Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждено
постановлением Правительства
Алтайского края
от 29.09.2021 г. N 372
Положение
о региональном государственном экологическом контроле (надзоре)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора) при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору) (далее - "региональный государственный экологический контроль (надзор)").
2. Предметом регионального государственного экологического контроля (надзора) является:
соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал", Федеральным законом от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 26.07.2019 N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Алтайского края в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору);
соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", - (далее - "обязательные требования").
Контролируемыми лицами являются граждане и организации, которые должны соблюдать обязательные требования.
Понятия, используемые в настоящем Положении, употребляются в значениях, определенных Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
3. Перечень разрешительных документов, содержащий обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного экологического контроля (надзора):
разрешение на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, лимиты на сбросы загрязняющих веществ;
установленные нормативы допустимых выбросов, временно разрешенные выбросы, разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных);
утвержденные нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей;
разрешение на временные сбросы;
разрешение на временные выбросы;
свидетельство о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет;
свидетельство об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;
инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
положительное заключение государственной экологической экспертизы;
декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду;
программа производственного экологического контроля и результаты ее осуществления;
согласование мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
согласование проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде;
решение об отнесении отходов к конкретному классу опасности;
утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
данные учета в области обращения с отходами;
разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух;
договор водопользования;
решение о предоставлении водного объекта в пользование;
технический регламент о безопасности зданий и сооружений (Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ (статья 14, статья 32).
4. Контрольным (надзорным) органом, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Алтайского края, является Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края (далее - "Министерство").
Должностными лицами Министерства, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора), являются:
а) министр природных ресурсов и экологии Алтайского края - главный государственный инспектор Алтайского края в области охраны окружающей среды;
б) заместитель министра природных ресурсов и экологии Алтайского края, начальник управления природных ресурсов и нормирования и заместитель начальника управления природных ресурсов и нормирования - заместители главного государственного инспектора Алтайского края в области охраны окружающей среды;
в) начальник отдела управления природных ресурсов и нормирования, ведающий вопросами регионального государственного экологического контроля (надзора), и его заместитель - старшие государственные инспекторы Алтайского края в области охраны окружающей среды;
г) иные государственные гражданские служащие управления природных ресурсов и нормирования, замещающие ведущие и старшие должности государственной гражданской службы Алтайского края категории "специалисты", ведающие вопросами регионального государственного экологического контроля (надзора).
Должностными лицами Министерства, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются министр природных ресурсов и экологии Алтайского края и заместители министра природных ресурсов и экологии Алтайского края.
5. К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного экологического контроля (надзора), применяются положения Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
6. Министерство осуществляет региональный государственный экологический контроль (надзор) в отношении следующих объектов (далее - "объекты контроля"):
а) деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
б) результаты деятельности граждан и организаций, в том числе продукция (в частности озоноразрушающие вещества и продукция, их содержащая, опасные отходы), работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования;
в) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, в том числе объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее - "объекты негативного воздействия"), территории, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты и другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования; компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан и организаций и к которым предъявляются обязательные требования.
При осуществлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов негативного воздействия, хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому контролю (надзору), в отношении всех таких объектов и таких юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществляется федеральный государственный экологический контроль (надзор).
7. Учет объектов контроля, относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к объектам негативного воздействия обеспечивается Министерством при ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору).
8. Передача в рамках регионального государственного экологического контроля (надзора) документов и (или) сведений, раскрытие информации, в том числе ознакомление с указанными документами и (или) сведениями, осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора)
9. При осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) применяется система оценки и управления рисками.
10. Министерство при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - "категории риска"):
1) высокий риск;
2) значительный риск;
3) средний риск;
4) умеренный риск;
5) низкий риск.
11. Отнесение объектов контроля к определенной категории риска осуществляется решением министра природных ресурсов и экологии Алтайского края (заместителя министра природных ресурсов и экологии Алтайского края) на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов контроля к категориям риска согласно приложению к настоящему Положению.
12. Министерство ведет перечни объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
13. Министерство проводит следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
6) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) профилактический визит;
д) консультирование.
Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - "сеть "Интернет"), в средствах массовой информации и в иных формах.
Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики Министерства, готовится ежегодно и не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, утверждается приказом Министерства и размещается на его официальном сайте в сети "Интернет" в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным.
Объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований осуществляется Министерством в порядке, установленном статьей 49 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Контролируемые лица вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в Министерство возражения в отношении такого предостережения в срок не позднее 30 дней со дня получения им предостережения.
Министерство рассматривает возражение и по итогам его рассмотрения направляет ответ контролируемому лицу в срок не более 30 дней со дня получения возражения. В случае несогласия с возражением указываются соответствующие обоснования.
Обязательный профилактический визит проводится в отношении:
а) объектов контроля (надзора), отнесенных к категории высокого и значительного риска, не чаще чем 1 раз в 2 года;
б) контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности, в течение 1 года с момента начала деятельности.
Обязательный профилактический визит проводится в течение 1 рабочего дня.
Консультирование осуществляется должностными лицами Министерства по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия. Время консультирования по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме одного контролируемого лица (его представителя) не может превышать 15 минут.
Консультирование, в том числе письменное, осуществляется по вопросам соблюдения обязательных требований.
Письменное консультирование осуществляется уполномоченным должностным лицом Министерства в сроки, определенные для рассмотрения обращений граждан Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в следующих случаях:
а) контролируемым лицом представлен письменный запрос о предоставлении письменного ответа по вопросам консультирования;
б) за время консультирования предоставить ответ на поставленные вопросы невозможно;
в) ответ на поставленные вопросы требует дополнительного запроса сведений.
В случае поступления 2 и более однотипных обращений контролируемых лиц (их представителей) консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом Министерства.
IV. Осуществление государственного контроля (надзора)
14. При осуществлении государственного экологического контроля (надзора) проводятся:
а) плановые контрольные (надзорные) мероприятия;
б) внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия.
15. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.
16. Министерство может проводить следующие виды плановых контрольных (надзорных) мероприятий:
а) инспекционный визит;
б) рейдовый осмотр;
в) документарная проверка;
г) выездная проверка.
17. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся в отношении контролируемых лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах контроля, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам IV категории, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска.
18. В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия указываются сведения, установленные частью 1 статьи 64 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
19. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться любые из следующих способов фиксации доказательств: фотосъемка, аудио- и видеозапись. Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио- и видеозаписи в качестве способа фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается должностным лицом, уполномоченным на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, самостоятельно.
Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований.
Информация о технических средствах, использованных при фотосъемке, аудио- и видеозаписи указывается в акте контрольного (надзорного) мероприятия. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для доказательств нарушений обязательных требований, являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
20. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в Министерство информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на территории Алтайского края.
21. В зависимости от присвоенной категории риска периодичность проведения одного из плановых контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 16 настоящего Положения, составляет:
1) для категории высокого риска проводятся один раз в 2 года;
2) для категории значительного проводятся один раз в 3 года;
3) для категории среднего риска проводятся один раз в 4 года;
4) для категории умеренного риска проводятся один раз в 5 лет.
Для категории низкого риска плановые проверки не проводятся.
22. Региональный государственный экологический контроль (надзор) осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
а) инспекционный визит;
б) рейдовый осмотр;
в) документарная проверка;
г) выездная проверка;
д) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
е) выездное обследование.
23. Наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование проводятся без взаимодействия с контролируемым лицом.
24. Инспекционный визит.
В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля (надзора).
Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника объекта контроля (надзора).
25. Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном объекте контроля (надзора) не может превышать 1 рабочий день.
26. Контролируемые лица или их представители обязаны обеспечить беспрепятственный доступ должностного лица Министерства, уполномоченного на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, на объект контроля (надзора).
27. Инспекционный визит проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1-5 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
28. Внеплановый инспекционный визит может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3-5 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
29. Рейдовый осмотр.
В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) досмотр;
3) опрос;
4) получение письменных объяснений;
5) истребование документов;
6) отбор проб (образцов);
7) инструментальное обследование;
8) испытание;
9) экспертиза.
30. Рейдовый осмотр проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1-5 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
31. Рейдовый осмотр может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3-5 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
32. Документарная проверка.
В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов;
3) экспертиза.
33. Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
34. Документарная проверка проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1-5 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
35. Проведение документарной проверки, предметом которой являются сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
36. Выездная проверка.
В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) досмотр;
3) опрос;
4) получение письменных объяснений;
5) истребование документов;
6) отбор проб (образцов);
7) инструментальное обследование;
8) испытание.
37. Выездная проверка проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1-5 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
38. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
39. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом, проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-5 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
V. Обжалование решений Министерства, действий (бездействия) его должностных лиц
40. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были нарушены в рамках осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора), имеют право на досудебное обжалование:
а) решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
б) актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;
в) действий (бездействия) должностных лиц Министерства в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
41. Жалоба на решения Министерства, действия (бездействие) должностных лиц Министерства рассматривается министром природных ресурсов и экологии Алтайского края.
42. Срок подачи жалобы, ее форма и содержание, основания для отказа в рассмотрении жалобы и порядок ее рассмотрения установлены статьями 40-43 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.