Постановление Правительства Республики Бурятия от 30 сентября 2021 г. N 546
"Об утверждении Положения о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Правительства Республики Бурятия"
В соответствии со статьей 6, частью 1 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пунктом 3 части 2 статьи 3 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональном государственном экологическом контроле (надзоре)*.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Республики Бурятия от 18.11.2011 N 600 "Об утверждении Положения об организации и осуществлении регионального государственного экологического надзора";
пункт 1 постановления Правительства Республики Бурятия от 04.04.2012 N 181 "О внесении изменений в некоторые правовые акты Правительства Республики Бурятия";
пункт 1 постановления Правительства Республики Бурятия от 28.01.2013 N 25 "О внесении изменений в некоторые правовые акты Правительства Республики Бурятия";
постановление Правительства Республики Бурятия от 20.10.2015 N 531 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 18.11.2011 N 600 "Об утверждении Положения об организации и осуществлении регионального государственного экологического надзора";
пункт 3 постановления Правительства Республики Бурятия от 08.04.2016 N 132 "О внесении изменений в отдельные правовые акты Правительства Республики Бурятия";
постановление Правительства Республики Бурятия от 31.05.2017 N 264 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 18.11.2011 N 600 "Об утверждении Положения об организации и осуществлении регионального государственного экологического надзора";
постановление Правительства Республики Бурятия от 20.03.2018 N 134 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 18.11.2011 N 600 "Об утверждении Положения об организации и осуществлении регионального государственного экологического надзора".
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 года, за исключением раздела III прилагаемого Положения о региональном государственном экологическом контроле (надзоре), который вступает в силу с 1 марта 2022 года.
Исполняющий обязанности Председателя Правительства Республики Бурятия |
В. Мухин |
______________________________
* Приложение в электронном виде
______________________________
Утверждено
постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 30.09.2021 N 546
Положение о региональном государственном экологическом контроле (надзоре)
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора) (далее - экологический контроль).
1.2. Предметом экологического контроля являются:
соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами (далее - контролируемые лица) обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал", Федеральным законом от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральным законом от 26.07.2019 N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Бурятия в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору);
соблюдение (реализация) требований, содержащихся в разрешительных документах;
соблюдение требований документов, исполнение которых является необходимым в соответствии с законодательством Российской Федерации;
исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
1.3. К разрешительным документам, указанным в пункте 1.2 настоящего Положения, относятся:
разрешение на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, лимиты на сбросы загрязняющих веществ;
установленные нормативы допустимых выбросов, разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных);
утвержденные нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей;
положительное заключение государственной экологической экспертизы;
декларация о воздействии на окружающую среду;
свидетельство о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, свидетельство об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;
согласование мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
решение о подтверждении отнесения отходов к конкретному классу опасности;
договор водопользования;
решение о предоставлении водного объекта в пользование;
программа производственного экологического контроля.
1.4. Организация и осуществление экологического контроля регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ).
1.5. Экологический контроль осуществляет Республиканская служба по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования (далее - Бурприроднадзор).
1.6. Решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий вправе принимать руководитель Бурприроднадзора (лицо, исполняющее его обязанности), заместитель руководителя Бурприроднадзора.
1.7. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного экологического контроля, являются:
а) руководитель Бурприроднадзора, являющийся главным государственным инспектором Республики Бурятия в области охраны окружающей среды;
б) заместитель руководителя Бурприроднадзора, являющийся заместителем главного государственного инспектора Республики Бурятия в области охраны окружающей среды, в должностные обязанности которого в соответствии должностным регламентом входит осуществление полномочий по контролю;
в) должностные лица Бурприроднадзора, являющиеся старшими государственными инспекторами Республики Бурятия в области охраны окружающей среды и государственными инспекторами Республики Бурятия в области охраны окружающей среды, в должностные обязанности которых в соответствии должностными регламентами входит осуществление полномочий по контролю.
Должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного экологического контроля (далее - инспекторы) при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий пользуются правами, установленными частью 2 статьи 29 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
1.8. К объектам экологического контроля относятся:
а) деятельность, действия (бездействие) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования в области охраны окружающей среды, в том числе предъявляемые к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
б) результаты деятельности граждан и организаций, в том числе продукция (товары), работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования в области охраны окружающей среды;
в) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, к которым предъявляются обязательные требования (далее - производственные объекты).
1.9. Учет объектов экологического контроля осуществляется путем внесения сведений о таких объектах в информационные системы надзорных органов, создаваемые в соответствии с требованиями статьи 17 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля (надзора)
2.1. Объект экологического контроля может быть отнесен к следующим категориям риска причинения вреда (ущерба) в рамках осуществления экологического контроля:
а) высокий риск;
б) значительный риск;
в) средний риск;
г) умеренный риск;
д) низкий риск.
2.2. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля в зависимости от присвоенной категории риска проводятся со следующей периодичностью:
в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска, 1 раз в 2 года;
в отношении объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска, 1 раз в 3 года;
в отношении объектов контроля, отнесенных к категории среднего риска, не чаще чем 1 раз в 4 года;
в отношении объектов контроля, отнесенных к категории умеренного риска, не чаще чем 1 раз в 5 лет;
в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
2.3. Объекты контроля относятся к следующим категориям риска:
а) к категории среднего риска относятся объекты экологического контроля, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории, предусмотренным критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" (далее - постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398);
б) к категории умеренного риска относятся объекты экологического контроля, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории, предусмотренным критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398, а также объекты исключительно по сбору и (или) транспортированию и (или) обработке отходов производства и потребления V класса опасности, за исключением объектов, которым при включении в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, присвоена IV категория;
в) к категории низкого риска относятся объекты экологического контроля, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории, предусмотренным критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398.
2.4. Объекты экологического контроля, подлежащие отнесению в соответствии с пунктом 2.3 настоящего Положения к категориям среднего, умеренного риска, подлежат отнесению соответственно к категориям значительного, среднего риска в случае, если объект экологического контроля размещается:
а) в границах особо охраняемой природной территории регионального значения;
б) в водоохранных зонах водных объектов или их частей.
2.5. Объекты экологического контроля, подлежащие отнесению в соответствии с пунктами 2.3 и 2.4 настоящего Положения к категориям значительного, среднего, умеренного риска, подлежат отнесению соответственно к категориям высокого, значительного, среднего риска при наличии вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта регионального государственного экологического надзора к категории риска:
а) постановления о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьями 7.3, 7.4, 7.6, 8.2, 8.4, 8.6, 8.7, 8.9, частью 1 статьи 8.10, статьями 8.11, 8.12, 8.13, 8.14, 8.21, 8.32, 8.42, 8.44, 8.45, 14.1 и 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и совершенного при осуществлении деятельности с использованием объекта экологического контроля, вынесенного должностными лицами органа государственного надзора или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами указанного органа;
б) обвинительного приговора, предусматривающего признание должностного лица юридического лица либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием объекта экологического контроля, виновными в совершении преступления, предусмотренного статьями 246, 247, 250 - 255 и 257 Уголовного кодекса Российской Федерации;
в) постановления о назначении административного наказания юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю при осуществлении деятельности с использованием объекта экологического контроля за совершение административного правонарушения, предусмотренного законами субъектов Российской Федерации, которое повлекло за собой возникновение угрозы причинения вреда окружающей среде или причинение такого вреда;
г) решения о прекращении, аннулировании разрешений, выдача которых уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотрена нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, при осуществлении деятельности с использованием объекта экологического контроля.
2.6. Объекты экологического контроля, подлежащие отнесению в соответствии с подпунктами "а" и "г" пункта 2.5 настоящего Положения к категориям высокого, значительного, среднего риска, подлежат отнесению соответственно к категориям значительного, среднего, умеренного риска после устранения в установленный срок выявленного нарушения обязательных требований, подтвержденного результатами проверки.
2.7. Объекты экологического контроля, подлежащие отнесению в соответствии с пунктами 2.3 и 2.4 настоящего Положения к категориям значительного, среднего риска, подлежат отнесению соответственно к категориям среднего, умеренного риска при отсутствии в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта экологического контроля к категории риска, вступивших в законную силу решений, предусмотренных пунктом 2.5 настоящего Положения, и одновременном соблюдении установленных законодательством в области охраны окружающей среды требований о своевременном внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду в полном размере, представлении декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов производства и потребления.
Раздел III настоящего Положения вступает в силу с 1 марта 2022 г.
III. Показатели результативности и эффективности деятельности Бурприроднадзора
3.1. Ключевыми показателями результативности и эффективности деятельности Бурприроднадзора являются:
а) доля возмещенных ущербов, причиненных окружающей среде от количества предъявленных ущербов;
б) доля удовлетворенных Бурприроднадзором жалоб в досудебном порядке от общего количества поступивших жалоб в досудебном порядке;
3.2. Индикативными показателями результативности и эффективности деятельности Бурприроднадзора являются:
а) доля выполненных требований об устранении причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований, установленных природоохранным законодательством от количества предъявленных требований;
б) количество проведенных профилактических мероприятий.
IV. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
4.1. В рамках осуществления экологического контроля проводятся следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
4.2. Инспекторы осуществляют информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.
Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Бурприроднадзора в сети "Интернет", в средствах массовой информации и в иных формах.
4.3. Бурприроднадзор обеспечивает ежегодное обобщение правоприменительной практики осуществления экологического контроля и подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики (далее - доклад о правоприменительной практике).
Доклад о правоприменительной практике экологического контроля готовится Бурприроднадзором с периодичностью не реже одного раза в год. Бурприроднадзор обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике. Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом руководителя Бурприроднадзора и размещается на официальном сайте Бурприроднадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" до 1 апреля года, следующего за отчетным годом.
4.4. В случае наличия у Бурприроднадзора сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Бурприроднадзор объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
Контролируемое лицо вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать возражение в отношении указанного предостережения лично в Бурприроднадзор, почтовым отправлением либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в котором указываются следующие сведения:
наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, гражданина;
идентификационный номер налогоплательщика - юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина;
дата и номер предостережения;
обоснование позиции в отношении указанных в предостережении готовящихся или возможных действиях (бездействии), которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований;
способ получения ответа.
Срок направления возражения на предостережение не позднее 30 дней со дня получения контролируемым лицом предостережения.
Возражение в отношении предостережения рассматривается Бурприроднадзором в течение 30 дней со дня его получения, контролируемому лицу направляется ответ с информацией о результатах рассмотрения возражения.
4.5. Консультирование осуществляется инспекторами Бурприроднадзора по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме, либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия и не может превышать 15 минут. Консультирование осуществляется без взимания платы.
Консультирование, в том числе письменное, осуществляется по вопросам соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды и порядка обжалования решений, действий (бездействия) инспекторов Бурприроднадзора.
Контролируемым лицам, желающим получить консультацию по вопросам, связанным с организацией и осуществлением экологического контроля, предоставляется право ее получения в порядке очереди. Срок ожидания в очереди при личном обращении контролируемых лиц не более 15 минут.
Инспектор Бурприроднадзора, осуществляющий консультирование, дает с согласия контролируемых лиц устный ответ по существу каждого поставленного вопроса или устное разъяснение, куда и в каком порядке им следует обратиться.
К перечню вопросов, по которым осуществляется устное консультирование относятся следующие вопросы:
- о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) в части соблюдения обязательных требований в области охраны атмосферного воздуха;
- о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) в части соблюдения обязательных требований по обращению с отходами производства и потребления;
- о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) в отношении водных объектов, территорий их водоохранных зон и прибрежных защитных полос;
- об охране озера Байкал;
- по постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
- по порядку согласования планов мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий;
- по производственному экологическому контролю;
- по проведению контрольно-надзорных мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
Информация по данному перечню вопросов в письменной форме предоставляется на основании письменного запроса контролируемых лиц и их представителей.
При осуществлении консультирования инспекторы Бурприроднадзора обязаны соблюдать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иные требования, предусмотренные Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
В случае поступления 5 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте Бурприроднадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного руководителем или заместителем руководителя Бурприроднадзора.
4.6. Профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
В ходе профилактического визита инспектором может осуществляться консультирование контролируемого лица в порядке, установленном статьей 50 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
Порядок проведения профилактического визита предусматривает проведение инспектором следующих действий:
а) уведомление контролируемого лица о проведении профилактического визита не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения;
б) уведомление контролируемого лица о форме проведения профилактического визита, который может проводиться по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо с использованием видео-конференц-связи;
в) проведение профилактического визита в виде профилактической беседы;
г) осуществление сбора сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска;
д) информирование контролируемого лица об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объектов регионального экологического контроля в соответствии с присвоенной категорией риска;
е) в случае, если при проведении профилактического визита (обязательного профилактического визита) установлено, что объекты экологического контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом руководителю Бурприроднадзора для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности на объектах экологического контроля, отнесенных к категориям высокого и значительного риска.
Обязательные профилактические визиты проводятся по вопросам, касающиеся охраны атмосферного воздуха, соблюдения обязательных требований по обращению с отходами производства и потребления, соблюдения обязательных требований водного законодательства.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом Бурприроднадзор не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.
Срок проведения профилактического визита (обязательного профилактического визита) не может превышать один рабочий день. По ходатайству инспектора, проводящего профилактический визит, руководитель Бурприроднадзора может продлить срок проведения профилактического визита на срок не более трех рабочих дней. Бурприроднадзор обязан предложить проведение профилактического визита лицам, приступающим к осуществлению деятельности в определенной сфере, не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности.
V. Осуществление государственного контроля (надзора)
5.1. Контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, могут проводиться на плановой и внеплановой основе.
5.2 Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.
Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
5.3. В рамках осуществления экологического контроля при взаимодействии с контролируемым лицом проводятся следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:
а) инспекционный визит;
б) рейдовый осмотр;
в) документарная проверка;
г) выездная проверка;
5.4. В рамках осуществления экологического контроля без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:
а) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
б) выездное обследование.
5.5. Инспекционный визит, выездная проверка могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.
5.6. Контролируемые лица вправе представить в Бурприроднадзор информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в следующих случаях:
временной нетрудоспособности индивидуального предпринимателя, гражданина;
нахождения индивидуального предпринимателя, гражданина в служебной командировке в ином населенном пункте;
административного ареста;
избрание в отношении подозреваемого в совершении преступления физического лица меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, запрете определенных действий, заключения под стражу, домашнего ареста;
иных уважительных причин.
5.7. Инспекционный визит - это контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом и (или) владельцем (пользователем) производственного объекта.
Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), либо объекта контроля.
В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
инструментальное обследование;
истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), либо объекта контроля.
Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника производственного объекта.
Контролируемые лица или их представители обязаны обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в здания, сооружения, помещения.
Внеплановый инспекционный визит может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3 - 6 части 1, частью 3 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать один рабочий день.
5.8. Рейдовый осмотр проводится в целях оценки соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) производственных объектов, которыми владеют, пользуются или управляют несколько лиц, находящиеся на территории, на которой расположено несколько контролируемых лиц.
Рейдовый осмотр проводится в отношении любого числа контролируемых лиц, осуществляющих владение, пользование или управление производственным объектом.
Рейдовый осмотр может проводиться в форме совместного (межведомственного) контрольного (надзорного) мероприятия.
В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
досмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование;
испытание;
экспертиза.
При проведении рейдового осмотра инспектор вправе взаимодействовать с находящимися на производственных объектах лицами.
Контролируемые лица, которые владеют, пользуются или управляют производственными объектами, обязаны обеспечить в ходе рейдового осмотра беспрепятственный доступ инспектору к производственным объектам, указанным в решении о проведении рейдового осмотра, а также во все помещения (за исключением жилых помещений).
В случае, если в результате рейдового осмотра были выявлены нарушения обязательных требований, инспектор на месте проведения рейдового осмотра составляет акт контрольного (надзорного) мероприятия в отношении каждого контролируемого лица, допустившего нарушение обязательных требований.
Рейдовый осмотр может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3 - 6 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
Срок проведения рейдового осмотра не может превышать десять рабочих дней. Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать один рабочий день.
5.9. Документарная проверка проводится по месту нахождения Бурприроднадзора и предметом которой являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений Бурприроднадзора.
В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
истребование документов;
экспертиза.
Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
Контролируемое лицо обязано представить в Бурприроднадзор документы и информацию, необходимые для проведения документарной проверки, в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса.
Указанные документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и подписью руководителя контролируемого лица или иного уполномоченного представителя контролируемого лица.
Контролируемое лицо вправе представить документы и информацию в форме электронных документов, в том числе путем их направления с использованием сети "Интернет".
Датой представления контролируемым лицом в Бурприроднадзор запрошенных документов и информации на бумажном носителе считается дата, указанная в отметке Бурприроднадзора об их принятии.
Датой представления контролируемым лицом в Бурприроднадзор запрошенных документов и информации в форме электронных документов, считается дата отправки электронного документа.
В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных контролируемым лицом документах и информации, либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, и информации сведениям, содержащимся в имеющихся у Бурприроднадзора документах, информация об этом направляется контролируемому лицу любым доступным способом с требованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме или в форме электронного документа.
Срок проведения документарной проверки не может превышать десять рабочих дней.
5.10. Выездная проверка проводится посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом, владеющим производственными объектами и (или) использующим их, в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений Бурприроднадзора.
В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование;
экспертиза.
Выездная проверка проводится в случае, если не представляется возможным:
1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, которые содержатся в находящихся в распоряжении Бурприроднадзора или в запрашиваемых им документах и объяснениях контролируемого лица;
2) оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов контроля обязательным требованиям без выезда на указанное в части 2 статьи 73 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ место и совершения необходимых контрольных (надзорных) действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий.
Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
Внеплановая выездная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с пунктами 3 - 6 части 1, частью 3 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является пункт 6 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ и которая для микропредприятия не может продолжаться более сорока часов. Срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту.
5.11. Наблюдение за соблюдением обязательных требований - это сбор, анализ данных об объектах контроля, имеющихся у Бурприроднадзора, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети "Интернет", иных общедоступных данных, а также данных полученных с использованием работающих в автоматическом режиме технических средств фиксации правонарушений, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи.
При наблюдении за соблюдением обязательных требований на контролируемых лиц не могут возлагаться обязанности, не установленные обязательными требованиями.
Если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о нарушениях обязательных требований, о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, Бурприроднадзором могут быть приняты решения, установленные частью 3 статьи 74 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
5.12. Выездное обследование проводится в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований.
В ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах могут осуществляться:
осмотр;
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование;
испытание;
экспертиза.
По результатам проведения выездного обследования не могут быть приняты решения, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 2 статьи 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
Выездное обследование может проводиться по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности гражданина, месту нахождения объекта контроля, при этом не допускается взаимодействие с контролируемым лицом.
Срок проведения выездного обследования одного объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать один рабочий день.
5.13 При проведении инспекционного визита, рейдового осмотра, выездной проверки, наблюдения за соблюдением обязательных требований, выездного обследования для фиксации должностными лицами Бурприроднадзора, уполномоченными на осуществление геологического надзора, и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушений обязательных требований используются фотосъемка и (или) аудио- и видеозапись, навигаторы. Информация о технических средствах, использованных при фотосъемке, аудио- и видеозаписи, фиксации навигационных данных, указывается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований.
Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи.
В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи, фиксации навигационных данных являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
5.14 Отбор проб (образцов) осуществляется непосредственно в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия должностным лицом надзорного органа, его проводящим, или экспертом (специалистом), привлеченным к проведению контрольного (надзорного) мероприятия, в соответствии со стандартами, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере технического регулирования и метрологии.
Отбор проб (образцов) включает в себя последовательность следующих действий:
определение (выбор) проб (образцов), подлежащих отбору, и точек отбора;
определение метода отбора пробы (образца), подготовка или обработка проб (образцов) вещества, материала или продукции с целью получения требуемой пробы (образца);
отбор пробы (образца) и ее упаковка.
Отбор проб (образцов) осуществляется в количестве, необходимом и достаточном для проведения инструментального обследования, испытания, экспертизы.
Способ упаковки отобранной пробы (образца) должен обеспечивать ее сохранность и пригодность для дальнейшего соответствующего инструментального обследования, испытания, экспертизы.
После отбора проб (образцов) составляется протокол отбора проб (образцов), в котором указываются:
дата и место составления протокола;
фамилия и инициалы инспектора, эксперта или специалиста, составивших протокол;
сведения о контролируемом лице или его представителе, присутствовавших при отборе проб (образцов);
использованные методики отбора проб (образцов);
иные сведения, имеющие значение для идентификации проб (образцов).
Протокол (акт) отбора проб (образцов) прилагается к акту контрольного (надзорного) мероприятия, копия протокола вручается контролируемому лицу или его представителю.
5.15. В случае, если проведение контрольного (надзорного) мероприятия оказалось невозможным в связи с отсутствием контролируемого лица по месту нахождения (осуществления деятельности), либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности контролируемым лицом, либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения или завершения контрольного (надзорного) мероприятия, инспектор составляет акт о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия с указанием причин и информирует контролируемое лицо о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия в порядке, предусмотренном частями 4 и 5 статьи 21 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ. В этом случае инспектор вправе совершить контрольные (надзорные) действия в рамках указанного контрольного (надзорного) мероприятия в любое время до завершения проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
В указанном случае инспектор вправе принять решение о проведении в отношении контролируемого лица такого же контрольного (надзорного) мероприятия без предварительного уведомления контролируемого лица и без согласования с органами прокуратуры.
VI. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
6.1. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее также - акт).
В случае, если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в акте указывается факт его устранения. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту. Заполненные при проведении контрольного (надзорного) мероприятия проверочные листы должны быть приобщены к акту.
6.2. Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия.
6.3. В предписании об устранении выявленных нарушений указываются следующие сведения:
наименование Бурприроднадзора, должности, фамилии, имена, отчества лица, выдавшего предписание;
правовые основания выдачи предписания;
наименование контролируемого лица;
реквизиты решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
мероприятия по устранению нарушений со ссылками на нормативные правовые акты Российской Федерации;
дата (срок) исполнения мероприятий;
дата представления информации об исполнении предписания с предоставлением подтверждающих документов (при необходимости);
подпись инспектора, выдавшего предписание;
подпись уполномоченного представителя контролируемого лица, получившего предписание.
VII. Обжалование решений Бурприроднадзора, действий (бездействия) инспекторов
7.1. Решения, действия (бездействие) инспекторов Бурприроднадзора могут быть обжалованы контролируемым лицом, его представителем в установленном Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ порядке.
7.2. Жалобы на решения Бурприроднадзора, действия (бездействие) инспекторов Бурприроднадзора рассматриваются коллегиальным органом из числа его должностных лиц (далее - коллегиальный орган). Персональный состав коллегиального органа определяется приказом руководителя.
Жалоба на решение должностных лиц Бурприроднадзора, их действия (бездействие) при осуществлении экологического контроля рассматривается заместителем руководителя Бурприроднадзора;
Жалоба на решение заместителя руководителя Бурприроднадзора, его действие (бездействие) при осуществлении экологического контроля рассматривается руководителем Бурприроднадзора.
7.3. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления государственного контроля (надзора), имеют право на досудебное обжалование:
1) решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
2) актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;
3) действий (бездействия) должностных лиц Бурприроднадзора в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
7.4. Жалоба на решение, действия (бездействие) инспекторов Бурприроднадзора, может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Жалоба на предписание Бурприроднадзора может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен Бурприроднадзором.
7.5. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее полностью или частично. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.
7.6 Жалоба подается контролируемым лицом в Бурприроднадзор в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьи 40 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ. При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган, определяемый в соответствии с частью 2 статьи 40 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ, без использования единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг в порядке, установленном положением о виде контроля, с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
7.7. Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения Бурприроднадзора.
Руководитель (заместитель руководителя) на основании заключения коллегиального органа в срок не позднее 2 рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:
о приостановлении исполнения обжалуемого решения;
об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения.
Информация о решении, указанном в настоящем пункте, направляется лицу, подавшему жалобу, в течение 1 рабочего дня с момента принятия решения.
7.8. Жалоба должна содержать:
наименование Бурприроднадзора;
фамилию, имя, отчество (при наличии) инспектора, решение и (или) действие (бездействие) которых обжалуются;
фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства (месте осуществления деятельности) гражданина, либо наименование организации-заявителя, сведения о месте нахождения этой организации, либо реквизиты доверенности и фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, подающего жалобу по доверенности, желаемый способ осуществления взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней;
сведения об обжалуемом решении и (или) действии (бездействии) инспектора Бурприроднадзора, которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица, подавшего жалобу;
основания и доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и (или) действием (бездействием) инспектора Бурприроднадзора. Лицом, подающим жалобу, могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии;
требования лица, подавшего жалобу;
учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которого подается жалоба, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
Жалоба не должна содержать нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу инспектора Бурприроднадзора либо членов их семей.
7.9. Руководитель (заместитель руководителя) на основании заключения коллегиального органа принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение 5 рабочих дней с момента получения жалобы, если:
жалоба подана после истечения сроков подачи жалобы, установленных частями 5 и 6 статьи 40 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ, и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;
в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
до принятия решения по жалобе от контролируемого лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы;
имеется решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;
ранее в Бурприроднадзор была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;
жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц Бурприроднадзора, а также членов их семей;
ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий возможность повторного обращения данного контролируемого лица с жалобой, и не приводятся новые доводы или обстоятельства;
жалоба подана в ненадлежащий уполномоченный орган;
законодательством Российской Федерации предусмотрен только судебный порядок обжалования решений Бурприроднадзора.
7.10. Коллегиальный орган вправе запросить у лица, подавшего жалобу, дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. Контролируемое лицо обязано представить указанные информацию и документы в течение 5 рабочих дней с момента направления запроса. Течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса о представлении дополнительных документов и информации, относящихся к предмету жалобы, до момента получения их коллегиальным органом, но не более чем на 5 рабочих дней с момента направления запроса. Неполучение от контролируемого лица дополнительных документов и информации, относящихся к предмету жалобы, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.
7.11. Не допускается запрашивать у контролируемого лица, подавшего жалобу, документы и информацию, которые находятся в распоряжении Бурприроднадзора.
7.12. Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным на рассмотрение жалобы органом в срок не более двадцати рабочих дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях, связанных с необходимостью исследования значительных по объему материалов, запроса материалов в других органах государственной власти и организациях указанный срок может быть продлен уполномоченным на рассмотрение жалобы органом, но не более чем на двадцать рабочих дней.
7.13. По итогам рассмотрения жалобы руководитель (заместитель руководителя) на основании заключения коллегиального органа:
оставляет жалобу без удовлетворения;
отменяет решение полностью или частично;
отменяет решение полностью и принимает новое решение;
признает действия (бездействие) инспектора Бурприроднадзора незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
7.14. Решение руководителя (заместитель руководителя) на основании заключения коллегиального органа по жалобе, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещается в личном кабинете контролируемого лица на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональном портале государственных и муниципальных услуг в срок не позднее 1 рабочего дня со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Установлено, что экологический контроль осуществляет Республиканская служба по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, имеющих иной порядок вступления.
Постановление Правительства Республики Бурятия от 30 сентября 2021 г. N 546 "Об утверждении Положения о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Правительства Республики Бурятия"
Вступает в силу с 1 января 2022 г., за исключением раздела III Положения о региональном государственном экологическом контроле (надзоре), который вступает в силу с 1 марта 2022 г.
Текст постановления опубликован на официальном портале органов государственной власти Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru 1 октября 2021 г., на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 4 октября 2021 г. N 0300202110040009
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Бурятия от 16 ноября 2023 г. N 687
Изменения вступают в силу с 17 ноября 2023 г.