4 марта, 18 августа 2022 г., 31 октября 2023 г., 17 июля 2024 г.
В соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Законом Московской области N 123/2021-ОЗ "О видах регионального государственного контроля (надзора) на территории Московской области" Правительство Московской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
1) Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на территории Московской области;
2) Перечень должностных лиц, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на территории Московской области.
2. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Министерством экологии и природопользования Московской области в пределах установленной Правительством Московской области предельной численности работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству экологии и природопользования Московской области на руководство и управление в сфере установленных функций.
3. Главному управлению по информационной политике Московской области обеспечить официальное опубликование настоящего постановления в газете "Ежедневные новости. Подмосковье", "Информационном вестнике Правительства Московской области", размещение (опубликование) на сайте Правительства Московской области в Интернет-портале Правительства Московской области и на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).
4. Настоящее постановление вступает в силу с 30 сентября 2021 года.
Первый Вице-губернатор |
И.Н. Габдрахманов |
Утверждено
постановлением Правительства
Московской области
от 21.09.2021 N 883/33
Положение
о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на территории Московской области
4 марта, 18 августа 2022 г., 31 октября 2023 г., 17 июля 2024 г.
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на территории Московской области (далее - государственный контроль (надзор).
Пункт 2 изменен с 18 июля 2024 г. - Постановление Правительства Московской области от 17 июля 2024 г. N 725-ПП
2. Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами на особо охраняемых природных территориях регионального значения и в границах их охранных зон обязательных требований, установленных Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, Законом Московской области N 96/2003-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и иными нормативными правовыми актами Московской области в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, касающихся:
режима особо охраняемой природной территории;
особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий;
режима охранных зон особо охраняемых природных территорий;
исполнения решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий;
соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, предоставляющими услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников на территории особо охраняемой природной территории, требований в части наличия соответствующей аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и (или) инструкторов-проводников при сопровождении ими туристов (экскурсантов), сопровождения туристов (экскурсантов) инструктором-проводником при посещении (прохождении) туристских маршрутов, требующих специального сопровождения, указанных в части первой статьи 19. 3 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
Пункт 3 изменен с 18 июля 2024 г. - Постановление Правительства Московской области от 17 июля 2024 г. N 725-ПП
3. Государственный контроль (надзор) осуществляется Министерством экологии и природопользования Московской области (далее - контрольный (надзорный) орган) в отношении юридических лиц, их руководителей и иных должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, их уполномоченных представителей, а также граждан, являющихся собственниками, владельцами и пользователями земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий областного значения, и их охранных зон, а также предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и (или) инструкторов-проводников на территории особо охраняемой природной территории областного значения, и их охранных зон (далее - контролируемые лица).
4. Перечень должностных лиц контрольного (надзорного) органа, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), определяется Правительством Московской области.
5. Должностные лица, уполномоченные на проведение конкретных контрольных (надзорных) мероприятий, определяются решением контрольного (надзорного) органа.
6. Права и обязанности должностного лица контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на осуществление регионального государственного надзора, установлены статьей 29 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
7. Должностное лицо, уполномоченное на осуществление государственного контроля (надзора) наряду с правами, установленными статьей 29 Федерального закона N 248-ФЗ, в пределах установленной компетенции имеет следующие права, предусмотренные пунктом 3 статьи 33 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях":
1) запрашивать в целях проверки у граждан, находящихся на особо охраняемых природных территориях и в границах охранных зон государственных природных заповедников и национальных парков, разрешение на право пребывания на указанных особо охраняемых природных территориях и в границах охранных зон указанных государственных природных заповедников и национальных парков;
2) производить в границах охраняемых природных территорий и их охранных зон досмотр транспортных средств, личных вещей граждан.
8. Должностное лицо, уполномоченное на осуществление государственного контроля (надзора), наряду с решениями, принимаемыми в процессе и по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий, установленными статьей 90 Федерального закона N 298-ФЗ, в пределах установленной компетенции имеет право:
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Вместо слов "Федерального закона N 298-ФЗ" следует читать "Федерального закона N 248-ФЗ"
1) изымать у граждан, нарушивших законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства и соответствующие документы;
2) направлять в соответствующие органы местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки по фактам размещения объекта капитального строительства на земельном участке в границах особо охраняемой природной территории, ее функциональной зоны или охранной зоны, режим особой охраны которых не допускает размещение объекта капитального строительства;
3) задерживать в границах особо охраняемых природных территорий и их охранных зон граждан, нарушивших законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, и доставлять указанных граждан в правоохранительные органы.
9. Объектами государственного контроля (надзора) являются особо охраняемые природные территории на территории Московской области и их охранные зоны, деятельность контролируемых лиц в границах особо охраняемых природных территорий на территории Московской области и (или) границах их охранных зон (далее - объекты контроля (надзора).
10. Ведение перечня контролируемых лиц и объектов контроля (надзора) при осуществлении государственного контроля (надзора) (далее - Перечень) осуществляется Управлением государственного экологического надзора контрольного (надзорного) органа.
11. Получение сведений о (об) контролируемых лицах и объектах контроля осуществляется из:
1) обращений граждан, государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, поступающих в контрольный (надзорный) орган;
2) сведений о контролируемых лицах, содержащихся в контрольном (надзорном) органе;
3) сведений об объектах контроля, содержащихся в контрольном (надзорном) органе.
12. При сборе, обработке, анализе и учете сведений о (об) контролируемых лицах и объектах контроля для целей их учета контрольный (надзорный) орган использует информацию, представляемую ему в соответствии с нормативными правовыми актами, информацию, получаемую в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступную информацию.
13. При осуществлении учета объектов контроля (надзора) на контролируемых лиц не может возлагаться обязанность по представлению сведений, документов, если иное не предусмотрено федеральными законами, а также если соответствующие сведения, документы содержатся в государственных или муниципальных информационных ресурсах.
14. Ведение Перечня осуществляется на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также в Единой государственной информационной системе обеспечения контрольно-надзорной деятельности (далее - ЕГИС ОКНД) и актуализируется по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
15. Порядок ведения Перечня устанавливается распоряжением руководителя контрольного (надзорного) органа.
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении вида контроля
16. При осуществлении государственного контроля (надзора) предусматриваются следующие категории риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
1) значительный риск;
2) средний риск;
3) умеренный риск;
4) низкий риск.
17. Объекты контроля (надзора) относятся к следующим категориям риска в рамках осуществления контроля (надзора):
к категории среднего риска - деятельность граждан и организаций в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения;
к категории умеренного риска - деятельность граждан и организаций в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Объект контроля (надзора).5 не отнесенный контрольным (надзорным) органом к определенной категории риска, считается отнесенным к категории низкого риска.
Объекты контроля (надзора), подлежащие отнесению к категориям среднего, умеренного, низкого риска, подлежат отнесению соответственно к категориям значительного, среднего, умеренного риска при наличии вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля (надзора) к категории риска:
1) постановления о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю, гражданам за совершение на особо охраняемых природных территориях, либо в их охранных зонах административного правонарушения, предусмотренного статьями, указанными в части 1 статьи 23.25 КоАП Российской Федерации, вынесенного должностными лицами контрольного (надзорного) органа или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами контрольного (надзорного) органа;
2) обвинительного приговора, предусматривающего признание должностного лица организации, индивидуального предпринимателя, гражданина виновным в совершении преступлений, предусмотренных статьями 250 - 252, 254 - 262 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Объекты контроля (надзора), подлежащие отнесению в соответствии с настоящим пунктом к категориям значительного, среднего, умеренного риска, подлежат отнесению соответственно к категориям среднего, умеренного, низкого риска при отсутствии в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта к категории риска, вступивших в законную силу решений, предусмотренных настоящим пунктом, и одновременном соблюдении требований законодательства в области охраны окружающей среды.
Пункт 18 изменен с 1 ноября 2023 г. - Постановление Правительства Московской области от 31 октября 2023 г. N 1008-ПП
18. Контрольные (надзорные) органы могут проводить следующие виды внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий:
1) инспекционный визит;
2) рейдовый осмотр;
3) документарная проверка;
4) выездная проверка.
Пункт 19 изменен с 1 ноября 2023 г. - Постановление Правительства Московской области от 31 октября 2023 г. N 1008-ПП
19. Государственный контроль (надзор) осуществляется без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
20. В целях устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также создания условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышения информированности о способах их соблюдения контрольный (надзорный) орган проводит следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
21. Профилактические мероприятия, предусмотренные подпунктами 4 и 5 пункта 20 настоящего Положения, проводятся только с согласия контролируемых лиц либо по их инициативе.
22. Контрольный (надзорный) орган осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.
23. Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц, Федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕПГУ), Государственной информационной системы Московской области "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области" (далее - РПГУ), ЕГИС ОКНД.
24. Контрольный (надзорный) орган размещает и поддерживает в актуальном состоянии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
1) тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора);
2) сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора), о сроках и порядке их вступления в силу;
3) перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля (надзора), а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
4) руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";
5) утвержденные проверочные листы;
6) перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля (надзора) к категориям риска;
7) утратил силу с 1 ноября 2023 г. - Постановление Правительства Московской области от 31 октября 2023 г. N 1008-ПП
Подпункт 8 изменен с 1 ноября 2023 г. - Постановление Правительства Московской области от 31 октября 2023 г. N 1008-ПП
8) программу профилактики рисков причинения вреда;
9) исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица;
10) сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
11) доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа;
12) доклады о государственном контроле (надзоре);
13) сведения о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц;
14) иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) программами профилактики рисков причинения вреда.
25. Контрольный (надзорный) орган ежегодно организует подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики за предыдущий календарный год (далее - доклад о правоприменительной практике).
26. Проект доклада о правоприменительной практике в срок до 10 февраля текущего года размещается на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для публичного обсуждения на срок не менее 10 рабочих дней.
27. Доклад о правоприменительной практике за предыдущий календарный год утверждается приказом руководителя контрольного (надзорного) органа и до 15 марта текущего года размещается на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
28. В случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
29. Решение об объявлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований принимает руководитель, заместитель руководителя контрольного (надзорного) органа или иное должностное лицо, уполномоченное приказом контрольного (надзорного) органа.
30. Информирование контролируемого лица об объявлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований осуществляется посредством размещения сведений об объявлении указанного предостережения в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а также посредством направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований электронной почтой по адресу, сведения о котором представлены контрольному (надзорному) органу контролируемым лицом либо сведения о котором были представлены при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя.
31. Направление контролируемому лицу предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и размещение информации о его объявлении в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется не позднее 10 рабочих дней со дня получения должностным лицом контрольного (надзорного) органа сведений, указанных в части 1 статьи 49 Федерального закона N 248-ФЗ.
32. По результатам рассмотрения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований контролируемым лицом в течение 10 рабочих дней со дня его получения может быть подано в контрольный (надзорный) орган, направивший предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, возражение.
33. В возражении на предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований указываются:
1) наименование контрольного (надзорного) органа, в который подается возражение;
2) информация о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе (наименование, организационно-правовая форма, адрес с почтовым индексом, телефон, факс, адрес электронной почты) либо данные представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя (если возражение подается представителем);
3) основной государственный регистрационный номер (ОГРН);
4) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
5) дата и номер предостережения;
6) обоснование несогласия с доводами, изложенными в предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований.
34. К возражению на предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований могут прикладываться документы, подтверждающие незаконность и необоснованность предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
35. Полномочия представителя контролируемого лица, направившего возражение на предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, должны быть подтверждены в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
Пункт 36 изменен с 20 августа 2022 г. - Постановление Правительства Московской области от 18 августа 2022 г. N 871/28
36. Возражение направляется контролируемым лицом в контрольный (надзорный) орган в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного действовать от имени контролируемого лица, через РПГУ.
Пункт 37 изменен с 20 августа 2022 г. - Постановление Правительства Московской области от 18 августа 2022 г. N 871/28
37. В течение 5 рабочих дней со дня получения возражения контрольный (надзорный) орган направляет контролируемому лицу ответ в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через РПГУ.
38. Консультирование контролируемого лица и его представителя проводится по телефону, посредством видеоконференцсвязи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия в виде профилактического визита, контрольных (надзорных) мероприятий в виде инспекционного визита, документарной или выездной проверки должностным лицом контрольного органа по обращению контролируемого лица или его представителя в течение 5 рабочих дней со дня поступления такого обращения в контрольный (надзорный) орган. Контрольный (надзорный) орган осуществляют учет консультирований.
39. О способе, месте и времени проведения консультирования контролируемое лицо или его представитель извещаются контрольным (надзорным) органом в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
40. Консультирование (в том числе в письменной форме) контролируемого лица и его представителя осуществляется по следующим вопросам:
1) об обязательных требованиях, предъявляемых к деятельности контролируемых лиц, соответствии объектов контроля (надзора) критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля (надзора), исходя из его отнесения к соответствующей категории риска;
2) об осуществлении государственного контроля (надзора);
3) об административной ответственности за нарушение обязательных требований.
41. По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется, за исключением случаев направления контролируемым лицом запроса в адрес контрольного (надзорного) органа о предоставлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
42. Консультирование по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляется посредством размещения на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет письменного разъяснения, подписанного заместителем руководителя контрольного (надзорного) органа, курирующим в соответствии с распределением обязанностей деятельность структурного подразделения центрального аппарата контрольно-надзорного органа, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного контроля (надзора), должностной инструкцией которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора).
43. Ответы на типовые вопросы в рамках консультирования контролируемых лиц за предыдущий календарный год направляются структурными подразделениями в контрольный (надзорный) орган для их последующего размещения на официальном сайте контрольного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не позднее 20 января текущего года.
44. Профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
45. Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности, в рамках которой должны соблюдаться обязательные требования, а также в отношении объектов контроля (надзора), отнесенных к категории значительного риска, проведение профилактического визита является обязательным.
Обязательный профилактический визит проводится в течение 1 рабочего дня. По ходатайству должностного лица, проводящего профилактический визит, руководитель (заместитель руководителя) контрольного (надзорного) органа могут продлить срок проведения профилактического визита на срок не более 3 рабочих дней.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.
46. Порядок проведения профилактического визита (обязательного профилактического визита) предусматривает проведение должностным лицом контрольного (надзорного) органа следующих действий:
1) уведомление контролируемого лица о проведении профилактического визита не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения;
2) уведомление контролируемого лица о форме проведения профилактического визита, который может проводиться по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо с использованием видео-конференц-связи;
3) проведение профилактического визита в виде профилактической беседы;
4) информирование контролируемого лица об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля (надзора), их соответствии критериям риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объектов контроля (надзора) в соответствии с присвоенной категорией риска.
47. Контрольный (надзорный) орган обязан предложить проведение профилактического визита контролируемым лицам, приступающим к осуществлению деятельности в границах особо охраняемой природной территории областного значения и (или) границах охранной зоны особо охраняемой природной территории областного значения, не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности.
48. В отношении объектов контроля (надзора), отнесенных к категории высокого, значительного риска, обязательный профилактический визит проводится не реже одного раза в год.
49. В случае если при проведении профилактических мероприятий установлено, что объекты контроля (надзора) представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо контрольного (надзорного) органа незамедлительно направляет информацию об этом руководителю (заместителю руководителя) контрольного (надзорного) органа для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
Раздел III дополнен пунктом 49.1 с 1 ноября 2023 г. - Постановление Правительства Московской области от 31 октября 2023 г. N 1008-ПП
49 1. Контролируемое лицо вправе обратиться в контрольный (надзорный) орган с заявлением о проведении в отношении его профилактического визита, которое рассматривается контрольным (надзорным) органом в порядке, установленном частями 11 - 13 статьи 52 Федерального закона N 248-ФЗ.
IV. Осуществление государственного контроля (надзора)
50. При осуществлении государственного контроля (надзора), взаимодействием контрольного (надзорного) органа, их должностных лиц с контролируемыми лицами являются встречи, телефонные и иные переговоры (непосредственное взаимодействие) между должностным лицом и контролируемым лицом или его представителем, запрос документов, иных материалов, присутствие инспектора в месте осуществления деятельности контролируемого лица (за исключением случаев присутствия должностного лица на общедоступных производственных объектах).
Пункт 51 изменен с 1 ноября 2023 г. - Постановление Правительства Московской области от 31 октября 2023 г. N 1008-ПП
51. Взаимодействие с контролируемым лицом на внеплановой основе осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
1) инспекционный визит;
2) рейдовый осмотр;
3) документарная проверка;
4) выездная проверка.
52. Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся контрольные (надзорные) мероприятия, предусмотренные частью 3 статьи 56 Федерального закона N 248-ФЗ (далее - контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия).
53. Оценка соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований контрольными (надзорными) органами не может проводиться иными способами, кроме как посредством контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, указанных в пунктах 51 и 52 настоящего Положения.
54. Основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением случаев, указанных в пункте 52 настоящего Положения, может быть:
1) наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля (надзора) параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля (надзора) от таких параметров;
2) утратил силу с 1 ноября 2023 г. - Постановление Правительства Московской области от 31 октября 2023 г. N 1008-ПП
3) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
4) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
5) истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований - в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Федерального закона N 248-ФЗ.
Пункт 55 изменен с 1 ноября 2023 г. - Постановление Правительства Московской области от 31 октября 2023 г. N 1008-ПП
55. Контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, могут проводиться на внеплановой основе только путем совершения должностным лицом контрольного (надзорного) органа и лицами, привлекаемыми к проведению контрольного (надзорного) мероприятия, следующих контрольных (надзорных) действий:
1) осмотр;
2) досмотр;
3) опрос;
4) получение письменных объяснений;
5) истребование документов;
6) отбор проб (образцов);
7) инструментальное обследование;
8) экспертиза.
56. Контрольные (надзорные) мероприятия подлежат проведению с учетом внутренних правил и (или) установлений контролируемых лиц, режима работы объекта контроля (надзора), если они не создают непреодолимого препятствия по проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
57. Индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, а также граждане, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в контрольный (надзорный) орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае назначения административного наказания контролируемому лицу в виде административного ареста, избрания в отношении подозреваемого в совершении преступления контролируемого лица пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, запрете определенных действий, заключения под стражу, домашнего ареста, заболевания, связанного с утратой трудоспособности, отпуска (при предоставлении подтверждающих документов). Проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится контрольным (надзорным) органом на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения в контрольный (надзорный) орган.
58. Совершение контрольных (надзорных) действий и их результаты отражаются в документах, составляемых должностным лицом контрольного (надзорного) органа и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий.
59. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий для фиксации должностным лицом контрольного (надзорного) органа и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.
60. Порядок осуществления фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи, способов фиксации доказательств в ходе контрольного (надзорного) принятия включает в себя:
1) принятие должностным лицом контролирующего органа решения о применении фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи, иных способов фиксации доказательств;
2) извещение контролируемого лица, а также представителя контролируемого лица о ведении фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи иных способов фиксации доказательств;
3) указание при ведении аудио- и (или) видеозаписи должностным лицом контролирующего органа наименования проводимого контрольного (надзорного) мероприятия, адреса, даты и времени его проведения, а также должности, фамилии, имени и отчества (при наличии) всех лиц, принимающих участие в проводимом контрольном (надзорном) мероприятии;
4) внесение в акт контрольного (надзорного) мероприятия информации о технических средствах, использованных при фотосъемке, аудио- и видеозаписи, иных способах фиксации доказательств;
5) обеспечение сохранности информации, полученной по средствам фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи, иных способов фиксации доказательств.
61. Фотографии, аудио- и видеозаписи используемые для фиксации доказательств должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для доказательств нарушений обязательных требований, прикладываются к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
62. При проведении контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом (его представителем) в месте осуществления деятельности контролируемого лица, контролируемому лицу (его представителю) инспектором, в том числе руководителем группы инспекторов, предъявляются служебное удостоверение, заверенная печатью бумажная копия либо решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, а также сообщается учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.
63. По требованию контролируемого лица инспектор обязан предоставить информацию об экспертах, экспертных организациях и иных лицах, привлекаемых для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в целях подтверждения полномочий.
64. В случае если проведение контрольного (надзорного) мероприятия оказалось невозможным в связи с отсутствием контролируемого лица по месту нахождения (осуществления деятельности), либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности контролируемым лицом, либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения или завершения контрольного (надзорного) мероприятия, инспектор составляет акт о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающею взаимодействие с контролируемым лицом, с указанием причин и информирует контролируемое лицо о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в порядке, предусмотренном частями 4 и 5 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ. В этом случае инспектор вправе совершить контрольные (надзорные) действия в рамках указанного контрольного (надзорного) мероприятия в любое время до завершения проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом.
65. В случае, указанном в пункте 64 настоящего Положения, уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа вправе принять решение о проведении в отношении контролируемого лица такого же контрольного (надзорного) мероприятия без предварительного уведомления контролируемого лица и без согласования с органами прокуратуры.
66. В целях снижения рисков причинения вреда (ущерба) на объектах контроля и оптимизации проведения контрольных (надзорных) мероприятий контрольные (надзорные) органы формируют и утверждают проверочные листы (списки контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований). Проверочные листы не могут возлагать на контролируемое лицо обязанность по соблюдению обязательных требований, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
67. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий проверочные листы заполняются должностным лицом в электронной форме посредством внесения ответов на контрольные вопросы и заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" с использованием ЕГИС ОКНД.
68. Уклонение контролируемого лица от проведения контрольного (надзорного) мероприятия или воспрепятствование его проведению влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
69. Срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия, установленный настоящим Положением, может быть приостановлен уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа на основании мотивированного представления должностного лица контрольного (надзорного) органа в случае, если срок осуществления экспертиз или испытаний превышает срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия, на срок осуществления экспертиз или испытаний. Срок осуществления экспертиз или испытаний определяется соответствующими правовыми актами, принятыми в отношении экспертиз или испытаний.
70. Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами контрольных (надзорных) органов на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного (надзорного) органа.
71. Утратил силу с 1 ноября 2023 г. - Постановление Правительства Московской области от 31 октября 2023 г. N 1008-ПП
72. В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, подписанном уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа (далее - решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия) указываются сведения, установленные частью 1 статьи 64 Федерального закона N 248-ФЗ.
73. В отношении проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований, выездного обследования не требуется принятие решения о проведении данного контрольного (надзорного) мероприятия, предусмотренного пунктом 72 Настоящего Положения.
74. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий и совершении контрольных (надзорных) действий, которые в соответствии с требованиями настоящего Положения должны проводиться в присутствии контролируемого лица либо его представителя, присутствие контролируемого лица либо его представителя обязательно, за исключением проведения контрольных (надзорных) мероприятий, совершения контрольных (надзорных) действий, не требующих взаимодействия с контролируемым лицом. В случаях отсутствия контролируемого лица либо его представителя, предоставления контролируемым лицом информации контрольному (надзорному) органу о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия контрольные (надзорные) мероприятия проводятся, контрольные (надзорные) действия совершаются, если оценка соблюдения обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия может быть проведена без присутствия контролируемого лица, а контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
75. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, проводятся по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3 - 5 пункта 54 настоящего Положения.
76. В случае если внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие может быть проведено только после согласования с органами прокуратуры, указанное мероприятие проводится поело такого согласования.
77. В день подписания решения о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в целях согласования его проведения контрольный (надзорный) орган направляет в орган прокуратуры сведения о внеплановом контрольном (надзорном) мероприятии с приложением копии решения о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия и документов, которые содержат сведения, послужившие основанием для его проведения.
78. Направление сведений и документов, предусмотренных пунктом 77 настоящего Положения, осуществляется посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением направления сведений и документов, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну.
79. Если основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган для принятия неотложных мер по ее предотвращению и устранению приступает к проведению внепланового контрольного (надзорного) мероприятия незамедлительно (в течение двадцати четырех часов после получения соответствующих сведений) с извещением об этом органа прокуратуры по месту нахождения объекта контроля (надзора) посредством направления в тот же срок документов, предусмотренных пунктом 77 настоящего Положения. В этом случае уведомление контролируемого лица о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия может не проводиться.
80. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля (надзора).
81. Инспекционный вшит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника объекта контроля (надзора).
82. Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном объекте контроля не может превышать один рабочий день.
83. Контролируемые лица или их представители обязаны обеспечить беспрепятственный доступ инспектора на объект контроля (надзора).
84. Внеплановый инспекционный визит проводится при наличии оснований, указанных в подпунктах 1, 3 - 5 пункта 54 настоящего Положения.
85. Внеплановый инспекционный визит может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с подпунктами 3 - 5 пункта 54 и пункта 79 настоящего Положения.
86. В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) досмотр;
3) опрос;
4) получение письменных объяснений;
5) истребование документов;
6) отбор проб (образцов);
7) инструментальное обследование;
8) экспертиза.
87. Сокращенный объем совершения отдельных контрольных (надзорных) действий при проведении рейдового осмотра в отношении производственных объектов, отнесенных к определенным категориям риска, не предусмотрен.
88. Рейдовый осмотр может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с подпунктами 3 - 5 пункта 54 и пункта 79 настоящего Положения.
89. Срок проведения рейдового осмотра не может превышать десять рабочих дней. Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать один рабочий день.
В случае если в результате рейдового осмотра были выявлены нарушения обязательных требований, инспектор на месте проведения рейдового осмотра составляет акт контрольного (надзорного) мероприятия в отношении каждого контролируемого лица, допустившего нарушение обязательных требований.
90. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов;
3) экспертиза.
91. В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении контрольного (надзорного) органа, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований, контрольный (надзорный) орган направляет в адрес контролируемого лица требование представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. В течение десяти рабочих дней со дня получения данного требования контролируемое лицо обязано направить в контрольный (надзорный) орган указанные в требовании документы.
92. В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных контролируемым лицом документах либо выявлено несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у контрольного (надзорного) органа документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора), информация об ошибках, о противоречиях и несоответствии сведений направляется контролируемому лицу с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения. Контролируемое лицо, представляющее в контрольный (надзорный) орган пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у контрольного (надзорного) органа документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора), вправе дополнительно представить в контрольный (надзорный) орган документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
93. При проведении документарной проверки контрольный (надзорный) орган не вправе требовать у контролируемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов.
94. Срок проведения документарной проверки не может превышать десять рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления контрольным (надзорным) органом контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в контрольный (надзорный) орган, а также период с момента направления контролируемому лицу информации контрольного (надзорного) органа о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у контрольного (надзорного) органа документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора), и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в контрольный (надзорный) орган.
95. Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
96. Внеплановая документарная проверка проводится при наличии оснований, указанных в подпунктах 1, 3 - 5 пункта 54 настоящего Положения.
97. Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля (надзора).
98. Выездная проверка проводится в случае, если не представляется возможным:
1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, которые содержатся в находящихся в распоряжении контрольного (надзорного) органа или в запрашиваемых им документах и объяснениях контролируемого лица;
2) оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов контроля (надзора) обязательным требованиям без выезда на указанное в пункте 97 настоящего Положения место и совершения необходимых контрольных (надзорных) действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий.
99. Внеплановая выездная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с подпунктами 3 - 5 пункта 54 и пункта 79 настоящего Положения.
100. О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
101. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) досмотр;
3) опрос;
4) получение письменных объяснений;
5) истребование документов;
6) отбор проб (образцов);
7) инструментальное обследование;
8) экспертиза.
102. Внеплановая выездная проверка проводится при наличии оснований, указанных в подпунктах 1, 3 - 5 пункта 54 настоящего Положения.
103. Отбор проб (образцов) продукции (товаров), результатов выполненной работы или оказанной услуги в ходе выездной проверки может осуществляться исключительно при отсутствии возможности оценки соблюдения обязательных требований иными способами, без отбора проб (образцов) продукции (товаров), результатов выполненной работы или оказанной услуги.
104. В случае если в ходе выездной проверки осуществлялся отбор проб (образцов) продукции (товаров) и не были выявлены нарушения обязательных требований к безопасности и (или) качеству продукции (товаров), влекущие риски причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а продукция (товары) не подлежит возврату вследствие утраты продукцией (товарами) потребительских свойств либо в соответствии с требованиями, установленными правилами продажи отдельных видов продукции (товаров), контрольный (надзорный) орган возмещает лицу, у которого она была изъята, стоимость утраченной продукции (утраченных товаров) за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
105. Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней.
106. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является наступление события, указанного в программе проверок, и которая для микропредприятия не может продолжаться более сорока часов.
V. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
107. Результаты контрольных (надзорных) мероприятий оформляются в соответствии с главой 16 Федерального закона N 248-ФЗ.
VI. Обжалование решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц
108. Жалоба подается контролируемым лицом в контрольный (надзорный) орган в электронном виде с использованием ЕПГУ и (или) РПГУ, за исключением случая, предусмотренного пунктом 109 настоящего Положения. При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
109. Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается контролируемым лицом в контрольный (надзорный) орган без использования ЕПГУ и (или) РПГУ, с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне с использованием специальной связи, на бумажном или электронном носителе (оптическом диске, флэш-накопителе).
110. Жалоба на решения контрольного (надзорного) органа, его структурных подразделений (отделов), действия (бездействие) их должностных лиц подается контролируемым лицом в порядке, установленном частью 1 статьи 40 Федерального закона N 248-ФЗ, и рассматривается в срок не более 20 рабочих дней со дня ее регистрации:
1) жалоба на решение структурных подразделений (отделов) контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц - начальником Управления государственного экологического надзора, заместителем руководителя контрольного (надзорного) органа;
2) жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) структурного подразделения (отдела) контрольного (надзорного) органа - начальником Управления государственного экологического надзора, заместителем руководителя контрольного (надзорного) органа;
3) жалоба на действия (бездействие) начальника Управления государственного экологического надзора - заместителем руководителя контрольного (надзорного) органа.
111. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления государственного контроля (надзора) имеют право на досудебное обжалование:
1) решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
2) актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;
3) действий (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
112. Жалоба на решение контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в течение тридцати календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
113. Жалоба на предписание контрольного (надзорного) органа может быть подана в течение десяти рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.
114. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен уполномоченным органом.
115. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.
116. Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа.
117. Контрольный (надзорный) орган в срок не позднее двух рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:
1) о приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа;
2) об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа.
118. Информация о решении, указанном в пункте 134 настоящего Положения, направляется лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня с момента принятия решения.
119. Жалоба должна содержать:
1) наименование контрольного (надзорного) органа, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, решение и (или) действие (бездействие) которых обжалуются;
2) фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства (месте осуществления деятельности) гражданина, либо наименование организации-заявителя, сведения о месте нахождения этой организации, либо реквизиты доверенности и фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, подающего жалобу по доверенности, желаемый способ осуществления взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней;
3) сведения об обжалуемых решении контрольного (надзорного) органа и (или) действии (бездействии) его должностного лица, которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица, подавшего жалобу;
4) основания и доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением контрольного (надзорного) органа и (или) действием (бездействием) должностного лица. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии;
5) требования лица, подавшего жалобу;
6) учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которого подается жалоба, если Правительством Российской Федерации по установлено иное.
120. Жалоба не должна содержать нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа либо членов их семей.
121. Подача жалобы может быть осуществлена полномочным представителем контролируемого лица в случае делегирования ему соответствующего права с помощью Федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации".
122. К жалобе может быть приложена позиция Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественного представителя, уполномоченного по защите прав предпринимателей в Московской области, относящаяся к предмету жалобы. Ответ на позицию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественного представителя, уполномоченного по защите прав предпринимателей в Московской области направляется уполномоченным органом лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня с момента принятия решения по жалобе.
123. Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение пяти рабочих дней со дня получения жалобы, если:
1) жалоба подана после истечения сроков подачи жалобы, установленных пунктами 112 и 113 настоящего Положения, и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;
2) в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
3) до принятия решения по жалобе от контролируемого лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы;
4) имеется решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;
5) ранее в уполномоченный орган была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;
6) жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа, а также членов их семей;
7) ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий возможность повторного обращения данного контролируемого лица с жалобой, и не приводятся новые доводы или обстоятельства;
8) жалоба подана в ненадлежащий уполномоченный орган;
9) законодательством Российской Федерации предусмотрен только судебный порядок обжалования решений контрольного (надзорного) органа.
124. Отказ в рассмотрении жалобы по основаниям, заказанным в подпунктах 3 - 8 пункта 123 настоящего Положения, не является результатом досудебного обжалования и не может служить основанием для судебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц.
125. Контрольный (надзорный) орган при рассмотрении жалобы использует подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности, за исключением случаев, когда рассмотрение жалобы связано со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну. Правила ведения подсистемы досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.
126. Рассмотрение жалобы, связанной со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну, осуществляется при обязательном присутствии контролируемого лица, подавшего жалобу. При этом рассмотрение жалобы осуществляется в день, назначенный должностным лицом контрольного (надзорного) органа. Извещение контролируемого лица о назначении дня для рассмотрения жалобы в целях обеспечения личного присутствия контролируемого лица направляется контролируемому лицу не менее чем за 5 рабочих дней до дня рассмотрения жалобы со дня представления жалобы, связанной со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну, посредством извещения через личный кабинет контролируемого лица на ЕПГУ и (или) РПГУ. Контролируемое лицо в случае невозможности присутствия на рассмотрении жалобы, связанной со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну, направляет в контрольный (надзорный) орган в течение 2 рабочих дней после получения извещения о назначении дня рассмотрения такой жалобы уведомление о невозможности присутствия на рассмотрении такой жалобы.
127. В случае получения контрольным (надзорным) органом такого уведомления от контролируемого лица жалоба, связанная со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну, рассматривается без контролируемого лица. При этом результаты рассмотрения жалобы контролируемое лицо вправе получить лично в контрольном (надзорном) органе.
128. Контрольный (надзорный) орган должен обеспечить передачу в подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности сведений о ходе рассмотрения жалоб.
129. Жалоба подлежит рассмотрению контрольным (надзорным) органом в течение двадцати рабочих дней со дня ее регистрации. Если для рассмотрения жалобы необходимо истребование дополнительных материалов, этот срок может быть продлен указанным органом на двадцать рабочих дней.
130. Контрольный (надзорный) орган вправе запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. Контролируемое лицо вправе представить указанные информацию и документы в течение пяти рабочих дней с момента направления запроса. Течение срока рассмотрении жалобы приостанавливается с момента направления запроса о представлении дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, до момента получения их уполномоченным органом, но не более чем на пять рабочих дней с момента направления запроса. Неполучение от контролируемого лица дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.
131. Не допускается запрашивать у контролируемого лица, подавшего жалобу, информацию и документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.
132. Лицо, подавшее жалобу, до принятия итогового решения по жалобе вправе по своему усмотрению представить дополнительные материалы, относящиеся к предмету жалобы.
133. Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения и (или) совершенного действия (бездействия) возлагается на контрольный (надзорный) орган, решение и (или) действие (бездействие) должностного лица которого обжалуются.
134. По итогам рассмотрения жалобы контрольный (надзорный) орган принимает одно из следующих решений:
1) оставляет жалобу без удовлетворения;
2) отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью или частично;
3) отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью и принимает новое решение;
4) признает действия (бездействие) должностных лиц контрольных (надзорных) органов незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
135. Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются действия (бездействие) должностного лица контрольного (надзорного) органа, а также принимаемые им решения при исполнении государственной функции, повлекшие за собой нарушения требований законодательства Российской Федерации, а также нарушения прав заявителя.
VII. Ключевые показатели государственного контроля (надзора) и их целевые значения
137. Ключевые показатели государственного контроля (надзора) и их целевые значения, а также индикативные показатели определены в приложении 1 к настоящему Положению.
Приложение 1 изменено с 5 марта 2022 г. - Постановление Правительства Московской области от 4 марта 2022 г. N 181/7
Приложение 1
к Положению о региональном
государственном контроле (надзоре)
в области охраны и использования особо
охраняемых природных территорий
на территории Московской области
(в редакции постановления
Правительства Московской области
от 04.03.2022 N 181/7)
Ключевые показатели
регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на территории Московской области и их целевые значения, индикативные показатели
4 марта 2022 г., 31 октября 2023 г.
Ключевые показатели и их целевые значения
N |
Наименование ключевого показателя |
Целевое значение показателя |
|||||
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
||
1 |
Доля выявленного (начисленного) ущерба, причинённого компонентам природной среды, в млн. рублей в отчетном периоде по отношению к аналогичному отчетному периоду предыдущего года |
0% |
0% |
0% |
0% |
0% |
0% |
Индикативные показатели
1. Утратил силу с 1 ноября 2023 г. - Постановление Правительства Московской области от 31 октября 2023 г. N 1008-ПП
2. Количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период.
3. Количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных на основании выявления соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров, за отчетный период.
4. Общее количество контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием, проведенных за отчетный период.
5. Количество контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием по каждому виду контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период.
6. Количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с использованием средств дистанционного взаимодействия, за отчетный период.
7. Количество обязательных профилактических визитов, проведенных за отчетный период.
8. Количество предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, объявленных за отчетный период.
9. Количество контрольных (надзорных) мероприятий, по результатам которых выявлены нарушения обязательных требований, за отчетный период.
10. Количество контрольных (надзорных) мероприятий, по итогам которых возбуждены дела об административных правонарушениях, за отчетный период.
11. Сумма административных штрафов, наложенных по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, за отчетный период.
12. Количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за отчетный период.
13. Количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий, по которым органами прокуратуры отказано в согласовании, за отчетный период.
14. Общее количество учтенных объектов контроля на конец отчетного периода.
15. Количество учтенных объектов контроля, отнесенных к категориям риска, по каждой из категорий риска, на конец отчетного периода.
16. Количество учтенных контролируемых лиц на конец отчетного периода.
17. Количество учтенных контролируемых лиц, в отношении которых проведены контрольные (надзорные) мероприятия, за отчетный период.
18. Общее количество жалоб, поданных контролируемыми лицами в досудебном порядке, за отчетный период.
19. Количество жалоб, в отношении которых контрольным (надзорным) органом был нарушен срок рассмотрения, за отчетный период.
20. Количество жалоб, поданных контролируемыми лицами в досудебном порядке, по итогам рассмотрения которых принято решение о полной либо частичной отмене решения контрольного (надзорного) органа либо о признании действий (бездействия) должностных лиц контрольных (надзорных) органов недействительными, за отчетный период.
21. Количество исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц контрольных (надзорных) органов, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, за отчетный период.
22. Количество исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц контрольных (надзорных) органов, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, по которым принято решение об удовлетворении заявленных требований, за отчетный период.
23. Количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) и результаты которых были признаны недействительными и (или) отменены, за отчетный период.
Утвержден
постановлением Правительства
Московской области
от 21.09.2021 N 883/33
Перечень
должностных лиц, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на территории Московской области
Должностными лицами Министерства экологии и природопользования Московской области, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, являются:
1) заместитель министра экологии и природопользования Московской области, являющийся по должности главным государственным инспектором в области охраны окружающей среды Московской области;
2) начальник Управления государственного экологического надзора Министерства экологии и природопользования Московской области, являющийся по должности заместителем главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области;
3) начальник Управления регионального государственного надзора в области технического состояния самоходных машин и других видов техники, аттракционов Министерства экологии и природопользования Московской области, являющийся по должности главным государственным инженером-инспектором Московской области по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, заместителем главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области;
4) начальник Управления государственного охотничьего надзора Министерства экологии и природопользования Московской области, являющийся по должности государственным инспектором в области охраны окружающей среды Московской области;
5) заместитель начальника Управления государственного экологического надзора Министерства экологии и природопользования Московской области, заведующие отделами и их заместители, являющиеся по должности старшими государственными инспекторами в области охраны окружающей среды Московской области;
6) заместитель начальника Управления регионального государственного надзора в области технического состояния самоходных машин и других видов техники, аттракционов Министерства экологии и природопользования Московской области, являющийся по должности заместителем главного государственного инженера-инспектора Московской области по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Московской области;
7) заведующие отделами Управления регионального государственного надзора в области технического состояния самоходных машин и других видов техники, аттракционов Министерства экологии и природопользования Московской области и их заместители, являющиеся по должности главными государственными инженерами-инспекторами районов (городов) Московской области по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, аттракционов, старшими государственными инспекторами в области охраны окружающей среды Московской области;
8) заместитель начальника Управления государственного охотничьего надзора Министерства экологии и природопользования Московской области, заведующие отделами и их заместители, являющиеся по должности государственными инспекторами в области охраны окружающей среды Московской области;
9) консультанты Управления государственного экологического надзора Министерства экологии и природопользования Московской области, являющиеся по должности государственными инспекторами в области охраны окружающей среды Московской области;
10) консультанты, главные инспекторы и старшие инспекторы Управления государственного охотничьего надзора Министерства экологии и природопользования Московской области, являющиеся по должности государственными инспекторами в области охраны окружающей среды Московской области;
11) консультанты, главные специалисты Управления регионального государственного надзора в области технического состояния самоходных машин и других видов техники, аттракционов Министерства экологии и природопользования Московской области, являющиеся по должности главными государственными инженерами-инспекторами районов (городов) Московской области по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, государственными инспекторами в области охраны окружающей среды Московской области;
12) старшие инспекторы Управления регионального государственного надзора в области технического состояния самоходных машин и других видов техники, аттракционов Министерства экологии и природопользования Московской области, являющиеся по должности заместителями главных государственных инженеров-инспекторов районов (городов) Московской области по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, государственными инспекторами в области охраны окружающей среды Московской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Министерством экологии и природопользования Московской области будет осуществляться контроль деятельности юридических лиц, их руководителей, индивидуальных предпринимателей, а также граждан, являющихся собственниками, владельцами и пользователями земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий областного значения, и их охранных зон. Проводятся следующие виды плановых или внеплановых мероприятий: инспекционный визит; рейдовый осмотр; документарная проверка; выездная проверка. Должностное лицо, уполномоченное на осуществление государственного контроля, имеет право задерживать в границах особо охраняемых природных территорий и их охранных зон граждан, нарушивших законодательство РФ об особо охраняемых природных территориях, и доставлять указанных граждан в правоохранительные органы; изымать продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства и соответствующие документы и т.д.
Постановление вступает в силу с 30 сентября 2021 г.
Постановление Правительства Московской области от 21 сентября 2021 г. N 883/33 "О региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на территории Московской области"
Вступает в силу с 30 сентября 2021 г.
Текст постановления опубликован на Интернет-портале Правительства Московской области (http://mosreg.ru) 30 сентября 2021 г.; на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 30 сентября 2021 г. N 5000202109300007; в газете "Ежедневные новости. Подмосковье" от 1 декабря 2021 г., N 226; в "Информационном вестнике Правительства Московской области" от 16 февраля 2022 г., N 3
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Московской области от 14 октября 2024 г. N 1248-ПП
Изменения вступают в силу с 7 ноября 2024 г.
Постановление Правительства Московской области от 14 октября 2024 г. N 1248-ПП
Текст приводится без учета названных изменений
Постановление Правительства Московской области от 17 июля 2024 г. N 725-ПП
Изменения вступают в силу с 18 июля 2024 г.
Постановление Правительства Московской области от 31 октября 2023 г. N 1008-ПП
Изменения вступают в силу с 1 ноября 2023 г.
Постановление Правительства Московской области от 18 августа 2022 г. N 871/28
Изменения вступают в силу с 20 августа 2022 г.
Постановление Правительства Московской области от 4 марта 2022 г. N 181/7
Изменения вступают в силу с 5 марта 2022 г.