г. Калуга |
|
22 марта 2023 г. |
Дело N А83-10586/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.03.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.03.2023.
Арбитражный суд Центрального округа в составе
председательствующего |
К.Т. Захарова, |
судей |
Е.В. Белякович, М.В. Шильненковой, |
при ведении протокола помощником судьи |
Шикуновой Е.В., |
при участии в заседании |
|
от истца: |
Харланенкова С.А. (доверенность от 15.12.2022), |
от Министерства труда и социальной защиты Республики Крым: |
Фисенко В.В. (доверенность от 09.01.2023) |
от ответчика и иных третьих лиц: |
не явились, извещены, |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда города Севастополя, кассационную жалобу Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым (ИНН 9110087089, ОГРН 1149102177663; далее - заявитель, Департамент) на решение Арбитражного суда Республики Крым от 01.07.2022 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2022 по настоящему делу,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное унитарное предприятие "Крымская железная дорога" (ИНН 9102157783, ОГРН 1159102022738; далее - истец, Предприятие) обратилось в суд с иском к Департаменту о взыскании 203 640,48 руб. потерь в доходах, возникших в ноябре-декабре 2019 года вследствие оказания услуг по перевозке граждан-получателей социальной услуги железнодорожным транспортом пригородного сообщения на территории Республики Крым.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация города Евпатории Республики Крым, Министерство труда и социальной защиты Республики Крым и Совет министров Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворен частично, с Департамента в пользу Предприятия взыскано 203 034 руб. потерь, возникших по указанным обстоятельствам в ноябре 2019 года. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами в части удовлетворения иска, ответчик обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой, ссылается на нарушение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Представитель Предприятия в судебном заседании возражала против доводов кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель Министерства труда и социальной защиты Республики Крым в судебном заседании пояснил, что финансирование льгот, связанных с перевозкой льготной категории граждан, относится к расходным обязательствам Республики Крым.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, своих представителей в арбитражный суд кассационной инстанции не направили, что в силу с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Рассмотрев кассационную жалобу в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 21.01.2019 Предприятие и Департамент заключили Соглашение N 1 о предоставлении из бюджета муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду отдельным категориям граждан.
Преамбулой соглашения определено, что субсидия предоставляется в соответствии с Постановлением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N 575 "О Порядке предоставления отдельным категориям граждан Республики Крым мер социальной поддержки на льготный проезд и Порядке возмещения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям недополученных доходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду" и Постановлением администрации г. Евпатории Республики Крым от 21.03.2018 N 495-п "Об утверждении порядка предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям из бюджета муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по льготному проезду".
В силу п. 2.1 соглашения (с учетом дополнения к соглашению N 13 от 13.12.2019) субсидия на 2019 год предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Департаменту как получателю средств бюджета муниципального образования г. Евпатория Республики Крым, в размере 2 684 455,48 руб.
Согласно п. 3.1.2 соглашения для получения субсидии получатели субсидии, фактически предоставляющие меры социальной поддержки по льготному проезду отдельным категориям граждан, ежемесячно предоставляют в Департамент учетную форму о недополученных средствах от проезда железнодорожным транспортом льготных категорий граждан, счет или счет-фактуру и(или) акт выполненных работ (оказанных услуг), акт сверки взаиморасчетов.
За 2019 год Предприятие представило Департаменту документы, подтверждающие наличие оснований для осуществления выплаты, на общую сумму 2 887 489,48 руб.
Указывая на необоснованное уклонение Департамента от исполнения обязательства по выплате разницы между указанной суммой и размером субсидии, установленной соглашением, Предприятие обратилось в суд с настоящим иском.
Рассмотрев спор по существу, суды, руководствуясь статьями 8, 15, 307, 393 и 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), положениями Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Постановления Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N 575 "О Порядке предоставления отдельным категориям граждан Республики Крым мер социальной поддержки на льготный проезд и Порядке возмещения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям недополученных доходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду", разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", исследовав и оценив имеющуюся в деле совокупность доказательств, пришли к выводу о доказанности факта причинения истцу убытков в виде недополученных средств в размере 203 034 руб.
Проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судами не учтено следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 790 ГК РФ за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета (п. 5 ст. 790 ГК РФ).
Федеральным законом N 122-ФЗ от 22.08.2004 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации предписано вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
В силу п. 3 ст. 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельцев инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением администрации г. Евпатории Республики Крым от 21.03.2018 N 495-п утвержден Порядок предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям из бюджета муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по льготному проезду (далее - Порядок).
В соответствии с п. 2.5 Порядка предоставление субсидий из бюджета муниципального образования городской округ Евпатория осуществляется Департаментом в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных на очередной финансовый год, а также суммы средств субвенции, фактически поступившей в отчетном периоде, в порядке и сроки, предусмотренные соглашением, заключенным между департаментом и получателем субсидии.
В соответствии с названными нормативными актами между Предприятием и Департаментом заключено соглашение о предоставлении в 2019 году субсидии в размере 2 684 455,48 руб. на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду отдельным категориям граждан.
В 2019 году размер таких доходов по расчету Предприятия составил 2 887 489,48 руб.
При этом размер субсидии, предусмотренный соглашением, получен истцом в полном объеме.
Таким образом, Департамент полностью выполнил принятые по соглашению обязательства по предоставлению Предприятию субсидии на возмещение недополученных в 2019 году доходов.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителя платы. Такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
В соответствии с п. 1 ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Под убытками в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 15 ГК РФ, понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
Возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому лицо, требующее их возмещения, должно доказать факт нарушения права, наличие и размер понесенных убытков, причинную связь между нарушением права и возникшими убытками.
Между противоправным поведением одного лица и убытками, возникшими у другого лица, чье право нарушено, должна существовать прямая (непосредственная) причинная связь.
Удовлетворение требования о взыскании убытков возможно только при наличии совокупности перечисленных условий. Отсутствие или недоказанность истцом хотя бы одного из указанных условий, необходимых для применения ответственности в виде взыскания убытков, влечет отказ в их взыскании.
В качестве основания для обращения в суд с настоящим иском Предприятие ссылается на заключенное с Департаментом соглашение о предоставлении субсидии на возмещение недополученных доходов.
При этом в рассматриваемом случае обязательства по указанному соглашению исполнены ответчиком в полном объеме, что истцом не оспаривается. Фактов нарушения ответчиком условий соглашения или положений действующего законодательства судами не установлено.
Заявленные в настоящем деле требования фактически направлены на изменение условий заключенного и исполненного сторонами соглашения.
Наличие совокупности обстоятельств, при которых у ответчика возникает обязанность по возмещению убытков, Предприятием не доказано.
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судебные акты нельзя признать законными и обоснованными.
Поскольку судами установлены обстоятельства дела, имеющие значение для рассмотрения спора, суд кассационной инстанции считает возможным в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 287 АПК РФ отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 01.07.2022 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2022 по делу N А83-10586/2020 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
К.Т. Захаров |
Судьи |
Е.В. Белякович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителя платы. Такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
В соответствии с п. 1 ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Под убытками в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 15 ГК РФ, понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом (п. 2 ст. 15 ГК РФ)."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 22 марта 2023 г. N Ф10-329/23 по делу N А83-10586/2020