Название изменено с 28 февраля 2022 г. - Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28 февраля 2022 г. N 155
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30 сентября 2021 г. N 741
"О региональном государственном экологическом контроле (надзоре) при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору на территории Санкт-Петербурга"
28 февраля 2022 г.
В соответствии с абзацем седьмым статьи 6, абзацем третьим пункта 1 статьи 65 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пунктом 3 части 2 статьи 3 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительство Санкт-Петербурга
постановляет:
1. Утвердить Положение о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору на территории Санкт-Петербурга.
Пункт 2 изменен с 28 февраля 2022 г. - Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28 февраля 2022 г. N 155
2. Утвердить перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований для регионального государственного экологического контроля (надзора) при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору на территории Санкт-Петербурга, согласно приложению N 1.
Постановление дополнено пунктом 2-1 с 28 февраля 2022 г. - Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28 февраля 2022 г. N 155
2-1. Утвердить ключевые показатели регионального государственного экологического контроля (надзора) при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору на территории Санкт-Петербурга, и их целевые значения согласно приложению N 2.
Постановление дополнено пунктом 2-2 с 28 февраля 2022 г. - Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28 февраля 2022 г. N 155
2-2. Утвердить индикативные показатели регионального государственного экологического контроля (надзора) при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору на территории Санкт-Петербурга согласно приложению N 3.
3. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24.08.2015 N 732 "Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного экологического надзора на территории Санкт-Петербурга и внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 06.04.2004 N 530";
постановление Правительства Санкт-Петербурга от 26.09.2017 N 807 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24.08.2015 N 732".
4. Постановление вступает в силу с 01.01.2022.
5. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга - руководителя Администрации Губернатора Санкт-Петербурга Пикалёва В.И.
Губернатор Санкт-Петербурга |
А.Д. Беглов |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Правительства Санкт-Петербурга
от 30.09.2021 N 741
Положение
о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору на территории Санкт-Петербурга
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) и Федеральным законом "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора) при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору на территории Санкт-Петербурга (далее - региональный государственный экологический надзор).
1.2. Предметом регионального государственного экологического надзора являются:
соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные Федеральным законом N 7-ФЗ, Федеральным законом "Об экологической экспертизе", Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом "Об охране атмосферного воздуха", Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;
соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании";
исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
1.2.1. К разрешительным документам, указанным в абзаце втором пункта 1.2 настоящего Положения, относятся:
1.2.1.1. Для объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и согласно критериям, установленным в соответствии со статьей 4.2 Федерального закона N 7-ФЗ, отнесены к объектам II категории:
разрешение на временные выбросы, разрешение на временные сбросы, выдаваемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов действующим стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, расположенных на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду);
согласованные с Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (далее - Комитет) мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий;
разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух;
утвержденные хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность на объекте, нормативы допустимых выбросов в соответствии с Положением о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 N 2055 (далее - Постановление N 2055);
до представления декларации о воздействии на окружающую среду:
нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду;
планы снижения выбросов загрязняющих веществ и планы снижения сбросов загрязняющих веществ, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, лимиты на сбросы загрязняющих веществ (при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов).
1.2.1.2. Для объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и согласно критериям, установленным в соответствии со статьей 4.2 Федерального закона N 7-ФЗ, отнесены к объектам III категории:
утвержденные хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность на объекте, нормативы допустимых выбросов в соответствии с Постановлением N 2055.
1.2.1.3. Для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в том числе эксплуатирующих объекты, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и согласно критериям, установленным в соответствии со статьей 4.2 Федерального закона N 7-ФЗ, отнесены к объектам II, III, IV категории:
решение об использовании донного грунта в соответствии с частью 2 статьи 52.3 Водного кодекса Российской Федерации;
договор водопользования;
решение о предоставлении водного объекта в пользование.
1.2.2. К требованиям, установленным техническими регламентами, указанным в абзаце третьем пункта 1.2 настоящего Положения, относятся:
Технический регламент Таможенного союза. ТР ТС 030/2012 "О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям", принятый Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 N 59 (пункты 1.3, 1.4, 3.8, 4.1; приложения 1, 2 и 4);
Технический регламент Таможенного союза. ТР ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования", принятый Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 823 (пункты 32 и 59 приложения N 1);
Технический регламент Таможенного союза. ТР ТС 005/2011 "О безопасности упаковки", принятый Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 N 769 (подпункт 11.3 пункта 11 статьи 5);
Федеральный закон "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (части 1 и 7 статьи 6, статьи 7, 9 и 14, части 3 - 5 статьи 15, пункты 2 и 4 части 9 статьи 15, часть 5 статьи 18, статьи 32, 35 и 37);
1.3. Региональный государственный экологический надзор осуществляется Комитетом.
1.4. От имени Комитета региональный государственный экологический надзор вправе осуществлять следующие должностные лица (далее - инспекторы):
председатель Комитета, заместитель председателя Комитета;
должностные лица Комитета, в должностные обязанности которых в соответствии с должностным регламентом или должностной инструкцией входит осуществление полномочий по региональному государственному экологическому надзору, в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий (далее - должностные лица), а именно:
начальник Управления государственного экологического надзора;
начальник, заместитель начальника, главные специалисты, ведущие специалисты и специалисты I категории отдела планового экологического надзора и профилактики правонарушений Управления государственного экологического надзора;
начальник, главные специалисты, ведущие специалисты отдела оперативного экологического надзора Управления государственного экологического надзора;
начальник отдела обеспечения контрольно-аналитической и надзорной деятельности Управления государственного экологического надзора - заместитель начальника Управления государственного экологического надзора, главные специалисты, ведущий специалист, специалист I категории отдела обеспечения контрольно-аналитической и надзорной деятельности Управления государственного экологического надзора;
начальник, заместитель начальника, главный специалист отдела водопользования.
1.5. Должностные лица Комитета, уполномоченные принимать решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий:
председатель Комитета, являющийся главным государственным инспектором Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды;
заместители председателя Комитета, являющиеся заместителями главного государственного инспектора Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды.
1.6. При проведении профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий полномочия по осуществлению регионального государственного экологического надзора осуществляют инспекторы, которые уполномочены на проведение соответствующего мероприятия решением Комитета.
Инспекторы при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий осуществляют права, предусмотренные в части 2 статьи 29 Федерального закона N 248-ФЗ, а также следующие права:
направляют в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел;
предъявляют в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований.
Комитет может быть привлечен судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе для дачи заключения по иску о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу вследствие нарушений обязательных требований.
Инспекторы, которые проводили профилактические мероприятия в виде объявления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, консультирования или профилактического визита в отношении определенного объекта контроля, не могут проводить контрольные (надзорные) мероприятия в отношении этого же объекта в течение одного года со дня окончания проведения профилактического мероприятия.
1.7. Объектами регионального государственного экологического надзора являются:
деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
результаты деятельности граждан и организаций, в том числе продукция (товары), работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования;
здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования;
объекты, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и согласно критериям, установленным в соответствии со статьей 4.2 Федерального закона N 7-ФЗ, отнесены к объектам II-IV категорий.
1.7.1. При осуществлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому контролю (надзору), в отношении всех таких объектов и таких юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществляется федеральный государственный экологический контроль (надзор).
1.8. Учет объектов регионального государственного экологического надзора осуществляется:
при сборе, обработке, анализе и учете информации об объектах регионального государственного экологического надзора, представляемой Комитету в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступной информации;
при ведении в соответствии со статьей 69 Федерального закона N 7-ФЗ регионального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору с использованием программно-технического обеспечения учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, являющегося информационной системой Федеральной службы по надзору в сфере природопользования;
при использовании информационного блока "Природопользователи" государственной информационной системы в сфере охраны окружающей среды и природопользования "Экологический паспорт территории Санкт-Петербурга", созданной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.10.2010 N 1344;
при использовании государственной информационной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности".
2. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного экологического надзора
2.1. Региональный государственный экологический надзор осуществляется Комитетом на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
2.2. Комитет относит объекты регионального государственного экологического надзора к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям:
высокий риск;
значительный риск;
средний риск;
умеренный риск;
низкий риск.
2.3. Критерии отнесения объектов регионального государственного экологического надзора к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям приведены в приложении к настоящему Положению.
3. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
3.1. Профилактические мероприятия, проводимые при осуществлении регионального государственного экологического надзора
При осуществлении регионального государственного экологического надзора Комитет проводит следующие профилактические мероприятия:
информирование;
обобщение правоприменительной практики;
объявление предостережения;
консультирование;
профилактический визит.
3.2. Информирование
Информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется Комитетом посредством размещения соответствующих сведений на веб-странице Комитета на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга), в средствах массовой информации и в иных формах.
3.3. Обобщение правоприменительной практики
Комитет ежегодно подготавливает доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики Комитета по осуществлению регионального государственного экологического надзора (далее - доклад о правоприменительной практике).
Доклад о правоприменительной практике размещается на веб-странице Комитета на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга не позднее 20 февраля года, следующего за отчетным годом.
3.4. Объявление предостережения
3.4.1. В случае объявления Комитетом контролируемому лицу предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) контролируемое лицо вправе подать в отношении предостережения возражение.
3.4.2. Возражение на предостережение должно содержать;
полное наименование организации - контролируемого лица, фамилию, имя и отчество (при наличии) гражданина - контролируемого лица;
идентификационный номер налогоплательщика - контролируемого лица;
адрес места нахождения и осуществления деятельности организации, гражданина - контролируемого лица;
дату, номер и наименование органа, объявившего предостережение;
позицию контролируемого лица о несогласии с тем, что его действия (бездействие) могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, и (или) о несогласии с предложенными в предостережении мерами по обеспечению соблюдения обязательных требований;
обоснование позиции контролируемого лица. К возражению могут быть приложены документы, подтверждающие обоснование позиции контролируемого лица.
3.4.3. Возражение на предостережение может быть подано в течение 30 календарных дней со дня его получения.
Возражение организации на предостережение подается в электронном виде и должно быть подписано простой электронной подписью.
Возражение индивидуального предпринимателя на предостережение подается в электронном виде и должно быть подписано простой электронной подписью.
Возражение гражданина, не осуществляющего предпринимательской деятельности, на предостережение подается на бумажном носителе либо в электронном виде и должно быть подписано соответственно собственноручно либо простой электронной подписью.
Возражения на предостережения в электронном виде подаются по адресу электронной почты Комитета, указанному в предостережении. Возражения на предостережения на бумажном носителе подаются лично или почтовым отправлением в Комитет.
Возражения на предостережения, поданные с нарушением условий, предусмотренных настоящим Положением, но соответствующие требованиям к обращениям граждан и организаций, установленным Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ), рассматриваются в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 248-ФЗ.
3.4.4. Возражения на предостережения рассматриваются Комитетом.
По результатам рассмотрения возражений на предостережения Комитет:
направляет контролируемому лицу ответ об отклонении его возражения на предостережение, если Комитет придет к выводу о необоснованности позиции контролируемого лица, В ответе должно содержаться обоснование отклонения возражения контролируемого лица на предостережение;
направляет контролируемому лицу ответ об отзыве предостережения полностью или частично, если Комитет придет к выводу об обоснованности позиции контролируемого лица. Если предостережение отзывается частично, в ответе должно быть указано, в части каких действий (бездействия) контролируемого лица и (или) предложенных мер по обеспечению соблюдения обязательных требований отзывается предостережение, а в остальной части должно содержаться обоснование отклонения возражения контролируемого лица на предостережение.
Ответ контролируемому лицу по результатам рассмотрения возражения на предостережение должен быть направлен Комитетом в течение 30 календарных дней со дня его поступления.
3.5. Консультирование
3.5.1. Инспекторы Комитета осуществляют консультирование:
по телефону - в часы работы Комитета по вопросам сообщения контролируемым лицам контактных данных Комитета, графика его работы, досудебного порядка подачи и рассмотрения жалоб контролируемых лиц;
посредством видео-конференц-связи - при наличии технической возможности в дни, часы и по вопросам, определенным председателем Комитета. Вопросы, по которым проводится консультирование посредством видео-конференц-связи, и время его осуществления анонсируются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее чем за пять рабочих дней до дня проведения консультирования посредством видео-конференц-связи;
на личном приеме - в соответствии с графиком личного приема граждан в соответствии со статьей 13 Федерального закона N 59-ФЗ по вопросам, указанным в настоящем пункте, и по вопросам проведения в отношении контролируемого лица профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий;
в ходе проведения профилактических визитов, контрольных (надзорных) мероприятий - при взаимодействии инспекторов с контролируемыми лицами и их представителями по вопросам проведения в отношении контролируемого лица соответствующего мероприятия;
в ходе публичного обсуждения проекта доклада о правоприменительной практике - при взаимодействии инспекторов с контролируемыми лицами и их представителями в рамках публичного обсуждения проекта доклада о правоприменительной практике по любым вопросам, связанным с соблюдением обязательных требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществлением регионального государственного экологического надзора;
при направлении контролируемыми лицами в письменной форме или в форме электронного документа запросов о предоставлении письменных ответов - в порядке, установленном Федеральным законом N 59-ФЗ, по любым вопросам, связанным с соблюдением обязательных требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществлением регионального государственного экологического надзора.
Время консультирования по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме одного контролируемого лица (его представителя) не может превышать 15 минут.
3.5.2. По итогам консультирования информация в письменной форме предоставляется контролируемым лицам и их представителям в случаях и по вопросам, которые предусмотрены в абзаце седьмом пункта 3.5.1 настоящего Положения, а также в случаях, когда:
за время устного консультирования предоставить ответ на поставленные вопросы невозможно;
ответ на поставленные вопросы требует дополнительного запроса сведений.
3.5.3 В случае поступления трех или более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей, имеющих значение для неопределенного круга контролируемых лиц, Комитет подготавливает письменное разъяснение, которое подписывается уполномоченным должностным лицом Комитета и размещается на странице Комитета на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга.
3.6. Обязательные профилактические визиты
3.6.1. Обязательные профилактические визиты проводятся должностными лицами Комитета на основании программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или поручений уполномоченных должностных лиц Комитета.
Обязательный профилактический визит должен быть проведен в течение одного года со дня;
начала осуществления контролируемым лицом деятельности, которая или результаты которой являются объектами регионального государственного экологического надзора, и после постановки на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с положениями статьи 69.2 Федерального закона N 7-ФЗ;
отнесения соответствующего объекта регионального государственного экологического надзора к категории высокого или значительного риска.
В дальнейшем обязательные профилактические визиты в отношении объектов регионального государственного экологического надзора, отнесенных к категории высокого или значительного риска, проводятся с периодичностью один раз в пять лет.
3.6.2. Комитет предлагает проведение обязательных профилактических визитов соответствующим контролируемым лицам в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков (периодичности) проведения обязательных профилактических визитов.
3.6.3. В целях обеспечения проведения обязательных профилактических визитов контролируемым лицам направляются уведомления о проведении обязательных профилактических визитов.
В уведомлении указываются;
полное наименование организации - контролируемого лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) гражданина - контролируемого лица;
наименование Комитета и осуществляемый им вид государственного контроля;
цель проведения обязательного профилактического визита;
наименование должности, фамилия и инициалы инспектора, которому поручается проведение обязательного профилактического визита;
предлагаемая дата и время проведения обязательного профилактического визита;
форма проведения обязательного профилактического визита (профилактическая беседа или использование видео-конференц-связи);
разъяснение права отказаться от проведения обязательного профилактического визита.
Уведомления о проведении обязательных профилактических визитов подписываются заместителем председателя Комитета, председателем Комитета.
3.6.4. Обязательный профилактический визит проводится в течение одного рабочего дня в присутствии контролируемого лица либо его представителя.
Если в день проведения обязательного профилактического визита, проводимого в форме профилактической беседы, контролируемое лицо и его представители отсутствуют по месту проведения профилактического визита, обязательный профилактический визит переносится на иную дату.
Если проведение обязательного профилактического визита, проводимого путем использования видео-конференц-связи, в установленный день оказалось невозможным по техническим или иным причинам, обязательный профилактический визит переносится на иную дату.
При переносе обязательного профилактического визита контролируемому лицу направляются повторные уведомления.
3.6.5. По результатам обязательного профилактического визита инспектором, его проводившим, составляется и подписывается отчет, содержащий следующие сведения:
дату, время, форму проведения обязательного профилактического визита;
полное наименование организации - контролируемого лица, фамилию, имя и отчество (при наличии) гражданина - контролируемого лица, в отношении которых проведен обязательный профилактический визит;
фамилию, имя и отчество (при наличии) представителя контролируемого лица, присутствовавшего при проведении обязательного профилактического визита;
наименование должности, фамилия и инициалы инспектора, проводившего обязательный профилактический визит;
рекомендованные контролируемому лицу способы снижения категории риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (если такие способы были рекомендованы);
сведения, необходимые для отнесения объектов государственного контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (при их сборе инспектором).
3.6.6. В один отчет о проведении обязательных профилактических визитов могут включаться сведения о проведении нескольких обязательных профилактических визитов.
Отчет о проведении обязательных профилактических визитов составляется в течение 10 рабочих дней со дня проведения обязательного профилактического визита.
4. Контрольные (надзорные) мероприятия, проводимые при осуществлении регионального государственного экологического надзора
4.1. При осуществлении регионального государственного экологического надзора проводятся следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий, предусматривающие взаимодействие с контролируемыми лицами:
инспекционный визит;
рейдовый осмотр;
документарная проверка;
выездная проверка.
4.2. При осуществлении регионального государственного экологического надзора проводятся следующие виды плановых контрольных (надзорных) мероприятий:
инспекционный визит;
рейдовый осмотр;
документарная проверка;
выездная проверка.
4.3. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся со следующей периодичностью:
для объектов регионального государственного экологического надзора, отнесенных к категории высокого риска:
инспекционный визит - 1 раз в 3 года;
рейдовый осмотр - 1 раз в 3 года;
документарная проверка - 1 раз в 3 года;
выездная проверка - 1 раз в 3 года.
Для объектов регионального государственного экологического надзора, отнесенных к категории значительного риска:
инспекционный визит - 1 раз в 4 года;
рейдовый осмотр - 1 раз в 4 года;
документарная проверка - 1 раз в 4 года;
выездная проверка - 1 раз в 4 года.
Для объектов регионального государственного экологического надзора, отнесенных к категории среднего риска:
инспекционный визит - 1 раз в 5 лет;
рейдовый осмотр - 1 раз в 5 лет;
документарная проверка - 1 раз в 5 лет;
выездная проверка - 1 раз в 5 лет.
Для объектов регионального государственного экологического надзора, отнесенных к категории умеренного риска:
инспекционный визит - 1 раз в 6 лет;
рейдовый осмотр - 1 раз в 6 лет;
документарная проверка - 1 раз в 6 лет;
выездная проверка - 1 раз в 6 лет.
Для объектов регионального государственного экологического надзора, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
4.4. При осуществлении регионального государственного экологического надзора проводятся следующие виды внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий:
инспекционный визит;
рейдовый осмотр;
документарная проверка;
выездная проверка.
4.5. В случаях, предусмотренных в пункте 1 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, проводятся:
инспекционный визит;
рейдовый осмотр;
документарная проверка;
выездная проверка.
Виды внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых по основаниям, предусмотренным в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, определяются поручением Президента Российской Федерации, поручением Правительства Российской Федерации, требованием прокурора. Если эти виды не определены поручением Президента Российской Федерации или поручением Правительства Российской Федерации, проводятся:
инспекционный визит;
рейдовый осмотр;
документарная проверка;
выездная проверка.
В случаях, предусмотренных в пункте 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, проводятся:
инспекционный визит, если проводится оценка исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выданного по итогам инспекционного визита, рейдового осмотра, документарной или выездной проверки;
документарная проверка, если проводится оценка исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выданного по итогам документарной проверки, инспекционного визита или рейдового осмотра;
выездная проверка, если проводится оценка исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выданного по итогам выездной проверки.
4.6. Содержание внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий определяется:
в случаях, предусмотренных в пункте 1 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ: содержанием обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации и иных источников, содержанием сведений об отклонении объекта государственного контроля от параметров, утвержденных индикаторами риска нарушения обязательных требований, или о соответствии таким параметрам;
в случаях, предусмотренных в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, содержанием поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации, требования прокурора;
в случаях, предусмотренных в пункте 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, содержанием предписания контрольного (надзорного) органа об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
5. Контрольные (надзорные) действия
5.1. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
инструментальное обследование;
истребования документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), либо объекта государственного контроля.
5.2. В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
досмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование;
испытание;
экспертиза.
5.3. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
истребование документов;
экспертиза.
5.4. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
досмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование;
испытание;
экспертиза.
5.5. В ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование (с применением видеозаписи);
испытание;
экспертиза.
6. Требования к отдельным контрольным (надзорным) мероприятиям и контрольным (надзорным) действиям
6.1. Сроки проведения выездных проверок не могут превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
6.2. Документарная проверка, предметом которой являются сведения, составляющие государственную тайну и находящиеся по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), проводится в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне".
6.3. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в Комитет информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в следующих случаях:
временная нетрудоспособность;
нахождение в служебной командировке или отпуске в ином населенном пункте;
административный арест;
избрание меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении или запрета определенных действий, препятствующих присутствию при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, а также в виде заключения под стражу или домашнего ареста;
смерть близких родственников, подтвержденная документально.
В указанных случаях Комитет принимает решение об отмене прежнего решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия и о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в иной срок с учетом необходимости устранения обстоятельств, послуживших поводом для указанного в настоящем пункте обращения индивидуального предпринимателя, гражданина.
6.4. При проведении инспекционного визита, рейдового осмотра, документарной проверки, выездной проверки для фиксации доказательств нарушений обязательных требований инспекторами могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, данные, получаемые с государственных космических аппаратов дистанционного зондирования Земли в соответствии с положениями Закона Российской Федерации "О космической деятельности".
Фотосъемка, аудио- и видеозапись, данные, получаемые с государственных космических аппаратов дистанционного зондирования Земли, не допускаются в отношении носителей сведений, отнесенных к государственной тайне.
Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств нарушений обязательных требований, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований.
Информация о типах и марках технических средств, использованных при фотосъемке, аудио- и видеозаписи, указывается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
Порядок фотосъемки, аудио- и видеозаписи устанавливается в разделе 8 настоящего Положения.
Данные, получаемые с государственных космических аппаратов дистанционного зондирования Земли, предоставляются Комитету по его запросам Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос".
6.5. Досмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи. Досмотр в отсутствие контролируемого лица или его представителя может осуществляться в случаях наличия сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) жизни или здоровью граждан.
Досмотр не может проводиться в отношении жилого помещения.
6.6. При осуществлении экспертизы образцы, направляемые на исследование, отбираются, удостоверяются и представляются на экспертизу экспертом, экспертной организацией, которым поручено осуществление экспертизы.
При невозможности транспортировки образца исследования к месту работы эксперта Комитет обеспечивает ему беспрепятственный доступ к образцу и необходимые условия для исследования в следующих случаях:
образец исследования является носителем сведений, составляющих государственную тайну;
образец исследования является крупногабаритным.
6.7. Если по результатам контрольного (надзорного) мероприятия выданное предписание об устранении нарушений обязательных требований исполнено контролируемым лицом надлежащим образом, меры по привлечению контролируемого лица к административной ответственности Комитетом не принимаются в случае отсутствия в Комитете информации о причинении контролируемым лицом вследствие нарушения им обязательных требований вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
7. Досудебное обжалование решений Комитета и действий (бездействия) его должностных лиц
7.1. Контролируемые лица, в отношении которых приняты решения Комитета или совершены действия (бездействие) должностными лицами Комитета, указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона N 248-ФЗ, имеют право на досудебное обжалование указанных решений Комитета и (или) действий (бездействия) его должностных лиц в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ.
7.2. Жалоба подается в Комитет в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и (или) портала "Государственные и муниципальные услуги (функции) в Санкт-Петербурге", за исключением случаев, указанных в пункте 7.3 настоящего Положения.
7.3. Подача в Комитет жалобы, связанной со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну, осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне на бумажном носителе непосредственно или почтовым отправлением.
7.4. Жалобы рассматриваются:
на акты контрольных (надзорных) мероприятий и предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, подписанные должностными лицами Комитета - председателем Комитета;
на решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, на решения по жалобам на акты контрольных (надзорных) мероприятий и предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований - председателем Комитета;
на действия (бездействие) должностных лиц Комитета - председателем Комитета;
на действия (бездействие) заместителя председателя Комитета - председателем Комитета.
7.5. Жалоба подлежит рассмотрению Комитетом в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации. Этот срок может быть продлен Комитетом в следующих исключительных случаях:
при необходимости получения относящихся к предмету жалобы дополнительных документов, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций;
при необходимости изучения материалов жалобы, требующих значительных временных затрат;
при проведении в отношении инспектора, решения, акты, предписания, действия (бездействие) которого обжалуются, служебной проверки по фактам, изложенным в жалобе;
при отсутствии инспектора, решения, акты, предписания, действия (бездействие) которого обжалуются, по уважительной причине (временная нетрудоспособность, отпуск, служебная командировка);
в случае функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.
7.6. Рассмотрение жалоб, связанных со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну, осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне или иного законодательства, регулирующего защиту соответствующих сведений.
8. Порядок фотосъемки, аудио- и видеозаписи при осуществлении регионального государственного экологического надзора
8.1. Для фиксации должностными лицами, уполномоченными на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств соблюдения (нарушения) обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, проводимые должностными лицами, уполномоченными на проведение контрольного (надзорного) мероприятия.
8.2. Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается должностным лицом, уполномоченным на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, самостоятельно.
8.3. Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи.
8.4. Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.
8.5. Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем двумя фотоснимками.
8.6. По итогам фотосъемки составляется фототаблица. Фототаблица составляется на белых листах бумаги формата А4 строго на 1 стороне листа. На одном листе фототаблицы не может быть более двух фотоснимков.
8.6.1. На титульном листе фототаблицы указывается:
фамилия, имя отчество (при наличии) инспектора, иного участвующего в контрольном (надзорном) мероприятии лица, проводившего фотосъемку;
по какому контрольному (надзорному) мероприятию проводилась фотосъемка, включая его учетный номер в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий;
при осуществлении какого контрольного (надзорного) мероприятия проводилась фотосъемка.
8.6.2. Фотоснимки в фототаблице располагаются по принципу "от общего к частному". Фотоснимки нумеруются. В начале фототаблицы указываются условия фотосъемки (освещенность, климатические условия, наличие/отсутствие осадков).
8.6.3. Под каждым фотоснимком делаются пояснительные надписи:
что изображено на снимке;
указывается направление, по которому производилась фотосъемка.
8.6.4. Фототаблица подписывается должностным лицом Комитета, проводившего фотосъемку, в том числе на каждом листе фототаблицы.
8.7. Точки и направления фотографирования обозначаются на схеме объекта, в отношении которого проводится контрольное (надзорное) мероприятие. Схема объекта прилагается к фототаблице.
8.8. Структура видеозаписи:
вводная часть;
содержательная часть;
заключительная часть (записывается после просмотра видеозаписи ее участниками).
8.8.1. В вводной части:
изображается должностное лицо Комитета крупным планом, который называет свою фамилию, имя, отчество (при наличии).
Должностное лицо Комитета сообщает в какую дату, в какое время, в каком месте, какое осуществляется контрольное (надзорное) мероприятие (действие), в отношении какого контролируемого лица и какого контролируемого объекта;
в случае участия иных участников контрольного (надзорного) мероприятия (действия) должностное лицо Комитета называет их, при этом указанные лица показываются крупным планом;
фиксируется разъяснение прав и обязанностей участников контрольного (надзорного) мероприятия (действия).
8.8.2. В содержательной части:
фиксируется непосредственно обстановка, в которой проводится контрольное (надзорное) мероприятие (действие);
затем фиксируется ход и результаты контрольного (надзорного) мероприятия (действия) в той последовательности, в которой оно осуществлялось.
8.8.3. В заключительной части:
запись удостоверяется путем постановки вопроса каждому участнику контрольного (надзорного) мероприятия (действия) и получении от него ответа о правильности произведенной видеозаписи.
8.9. Аудиозапись осуществляется аналогично правилам, указанным в пунктах 8.8, 8.8.1 - 8.8.3 настоящего Положения.
8.10. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи, и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте, составляемом по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, и протоколе, составляемом по результатам контрольного (надзорного) действия, проводимого в рамках контрольного (надзорного) мероприятия.
8.11. Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия. Цифровые файлы, иные материальные носители информации, полученные в результате фотосъемки, аудио- и видеозаписи, хранятся у должностных лиц Комитета, в том числе на жестких дисках персональных компьютеров, используемых в служебных целях.
8.12. Использование фотосъемки, аудио- и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
Приложение
к Положению о региональном
государственном экологическом контроле
(надзоре) при осуществлении
хозяйственной и иной деятельности,
за исключением деятельности
с использованием объектов, подлежащих
федеральному государственному
экологическому надзору на территории
Санкт-Петербурга
Критерии
отнесения объектов регионального государственного экологического контроля (надзора) при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору на территории Санкт-Петербурга, к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
1. Объекты контроля, используемые гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относятся к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору на территории Санкт-Петербурга (далее - региональный государственный экологический надзор), в соответствии со следующими критериями:
к категории высокого риска относятся объекты регионального государственного экологического надзора, подлежащие отнесению в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящих Критериев к категории значительного риска при наличии условий, установленных в пункте 3 настоящих Критериев;
к категории значительного риска относятся объекты регионального государственного экологического надзора, подлежащие отнесению в соответствии с пунктом 1 настоящих Критериев к категории среднего риска при наличии условий, установленных в пункте 2 настоящих Критериев, а также объекты регионального государственного экологического надзора, подлежащие отнесению в соответствии с пунктом 2 настоящих Критериев к категории среднего риска при наличии условий, установленных в пункте 3 настоящих Критериев;
к категории среднего риска относятся объекты регионального государственного экологического надзора, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, объекты II категории в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" (далее - Критерии N 2398);
к категории умеренного риска относятся объекты регионального государственного экологического надзора, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, объекты III категории, в соответствии с Критериями N 2398;
к категории низкого риска относятся объекты регионального государственного экологического надзора, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду, объекты IV категории, в соответствии с Критериями N 2398.
2. Объекты регионального государственного экологического надзора, подлежащие отнесению в соответствии с пунктом 1 настоящих Критериев к категориям среднего, умеренного, низкого риска, подлежат отнесению соответственно к категориям значительного, среднего, умеренного риска в случае, если объект регионального государственного экологического надзора размещается:
в границах особо охраняемой природной территории регионального значения;
в водоохранных зонах водных объектов или их частей.
3. Объекты регионального государственного экологического надзора, подлежащие отнесению в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящих Критериев к категориям значительного, среднего, умеренного, низкого риска, подлежат отнесению соответственно к категориям высокого, значительного, среднего, умеренного риска при наличии вступивших в законную силу в течение трех лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта регионального государственного экологического надзора к категории риска:
постановления о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного в статьях 7.6, 8.2, 8.2.2, 8.2.3, 8.5, части 2 статьи 8.6, части 4 статьи 8.7, частях 1, 2 и 4 статьи 8.13, части 1 статьи 8.14, статье 8.21, статье 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьях 28 и 11_1 Закона Санкт-Петербурга от 12.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге";
обвинительного приговора, предусматривающего признание должностного лица юридического лица либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность с использованием объектов контроля, виновным в совершении преступления, предусмотренного в статьях 246 - 248, 250 - 253, 259 Уголовного кодекса Российской Федерации.
4. Объекты регионального государственного экологического надзора, подлежащие отнесению в соответствии с абзацем вторым пункта 3 настоящих Критериев к категориям высокого, значительного, среднего, умеренного риска, подлежат отнесению соответственно к категориям значительного, среднего, умеренного, низкого риска после устранения в установленный срок выявленного нарушения обязательных требований, подтвержденного исполнением решения Комитета, принятого в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ, в полном объеме.
5. Объекты регионального государственного экологического надзора, подлежащие отнесению в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящих Критериев к категориям высокого, значительного, среднего, умеренного риска, подлежат отнесению соответственно к категориям значительного, среднего, умеренного, низкого риска при отсутствии в течение трех лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта регионального государственного экологического надзора к категории риска, вступивших в законную силу решений, предусмотренных в пункте 3 настоящих Критериев, и одновременном соблюдении установленных законодательством в области охраны окружающей среды обязательных требований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30 сентября 2021 г. N 741 "О региональном государственном экологическом контроле (надзоре) при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору на территории Санкт-Петербурга"
Вступает в силу с 1 января 2022 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга (http://www.gov.spb.ru/norm_baza/npa) 30 сентября 2021 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://publication.pravo.gov.ru) 30 сентября 2021 г. N 7800202109300008
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 7 ноября 2023 г. N 1173
Изменения вступают в силу с 8 ноября 2023 г.
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30 ноября 2022 г. N 1091
Изменения вступают в силу с 30 ноября 2022 г.
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 6 июня 2022 г. N 483
Изменения вступают в силу с 6 июня 2022 г.
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28 февраля 2022 г. N 155
Изменения вступают в силу с 28 февраля 2022 г.