Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1 изменено. - Постановление Администрации городского округа Первоуральск Свердловской области от 25 февраля 2022 г. N 353
Изменения применяются при исполнении бюджета городского округа Первоуральск на 2022 г. и плановый период 2023 и 2024 гг. и составлении бюджетной отчетности за 2022 г.
Приложение 1
к муниципальной программе
"Социальная поддержка граждан
городского округа Первоуральск
на 2022 - 2027 годы"
Раздел 1. Характеристика и анализ текущих проблем, на решение которых направлена муниципальная программа "Социальная поддержка граждан городского округа Первоуральск на 2022 - 2027 годы"
25 февраля 2022 г.
Социальная поддержка граждан представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям граждан. Категории граждан - получателей социальной поддержки, меры социальной поддержки и условия их предоставления определены федеральным и областным законодательством.
В сложившихся условиях прогнозируется, что развитие системы оказания дополнительных мер социальной поддержки населения городского округа Первоуральск на период до 2027 года будет осуществляться по следующим основным задачам:
1) дополнительная социальная поддержка населения;
2) повышение качества оказания муниципальных услуг;
3) расширение форм участия социально ориентированных некоммерческих организаций в реализации социальных мероприятий и проектов, развитие волонтерского движения и добровольчества;
4) повышение качества жизни граждан пожилого возраста, ветеранов, инвалидов Великой Отечественной войны, детей защитников Отечества, погибших в годы Великой Отечественной войны, лиц, пострадавших от радиационного воздействия, бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны;
Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, предоставляемые в денежной форме, являются одним из источников обеспечения населения денежными доходами.
Мероприятия, способствующие повышению качества и эффективности дополнительных мер социальной поддержки населения, расширение форм участия социально ориентированных некоммерческих организаций в реализации социальных мероприятий и проектов, повышение эффективности деятельности органов в сфере социальной защиты населения предполагается реализовать в рамках данной муниципальной программы.
Расходы местного бюджета на предоставление дополнительных мер социальной поддержки населения ежегодно в незначительной мере возрастают.
Население городского округа Первоуральск на 1 января 2020 года составляет 143051 человек, в том числе, городского населения 120778 человек (84,4%), сельского - 22273 человек (15,6%), младше трудоспособного возраста 29206 человека (20,4%), трудоспособного возраста 74487 человек (52,1%), старше трудоспособного возраста 39358 человека (27,5%). Количество инвалидов всех групп от общей численности населения составляет 7,9% (11 472 человека), дети-инвалиды 0,45% (658 человек).
Ежегодно в Администрацию городского округа Первоуральск поступают обращения граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации - ситуации, возникающей по независящим от них причинам (стихийные бедствия или пожар, смерть граждан, проработавших в бюджетной сфере на территории городского округа Первоуральск 20 лет и более). Одной из дополнительных мер социальной поддержки является оказание единовременной материальной помощи, осуществляемой в форме денежного обеспечения. С 2015 года размер материальной помощи увеличен до 10,00 тысяч рублей. Помощь оказана 11 жителям в сумме 80,00 тыс. рублей.
В 2016 году материальная помощь оказана 16 гражданам на сумму 160,00 тысяч рублей. В 2019 году помощь оказана 25 гражданам на сумму 368,00 тысяч рублей. За 6 месяцев 2021 года 15 граждан получили поддержку на сумму 185,00 тысяч рублей.
Основой государственной политики в отношении инвалидов является комплексная реабилитация, направленная на более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности с целью восстановления социального статуса инвалидов, достижения ими материальной независимости за счет достижения и поддержания оптимального уровня их самостоятельности и жизнедеятельности, обеспечения материального благополучия.
На сегодняшний день не все проблемы, стоящие перед слабозащищенными слоями населения, решаются государственной социальной поддержкой, поэтому льготное зубопротезирование инвалидов 1-3 группы по общему заболеванию, не входящее в Федеральные и Региональные программы (бюджеты), предусмотренное настоящей программой, имеет основную цель восстановить и компенсировать инвалидам утраченные ими функции. В 2015 году 5 гражданам за счет средств городского бюджета оказана услуга в области зубопротезирования в общей сумме 91,40 тысяч рублей. В 2016 году 7 инвалидам в сумме 149,10 тысяч рублей. В 2021 году 7 инвалидам на сумму 180,00 тысяч рублей.
В городском округе Первоуральск накоплен опыт взаимодействия и партнерства органов исполнительной власти с социально ориентированными некоммерческими организациями. На протяжении ряда лет осуществляется финансовая, имущественная, информационная и организационно-методическая поддержка общественных организаций, (организована работа по обеспечению доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг, утверждены порядки предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям на финансовую поддержку реализации программ и мероприятий, оказывается информационная, консультационная, имущественная поддержка, предоставляются налоговые льготы). Ведется реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей муниципальной поддержки.
В 2015 году на социально-значимые мероприятия социально ориентированных некоммерческих организаций из бюджета города направлено 701,40 тысяч рублей. В 2021 году - 782,10 тысяч рублей. Получая информационную поддержку Администрации городского округа Первоуральск социально ориентированные некоммерческие организации в 2019 году получили Гранты Президента РФ на сумму 6368,45 тысяч рублей, в 2020 году - на сумму 12478,96 для реализации социальных проектов в Первоуральске.
Эффективность процесса дальнейшего развития некоммерческого сектора зависит как от уровня сотрудничества социально ориентированных некоммерческих организаций между собой, так и от уровня взаимодействия с органами исполнительной и государственной власти Свердловской области, а так же их активное участие в конкурсах социальных проектов, проводимых как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Немаловажной является поддержка жителей сектора индивидуальной застройки городской черты Первоуральска, проживающих на территории 14 секторов: Шайтанка-1, Шайтанка-2, Динас, Самстрой, Ельничный, Октябрьский, Трудпоселок, Пильная, черта города, Первомайка, Талица-1, Талица-2, Совхоз Первоуральский, Магнитка. В Первоуральске создан и успешно функционирует Совет старших председателей уличных комитетов данных территорий, который представляет интересы жителей во взаимоотношениях с органами местного самоуправления городского округа Первоуральск, органами государственной власти, организациями и учреждениями всех форм собственности. Поддержка населения сектора индивидуальной застройки способствует активизации граждан в общественной жизни города, проведении социокультурных мероприятий, мотивации создания благоустройства территорий, организованному решению проблем жилищно-коммунального и социального характера. В 2015 году на организацию работы с 85 уличными комитетами выделено 498,8 тысяч рублей. В 2016 году 526,2 тысяч рублей. С 2019 года границы деятельности уличных комитетов городского округа Первоуральск оптимизированы до 74 (постановление Главы городского округа Первоуральск N 40 от 24 мая 2019 года "Об утверждении Положения об уличных комитетах в городском округе Первоуральск"), на организацию их деятельности из местного бюджета выделено 450,20 тысяч рублей.
Одним из приоритетных направлений Российской Федерации является охрана здоровья граждан. Решение вопросов профилактики, диагностики и лечения социально значимых заболеваний находится в ведении государственных учреждений здравоохранения Свердловской области.
Вопросы первичной профилактики - задача органов местного самоуправления. Одним из важнейших методов первичной профилактики социально значимых заболеваний является квалифицированное информирование населения, как о самой болезни, так и о средствах ее профилактики. Наряду с профилактическими материалами, размещенными в средствах массовой информации, большую эффективность имеет реклама, а именно изготовление и распространение тематических информационных материалов (сюжетов, видео и аудио роликов и т.д.) по проблемам туберкулеза и ВИЧ-инфекции среди населения, оказание содействия медицинским учреждениям в проведении экспресс-тестирования среди населения, что и планируется реализовать в рамках данной программы.
В городском округе Первоуральск показатели по заболеваемости туберкулезом и смертности от туберкулеза улучшились по сравнению с показателями предыдущих периодов. В 2020 году отмечено снижение заболеваемости (-28,8%), распространенность (-16,0%), по сравнению с 2019 годом.
В 2020 году выявлено 118 случаев туберкулеза (в 2019 году 161 случаев), что составило 77,08 случаев на 100,0 тысяч населения (2019 год 101,45. Туберкулез органов дыхания 116 человек (показатель 75,77), в 2019 году 158 человек (99,56), бациллярные формы 36 человека (показатель 23,51), в 2019 году 57 человек (35,92), внелегочный туберкулез 2 человека (показатель 1,31), в 2019 году 3 человек (1,89). Возрастная структура заболевших: взрослых 112 человек, несовершеннолетних - 6.
В значительной мере данная ситуация обусловлена мероприятиями, связанными с коронавирусной инфекцией: снижение профосмотров на территории, выявляемости туберкулёза профилактическим осмотром (-13,0%), а так же самоизоляция, которая могла способствовать снижению передачи туберкулёзной инфекции. Однако, детско-подростковая заболеваемость находится на уровне прежнего года, а смертность от туберкулёза повысилась (+ 34,5%). Так же отмечается увеличение посмертного выявления туберкулёза (+ 87,5%). Детская заболеваемость туберкулёзом и смертность от него (общая) являются основными индикаторами эпидемиологического благополучия (неблагополучия).
Кроме двух основных причин, способствующих ухудшению эпидемиологической обстановки существует еще один существенный фактор - не работающий Противотуберкулезный диспансер на территории Первоуральска. Больные вынуждены ездить в Ревду, где организован полноценный амбулаторный прием фтизиатрических участков, развернут полноценный дневной стационар, а для пациентов, нуждающихся в круглосуточной госпитализации организована маршрутизация в другие филиалы ГБУЗ СО "Противотуберкулезный диспансер". Больные не могут в полной мере пользоваться предоставляемой им специализированной фтизиатрической помощью (нет денег на дорогу) или не желают (отказ от госпитализации в отдаленные от дома филиалы ПТД), что приводит к снижению эффективности лечения и ухудшению эпидемиологической обстановки на территории городского округа Первоуральск.
По эффективности лечения в 2020 году у больных без лекарственно устойчивого туберкулёза показатель эффективности составил 30,5%, а в 2019 году - 13.5%, процент прерывания лечение в 2020 году снизился и составил 16,2%, в 2019 году -17.1%.
Улучшились показатели по прерыванию лечения и у больных с лекарственно устойчивым туберкулезом: процент прерывания лечения снизился в 2020 году и составил 25,8%, в 2019 году-34, 9%.
Наряду с этим необходимо отметить, что эффективность лечения по прежнему остается ниже периодов до 2016 года, когда диспансер в Первоуральске был открыт, эффективность лечения больных туберкулёзом в те годы варьировалась от 63,2% до 71,4%.
По прежнему городской округ Первоуральск относится к территориям с высоким уровнем распространения ВИЧ-инфекции 3,5%. На начало 2021 года кумулятивное количество зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции среди граждан составило 5529 человек. Проживают с ВИЧ-инфекцией в настоящее время 3652 гражданина, исключая умерших за весь период наблюдения. Умерли за все время наблюдения 32,4% от числа ВИЧ-инфицированных граждан (1794 человека).
Показатель первичной заболеваемости в ГО Первоуральск составил 97,5 на 100 тысяч населения (Р СО 94,0, что выше на 3,7%).Пораженность территории ВИЧ-инфекцией, составляет 2552,9 на 100 тысяч, или 2,5%, что превышает среднеобластной показатель в 1,4 раза (Р СО 1780,5 на 100 тысяч).
ВИЧ-инфекция в последние годы диагностируется в более старших возрастных группах. Если в 2001 году около 80% получали диагноз ВИЧ-инфекции лица в возрасте 15-29 лет, то в 2020 году практически столько же, 84,4% больных, были впервые выявлены с ВИЧ-инфекцией в возрасте старше 30 лет: 30-39 лет - 56 человек - 39,7%, 40-49 лет - 43 человека - 30,5%, более 50 лет - 20 человек - 14,2%.
ВИЧ-инфекция давно вышла за пределы уязвимых групп населения и активно распространяется в общей популяции. Большинство больных, впервые выявленных в 2020 году, заразились при гетеросексуальных контактах (64,0%), доля инфицирования при употреблении наркотиков составила 34,7%. Среди всех граждан с ВИЧ, проживающих в ГО Первоуральск, и выявленных с начала эпидемии, почти 60% были заражены при употреблении наркотиков.
За весь период наблюдения всего родилось 1246 детей у ВИЧ-инфицированных матерей, у 57 ВИЧ-инфекция была подтверждена. На диспансерном учете состоит 60 детей (с учетом прибывших с других территорий).
В 2020 году ВИЧ-инфекция была выявлена у двоих детей дошкольного возраста, двое 4-летних детей (1 - заразившийся от матери во время родов, мать которого находилась в серонегативном окне, 1 - заразившийся при грудном вскармливании) и у одного 13-летнего подростка (ВИЧ-инфекция приобретенная).
В соответствии с оперативными данными программного средства "Клиника", в настоящее время на диспансерном учете состоит 3369 человек, что составляет 92,2% (при нормативе 90%) (Р СО 84,8%) от проживающих с ВИЧ подлежащих диспансерному учету пациентов. На АРВТ находятся 2644 пациента, 78,5% (при нормативе на 2020 год не менее 75%) (Р СО 70,3%). Эффективность лечения во всей диспансерной группе составила 85,9% (при нормативе 90%) (Р СО 85,0%). В 2020 году взято впервые на диспансерное наблюдение 160 пациентов, из которых АРВТ назначена 141 (88,1%).
Повышению эффективности лечения туберкулезом, улучшению эпидемиологической ситуации на территории городского округа Первоуральск будет способствовать оказание социальной поддержки больным туберкулезом в виде обеспечения больных туберкулезом продуктовыми наборами, в виде возврата потраченных средств на проезд к месту лечения из города Первоуральска до города Ревда и обратно.
Одной из приоритетных задач для органов местного самоуправления в поддержании санитарно-эпидемиологического благополучия территории является пропаганда здорового образа жизни, активизация населения на прохождение диспансеризации и вакцинации.
На сегодняшний день профилактические прививки для населения, регламентированные Национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 125н от 21 марта 2014 года приобретаются за счет средств федерального и областного бюджетов.
В течение последних лет систематически регистрируются отказы от профилактических прививок, в том числе из-за отсутствия у родителей денежных средств на приобретения вакцины.
К примеру, по данным ГАУЗ СО "Городская больница города Первоуральска" количество детей, подлежащих прививке от коклюша -19 человек. Стоимость 1 дозы вакцины составляет от 2 до 3 тысяч рублей, что приводит к отказу от данной прививки. Тогда как ежегодно, по Первоуральску регистрируются заболевания коклюшем среди детей старшего возраста и взрослых (2020 год 18 случаев, показатель 11,34 на 100 тысяч населения).
Повышения информирования граждан об эффективности иммунизации населения и увеличения охвата профилактическими прививками благоприятно скажется на эпидемической ситуации.
Важной составляющей социальной поддержки граждан, проживающих в городском округе Первоуральск, является предоставление налоговых льгот, на которые имеют право отдельные категории граждан на основании подтверждающих документов.
Общее количество граждан, проживающих в городском округе Первоуральск, потенциально имеющих право на получение льготы, составляет более 62,00 тысяч человек. В 2020 году такой мерой социальной поддержки воспользовались 7660 человек. Это:
- лица, имеющие трех и более несовершеннолетних детей;
- пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством;
- ветераны труда, ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий;
- инвалиды Великой отечественной войны, инвалиды боевых действий, инвалиды вследствие общего заболевания 1 и 2 группы, трудового увечья и инвалиды с детства;
- дети-сироты, лица, являющиеся их опекунами и попечителями;
- и другие.
Объем налоговых льгот составил 4550,00 тысяч рублей.
В соответствии действующим законодательством некоторые граждане полностью освобождены от налогообложения, так пенсионеры не уплачивают налог на имущество, а инвалиды I группы - налог на транспортное средство. Налоговые льготы предусмотрены как на федеральном, так и региональном уровнях.
Благодаря тому, что государство в определенных случаях предоставляет освобождение от налогов, многим гражданам удается преодолевать порог бедности.
Текущее состояние социально-экономического развития отрасли характеризуется наличием следующих рисков и угроз:
1) увеличение нагрузки на социальную сферу вследствие старения населения, инвалидизации общества, усложнения социально-экономической ситуации в России;
2) пассивность и снижение ответственности у клиентов системы социальной защиты населения, потребительское отношение к государственной помощи;
3) высокий уровень социального сиротства вследствие ослабления роли семьи и утраты семейных ценностей.
Целевой метод реализации мероприятий данной программы позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на приоритетных направлениях дополнительных мер социальной поддержки населения городского округа Первоуральск.
На основе анализа мероприятий, предлагаемых для реализации в рамках программы, выделены следующие риски ее реализации:
- финансовые риски связаны с возможными кризисными явлениями в экономике, которые могут привести к снижению объемов финансирования программных мероприятий. Возникновение данных рисков может привести к недофинансированию запланированных мероприятий программы, в том числе публичных нормативных обязательств. Минимизация данных рисков предусматривается мероприятиями программы исходя из принципа адресности предоставления дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, с учетом нуждаемости; использования инновационных социальных технологий; перераспределения объемов финансирования мероприятий программы в зависимости от их исполнения;
- информационные риски определяются отсутствием или частичной недостаточностью исходной отчетной и прогнозной информации, используемой в процессе разработки и реализации программы. С целью управления информационными рисками в ходе реализации программы будет проводиться работа, направленная на:
- использование статистических показателей, обеспечивающих объективность оценки хода и результатов реализации программы;
- выявление и идентификацию потенциальных рисков путем мониторинга основных параметров реализации социальной политики;
- мониторинг и оценку исполнения целевых показателей программы, выявление факторов риска, оценку их значимости.
Досрочное прекращение программы может произойти при изменении социальной и экономической ситуации в городском округе, выявлении новых приоритетов при решении общегосударственных и муниципальных задач, неэффективном управлении программой. Достижение целей программы при таких условиях будет невозможно.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.