Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Совета
министров Республики Крым
от "29" сентября 2021 года N 563
Положение
о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий Республики Крым
28 февраля 2022 г.
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на территории Республики Крым (далее - региональный контроль).
1.2. Предметом регионального контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами на особо охраняемых природных территориях Республики Крым (далее - ООПТ) и в границах их охранных зон обязательных требований, установленных Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон N 33-ФЗ), Закона Республики Крым от 10 ноября 2014 года N 5-ЗРК/2014 "Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым" (далее - ЗРК N 5-ЗРК/2014), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Крым, касающихся режима ООПТ, особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах ООПТ, режима охранных зон ООПТ.
1.3. Региональный контроль осуществляется с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами установленных Федеральным законом N 33-ФЗ, ЗРК N 5-ЗРК/2014, другими федеральными законами, законами Республики Крым и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым требований в области охраны окружающей среды.
1.4. Региональный контроль осуществляется:
1). Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым (далее - контрольный (надзорный) орган) в отношении ООПТ и в границах их охранных зон, которые не находятся под управлением государственных бюджетных учреждений;
2). Государственным бюджетным учреждением Республики Крым национальный природный парк "Тарханкутский" (далее - ГБУ РК НПП "Тарханкутский") в отношении управляемых им ООПТ и их охранных зон.
Пункт 1.5 изменен с 28 февраля 2022 г. - Постановление Совета министров Республики Крым от 28 февраля 2022 г. N 94
1.5. Должностными лицами контрольного (надзорного) органа, уполномоченными на осуществление регионального контроля, являются:
- министр экологии и природных ресурсов Республики Крым - Главный государственный инспектор Республики Крым;
- заместитель министра экологии и природных ресурсов Республики Крым, к компетенции которого относится деятельность, связанная с осуществлением регионального контроля, - заместитель Главного государственного инспектора Республики Крым;
- начальник управления, заместитель начальника управления - заведующий отделом, заведующий отделом, сектором, заместитель заведующего отделом контрольного (надзорного) органа, к полномочиям которых относится осуществление регионального контроля, - старшие государственные инспекторы Республики Крым;
- консультант, главный специалист, ведущий специалист, специалист 1 категории, специалист 2 категории, специалист отдела, сектора контрольного (надзорного) органа, к полномочиям которых относится осуществление регионального контроля на ООПТ, - государственные инспекторы Республики Крым.
1.6. Должностными лицами ГБУ РК НПП "Тарханкутский", уполномоченными на осуществление регионального контроля, являются:
- директор ГБУ РК НПП "Тарханкутский" - главный государственный инспектор в области охраны окружающей среды на ООПТ;
- заместитель директора ГБУ РК НПП "Тарханкутский" - заместитель главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на ООПТ;
- начальник отдела, главный специалист, инженер по охране окружающей среды ГБУ РК НПП "Тарханкутский" - государственные инспекторы в области охраны окружающей среды на ООПТ.
1.7. Должностными лицами контрольного (надзорного) органа, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:
- министр экологии и природных ресурсов Республики Крым - Главный государственный инспектор Республики Крым;
- заместитель министра экологии и природных ресурсов Республики Крым, к компетенции которого относится деятельность, связанная с осуществлением регионального контроля, - заместитель Главного государственного инспектора Республики Крым.
1.8. Должностными лицами ГБУ РК НПП "Тарханкутский", уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:
- директор ГБУ РК НПП "Тарханкутский" - главный государственный инспектор в области охраны окружающей среды на ООПТ;
- заместитель директора ГБУ РК НПП "Тарханкутский" - заместитель главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на ООПТ.
1.9. К отношениям, связанным с осуществлением регионального контроля, применяются положения Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
1.9.1. Должностные лица контрольного (надзорного) органа (должностные лица ГБУ РК НПП "Тарханкутский"), указанные в пунктах 1.5, 1.6 настоящего Положения (далее - инспекторы), наряду с решениями, принимаемыми в процессе и по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий, установленными Федеральным законом N 248-ФЗ, в пределах установленной компетенции имеют право:
а) изымать у граждан, нарушивших законодательство об ООПТ, продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства и соответствующие документы;
б) направлять в соответствующие органы местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки по фактам размещения объекта капитального строительства на земельном участке в границах ООПТ, ее функциональной зоны или охранной зоны, режим особой охраны которых не допускает размещение объекта капитального строительства;
в) предъявлять иски физическим и юридическим лицам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований;
г) задерживать в границах ООПТ и их охранных зон граждан, нарушивших законодательство об ООПТ, и доставлять указанных граждан в правоохранительные органы.
В целях настоящего Положения под орудиями незаконного природопользования понимаются предметы, используемые для добывания (заготовки) и уничтожения объектов животного и растительного мира или для иных способов незаконного природопользования; под продукцией незаконного природопользования понимаются животные, растения, грибы, палеонтологические объекты, минералы, иные природные объекты, добытые (заготовленные) в ходе правонарушения, а также их части и полученная из них продукция.
1.9.2. Инспекторы в рамках проведения контрольных (надзорных) мероприятий проверяют у контролируемых лиц:
а) наличие разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия;
б) имеющиеся у граждан орудия и продукцию природопользования;
в) соблюдение гражданами установленного положениями об особо охраняемых природных территориях режима особой охраны, требований в области охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на соответствующих особо охраняемых природных территориях и в их охранных зонах.
Инспекторы, в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий наряду с правами, установленными Федеральным законом N 248-ФЗ, в пределах установленной компетенции имеют право:
а) запрашивать в целях проверки у граждан, находящихся на ООПТ и в границах охранных зон, разрешение на право пребывания граждан на соответствующих ООПТ;
б) производить в границах ООПТ и их охранных зон досмотр транспортных средств, личных вещей граждан;
в) проверять наличие разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия;
г) проверять имеющиеся у граждан орудия и продукцию природопользования;
д) проверять соблюдение гражданами требований в области охраны и использования ООПТ в границах ООПТ и их охранных зон, установленных положениями об ООПТ.
1.9.3. Инспекторы, за исключением должностных лиц ГБУ РК НПП "Тарханкутский", имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при исполнении служебных обязанностей применять специальные средства - наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак.
1.10. Объекты регионального контроля.
1.10.1. Объектами регионального контроля (далее - объекты контроля) являются:
1) деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций на территории ООПТ и в границах их охранных зон, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, установленные Федеральным законом N 33-ФЗ, ЗРК N 5-ЗРК/2014, положениями об особо охраняемых природных территориях регионального значения;
2) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая воздушное пространство, водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования (далее - производственные объекты).
Перечень ООПТ регионального значения Республики Крым утвержден распоряжением Совета министров Республики Крым от 05 февраля 2015 года N 69-р.
1.10.2. Учет объектов контроля в области охраны и использования ООПТ осуществляется путем ведения государственного кадастра ООПТ в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 19 марта 2012 года N 69.
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) на территории Республики Крым
2.1. Региональный контроль осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
Для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального контроля объекты контроля подлежат отнесению к категориям риска в соответствии со статьей 23 Федерального закона N 248-ФЗ.
2.2. Объекты регионального контроля подлежат отнесению к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2017 года N 1410 "О критериях отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора и об особенностях осуществления указанного надзора":
а) средний риск;
б) умеренный риск;
в) низкий риск.
При наличии критериев, позволяющих отнести объект регионального контроля к различным категориям риска, подлежат применению критерии, относящие объект регионального контроля к более высокой категории риска.
2.3. Отнесение объекта контроля к одной из категорий риска осуществляется решением руководителя (заместителя руководителя) контрольного (надзорного) органа (либо ГБУ РК НПП "Тарханкутский" в отношении управляемых им ООПТ и их охранных зон) на основе сопоставления его характеристик с критериями отнесения объектов к определенной категории риска при осуществлении регионального контроля согласно приложению 1 к настоящему Положению.
Отнесение объектов регионального контроля к категориям риска и изменение присвоенных категорий риска осуществляются решениями (приказами) руководителя (заместителя руководителя) контрольного (надзорного) органа (либо ГБУ РК НПП "Тарханкутский" в отношении управляемых им ООПТ и их охранных зон).
2.4. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия контрольный (надзорный) орган (либо ГБУ РК НПП "Тарханкутский" в отношении управляемых им ООПТ и их охранных зон) применяет перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований согласно приложению 3 к настоящему Положению.
III. Учет рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при проведении контрольных (надзорных) мероприятий
3.1. Видами плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов регионального контроля в зависимости от присвоенной категории риска и их периодичности являются:
1) инспекционный визит;
2) рейдовый осмотр;
3) документарная проверка;
4) выездная проверка.
3.2. В зависимости от присвоенной категории риска периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий составляет:
1) для категории среднего риска - одно контрольное (надзорное) мероприятие в три года;
2) для категории умеренного риска - одно контрольное (надзорное) мероприятие в четыре года.
3.3. В отношении объектов регионального контроля, отнесенных к категории низкого риска причинения вреда (ущерба), плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
IV. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
4.1. Контрольный (надзорный) орган (либо ГБУ РК НПП "Тарханкутский" в отношении управляемых им ООПТ и их охранных зон) проводит следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) профилактический визит;
5) консультирование.
4.2. Контрольный (надзорный) орган (либо ГБУ РК НПП "Тарханкутский" в отношении управляемых им ООПТ и их охранных зон) осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований в порядке, установленном статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.3. Обобщение правоприменительной практики.
4.3.1. Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа (либо ГБУ РК НПП "Тарханкутский" в отношении управляемых им ООПТ и их охранных зон) (далее - доклад о правоприменительной практике), готовится контрольным (надзорным) органом (либо ГБУ РК НПП "Тарханкутский" в отношении управляемых им ООПТ и их охранных зон) не позднее 20 февраля года, следующего за отчетным годом.
Контрольный (надзорный) орган (либо ГБУ РК НПП "Тарханкутский" в отношении управляемых им ООПТ и их охранных зон) обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике.
4.3.2. Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом контрольного (надзорного) органа (либо ГБУ РК НПП "Тарханкутский" в отношении управляемых им ООПТ и их охранных зон) и размещается на официальном сайте в сети "Интернет": на официальной странице на Портале Правительства Республики Крым - для контрольного (надзорного) органа, на электронном ресурсе - ГБУ РК НПП "Тарханкутский" в срок не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.
Результаты обобщения правоприменительной практики включаются в ежегодный доклад контрольного (надзорного) органа (либо ГБУ РК НПП "Тарханкутский" в отношении управляемых им ООПТ и их охранных зон) о состоянии регионального контроля.
4.4. Объявление предостережения.
4.4.1. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется контрольным (надзорным) органом (либо ГБУ РК НПП "Тарханкутский" в отношении управляемых им ООПТ и их охранных зон) контролируемому лицу в случае наличия у контрольного (надзорного) органа (либо ГБУ РК НПП "Тарханкутский" в отношении управляемых им ООПТ и их охранных зон) сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, и предлагается принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
4.4.2. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - Предостережение) объявляется и направляется контрольным (надзорным) органом (либо ГБУ РК НПП "Тарханкутский" в отношении управляемых им ООПТ и их охранных зон) контролируемому лицу в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 248-ФЗ, и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.
4.4.3. Контролируемое лицо вправе в срок не позднее 30 календарных дней со дня получения им Предостережения подать в контрольный (надзорный) орган (либо ГБУ РК НПП "Тарханкутский" в отношении управляемых им ООПТ и их охранных зон) возражение в отношении указанного предостережения.
4.4.4. Возражение в отношении Предостережения должно содержать:
1) наименование контрольного (надзорного) органа (либо ГБУ РК НПП "Тарханкутский" в отношении управляемых им ООПТ и их охранных зон), в который направляется возражение;
2) наименование юридического лица, фамилию, имя и отчество (последнее - при наличии) индивидуального предпринимателя или гражданина, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ контролируемому лицу;
3) дату и номер Предостережения;
4) доводы, на основании которых контролируемое лицо не согласно с объявленным Предостережением;
5) дату получения Предостережения контролируемым лицом;
6) личную подпись и дату.
4.4.5. Возражение в отношении Предостережения рассматривается контрольным (надзорным) органом (либо ГБУ РК НПП "Тарханкутский" в отношении управляемых им ООПТ и их охранных зон) не позднее 30 календарных дней со дня его получения.
По результатам рассмотрения возражения контрольный (надзорный) орган (либо ГБУ РК НПП "Тарханкутский" в отношении управляемых им ООПТ и их охранных зон) принимает одно из следующих решений:
а) удовлетворяет возражение в форме отмены объявленного предостережения;
б) отказывает в удовлетворении возражения.
Не позднее дня, следующего за днем принятия указанного решения, контролируемому лицу, подавшему возражение, направляется в письменной форме и по его желанию в электронной форме мотивированный ответ о результатах рассмотрения возражения.
Контрольный (надзорный) орган (либо ГБУ РК НПП "Тарханкутский" в отношении управляемых им ООПТ и их охранных зон) осуществляет учет объявленных им Предостережений, размещает сведения о предостережениях в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий и использует соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе при обобщении правоприменительной практики и профилактическом визите.
4.5. Профилактический визит.
4.5.1. Профилактический визит проводится инспекторами в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
4.5.2. О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено контрольным (надзорным) органом (либо ГБУ РК НПП "Тарханкутский" в отношении управляемых им ООПТ и их охранных зон) не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения.
Уведомление о проведении обязательного профилактического визита составляется в письменной форме и направляется в адрес контролируемого лица в порядке, установленном частью 4 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.5.3. Контрольным (надзорным) органом (либо ГБУ РК НПП "Тарханкутский" в отношении управляемых им ООПТ и их охранных зон) обязательные профилактические визиты проводятся в отношении:
1) объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска;
2) в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям высокого и значительного риска.
4.5.4. В ходе профилактического визита инспекторами может осуществляться консультирование контролируемого лица в порядке, установленном статьей 50 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.5.5. Контрольный (надзорный) орган (либо ГБУ РК НПП "Тарханкутский" в отношении управляемых им ООПТ и их охранных зон) обязан предложить проведение профилактического визита лицам, приступающим к осуществлению деятельности в определенной сфере, не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности.
4.5.6. В ходе профилактического визита инспекторами может осуществляться сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска.
4.5.7. При проведении профилактического визита контролируемым лицам не выдаются предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
4.5.8. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган (либо ГБУ РК НПП "Тарханкутский" в отношении управляемых им ООПТ и их охранных зон) не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.
4.6. Консультирование.
4.6.1. Консультирование контролируемых лиц осуществляется инспекторами в случае обращения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального контроля.
Консультирование осуществляется без взимания платы.
4.6.2. Консультирование может осуществляться инспекторами по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
Консультирование, в том числе письменное, осуществляется по следующим вопросам:
- разъяснение положений нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального контроля;
- разъяснение положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления регионального контроля;
- порядок обжалования решений и действий (бездействий) должностных лиц контрольного (надзорного) органа (либо ГБУ РК НПП "Тарханкутский" в отношении управляемых им ООПТ и их охранных зон).
Номера контактных телефонов для консультирования, адреса для направления запросов в письменной форме, график и место проведения личного приема в целях консультирования размещается на официальном сайте контрольного (надзорного) органа (либо ГБУ РК НПП "Тарханкутский" в отношении управляемых им ООПТ и их охранных зон) в сети "Интернет".
4.6.3. В случае получения контрольным (надзорным) органом (либо ГБУ РК НПП "Тарханкутский" в отношении управляемых им ООПТ и их охранных зон) запроса о предоставлении письменного ответа консультирование осуществляется в письменной форме в сроки, установленные Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
4.6.4. Консультирование по однотипным обращениям (5 и более) контролируемых лиц и их представителей осуществляется посредством размещения на официальном сайте (на странице на Портале Республики Крым, на электронном ресурсе ГБУ РК НПП "Тарханкутский") письменного разъяснения, подписанного руководителем (заместителем руководителя) контрольного (надзорного) органа (либо ГБУ РК НПП "Тарханкутский" в отношении управляемых им ООПТ и их охранных зон).
V. Осуществление регионального государственного контроля (надзора)
5.1. Контрольным (надзорным) органом (либо ГБУ РК НПП "Тарханкутский" в отношении управляемых им ООПТ и их охранных зон) проводятся плановые и внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия на основаниях и в порядке, установленных Федеральным законом N 248-ФЗ.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся контрольным (надзорным) органом (либо ГБУ РК НПП "Тарханкутский" в отношении управляемых им ООПТ и их охранных зон) на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры и внесенного в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.
Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом, проводятся контрольным (надзорным) органом (либо ГБУ РК НПП "Тарханкутский" в отношении управляемых им ООПТ и их охранных зон) по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 и частью 3 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
5.2. Контрольным (надзорным) органом (либо ГБУ РК НПП "Тарханкутский" в отношении управляемых им ООПТ и их охранных зон) для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, а также документарной проверки принимается решение, подписанное должностными лицами, указанными в пунктах 1.7, 1.8 настоящего Положения, в котором указываются сведения, установленные частью 1 статьи 64 Федерального закона N 248-ФЗ, а также коды объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в отношении таких объектов).
5.3. Контрольным (надзорным) органом (либо ГБУ РК НПП "Тарханкутский" в отношении управляемых им ООПТ и их охранных зон) и лицами, привлекаемыми к проведению контрольного (надзорного) мероприятия, в рамках проведения контрольных (надзорных) мероприятий совершаются следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) досмотр;
3) опрос;
4) получение письменных объяснений;
5) истребование документов;
6) отбор проб (образцов);
7) инструментальное обследование;
8) испытание;
9) экспертиза.
Совершение контрольных (надзорных) действий и их результаты отражаются в документах, составляемых инспекторами и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий.
Контрольные (надзорные) действия совершаются в соответствии с требованиями Федерального закона N 248-ФЗ.
5.3.1. Отбор проб (образцов) проводится инспекторами в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи в количестве, необходимом и достаточном для проведения инструментального обследования, испытания, экспертизы.
Способ упаковки отобранной пробы (образца) должен обеспечивать ее (его) сохранность и пригодность для дальнейшего соответствующего исследования, испытания, экспертизы.
Непосредственно после отбора проб (образцов) на месте инспекторами составляется протокол отбора проб (образцов).
Отобранные пробы (образцы) прилагаются к протоколу отбора проб (образцов).
Протокол отбора проб (образцов) прилагается к акту контрольного (надзорного) мероприятия, копия протокола вручается контролируемому лицу или его представителю.
Отбор проб (образцов) при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отсутствие контролируемого лица или его представителя проводится инспекторами с обязательным использованием видеозаписи.
Отбор проб (образцов) производится с использованием ручного инструмента, без изъятия или ухудшения качественных характеристик предметов, подвергнутых отбору проб (образцов).
Пробы (образцы) отбираются в количестве, предусмотренном утвержденными документами по стандартизации, иными документами, регламентирующими правила отбора проб (образцов) и методы их исследований (испытаний) и измерений.
5.3.2. Досмотр осуществляется инспекторами в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи.
В случае отсутствия контролируемого лица или его представителя при наличии надлежащего уведомления контролируемого лица о проведении контрольного (надзорного) мероприятия досмотр осуществляется инспекторами с обязательным применением видеозаписи в порядке, установленном настоящим Положением.
Контролируемое лицо или его представитель, присутствующий при осуществлении досмотра, информируются инспекторами о целях проведения досмотра.
Информация о проведении досмотра включается в акт контрольного (надзорного) мероприятия.
Досмотр в отсутствие контролируемого лица или его представителя может осуществляться инспекторами с обязательным применением видеозаписи только в случаях наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) жизни, здоровью граждан, окружающей среде.
5.3.3. Экспертиза осуществляется экспертом или экспертной организацией по поручению контрольного (надзорного) органа (либо ГБУ РК НПП "Тарханкутский" в отношении управляемых им ООПТ и их охранных зон) с целью проведения исследований по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом или экспертной организацией инспекторами в рамках контрольного (надзорного) мероприятия для оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
При назначении и осуществлении экспертизы контролируемые лица имеют право:
1) информировать контрольный (надзорный) орган (либо ГБУ РК НПП "Тарханкутский" в отношении управляемых им ООПТ и их охранных зон) о наличии конфликта интересов у эксперта, экспертной организации;
2) предлагать дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта, экспертной организации, а также уточнять формулировки поставленных вопросов;
3) присутствовать с разрешения инспектора при осуществлении экспертизы и давать объяснения эксперту;
4) знакомиться с заключением эксперта или экспертной организации.
Экспертиза может осуществляться как по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) непосредственно в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия, так и по месту осуществления деятельности эксперта или экспертной организации.
Результаты экспертизы оформляются экспертным заключением.
5.4. Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований инспекторы и лица, привлекаемые к совершению контрольных (надзорных) действий, вправе самостоятельно принимать решение о необходимости использования фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств.
Способы фиксации доказательств должны позволять однозначно идентифицировать объект контроля, отражающий нарушение обязательных требований.
5.4.1. Фиксация доказательств нарушений обязательных требований проводится инспектором, назначенным ответственным за проведение контрольного (надзорного) мероприятия, и лицом, привлекаемым к совершению контрольных (надзорных) действий, посредством использования любых имеющихся в распоряжении технических средств фотосъемки, аудио- и видеозаписи (видеорегистраторов, беспилотных летательных аппаратов, фотоаппаратов, диктофонов, видеокамер, а также мобильных устройств (телефоны, смартфоны, планшеты)).
5.4.2. Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований.
5.4.3. Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
5.4.4. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи, фиксация навигационных данных и об использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
Материалы фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
5.4.5. Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
5.5. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий и совершении контрольных (надзорных) действий, которые в соответствии с требованиями Федерального закона N 248-ФЗ должны проводиться в присутствии контролируемого лица либо его представителя, присутствие контролируемого лица либо его представителя обязательно, за исключением проведения контрольных (надзорных) мероприятий, совершения контрольных (надзорных) действий, не требующих взаимодействия с контролируемым лицом.
Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в контрольный (надзорный) орган (либо ГБУ РК НПП "Тарханкутский" в отношении управляемых им ООПТ и их охранных зон) информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случаях:
1) временного отсутствия на объекте контроля в момент проведения контрольного (надзорного) мероприятия в связи с ежегодным отпуском, командировкой, иными уважительными обстоятельствами личного характера;
2) временной нетрудоспособности на момент проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
3) применения к контролируемому лицу следующих видов наказаний, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации: обязательные, исправительные или принудительные работы, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок;
4) призвания на военную службу в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
В указанных случаях проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для направления контролируемым лицом информации о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в контрольный (надзорный) орган (либо ГБУ РК НПП "Тарханкутский" в отношении управляемых им ООПТ и их охранных зон).
5.6. Контрольным (надзорным) органом (либо ГБУ РК НПП "Тарханкутский" в отношении управляемых им ООПТ и их охранных зон) региональный контроль осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
1) контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых при взаимодействии с контролируемым лицом;
2) контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых без взаимодействия с контролируемым лицом.
5.7. Без взаимодействия с контролируемым лицом контрольным (надзорным) органом (либо ГБУ РК НПП "Тарханкутский" в отношении управляемых им ООПТ и их охранных зон) проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия, не требующие принятия решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, предусмотренного статьей 64 Федерального закона N 248-ФЗ:
1) наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности);
2) выездное обследование.
Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся должностными лицами контрольных (надзорных) органов на основании заданий должностных лиц, указанных в пункте 1.6 настоящего Положения, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного (надзорного) органа, в том числе в случаях, установленных Федеральным законом N 248-ФЗ.
Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся инспекторами в соответствии со статьями 64, 74, 75 Федерального закона N 248-ФЗ.
5.7.1. В ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах инспекторами могут осуществляться:
1) осмотр;
2) отбор проб (образцов);
3) инструментальное обследование;
4) испытание;
5) экспертиза.
5.7.2. Контрольным (надзорным) органом (либо ГБУ РК НПП "Тарханкутский" в отношении управляемых им ООПТ и их охранных зон) выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица.
5.8. Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
1) инспекционный визит;
2) рейдовый осмотр;
3) документарная проверка;
4) выездная проверка.
5.8.1. Инспекционный визит проводится инспекторами по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
В ходе инспекционного визита инспекторами могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) инструментальное обследование;
5) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
Инспекционный визит проводится инспекторами в соответствии с требованиями статьи 70 Федерального закона N 248-ФЗ.
5.8.2. Рейдовый осмотр проводится контрольным (надзорным) органом (либо ГБУ РК НПП "Тарханкутский" в отношении управляемых им ООПТ и их охранных зон) в целях оценки соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) производственных объектов, которыми владеют, пользуются или управляют несколько лиц, находящиеся на территории, на которой расположено несколько контролируемых лиц.
В ходе рейдового осмотра инспекторами могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) досмотр;
3) опрос;
4) получение письменных объяснений;
5) истребование документов;
6) отбор проб (образцов);
7) инструментальное обследование;
8) испытание.
Рейдовый осмотр проводится инспекторами в соответствии с требованиями статьи 71 Федерального закона N 248-ФЗ.
5.8.3. Документарная проверка проводится по месту нахождения контрольного (надзорного) органа (либо ГБУ РК НПП "Тарханкутский" в отношении управляемых им ООПТ и их охранных зон).
В ходе документарной проверки рассматриваются документы контролируемых лиц, имеющиеся в распоряжении контрольного (надзорного) органа (либо ГБУ РК НПП "Тарханкутский" в отношении управляемых им ООПТ и их охранных зон), результаты предыдущих контрольных (надзорных) мероприятий, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах государственного контроля (надзора), муниципального контроля, осуществленных в отношении этих контролируемых лиц.
В ходе документарной проверки инспекторами могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов;
3) экспертиза.
Документарная проверка проводится инспекторами в соответствии с требованиями статьи 72 Федерального закона N 248-ФЗ.
5.8.4. Выездная проверка проводится контрольным (надзорным) органом (либо ГБУ РК НПП "Тарханкутский" в отношении управляемых им ООПТ и их охранных зон) посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом, владеющим производственными объектами и (или) использующим их, в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений контрольного (надзорного) органа.
В ходе выездной проверки инспекторами могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) досмотр;
3) опрос;
4) получение письменных объяснений;
5) истребование документов;
6) отбор проб (образцов);
7) инструментальное обследование;
8) испытание;
9) экспертиза.
Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является наступление события, указанного в программе проверок, и которая для микропредприятия не может продолжаться более 40 часов.
Выездная проверка проводится инспекторами в соответствии с требованиями статьи 73 Федерального закона N 248-ФЗ.
VI. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
6.1. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия оформляются в соответствии с требованиями, установленными статьей 87 Федерального закона N 248-ФЗ.
6.2. Контролируемое лицо или его представитель знакомятся с содержанием акта в соответствии со статьей 88 Федерального закона N 248-ФЗ.
6.3. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, приобщаются к акту. Заполненные при проведении контрольного (надзорного) мероприятия проверочные листы приобщаются к акту.
6.4. Акт контрольного (надзорного) мероприятия, проведение которого было согласовано органами прокуратуры, контрольным (надзорным) органом (либо ГБУ РК НПП "Тарханкутский" в отношении управляемых им ООПТ и их охранных зон) направляется в прокуратуру Республики Крым посредством Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий.
6.5. Контрольный (надзорный) орган (либо ГБУ РК НПП "Тарханкутский" в отношении управляемых им ООПТ и их охранных зон) по результатам контрольного (надзорного) мероприятия принимает решения в соответствии со статьей 90 Федерального закона N 248-ФЗ.
6.6. В случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте контрольного (надзорного) мероприятия, контролируемое лицо вправе направить жалобу в порядке, предусмотренном статьями 39 - 43 Федерального закона N 248-ФЗ.
VII. Досудебный порядок обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц
7.1. Досудебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа (либо ГБУ РК НПП "Тарханкутский" в отношении управляемых им ООПТ и их охранных зон), действий (бездействия) его должностных лиц осуществляется контролируемым лицом, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона N 248-ФЗ, в соответствии с главой 9 Федерального закона N 248-ФЗ.
7.2. Жалоба на решение контрольного (надзорного) органа (либо ГБУ РК НПП "Тарханкутский" в отношении управляемых им ООПТ и их охранных зон), действие (бездействие) его должностных лиц при осуществлении регионального контроля рассматривается должностными лицами контрольного (надзорного) органа, указанными в пункте 1.7, 1.8 настоящего Положения.
Раздел VIII изменен с 28 февраля 2022 г. - Постановление Совета министров Республики Крым от 28 февраля 2022 г. N 94
VIII. Ключевые показатели регионального контроля и их целевые значения. Индикативные показатели регионального контроля
8.1. В целях качественной оценки уровня защиты охраняемых законом ценностей используются ключевые и индикативные показатели результативности и эффективности регионального контроля.
8.2. Ключевым показателем регионального контроля является показатель уровня минимизации вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, который рассчитывается как отношение общего объема возмещенного ущерба, причиненного в результате нарушения обязательных требований, к общему объему ущерба, причиненного в результате нарушения обязательных требований.
Ключевой показатель регионального контроля, осуществляемого контрольным (надзорным) органом (либо ГБУ РК НПП "Тарханкутский" в отношении управляемых им ООПТ и их охранных зон), приведен в приложении 2 к настоящему Положению.
8.3. Контрольный (надзорный) орган (либо ГБУ РК НПП "Тарханкутский" в отношении управляемых им ООПТ и их охранных зон) ежегодно осуществляет подготовку доклада о государственном контроле (надзоре) с указанием сведений о достижении ключевых показателей и сведений об индикативных показателях, в том числе о влиянии профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий на достижение ключевых показателей.
8.4. Индикативным показателем регионального контроля является показатель, применяемый для мониторинга контрольной (надзорной) деятельности, ее анализа, выявления проблем, возникающих при ее осуществлении, и определения причин их возникновения, характеризующих соотношение между степенью устранения риска причинения вреда (ущерба) и объемом трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также уровень вмешательства в деятельность контролируемых лиц.
Индикативные показатели регионального контроля, осуществляемого контрольным (надзорным) органом, приведены в приложении 4 к настоящему Положению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.