2.5. Гигиена и эпидемиология на транспорте
4.3. Методы контроля. Физические факторы
Методические рекомендации MP 2.5/4.3.0258-21
"Методика установления (изменения) седьмой подзоны приаэродромной территории"
(утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 27 сентября 2021 г.)
Введена впервые
Введение
В соответствии с законодательством Российской Федерации, а также с учетом рекомендаций и стандартов ИКАО, членом которой Российская Федерация является с 14 ноября 1970*(1) г., в рамках сбалансированного подхода к управлению авиационным шумом и в целях планирования землепользования в отношении авиационного шума в районе аэродромов признано необходимым осуществлять установление зон с различными уровнями шумового воздействия. В соответствии с положениями стандартов ИКАО авиационный шум оценивается на основе объективных и поддающихся измерению критериев. Контур уровня эквивалентного шума представляет собой линию постоянного значения воздействия авиационного шума, усредненного за определенный период времени, при воздушном движении самолетов различных типов в нормальных эксплуатационных условиях.
Неотъемлемой частью управления авиационным шумом является оценка фактической акустической обстановки на местности в целях подтверждения внешних границ седьмой подзоны и зоны запрета строительства нормируемых объектов.
1. Общие положения
1.1. Методика по установлению (изменению) седьмой подзоны приаэродромной территории (далее - ПАТ) аэродромов применяется только для установления (изменения) границ седьмой подзоны в отношении ПАТ аэродромов гражданской авиации и не применяется для установления (изменения) границ седьмой подзоны аэродромов государственной и экспериментальной авиации.
1.2. Методика содержит порядок обоснования границ седьмой подзоны ПАТ, проведения их верификации и производственного контроля в части оценки уровней авиационного шума. В целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации (далее - ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности). Под указанным негативным физическим воздействием понимается несоответствие эквивалентного уровня звука, возникающего в связи с полетами воздушных судов, санитарно-эпидемиологическим требованиям.
1.3. Методика предназначена для:
- органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
- уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти*(2), высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- научно-исследовательских, проектных и иных организаций, занимающихся вопросами оценки воздействия факторов среды обитания на здоровье населения;
- операторов аэродромов, обеспечивающих разработку документации по установлению седьмой подзоны ПАТ и ее контроля на этапах после установления;
- уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти при установлении ПАТ в составе семи подзон в отношении аэродромов гражданской авиации - Федеральным агентством воздушного транспорта;
- органов государственной власти, органов местного самоуправления, уполномоченных на выдачу разрешения на строительство объектов капитального строительства (далее - ОКС) в границах седьмой подзоны ПАТ в части учета проведенных при строительстве (реконструкции) ОКС мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований.
1.4. Границы седьмой подзоны ПАТ эксплуатируемых аэродромов устанавливаются по условиям, характерным среднегодовому летному дню, рассчитанному для года, в период которого интенсивность полетов была наибольшей в течение последних 3-х лет.
1.5. Границы седьмой подзоны ПАТ для проектируемых аэродромов и аэродромов, для которых предусмотрены мероприятия по строительству и реконструкции взлетно-посадочных полос (далее - ВПП), устанавливаются по условиям, характерным среднегодовому летному дню, рассчитанному для перспективного года эксплуатации.
1.5.1. Перспектива развития аэродрома в части строительства или реконструкции ВПП должна быть предусмотрена документами территориального планирования Российской Федерации и документацией по планировке территории*(3).
1.5.2. Перспектива развития аэродрома в части увеличения интенсивности полетов при соблюдении действующих схем вылета, посадки и маневрирования ВС учитывается по данным оператора аэродрома.
1.6. Границы седьмой подзоны ПАТ, а также режимы ее использования могут быть обоснованы по результатам проектных и научно-исследовательских работ, выполненных в соответствии с настоящей методикой.
1.7. Настоящая методика может быть использована при:
- обосновании границ устанавливаемой (изменяемой) седьмой подзоны ПАТ аэродромов гражданской авиации;
- осуществлении градостроительной деятельности, направленной на снижение воздействия фактора авиационного шума на среду обитания человека;
- обосновании предлагаемых ограничений использования объектов недвижимости и осуществления деятельности в границах седьмой подзоны;
- проведении социально-гигиенического мониторинга;
- обосновании управленческих решений, направленных на снижение уровней риска здоровью населения, связанного с воздействием АШ при полетах ВС.
1.8. Методикой предусмотрен порядок организации и проведению производственного контроля границы седьмой подзоны ПАТ и выделенных в ее границах шумовых зон.
2. Нормативные и методические ссылки
2.1. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
2.2. Федеральный закон от 01.07.2017 N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны".
2.3. Федеральный закон от 11.06.2021 N 191-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
2.4. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ.
2.5. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ.
2.6. Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
2.7. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 N 1460 "Об утверждении Правил установления приаэродромной территории, Правил выделения на приаэродромной территории подзон и Правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории".
2.8. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон".
2.9. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
2.10. СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
2.11. СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
2.12. СП 275.1325800.2016 "Свод правил. Конструкции ограждающие жилых и общественных зданий. Правила проектирования звукоизоляции", утвержден приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 950/пр.
2.13. СП 51.13330.2011 "Свод правил. Защита от шума. Актуализированная редакция СНиП 23-03-2003", утвержден приказом Минрегиона России от 28.12.2010 N 825.
2.14. МУК 4.3.2194-07 "Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях".
2.15. MP 2.1.10.0059-12 "Оценка риска здоровью населения от воздействия транспортного шума".
2.16. MP 2.1.0246-21 "Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
2.17. ГОСТ 22283 "Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения".
2.18. ГОСТ 23337 "Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий".
2.19. ГОСТ 31296.2 (ИСО 1996-2) "Межгосударственный стандарт. Шум. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 2. Определение уровней звукового давления".
2.20. ГОСТ Р 53187 "Акустика. Шумовой мониторинг городских территорий".
2.21. Приложение 16 к Конвенции о международной гражданской авиации. Охрана окружающей среды. Том I. Авиационный шум. ИКАО, 2014 г.
2.22. Doc 9184-AN/902/2, изд. 3, 2009 г. ИКАО. Руководство по проектированию аэропортов. Часть 2. Использование земельных участков и контроль над окружающей средой.
2.23. IСАО Doc 9911-2018 Recommended Method for Computing Noise Contours Around Airports (Doc 9911, ИКАО, изд. 2, "Рекомендуемый метод расчета контуров шума вокруг аэропортов"), 2018 г.
2.24. Doc 10069, ИКАО, "Комитет по охране окружающей среды от воздействия авиации", 2016 г.
2.25. Директива 2002/30/ЕС Европейского Парламента и Совета Европы от 26.03.2002 "О принятии правил и процедур, касающихся введения эксплуатационных ограничений по шуму в аэропортах Сообщества".
2.26. Директива 2002/49/ЕС Европейского Парламента и Совета Европы от 25.06.2002 "Оценка и регулирование шума окружающей среды".
2.27. Doc 9829 AN/451ИКАО, "Инструктивный материал по сбалансированному подходу к управлению авиационным шумом", 2004 г.
3. Обоснование границ седьмой подзоны приаэродромной территории
3.1. Общий алгоритм и критерии обоснования
3.1.1. Общий алгоритм обоснования границ седьмой подзоны ПАТ включает следующие этапы:
- сбор сведений об эксплуатации аэродрома, требуемых к учету для определения расчетного контура АШ, включая исходные данные, необходимые при использовании программного комплекса расчета контура АШ;
- выполнение акустического расчета и построение расчетных контуров LАэкв;
- верификация внешней границы седьмой подзоны и зоны запрета строительства нормируемых объектов по результатам инструментальных исследований (измерений);
- оценка риска для здоровья населения в границах седьмой подзоны по рассчитанным средневзвешенным суточным уровням шума (LАдн) и заданным индексам риска здоровью населения, выполняемая в соответствии с методическими рекомендациями MP 2.1.10.0059-12 "Оценка риска здоровью населения от воздействия транспортного шума";
- обоснование и формирование ограничений использования земельных участков и объектов недвижимости в границах территории седьмой подзоны и определение возможности применения при строительстве и реконструкции объектов, размещаемых на указанных участках, мер по предупреждению и (или) устранению негативного физического воздействия, направленных на соблюдение предельно допустимых уровней шума внутри помещений, установленных санитарно-эпидемиологическими требованиями.
3.1.2. Критерии установления седьмой подзоны ПАТ:
- не превышение установленных санитарно-эпидемиологическими требованиями эквивалентных уровней звука на внешней границе седьмой подзоны. Под эквивалентным уровнем звука для гигиенических оценок при установлении седьмой подзоны ПАТ понимается : эквивалентный дневной шум (в дневной период с 7 часов 00 минут до 23 часов 00 минут) и эквивалентный ночной шум (в ночной период с 23 часов 00 минут до 7 часов 00 минут);
- обеспечение допустимых уровней риска здоровью населения в связи с воздействием авиационного шума. Для оценки риска применяется критерий средневзвешенного суточного эквивалентного уровня шума как параметр, характеризующий длительное хроническое воздействие.
Под негативным физическим воздействием понимается несоответствие эквивалентного уровня звука, возникающего в связи с полетами воздушных судов, санитарно-эпидемиологическим требованиям.
3.2. Сбор сведений об эксплуатации аэродрома
3.2.1. Сведения об аэродроме должны обеспечивать всю необходимую информацию для выполнения акустических расчетов, в том числе с использованием специализированных программных комплексов, последующую оценку рисков для здоровья населения и формирования ограничений использования территории.
3.2.2. Общие сведения об аэродроме должны быть представлены в соответствии с данными, внесенными в Государственный реестр аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации, включая наименование, код ИКАО, координаты контрольной точки аэродрома и торцов ВПП, сведения об операторе аэродрома, режиме работы, данные о маршрутах взлета и посадки воздушных судов, профиля набора и снижения высоты, видах разрешенных полетов согласно Правилам полетов по приборам (далее - ППП) и Правилам визуальных полетов (далее - ПВП) и типах ВС, эксплуатируемых на аэродроме.
3.2.3. Для учета перспективного развития аэродрома при разработке седьмой подзоны ПАТ должны быть представлены документы территориального планирования Российской Федерации и документация по планировке территории, которыми предусмотрены мероприятия по строительству и реконструкции взлетно-посадочных полос аэродрома, данные о перспективных маршрутах взлета и посадки воздушных судов.
3.2.4. Географические параметры аэродрома должны быть представлены в системе координат, используемой для ведения единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).
Все объекты аэродрома должны быть отображены на цифровой общегеографической карте с указанием административно-территориальных единиц, масштаба карты и границ аэродрома.
3.2.5. В составе сведений должны быть представлены фактически выдерживаемые маршруты взлета/посадки ВС при эксплуатации аэродрома, а также установленные маршруты согласно аэронавигационному паспорту аэродрома (далее - АНПА) или инструкции по производству полетов (далее - ИПП).
3.2.6. Перечень исходных данных, содержащих сведения об эксплуатации аэродрома, требуемых к учету для установления седьмой подзоны, представлен в приложении 1 к настоящей методике.
3.3. Выполнение акустического расчета контура седьмой подзоны и шумовых зон внутри нее
3.3.1. Обоснование контура границ седьмой подзоны ПАТ аэродромов по фактору АШ расчетным методом выполняется с применением алгоритмов, математического аппарата и специализированных программных комплексов, рекомендованных ИКАО.
Построение расчетных контуров АШ для аэродромов выполняется с использованием сертифицированного программного обеспечения, реализующего "Метод расчета контуров авиационного шума"*(4) или (при наличии) отечественных методик и программных средств, утвержденных (сертифицированных уполномоченным органом исполнительной власти) в установленном порядке.
3.3.2. Условия проведения акустического расчета задаются с учетом режима эксплуатации аэродрома (продолжительность, начало, окончание расчетного дневного времени и ночного времени).
3.3.3. Расчет уровней шума в точках на местности, расположенных вблизи маршрутов движения ВС (при необходимости), может применяться для предварительной, оперативной, ориентировочной и количественной оценки ожидаемых значений эквивалентного АШ в месте (точке) на исследуемой территории и может быть использован для выбора мест проведения инструментальных исследований (измерений) в рамках верификации и производственного контроля внешней границы седьмой подзоны и зоны запрета строительства нормируемых объектов из условий воздействия АШ.
3.3.4. Расчет границы зон воздействия АШ при эксплуатации ВС выполняется по исходным данным об интенсивности полетов - соответствующей среднегодовому летному дню и сведениям о траекториях полетов ВС, что позволяет гармонизировать применение показателей эквивалентных уровней звука для построения контура , , а также для задач оценки риска влияния АШ на здоровье человека.
Среднегодовой летный день для эксплуатируемых аэродромов определяется количеством взлетно-посадочных операций (далее - ВПО) в отношении каждого типа ВС, рассчитанного для года, в период которого интенсивность полетов была наибольшей в течение последних 3-х лет.
Среднегодовой летный день для проектируемых аэродромов и аэродромов для которых предусмотрены мероприятия по строительству и реконструкции ВПП устанавливаются по условиям, характерным среднегодовому летному дню, рассчитанному для перспективного года эксплуатации.
3.3.5. Условия и допущения, устанавливаемые при определении контура АШ при использовании специализированного программного комплекса, должны включать в себя:
- параметры и режим работы аэродрома (начало, окончание дневного и ночного времени) за расчетный период с указанием статистики использования маршрутов движения ВС по совершаемым ВПО, типам обслуживаемых ВС, схемам использования ВПП в соответствии с инструкциями проведения полетов или справочниками аэронавигационной информации.
- расчетный вес ВС принимается за 100% максимальной взлетной массы;
- в случае отсутствия шумовых характеристик отдельных моделей ВС в базе данных специализированного программного комплекса, осуществляется подбор их аналогов в базе данных ANP (англ. Aircraft Noise and Performance database)*(5);
- разброс отдельных траекторий полета от средних маршрутов взлета и посадки, принимается не более 400 м;
- расчетное поле (расчетная сетка) должно строиться с шагом не более 100 м.
3.3.6. Построение контуров уровней звука выполняется на основе следующих данных:
- установленных маршрутах полетов ВС на аэродроме согласно АНПА/ИПП;
- фактическом распределения маршрутов полетов ВС за прошедший календарный год;
- распределении ВПО по данным маршрутам за среднегодовой летный день.
- интенсивность полетов ВС, определяемая по условиям, характерным среднегодовому летному дню, рассчитанному для года, в период которого интенсивность полетов была наибольшей в течение последних 3-х лет (для эксплуатируемых аэропортов) или интенсивность полетов ВС, определяемая по условиям, характерным среднегодовому летному дню, рассчитанному для перспективного года эксплуатации (для проектируемых аэродромов и аэродромов для которых предусмотрены мероприятия по строительству и реконструкции ВПП).
За достоверность предоставляемых сведений ответственность несет оператор аэродрома.
3.3.7. Результаты акустических расчетов контуров равного уровня звука.
, , внутри седьмой подзоны представляются в виде изолиний значений равного уровня звука, отображенных на цифровой общегеографической карте, с шагом 5 дБА в значениях от 45 дБА и выше. Описание вышеуказанных границ изолиний индексов АШ внутри седьмой подзоны ПАТ должно быть представлено в виде текстового и графического описания с указанием перечня координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения ЕГРН.
3.3.8. Расчетной границей седьмой подзоны ПАТ является внешняя граница контура эквивалентного уровня звука , соответствующего временному среднегодовому режиму эксплуатации аэродрома по наихудшему уровню воздействия дневного или ночного времени суток. При стандартной ситуации: для аэродромов, эксплуатируемых круглосуточно, граница устанавливается по контуру значения АШ ночного времени суток - (45 дБА); для аэродромов, эксплуатируемых только в дневное время - по значению АШ дневного времени суток - (55 дБА). Ограничения использования земельных участков определяются с учетом возможности применения при строительстве и реконструкции таких видов объектов мер по предупреждению и (или) устранению негативного физического воздействия, направленных на соблюдение предельно допустимых уровней шума внутри помещений, и по результатам расчета и оценки рисков для здоровья человека, в пределах седьмой подзоны ПАТ, ограниченной контуром равного эквивалентного уровня звука по заданным уровням дневного или ночного времени суток.
3.3.9. В границах седьмой подзоны ПАТ выделяются границы шумовых зон по критерию , индекс которого определяется по результатам работ по оценке риска здоровью населения.
3.4. Верификация расчетных границ седьмой подзоны приаэродромной территории инструментальными исследованиями (измерениями) для действующих аэродромов
3.4.1. Внешняя граница седьмой подзоны и зоны запрещения строительства нормируемых объектов из условий воздействия АШ подлежит верификации инструментальными измерениями. Верификация направлена на установление достоверных внешних границ седьмой подзоны и зоны запрещения строительства нормируемых объектов из условий шумового воздействия ПАТ по эквивалентному и средневзвешенному эквивалентному уровню шума.
3.4.1.1. Объем инструментальных измерений при верификации внешней границы седьмой подзоны и зоны запрещения строительства нормируемых объектов зависит от количества ВПО, совершаемых на аэродроме в течение календарного года и определяется в соответствии с таблицей 1.
Измерения АШ выполняются при летной эксплуатации ВС (разбеге, взлете, наборе высоты, полете, заходе и снижении на посадку).
3.4.1.2. Количество мест (точек) проведения исследований определяется в соответствии с порядком выбора мест (точек) измерений шума при осуществлении верификации согласно приложению 2 к настоящей методике.
3.4.2. В рамках верификации расчетных контуров АШ следует применять системы измерений АШ, использование которых позволит получить:
- эквивалентный уровень шума АШ в контрольных точках на протяжении всего периода оценки с учетом и без учета фонового уровня шума;
- максимальный уровень шума , определенный в отношении каждого шумового события, обусловленного полетами ВС.
3.4.3. В таблице 1 определена продолжительность инструментальных исследований в рамках проведения исследований (измерений) уровней АШ в целях верификации внешней границы седьмой подзоны и зоны запрещения строительства нормируемых объектов.
Таблица 1
Продолжительность инструментальных исследований в рамках проведения исследований (измерений) уровней АШ в целях верификации внешней границы седьмой подзоны и зоны запрещения строительства нормируемых объектов
|
I Группа |
II Группа |
III Группа |
Количество ВПО в год* |
Более 40 000 |
Более 11 000 и менее 40 000 |
Менее 11 000 |
Объем исследований |
Для каждой точки проведения мониторинга авиационного шума должны быть зафиксированы типы ВС, на долю которых приходится не менее 80% ВПО. |
За период(ы) измерения должны быть зафиксированы типы ВС, на долю которых приходится не менее 80% ВПО. |
За период(ы) измерения должны быть зафиксированы типы ВС, на долю которых приходится не менее 80% ВПО. |
Точность результатов исследований |
Расширенная неопределённость измерений среднего максимального уровня шума для каждого из типов ВС на долю которых приходится не менее 80% ВПО должна составлять не более 1** дБА, для всех остальных типов ВС на долю которых приходится оставшиеся 20% ВПО (из требований фиксации типов ВС на долю которых приходится не менее 80% ВПО) расширенная неопределенность измерений должна составлять не более 1,75** дБА при полетах ВС по маршрутам, оказывающим влияние на место проведения измерений. Расширенная неопределённость среднего максимального уровня шума для всех зафиксированных событий при пролетах ВС за весь период проведения мониторинга должна быть не более 1** дБА для каждого из мест проведения мониторинга. |
Расширенная неопределённость измерений среднего максимального уровня шума должна быть не более 1,5** дБА |
Расширенная неопределённость измерений должна быть не более 2** дБА. |
Примечание: * Устанавливается по наибольшему количеству ВПО за один год в течение последних трех лет и с учетом перспективного развития аэродрома. ** Коэффициент охвата k = 1,65 и уровень доверия N = 95%. |
3.4.4. Для каждого зафиксированного шумового события должны быть определены следующие параметры:
- время фиксации шумового события;
- тип ВС (для проведения более детального анализа в целях принятия мер по минимизации шумового воздействия рекомендуется указывать бортовой номер ВС, идентификатор ИКАО, наименование авиакомпании);
- тип операции (взлет/посадка);
- магнитный курс выполняемой операции (присваивается при начале разбега и при пробеге по ВПП);
- фоновый уровень шума, определенный в период, предшествующий пролету ВС, составляющий не более 15 минут (данный уровень фонового шума не должен включать вклад от пролетов других ВС или иных источников непостоянного шума);
- максимальный уровень шумового события, ;
- время звучания, .
3.4.5. При проведении измерений должно быть обеспечено хранение объема данных, необходимого для проведения подтверждения границ шумовой зоны за весь период проведения верификации и производственного контроля. При проведении измерений допускается хранить исходные данные шумовых параметров (хронограммы шума, спектр, и т.д.) во внутренней памяти измерительного комплекса.
3.4.6. По результатам инструментальных измерений уровней АШ в местах проведения исследований (измерений) проводится расчет уровней эквивалентного и эквивалентного средневзвешенного шума на интенсивность полетов, соответствующей среднегодовому летному дню.
3.4.7. Расчет эквивалентного и эквивалентного средневзвешенного уровня шума по результатам проведенных натурных исследований (измерений) проводится следующим образом:
3.4.7.1. Проводится расчет расширенной неопределенности измерений U (95%) для максимальных значений уровней шума при разовых пролетах ВС. В зависимости от группы аэродрома, определенной в таблице 1, расчет расширенной неопределенности осуществляется по разделу 9 ГОСТ 23337-2014.
3.4.7.2. Проводится расчет Среднего максимального уровня шума
, (1)
где N - количество зафиксированных шумовых событий;
- максимальный уровень шума i-го события - пролета воздушного судна.
3.4.7.3. Проводится расчет среднего значения длительности воздействия шумовых событий , определяемого как среднеарифметическое значение всех значений - длительность воздействия одного зафиксированного шумового события.
Среднее эффективное время звучания определяется как .
3.4.7.4. Проводится расчет эквивалентного уровня шума авиационного источника на основе полученных значений среднего максимального уровня шума , неопределенности результатов измерений, среднего эффективного времени звучания по формуле (2):
(2)
где Т- регламентируемый интервал времени, равный 16 часов (57600 с) дневного времени и (или) 8 часов (28800 с) ночного времени суток;
N - количество ВС, соответствующее среднегодовому летному дню, характерное для исследуемого маршрута(ов);
- средний максимальный уровень шума;
- среднее эффективное время звучания.
3.4.7.5. Проводится расчет эквивалентного уровня средневзвешенного суточного шума рассчитывается# по формуле (3):
(3)
где - эквивалентный 16-часовой уровень дневного шума, определенный по формуле (2), дБА;
- эквивалентный 8-часовой уровень ночного шума, определенный по формуле (2), дБА.
3.4.8. Результаты исследований (измерений) оформляются в виде протоколов исследований (измерений) уровней шума аккредитованной испытательной лаборатории. Результаты исследований (измерений) и последующих расчетных исследований документируются, формируются в виде отчетной документации.
3.4.9. Результаты инструментальных исследований (измерений) применяются для верификации внешней границы седьмой подзоны и зоны запрета строительства нормируемых объектов, установленных расчетным путем.
3.4.10. Результаты проведённых исследований на основании измерений уровней АШ по пункту 3.4.7 настоящей методики подлежат сравнению с результатами построения внешней границы седьмой подзоны и зоны запрета строительства нормируемых объектов, выполненных в соответствии с разделом 3.3 настоящей методики.
3.4.11. В случае несоответствия результатов в рамках проведенного сравнения значений уровней АШ по пункту 3.4.10 настоящей методики необходимо провести корректировку внешней границы седьмой подзоны и зоны запрета строительства нормируемых объектов с учетом полученных результатов в рамках проведенных инструментальных исследований (измерений).
3.4.12. Верифицированная по результатам инструментальных исследований (измерений) внешняя граница седьмой подзоны и зона запрета строительства нормируемых объектов подлежит установлению.
3.4.13. В отношении ВПП, планируемых к строительству, внешняя граница седьмой подзоны и зона запрета строительства нормируемых объектов устанавливается расчетным путем. В течение не более одного года с начала эксплуатации ВПП внешняя граница седьмой подзоны и зона запрета строительства нормируемых объектов должна пройти процесс верификации, включающий инструментальные исследования (измерения) уровней АШ в соответствии с положениями раздела 3.4 настоящей методики.
3.5. Производственный контроль установленных границ седьмой подзоны приаэродромной территории инструментальными исследованиями (измерениями) для действующих аэродромов
3.5.1. Контроль соблюдения установленных границ седьмой подзоны ПАТ должен проводиться в рамках производственного контроля установленных границ по контуру значения АШ ночного (LАэкв = 45 дБА) и дневного (LАэкв. = 55 дБА) времени седьмой подзоны ПАТ и выделенных в ее границах зон запрещения строительства нормируемых объектов. В случае выявления несоответствия установленных границ шумовых зон ПАТ по результатам производственного контроля, оператор аэродрома обязан принять меры, направленные на обеспечение соблюдения ранее установленных границ седьмой подзоны и зон внутри нее.
3.5.1.1. Объем инструментальных исследований (измерений) в рамках проведения производственного контроля зависит от количества ВПО, совершаемых на аэродроме в течение календарного года (табл. 1).
3.5.2. Производственный контроль проводится один раз в пять лет.
При изменении маршрутов полетов воздушных судов, должен проводиться внеочередной производственный контроль в течение года, после ввода новых маршрутов полетов воздушных судов в эксплуатацию.
3.5.3. Объем исследований, проводимый в рамках производственного контроля определен пунктами 3.4.1-3.4.7 настоящей методики.
3.5.4. По результатам производственного контроля авиационного шума формируется отчет "О результатах производственного контроля шумовых зон седьмой подзоны ПАТ".
Отчет должен включать обобщающее заключение, содержащее:
- анализ изменения акустической обстановки при эксплуатации аэродрома за прошедший исследуемый период по сравнению с предшествующими;
- оценку соответствия границ седьмой подзоны и выделенных в ее границах шумовых зон уровням шума, установленных в рамках проведенного производственного контроля;
- меры по предупреждению превышений уровней шумового воздействия на границе седьмой подзоны и зон внутри при выявлении таких превышений.
3.5.5. Оператор аэродрома в срок не более чем 30 календарных дней после получения Отчета и заключения "О результатах производственного контроля шумовых зон седьмой подзоны ПАТ" предоставляет его в адрес территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
4. Содержание и структура проекта обоснования границ седьмой подзоны ПАТ
4.1. Проект обоснования границ седьмой подзоны ПАТ аэродрома включает в себя следующие разделы:
- общие сведения об аэродроме;
- исходные данные, используемые в расчетах, предоставленные оператором аэродрома в соответствии с приложением 1 к настоящей методике.
- результат расчета внешнего контура седьмой подзоны по фактору авиационного шума при полетах ВС и шумовых зон, выделенных в ее границах;
- обоснование границы седьмой подзоны ПАТ и шумовых зон, выделенных в ее границах, с учетом верификации расчетных границ результатами инструментальных исследований (измерений) уровней шума седьмой подзоны и зоны запрета строительства нормируемых объектов;
- оценка риска здоровью населения, выполненная в соответствии с методическими рекомендациями MP 2.1.10.0059-12 "Оценка риска здоровью населения от воздействия транспортного шума";
- расчетная схема границ седьмой подзоны ПАТ аэродрома, установленная по условиям, характерным среднегодовому летному дню, рассчитанному для года, в период которого интенсивность полетов была наибольшей в течение последних 3-х лет (для эксплуатируемых аэропортов) или по условиям, характерным среднегодовому летному дню, рассчитанному для перспективного года эксплуатации (для проектируемых аэродромов и аэродромов для которых предусмотрены мероприятия по строительству и реконструкции ВПП), обоснованная и верифицированная по результатам инструментальных измерений уровней АШ;
- обоснование ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления деятельности в границах седьмой подзоны ПАТ аэродрома и обоснование возможности применения при строительстве и реконструкции, объектов, размещаемых на указанных участках, мер по предупреждению и (или) устранению негативного физического воздействия, направленных на соблюдение предельно допустимых уровней шума внутри помещений, с указанием конкретного перечня таких мер;
- программа производственного контроля соблюдения уровня шума на границе седьмой подзоны ПАТ и выделенных в ее границах шумовых зон;
- перечень координат характерных точек внешней границы седьмой подзоны и шумовых зон внутри нее в географической системе координат и местной системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестре недвижимости (далее - ЕГРН).
4.2. Общие сведения об аэродроме должны включать в себя следующую информацию:
- сведения об аэродроме, внесенные в Государственный реестр аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации;
- реквизиты регистрации аэронавигационного паспорта аэродрома;
- схема с обозначением адреса и места расположения аэродрома;
- координаты контрольной точки аэродрома и торцов взлетно-посадочной полосы в географической системе координат и местной системе координат, используемой для ведения ЕГРН;
- режим работы аэродрома, с указанием интенсивности полетов воздушных судов по каждому маршруту;
- данные о летном поле и взлетно-посадочных полосах аэродрома.
4.3. Раздел верификации расчетных границ седьмой подзоны инструментальными исследованиями (измерениями) уровней шума включает в себя:
- отчеты о проведенных инструментальных исследованиях (измерениях) уровней шума;
- обоснование внешней границы седьмой подзоны и зоны запрета строительства нормируемых объектов.
4.4. Схема седьмой подзоны аэродромов должна включать в себя внешнюю границу, установленную исходя из эквивалентных уровней шума - ( дБА - с 23 часов 00 минут до 7 часов 00 минут и дБА - с 7 часов 00 минут до 23 часов 00 минут) и разделение на шумовые зоны территории седьмой подзоны, формируемые контурами равного уровня звука*(6), в границах которых возможно размещение нормируемых объектов с реализацией шумозащитных мероприятий по исключению повышенного шумового воздействия, вызванного полетами воздушных судов, а также зоны, в границах которых новое строительство запрещено в зависимости от функционального назначения объектов недвижимости.
5. Порядок организации и проведения производственного контроля границы седьмой подзоны ПАТ и выделенных в ее границах шумовых зон
5.1. Производственный контроль соблюдения уровней шума на границе седьмой подзоны и выделенных внутри нее шумовых зон выполняется в целях обеспечения безопасности населения*(7).
5.2. Разработку программы производственного контроля и ее реализацию обеспечивает оператор аэродрома.
5.3. Производственный контроль представляет собой инструментальные исследования (измерения) уровней шума и выполняется по правилам, установленным в разделе 3.5 настоящей методики один раз в пять лет при отсутствии изменений в режимах работы аэродрома, касаемых изменения маршрутов полетов воздушных судов и/или реконструкции аэродрома, которая не была учтена ранее в рамках обоснования границ седьмой подзоны ПАТ.
В случае изменения маршрутов полетов воздушных судов и/или реконструкции аэродрома, которая не была учтена ранее в рамках обоснования границ седьмой подзоны ПАТ, инструментальные исследования (измерения) уровней шума выполняются в течение 1 (одного) года после изменений в режимах работы аэродрома.
5.4. Результаты производственного контроля авиационного шума в срок не более 1 (одного) месяца с момента их завершения (последняя дата проведения исследований (измерений)) предоставляются оператором аэродрома в адрес территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора с приложением информации (сведений), указанных в приложении 3 к настоящей методике.
6. Изменение границ седьмой подзоны
6.1. При значительном изменении сценария эксплуатации аэродрома граница седьмой подзоны ПАТ должна быть пересмотрена.
6.1.1. К значительным изменениям сценария эксплуатации аэродрома относится реконструкция аэродрома, которая не была учтена ранее в рамках обоснования границ седьмой подзоны ПАТ, в части строительства и реконструкции взлетно-посадочных полос аэродрома с подтверждением утвержденными документами территориального планирования Российской Федерации и документацией по планировке территории.
6.2. В течение 1 (одного) года с момента окончания строительства и реконструкции взлетно-посадочных полос и ввода их в эксплуатацию, осуществляется верификация и корректировка внешней границы седьмой подзоны и зоны запрета строительства нормируемых объектов (при необходимости), с последующим направлением результатов таких исследований (измерений) в адрес территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
______________________________
*(1) с учетом правопреемственности России с 26 декабря 1991 г.
*(2) Федеральный закон от 11.06.2021 N 191-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
*(3) п. 5.1. ст. 47 Воздушного кодекса от 19.03.1997 N 60-ФЗ (с изм. от 02.07.2021 г.).
*(4) IСАО Doc 9911-2018 Recommended Method for Computing Noise Contours Around Airports. Документ излагает методики расчета авиационного шума от пролета воздушных судов и дополняя методы, изложенные в ранее принятых документах ИКАО 1996, 1998, 2008 гг.
*(5) https://www.aircraftnoisemodel.org
*(6) п. 3.2 ст. 47 Воздушного кодекса Российской Федерации.
*(7) ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Руководитель Федеральной службы |
А.Ю. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации MP 2.5/4.3.0258-21 "Методика установления (изменения) седьмой подзоны приаэродромной территории" (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 27 сентября 2021 г.)
Текст методических рекомендаций приводится по изданию Государственного санитарно-эпидемиологического нормирования Российской Федерации (Москва, 2021 г.)
Текст методических рекомендаций опубликован в Бюллетене нормативных и методических документов госсанэпиднадзора, сентябрь 2021 г., N 3
1. Разработаны Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
2. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю. Поповой "27" сентября 2021 г.
3. Введена впервые
Приказом Роспотребнадзора от 13 декабря 2022 г. N 676 настоящий документ признан утратившим силу с 13 декабря 2022 г.
См. Методику установления седьмой подзоны приаэродромной территории, расчета и оценки рисков для здоровья человека, утвержденную приказом Роспотребнадзора от 7 декабря 2022 г. N 664