В соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-I "О недрах", федеральными законами от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Положение о региональном государственном экологическом контроле (надзоре);
Положение о региональном государственном геологическом контроле (надзоре);
Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
2. Признать утратившими силу:
пункт 3 Перечня должностных лиц исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), утвержденного постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 10 декабря 2013 г. N 320-ПП "Об осуществлении государственного контроля (надзора)";
постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 22 июня 2020 г. N 129-ПП "Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного экологического надзора на территории Кабардино-Балкарской Республики" ("Официальная Кабардино-Балкария", 2020, N 25).
Исполняющий обязанности Председателя Правительства Кабардино-Балкарской Республики |
М. Кунижев |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 25 сентября 2021 г. N 194-ПП
Положение
о региональном государственном экологическом контроле (надзоре)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора).
1.2. Организация и проведение проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) осуществляются с соблюдением требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
1.3. Министерство природных ресурсов и экологии Кабардино-Балкарской Республики (далее - Министерство), как уполномоченный орган исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в области охраны окружающей среды осуществляет региональный государственный экологический контроль (надзор) при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору) (далее - региональный государственный экологический контроль (надзор).
1.4. Региональный государственный экологический контроль (надзор) осуществляется следующими должностными лицами Министерства, являющимися государственными инспекторами в области охраны окружающей среды (далее - государственные инспекторы):
министр природных ресурсов и экологии Кабардино-Балкарской Республики - главный государственный инспектор Кабардино-Балкарской Республики в области охраны окружающей среды;
заместитель министра, руководитель департамента охраны окружающей среды и рационального природопользования - заместители главного государственного инспектора Кабардино-Балкарской Республики в области охраны окружающей среды;
начальник отдела экологического надзора, начальник отдела надзора за рациональным использованием природных ресурсов и анализа состояния окружающей среды, заместитель начальника отдела экологического надзора - старшие государственные инспекторы Кабардино-Балкарской Республики в области охраны окружающей среды;
главный специалист-эксперт отдела экологического надзора, главный специалист-эксперт отдела надзора за рациональным использованием природных ресурсов и анализа состояния окружающей среды, ведущий специалист-эксперт отдела экологического надзора, ведущий специалист-эксперт отдела надзора за рациональным использованием природных ресурсов и анализа состояния окружающей среды - государственные инспекторы Кабардино-Балкарской Республики в области охраны окружающей среды.
1.5. Предметом регионального государственного экологического контроля (надзора) является:
соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные федеральными законами от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", федеральными законами от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 26 июля 2019 г. N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Кабардино-Балкарской Республики в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору);
соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
1.6. Перечень разрешительных документов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного экологического контроля (надзора):
разрешение на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, лимиты на сбросы загрязняющих веществ;
установленные нормативы допустимых выбросов, временно разрешенные выбросы, разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных);
утвержденные нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, разрешение на временные сбросы; разрешение на временные выбросы;
положительное заключение государственной экологической экспертизы;
программа производственного экологического контроля;
свидетельство о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет;
свидетельство об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;
согласование мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
согласование проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде;
согласование плана предупреждения и ликвидации розливов нефти и нефтепродуктов;
решение о подтверждении отнесения отходов к конкретному классу опасности;
утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух;
договор водопользования;
решение о предоставлении водного объекта в пользование;
согласование плана снижения сбросов в централизованные системы водоотведения.
1.7. Министерство осуществляет региональный государственный экологический контроль (надзор) в отношении следующих объектов контроля (надзора):
деятельность, действия (бездействия) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования в области охраны окружающей среды и природопользования;
здания, помещения, сооружения, линейные объекты, в том числе объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, территории, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, и к которым предъявляются обязательные требования;
компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты.
2. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного регионального экологического контроля (надзора)
2.1. При осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) применяется система оценки и управления рисками.
2.2. Объекты контроля (надзора) относятся к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
средний риск;
умеренный риск;
низкий риск.
2.3. Отнесение объектов контроля (надзора) к определенной категории риска осуществляется на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов контроля (надзора) к категориям риска.
Объекты контроля (надзора) относятся к следующим категориям риска:
к категории среднего риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории, в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" (далее - Критерии);
к категории умеренного риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории в соответствии с Критериями, а также объекты, на которых осуществляется деятельность исключительно по транспортированию отходов производства и потребления;
к категории низкого риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории в соответствии с Критериями.
2.4. Контрольные (надзорные) органы могут проводить следующие виды плановых контрольных надзорных мероприятий:
инспекционный визит;
рейдовый осмотр;
документарная проверка;
выездная проверка.
2.5. В зависимости от присвоенной категории риска периодичность проведения плановых контрольных надзорных мероприятий составляет:
для категории среднего риска - не менее одного контрольного (надзорного) мероприятия в шесть лет и не более одного контрольного (надзорного) мероприятия в три года;
для категории умеренного риска - не менее одного контрольного (надзорного) мероприятия в шесть лет и не более одного контрольного (надзорного) мероприятия в три года.
3. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
3.1. Контрольные (надзорные) органы могут проводить следующие профилактические мероприятия:
информирование;
обобщение правоприменительной практики;
объявление предостережения;
профилактический визит;
консультирование.
3.2. Доклад о правоприменительной практике готовится Министерством до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, Указанный доклад утверждается приказом (распоряжением) министра природных ресурсов и экологии Кабардино-Балкарской Республики и размещается на официальном сайте Министерства в сети Интернет в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным годом.
3.3. Контролируемое лицо вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в Министерство возражение в отношении указанного предостережения в срок не позднее 10 календарных дней со дня получения им предостережения. Возражение в отношении предостережения рассматривается Министерством в течение 30 календарных дней со дня его получения, контролируемому лицу направляется ответ с информацией о согласии или несогласии с возражением. В случае несогласия с возражением указываются соответствующие обоснования.
3.4. Консультирование осуществляется должностными лицами Министерства по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме еженедельно в сроки, определенные министром природных ресурсов и экологии Кабардино-Балкарской Республики, либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия. При проведении консультирования осуществляется аудио- (видео-) запись.
Время консультирования по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме одного контролируемого лица (его представителя) не может превышать 15 минут.
Консультирование, в том числе письменное, осуществляется по вопросам соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды, указанных в пункте 1.5 настоящего Положения.
В случае поступления 5 и более однотипных обращений контролируемых лиц (их представителей) консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте Министерства в сети Интернет письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом Министерства.
4. Осуществление регионального государственного контроля (надзора)
4.1. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся в отношении контролируемых лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах контроля, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, к объектам IV категории.
В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия указываются сведения, установленные частью 1 статьи 64 Федерального закона N 248-ФЗ, а также коды объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в отношении таких объектов).
Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для доказательств нарушений обязательных требований, прикладываются к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
Информация о технических средствах, использованных при фотосъемке, аудио- и видеозаписи, иных способах фиксации доказательств указывается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в Министерство информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части.
4.2. Региональный государственный экологический контроль (надзор) осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
инспекционный визит;
рейдовый осмотр;
документарная проверка;
выездная проверка;
наблюдение за соблюдением обязательных требований;
выездное обследование.
4.3. Наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование проводятся без взаимодействия с контролируемым лицом.
4.4. При выездном обследовании осуществляется осмотр общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) объектов контроля.
4.5. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника объекта контроля (надзора).
Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном объекте контроля (надзора) не может превышать один рабочий день.
Контролируемые лица (их представители) обязаны обеспечить беспрепятственный доступ инспектора на объект контроля (надзора).
Инспекционный визит проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1, 3 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
Внеплановый инспекционный визит может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3 - 5 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.6. В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
досмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование;
испытание;
экспертиза.
Рейдовый осмотр проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1, 3 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
Рейдовый осмотр может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3 - 5 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.7. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
истребование документов;
экспертиза.
В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Министерства, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований Министерство направляет в адрес контролируемого лица требование представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. В течение 10 рабочих дней со дня получения данного требования контролируемое лицо обязано направить в Министерство указанные в требовании документы.
В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных контролируемым лицом документах либо выявлено несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Министерства документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, информация об ошибках, о противоречиях и несоответствии сведений направляется контролируемому лицу с требованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения.
Контролируемое лицо, представляющее в Министерство пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у контрольного (надзорного) органа документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, вправе дополнительно представить в контрольный (надзорный) орган документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
При проведении документарной проверки Министерство не вправе требовать у контролируемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов.
Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления Министерством контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в Министерство, а также период с момента направления контролируемому лицу информации Министерства о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Министерства документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в контрольный (надзорный) орган.
Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
Документарная проверка проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1, 3 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
Проведение документарной проверки, предметом которой являются сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
4.8. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
досмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование;
испытание.
Выездная проверка проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1, 3 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия.
5. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
5.1. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом Министерство в пределах полномочий выдает предписание об устранении выявленных нарушений.
5.2. Предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований содержит следующие данные:
дата и место составления предписания;
дата и номер акта контрольного (надзорного) мероприятия, на основании которого выдается предписание;
фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность лица (лиц), выдавшего (выдавших) предписание;
наименование контролируемого лица, фамилия, имя, отчество (при наличии), должность законного представителя контролируемого лица (фамилия, имя, отчество (при наличии) проверяемого индивидуального предпринимателя, физического лица или его представителя);
обязательные требования, которые были нарушены, реквизиты нормативных правовых актов, которыми установлены обязательные требования, с указанием их структурных единиц (статьи, части, пункты, подпункты, абзацы);
сроки устранения выявленных нарушений;
сведения о вручении предписания юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, физическому лицу (либо их законным представителям), которым вынесено предписание, их подписи, расшифровка подписей, дата вручения либо отметка об отправлении предписания почтой.
6. Досудебный порядок подачи жалобы
Досудебное обжалование решений Министерства, действий (бездействия) должностных лиц Министерства осуществляется в соответствии с главой 9 Федерального закона N 248-ФЗ.
Жалоба на решение, действия (бездействие) должностных лиц Министерства при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) рассматривается министром природных ресурсов и экологии Кабардино-Балкарской Республики (заместителем министра).
Срок рассмотрения жалобы составляется 20 рабочих дней со дня ее регистрации. Указанный срок может быть продлен уполномоченным на рассмотрение жалобы органом не более чем на 20 рабочих дней при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов.
7. Ключевые показатели вида контроля и их целевые значения для регионального государственного контроля (надзора)
Доля устраненных нарушений из числа выявленных нарушений обязательных требований - 70%.
Доля выполнения плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год - 100%.
Доля обоснованных жалоб на действия (бездействие) Министерства и (или) его должностного лица при проведении контрольных (надзорных) мероприятий - 0%.
Доля отмененных результатов контрольных (надзорных) мероприятий - 0%.
Доля контрольных (надзорных) мероприятий, по результатам которых были выявлены нарушения, но не приняты соответствующие меры административного воздействия - 5%.
Доля вынесенных решений о назначении административного наказания по материалам Министерства - 95%.
Доля отмененных в судебном порядке постановлений по делам об административных правонарушениях от общего количества вынесенных Министерством постановлений, за исключением постановлений, отмененных на основании статей 2.7 и 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - 0%.
8. Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемые при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора)
Индикаторами риска нарушения обязательных требований, используемыми при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Кабардино-Балкарской Республики, в отношении объектов, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору), являются поступившие в Министерство:
сведения от граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, государственных органов, из средств массовой информации и других информационных ресурсов о превышении нормативов качества окружающей среды, установленных для химических показателей (в том числе нормативов предельно допустимых концентраций) на территориях, прилегающих к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду (за границей санитарно-защитной зоны объекта - для атмосферного воздуха, на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования к территории объекта - для почв (земель);
информация о неблагоприятных метеорологических условиях на территории городского и иного поселения от территориального органа или подведомственной организации Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и обязанных проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий);
информация от граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, государственных органов, из средств массовой информации и других информационных ресурсов о негативных воздействиях на водные объекты, которые могут угрожать или угрожают жизни и здоровью людей либо нанесли вред здоровью людей и (или) окружающей среде;
информация от граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, государственных органов, из средств массовой информации и других информационных ресурсов, указывающая на то, что юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее представлена недостоверная информация в ходе предоставления отчетности и иной информации, предоставление которой является обязательным в соответствии с нормативными правовыми актами при проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 25 сентября 2021 г. N 194-ПП
Положение
о региональном государственном геологическом контроле (надзоре)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного геологического контроля (надзора).
1.2. Организация и проведение проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) осуществляются с соблюдением требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах".
1.3. Министерство природных ресурсов и экологии Кабардино-Балкарской Республики (далее - Министерство), как уполномоченный орган исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в области охраны окружающей среды осуществляет региональный государственный геологический контроль (надзор) при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному геологическому контролю (надзору) (далее - региональный государственный геологический контроль (надзор).
1.4. Региональный государственный геологический контроль (надзор) осуществляется следующими должностными лицами Министерства, являющимися государственными инспекторами в области охраны окружающей среды (далее - государственные инспекторы):
министр природных ресурсов и экологии Кабардино-Балкарской Республики - главный государственный инспектор Кабардино-Балкарской Республики в области охраны окружающей среды;
заместитель министра, руководитель департамента охраны окружающей среды и рационального природопользования - заместители главного государственного инспектора Кабардино-Балкарской Республики в области охраны окружающей среды;
начальник отдела экологического надзора, начальник отдела надзора за рациональным использованием природных ресурсов и анализа состояния окружающей среды, заместитель начальника отдела экологического надзора - старшие государственные инспекторы Кабардино-Балкарской Республики в области охраны окружающей среды;
главный специалист-эксперт отдела экологического надзора, главный специалист-эксперт отдела надзора за рациональным использованием природных ресурсов и анализа состояния окружающей среды, ведущий специалист-эксперт отдела экологического надзора, ведущий специалист-эксперт отдела надзора за рациональным использованием природных ресурсов и анализа состояния окружающей среды - государственные инспекторы Кабардино-Балкарской Республики в области охраны окружающей среды.
1.5. Предметом регионального государственного геологического контроля (надзора) является соблюдение организациями и гражданами обязательных требований в области использования и охраны недр, установленных Законом Российской Федерации от 21 февраля 1999 г. N 2395-I "О недрах", Водным кодексом Российской Федерации (в части требований к охране подземных водных объектов), Налоговым кодексом Российской Федерации (в части нормативов потерь при добыче полезных ископаемых и подземных водных объектов) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Кабардино-Балкарской Республики, принятыми в пределах полномочий по регулированию отношений в области использования и охраны недр на своих территориях, а также требований, содержащихся в лицензиях на пользование недрами и иных разрешительных документах, предусмотренных указанными нормативными правовыми актами.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Закона Российской Федерации N 2395-I следует читать: "от 21 февраля 1992 г."
1.6. К разрешительным документам, содержащим требования, оценка соблюдения которых проводится в рамках регионального государственного геологического контроля (надзора), относятся:
проектная документация, предусмотренная статьей 23 2 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах";
проектная документация, предусмотренная статьей 36 1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-2 "О недрах";
документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, предусмотренные статьей 7 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах";
план и (или) схема развития горных работ, предусмотренные статьей 24 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах";
разрешение на застройку земельных участков, которые расположены за границами населенных пунктов и находятся на площадях залегания полезных ископаемых, а также на размещение за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений в пределах горного отвода, предусмотренное статьей 25 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах";
решение о согласовании нормативов потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (за исключением питьевых и технических), превышающих по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, предусмотренной статьей 23 2 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах", оформленное в соответствии с порядком, предусмотренным абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.
1.7. Министерство осуществляет региональный государственный геологический контроль (надзор) в отношении следующих объектов контроля:
деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования в области природопользования, использования и охраны недр;
требования, содержащиеся в лицензиях на пользование недрами и иных разрешительных документах.
2. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора)
2.1. При осуществлении регионального государственного геологического контроля (надзора) применяется система оценки и управления рисками.
2.2. Объекты контроля относятся к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
средний риск;
умеренный риск;
низкий риск.
2.3. Отнесение объектов контроля к определенной категории риска осуществляется на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов контроля к категориям риска.
Объекты контроля относятся к следующим категориям риска:
к категории среднего риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории, в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" (далее - Критерии);
к категории умеренного риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории в соответствии с Критериями, а также объекты, на которых осуществляется деятельность исключительно по транспортированию отходов производства и потребления;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
в) к категории низкого риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории в соответствии с Критериями.
2.4. Контрольные (надзорные) органы могут проводить следующие виды плановых контрольных надзорных мероприятий:
инспекционный визит;
рейдовый осмотр;
документарная проверка;
выездная проверка.
2.5. В зависимости от присвоенной категории риска периодичность проведения плановых контрольных надзорных мероприятий составляет:
для категории среднего риска - не менее одного контрольного (надзорного) мероприятия в шесть лет и не более одного контрольного (надзорного) мероприятия в три года;
для категории умеренного риска - не менее одного контрольного (надзорного) мероприятия в шесть лет и не более одного контрольного (надзорного) мероприятия в три года.
3. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
3.1. Контрольные (надзорные) органы могут проводить следующие профилактические мероприятия:
информирование;
обобщение правоприменительной практики;
объявление предостережения;
профилактический визит;
консультирование.
3.2. Доклад о правоприменительной практике готовится Министерством до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, Указанный доклад утверждается приказам (распоряжениями) министра природных ресурсов и экологии Кабардино-Балкарской Республики и размещается на официальном сайте Министерства в сети Интернет до 1 апреля года, следующего за отчетным годом.
3.3. Контролируемое лицо вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в Министерство возражение в отношении указанного предостережения в срок не позднее 10 календарных дней со дня получения им предостережения. Возражение в отношении предостережения рассматривается Министерством в течение 30 календарных дней со дня его получения, контролируемому лицу направляется ответ с информацией о согласии или несогласии с возражением. В случае несогласия с возражением указываются соответствующие обоснования.
3.4. Консультирование осуществляется должностными лицами Министерства по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме еженедельно в сроки, определенные министром природных ресурсов и экологии Кабардино-Балкарской Республики, либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия. При проведении консультирования осуществляется аудио- (видео-) запись.
Время консультирования по телефону, посредством видеоконференцсвязи, на личном приеме одного контролируемого лица (его представителя) не может превышать 15 минут.
Консультирование, в том числе письменное, осуществляется по вопросам соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды.
В случае поступления 5 и более однотипных обращений контролируемых лиц (их представителей) консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте Министерства в сети Интернет письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом Министерства.
4. Осуществление регионального государственного контроля (надзора)
4.1. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся в отношении контролируемых лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах контроля, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, к объектам IV категории.
В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия указываются сведения, установленные частью 1 статьи 64 Федерального закона N 248-ФЗ, а также коды объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в отношении таких объектов).
4.2. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для доказательств нарушений обязательных требований, прикладываются к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
Информация о технических средствах, использованных при фотосъемке, аудио- и видеозаписи, иных способах фиксации доказательств указывается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в Министерство информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4.2. Региональный государственный геологический контроль (надзор) осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
инспекционный визит;
рейдовый осмотр;
документарная проверка;
выездная проверка;
наблюдение за соблюдением обязательных требований;
выездное обследование.
4.3. Наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование проводятся без взаимодействия с контролируемым лицом.
4.4. При выездном обследовании осуществляется осмотр общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) объектов контроля.
4.5. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника объекта контроля. Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном объекте контроля не может превышать один рабочий день.
Контролируемые лица (их представители) обязаны обеспечить беспрепятственный доступ инспектора на объект контроля.
Инспекционный визит проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1, 3 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
Внеплановый инспекционный визит может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3 - 5 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.6. В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
досмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование;
испытание;
экспертиза.
Рейдовый осмотр проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1, 3 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
Рейдовый осмотр может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3 - 5 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.7. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
истребование документов;
экспертиза.
В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Министерства органа, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований, Министерство направляет в адрес контролируемого лица требование представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. В течение 10 рабочих дней со дня получения данного требования контролируемое лицо обязано направить в Министерство указанные в требовании документы.
В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных контролируемым лицом документах либо выявлено несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Министерства документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, информация об ошибках, о противоречиях и несоответствии сведений направляется контролируемому лицу с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения. Контролируемое лицо, представляющее в Министерство пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у контрольного (надзорного) органа документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, вправе дополнительно представить в Министерство документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
При проведении документарной проверки Министерство не вправе требовать у контролируемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов.
Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления Министерством контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в Министерство, а также период с момента направления контролируемому лицу информации Министерства о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у контрольного (надзорного) органа документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в Министерство.
Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
Документарная проверка проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1, 3 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
Проведение документарной проверки, предметом которой являются сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
4.8. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
досмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование;
испытание.
Выездная проверка проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1, 3 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия.
5. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом Министерство в пределах полномочий выдает предписание об устранении выявленных нарушений.
Предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований содержит следующие данные:
дата и место составления предписания;
дата и номер акта контрольного (надзорного) мероприятия, на основании которого выдается предписание;
фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность лица (лиц), выдавшего (выдавших) предписание;
наименование контролируемого лица, фамилия, имя, отчество (при наличии), должность законного представителя контролируемого лица (фамилия, имя, отчество (при наличии) проверяемого индивидуального предпринимателя, физического лица или его представителя);
обязательные требования, которые были нарушены, реквизиты нормативных правовых актов, которыми установлены обязательные требования, с указанием их структурных единиц (статьи, части, пункты, подпункты, абзацы);
сроки устранения выявленных нарушений;
сведения о вручении предписания юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, физическому лицу (либо их законным представителям), которым вынесено предписание, их подписи, расшифровка подписей, дата вручения либо отметка об отправлении предписания почтой.
6. Досудебный порядок подачи жалобы
Досудебное обжалование решений Министерства, действий (бездействия) должностных лиц Министерства осуществляется в соответствии с главой 9 Федерального закона N 248-ФЗ.
Жалоба на решение, действия (бездействие) должностных лиц при осуществлении регионального геологического контроля (надзора) рассматривается министром природных ресурсов и экологии Кабардино-Балкарской Республики (заместителем министра).
Срок рассмотрения жалобы составляется 20 рабочих дней со дня ее регистрации. Указанный срок может быть продлен уполномоченным на рассмотрение жалобы органом не более чем на 20 рабочих дней при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов.
7. Ключевые показатели вида контроля и их целевые значения для регионального государственного контроля (надзора)
Доля устраненных нарушений из числа выявленных нарушений обязательных требований - 70%.
Доля выполнения плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год - 100%.
Доля обоснованных жалоб на действия (бездействие) Министерства и (или) его должностного лица при проведении контрольных (надзорных) мероприятий - 0%.
Доля отмененных результатов контрольных (надзорных) мероприятий - 0%.
Доля контрольных (надзорных) мероприятий, по результатам которых были выявлены нарушения, но не приняты соответствующие меры административного воздействия - 5%.
Доля вынесенных решений о назначении административного наказания по материалам Министерства - 95%.
Доля отмененных в судебном порядке постановлений по делам об административных правонарушениях от общего количества вынесенных Министерством постановлений, за исключением постановлений, отмененных на основании статей 2.7 и 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - 0%.
8. Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемые при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора)
8.1. Получение информации, содержащейся в обращениях (заявлениях) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, указывающей на нарушение обязательных требований в области охраны и использования недр местного значения.
8.2. Выявление при проведении контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом признаков, свидетельствующих о нарушении условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
8.3. Получение информации содержащейся в обращениях (заявлениях) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, указывающей на то, что юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее представлена недостоверная информация в Министерство:
в ходе предоставления отчетности и иной информации, предоставление которой является обязательным в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Кабардино-Балкарской Республики;
при предоставлении документов для получения государственных услуг;
при проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 25 сентября 2021 г. N 194-ПП
Положение
о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использовании особо охраняемых природных территорий
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использовании особо охраняемых природных территорий.
1.2. Организация и проведение проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использовании особо охраняемых природных территорий осуществляются с соблюдением требований федеральных законов от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
1.3. Министерство природных ресурсов и экологии Кабардино-Балкарской Республики (далее - Министерство) и государственное казенное учреждение "Дирекция особо охраняемых природных территорий Кабардино-Балкарской Республики" (далее - Дирекция) осуществляют региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения на территории Кабардино-Балкарской Республики.
1.4. Региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется должностными лицами Министерства и Дирекции, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, являющимися государственными инспекторами в области охраны окружающей среды.
Полномочиями по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий Кабардино-Балкарской Республики в Министерстве и Дирекции наделены следующие должностные лица:
министр природных ресурсов и экологии Кабардино-Балкарской Республики - главный государственный инспектор Кабардино-Балкарской Республики в области охраны окружающей среды;
заместитель министра - заместитель главного государственного инспектора Кабардино-Балкарской Республики в области охраны окружающей среды
директор - главный государственный инспектор в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях регионального значения;
заместитель директора - старший государственный инспектор в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях регионального значения;
начальник отдела по охране государственных природных заказников - старший государственный инспектор в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях регионального значения;
старший инспектор по охране государственных природных заказников - государственный инспектор в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях регионального значения;
инспектор по охране памятников природы - государственный инспектор в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях регионального значения;
инспектор по охране государственных природных заказников - государственный инспектор в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях регионального значения;
главный специалист - государственный инспектор в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях регионального значения;
юрисконсульт - государственный инспектор в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях регионального значения.
1.5. Предметом регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами на особо охраняемых природных территориях регионального значения и в границах их охранных зон обязательных требований, установленных Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Кабардино-Балкарской Республики в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, касающихся:
режима особо охраняемой природной территории;
особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий;
режима охранных зон особо охраняемых природных территорий.
1.6. Объектом регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий являются:
деятельность, действия (бездействие) граждан, организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудования, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования.
2. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
2.1. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий применяется система оценки и управления рисками.
2.2. Объекты контроля относятся к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
средний риск;
умеренный риск;
низкий риск.
2.3. Отнесение объектов контроля к определенной категории риска осуществляется на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов контроля к категориям риска.
Объекты контроля относятся к следующим категориям риска:
к категории среднего риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории, в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" (далее - Критерии);
к категории умеренного риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории в соответствии с Критериями, а также объекты, на которых осуществляется деятельность исключительно по транспортированию отходов производства и потребления;
к категории низкого риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории в соответствии с Критериями.
Объекты контроля, подлежащие отнесению к категориям среднего, умеренного риска, подлежат отнесению соответственно к категориям значительного, среднего риска в случае, если объект регионального государственного экологического надзора размещается в границах особо охраняемой природной территории регионального значения.
2.4. Министерство (Дирекция) могут проводить следующие виды плановых контрольных надзорных мероприятий:
инспекционный визит;
рейдовый осмотр;
документарная проверка;
выездная проверка.
2.5. В зависимости от присвоенной категории риска периодичность проведения плановых контрольных надзорных мероприятий составляет:
для категории среднего риска - не менее одного контрольного (надзорного) мероприятия в шесть лет и не более одного контрольного (надзорного) мероприятия в три года;
для категории умеренного риска - не менее одного контрольного (надзорного) мероприятия в шесть лет и не более одного контрольного (надзорного) мероприятия в три года.
3. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
3.1. Министерство (Дирекция) могут проводить следующие профилактические мероприятия:
информирование;
обобщение правоприменительной практики;
объявление предостережения;
профилактический визит;
консультирование.
3.2. Доклад о правоприменительной практике готовится Министерством до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, Указанный доклад утверждается приказом (распоряжениями) министра природных ресурсов и экологии Кабардино-Балкарской Республики и размещается на официальном сайте Министерства в сети Интернет до 1 апреля года, следующего за отчетным годом.
3.3. Контролируемое лицо вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в Министерство (Дирекцию) возражение в отношении выданного предостережения в срок не позднее 10 календарных дней со дня получения им предостережения. Возражение в отношении предостережения рассматривается Министерством (Дирекцией) в течение 30 календарных дней со дня его получения, контролируемому лицу направляется ответ с информацией о согласии или несогласии с возражением. В случае несогласия с возражением указываются соответствующие обоснования.
3.4. Консультирование осуществляется должностными лицами Министерства (Дирекции) по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме еженедельно в сроки, определенные министром природных ресурсов и экологии Кабардино-Балкарской Республики, либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия. При проведении консультирования осуществляется аудио- (видео-) запись.
Время консультирования по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме одного контролируемого лица (его представителя) не может превышать 15 минут.
Консультирование, в том числе письменное, осуществляется по вопросам соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды, указанных в пункте 1.5 настоящего Положения.
В случае поступления 5 и более однотипных обращений контролируемых лиц (их представителей) консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте Министерства в сети Интернет письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом Министерства (Дирекции).
4. Осуществление регионального государственного контроля (надзора)
4.1. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся в отношении контролируемых лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах контроля, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, к объектам IV категории.
В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия указываются сведения, установленные частью 1 статьи 64 Федерального закона N 248-ФЗ, а также коды объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в отношении таких объектов).
Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для доказательств нарушений обязательных требований, прикладываются к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
Информация о технических средствах, использованных при фотосъемке, аудио- и видеозаписи, иных способах фиксации доказательств указывается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в Министерство (Дирекцию) информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части.
4.2. Региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
инспекционный визит;
рейдовый осмотр;
документарная проверка;
выездная проверка;
наблюдение за соблюдением обязательных требований;
выездное обследование.
4.3. Наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование проводятся без взаимодействия с контролируемым лицом.
4.4. При выездном обследовании осуществляется осмотр общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) объектов контроля.
4.5. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления. Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном объекте контроля не может превышать один рабочий день.
Контролируемые лица или их представители обязаны обеспечить беспрепятственный доступ инспектора на объект контроля.
Инспекционный визит проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1, 3 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
Внеплановый инспекционный визит может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3 - 5 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.6. В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
досмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование;
испытание;
экспертиза.
Рейдовый осмотр проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1, 3 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
Рейдовый осмотр может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3 - 5 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.7. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
истребование документов;
экспертиза.
В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Министерства (Дирекции), вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований, Министерство (Дирекция) направляет в адрес контролируемого лица требование представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. В течение 10 рабочих дней со дня получения данного требования контролируемое лицо обязано направить в Министерство (Дирекцию) указанные в требовании документы.
В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных контролируемым лицом документах либо выявлено несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Министерства (Дирекции) документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, информация об ошибках, о противоречиях и несоответствии сведений направляется контролируемому лицу с требованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения. Контролируемое лицо, представляющее в контрольный Министерство (Дирекцию) пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Министерства (Дирекции) документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, вправе дополнительно представить в Министерство (Дирекцию) документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
При проведении документарной проверки Министерство (Дирекция) не вправе требовать у контролируемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов.
Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления Министерством (Дирекцией) контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в Министерство (Дирекцию), а также период с момента направления контролируемому лицу информации Министерством (Дирекцией) о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Министерства (Дирекции) документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в Министерство (Дирекцию).
Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
Документарная проверка проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1, 3 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
Проведение документарной проверки, предметом которой являются сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
4.8. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
досмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование;
испытание.
Выездная проверка проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1, 3 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия.
5. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом Министерство (Дирекция) в пределах полномочий выдает предписание об устранении выявленных нарушений.
Предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований содержит следующие данные:
дата и место составления предписания;
дата и номер акта контрольного (надзорного) мероприятия, на основании которого выдается предписание;
фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность лица (лиц), выдавшего (выдавших) предписание;
наименование контролируемого лица, фамилия, имя, отчество (при наличии), должность законного представителя контролируемого лица (фамилия, имя, отчество (при наличии) проверяемого индивидуального предпринимателя, физического лица или его представителя);
обязательные требования, которые были нарушены, реквизиты нормативных правовых актов, которыми установлены обязательные требования, с указанием их структурных единиц (статьи, части, пункты, подпункты, абзацы);
сроки устранения выявленных нарушений;
сведения о вручении предписания юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, физическому лицу (либо их законным представителям), которым вынесено предписание, их подписи, расшифровка подписей, дата вручения либо отметка об отправлении предписания почтой.
6. Досудебный порядок подачи жалобы
Досудебное обжалование решений Министерства (Дирекции), действий (бездействия) должностных лиц Министерства (Дирекции) осуществляется в соответствии с главой 9 Федерального закона N 248-ФЗ.
Жалоба на решение, действия (бездействие) должностных лиц Дирекции при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий рассматривается директором Дирекции.
Жалоба на решение, действия (бездействие) директора Дирекции рассматривается министром природных ресурсов и экологии Кабардино-Балкарской Республики (заместителем министра).
Жалоба на решение, действия (бездействие) должностных лиц Министерства при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий рассматривается министром природных ресурсов и экологии Кабардино-Балкарской Республики.
Срок рассмотрения жалобы составляется 20 рабочих дней со дня ее регистрации. Указанный срок может быть продлен уполномоченным на рассмотрение жалобы органом не более чем на 20 рабочих дней при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов.
7. Ключевые показатели вида контроля и их целевые значения для регионального государственного контроля (надзора)
Доля устраненных нарушений из числа выявленных нарушений обязательных требований - 70%.
Доля выполнения плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год - 100%.
Доля обоснованных жалоб на действия (бездействие) Министерства и (или) его должностного лица при проведении контрольных (надзорных) мероприятий - 0%.
Доля отмененных результатов контрольных (надзорных) мероприятий - 0%.
Доля контрольных (надзорных) мероприятий, по результатам которых были выявлены нарушения, но не приняты соответствующие меры административного воздействия - 5%.
Доля вынесенных решений о назначении административного наказания по материалам Дирекции - 95%.
Доля отмененных в судебном порядке постановлений по делам об административных правонарушениях от общего количества вынесенных Дирекцией постановлений, за исключением постановлений, отмененных на основании статей 2.7 и 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - 0%.
8. Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемые при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора)
8.1. Получение информации, содержащейся в обращениях (заявлениях) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, указывающей на нарушение обязательных требований касающихся:
режима особо охраняемой природной территории;
особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий;
режима охранных зон особо охраняемых природных территорий;
исполнения решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
8.2. Выявление при проведении контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом признаков, свидетельствующих о нарушении установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Уполномоченным органом на проведение регионального надзора является Министерство природных ресурсов и экологии КБР.
Предмет регионального государственного экологического контроля - соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды; соблюдение изготовителем, исполнителем, продавцом требований, установленных техническими регламентами. При осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) применяется система оценки и управления рисками.
Региональный государственный геологический контроль проводится в отношении следующих объектов контроля: деятельность, действия граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования в области природопользования, использования и охраны недр; требования, содержащиеся в лицензиях на пользование недрами и иных разрешительных документах. Отнесение объектов контроля к определенной категории риска осуществляется на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов контроля к категориям риска. Контрольные органы могут проводить следующие виды плановых контрольных надзорных мероприятий: инспекционный визит; рейдовый осмотр; документарная проверка; выездная проверка.
Региональный госконтроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляет Минприроды и экологии КБР и ГКУ "Дирекция особо охраняемых природных территорий Кабардино-Балкарской Республики".
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 25 сентября 2021 г. N 194-ПП "Об осуществлении некоторых видов регионального государственного контроля (надзора) на территории Кабардино-Балкарской Республики Министерством природных ресурсов и экологии Кабардино-Балкарской Республики"
Вступает в силу с 10 октября 2021 г.
Текст постановления опубликован на официальном информационном интернет-портале Правительства Кабардино-Балкарской Республики (www.pravitelstvo.kbr.ru) 30 сентября 2021 г.
В газете "Официальная Кабардино-Балкария" от 9 октября 2021 г. N 40 (736)