Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
постановлением Правительства
Республики Коми
от 29 сентября 2021 г. N 478
(приложение N 1)
Положение
о региональном государственном контроле (надзоре) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия (далее - региональный государственный контроль (надзор).
2. Предметом регионального государственного контроля (надзора) является:
1) соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (далее - контролируемые лица) в отношении объектов культурного наследия, регионального наследия, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия и объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее соответственно - Федеральный закон N 73-ФЗ, объекты культурного наследия), зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, зон охраны объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, защитных зон объектов культурного наследия регионального значения, защитных зон объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, а также исторических поселений (за исключением расположенных на их территориях отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 Федерального закона N 73-ФЗ) установленных Федеральным законом N 73-ФЗ, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Коми и органов местного самоуправления в Республике Коми обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия (далее - обязательные требования), включая:
а) требования охранных обязательств собственников или иных законных владельцев объектов культурного наследия;
б) требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия, требования к сохранению объекта культурного наследия, требования к обеспечению доступа к объекту культурного наследия;
в) требования к градостроительным регламентам в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия, в границах территории достопримечательного места, в границах территории исторического поселения и с учетом установленных для этих территорий особых режимов использования земель;
г) требования, содержащиеся в разрешительных документах, выданных региональными органами, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия;
д) требования к проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, в том числе о соответствии работ согласованной проектной документации, и разрешению на проведение работ по их сохранению;
е) требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия, защитной зоны объекта культурного наследия, в границах территории достопримечательного места, в границах территории исторического поселения либо требования особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, установленные Федеральным законом N 73-ФЗ;
ж) требования к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;
з) меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта культурного наследия, а также объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 Федерального закона N 73-ФЗ, обнаруженного в ходе проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона N 73-ФЗ, работ по использованию лесов и иных работ, в том числе меры, предусмотренные проектной документацией на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
3. Объектом регионального государственного контроля (надзора) (далее - объект контроля) является:
1) деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц в отношении объектов культурного наследия, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к контролируемым лицам, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
2) результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе работы, к которым предъявляются обязательные требования;
3) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, являющиеся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия, объектами, обладающими признаками объекта культурного наследия, а также территории, включая водные, земельные и лесные участки, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, другие объекты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования (далее - производственные объекты).
4. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), Федеральным законом N 73-ФЗ.
В целях настоящего Положения используются понятия в значениях, определенных Федеральным законом N 248-ФЗ и Федеральным законом N 73-ФЗ.
Региональный государственный контроль (надзор) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в области охраны объектов культурного наследия осуществляется региональными органами, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора).
5. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется уполномоченным органом - Управлением Республики Коми по охране объектов культурного наследия (далее - региональный орган охраны объектов культурного наследия, Управление).
5.1. Региональный орган охраны объектов культурного наследия обеспечивает учет объектов контроля в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ путем ведения перечней объектов контроля.
При сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах контроля для целей их учета региональный орган охраны объектов культурного наследия использует информацию, представляемую ему в соответствии с законодательством Российской Федерации, информацию, получаемую в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступную информацию.
6. Должностными лицами регионального органа охраны объектов культурного наследия, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении регионального государственного контроля (надзора), являются:
начальник Управления (далее - руководитель регионального органа охраны объектов культурного наследия);
заместитель начальника Управления - начальник отдела по охране объектов культурного наследия.
7. Должностными лицами регионального органа охраны объектов культурного наследия, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора), (далее - инспектор, должностное лицо) являются:
начальник Управления;
заместитель начальника Управления - начальник отдела по охране объектов культурного наследия;
консультант отдела по охране объектов культурного наследия;
главный специалист-эксперт отдела по охране объектов культурного наследия.
Инспектор при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) обладает правами и обязанностями в соответствии со статьей 29 Федерального закона N 248-ФЗ, в соответствии с пунктом 6 статьи 11 Федерального закона N 73-ФЗ.
8. Инспекторы несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. Документы, заявления, обращения и жалобы направляются и получаются региональным органом охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном Федеральным законом N 248-ФЗ.
Пункт 10 вступает в силу с 1 января 2023 г.
10. Решения и действия (бездействие) должностных лиц регионального органа охраны объектов культурного наследия могут быть обжалованы в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суде решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора)
11. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) применяется система оценки и управления рисками.
Управление при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска):
а) высокий риск;
б) средний риск;
в) низкий риск.
12. Отнесение объектов контроля к категориям риска осуществляется региональным органом охраны объектов культурного наследия в соответствии с критериями отнесения объектов регионального государственного контроля (надзора) к категориям риска согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
13. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия региональным органом охраны объектов культурного наследия применяются индикаторы риска нарушения обязательных требований в соответствии с приложением N 2 к настоящему Положению.
14. При отнесении объектов контроля к категориям риска, применении критериев риска, выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований региональным органом охраны объектов культурного наследия могут использоваться сведения, характеризующие уровень рисков причинения вреда (ущерба), полученные с соблюдением требований законодательства Российской Федерации из любых источников, обеспечивающих их достоверность, в том числе в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий, от государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в рамках межведомственного информационного взаимодействия, при реализации полномочий в рамках разрешительной деятельности, по результатам предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг, из обращений контролируемых лиц, иных граждан и организаций, из сообщений средств массовой информации, а также сведения, содержащиеся в информационных ресурсах, в том числе обеспечивающих маркировку, прослеживаемость, учет, автоматическую фиксацию информации, и иные сведения об объектах контроля.
Сбор, обработка, анализ и учет сведений об объектах контроля в целях определения индикаторов риска нарушения обязательных требований осуществляются региональным органом охраны объектов культурного наследия без взаимодействия с контролируемыми лицами.
15. По итогам рассмотрения сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям должностное лицо направляет руководителю регионального органа охраны объектов культурного наследия мотивированные представления для принятия решений в соответствии со статьей 60 Федерального закона N 248-ФЗ.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
16. В рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) проводятся следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение);
4) консультирование;
5) профилактический визит.
17. Информирование осуществляется региональным органом охраны объектов культурного наследия посредством размещения сведений, предусмотренных частью 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ, на официальном сайте регионального органа охраны объектов культурного наследия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
18. Обобщение правоприменительной практики Управления осуществляется один раз в год.
19. По итогам обобщения правоприменительной практики региональный орган охраны объектов культурного наследия обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики (далее - доклад о правоприменительной практике).
20. Региональный орган охраны объектов культурного наследия обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике в срок не позднее 1 марта текущего года. Проект доклада подлежит размещению на официальном сайте регионального органа охраны объектов культурного наследия в сети "Интернет" за 2 недели до даты проведения публичных обсуждений.
Доклад о правоприменительной практике в течение одного месяца со дня проведения публичных обсуждений утверждается руководителем регионального органа охраны объектов культурного наследия и размещается на официальном сайте Управления в сети "Интернет".
21. В случае наличия у регионального органа охраны объектов культурного наследия сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, региональный орган охраны объектов культурного наследия объявляет контролируемому лицу предостережение и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
22. Предостережение объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 248-ФЗ, и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.
23. Региональный орган охраны объектов культурного наследия осуществляет учет объявленных предостережений путем ведения журнала учета предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и использует соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
24. Контролируемое лицо вправе после получения предостережения подать в региональный орган охраны объектов культурного наследия возражение в отношении указанного предостережения.
25. Возражение должно содержать:
1) наименование регионального органа охраны объектов культурного наследия, в который направляется возражение;
2) наименование юридического лица, фамилию, имя и отчество (последнее - при наличии) индивидуального предпринимателя или гражданина, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ контролируемому лицу;
3) дату и номер предостережения;
4) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований;
5) дату получения предостережения контролируемым лицом;
6) личную подпись и дату.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов контролируемое лицо прилагает к возражению соответствующие документы либо их заверенные копии.
26. Возражение может быть подано в региональный орган охраны объектов культурного наследия в письменной форме непосредственно или почтовым отправлением, по месту его нахождения, в электронной форме на официальную электронную почту.
27. Срок подачи возражения составляет не более 30 календарных дней с момента получения предостережения контролируемым лицом.
28. Возражение рассматривается региональным органом охраны объектов культурного наследия в течение 30 календарных дней со дня регистрации возражения в Управлении. Возражения регистрируются Управлением в день их поступления в Управление.
29. Региональный орган охраны объектов культурного наследия:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение возражения, в случае необходимости - с участием контролируемого лица, направившего возражение, или его уполномоченного представителя;
2) при необходимости запрашивает документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных лиц;
3) по результатам рассмотрения возражения принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав и законных интересов контролируемого лица;
4) направляет мотивированный ответ о результатах рассмотрения возражения.
30. По результатам рассмотрения возражения региональный орган охраны объектов культурного наследия принимает одно из следующих решений:
1) удовлетворяет возражение в форме отмены объявленного предостережения;
2) отказывает в удовлетворении возражения.
31. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 30 настоящего Положения, контролируемому лицу, подавшему возражение, в письменной форме и по его желанию в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения возражения.
32. Повторное направление возражения по тем же основаниям не допускается.
33. Инспектор по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляет консультирование (дает разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального государственного контроля (надзора). Консультирование осуществляется без взимания платы.
34. Консультирование осуществляется в виде разъяснения положений нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного контроля (надзора), разъяснения положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления регионального государственного контроля (надзора), и порядка обжалования решений, действий (бездействия) инспекторов, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора).
35. Консультирование может осуществляться должностным лицом регионального органа охраны объектов культурного наследия по телефону, посредством видеоконференцсвязи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
36. По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам или их представителям не представляется. В случае получения региональным органом охраны объектов культурного наследия запроса о предоставлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", консультирование осуществляется в письменной форме.
37. Время ожидания заявителем при консультировании на личном приеме не может превышать 15 минут.
Консультирование на личном приеме каждого заявителя не может превышать 20 минут. Время разговора по телефону не должно превышать 10 минут.
38. Ответы на письменные обращения даются в четкой и понятной форме в письменном виде и должны содержать:
1) ответы на поставленные вопросы;
2) должность, фамилию и инициалы лица, подписавшего ответ;
3) фамилию и инициалы исполнителя;
4) номер телефона исполнителя.
39. В ходе консультирования не может представляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц регионального органа охраны объектов культурного наследия, иных участников контрольного (надзорного) мероприятия.
40. Информация, ставшая известной должностному лицу регионального органа охраны объектов культурного наследия в ходе консультирования, не может быть использована региональным органом охраны объектов культурного наследия в целях оценки контролируемого лица по вопросам соблюдения обязательных требований.
41. Региональный орган охраны объектов культурного наследия осуществляет учет консультирований.
Учет проведенного консультирования осуществляется путем ведения журнала консультирования, форма которого утверждается Управлением.
42. Профилактический визит проводится инспектором в форме беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видеоконференцсвязи.
Проведение профилактического визита региональным органом охраны объектов культурного наследия осуществляется в отношении контролируемых лиц, у которых впервые возникло право собственности или другие вещные права на производственные объекты, указанные в подпункте 3 пункта 3 настоящего Положения.
43. Региональный орган охраны объектов культурного наследия предлагает проведение профилактического визита контролируемым лицам не позднее чем в течение двух месяцев с момента приобретения права собственности или другого вещного права на производственный объект, указанный в подпункте 3 пункта 3 настоящего Положения.
44. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
45. В ходе профилактического визита инспектором может осуществляться сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска.
46. О проведении профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения.
47. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом региональный орган охраны объектов культурного наследия не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.
48. Срок проведения профилактического визита не может превышать одного рабочего дня.
49. При проведении профилактического визита контролируемым лицам не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
50. В случае если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом лицу, указанному в пункте 6 настоящего Положения, для принятия решения о проведении внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий.
51. По итогам профилактического визита составляется акт о проведении профилактического визита.
52. Форма и содержание акта о проведении профилактического визита устанавливаются региональным органом охраны объектов культурного наследия.
IV. Осуществление регионального государственного контроля (надзора)
53. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
Контрольные (надзорные) мероприятия проводятся, в том числе на основании программы проверок, по основаниям, указанным в пунктах 1, 3 - 6 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
54. Программа проверок формируется региональным органом охраны объектов культурного наследия на основании:
1) разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, выданного региональным органом охраны объектов культурного наследия.
2) истечения срока (завершения периода) проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, установленного охранным обязательством собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия.
При возникновении одного из указанных оснований инспектор, в должностные обязанности которого входит осуществление регионального государственного контроля (надзора) в отношении данного объекта, в течение пяти рабочих дней готовит программу проверки и представляет ее на утверждение руководителю регионального органа охраны объектов культурного наследия.
55. Программа проверок должна содержать перечень контрольных (надзорных) мероприятий, для каждого из которых указывается следующая информация:
1) вид контрольного (надзорного) мероприятия;
2) предмет контрольного (надзорного) мероприятия;
3) событие, наступление которого является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
4) срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
5) перечень документов, представление которых необходимо для оценки соблюдения обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
6) контролируемые лица либо их законные представители, присутствие которых при проведении контрольного (надзорного) мероприятия является необходимым.
56. Программа проверок утверждается приказом руководителя регионального органа охраны объектов культурного наследия.
В течение трех рабочих дней после утверждения программы проверок она подлежит размещению на официальном сайте регионального органа охраны объектов культурного наследия в сети "Интернет".
57. Изменения в программу проверок оформляются в виде приказа и вносятся в течение пяти рабочих дней с момента наступления следующих событий:
1) выдача разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия;
2) изменение срока проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, установленного охранным обязательством собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия.
58. В рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) при взаимодействии с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
1) инспекционный визит;
2) рейдовый осмотр;
3) документарная проверка;
4) выездная проверка.
Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся:
1) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
2) выездное обследование.
59. Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиала, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) инструментальное обследование;
5) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника производственного объекта.
Инспекционный визит в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) проводится в пределах одного рабочего дня.
Контролируемое лицо или его представитель обязано обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в здания, сооружения, помещения.
59.1. Рейдовый осмотр проводится в соответствии с решением о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов;
5) инструментальное обследование.
Рейдовый осмотр может проводиться с участием специалистов, привлекаемых к проведению контрольного (надзорного) мероприятия.
Рейдовый осмотр может проводиться в форме совместного (межведомственного) контрольного (надзорного) мероприятия.
Взаимодействие с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра проводится в пределах одного рабочего дня.
При проведении рейдового осмотра инспекторы вправе взаимодействовать с находящимися на объектах лицами.
Контролируемые лица, которые владеют, пользуются или управляют производственными объектами, обязаны обеспечить инспекторам в ходе рейдового осмотра беспрепятственный доступ к производственным объектам (включая все помещения, кроме жилых), указанным в решении о проведении рейдового осмотра.
59.2. В ходе документарной проверки рассматриваются документы контролируемых лиц, имеющиеся в распоряжении регионального органа охраны объектов культурного наследия, результаты предыдущих контрольных (надзорных) мероприятий, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных контрольных (надзорных) мероприятий в отношении этих контролируемых лиц.
В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов.
В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении регионального органа охраны объектов культурного наследия, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований, Управление направляет в адрес контролируемого лица требование представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. В течение десяти рабочих дней со дня получения данного требования контролируемое лицо обязано направить в Управление указанные в требовании документы.
В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных контролируемым лицом документах либо выявлено несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у регионального органа охраны объектов культурного наследия документах и (или) полученным при осуществлении регионального государственного контроля (надзора), информация об ошибках, о противоречиях и несоответствии сведений направляется контролируемому лицу с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения.
При проведении документарной проверки региональный орган охраны объектов культурного наследия не вправе требовать у контролируемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены региональным органом охраны объектов культурного наследия от иных органов.
Документарная проверка проводится в пределах десяти рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления региональным органом охраны объектов культурного наследия контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в региональный орган охраны объектов культурного наследия, а также период с момента направления контролируемому лицу информации региональным органом охраны объектов культурного наследия о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у регионального органа охраны объектов культурного наследия документах и (или) полученным при осуществлении регионального государственного контроля (надзора), и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в региональный орган охраны объектов культурного наследия.
59.3. Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
Выездная проверка проводится в срок, не превышающий десяти рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является пункт 6 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ и которая для микропредприятия не может продолжаться более сорока часов.
В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) истребование документов;
д) инструментальное обследование.
60. Взаимодействие с контролируемым лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3, 4, 6 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ осуществляется при проведении следующих внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий:
1) инспекционный визит;
2) рейдовый осмотр;
3) выездная проверка.
4) документарная проверка.
61. Взаимодействие с контролируемым лицом по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, осуществляется при проведении выездной проверки.
62. Внеплановые проверки в отношении резидентов Арктической зоны осуществляются с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 13 июля 2020 г. N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации", а в отношении резидентов территории опережающего социально-экономического развития - с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации".
63. Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия (далее - контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия):
1) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
2) выездное обследование.
64. При наблюдении за соблюдением обязательных требований (мониторинге безопасности) на контролируемых лиц не могут возлагаться обязанности, не установленные обязательными требованиями.
В случае выявления в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) нарушений обязательных требований региональным органом охраны объектов культурного наследия контролируемому лицу выдается предписание об устранении таких нарушений.
64.1. Выездное обследование проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности гражданина, месту нахождения объекта контроля.
В ходе выездного обследования инспектор может осуществлять осмотр общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) объектов контроля. При этом плата за посещение инспектором осматриваемых объектов (их помещений) и территорий взиматься не может.
Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица.
Выездное обследование одного объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) проводится в пределах одного рабочего дня.
65. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий и совершении контрольных (надзорных) действий, которые в соответствии с требованиями Федерального закона N 248-ФЗ должны проводиться в присутствии контролируемого лица либо его представителя, присутствие контролируемого лица либо его представителя обязательно, за исключением проведения контрольных (надзорных) мероприятий, совершения контрольных (надзорных) действий, не требующих взаимодействия с контролируемым лицом.
66. Случаи, при наступлении которых индивидуальный предприниматель, граждане, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в региональный орган охраны объектов культурного наследия информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия:
1) болезнь;
2) нахождение за пределами Российской Федерации;
3) административный арест;
4) избрание в отношении подозреваемого в совершении преступления физического лица меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, запрете определенных действий, заключения под стражу, домашнего ареста.
67. При невозможности присутствия индивидуального предпринимателя, гражданина, являющихся контролируемыми лицами, при проведении контрольного мероприятия в случаях, указанных в пункте 66 настоящего Положения, контролируемые лица вправе представить в региональный орган охраны объектов культурного наследия такую информацию, в связи с чем проведение контрольного мероприятия переносится региональным органом охраны объектов культурного наследия на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения контролируемого лица в региональный орган охраны объектов культурного наследия.
68. К результатам контрольного (надзорного) мероприятия относятся оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, создание условий для предупреждения нарушений обязательных требований и (или) прекращения их нарушений, восстановление нарушенного положения, направление уполномоченным органом или должностным лицом информации для рассмотрения вопроса о привлечении к ответственности и (или) применения региональным органом охраны объектов культурного наследия мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
69. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт) в день окончания проведения такого мероприятия.
Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту.
70. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
71. В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия инспектор вправе выдать рекомендации по соблюдению обязательных требований, провести иные мероприятия, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
72. В случае несогласия с фактами, выводами, изложенными в акте, контролируемое лицо в течение тридцати календарных дней со дня получения акта вправе представить в региональный орган охраны объектов культурного наследия в письменной форме возражения в отношении акта в целом или его отдельных положений. При этом контролируемое лицо вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их копии либо в согласованный срок передать их в региональный орган охраны объектов культурного наследия. Указанные документы могут быть направлены в форме электронных документов (пакета электронных документов).
V. Порядок рассмотрения жалобы на решения регионального органа охраны объектов культурного наследия, действий (бездействия) должностных лиц при осуществлении регионального государственного контроля (надзора)
73. Контролируемые лица, в отношении которых приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона N 248-ФЗ, имеют право на обжалование решений регионального органа охраны объектов культурного наследия, действий (бездействия) его должностных лиц в досудебном порядке.
74. Жалоба подается контролируемым лицом в региональный орган охраны объектов культурного наследия в электронном виде с использованием ФГИС "Единый портал государственных и муниципальных услуг". При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
75. Контролируемые лица могут обратиться в досудебном порядке с жалобой к руководителю регионального органа охраны объектов культурного наследия на решения регионального органа охраны объектов культурного наследия и действия (бездействие) должностных лиц.
76. Жалоба на решение регионального органа охраны объектов культурного наследия, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в течение тридцати календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
77. Жалоба на предписание регионального органа охраны объектов культурного наследия может быть подана в течение десяти рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.
78. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству контролируемого лица, подающего жалобу, может быть восстановлен региональным органом охраны объектов культурного наследия.
79. Контролируемое лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.
80. Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения регионального органа охраны объектов культурного наследия.
81. Региональный орган охраны объектов культурного наследия в срок не позднее двух рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:
1) о приостановлении исполнения обжалуемого решения регионального органа охраны объектов культурного наследия;
2) об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения регионального органа охраны объектов культурного наследия.
82. Информация о решении, указанном в пункте 81 настоящего Положения, направляется контролируемому лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня с момента принятия решения.
83. Жалоба должна содержать:
1) наименование регионального органа охраны объектов культурного наследия, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, решение и (или) действия (бездействие) которых обжалуются;
2) фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства (месте осуществления деятельности) гражданина, либо наименование организации - контролируемого лица, сведения о месте нахождения этой организации, либо реквизиты доверенности и фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, подающего жалобу по доверенности, желаемый способ осуществления взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней;
3) сведения об обжалуемых решении регионального органа охраны объектов культурного наследия и (или) действии (бездействии) его должностного лица, которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица, подавшего жалобу;
4) основания и доводы, на основании которых контролируемое лицо не согласно с решением регионального органа охраны объектов культурного наследия и (или) действием (бездействием) должностного лица. Контролируемым лицом могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии;
5) требования контролируемого лица, подавшего жалобу;
6) учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которого подается жалоба, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
Материалы, прикладываемые к жалобе, в том числе фото- и видеоматериалы, представляются контролируемым лицом в электронном виде.
84. Жалоба не должна содержать нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц регионального органа охраны объектов культурного наследия либо членов их семей.
85. Подача жалобы может быть осуществлена полномочным представителем контролируемого лица в случае делегирования ему соответствующего права с помощью ФГИС "Единая система идентификации и аутентификации".
86. К жалобе может быть приложена позиция Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественного представителя, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Коми, относящаяся к предмету жалобы. Ответ на позицию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественного представителя, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Коми направляется органом контроля лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня с момента принятия решения по жалобе.
87. Региональный орган охраны объектов культурного наследия принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение пяти рабочих дней со дня получения жалобы, если:
1) жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного пунктами 76 и 77 настоящего Положения, и не содержит ходатайства о его восстановлении;
2) в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
3) до принятия решения по жалобе от контролируемого лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы;
4) имеется решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;
5) ранее в региональный орган охраны объектов культурного наследия была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;
6) жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц регионального органа охраны объектов культурного наследия, а также членов их семей;
7) ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий возможность повторного обращения данного контролируемого лица с жалобой, и не приводятся новые доводы или обстоятельства;
8) жалоба подана в ненадлежащий уполномоченный орган;
9) законодательством Российской Федерации предусмотрен только судебный порядок обжалования решений регионального органа охраны объектов культурного наследия.
88. Отказ в рассмотрении жалобы по основаниям, указанным в подпунктах 3 - 8 пункта 87 настоящего Положения, не является результатом досудебного обжалования и не может служить основанием для судебного обжалования решений регионального органа охраны объектов культурного наследия, действий (бездействия) их должностных лиц.
89. Региональный орган охраны объектов культурного наследия при рассмотрении жалобы использует информационную систему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности.
90. Жалоба подлежит рассмотрению региональным органом охраны объектов культурного наследия в течение двадцати рабочих дней со дня ее регистрации.
91. В исключительных случаях указанный в пункте 90 срок может быть продлен региональным органом охраны объектов культурного наследия на двадцать рабочих дней.
92. К исключительным случаям для продления срока рассмотрения жалобы относятся:
1) проведение в отношении должностного лица регионального органа охраны объектов культурного наследия, действия (бездействие) которого обжалуются служебной проверки по фактам, указанным в жалобе;
2) отсутствие должностного лица регионального органа охраны объектов культурного наследия, действия (бездействие) которого обжалуются, по уважительной причине (болезнь, отпуск, командировка).
93. Региональный орган охраны объектов культурного наследия вправе запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. Контролируемое лицо вправе представить указанные информацию и документы в течение пяти рабочих дней с момента направления запроса. Течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса о представлении дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, до момента получения их регионального органа охраны объектов культурного наследия, но не более чем на пять рабочих дней с момента направления запроса. Неполучение от контролируемого лица дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.
94. Не допускается запрашивать у контролируемого лица, подавшего жалобу, информацию и документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.
95. Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения и (или) совершенного действия (бездействия) возлагается на региональный орган охраны объектов культурного наследия, решение и (или) действия (бездействие) должностного лица которого обжалуются.
96. По итогам рассмотрения жалобы региональный орган охраны объектов культурного наследия принимает одно из следующих решений:
1) оставляет жалобу без удовлетворения;
2) отменяет решение регионального органа охраны объектов культурного наследия полностью или частично;
3) отменяет решение регионального органа охраны объектов культурного наследия полностью и принимает новое решение;
4) признает действия (бездействие) должностных лиц регионального органа охраны объектов культурного наследия незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
97. Решение регионального органа охраны объектов культурного наследия, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещается в личном кабинете контролируемого лица на ФГИС "Единый портал государственных и муниципальных услуг" в срок не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.
VI. Система оценки результативности и эффективности деятельности регионального органа охраны объектов культурного наследия
98. В систему показателей результативности и эффективности деятельности регионального органа охраны объектов культурного наследия входят:
а) ключевые показатели регионального государственного контроля (надзора);
б) индикативные показатели регионального государственного контроля (надзора).
Ключевые показатели регионального государственного контроля (надзора) и их целевые значения установлены в приложении N 3 к настоящему Положению.
Индикативные показатели регионального государственного контроля (надзора) установлены в приложении N 4 к настоящему Положению.
Региональный орган охраны объектов культурного наследия ежегодно в срок до 1 марта года, следующего за отчетным, осуществляет подготовку доклада о региональном государственном контроле (надзоре) с указанием сведений о достижении ключевых показателей и сведений об индикативных показателях, в том числе о влиянии профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий на достижение ключевых показателей, и обеспечивает его направление в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2020 г. N 2041 "Об утверждении требований к подготовке докладов о видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля и сводного доклада о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.