Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Меры налоговой политики по видам налогов
Налог на прибыль организаций
1. Обеспечение возможности учета безвозмездно полученного налогоплательщиком имущества (имущественных прав) по полной стоимости, надлежащей к применению в налоговом учете, при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
2. Уточнение порядка налогового учета доходов и расходов при осуществлении лизинговых операций вследствие того, что с 1 января 2022 года становится обязательным отражение предмета лизинга в бухгалтерском учете как на балансе лизингодателя, так на балансе лизингополучателя (в целях налогового учета предмет лизинга может учитываться либо на стороне лизингодателя, либо на стороне лизингополучателя, в зависимости от содержания договора лизинга).
3. Изменение условий учета расходов на добровольное страхование: переход от закрытого перечня видов страхования к критериям соответствия расходов на такое страхование.
4. Определение порядка налогообложения доходов и расходов по операциям с цифровыми финансовыми активами в связи с принятием Федерального закона от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
5. Продление действия существующего порядка применения пониженной ставки налога на прибыль организаций в размере 15% в отношении процентов по облигациям российских организаций, обращающимся на организованным рынке ценных бумаг и номинированным в рублях, эмитированным после 31 декабря 2021 года.
Налог на доходы физических лиц
1. Введение обязанности Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлять налоговым органам сведения о владельцах сертификатов на материнский (семейный) капитал, распорядившихся его средствами, а также о размере использованных средств материнского (семейного) капитала, в целях автоматизации контроля за правомерностью предоставления имущественных налоговых вычетов.
2. Увеличение предельного возраста детей налогоплательщика до 24 лет в целях возможности предоставления социального налогового вычета в сумме расходов на оплату медицинских услуг и приобретение лекарственных препаратов для детей, обучающихся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
3. Предоставление права на получение стандартного налогового вычета, если на обеспечении налогоплательщика находятся дети или подопечные, признанные недееспособными.
4. Установление обязанности ГК "Агентство по страхованию вкладов" передавать в налоговые органы информацию о выплаченных вкладчикам процентах в случае ликвидации банка или при удовлетворении требований вкладчиков к банку в ходе конкурсного производства, в связи с отсутствием возможности передачи таких сведений самими банками.
5. При продаже семьями с детьми жилого помещения, приобретенного с использованием средств государственной поддержки, предоставление права при определении налоговой базы учета произведенных одним или несколькими членами семьи расходов на его покупку пропорционально доли каждого члена семьи в собственности на указанное жилое помещение. Право на учет указанных расходов в целях налогообложения предоставляется, если законодательством, в том числе региональным, в качестве условия предоставления указанной государственной поддержки определено выделение долей членам семьи, в частности, детям.
6. Наделение букмекерских контор и тотализаторов функциями налоговых агентов при выплате выигрышей в сумме до 15 тыс. рублей.
7. Распространение возможности уменьшения суммы налогооблагаемого дохода на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением имущественных прав, вместо получения имущественного налогового вычета (в пределах полученного дохода от продажи соответствующих имущественных прав).
8. Установление в целях освобождения от налогообложения предельных величин (нормативов) компенсационных выплат при оплате дистанционным работникам расходов, связанных с использованием ими собственного или арендованного оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств для выполнения трудовой функции.
9. Установление права налогоплательщика при продаже доли в уставном капитале общества, при выходе из состава участников общества, при получении имущества (имущественных прав) в случае ликвидации организации на уменьшение в целях налогообложения соответствующих доходов на величину, с которой был исчислен и уплачен налог при приобретении (получении) соответствующей доли в уставном капитале общества, а также на расходы наследодателя (дарителя) на приобретение доли в уставном капитале общества, если такая доля была приобретена налогоплательщиком в порядке наследования (дарения).
10. Закрепление особенностей налогообложения операций с цифровыми финансовыми активами.
11. Закрепление в налоговом законодательстве особенностей налогообложения вознаграждений при исполнении трудовых обязанностей дистанционно за пределами Российской Федерации. Предлагается установить, что выплачиваемые российскими организациями - работодателями вознаграждения за исполнение таких обязанностей относятся в целях налогообложения к доходам от источников в Российской Федерации.
12. Наделение иностранных юридических лиц функциями налоговых агентов по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов, выплачиваемых физическим лицам, выполняющим работы и услуги на территории Российской Федерации, в том числе в области информационных технологий, с использованием сети "Интернет".
Имущественные налоги
1. Установление особенностей налогообложения налогом на имущество организаций имущества, передаваемого по договорам аренды, обусловленное изменениями в правилах бухгалтерского учета имущества и возникающей в отдельных случаях неопределенностью в определении налогоплательщика.
2. Определение критериев дифференциации налоговых ставок, позволяющих разграничить налоговые ставки и налоговые льготы, устанавливаемые законами субъектов Российской Федерации, в целях улучшения администрирования налога на имущество организаций в связи с отменой декларации по отдельным объектам недвижимости, а также в целях повышения качества оценки налоговых расходов.
3. Определение моментом начала применения повышающих коэффициентов по земельному налогу в отношении земельных участков для жилищного строительства не с даты государственной регистрации права собственности на земельный участок, а с даты установления вида разрешенного использования земельного участка, предусматривающего жилищное строительство.
4. Ограничение применения коэффициента 1,1 при исчислении земельного налога в налоговом периоде, в котором установлены факты:
- неиспользования для сельскохозяйственного производства земельных участков сельскохозяйственного назначения;
- использования в предпринимательской деятельности земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства;
- изменения категории земельного участка или разрешенного использования.
5. Ограничение применения коэффициента 1,1 при исчислении налога на имущество физических лиц в налоговом периоде, в котором изменены характеристики объекта недвижимости, влияющие на кадастровую стоимость (площадь, вид разрешенного использования, степень готовности объекта и т.п.).
Налог на добавленную стоимость
1. Уточнение положений статей 149 и 164 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающих, что освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость (применение налоговой ставки по НДС в размере 10 процентов) применятся в отношении принадлежностей к медицинским изделиям, имеющим регистрационные удостоверения, только при наличии регистрационных удостоверений также и на данные принадлежности.
2. Увеличение со 100 до 300 рублей лимита расходов на приобретение или создание единицы товаров (работ, услуг), передаваемых в рекламных целях, и освобождаемых от НДС, поскольку действующий в настоящее время лимит указанных расходов не пересматривался с 2005 года (подпункт 25 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации).
3. Внесение изменений в налогообложение услуг застройщиков:
- освобождение от НДС в отношении услуг застройщика, оказываемых на основании заключенного договора участия в долевом строительстве, в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ), предусматривающего передачу застройщиком участнику долевого строительства нежилых помещений (в том числе гаражей и машино-мест) в многоквартирном жилом доме;
- отмена освобождения от НДС услуг застройщика, оказываемых при строительстве апартаментов на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ.
4. Установление особенности уплаты НДС при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и органами местного самоуправления права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута), согласно которому НДС исчисляет и уплачивает в бюджет покупатель (получатель) таких прав.
5. Изменение порядка определения места реализации работ (услуг) для целей НДС и добровольной постановки на учет для иностранных поставщиков с использованием НДС-офиса. Так, если в настоящее время определение места реализации работ (услуг) в целях применения НДС ставится в зависимость от различных факторов, то предлагается установить, что местом реализации работ (услуг) во всех случаях будет являться государство, в котором осуществляется деятельность покупателя. Такое изменение упросит действующий порядок определения места реализации работ (услуг). В случае, если покупателем работ (услуг) является российское лицо, то НДС всегда будет подлежать уплате российским лицом в качестве налогового агента. Вместе с тем, иностранный поставщик работ (услуг) сможет уплачивать НДС самостоятельно в случае добровольной постановки на налоговый учет в Российской Федерации. При этом данное предложение необходимо реализовывать одновременно с проработкой вопроса об изменении порядка определения места реализации работ (услуг) в торговых отношениях Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС).
Акцизы
1. Введение обязанности предоставления банковской гарантии в таможенный орган для организаций, которые ввозят в Российскую Федерацию алкогольную продукцию с территории ЕАЭС, подлежащую маркировке федеральными специальными марками. Соответствующая банковская гарантия должна предусматривать обязанность банка выплатить суммы акциза, неуплаченные налогоплательщиком или уплаченные не в полном объеме. Введение такого требования необходимо для исключения рисков неуплаты акциза при ввозе маркируемой алкогольной продукции на территорию Российской Федерации из государств-членов ЕАЭС, которые возникли после отмены требования представлять при приобретении федеральных специальных марок обязательство об их использовании исключительно по назначению и документ, подтверждающий его исполнение.
2. Предоставление возможности уплаты акциза по маркируемой алкогольной и табачной продукции, ввозимой в Российскую Федерацию с территории ЕАЭС, путем распоряжения авансовыми платежами, предусмотренными российским законодательством о таможенном регулировании. Мера позволит упростить для бизнеса процедуру уплаты акциза.
Специальные налоговые режимы
1. Уточнение порядка исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, при смене места нахождения организации (места жительства индивидуального предпринимателя) в случае, когда одним из субъектов Российской Федерации установлена пониженная налоговая ставка. Данная мера направлена на устранение неопределенности в части порядка расчета суммы налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, при смене места нахождения организации (места жительства индивидуального предпринимателя) в течение налогового периода, в случае, когда одним из субъектов Российской Федерации установлена пониженная налоговая ставка (ввиду отсутствия положений, регулирующих такой порядок, в действующей редакции главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации);
2. Снижение административной нагрузки на малый бизнес путем обеспечения бездекларационной уплаты налога и страховых взносов организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН с численностью работников не более 5 человек и имеющими предельную сумму годового дохода не более 60 млн рублей. Объектом налогообложения будут признаваться "доходы". Налог будет исчисляться налоговым органом на основании данных ККТ и банковских выписок, что освободит бизнес от необходимости ведения отчетности и ее представления в налоговые органы;
3. Внесение изменений в патентную систему налогообложения, предусматривающих ежегодную индексацию размера потенциального возможного к получению дохода на коэффициент-дефлятор, утверждаемый на федеральном уровне.
Страховые взносы
1. Установление нормирования необлагаемых страховыми взносами сумм выплат суточных работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, и надбавки за вахтовый метод работы лицам, выполняющим работы таким методом, взамен суточных.
2. Уточнение места представления расчета по страховым взносам плательщиками страховых взносов, которые отнесены к категории крупнейших налогоплательщиков.
Международное налогообложение
1. Дальнейшее развитие механизмов противодействия размыванию налоговой базы и института противодействия злоупотребления налоговыми льготами, касающихся ограничений на использование положений соглашений об избежании двойного налогообложения как механизма минимизации или уклонения от налогообложения, развития концепции фактического права на доход, правил определения статуса постоянного представительства иностранных организаций при осуществлении ими деятельности на территории Российской Федерации, уточнения перечня доходов, признаваемых доходами от источников в Российской Федерации.
2. Внесение изменений в главу 20.3 "Взаимосогласительная процедура в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации, направленных на дальнейшее совершенствование порядка проведения взаимосогласительных процедур. В частности, предполагается корректировка порядка, связанного с запросом дополнительной информации у налогоплательщика и налоговых органов, порядка реализации на практике решений, достигнутых в рамках взаимосогласительных процедур (порядок корректировки налоговой базы, порядок зачета или возврата налога).
3. Продолжение работы по внесению изменений в соглашения об избежании двойного налогообложения в части увеличения ставки налога у источника в отношении дивидендов и процентов с целью реализации мер, направленных на борьбу с уклонением от налогообложения посредством использования схем, с помощью которых большая часть доходов российского происхождения по сути выплачивается российским бенефициарам через так называемые "транзитные юрисдикции".
4. В рамках совместного проекта Группы 20 и ОЭСР участие в работе Инклюзивного органа, созданного по решению Группы 20 в рамках плана BEPS, по реформе международного налогообложения в условиях цифровизации экономики и последующее присоединение к международным инструментам, определяющим согласованный государствами-членами Инклюзивного органа порядок налогообложения прибыли международных групп компаний (МГК). Данный порядок будет устанавливать:
- новое основание для налогообложения и более справедливые правила распределения прибыли МГК, оказывающих цифровые услуги и услуги, ориентированные на конечного потребителя;
- новые правила для всех крупных МГК (не только цифровых), которые будут ограничивать неблаговидную конкуренцию в налоговой сфере посредством введения минимальной глобальной ставки корпоративного налога как средства защиты национальной налоговой базы.
Налогообложение международных холдинговых компаний
Внесение в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах изменений, обеспечивающих расширение возможностей перевода иностранных компаний в специальные административные районы (далее - САР) и дальнейшее стимулирование такого перевода, на основе одобренной Правительством Российской Федерации концепции совершенствования правового и налогового режимов в САР. В частности, для того чтобы сделать САР более привлекательными для перерегистрации бизнеса в эти юрисдикции, планируется предоставить таким компаниям возможность применять к своим доходам пониженные ставки по налогу на прибыль организаций при условии фактического перевода бизнеса, осуществления инвестиций в САР, создания рабочих мест и приобретения в собственность (либо аренды) офисного помещения в САР.
Налогообложение прибыли контролируемых иностранных компаний
В целях устранения двойного налогообложения предлагается не учитывать прибыль иностранной структуры без образования юридического лица в налоговой базе контролирующего лица указанной структуры в случае, если у него отсутствует возможность определить сумму прибыли этой структуры в силу установленных ее личным законом особенностей создания и ведения деятельности (с сохранением обязанности по представлению в налоговые органы уведомления о контролируемых иностранных компаниях).
Совершенствование налогового администрирования
1. Предоставление права налоговым органам применять предварительные обеспечительные меры для борьбы со схемами сокрытия недобросовестными плательщиками своего имущества и вывода активов. В связи с тем, что с момента начала налоговой проверки (окончания проведения камеральной налоговой проверки) до вынесения по ее итогам решения проходит достаточно долгий период времени, недобросовестные плательщики успевают скрыть свое имущество, уклоняясь тем самым от уплаты обязательных платежей. Чтобы пресечь использование подобных схем планируется ввести механизм обеспечения залогом неуплаченных обязательных платежей, регулируемых Налоговым кодексом Российской Федерации, с момента принятия решения о проведении выездной налоговой проверки (по итогам проведённой камеральной налоговой проверки). При этом подобное решение будет ограничено суммой, рассчитанной как разница между совокупной суммой налогов, сборов, страховых взносов, рассчитанных исходя из среднеотраслевой налоговой нагрузки и совокупной суммой налогов, сборов, страховых взносов, уплаченных плательщиком за период, проверяемый в рамках налоговой проверки.
2. Для противодействия практике уклонения от уплаты налогов посредством применения схем расчётов с дебиторами, минуя собственные расчётные счета, по которым налоговыми органами вынесены решения о приостановлении операций, предлагается реализовать ряд следующих мер:
- введение порядка обращения взыскания задолженности организаций и индивидуальных предпринимателей по обязательным платежам, регулируемым Налоговым кодексом Российской Федерации, на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах в банках дебиторов плательщиков-должников. Такое решение будет выноситься при условии подтверждения дебиторской задолженности как должником, так и соответствующими дебиторами. Предполагается, что такое решение о взыскании будет исполняться дебитором добровольно путём перечисления денежных средств на указанный в этом решении счёт налогоплательщика-должника, чтобы избежать последующего принудительного взыскания соответствующей задолженности судебными приставами-исполнителями, как это предусмотрено действующим законодательством;
- расширение применения ответственности, предусмотренной статьёй 125 Налогового кодекса Российской Федерации, за несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом при принятии налоговым органом обеспечительных мер в соответствии с пунктом 10 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении дебиторской задолженности.
3. Совершенствование порядка применения обеспечительной меры по взысканию обязательных платежей, регулируемых Налоговым кодексом Российской Федерации, в виде приостановления операций по банковским счетам плательщика-должника. Правоприменительная практика показала, что при наличии у плательщика единственного банковского счёта и при условии оперативного получения налоговым органом информации о достаточности остатка средств на этом счёте для погашения задолженности не требуется применять приостановление операций по нему. В связи с чем представляется возможным смягчить условия и исключить действующее ограничение по открытию новых банковских счетов при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам плательщика, распространив на вновь открытые им счета обеспечительную меру в виде приостановления операций по ним.
4. Предоставление налоговым органам прав:
- на частичную отмену (замену) принятой налоговым органом обеспечительной меры, в случае частичного исполнения плательщиком решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения (частичного исполнения лицом решения о взыскании обязательных платежей, регулируемых Налоговым кодексом Российской Федерации), его частичной отмены в досудебном или судебном порядке;
- применения обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества без согласия налогового органа и приостановления операций по счетам в банке налоговым органом в соответствии с установленной последовательностью их применения исходя из фактического наличия имущества плательщика, с учетом имеющейся у налогового органа информации.
5. Совершенствование положений Налогового кодекса Российской Федерации в части реализации полномочий налоговых органов, с учётом экстерриториального принципа. В том числе исключение указаний на конкретные налоговые органы при регулировании порядка взыскания обязательных платежей, истребования документов (информации), что необходимо для оптимизации рабочих процессов налоговых органов.
6. Совершенствование порядка учёта организаций и физических лиц в налоговых органах в связи с развитием уровня информатизации и автоматизации процессов в этой сфере. В частности, предлагается расширить способы подачи заявления о постановке на учёт в налоговые органы и унифицировать документы, подтверждающие постановку на учёт.
7. Совершенствование порядка досудебного урегулирования налоговых споров в части упрощения и расширения его действия на неохваченные им споры имущественного характера.
8. Совершенствование института налоговой тайны, включая введение возможности передавать сведения, составляющие налоговую тайну, иному лицу по заявлению плательщика-собственника таких сведений.
9. Внедрение института электронной банковской гарантии, которая будет поступать в налоговые органы непосредственно от гарантов (банков) для повышения доступности и безопасности использования банковских гарантий, в том числе при возмещении налога на добавленную стоимость (освобождении от уплаты акцизов) в заявительном порядке. Такой механизм позволит обеспечить быструю и прозрачную логистику, сократить временные и финансовые затраты налогоплательщиков.
10. Автоматическое предоставление физическим лицам, имеющим личный кабинет заявителя на едином портале государственных и муниципальных услуг, доступа к личному кабинету налогоплательщика. Это позволит упростить взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.