Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Тюменской области
от 01 октября 2021 г. N 600-п
Положение
об осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции
I. Общие положения
1. Настоящее Положение об осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Положение) устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - региональный государственный контроль (надзор).
2. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется в соответствии с положениями, установленными Федеральными законами от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), на основании Закона Тюменской области от 29.12.2005 N 439 "Об особенностях регулирования оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Тюменской области", а также иными нормативными правовыми актами, размещаемыми в сети "Интернет" на Официальном портале органов государственной власти Тюменской области (https://admtyumen.ru).
3. Предметом регионального государственного контроля (надзора) является:
1) соблюдение организациями лицензионных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионных требований к производству, поставкам, хранению и розничной продаже произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции);
2) соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона N 171-ФЗ, обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, обязательных требований к фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе сведений об обороте алкогольной продукции лицами, осуществляющими ее розничную продажу, за исключением обязательных требований, установленных техническими регламентами;
3) соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами обязательных требований к декларированию объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, объема собранного винограда для производства винодельческой продукции.
4. Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тюменской области, осуществляющим региональный государственный контроль (надзор), является Департамент потребительского рынка и туризма Тюменской области (далее - Департамент).
5. Уполномоченными должностными лицами на осуществление регионального государственного контроля (надзора) являются государственные служащие Департамента:
1) директор Департамента;
2) заместитель директора Департамента;
3) начальник отдела административной практики и декларирования;
4) начальник отдела лицензирования;
5) начальник юридического отдела;
6) главный специалист отдела административной практики и декларирования;
7) главный специалист отдела лицензирования;
8) главный специалист юридического отдела.
6. Уполномоченными должностными лицами Департамента на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) являются:
1) директор Департамента;
2) заместитель директора Департамента.
7. Департамент осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
8. Объектами регионального государственного контроля (надзора) (далее - объект контроля) являются:
1) деятельность, действия (бездействие) индивидуальных предпринимателей и организаций в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, в рамках которой должны соблюдаться обязательные требования, предъявляемые при осуществлении данной деятельности, действия (бездействие);
2) результаты деятельности организаций в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, к которым предъявляются обязательные требования в рамках регионального государственного контроля (надзора);
3) здания, помещения, сооружения, оборудование, устройства, предметы, и другие объекты, которыми индивидуальные предприниматели и организации владеют и (или) пользуются в рамках осуществления деятельности в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и к которым предъявляются обязательные требования.
9. Департаментом в соответствии с частью 2 статьи 16 и частью 5 статьи 17 Федерального закона N 248-ФЗ в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) ведется учет объектов контроля, указанных в пункте 8 настоящего Положения, с использованием государственных информационных систем.
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора)
10. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в соответствии со статьями 23 - 25 Федерального закона N 248-ФЗ устанавливаются индикаторы риска нарушения обязательных требований законодательства в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции согласно приложению 1 к Положению.
11. Индикатором риска нарушения обязательных требований является соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
12. В связи с тем, что в соответствии с частью 5 статьи 23.1 Федерального закона N 171-ФЗ при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся, категории рисков для контролируемых лиц, виды и периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий для каждой категории риска не устанавливаются.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
13. В целях стимулирования добросовестного соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований, создания условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышения информированности о способах их соблюдения Департамент осуществляет профилактические мероприятия в соответствии с ежегодно утверждаемой программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - программа профилактики).
Программа профилактики утверждается Департаментом ежегодно не позднее 20 декабря предшествующего года и размещается на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет" в течение 5 дней со дня утверждения.
14. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) Департаментом могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
15. Информирование.
15.1. Департаментом осуществляется информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований в порядке, установленном статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ.
Актуальная информация, относящаяся к предмету осуществления регионального государственного контроля (надзора), размещается в сети "Интернет" на Официальном портале органов государственной власти Тюменской области https://admtyumen.ru.
16. Обобщение правоприменительной практики.
16.1. Обобщение правоприменительной практики проводится для решения задач, предусмотренных частью 1 статьи 47 Федерального закона N 248-ФЗ.
16.2. По итогам обобщения правоприменительной практики Департамент ежегодно готовит доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики Департамента (далее - доклад о правоприменительной практике).
Департамент обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике.
16.3. Доклад о правоприменительной практике утверждается не позднее 15 марта года, следующего за отчетным. Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом директора Департамента и размещается на странице Департамента на Официальном портале органов государственной власти Тюменской области в сети "Интернет" в течение 10 календарных дней со дня его утверждения.
17. Объявление предостережения.
17.1. При наличии у Департамента сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Департамент объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
17.2. Предостережение объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 248-ФЗ, и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований. Предостережение не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.
17.3. Контролируемое лицо вправе подать в Департамент возражение в отношении предостережения (далее - возражение), в котором указываются:
- наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства;
- идентификационный номер налогоплательщика - юридического лица, индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства;
- дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
- обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
17.4. Возражение направляется в Департамент в течение 10 рабочих дней со дня его получения контролируемым лицом в бумажном виде посредством почтового отправления либо в виде электронного документа, подписанного в соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
17.5. Департамент рассматривает возражения, по итогам рассмотрения направляет ответ о согласии или несогласии с возражениями контролируемому лицу в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений.
17.6. При отсутствии возражений контролируемое лицо в указанный в предостережении срок направляет в Департамент уведомление об исполнении предостережения.
17.7. Уведомление об исполнении предостережения направляется в Департамент контролируемым лицом в бумажном виде посредством почтового отправления либо в виде электронного документа, подписанного в соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ, на указанный в предостережении адрес электронной почты.
17.8. Департамент осуществляет учет объявленных им предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и используют соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
Учет объявленных предостережений осуществляется в журнале учета профилактических мероприятий.
18. Консультирование.
18.1. Должностные лица контрольного (надзорного) органа по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляют консультирование в соответствии со статьей 50 Федерального закона N 248-ФЗ.
18.2. Должностное лицо Департамента осуществляет консультирование по следующим вопросам:
1) Перечень нормативных правовых актов в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
2) Лицензионные требования к розничной продаже алкогольной продукции.
3) Обязательные требования к розничной продаже алкогольной продукции.
4) Декларирование объемов розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, спиртосодержащей продукции.
5) Декларирование объемов розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
6) Дополнительные ограничения розничной продажи алкогольной продукции, действующие в Тюменской области.
7) Организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора).
8) Предмет регионального государственного контроля (надзора).
9) Состав и порядок осуществления профилактических мероприятий.
10) Порядок обжалования решений Департамента, действий (бездействия) его должностных лиц.
11) Порядок подачи возражений на предостережение.
18.3. Письменное консультирование осуществляется по вопросам, предусмотренным подпунктами 10, 11 пункта 18.2 Положения, при условии письменного обращения контролируемого лица в Департамент посредством направления обращения почтовым отправлением либо в виде электронного документа, подписанного в соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
По итогам рассмотрения письменного обращения информация предоставляется контролируемому лицу в письменной форме в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
18.4. Консультирование может осуществляться должностным лицом Департамента по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме, письменно - при поступлении письменного обращения в соответствии с пунктом 18.3 Положения либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
Консультирование осуществляется без взимания платы.
18.5. Консультирование по однотипным обращениям контролируемых лиц осуществляется посредством размещения в сети "Интернет" на Официальном портале органов государственной власти Тюменской области (https://admtyumen.ru) письменного разъяснения, подписанного директором (заместителем директора) Департамента, по результатам ежеквартального анализа поступивших обращений.
18.6. В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц Департамента, иных участников контрольного (надзорного) мероприятия, а также результаты проведенных в рамках контрольного (надзорного) мероприятия экспертизы, испытаний.
18.7. Информация, ставшая известной в ходе консультирования, не может использоваться в целях оценки контролируемого лица по вопросам соблюдения обязательных требований.
19. Профилактический визит.
19.1. Профилактический визит контролируемого лица может проводиться по ходатайству контролируемого лица. В ходатайстве о проведении профилактического визита указываются предлагаемые дата и время профилактического визита, адрес места нахождения обособленного подразделения контролируемого лица, контактные сведения. Дату, время, способ проведения профилактического визита определяет Департамент с учетом сведений, содержащихся в ходатайстве о проведении профилактического визита.
19.2. Обязательный профилактический визит проводится в отношении контролируемых лиц, приступивших к осуществлению деятельности в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, не позднее чем в течение одного года с даты начала такой деятельности в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
Профилактические визиты проводятся по согласованию с контролируемыми лицами.
19.3. Должностное лицо Департамента проводит обязательный профилактический визит в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо с использованием видео-конференц-связи. В ходе обязательного профилактического визита контролируемое лицо информируется по вопросам, указанным в пункте 18.2 настоящего Положения, а также по следующим вопросам:
1) содержания нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, о внесенных изменениях в действующие нормативные правовые акты, а также о сроках и порядке вступления их в силу, применяемых к деятельности контролируемого лица либо к принадлежащим ему объектам контроля;
2) применения сложных и (или) наиболее значимых обязательных требований, а также обязательных требований, по которым отмечены случаи их массового нарушения, либо последствия нарушения которых влекут серьезную угрозу охраняемым законом ценностям.
19.4. О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
19.5. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом Департамент не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.
19.6. Продолжительность проведения обязательного профилактического визита не может превышать один рабочий день.
19.7. По итогам профилактического визита составляется акт.
19.8. При проведении профилактического визита контролируемому лицу не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
19.9. В случае если при проведении профилактического визита установлено, что объектами контроля не соблюдаются обязательные требования в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, должностное лицо Департамента незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу Департамента, указанному в пункте 6 настоящего Положения, для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
19.10. Учет обязательных профилактических визитов осуществляется путем ведения в Департаменте электронного журнала.
IV. Осуществление регионального государственного контроля (надзора)
20. Решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия Департамента принимает уполномоченное должностное лицо Департамента, указанное в пункте 6 настоящего Положения.
Решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия принимается с учетом индикаторов риска нарушения обязательных требований, приведенных в приложении 1 к настоящему Положению.
21. В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия указываются сведения, установленные частью 1 статьи 64 Федерального закона N 248-ФЗ, а также перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора).
22. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий должностными лицами Департамента для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, а также иные способы фиксации доказательств.
О производстве фотосъемки, аудио- и видеозаписи должностное лицо, проводящее контрольное (надзорное) мероприятие, объявляет контролируемому лицу или его представителю до начала контрольного (надзорного) действия.
23. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для доказательств нарушений обязательных требований, прикладываются к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
24. Индивидуальный предприниматель, являющийся контролируемым лицом, вправе представить в Департамент документально подтвержденную информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случаях:
- заболевания, связанного с утратой трудоспособности;
- препятствия, возникшего в результате действия непреодолимой силы;
- иных уважительных причин.
По результатам рассмотрения указанной информации проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится Департаментом на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения индивидуального предпринимателя.
25. Осуществление регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением организациями лицензионных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионных требований к производству, поставкам, хранению и розничной продаже произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции) осуществляется в форме внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий.
26. Осуществление регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением организациями, индивидуальными предпринимателями обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона N 171-ФЗ, обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, обязательных требований к фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе сведений об обороте алкогольной продукции лицами, осуществляющими ее розничную продажу, за исключением обязательных требований, установленных техническими регламентами, осуществляется в форме внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий.
27. Осуществление регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением организациями, индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами обязательных требований к декларированию объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, объема собранного винограда для производства винодельческой продукции осуществляется в форме контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) действий, не требующих взаимодействия с контролируемым лицом.
28. К отношениям, связанным с предметом регионального государственного контроля (надзора), указанных в пунктах 25 - 27 настоящего Положения, применяются положения Федерального закона N 248-ФЗ с учетом особенностей, установленных Федеральным законом N 171-ФЗ.
29. При осуществлении регионального государственного контроля без взаимодействия с контролируемым лицом на основании заданий уполномоченных должностных лиц Департамента, указанных в подпунктах 1, 2 пункта 5 настоящего Положения, проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия (далее - контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия):
1) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
2) выездное обследование.
30. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) Департаментом проводятся следующие виды внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий:
1) контрольная закупка;
2) инспекционный визит;
3) документарная проверка;
4) выездная проверка.
31. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется в соответствии с общими требованиями, установленными статьей 65 Федерального закона N 248-ФЗ.
32. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия осуществляются в соответствии со статьей 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
33. Контрольная закупка.
33.1. В ходе контрольной закупки может совершаться контрольное (надзорное) действие:
1) осмотр;
2) эксперимент.
33.2. Контрольная закупка (за исключением дистанционной контрольной закупки) проводится в присутствии двух свидетелей или двух должностных лиц Департамента либо с применением видеозаписи. В случае необходимости в целях фиксации процесса контрольной закупки при ее проведении применяются фотосъемка, аудио- и видеозапись.
33.3. Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления контролируемого лица.
33.4. Внеплановая контрольная закупка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с пунктами 3 - 6 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
33.5. Срок непосредственного личного взаимодействия должностного лица Департамента и контролируемого лица при проведения контрольной закупки не может превышать один рабочий день.
33.6. Под экспериментом понимается контрольное (надзорное) действие, заключающееся в создании тест-ситуаций осуществления розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
33.6.1. Эксперимент проводится должностным лицом Департамента по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) непосредственно в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
33.6.2. Эксперимент проводится способами, применяемыми потребителями при приобретении товаров (работ, услуг) и совершении соответствующих сделок с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими продажу товаров.
33.6.3. По результатам эксперимента должностным лицом Департамента составляется протокол эксперимента, в котором описывается использованная при его проведении тест-ситуация и результаты эксперимента.
33.6.4. К протоколу эксперимента прилагаются документы, подтверждающие факт приобретения товаров, включая кассовые чеки и приравненные к ним бланки строгой отчетности.
34. Инспекционный визит.
34.1. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) инструментальное обследование;
5) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
34.2. Инспекционный визит проводится должностным лицом Департамента без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника объекта.
34.3. Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном объекте контроля не может превышать один рабочий день.
34.4. Инспекционный визит проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1, 3 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
34.5. Внеплановый инспекционный визит может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3 - 6 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
34.6. Контролируемые лица или их представители обязаны обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в здания, сооружения, помещения.
35. Документарная проверка.
35.1. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов.
35.2. Документарная проверка проводится должностным лицом Департамента по месту нахождения Департамента.
35.3. Документарная проверка проводится в соответствии с требованиями, установленными частями 4 - 7, 9 статьи 72 Федерального закона N 248-ФЗ.
35.4. В ходе документарной проверки рассматриваются документы контролируемых лиц, имеющиеся в распоряжении Департамента, результаты предыдущих контрольных (надзорных) мероприятий, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах, осуществленных в отношении этих контролируемых лиц регионального государственного контроля (надзора).
36. Выездная проверка.
36.1. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов;
5) отбор проб (образцов);
6) инструментальное обследование;
7) экспертиза.
36.2. Выездная проверка проводится должностным лицом Департамента по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
36.3. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является пункт 6 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ и которая для микропредприятия не может продолжаться более 40 часов.
36.4. Отбор образцов продукции (товаров) осуществляется должностным лицом Департамента в порядке, установленном документами по стандартизации, правилами отбора проб (образцов) и методами их исследований (испытаний) и измерений, техническими регламентами или иными нормативными техническими документами, правилами, методами исследований (испытаний) и измерений и иными документами для направления указанных проб (образцов) на испытания и (или) экспертизу в экспертную организацию в целях проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. Отбор проб (образцов) оформляется соответствующим протоколом. Протокол отбора проб (образцов) является приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
36.4.1. Образцами продукции (товаров) при проведении выездной проверки является алкогольная и спиртосодержащая продукции, находящаяся на объектах контроля.
Должностное лицо Департамента не может осуществить отбор образцов продукции, находящейся на объектах контроля, которая не является алкогольной или спиртосодержащей продукцией.
36.4.2. Отбор продукции (товаров) осуществляется в количестве, необходимом и достаточном для проведения инструментального обследования, экспертизы.
Способ упаковки отобранной продукции (товаров) должен обеспечивать ее сохранность и пригодность для дальнейшего соответствующего инструментального обследования, экспертизы.
36.4.3. После отбора продукции (товаров) составляется протокол отбора продукции (товаров), в котором указываются:
- дата и место составления протокола;
- фамилия и инициалы должностного лица Департамента, составившего протокол;
- сведения о контролируемом лице или его представителе, присутствовавших при отборе продукции (товаров);
- иные сведения, имеющие значение для идентификации продукции (товаров).
36.4.4. Протокол отбора продукции (товаров) прилагается к акту контрольного (надзорного) мероприятия, копия протокола вручается контролируемому лицу или его представителю.
36.4.5. Отбор проб (образцов) продукции (товаров) при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отсутствие контролируемого лица или его представителя проводится с обязательным использованием видеозаписи.
36.5. Проведение экспертиз осуществляется по поручению должностного лица Департамента экспертными организациями, аккредитованными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, либо экспертами, имеющими специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности и аттестованными в установленном порядке.
36.6. При проведении инструментального обследования должностное лицо Департамента вправе использовать специальные приборы, соответствующие требованиям статьи 82 Федерального закона N 248-ФЗ, в том числе приборы определения подлинности федеральных специальных марок и акцизных марок.
36.7. Срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия может быть приостановлен уполномоченным должностным лицом Департамента на основании мотивированного представления должностного лица Департамента в случае, если срок осуществления экспертиз или испытаний превышает срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия, до получения результатов осуществления экспертиз или испытаний.
37. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется без применения специальных режимов государственного контроля (надзора).
V. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
38. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия оформляются в порядке, предусмотренном главой 16 Федерального закона N 248-ФЗ.
39. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, должностным лицом Департамента составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия в порядке, установленном Федеральным законом N 248-ФЗ.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
41. В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия сведения об этом вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Должностное лицо Департамента вправе выдать рекомендации по соблюдению обязательных требований, провести иные мероприятия, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
42. В случае если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в акте указывается факт его устранения. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту. Заполненные при проведении контрольного (надзорного) мероприятия проверочные листы должны быть приобщены к акту.
43. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом должностное лицо Департамента в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан:
а) выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
б) при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков административного правонарушения в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции возбудить административное производство;
в) незамедлительно принять меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, если при проведении контрольного (надзорного) мероприятия установлено, что деятельность контролируемого лица при реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции представляет непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или что такой вред (ущерб) причинен.
44. Консультации по вопросу рассмотрения поступивших возражений в отношении акта контрольного (надзорного) мероприятия или его отдельных положений могут быть проведены в форме личного приема, по телефону, или посредством видео-конференц-связи с использованием информационно-коммуникационных технологий.
45. В случае, если контролируемое лицо устранило выявленные в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия нарушения обязательных требований до возбуждения должностным лицом Департамента дела об административном правонарушении, и если выданное предписание об устранении нарушений обязательных требований исполнено контролируемым лицом надлежащим образом, то меры, предусмотренные пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ (в части административных правонарушений), не принимаются.
VI. Обжалование решений Департамента, действий (бездействия) его должностных лиц
46. Действия (бездействие) должностных лиц Департамента, решения, принятые ими в ходе осуществления регионального государственного контроля (надзора), могут быть обжалованы в досудебном (внесудебном) порядке в соответствии с главой 9 Федерального закона N 248-ФЗ.
47. Жалоба на действия (бездействие) должностных лиц Департамента подается контролируемым лицом в Департамент в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) Портала государственных услуг Тюменской области.
При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
48. Жалоба на решение Департамента, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается директором (заместителем директора) Департамента.
Жалоба на действия (бездействие) директора (заместителя директора) Департамента рассматривается заместителем Губернатора Тюменской области, координирующим и контролирующим деятельность Департамента.
49. Жалоба оформляется в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 41 Федерального закона N 248-ФЗ. Директор Департамента принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение трех рабочих дней со дня регистрации жалобы в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 42 Федерального закона N 248-ФЗ.
Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным должностным лицом Департамента в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях указанный срок может быть продлен директором Департамента, но не более чем на 20 рабочих дней.
50. По итогам рассмотрения жалобы принимается одно из следующих решений:
а) оставляет жалобу без удовлетворения;
б) отменяет обжалуемое решение полностью или частично;
в) отменяет обжалуемое решение полностью и принимает новое решение;
г) признает обжалуемые действия (бездействие) должностных лиц незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
51. Решение Департамента, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещается в личном кабинете контролируемого лица на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) Портале государственных услуг Тюменской области не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.
Раздел VII вступает в силу с 1 марта 2022 г.
VII. Ключевые показатели вида контроля и их целевые значения для регионального государственного контроля (надзора)
52. Ключевые показатели регионального государственного контроля (надзора) отражают уровень минимизации вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, уровень устранения риска причинения вреда (ущерба) в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, по которым Департамент должен обеспечить достижение плановых значений.
Ключевые показатели, отражающие уровень минимизации вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям |
Целевые (плановые) значения |
Количество выявленных организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции без лицензии к 1000 лицензий |
не более 31 |
Количество изъятой из незаконного оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции к 1000 литрам легально реализованной алкогольной продукции |
не менее 9,9 |
53. Индикативные показатели осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции применяются для мониторинга контрольной деятельности, ее анализа, выявления проблем, возникающих при ее осуществлении, и определения причин их возникновения, характеризующих соотношение между степенью устранения риска причинения вреда (ущерба) и объемом трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также уровень вмешательства в деятельность контролируемых лиц.
54. Перечень индикативных показателей осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции приведен в приложении 2 к настоящему Положению.
55. Оценка результативности и эффективности осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции Департамента осуществляется на основе анализа ключевых и индикативных показателей вида контроля и их целевых значений.
VIII. Особенности оценки соблюдения лицензионных требований контролируемыми лицами, имеющими лицензию
56. К отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона N 248-ФЗ с учетом особенностей, установленных Федеральным законом N 171-ФЗ и настоящим Положением.
57. Оценка соответствия заявителя обязательным требованиям в рамках предоставления услуги по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции проводится Департаментом в порядке и сроки, утвержденные Правительством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.