уполномоченный орган указанные в требовании документы.
2.17.4. Если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных контролируемым лицом документах либо выявлено несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у уполномоченного органа документах и (или) полученным при осуществлении регионального государственного контроля (надзора), информация об ошибках, о противоречиях и несоответствии сведений направляется контролируемому лицу с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения. Контролируемое лицо, представляющее в уполномоченный орган пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у уполномоченного органа документах и (или) полученным при осуществлении регионального государственного контроля (надзора), вправе дополнительно представить в уполномоченный орган документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
2.17.5. При проведении документарной проверки сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены уполномоченным органом от иных органов у контролируемого лица, не истребуются.
2.17.6. Срок проведения документарной проверки не может превышать десять рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления уполномоченным органом контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в уполномоченный орган, а также период с момента направления контролируемому лицу информации уполномоченного органа о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у уполномоченного органа документах и (или) полученным при осуществлении регионального государственного контроля (надзора), и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в уполномоченный орган.
2.17.7. Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
2.18. Выездное обследование проводится на основании задания уполномоченного должностного лица по месту нахождения объекта контроля без взаимодействия с контролируемым лицом и без его информирования в целях визуальной оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
Выездное обследование может проводиться по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя, месту нахождения объекта контроля.
2.18.1. В ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) объектах контроля осуществляется осмотр витрин, прилавков, стеллажей и т.п. торговых объектов с алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукцией, осмотр алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, находящейся на витринах, прилавках, стеллажах и т.п. торговых объектов, осмотр информации, которая размещена для покупателей в торговом объекте.
2.18.2. Срок проведения выездного обследования одного объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать один рабочий день.
2.18.3. В случае если в рамках выездного обследования выявлены признаки нарушений обязательных требований, уполномоченное должностное лицо вправе незамедлительно провести контрольную закупку. В отношении проведения контрольной закупки не требуется принятие решения о проведении данного контрольного (надзорного) мероприятия. Информация о проведении контрольной закупки вносится в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий в течение одного рабочего дня с момента завершения контрольной закупки.
2.19. Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности)- анализ данных об объектах контроля, имеющихся у уполномоченного органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, в том числе федеральной государственной информационной системе "Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции",федеральной государственной информационной системе "База данных деклараций".
2.19.1. При наблюдении за соблюдением обязательных требований (мониторинге безопасности) на контролируемых лиц не могут возлагаться обязанности, не установленные обязательными требованиями.
2.19.2. Выявленные в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направляются должностным лицом, проводившим указанное контрольное (надзорное) мероприятие, министру или его заместителю для принятия решений в соответствии со статьей 60 Федерального закона N 248-ФЗ.
2.20. Контрольная закупка, внеплановая выездная проверка и инспекционный визит проводятся только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев их проведения в соответствии с:
1) поручением Президента Российской Федерации, поручением Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
2) требованием прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
3) истечением срока исполнения решения уполномоченного органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований - в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Федерального закона N 248-ФЗ;
4) если основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, уполномоченный орган для принятия неотложных мер по ее предотвращению и устранению приступает к проведению внепланового контрольного (надзорного) мероприятия незамедлительно (в течение двадцати четырех часов после получения соответствующих сведений) с извещением об этом органа прокуратуры по месту нахождения объекта контроля посредством направления в тот же срок документов, предусмотренных частью 5 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ. В этом случае уведомление контролируемого лица о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия может не проводиться.
2.21. К проведению контрольных (надзорных) мероприятий уполномоченным органом при необходимости могут привлекаться эксперты, экспертные организации, специалисты в порядке, установленном федеральным законодательством.
2.22. Контроль за устранением выявленных нарушений обязательных требований осуществляется уполномоченным органом в форме выездной проверки, если проводится оценка исполнения решения об устранении выявленного нарушения обязательных требований, принятого по итогам выездной проверки. В остальных случаях контроль за устранением выявленных нарушений обязательных требований осуществляется в форме инспекционного визита.
2.23. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий уполномоченным органом осуществляются следующие контрольные (надзорные) действия в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 76, 78, 79, 80, 82, 84, 85 Федерального закона N 248-ФЗ:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов;
5) инструментальное обследование;
6) экспертиза;
7) эксперимент.
Раздел 2 дополнен пунктом 2.24 с 26 ноября 2021 г. - Постановление Правительства Сахалинской области от 26 ноября 2021 г. N 507
2.24. Инструментальное обследование.
Инструментальное обследование проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо по месту нахождения объекта контроля с использованием специального оборудования и (или) технических приборов, в том числе приборов определения подлинности федеральных специальных марок и акцизных марок, средств доступа к информации, предусмотренных статьей 82 Федерального закона N 248-ФЗ.
Для определения фактических значений, показателей, действий (событий), имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, в ходе инструментального обследования могут применяться оборудование, государственные и иные информационные системы, программные средства, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязательные к использованию контролируемым лицом, а также иные средства доступа к информации.
Инструментальное обследование осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 82 Федерального закона N 248-ФЗ.
Раздел 2 дополнен пунктом 2.25 с 26 ноября 2021 г. - Постановление Правительства Сахалинской области от 26 ноября 2021 г. N 507
2.25. Экспертиза осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 84 Федерального закона N 248-ФЗ.
Проведение экспертизы осуществляется по поручению министерства экспертами или экспертными организациями, аккредитованными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При невозможности транспортировки образца исследования к месту работы эксперта министерство обеспечивает ему беспрепятственный доступ к образцу и необходимые условия для исследования в следующих случаях:
образец исследования является крупногабаритным;
образец исследования является хрупким.
Нумерация изменена с 26 ноября 2021 г. - Постановление Правительства Сахалинской области от 26 ноября 2021 г. N 507
2.26. Эксперимент - контрольное (надзорное) действие, заключающееся в использовании тест-предметов (предметов, имитирующих оружие, взрывчатые вещества или другие устройства, предметы и вещества, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их использование), и (или) тест-субъектов (лиц, имитирующих нарушителей обязательных требований), и (или) тест-заданий, и (или) тест-ситуаций.
2.26.1. Эксперимент проводится только уполномоченным должностным лицом по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) непосредственно в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
2.26.2. Эксперимент применяется при проведении контрольной закупки алкогольной и спиртосодержащей продукции, в ходе которого осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки по купле-продажи алкогольной продукции в целях оценки соблюдения обязательных требований.
Нумерация изменена с 26 ноября 2021 г. - Постановление Правительства Сахалинской области от 26 ноября 2021 г. N 507
2.27. При проведении контрольных мероприятий и совершении контрольных действий, которые в соответствии с требованиями Федерального закона N 248-ФЗ должны проводиться в присутствии контролируемого лица либо его представителя, присутствие контролируемого лица либо его представителя обязательно, за исключением проведения контрольных мероприятий, совершения контрольных действий, не требующих взаимодействия с контролируемым лицом.
Случаями, при наступлении которых индивидуальный предприниматель, являющийся контролируемым лицом, вправе представить в уполномоченный орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, являются документально подтвержденные:
1) временная нетрудоспособность;
2) нахождение за пределами Российской Федерации;
3) административный арест;
4) избрание в отношении подозреваемого в совершении преступления физического лица меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, запрета определенных действий, заключения под стражу, домашнего ареста.
Нумерация изменена с 26 ноября 2021 г. - Постановление Правительства Сахалинской области от 26 ноября 2021 г. N 507
2.28. При невозможности присутствия индивидуального предпринимателя, являющегося контролируемым лицом, при проведении контрольного мероприятия в случаях, указанных в пункте 2.25 настоящего Положения, проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится уполномоченным органом на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для обращения индивидуального предпринимателя, являющимся контролируемым лицом, в уполномоченный орган.
3. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
3.1. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт).
В случае, если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия в акте указывается факт его устранения. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту. Заполненные при проведении контрольного (надзорного) мероприятия проверочные листы должны быть приобщены к акту.
3.2. В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия сведения об этом вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.
3.3. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований со стороны контролируемого лица уполномоченный орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан:
1) выдать контролируемому лицу после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных Федеральным законом N 248-ФЗ;
2) незамедлительно принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения вплоть до обращения в суд с требованием о запрете эксплуатации (использования) зданий, строений, сооружений, помещений и иных подобных объектов и о доведении до сведения индивидуальных предпринимателей, организаций любым доступным способом информации о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и способах ее предотвращения в случае, если при проведении контрольного (надзорного) мероприятия установлено, что деятельность индивидуального предпринимателя, организации, владеющих и (или) пользующихся объектом контроля, эксплуатация (использование) ими зданий, строений, сооружений, помещений и иных подобных объектов, выполняемые ими работы, оказываемые услуги представляют непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или что такой вред (ущерб) причинен;
3) при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности;
4) принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
5) рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
3.4. В предписании об устранении выявленных нарушений обязательных требований указываются: фамилия, имя, отчество (при наличии) уполномоченного должностного лица, проводившего контрольное (надзорное) мероприятие, дата выдачи, место нахождения объекта контроля, наименование лица, которому выдается предписание, нарушенные нормативно-правовые акты, описание нарушения, которое требуется устранить, срок устранения нарушения.
4. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, независимая оценка соблюдения обязательных требований
4.1. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям осуществляется в соответствии с ежегодно утверждаемой уполномоченным органом Программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики рисков причинения вреда) путем проведения профилактических мероприятий.
Утвержденная программа профилактики рисков причинения вреда размещается на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет.
4.2. Уполномоченный орган проводит профилактические мероприятия, предусмотренные подпунктом 2.12.1 настоящего Положения, в соответствии с главой 10 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.3. Уполномоченный орган при проведении профилактических мероприятий осуществляет взаимодействие с индивидуальными предпринимателями, организациями только в случаях, установленных Федеральным законом N 248-ФЗ.
Профилактические мероприятия, в ходе которых осуществляется взаимодействие с контролируемыми лицами, проводятся только с согласия данных контролируемых лиц либо по их инициативе.
В случае если при проведении профилактических мероприятий установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, уполномоченное должностное лицо незамедлительно направляет информацию об этом министру или его заместителю для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
4.4. Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети Интернет, в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
4.5. Обобщение правоприменительной практики проводится для решения следующих задач:
1) обеспечение единообразных подходов к применению уполномоченным органом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре);
2) выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
3) анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
4) подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
5) подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.
4.5.1. По итогам обобщения правоприменительной практики уполномоченный орган обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики уполномоченного органа (далее - доклад о правоприменительной практике).
Проект доклада, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики, готовится ежегодно и проходит процедуру публичного обсуждения.
Доклад утверждается распоряжением министра не позднее 01 апреля года, следующего за отчетным, и размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок не позднее 5 дней со дня его утверждения.
4.5.2. Результаты обобщения правоприменительной практики включаются в ежегодный доклад уполномоченного органа о состоянии государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
4.6. При наличии у уполномоченного органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям уполномоченный орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
4.6.1. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном статьей 49 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.6.2. Контролируемое лицо вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в уполномоченный орган возражение в отношении указанного предостережения в срок не позднее 30 дней со дня получения им предостережения.
В возражениях указываются:
- наименование организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, гражданина;
- идентификационный номер налогоплательщика (организации, индивидуального предпринимателя);
- дата и номер предостережения, направленного в адрес организации, индивидуального предпринимателя, гражданина;
- обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) организации, индивидуального предпринимателя, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований;
- желаемый способ получения ответа по итогам рассмотрения возражения;
- дата направления возражения.
4.6.3. Возражение в отношении предостережения рассматривается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня его получения. Контролируемому лицу направляется ответ с информацией о согласии или несогласии с возражением в порядке, установленном для направления предостережений. В случае несогласия с возражением указывается соответствующее обоснование.
4.6.4. Министерство осуществляет учет объявленных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований путем регистрации в журнале объявленных предостережений и используют соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
4.7. Консультирование (разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального государственного контроля) осуществляется должностным лицом уполномоченного органа по обращениям контролируемых лиц и их представителей без взимания платы.
4.7.1. Консультирование осуществляется должностным лицом уполномоченного органа в устной форме по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, а также в письменной форме.
Консультирование в устной и письменной формах осуществляется по следующим вопросам:
1) компетенция уполномоченного органа;
2) соблюдение обязательных требований;
3) проведение контрольных (надзорных) мероприятий;
4) применение мер ответственности.
4.7.2. По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется. Контролируемое лицо вправе направить запрос о предоставлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
4.7.3. При осуществлении консультирования должностное лицо уполномоченного органа обязано соблюдать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.7.4. В ходе консультирования информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц уполномоченного органа, иных участников контрольного (надзорного) мероприятия, а также результаты проведенных в рамках контрольного (надзорного) мероприятия экспертизы, испытаний, не предоставляется.
4.7.5. Информация, ставшая известной должностному лицу уполномоченного органа в ходе консультирования, не подлежит использованию контрольным (надзорным) органом в целях оценки контролируемого лица по вопросам соблюдения обязательных требований.
4.7.6. Уполномоченный орган осуществляет учет консультирований.
4.7.7. Консультирование по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляется посредством размещения на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом.
4.8. Профилактический визит проводится уполномоченным должностным лицом в отношении лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
4.8.1. Уполномоченный орган обязан предложить проведение профилактического визита.
4.8.2. В ходе профилактического визита уполномоченным должностным лицом осуществляются консультирование контролируемого лица.
4.8.3. О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо уведомляется уполномоченным органом не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
4.8.4. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом уполномоченный орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.
4.8.5. Срок осуществления обязательного профилактического визита составляет один рабочий день.
5. Обжалование решений министерства, действий (бездействия) его должностных лиц в досудебном порядке
5.1. Правом на обжалование решений министерства, действий (бездействия) его должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в пункте 5.4 настоящего Положения.
5.2. Жалоба на решения министерства, действия (бездействие) его должностных лиц подается контролируемым лицом в министерство в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг или регионального портала государственных и муниципальных услуг, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 6.1 и 6.2 настоящего Положения.
При подаче жалобы индивидуальным предпринимателем она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью.
При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
5.3. Жалоба на решения, действия (бездействие) должностных лиц министерства рассматривается министром или его заместителем.
5.4. Министерство при рассмотрении жалобы использует подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности, за исключением случаев, когда рассмотрение жалобы связано со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну.
Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были нарушены в рамках осуществления контроля (надзора), имеют право на досудебное обжалование:
1) решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
2) актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;
3) действий (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
5.5. Жалоба на решение министерства, действия (бездействие) должностных лиц министерства может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
5.6. Жалоба на предписание министерства может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен министерством.
Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.
Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения министерства.
5.7. Министерство в срок не позднее 2 рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:
- о приостановлении исполнения обжалуемого решения министерства;
- об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения министерства.
Информация о решении, указанном в настоящем пункте, направляется лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня со дня принятия решения.
5.8. Жалоба должна содержать:
1) наименование контрольного (надзорного) органа;
2) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, решение и (или) действия (бездействие) которого обжалуются;
3) наименование организации-заявителя, сведения о месте нахождения этой организации, реквизиты доверенности и фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, подающего жалобу по доверенности, желаемый способ осуществления взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней;
4) сведения об обжалуемых решениях и (или) действиях (бездействии) должностного лица министерства, которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица, подавшего жалобу;
5) основания и доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и (или) действиями (бездействием) должностного лица министерства. Лицом, подающим жалобу, могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии;
6) требования лица, подавшего жалобу;
7) учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которого подается жалоба, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
Жалоба не должна содержать нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц министерства либо членов их семей.
К жалобе может быть приложена позиция Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественного представителя, уполномоченного по защите прав предпринимателей Сахалинской области, относящаяся к предмету жалобы. Ответ на позицию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественного представителя, уполномоченного по защите прав предпринимателей Сахалинской области направляется министерством лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня с момента принятия решения по жалобе.
5.9. Министерство принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение 5 рабочих дней со дня получения жалобы, если:
а) жалоба подана после истечения сроков подачи жалобы, установленных пунктами 5.5 и 5.6 настоящего Положения, и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;
б) в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
в) до принятия решения по жалобе от контролируемого лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы;
г) имеется решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;
д) ранее в министерство была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;
е) жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц министерства либо членов их семей;
ж) ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий возможность повторного обращения данного контролируемого лица с жалобой, и не приводятся новые доводы или обстоятельства;
з) жалоба подана в ненадлежащий уполномоченный орган;
и) законодательством Российской Федерации предусмотрен только судебный порядок обжалования решений министерства.
Отказ в рассмотрении жалобы по основаниям, указанным в подпунктах "а" - "и" пункта 5.9 настоящего Положения, не является результатом досудебного обжалования и не может служить основанием для судебного обжалования решений министерства, действий (бездействия) его должностных лиц.
Пункт 5.10 изменен с 23 марта 2022 г. - Постановление Правительства Сахалинской области от 23 марта 2022 г. N 107
5.10. Жалоба подлежит рассмотрению министерством в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации. В случае направления запроса в государственные органы, органы местного самоуправления либо подведомственные им организации о предоставлении информации и документов, которые находятся в их распоряжении и необходимы для рассмотрения поданной жалобы, этот срок может быть продлен министерством на двадцать рабочих дней, о чем уведомляется контролируемое лицо, подавшее жалобу.
Министерство вправе запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. Контролируемое лицо вправе представить указанные информацию и документы в течение 5 рабочих дней с момента направления запроса. Течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса о представлении дополнительных документов и информации, относящихся к предмету жалобы, до момента получения их министерством, но не более чем на 5 рабочих дней с момента направления запроса. Неполучение от контролируемого лица дополнительных документов и информации, относящихся к предмету жалобы, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.
5.11. Не допускается запрашивать у контролируемого лица, подавшего жалобу, документы и информацию, которые находятся в распоряжении министерства, органах муниципального самоуправления либо подведомственных организациях. Лицо, подавшее жалобу, до принятия итогового решения по жалобе вправе по своему усмотрению представить дополнительные материалы, относящиеся к предмету жалобы.
5.12. По итогам рассмотрения жалобы министерство:
- оставляет жалобу без удовлетворения;
- отменяет решение полностью или частично;
- отменяет решение полностью и принимает новое решение;
- признает действия (бездействие) должностных лиц министерства незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
Решение министерства, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещается в личном кабинете контролируемого лица на едином портале или региональном портале государственных и муниципальных услуг в срок не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.
5.13. Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную и иную охраняемой законом тайну, рассматривается в порядке, установленном настоящим разделом, с учетом особенностей, установленных разделом 6 настоящего Положения.
6. Рассмотрение жалоб, содержащих сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну
6.1. Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную тайну, подается контролируемым лицом на бумажном носителе без использования единого портала государственных и муниципальных услуг или регионального портала государственных и муниципальных услуг на рассмотрение в министерство посредством Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации либо Федерального государственного унитарного предприятия "Главный центр специальной связи", с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
6.2. Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющую иную охраняемую законом тайну, подается контролируемым лицом в министерство на бумажном носителе без использования единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) регионального портала государственных и муниципальных услуг нарочно либо заказным письмом, с учетом требований законодательства Российской Федерации об иной охраняемой законом тайне.
6.3. Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную тайну, рассматривается министром или заместителем министра.
6.4. Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющую иную охраняемую законом тайну, рассматривается министром или заместителем министра.
6.5. Требования к содержанию подаваемой в соответствии с настоящим разделом жалобе, сроки подачи и рассмотрения такой жалобы, решения, принимаемые по результатам ее рассмотрения, и основания их принятия установлены разделом 5 настоящего Положения.
6.6. Решение министерства по результатам рассмотрения жалобы, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, направляется контролируемому лицу, подавшему жалобу, посредством Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации либо Федерального государственного унитарного предприятия "Главный центр специальной связи" не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.
6.7. Решение министерства по результатам рассмотрения жалобы, содержащей иную охраняемую законом тайну, направляется контролируемому лицу, подавшему жалобу, на бумажном носителе заказным письмом либо вручается нарочно не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.
7. Ключевые показатели результативности и эффективности осуществления государственного надзора
Утратил силу с 23 марта 2022 г. - Постановление Правительства Сахалинской области от 23 марта 2022 г. N 107
Постановление дополнено Ключевым показателем с 23 марта 2022 г. - Постановление Правительства Сахалинской области от 23 марта 2022 г. N 107
Утвержден
постановлением Правительства
Сахалинской области
от 29 сентября 2021 г. N 394
Ключевой показатель
и его целевое значение для регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции
Ключевым показателем результативности и эффективности осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - региональный государственный контроль (надзор)) является доля нелегального оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, выявленного в рамках государственного контроля (надзора), в объеме розничных продаж алкогольной и спиртосодержащей продукции, зафиксированном в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Единица измерения ключевого показателя результативности и эффективности осуществления регионального государственного контроля (надзора) - процент.
Целевое (плановое) значение показателя результативности и эффективности осуществления регионального государственного контроля (надзора) - 0%.
Постановление дополнено Индикативными показателями с 23 марта 2022 г. - Постановление Правительства Сахалинской области от 23 марта 2022 г. N 107
Утверждены
постановлением Правительства
Сахалинской области
от 29 сентября 2021 г. N 394
Индикативные показатели
для регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции
1. Количество плановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период.
2. Количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период.
3. Количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных на основании выявления соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров, за отчетный период.
4. Общее количество контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием, проведенных за отчетный период.
5. Количество контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием по каждому виду контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период.
6. Количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с использованием средств дистанционного взаимодействия, за отчетный период.
7. Количество обязательных профилактических визитов, проведенных за отчетный период.
8. Количество предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, объявленных за отчетный период.
9. Количество контрольных (надзорных) мероприятий, по результатам которых выявлены нарушения обязательных требований, за отчетный период.
10. Количество контрольных (надзорных) мероприятий, по итогам которых возбуждены дела об административных правонарушениях, за отчетный период.
11. Сумма административных штрафов, наложенных по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, за отчетный период.
12. Количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий за отчетный период.
13. Количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий, по которым органами прокуратуры отказано в согласовании, за отчетный период.
14. Общее количество учтенных объектов контроля на конец отчетного периода.
15. Количество учтенных объектов контроля, отнесенных к категориям риска, по каждой из категорий риска, на конец отчетного периода.
16. Количество учтенных контролируемых лиц на конец отчетного периода.
17. Количество учтенных контролируемых лиц, в отношении которых проведены контрольные (надзорные) мероприятия, за отчетный период.
18. Общее количество жалоб, поданных контролируемыми лицами в досудебном порядке за отчетный период.
19. Количество жалоб, в отношении которых контрольным (надзорным) органом был нарушен срок рассмотрения, за отчетный период.
20. Количество жалоб, поданных контролируемыми лицами в досудебном порядке, по итогам рассмотрения которых принято решение о полной либо частичной отмене решения контрольного (надзорного) органа, либо о признании действий (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа недействительными, за отчетный период.
21. Количество исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, за отчетный период.
22. Количество исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, по которым принято решение об удовлетворении заявленных требований, за отчетный период.
23. Количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с грубым нарушением требований к организации и осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и результаты которых были признаны недействительными и (или) отменены, за отчетный период.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Принято положение, которое устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Сахалинской области.
Региональный государственный контроль - деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществляемая в пределах полномочий уполномоченного органа посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется Министерством сельского хозяйства и торговли Сахалинской области.
Постановление Правительства Сахалинской области от 29 сентября 2021 г. N 394 "О региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции"
Вступает в силу с 29 сентября 2021 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте Губернатора и Правительства Сахалинской области (http://sakhalin.gov.ru) 29 сентября 2021 г., на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 5 октября 2021 г. N 6500202110050001, в газете "Губернские ведомости" от 15 октября 2021 г. N 120
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Сахалинской области от 5 июня 2024 г. N 175
Изменения вступают в силу с 5 июня 2024 г.
Постановление Правительства Сахалинской области от 14 ноября 2023 г. N 570
Изменения вступают в силу с 14 ноября 2023 г.
Постановление Правительства Сахалинской области от 25 сентября 2023 г. N 495
Изменения вступают в силу с 25 сентября 2023 г.
Постановление Правительства Сахалинской области от 5 июля 2023 г. N 351
Изменения вступают в силу с 6 июля 2023 г.
Подпункт 3.1 пункта 3 изменений вступает в силу с 1 сентября 2023 г.
Постановление Правительства Сахалинской области от 23 ноября 2022 г. N 536
Изменения вступают в силу с 23 ноября 2022 г.
Постановление Правительства Сахалинской области от 23 марта 2022 г. N 107
Изменения вступают в силу с 23 марта 2022 г.
Постановление Правительства Сахалинской области от 26 ноября 2021 г. N 507
Изменения вступают в силу с 26 ноября 2021 г.