Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Анализ внутренних налоговых условий
Анализ уровня налоговой нагрузки показывает, что налоговые доходы бюджетной системы 1, определяемые как процентная доля ВВП, на протяжении последних 6 лет оставались примерно на одном уровне (изменяясь в диапазоне от 29% до 32% ВВП).
Таблица 1. Доходы бюджета расширенного Правительства Российской Федерации в 2014-2020 гг.
% к ВВП | |||||||
Показатель |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Доходы всего |
33,87 |
32,40 |
32,92 |
33,80 |
35,93 |
36,16 |
35,39 |
Налоговые доходы и платежи |
31,36 |
28,97 |
28,64 |
30,35 |
32,72 |
32,53 |
30,44 |
в том числе |
|
|
|
|
|
|
|
налог на прибыль организаций |
3,01 |
3,13 |
3,24 |
3,58 |
3,95 |
4,16 |
3,76 |
налог на доходы физических лиц |
3,42 |
3,38 |
3,53 |
3,54 |
3,52 |
3,62 |
3,98 |
налог на добавленную стоимость |
4,99 |
5,10 |
5,34 |
5,59 |
5,79 |
6,50 |
6,73 |
акцизы |
1,36 |
1,29 |
1,58 |
1,74 |
1,53 |
1,25 |
1,81 |
таможенные пошлины |
6,99 |
4,05 |
3,08 |
2,80 |
3,57 |
2,77 |
1,75 |
налог на добычу полезных ископаемых |
3,68 |
3,88 |
3,42 |
4,50 |
5,90 |
5,59 |
3,70 |
страховые взносы |
6,28 |
6,42 |
6,67 |
6,71 |
6,56 |
6,82 |
6,85 |
прочие налоги и сборы* |
1,65 |
1,73 |
1,78 |
1,88 |
1,90 |
1,83 |
1,86 |
------------------------------
* - налоги на совокупный доход, налоги на имущество, налоги и платежи, связанные с добычей полезных ископаемых (кроме НДПИ) и без учета государственной пошлины
------------------------------
Источники данных: ВВП - Росстат, доходы бюджета расширенного правительства - Федеральное казначейство
В 2020 году по сравнению с 2019 годом налоговая нагрузка на экономику в Российской Федерации уменьшилась более чем на 2 п.п. с 32,53% до 30,44% к ВВП.
Основное снижение произошло по налогу на прибыль организаций и налогам на углеводородные ископаемые - налогу на добычу полезных ископаемых и таможенным пошлинам. Суммарно по указанным налогам и сборам налоговая нагрузка уменьшилась на 3,3 п.п. Данное снижение обусловлено в первую очередь изменением внешнеэкономической конъюнктуры на фоне распространения новой коронавирусной инфекции.
При этом налоговые доходы увеличились в части акцизов, налога на доходы физических лиц и налога на добавленную стоимость, в результате чего суммарное увеличение составило 1,15 п.п. Уровень налоговой нагрузки по остальным налогам в 2020 году существенно не менялся. Таким образом налоговые условия в целом остаются стабильными.
Распределение уровня налоговой нагрузки по отдельным видам налогов в Российской Федерации представлено в Таблице 2.
Таблица 2. Доходы бюджета расширенного Правительства Российской Федерации от налогообложения добычи нефти и экспорта нефти и нефтепродуктов в 2014-2020 гг.
% к ВВП | |||||||
Показатель |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Налоговые доходы и платежи |
31,36 |
28,97 |
28,64 |
30,35 |
32,72 |
32,53 |
30,44 |
Доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов |
10,04 |
7,42 |
6,19 |
7,10 |
9,20 |
8,20 |
5,28 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
НДПИ на нефть |
3,12 |
3,25 |
2,74 |
3,65 |
5,04 |
4,74 |
2,99 |
НДПИ на газ |
0,47 |
0,51 |
0,57 |
0,73 |
0,75 |
0,73 |
0,58 |
Акцизы на нефтепродукты |
0,49 |
0,36 |
0,53 |
0,60 |
0,52 |
0,65 |
0,65 |
Вывозные таможенные пошлины на нефть |
3,32 |
1,72 |
1,20 |
1,06 |
1,49 |
1,02 |
0,41 |
Вывозные таможенные пошлины на газ |
0,62 |
0,67 |
0,63 |
0,63 |
0,78 |
0,64 |
0,41 |
Вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты |
1,88 |
0,90 |
0,52 |
0,43 |
0,62 |
0,43 |
0,24 |
Таможенная пошлина (при вывозе из РБ за пределы ТС нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти) |
0,14 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Доходы от налогов и прочих платежей, не связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов |
21,33 |
21,55 |
22,45 |
23,25 |
23,52 |
24,33 |
25,16 |
Источники данных: ВВП - Росстат, доходы бюджета расширенного правительства - Федеральное казначейство
Доля ненефтегазовых доходов в 2020 году по сравнению с 2019 годом увеличилась на 0,83 п.п. и составила 25,16% к ВВП. Снижение налоговой нагрузки по нефтегазовым доходам обусловлено сокращением объема нефтегазовых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации, что обусловлено, прежде всего снижением цены на нефть (41,4 долл./барр. в 2020 году и 63,8 долл./барр. годом ранее).
Средний уровень прочих сборов, таких как государственная пошлина, и неналоговых платежей, уплачиваемых организациями и предпринимателями в бюджетную систему страны, за последние 7 лет не превышал 1% к ВВП. В 2020 году совокупный уровень указанных доходов составил 0,94% к ВВП. Таким образом, фискальная нагрузка на экономику суммарно составила 31,38% к ВВП (таблица 3).
Таблица 3. Фискальная нагрузка (налоги и платежи, поступающие в бюджетную систему Российской Федерации) на экономику Российской Федерации в 2014-2020 гг.
% к ВВП | |||||||
Показатель |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Доходы всего |
33,87 |
32,40 |
32,92 |
33,80 |
35,93 |
36,16 |
35,39 |
в том числе: | |||||||
Фискальная нагрузка |
32,10 |
29,92 |
29,38 |
31,14 |
33,46 |
33,36 |
31,38 |
Налоговые доходы и платежи |
31,36 |
28,97 |
28,64 |
30,35 |
32,72 |
32,53 |
30,44 |
Нефтегазовые доходы |
10,04 |
7,42 |
6,19 |
7,10 |
9,20 |
8,20 |
5,28 |
Ненефтегазовые доходы |
21,33 |
21,55 |
22,45 |
23,25 |
23,52 |
24,33 |
25,16 |
Доходы от прочих сборов и неналоговых платежей |
0,74 |
0,96 |
0,74 |
0,79 |
0,74 |
0,83 |
0,94 |
Источники данных: ВВП - Росстат, доходы бюджета расширенного правительства - Федеральное казначейство
Расчетный уровень налоговой нагрузки на экономику в Российской Федерации можно сопоставить с аналогичными показателями в странах-членах Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) (Таблица 4). При этом стоит отметить, что величина фискальной нагрузки по странам ОЭСР не включает в себя различного рода неналоговые платежи, которые хотя и установлены законодательством, но не являются предметом регулирования законодательства о налогах и сборах, таможенных платежах или страховых взносах на обязательное государственное социальное страхование.
Таблица 4. Налоговая нагрузка на экономику в странах ОЭСР в 2014-2019 гг.
% ВВП | ||||||
Страна |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 (оценка) |
Австралия |
27,33 |
27,92 |
27,60 |
28,50 |
28,68 |
н.д. |
Австрия |
42,71 |
43,10 |
41,91 |
41,76 |
42,21 |
42,44 |
Бельгия |
45,07 |
44,81 |
43,88 |
43,80 |
43,95 |
42,92 |
Великобритания |
31,83 |
32,16 |
32,73 |
32,83 |
32,89 |
32,98 |
Венгрия |
37,99 |
38,71 |
39,15 |
38,28 |
37,45 |
35,77 |
Германия |
36,70 |
36,99 |
37,42 |
37,79 |
38,54 |
38,81 |
Голландия |
37,05 |
37,01 |
38,40 |
38,70 |
38,80 |
39,33 |
Греция |
35,75 |
36,58 |
38,70 |
38,62 |
38,92 |
38,71 |
Дания |
48,53 |
46,13 |
45,69 |
45,85 |
44,35 |
46,34 |
Израиль |
31,15 |
31,31 |
31,11 |
32,54 |
30,95 |
30,47 |
Ирландия |
28,41 |
23,11 |
23,36 |
22,76 |
22,67 |
22,66 |
Исландия |
38,32 |
36,33 |
50,81 |
37,56 |
37,23 |
36,08 |
Испания |
33,59 |
33,59 |
33,29 |
33,87 |
34,60 |
34,65 |
Италия |
43,47 |
43,11 |
42,31 |
41,91 |
41,87 |
42,45 |
Канада |
31,34 |
32,68 |
33,17 |
33,11 |
33,22 |
33,46 |
Колумбия |
н.д. |
н.д. |
н.д. |
18,98 |
19,30 |
19,68 |
Латвия |
28,98 |
29,22 |
31,20 |
31,39 |
31,24 |
31,20 |
Литва |
27,49 |
28,88 |
29,69 |
29,47 |
30,17 |
30,34 |
Люксембург |
37,45 |
37,09 |
37,94 |
37,61 |
39,74 |
39,22 |
Мексика |
13,70 |
15,93 |
16,62 |
16,10 |
16,17 |
16,47 |
Новая Зеландия |
31,22 |
31,57 |
31,68 |
31,61 |
32,89 |
32,31 |
Норвегия |
38,79 |
38,43 |
38,71 |
38,78 |
39,57 |
39,93 |
Польша |
31,88 |
32,37 |
33,54 |
34,12 |
35,16 |
35,39 |
Португалия |
34,26 |
34,45 |
34,12 |
34,12 |
34,82 |
34,85 |
Словакия |
31,12 |
32,18 |
32,34 |
34,22 |
34,32 |
34,74 |
Словения |
36,19 |
36,35 |
36,51 |
37,13 |
37,41 |
37,65 |
США |
25,98 |
26,24 |
25,87 |
26,74 |
24,41 |
24,47 |
Турция |
24,58 |
25,09 |
25,30 |
24,68 |
23,99 |
23,08 |
Финляндия |
43,81 |
43,93 |
44,03 |
42,93 |
42,38 |
42,19 |
Франция |
45,45 |
45,28 |
45,37 |
46,07 |
45,93 |
45,40 |
Чехия |
33,10 |
33,35 |
34,24 |
34,44 |
34,99 |
34,93 |
Чили |
19,61 |
20,38 |
20,14 |
20,16 |
21,08 |
20,66 |
Швейцария |
26,88 |
27,60 |
27,71 |
28,42 |
28,05 |
28,53 |
Швеция |
42,59 |
43,08 |
44,21 |
44,31 |
43,92 |
42,91 |
Эстония |
32,27 |
33,31 |
33,54 |
32,52 |
32,89 |
33,07 |
Южная Корея |
24,59 |
25,16 |
26,24 |
25,36 |
26,75 |
27,38 |
Япония |
30,26 |
30,63 |
30,73 |
31,38 |
32,03 |
н.д. |
Средняя по ОЭСР |
33,60 |
33,72 |
34,42 |
33,74 |
33,88 |
33,84 |
Россия |
31,36 |
28,97 |
28,64 |
30,35 |
32,72 |
32,53 |
Россия (без учета нефтегазовых доходов) |
21,33 |
21,55 |
22,45 |
23,25 |
23,52 |
24,33 |
Источники данных: данные по ОЭСР - Revenue Statistics 1965-2020
Таблица 5. Налоговая нагрузка на экономику в странах Евразийского экономического союза в 2014-2020 гг.
% налоговых доходов к ВВП | |||||||
Показатель |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Россия |
33,87 |
31,89 |
32,92 |
33,36 |
35,54 |
35,82 |
34,69 |
Средняя по ЕАЭС (кроме России) |
30,04 |
28,12 |
27,65 |
28,26 |
28,96 |
28,99 |
27,63 |
Армения |
22,05 |
21,49 |
21,42 |
21,24 |
22,30 |
23,83 |
24,20 |
Беларусь |
38,93 |
38,81 |
39,02 |
38,71 |
39,65 |
38,42 |
35,15 |
Казахстан |
23,74 |
16,61 |
17,01 |
19,82 |
21,43 |
19,68 |
18,18 |
Киргизия |
35,44 |
35,57 |
33,13 |
33,29 |
32,47 |
34,05 |
33,01 |
Источники данных: Международный валютный фонд (http://elibrary-data.imf.org)
Разница в значениях уровня налоговой нагрузки в России по данным Международного валютного фонда (в 2020 году - 34,69%) и рассчитанного в соответствии с методикой, применяемой ОЭСР (в 2020 году - 30,44%) обусловлена различными подходами к определению общей суммы налоговых доходов (например, могут отличаться механизмы учета таможенных пошлин, налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами, взносов на обязательное социальное страхование).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.