Постановление Администрации Курской области
от 30 сентября 2021 г. N 1030-па
"Об утверждении Положения о региональном государственном экологическом контроле (надзоре)"
В соответствии с федеральными законами от 10 января 2002 года N°7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Администрация Курской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональном государственном экологическом контроле (надзоре).
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 года.
И.о. Губернатора Курской области |
С.И. Стародубцев |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Администрации
Курской области
от 30.09.2021 N 1030-па
Положение
о региональном государственном экологическом контроле (надзоре)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора) (далее - Положение).
1.2. Предметом регионального государственного экологического контроля (надзора) является соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Курской области (далее - обязательные требования), в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору).
1.3. Региональный государственный экологический контроль (надзор) на территории Курской области осуществляется комитетом природных ресурсов Курской области (далее - Комитет).
1.4. Должностными лицами Комитета, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, согласно части 4 статьи 45 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) являются председатель Комитета, первый заместитель председателя Комитета, заместитель председателя Комитета.
1.5. Должностными лицами Комитета, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора), являются:
1) председатель Комитета;
2) первый заместитель председателя Комитета;
3) заместитель председателя Комитета;
4) должностные лица Комитета, в должностные обязанности которых в соответствии с должностными регламентами входит осуществление полномочий по региональному государственному экологическому контролю (надзору), которые являются государственными инспекторами в области охраны окружающей среды (далее - инспектор Комитета).
1.6. Инспектор Комитета, при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий имеет право:
1) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и в соответствии с полномочиями, установленными решением Комитета о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, посещать (осматривать) производственные объекты, если иное не предусмотрено федеральными законами;
2) знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения обязательных требований, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
3) требовать от контролируемых лиц, в том числе руководителей и других работников контролируемых организаций, представления письменных объяснений по фактам нарушений обязательных требований, выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также предоставления документов для копирования, фото- и видеосъемки;
4) знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия;
5) составлять акты по фактам не предоставления или несвоевременного предоставления контролируемым лицом документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, невозможности провести опрос должностных лиц и (или) работников контролируемого лица, ограничения доступа в помещения, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия;
6) выдавать контролируемым лицам рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений обязательных требований, принимать решения об устранении контролируемыми лицами выявленных нарушений обязательных требований и о восстановлении нарушенного положения;
7) обращаться в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" за содействием к органам полиции в случаях, если инспектору оказывается противодействие или угрожает опасность;
8) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел;
9) предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований, а также предъявлять в установленном порядке требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды;
10) совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом N 248-ФЗ и настоящим Положением.
1.7. При исполнении полномочий инспектор Комитета не вправе:
1) оценивать соблюдение обязательных требований, если оценка соблюдения таких требований не относится к полномочиям Комитета;
2) проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия, не предусмотренные решением Комитета;
3) проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия в случае отсутствия при проведении указанных мероприятий (действий) контролируемого лица, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) действий, не требующих взаимодействия с контролируемым лицом, а также за исключением случаев, если оценка соблюдения обязательных требований без присутствия контролируемого лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия может быть проведена, а контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
4) отбирать пробы (образцы) продукции (товаров), материалов, веществ для проведения их исследований (испытаний) и измерений с нарушением установленных требований к их отбору, в том числе в количестве, превышающем нормы, установленные документами по стандартизации, правилами отбора проб (образцов) и методами их исследований (испытаний) и измерений, техническими регламентами или иными нормативными техническими документами, правилами, методами исследований (испытаний) и измерений;
5) требовать предоставления документов, информации, проб (образцов) продукции (товаров), материалов, веществ, если они не относятся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия, а также изымать оригиналы таких документов;
6) требовать от контролируемого лица предоставления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, ранее предоставленные контролируемым лицом или имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций;
7) распространять информацию и сведения, полученные в результате осуществления государственного контроля (надзора) и составляющие государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
8) требовать от контролируемого лица предоставления документов, информации ранее даты начала проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
9) осуществлять выдачу контролируемым лицам предписаний или предложений о проведении за их счет контрольных (надзорных) мероприятий и совершении контрольных (надзорных) действий;
10) превышать установленные сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
11) препятствовать осуществлению контролируемым лицом, присутствующим при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, фотосъемки, аудио- и видеозаписи, если совершение указанных действий не запрещено федеральными законами и если эти действия не создают препятствий для проведения указанных мероприятий.
1.8. Объектами регионального государственного экологического контроля (надзора) (далее - объекты контроля) являются:
1.8.1. Деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования в области охраны окружающей среды, предусмотренные пунктом 1.2 настоящего Положения, а также при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, указанных в подпунктах 1.7.2, 1.7.3 настоящего Положения;
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. В настоящем Положении не содержатся подпункты 1.7.2, 1.7.3
1.8.2. Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, не подлежащие федеральному государственному экологическому контролю (надзору);
1.8.3. Поверхностные водные объекты и территории их водоохранных зон и прибрежных защитных полос, полностью расположенные в пределах территории Курской области и не относящиеся к объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю (надзору) в области использования и охраны водных объектов.
1.9. При осуществлении контролируемым лицом хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому контролю (надзору), в отношении всех таких объектов и таких юридических лиц или индивидуальных предпринимателей осуществляется федеральный государственный экологический контроль (надзор).
1.10. Комитетом, в целях учета объектов контроля ведется учет объектов контроля посредством ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. При сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах контроля для целей их учета используется информация, представляемая в Комитет в соответствии с нормативными правовыми актами, информация,
получаемая в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступная информация.
2. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора)
2.1. При осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) применяется система оценки управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
2.2. Комитет при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) относит объекты контроля к следующим категориям риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
1) средний риск;
2) умеренный риск;
3) низкий риск.
2.2.1. Категория риска присваивается объектам II, III и IV категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с критериями риска, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2017 г. N 1410 "О критериях отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора и об особенностях осуществления указанного надзора".
2.2.2. При определении критериев риска оценка тяжести причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям проводится на основе сведений о степени тяжести фактического причинения вреда (ущерба) в подобных случаях, потенциальном масштабе распространения вероятных негативных последствий, влекущих причинение вреда (ущерба), с учетом сложности преодоления таких последствий. Оценка вероятности наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, проводится с учетом предшествующих данных о фактическом причинении вреда (ущерба) вследствие наступления событий, вызванных определенными источниками и причинами риска причинения вреда (ущерба), по различным видам объектов контроля с выделением видов объектов контроля, характеризующихся схожей или различной частотой случаев фактического причинения вреда (ущерба).
2.3. В отношении объектов контроля, которые относятся к категории среднего риска, Комитетом проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия один раз в 4 года.
2.4. В отношении объектов контроля, которые относятся к категории умеренного риска, Комитетом проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия один раз в 5 лет.
2.5. В отношении объектов контроля, которые относятся к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
3. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
3.1. Профилактические мероприятия проводятся Комитетом в соответствии с программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, которая ежегодно утверждается не позднее двадцатого декабря предшествующего года и размещается на официальном сайте Комитета в сети "Интернет" в течение пяти дней со дня ее утверждения.
3.2. Комитет проводит следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
3.3. Информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется Комитетом посредством размещения и поддержания в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети "Интернет":
1) текстов нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора);
2) сведений об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора), о сроках и порядке их вступления в силу;
3) перечня нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
4) утвержденных проверочных листов в формате, допускающем их использование для самообследования;
5) руководств по соблюдению обязательных требований, разработанных и утвержденных в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";
6) перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядка отнесения объектов контроля к категориям риска;
7) перечня объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
8) программы профилактики рисков причинения вреда и плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий;
9) исчерпывающего перечня сведений, которые могут запрашиваться Комитетом у контролируемого лица;
10) сведений о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
11) сведений о порядке досудебного обжалования решений Комитета, действий (бездействия) его должностных лиц;
12) докладов, содержащих результаты обобщения правоприменительной практики Комитета;
13) докладов о государственном контроле (надзоре);
14) иных сведений, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Курской области и (или) программами профилактики рисков причинения вреда.
3.4. Обобщение правоприменительной практики осуществляется Комитетом один раз в год, путем подготовки доклада, содержащего результаты правоприменительной практики осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора) (далее - доклад о правоприменительной практике), результаты которого утверждаются и размещаются в срок до 1 июля года, следующего за отчетным годом, на официальном сайте Комитета в сети "Интернет".
Результаты обобщения правоприменительной практики включаются в ежегодный доклад Комитета о состоянии государственного контроля (надзора).
3.5. Должностное лицо Комитета, указанное в пункте 1.4 настоящего Положения, объявляет предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) контролируемому лицу в случае наличия у Комитета сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
3.5.1. Объявленное предостережение направляется контролируемому лицу и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.
3.5.2. Контролируемое лицо вправе после получения предостережения в течение тридцати дней подать в Комитет возражение в отношении указанного предостережения, содержащее сведения:
1) наименование Комитета;
2) наименование юридического лица, фамилию, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя или гражданина, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии), почтовый адрес для направления Комитетом сведений о результатах рассмотрения возражения;
3) дата и номер предостережения, на которое направляется возражение;
4) наименование, адрес деятельности и (или) адрес места регистрации контролируемого лица;
5) контактные данные, включая почтовый адрес и адрес электронной почты для направления Комитетом сведений о результатах рассмотрения возражения;
6) мотивированные возражения в отношении указанных в предостережении сведений;
7) дата, личная подпись и печать (при наличии);
8) документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего возражение (заверенная копия);
9) иные сведения, которые, по мнению контролируемого лица, содержат обосновывающие возражение сведения (заверенную копию).
3.5.3. Отсутствие сведений, указанных в подпунктах 3, 7, 8 пункта 3.5.2 Положения, является основанием для оставления возражений контролируемого лица на объявленное Комитетом предостережение без рассмотрения.
3.5.4. Комитет рассматривает поступившее возражение контролируемого лица на предостережение в течение пятнадцати рабочих дней со дня его регистрации в Комитете.
По результатам рассмотрения возражения на предостережение Комитет принимает одно из следующих решений:
1) об отмене объявленного предостережения;
2) об отказе в удовлетворении возражения с указанием причины отказа.
3.5.5. Комитет направляет контролируемому лицу решение о результатах рассмотрения возражения на предостережение не позднее двадцати рабочих дней со дня его регистрации в Комитете.
3.5.6. Повторное направление контролируемым лицом возражения на предостережение по тем же основаниям не допускается.
3.5.7. Комитет ведет учет выданных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
3.6. Консультирование по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляется Комитетом без взимания платы и проводится по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме, либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
3.6.1. Консультирование осуществляется в устной форме.
По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется. Контролируемое лицо вправе направить запрос о предоставлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В случае поступления в Комитет запроса, информация направляется контролируемым лицам и их представителям в письменном виде.
3.6.2. Консультирование проводится по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального государственного экологического надзора на территории Курской области:
1) порядка проведения профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий;
2) порядка и периодичности проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
3) порядка принятия решений по итогам профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий;
4) порядка обжалования решений Комитета по результатам профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий.
В ходе консультирования Комитетом не предоставляется информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц Комитета, иных участников контрольного (надзорного) мероприятия, а также результаты проведенных в рамках контрольного (надзорного) мероприятия экспертизы, испытаний.
3.6.3. Письменное консультирование осуществляется по вопросам, указанным в пункте 3.6.2 настоящего Положения.
3.6.4. Консультирование проводится специалистами Комитета в рабочее время.
3.6.5. Комитет осуществляет учет консультирований.
3.6.6. При консультировании инспектор Комитета обязан соблюдать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.7. Профилактический визит проводится Комитетом в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
3.7.1. План профилактических визитов составляется ежегодно до 30 апреля и утверждается приказом председателя Комитета. При получении информации о деятельности контролируемых лиц, не включенных в План профилактических визитов, допускается внесение изменений в действующий План профилактических визитов путем издания соответствующего приказа о внесении изменений в План профилактических визитов.
3.7.2. Проведение обязательных профилактических визитов предусматривается в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в определенной сфере.
3.7.3. Профилактический визит проводится на основании решения Комитета о проведении профилактического визита.
3.7.4. О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо уведомляется Комитетом не позднее, чем за пять рабочих дней до даты его проведения.
3.7.5. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив Комитет не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.
3.7.6. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется инспектором Комитета об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля (надзора), их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий исходя из его отнесения к соответствующей категории риска. Также в ходе профилактического визита инспектором может осуществляться консультирование контролируемого лица в порядке, установленном настоящим Положением.
3.7.7. Длительность профилактического визита не должна превышать восьми часов в течение одного рабочего дня.
3.7.8. По факту проведения профилактического визита составляется акт проведения профилактического визита (далее - акт), по форме, утверждаемой приказом председателя Комитета и содержащий следующие сведения:
дата, время и место составления акта;
наименование контролируемого лица;
реквизиты приказа, на основании которого проводится профилактический визит;
сведения о результатах проведения профилактического визита;
сведения об инспекторе Комитета, составившем акт и о лицах, присутствовавших при проведении профилактического визита;
подпись инспектора Комитета, проводившего профилактический визит.
3.7.9. Выявленные в ходе профилактического визита нарушения обязательных требований не являются основанием для выдачи предписания об устранении выявленных нарушений. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
3.7.10. В случае, если при проведении профилактического визита инспектором Комитета будет установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом должностному лицу Комитета, указанному в пункте 1.4 настоящего Положения для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
4. Осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора)
4.1. В рамках регионального государственного экологического контроля (надзора) проводятся контрольные (надзорные) мероприятия, проводимые при взаимодействии с контролируемым лицом. Указанные мероприятия осуществляются на основании принятого решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия и включают в себя:
а) инспекционный визит;
б) документарную проверку;
в) выездную проверку;
г) рейдовый осмотр.
4.2. Контрольные (надзорные) мероприятия, предусматривающие взаимодействие с контролируемым лицом, проводятся Комитетом на плановой и внеплановой основе.
4.3. При проведении Комитетом контрольных (надзорных) мероприятий применяются проверочные листы, утверждаемые Комитетом.
4.4. В ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий для фиксации инспектором Комитета и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушений обязательных требований используются фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств, в случае проведения всех контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 4.1 настоящего Положения.
4.5. Фотосъемка, аудио- и видеозапись осуществляются инспектором Комитета и лицами, привлекаемыми Комитетом к совершению контрольных (надзорных) мероприятий, с использованием соответствующего оборудования, о чем делается запись в документах, оформляемых по результатам контрольного (надзорного) мероприятия. Материалы, полученные в результате фотосъемки, аудио- и видеозаписи, прикладываются к документам, оформляемым по итогам контрольного (надзорного) мероприятия.
4.6. Фотосъемка, аудио- и видеозапись осуществляются непосредственно при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рабочее время инспектора Комитета и лиц, привлекаемых Комитетом к совершению контрольных (надзорных) мероприятий. Допускается использование одного или нескольких перечисленных способов фиксации.
4.7. Согласие контролируемого лица на использование инспектором Комитета и лицами, привлекаемыми Комитетом к совершению контрольных (надзорных) мероприятий фотосъемки, аудио- и видеозаписи при их проведении, не требуется.
4.8. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся в соответствии с положениями статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.9. Решение о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия принимается с учетом индикаторов риска нарушения обязательных требований, утвержденных Администрацией Курской области.
4.10. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся Комитетом на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.
4.11. План проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий формируется Комитетом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2428 "О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года".
4.12. Для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, Комитетом принимается решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, в котором указываются сведения, установленные частью 1 статьи 64 Федерального закона N 248-ФЗ, а также перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора).
4.13. Индивидуальный предприниматель, гражданин вправе представить в Комитет информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случаях:
а) заболевания, связанного с утратой трудоспособности (с приложением подтверждающих документов);
б) препятствия, возникшего в результате действия непреодолимой силы (с приложением подтверждающих документов, выданных компетентными органами государственной власти);
в) нахождения в отпуске в соответствующий период (для физических лиц) с приложением подтверждающих документов.
По результатам рассмотрения указанной информации проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится Комитетом на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения индивидуального предпринимателя, гражданина в Комитет.
4.14. Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника производственного объекта. Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать один рабочий день.
4.15. В ходе инспекционного визита инспектором Комитета могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля;
д) инструментальное обследование.
4.16. Инспекционный визит проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.17. Контролируемые лица обязаны обеспечить беспрепятственный доступ инспектору Комитета на объект контроля.
4.18. Внеплановый инспекционный визит может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3 - 5 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона 248-ФЗ.
4.19. Документарная проверка проводится инспектором Комитета в соответствии со статьей 72 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.20. Документарная проверка проводится по месту нахождения Комитета. Предметом документарной проверки являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемого лица, устанавливающих его организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении его деятельности и связанные с исполнением им обязательных требований и решений Комитета.
4.21. В ходе документарной проверки рассматриваются документы контролируемого лица, имеющиеся в распоряжении Комитета, результаты предыдущих контрольных (надзорных) мероприятий, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленного в отношении этого контролируемого лица регионального государственного экологического контроля (надзора).
4.22. В ходе документарной проверки инспектором Комитета могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) получение письменных объяснений;
б) истребование документов.
Сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены Комитетом от иных органов, у контролируемого лица не запрашиваются.
4.23. В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Комитета, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований, Комитет направляет в адрес контролируемого лица требование предоставить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. Контролируемое лицо обязано в течение десяти рабочих дней со дня получения данного требования направить в Комитет указанные в требовании документы.
4.24. В случае выявления Комитетом в ходе документарной проверки ошибок и (или) противоречий в предоставленных контролируемым лицом документах либо выявления несоответствия сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Комитета документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора), информация об ошибках, о противоречиях и несоответствии сведений направляется Комитетом контролируемому лицу с требованием предоставить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения. Контролируемое лицо, предоставляющее в Комитет пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в предоставленных документах либо относительно несоответствия сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Комитета документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора), вправе дополнительно предоставить в Комитет документы, подтверждающие достоверность ранее предоставленных документов.
4.25. Срок проведения документарной проверки не может превышать десять рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления Комитетом контролируемому лицу требования предоставить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента предоставления указанных в требовании документов в Комитет, а также период с момента направления контролируемому лицу информации Комитета о выявлении ошибок и (или) противоречий в предоставленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Комитета документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора), и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в Комитет.
4.26. Документарная проверка проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.27. Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
4.28. Выездная проверка проводится инспектором Комитета в соответствии со статьей 73 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.29. В ходе выездной проверки инспектором Комитета могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) досмотр;
3) опрос;
4) получение письменных объяснений;
5) истребование документов;
6) отбор проб (образцов);
7) инструментальное обследование;
8) испытание;
9) экспертиза.
4.30. Внеплановая выездная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с пунктами 3 - 5 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.31. Выездная проверка проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.32. Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия.
4.33. О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.34. Рейдовый осмотр проводится при наличии оснований и в соответствии пунктами 1 - 5 части 1 статьи 57, статьей 71 Федерального закона N 248-ФЗ.
Рейдовый осмотр может проводиться в форме совместного (межведомственного) контрольного (надзорного) мероприятия.
4.35. Рейдовый осмотр проводится в отношении любого числа контролируемых лиц, осуществляющих владение, пользование или управление производственным объектом.
4.36. В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) досмотр;
3) опрос;
4) получение письменных объяснений;
5) истребование документов;
6) отбор проб (образцов);
7) инструментальное обследование;
8) испытание;
9) экспертиза.
4.37. Срок проведения рейдового осмотра не может превышать десять рабочих дней. Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать один рабочий день.
4.38. При проведении рейдового осмотра инспектор Комитета вправе взаимодействовать с находящимися на производственных объектах лицами.
4.39. Контролируемые лица, которые владеют, пользуются или управляют производственными объектами, обязаны обеспечить в ходе рейдового осмотра беспрепятственный доступ инспектору Комитета к производственным объектам, указанным в решении о проведении рейдового осмотра, а также во все помещения (за исключением жилых помещений).
4.40. В случае, если в результате рейдового осмотра были выявлены нарушения обязательных требований, инспектором Комитета на месте проведения рейдового осмотра составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия в отношении каждого контролируемого лица, допустившего нарушение обязательных требований.
4.41. Рейдовый осмотр может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3 - 6 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.42. Контрольные (надзорные) действия, совершаемые инспектором Комитета в ходе контрольных (надзорных) мероприятий, проводятся инспектором Комитета в соответствии со статьями 76 - 84 Федерального закона N 248-ФЗ.
5. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
5.1. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт), к которому приобщаются заполненные при проведении контрольного (надзорного) мероприятия проверочные листы.
5.2. В случае, если по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, Комитетом выявлено нарушение обязательных требований, в акте указывается, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в акте указывается факт его устранения. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, приобщаются к акту.
5.3. Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия, если иной порядок оформления акта не установлен Правительством Российской Федерации.
5.4. Акт контрольного (надзорного) мероприятия, проведение которого было согласовано органами прокуратуры, направляется Комитетом в органы прокуратуры посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий непосредственно после его оформления.
5.5. Ознакомление контролируемого лица с результатом контрольного (надзорного) мероприятия, осуществляется в соответствии со статьей 88 Федерального закона N 248-ФЗ.
5.6. В случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте контрольного (надзорного) мероприятия, контролируемое лицо вправе направить жалобу в порядке, предусмотренном статьями 39 - 43 Федерального закона N 248-ФЗ и настоящим Положением.
5.7. В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия сведения об этом вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.
5.8. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений контролируемым лицом обязательных требований Комитет:
5.8.1. После оформления акта выдает контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
5.8.2. Незамедлительно принимает предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном запрете эксплуатации (использования) зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и иных подобных объектов и о доведении до сведения контролируемого лица любым доступным способом информации о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и способах ее предотвращения в случае, если при проведении контрольного (надзорного) мероприятия установлено, что деятельность контролируемого лица, владеющего и (или) пользующегося указанными объектами, представляет непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или что такой вред (ущерб) причинен.
5.8.3. При выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направляет соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принимает меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.
5.8.4. Принимает меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принимает меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством.
5.8.5. Рассматривает вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
6. Досудебный порядок подачи жалобы
6.1. Контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона N 248-ФЗ, вправе подать жалобу в досудебном порядке.
6.2. Жалоба подается в Комитет в электронном виде с использованием единого портала государственных услуг. При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы юридическим лицом она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
В случае, если в жалобе и прилагаемых документах содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, то жалоба подается в Комитет на бумажном носителе при этом заявителю необходимо предоставить документ, удостоверяющий личность гражданина, а для представителя гражданина или организации - документ, подтверждающий его полномочия.
6.3. Жалоба на решения Комитета, действия (бездействие) инспектора Комитета, рассматривается председателем Комитета, жалоба на действия (бездействие) заместителя председателя Комитета рассматривается председателем Комитета.
6.4. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были нарушены в рамках осуществления государственного контроля (надзора), имеют право на досудебное обжалование:
решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;
действий (бездействия) инспекторов Комитета, уполномоченных на проведение контрольных (надзорных) мероприятий.
6.5. Сроки подачи жалоб контролируемым лицом:
жалоба на решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, действия (бездействие) инспекторов Комитета может быть подана в течение тридцати календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав;
жалоба на предписание об устранении выявленных нарушений может быть подана в течение десяти рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.
6.6. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству контролируемого лица, подавшего жалобу, может быть восстановлен Комитетом.
6.7. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.
6.8. По поступившей жалобе в срок не позднее двух рабочих дней со дня ее регистрации Комитетом принимается решение:
о приостановлении исполнения обжалуемого решения Комитета в случае подачи совместно с жалобой ходатайства о приостановлении его исполнения;
об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения Комитета.
Информация о принятом решении в течение одного рабочего дня с момента его принятия направляется лицу, подавшему жалобу.
6.9. Жалоба подлежит рассмотрению Комитетом в течение двадцати рабочих дней со дня ее регистрации, за исключением случая принятия должностным лицом Комитета, указанным в пункте 6.3 настоящего Положения решения об отказе в рассмотрении жалобы по основаниям, предусмотренным статьей 42 Федерального закона N 248-ФЗ и настоящим Положением.
Указанный срок может быть продлен должностным лицом Комитета, указанным в пункте 6.3 настоящего Положения, но не более чем на 20 рабочих дней в следующих исключительных случаях:
а) проведение в отношении должностного лица Комитета, действия (бездействие) которого обжалуются, служебной проверки по фактам, указанным в жалобе;
б) отсутствие должностного лица Комитета, указанного в пункте 6.3 настоящего Положения, уполномоченного на рассмотрение жалобы по уважительной причине (временная нетрудоспособность, отпуск, командировка);
в) поступление большого объема информации и документов, требующих времени для изучения и исследования, предоставленных контролируемым лицом в Комитет.
6.10. Жалоба должна содержать:
наименование Комитета, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, решение и (или) действие (бездействие) которых обжалуются;
фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства (месте осуществления деятельности) гражданина, либо наименование организации заявителя, сведения о месте нахождения этой организации, либо реквизиты доверенности и фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, подающего жалобу по доверенности, желаемый способ осуществления взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней;
сведения об обжалуемом решении Комитета и (или) действии (бездействии) его должностного лица, которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица, подавшего жалобу;
основания и доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением Комитета и (или) действием (бездействием) должностного лица. Заявителем могут быть предоставлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии;
требования лица, подавшего жалобу;
учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которого подается жалоба, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
6.11. Комитет вправе запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. Дополнительная информация может быть направлена контролируемым лицом в течение пяти рабочих дней с момента направления запроса Комитетом.
Лицо, подавшее жалобу, до принятия итогового решения вправе по своему усмотрению представить дополнительные материалы, относящиеся к предмету жалобы.
6.12. По итогам рассмотрения жалобы Комитет выносит одно из следующих решений:
оставляет жалобу без удовлетворения;
отменяет решение полностью или частично;
отменяет решение полностью и принимает новое решение;
признает действия (бездействие) инспекторов Комитета незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
6.13. Решение Комитета по жалобе размещается в личном кабинете контролируемого лица на едином портале государственных услуг в срок, не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Курской области от 30 сентября 2021 г. N 1030-па "Об утверждении Положения о региональном государственном экологическом контроле (надзоре)"
Вступает в силу с 1 января 2022 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте Администрации Курской области (https://курск.рф/) 30 сентября 2021 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 4 октября 2021 г. N 4600202110040017, в газете "Курская правда" от 12 октября 2021 г. N 123
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Курской области от 20 февраля 2023 г. N 211-пп
Изменения вступают в силу с 21 февраля 2023 г.