город Калуга |
|
31 марта 2023 г. |
Дело N А83-10246/2021 |
Резолютивная часть постановления оглашена 30 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 марта 2023 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Ипатова А.Н. Григорьевой М.А. Ивановой М.Ю. |
||
судей | |||
при участии в заседании: | |||
от заявителя жалобы:
от иных лиц, участвующих в деле: |
не явились, извещены надлежаще;
не явились, извещены надлежаще; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу конкурсного управляющего ООО "ТВС-Крым" Мартиросяна М.Р. на определение Арбитражного суда Республики Крым от 03.10.2033 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2023 по делу N А83-10246/2021,
УСТАНОВИЛ:
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 28.04.2021 заявление акционерного общества "Строительно-монтажное управление N 14" о признании ликвидируемого должника общества с ограниченной ответственностью "ТВС-КРЫМ" несостоятельным (банкротом) в упрощенном порядке, принято к рассмотрению, возбуждено производство по делу N А83-10246/2021, назначено судебное заседание по рассмотрению обоснованности заявления.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 17.06.2021 ООО "ТВС-КРЫМ" признано несостоятельным (банкротом), открыта процедура конкурсного производства сроком на шесть месяцев, по упрощенной процедуре ликвидируемого должника. Конкурсным управляющим утвержден Мартиросян Мартин Ростомович.
29.04.2022 в Арбитражный суд Республики Крым обратилась ФНС России о признании кредиторских требований в 24 784 788,12 руб. обоснованными и подлежащими включению в реестр требований кредиторов.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 03.10.2022, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2023, признаны обоснованными требования ФНС России в размере 24 784 788,12 руб., из которых 16 529 588,00 руб. - основная задолженность подлежит включению в третью очередь реестра требований кредиторов, пени и штрафы в сумме 8 255 200,12 руб. надлежит учитывать отдельно в реестре требований кредиторов. Суд пришел к выводу, что уполномоченным органом не пропущен срок на подачу заявления, поскольку он обратился в двухмесячный срок с вступления в силу решения ИФНС России по г. Симферополю N 21-13/23 от 04.02.2022 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами в части очередности удовлетворения требований, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, конкурсный управляющий ООО "ТВС-Крым" Мартиросяна М.Р. обратился в суд с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты изменить и признать имущественные требования ФНС России в общей сумме 24 784 788,12 руб. подлежащими удовлетворению за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
В судебное заседание кассационной инстанции заявитель и иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Дело рассмотрено без их участия в порядке, предусмотренном ст. 284 АПК РФ.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия кассационной инстанции считает необходимым определение суда первой инстанции и апелляционное постановление оставить без изменения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, требования уполномоченного органа основаны на вступившем в законную силу Решении ИФНС России по г. Симферополю N 21-13/23 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от "04" февраля 2022 г., соответственно наличие и размер задолженности ООО "ТВС-Крым" в сумме 24 784 788,12 руб. (из которых 16 529 588,00 руб. - основная задолженность, 8 255 200,12 руб. - пени и штрафы).
Полное/частичное погашение задолженности перед уполномоченным органом не производилось.
Сумму задолженности перед налоговым органом конкурсный управляющий признает, обоснованность ее начисления не оспаривает.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь ст.ст.16,71,100,134,137 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), разъяснениями, данными в пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", п. 10 "Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016), п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве", пришли к правомерному выводу, что требования ФНС России в размере 24 784 788,12 руб. являются обоснованными, из которых 16 529 588,00 руб. - основная задолженность подлежит включению в третью очередь реестра требований кредиторов, пени и штрафы в сумме 8 255 200,12 руб. надлежит учитывать отдельно в реестре требований кредиторов.
Законность обжалуемых судебных актов в данной части заявитель не оспаривает.
Доводы конкурсного управляющего о пропуске налоговым органом двухмесячного срока на подачу заявления правомерно отклонены судом апелляционной инстанции в связи со следующим.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Симферополю принято решение от 30.06.2021 N 21-12/23 о проведении выездной налоговой проверки в отношении ООО "ТВС - Крым", проверяемый период с 01.01.2018 по 31.12.2020.
Срок проведения выездной налоговой проверки по налогоплательщику ООО "ТВС-Крым" с 30.06.2021 по 24.09.2021. В рамках проведения проверки в соответствии с подпунктом 1 пункта 9 статьи 89 НК РФ по решению Инспекции выездная налоговая проверка приостанавливалась 2 раза, основанием приостановления выездной налоговой проверки являлось необходимость истребовать документы (информацию) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ.
Согласно п. 15 ст. 89 НК РФ в последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю. В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.
Справка о проведенной проверке направлена налогоплательщику по почте заказным письмом 30.09.2021 и в соответствии с абз. 2, 3 п. 4 ст. 31 НК РФ датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма - 08.10.2021.
В соответствии с п. 1, ст. 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.
По результатам проведенной выездной налоговой проверки составлен Акт N 21-12/23 от 24.11.2021
В соответствии с п. 5 ст. 100 НК РФ Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Акт налоговой проверки N 21-12/23 от 24.11.2021 в отношении ООО "ТВС-Крым направлен налогоплательщику по почте заказным письмом 02.12.2021 и получен - 10.12.2021.
В соответствии с п. 2 ст. 101 НК РФ извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки ООО "ТВС-Крым от 17.12.2021 N 21-12/23 направлено налогоплательщику по почте заказным письмом 20.12.2021 и в соответствии с абз.2,3 п. 4 ст. 31 НК РФ датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма - 27.12.2021.
Таким образом, налоговый орган выполнил свою обязанность согласно п. 2 ст. 101 НК РФ.
Письменные возражения на Акт налоговой проверки в срок, предусмотренный п. 6 ст. 100 НК РФ (не позднее 10.01.2022) ООО "ТВС-Крым" в налоговый орган не поступали.
В соответствии с п. 1 ст. 101 НК РФ Акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Материалы налоговой проверки рассмотрены начальником ИФНС России по г. Симферополю, в соответствии с п.3 ст.101 НК РФ в отсутствие надлежащим способом извещенного руководителя (представителя) ООО "ТВС-Крым" (Решение N 21-12/23-1 об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с неявкой лица, участие которого необходимо для их рассмотрения от 14.01.2022 направлено почтовым отправлением ШПИ 29505367001325, получено 25.01.2022).
Решение ИФНС России по г. Симферополю N 21-13/23 от 04.02.2022 направлено в адрес конкурсного управляющего Мартиросяна М.Р. в соответствии с п.9 ст.101 Налогового кодекса Российской Федерации, посредством почтовой связи от 09.02.2022. Отметка о получении почтовой корреспонденции от 21.02.2022. Апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган на Решение ИФНС России по г. Симферополю N 21-13/23 от 04.02.2022 не направлялась, следовательно, 22.03.2022 решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступило в законную силу.
В соответствии с пунктом 12 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием Уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства Утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016, очередность удовлетворения требования уполномоченного органа, основанного на результатах налоговой проверки должника, решение по результатам которой не вступило в силу к моменту введения процедуры конкурсного производства, не понижается, если требование своевременно заявлено после вступления такого решения в силу.
При установлении таких требований в деле о банкротстве необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 126 Закона о банкротстве со дня принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, за исключением текущих платежей и иных требований, поименованных в Законе о банкротстве, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Общий срок предъявления требований, по истечении которого реестр требований кредиторов подлежит закрытию, определен пунктом 1 статьи 142 Закона о банкротстве и составляет два месяца.
Последствием предъявления требований с нарушением данного срока, согласно пункту 4 статьи 142 Закона о банкротстве, является их удовлетворение за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, то есть понижение очередности удовлетворения.
По смыслу данных положении Закона о банкротстве в общем случае понижение очередности удовлетворения требований кредиторов применяется, если возможность предъявления требований в двухмесячный срок объективно существовала, но не была своевременно реализована кредитором.
В свою очередь, из системного толкования положений статей 88, 89, 100.1, 101 НК РФ следует, что доначисление сумм налога может быть осуществлено налоговым органом только по результатам проведения налоговой проверки, которые в соответствии со статьями 101.2, 138 НК РФ могут быть пересмотрены вышестоящим налоговым органом по апелляционной жалобе налогоплательщика (налогового агента) и приобретают юридическую силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.
В связи с этим при установлении требований по обязательным платежам должно учитываться, имелись ли у уполномоченного органа объективные препятствия для предъявления требований, возникновение которых обуславливалось необходимостью соблюдения установленных законодательством процедур выявления задолженности по обязательным платежам, обеспечения прав плательщиков обязательных платежей при их привлечении к публично-правовой ответственности.
Следовательно, двухмесячный срок предъявления требований уполномоченным органом, указанный в пункте 1 статьи 142 Закона о банкротстве, не течет в период с начала проведения налоговой проверки на протяжении всего времени, пока не вступит в силу решение налогового органа по результатам этой проверки.
Таким образом, после вступления в законную силу Решения ИФНС России по г. Симферополю N 21-12/23 от 04.02.2022 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения Уполномоченный орган своевременно, 29.04.2022 обратился в арбитражный суд с заявлением N 21-33/05511 о включении доначисленных сумм задолженности в реестр требования кредиторов ООО "ТВС - Крым".
Поскольку убедительных доводов, опровергающих выводы судов первой и апелляционной инстанций, заявителем кассационной жалобы не приведено, с учетом отсутствия нарушений судами нижестоящих инстанций норм процессуального права, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст.ст. 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Крым от 03.10.2033 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2023 по делу N А83-10246/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня вынесения в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Ипатов |
Судьи |
М. А. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу данных положении Закона о банкротстве в общем случае понижение очередности удовлетворения требований кредиторов применяется, если возможность предъявления требований в двухмесячный срок объективно существовала, но не была своевременно реализована кредитором.
В свою очередь, из системного толкования положений статей 88, 89, 100.1, 101 НК РФ следует, что доначисление сумм налога может быть осуществлено налоговым органом только по результатам проведения налоговой проверки, которые в соответствии со статьями 101.2, 138 НК РФ могут быть пересмотрены вышестоящим налоговым органом по апелляционной жалобе налогоплательщика (налогового агента) и приобретают юридическую силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.
В связи с этим при установлении требований по обязательным платежам должно учитываться, имелись ли у уполномоченного органа объективные препятствия для предъявления требований, возникновение которых обуславливалось необходимостью соблюдения установленных законодательством процедур выявления задолженности по обязательным платежам, обеспечения прав плательщиков обязательных платежей при их привлечении к публично-правовой ответственности.
Следовательно, двухмесячный срок предъявления требований уполномоченным органом, указанный в пункте 1 статьи 142 Закона о банкротстве, не течет в период с начала проведения налоговой проверки на протяжении всего времени, пока не вступит в силу решение налогового органа по результатам этой проверки."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 31 марта 2023 г. N Ф10-1207/23 по делу N А83-10246/2021
Хронология рассмотрения дела:
29.11.2023 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-3695/2021
21.06.2023 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-3695/2021
31.03.2023 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1207/2023
15.02.2023 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-3695/2021
31.01.2023 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-3695/2021
14.12.2022 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-3695/2021
24.02.2022 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-3695/2021
16.02.2022 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-3695/2021
10.02.2022 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-3695/2021
17.06.2021 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-10246/2021