Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 сентября 2021 г. N 484
"Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания"
В соответствии с федеральными законами "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания (далее - Положение).
2. Настоящее постановление вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования, за исключением раздела VII Положения, который вступает в силу с 1 марта 2022 года.
Председатель Кабинета Министров |
О. Николаев |
Утверждено
постановлением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 29.09.2021 N 484
Положение
о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания (далее - региональный государственный контроль (надзор) в Чувашской Республике.
2. Предметом регионального государственного контроля (надзора) является соблюдение поставщиками социальных услуг из числа негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание (далее - поставщик социальных услуг), требований Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов Чувашской Республики, регулирующих правоотношения в сфере социального обслуживания (далее - обязательные требования).
3. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется Министерством труда и социальной защиты Чувашской Республики (далее - Министерство).
4. Должностными лицами, осуществляющими региональный государственный контроль (надзор) (далее - должностные лица), являются:
а) министр труда и социальной защиты Чувашской Республики (далее - министр);
б) первый заместитель министра;
в) государственные гражданские служащие Чувашской Республики, замещающие должности государственной гражданской службы Чувашской Республики в Министерстве, в должностные обязанности которых в соответствии с настоящим Положением, должностным регламентом входит осуществление полномочий по региональному государственному контролю (надзору), в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
5. Должностным лицом Министерства, принимающим решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, является министр или лицо, исполняющее обязанности министра.
6. Должностные лица Министерства при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий несут обязанности и имеют права, установленные статьей 29 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), а также имеют право пользоваться техническими средствами, в том числе осуществлять фотосъемку, аудио- и видеозапись объектов и документов (кроме объектов и документов, отнесенных к государственной и иной охраняемой законом тайне).
7. Объектами регионального государственного контроля (надзора) (далее - объект контроля) являются:
а) деятельность, действия (бездействие) поставщиков социальных услуг, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования;
б) результаты деятельности поставщиков социальных услуг, в том числе услуги, к которым предъявляются обязательные требования.
8. Учет объектов регионального государственного контроля (надзора) осуществляется посредством сбора, обработки, анализа и учета информации об объектах регионального государственного контроля (надзора), предоставляемой поставщиками социальных услуг Министерству в соответствии с нормативными правовыми актами, информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступной информации.
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора)
9. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) применяется система оценки и управления рисками. Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) приведен в приложении N 1 к настоящему Положению.
10. Министерство при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категория риска):
а) высокий риск;
б) средний риск;
в) низкий риск.
11. Критериями отнесения объектов контроля к категориям риска с учетом тяжести и вероятности причинения ими вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в результате наступления негативных событий, а также вероятности несоблюдения ими обязательных требований являются:
а) наличие выявленных в ходе контрольных (надзорных) мероприятий нарушений обязательных требований;
б) количество получателей социальных услуг.
12. Объект контроля относится к категории высокого риска, если:
а) в ходе последнего контрольного (надзорного) мероприятия выявлены нарушения соблюдения обязательных требований;
б) количество получателей социальных услуг составляет 50 и более человек.
13. Объект контроля относится к категории среднего риска, если:
а) в ходе последнего контрольного (надзорного) мероприятия нарушения соблюдения обязательных требований не выявлены;
б) количество получателей социальных услуг составляет 50 и более человек.
14. Объект контроля относится к категории низкого риска, если количество получателей социальных услуг составляет менее 50 человек.
15. В отношении объекта контроля, который отнесен к категории высокого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия в виде инспекционного визита, документарной проверки и выездной проверки проводятся с периодичностью один раз в два года.
16. В отношении объекта контроля, который отнесен к категории среднего риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия в виде инспекционного визита, документарной проверки и выездной проверки проводятся с периодичностью один раз в три года.
17. В отношении объекта контроля, который отнесен к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
18. Министерством не позднее 20 декабря года, предшествующего году проведения профилактических мероприятий, утверждается программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, которая размещается на официальном сайте Министерства на Портале органов власти Чувашской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт Министерства).
19. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) могут проводиться следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение);
г) консультирование;
д) профилактический визит.
20. Информирование поставщиков социальных услуг по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется в соответствии со статьей 46 Федерального закона.
21. По итогам обобщения правоприменительной практики Министерство обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики Министерства (далее - доклад о правоприменительной практике).
22. Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом министра и размещается на официальном сайте Министерства в срок до 10 дней со дня его утверждения.
23. В случае наличия у Министерства сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Министерство объявляет поставщику социальных услуг предостережение и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение объявляется и направляется поставщику социальных услуг в порядке, предусмотренном статьей 49 Федерального закона.
24. Поставщик социальных услуг в течение 20 рабочих дней со дня получения предостережения вправе подать в Министерство возражение в отношении указанного предостережения (далее - возражение).
25. В возражении указываются:
а) наименование поставщика социальных услуг;
б) идентификационный номер налогоплательщика - юридического лица, индивидуального предпринимателя;
в) дата и номер направленного предостережения;
г) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) поставщика социальных услуг, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
26. Возражения направляются поставщиком социальных услуг в бумажном виде почтовым отправлением в Министерство, или в виде электронного документа на указанный в предостережении адрес электронной почты Министерства, или иными указанными в предостережении способами.
27. Министерство рассматривает возражения и по итогам рассмотрения направляет ответ поставщику социальных услуг в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений.
По итогам рассмотрения возражения Министерством принимается одно из следующих решений:
удовлетворить возражение в форме отмены объявленного предостережения;
отказать в удовлетворении возражения.
28. Консультирование поставщиков социальных услуг осуществляется Министерством в соответствии со статьей 50 Федерального закона в письменной форме при их письменном обращении, в устной форме по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме или в ходе осуществления контрольного (надзорного) мероприятия.
29. Должностные лица Министерства осуществляют консультирование (в том числе в письменном виде) по следующим вопросам:
а) профилактика рисков нарушения обязательных требований;
б) соблюдение обязательных требований в сфере социального обслуживания;
в) порядок осуществления регионального государственного контроля (надзора);
г) порядок обжалования решений Министерства.
30. Консультирование осуществляется:
при личном обращении - на личном приеме, посредством телефонной связи, электронной почты, видео-конференц-связи;
при получении письменного запроса - посредством ответа в письменной форме в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рассмотрении обращений граждан;
в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
31. По итогам консультирования информация в письменной форме поставщикам социальных услуг и их представителям не предоставляется, за исключением случаев письменного обращения по вопросам, предусмотренным пунктом 29 настоящего Положения.
32. В случае поступления пяти и более однотипных обращений поставщиков социальных услуг консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте Министерства письменного разъяснения, подписанного министром или первым заместителем министра.
33. Обязательные профилактические визиты проводятся Министерством в соответствии со статьей 52 Федерального закона в отношении:
а) объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска;
б) поставщиков социальных услуг, приступающих к осуществлению деятельности в сфере социального обслуживания.
34. Профилактические визиты проводятся должностными лицами в соответствии со статьей 52 Федерального закона в отношении поставщиков социальных услуг, приступающих к осуществлению контролируемого вида деятельности, не позднее чем в течение одного года с даты начала такой деятельности.
35. Профилактический визит проводится должностными лицами в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности поставщика социальных услуг либо посредством видео-конференц-связи.
В ходе профилактического визита поставщик социальных услуг информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии категориям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к определенной категории риска.
При проведении профилактического визита поставщику социальных услуг не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные поставщиками социальных услуг в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
В случае если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо незамедлительно направляет информацию об этом министру (первому заместителю министра) для принятия решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
36. Профилактический визит проводится с предварительным информированием (не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения) поставщика социальных услуг. Срок проведения профилактического визита не может превышать один рабочий день.
37. Поставщик социальных услуг в соответствии с частью 6 статьи 52 Федерального закона имеет право отказаться от проведения обязательного профилактического визита, при этом он должен уведомить об отказе Министерство не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.
IV. Осуществление регионального государственного контроля (надзора)
38. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в виде документарных и выездных проверок проводятся Министерством на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.
39. План проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий формируется Министерством в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2428 "О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года".
40. Контрольные (надзорные) мероприятия, предусматривающие взаимодействие с поставщиком социальных услуг, проводятся на основании решения министра или первого заместителя министра.
41. В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия указываются сведения, установленные частью 1 статьи 64 Федерального закона, а также содержится перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора).
42. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
а) инспекционный визит;
б) документарная проверка;
в) выездная проверка;
г) наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности);
д) выездное обследование.
43. В ходе инспекционного визита должностными лицами Министерства могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) поставщика социальных услуг (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
44. Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления поставщика социальных услуг и не может превышать один рабочий день.
45. Инспекционный визит проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1-5 части 1 статьи 57 Федерального закона.
46. Внеплановый инспекционный визит при наличии оснований, указанных в пункте 1 части 1 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры.
47. В ходе документарной проверки должностными лицами Министерства могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) получение письменных объяснений;
б) истребование документов.
48. Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
49. Документарная проверка проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1-5 части 1 статьи 57 Федерального закона.
50. Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
51. В ходе выездной проверки должностными лицами Министерства могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) истребование документов.
52. Выездная проверка проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1-5 части 1 статьи 57 Федерального закона.
53. Внеплановая выездная проверка при наличии оснований, указанных в пункте 1 части 1 статьи 57 Федерального закона, может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры.
54. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
55. Должностными лицами Министерства наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) производится в соответствии со статьей 74 Федерального закона.
56. Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) производится без взаимодействия с поставщиком социальных услуг.
57. Если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) выявлены факты причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о нарушениях обязательных требований, о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, Министерством могут быть приняты следующие решения:
а) о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии со статьей 60 Федерального закона;
б) об объявлении предостережения.
58. Выездное обследование проводится должностными лицами Министерства по месту нахождения (осуществления деятельности) поставщика социальных услуг (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
59. Выездное обследование проводится без информирования поставщика социальных услуг.
60. В ходе выездного обследования должностными лицами Министерства может осуществляться осмотр общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) объектов поставщика социальных услуг.
61. Срок проведения выездного обследования одного поставщика социальных услуг не может превышать один рабочий день.
62. Поставщик социальных услуг, являющийся индивидуальным предпринимателем, вправе представить в Министерство информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае его временной нетрудоспособности. В указанном случае проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится Министерством на срок, необходимый для устранения обстоятельства, послужившего поводом для такого обращения индивидуального предпринимателя в Министерство.
63. Если в ходе контрольных (надзорных) мероприятий осуществлялись фотосъемка, аудио- и (или) видеозапись или иные способы фиксации доказательств, то об этом делается отметка в акте контрольного (надзорного) мероприятия. В этом случае материалы фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи прилагаются к материалам контрольного (надзорного) мероприятия.
64. Порядок осуществления фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи, иных способов фиксации доказательств в ходе контрольного (надзорного) мероприятия включает в себя:
принятие должностным лицом, осуществляющим контрольное (надзорное) мероприятие, решения об использовании фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи, иных способов фиксации доказательств;
извещение поставщика социальных услуг о ведении фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи, иных способов фиксации доказательств в случае осуществления контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с поставщиком социальных услуг;
внесение в акт контрольного (надзорного) мероприятия соответствующей информации о ведении фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи, иных способов фиксации доказательств;
обеспечение сохранности информации, полученной посредством фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи, иных способов фиксации доказательств.
V. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
65. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия оформляются в порядке, предусмотренном главой 16 Федерального закона.
VI. Обжалование решений Министерства, действий (бездействия) его должностных лиц
66. Действия (бездействие) должностных лиц, решения, принятые Министерством в ходе осуществления регионального государственного контроля (надзора), могут быть обжалованы поставщиком социальных услуг в досудебном порядке в соответствии с положениями главы 9 Федерального закона.
67. Жалоба подлежит рассмотрению Министерством в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
68. Жалоба на решения, действия (бездействие) должностных лиц рассматривается министром.
Раздел VII вступает в силу с 1 марта 2022 г.
VII. Ключевой показатель и его целевое значение, индикативные показатели регионального государственного контроля (надзора)
69. Ключевым показателем регионального государственного контроля (надзора) является доля обоснованных жалоб граждан, поступивших в Министерство, на действия (бездействие) должностных лиц Министерства при проведении контрольных (надзорных) мероприятий. Целевое значение ключевого показателя принимается равным нулю.
70. Перечень индикативных показателей регионального государственного контроля (надзора) приведен в приложении N 2 к настоящему Положению.
Приложение N 1
к Положению о региональном
государственном контроле (надзоре)
в сфере социального обслуживания
Перечень
индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания
1. При принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия применяется следующий перечень индикаторов риска нарушений требований Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов Чувашской Республики, регулирующих правоотношения в сфере социального обслуживания (далее - обязательные требования), при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, которые с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям:
а) наличие жалобы (обращения) на деятельность поставщика социальных услуг из числа негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание (далее - поставщик социальных услуг), содержащей информацию о нарушении обязательных требований;
б) отсутствие информации об исполнении поставщиком социальных услуг предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выданного по итогам контрольного (надзорного) мероприятия;
в) непредставление поставщиком социальных услуг в срок, установленный предостережением о недопустимости нарушения обязательных требований, уведомления об исполнении предостережения.
2. Выявление индикаторов риска нарушения обязательных требований осуществляется без взаимодействия с поставщиком социальных услуг на основе сведений о поставщике социальных услуг, полученных из любых доступных достоверных источников, в том числе при проведении профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий, обращений юридических и физических лиц, а также из информационных систем.
Приложение N 2
к Положению о региональном
государственном контроле (надзоре)
в сфере социального обслуживания
Перечень
индикативных показателей регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания
При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания устанавливаются следующие индикативные показатели:
количество обращений от получателей социальных услуг, а также граждан и организаций о нарушении требований Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов Чувашской Республики, регулирующих правоотношения в сфере социального обслуживания (далее - обязательные требования);
количество проведенных плановых контрольных (надзорных) мероприятий;
количество проведенных внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий;
количество выданных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований;
количество поданных возражений в отношении выданных предостережений;
количество проведенных профилактических визитов;
количество принятых органами прокуратуры решений о согласовании проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия;
количество привлеченных к проведению контрольных (надзорных) мероприятий экспертных организаций, экспертов, а также специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками;
количество выявленных нарушений обязательных требований;
количество поступивших возражений в отношении акта контрольного (надзорного) мероприятия;
количество выданных предписаний об устранении нарушений обязательных требований;
количество устраненных нарушений обязательных требований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предметом регионального государственного контроля (надзора) является соблюдение поставщиками социальных услуг из числа негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания и индивидуальных предпринимателей требований нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере социального обслуживания.
Контроль (надзор) осуществляется Министерством труда и социальной защиты Чувашской Республики.
При осуществлении контроля применяется система оценки и управления рисками. Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении надзора приведен.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в виде документарных и выездных проверок проводятся Министерством на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.
Постановление вступает в силу через десять дней после дня официального опубликования, за исключением некоторых положений, для которых установлены иные сроки.
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 сентября 2021 г. N 484 "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания"
Вступает в силу с 10 октября 2021 г., за исключением раздела VII, который вступает в силу с 1 марта 2022 г.
Текст постановления опубликован на Портале органов власти Чувашской Республики (www.cap.ru) 29 сентября 2021 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 30 сентября 2021 г. N 2100202109300005, в газете "Вести Чувашии" от 15 октября 2021 г. N 40 (1765)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 декабря 2023 г. N 786
Изменения вступают в силу с 13 декабря 2023 г.
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 июля 2023 г. N 465
Изменения вступают в силу с 12 июля 2023 г.