Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Концепция
"Хакасия - территория безопасного детства" на период до 2030 года
(утв. постановлением Президиума Республики Хакасия от 24 сентября 2021 г. N 148-п)
1. Общие положения
Одним из основных национальных приоритетов Российской Федерации является обеспечение благополучного и безопасного детства. Защита прав каждого ребенка, создание безопасной среды для жизнедеятельности и условий для всестороннего развития несовершеннолетних определены ключевыми направлениями реализации Указа Президента Российской Федерации от 29.05.2017 N 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства".
Концепция "Хакасия - территория безопасного детства" на период до 2030 года (далее - Концепция) - система целей, задач и мер, направленная на обеспечение комплексной безопасности несовершеннолетних в Республике Хакасия. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Республики Хакасия в сфере обеспечения безопасности детей.
Под безопасностью детства в настоящей Концепции понимается состояние защищенности личности ребенка от факторов, причиняющих вред его жизни, физическому и психическому здоровью, создание условий, обеспечивающих полноценную жизнедеятельность и развитие несовершеннолетних на территории Республики Хакасия.
В Республике Хакасия создана законодательная база, ориентированная на охрану прав и законных интересов несовершеннолетних, на обеспечение их безопасности. Сформирована межведомственная система по выявлению и профилактике насилия и жестокого обращения в отношении детей. Действует институт Уполномоченного по правам ребенка. Вместе с тем на сегодняшний день риск опасности для здоровья и жизни детей еще достаточно велик.
Республика Хакасия исходит из необходимости постоянного совершенствования системы обеспечения комплексной безопасности детства, взаимодействия органов федеральной, региональной и муниципальной власти, общественных и некоммерческих организаций, родительского сообщества в указанной сфере, реализации организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на снижение рисков гибели и травматизма детей, создание благоприятных условий для воспитания, гармоничного физического и психического развития несовершеннолетних.
Концепция базируется на нормах Конституции Российской Федерации, Конвенции о правах ребенка, разработана с учетом Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", иных федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Республики Хакасия.
2. Цели и задачи Концепции
Основными целями Концепции являются создание условий комплексной безопасности несовершеннолетних, гарантирующей качество полноценного развития каждого ребенка, внедрение эффективного механизма межведомственного взаимодействия, направленного на минимизацию угроз здоровью и жизни детей, принятие совместных дополнительных мер в данном направлении.
Основными задачами Концепции являются:
своевременное выявление и устранение угроз безопасности, причин и условий, способствовавших причинению вреда здоровью и жизни детей и молодежи;
развитие безопасной и комфортной социальной инфраструктуры для детей;
комплексная работа по профилактике травматизма и гибели детей при пожарах, на водных объектах, в местах отдыха и массового пребывания детей и иных объектах, несущих потенциальную опасность;
обеспечение безопасности детей на дорогах и объектах железнодорожного транспорта, организованных перевозок групп детей школьными автобусами, железнодорожным и авиатранспортом, создание условий для формирования у детей устойчивых навыков безопасного поведения на объектах транспорта, улицах и дорогах;
формирование у детей ответственного отношения к собственной и общественной безопасности, формирование культуры безопасного поведения, привлечение родителей (законных представителей) к воспитанию и развитию у детей навыков безопасного поведения в повседневной жизни;
обеспечение для детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка, не допускаются любые формы жестокого обращения с детьми, повышение уровня родительской ответственности;
профилактика и раннее выявление семейного неблагополучия, оказание индивидуальной помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми;
защита прав несовершеннолетних, совершенствование механизмов управления органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - органы и учреждения системы профилактики);
создание условий по формированию в детских организованных коллективах взаимоотношений, основанных на принципах сотрудничества и уважения к другим и самому себе, приобретению детьми навыков конструктивного поведения в конфликтных и нестандартных ситуациях;
создание эффективного механизма сохранения психологического здоровья и развития обучающихся, оказание им психологической поддержки и содействия в трудных жизненных ситуациях;
укрепление психического здоровья несовершеннолетних, оказание помощи детям и родителям (иным законным представителям) в вопросах предупреждения суицидов;
предупреждение употребления психоактивных веществ (далее - ПАВ) несовершеннолетними, формирование здорового образа жизни, выявление и нейтрализация источников угроз, связанных с распространением среди несовершеннолетних наркомании и алкоголизма;
обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних, защита от распространения информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;
совершенствование информационной и воспитательной работы, направленной на патриотическое воспитание, профилактику и предупреждение террористических и экстремистских проявлений среди несовершеннолетних;
совершенствование системы организации питания несовершеннолетних в образовательных учреждениях;
повышение уровня информированности о проблеме буллинга среди детей и взрослых;
принятие дополнительных мер, направленных на вовлечение детей в занятия физической культурой и спортом.
3. Угрозы безопасности несовершеннолетних на территории Республики Хакасия
Дети - одна из основных социальных групп населения Республики Хакасия. По статистическим данным, по состоянию на 1 января 2021 года в Республике Хакасия проживает 125067 детей в возрасте от 0 до 17 лет, что составляет 23,4% от общей численности населения республики.
Наиболее неблагоприятными условиями для обеспечения личной безопасности детей и факторами нарастания уровня опасности для несовершеннолетних являются негативные процессы в социально-экономической сфере, а также множество угроз, вызывающих опасность для несовершеннолетних: высокий уровень аварийности на дорогах, оставление малолетних детей без присмотра, неисправность электрического и газового оборудования, преступность в отношении несовершеннолетних, множество деструктивных интернет-сообществ, появление новых, запрещенных для употребления веществ, сниффинг, буллинг, в том числе в интернет-пространстве и др.
За последние пять лет в Республике Хакасия количество погибших детей в возрасте 1 - 17 лет составило 362: в 2016 году - 113, в 2017 году - 95, в 2018 году - 59, в 2019 году - 52, в 2020 году - 43. Структура смертности от внешних причин за этот же период выглядит следующим образом: смерть от утопления - 22%, отравления угарным газом - 18%, гибель от дорожно-транспортных происшествий - 17%; несчастные случаи (падение с высоты, сочетанные травмы, переохлаждение, поражение молнией, огнестрельные ранения и др.) - 17%, суициды - 12%, отравления - 7%, поражение электрическим током, термические ожоги - 4%, убийство - 3%.
Сложившаяся ситуация требует от органов государственной власти Республики Хакасия принятия комплекса дополнительных мер, направленных на предупреждение гибели и травматизма несовершеннолетних. Требуются усилие системной работы по реализации соответствующих мероприятий, выработка и осуществление новых подходов по приоритетным направлениям деятельности с учетом складывающейся ситуации в рассматриваемой сфере.
3.1. Дорожно-транспортные происшествия с участием несовершеннолетних
Одна из ключевых задач - обеспечение безопасности детей на дорогах. За 2018 - 2021 годы в Республике Хакасия в результате дорожно-транспортных происшествий погибли пять несовершеннолетних в возрасте до 16 лет. За 7 месяцев 2021 года погибло уже три ребенка.
Причинами дорожно-транспортных происшествий, повлекших гибель детей, стали: собственная неосторожность несовершеннолетнего (один случай из пяти), который двигался на велосипеде, внезапно выехал на проезжую часть перед близко движущимся автомобилем; невыполнение Правил дорожного движения взрослыми участниками дорожного движения (четыре случая из пяти).
В течение 2020 года на дорогах Республики Хакасия зарегистрирован рост дорожно-транспортных происшествий с участием детей в возрасте до 16 лет, всего 75 происшествий (+17,2%), в которых травмы различной степени тяжести получили 77 (+11,6%) несовершеннолетних, один погиб (+100%).
Увеличилось количество дорожно-транспортных происшествий, произошедших из-за неосторожности самих несовершеннолетних (их доля составила 31,6%).
По категориям пострадавших можно выделить детей-пешеходов (35 детей - 45,5%), детей-пассажиров (27 - 35%), а также детей-велосипедистов и детей-мотоциклистов (15 - 19,5%).
17 детей-пешеходов (48,6%) получили травмы при переходе регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходов; 8 (22,8%) - во дворах домов; 28,5% - в других местах (выезды с прилегающих территорий, автостоянки, гаражные массивы и т.д.). В 81,2% случаев на одежде детей, пострадавших в темное время суток, отсутствовали световозвращающие элементы.
Доминирующим (66% или 15 случаев) видом дорожно-транспортных происшествий, где пострадали дети-пассажиры, является столкновение. Причинами автоаварий стали также наезд на препятствие (5), опрокидывание (3) и съезд с дороги (3). В восьми случаях (29,6%) не использовались детские удерживающие устройства.
Все пострадавшие несовершеннолетние мотоциклисты не имели права управления транспортным средством.
Пик числа пострадавших пришелся на 8 и 15 лет. Наиболее часто участниками дорожно-транспортных происшествий становились дети в возрасте от 7 до 9 лет (24) и от 11 до 15 лет (41). По гендерному признаку пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях зарегистрировано 48 мальчиков и 29 девочек.
За период 2020 года и 7 месяцев 2021 года в республике зарегистрировано четыре факта травмирования несовершеннолетних на объектах железнодорожного транспорта, смертельно - три (из них двое несовершеннолетних - жители республики).
Увеличилось количество несовершеннолетних, совершивших административное правонарушение, предусмотренное частью 5 статьи 11.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Переход через железнодорожные пути в неустановленном месте", на 14,2% (с 28 до 32), за административное правонарушение, предусмотренное статьей 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Нарушение требований в области транспортной безопасности", - на 200% (с 0 до 2).
Значимыми проблемами в вопросах предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма являются:
правовая необязательность использования световозвращающих элементов несовершеннолетними;
недостаточное обеспечение материально-технической базы образовательных организаций;
правовая необразованность и безответственность родителей в области дорожной безопасности детей;
несоблюдение несовершеннолетними правил поведения на объектах железнодорожного транспорта, отсутствие контроля со стороны родителей (иных законных представителей);
недостаточное освещение в средствах массовой информации проблемы профилактики детского травматизма на объектах железнодорожного транспорта.
Сохранение жизни и здоровья участников дорожного движения за счет повышения дисциплины на дорогах, качества дорожной инфраструктуры, организации дорожного движения, повышения качества и оперативности медицинской помощи пострадавшим и др. будет способствовать сокращению демографического и социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
3.2. Травматизм и гибель детей при пожарах, на водных объектах, выпадение несовершеннолетних из окон
Несмотря на принимаемые меры и проведенные профилактические мероприятия по снижению гибели и травмирования несовершеннолетних на пожарах, за последние пять лет (2016 - 2020 годы) на территории республики в результате пожаров погибло 17 несовершеннолетних: в 2016 году случаев гибели от пожаров не зарегистрировано, в 2017 году - 5, в 2018 году - 2, в 2019 году - 3, в 2020 году - 4 ребенка.
С травмами различной степени тяжести, полученных от опасных факторов пожара, в лечебные учреждения доставлено 14 несовершеннолетних: в 2016 году - 1, в 2017 году - 2, в 2018 году - 2, в 2019 году - 2, в 2020 году - 7 детей.
К типовым нарушениям гражданами правил пожарной безопасности, которые повлекли за собой возникновение пожаров, относят: использование неисправного электрооборудования; неосторожное обращение с огнем, в том числе во время курения; нарушение правил противопожарного режима при проведении пожароопасных работ; нарушение правил эксплуатации систем отопления.
Одной из причин пожаров является и детская шалость. По этой причине произошло пожаров: в 2016 году - 19, в 2017 году - 14, в 2018 году - 19, в 2019 году - 19, в 2020 году - 18. В этих пожарах погибло 5 детей: в 2019 году - 2 ребенка, в 2020 году - 3 ребенка.
Наиболее подвержены риску возникновения пожаров жилые помещения, в которых родители оставляют детей без присмотра, жилые дома, в которых проживают многодетные неблагополучные семьи.
Среди причин нарушений требований пожарной безопасности основными являются:
незнание родителями и детьми обязательных требований пожарной безопасности;
невозможность принятия ребенком решения об эвакуации в силу малолетнего возраста, низкая личная ответственность родителей (законных представителей);
покупка, использование в семьях несертифицированного, неисправного электрооборудования.
По данным Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия, за последние пять лет на территории республики произошло 13 происшествий на водных объектах с гибелью 13 детей.
Во всех случаях утопления причиной стал слабый контроль со стороны родителей (законных представителей). Водоемы представляют опасность для несовершеннолетних, находящихся без присмотра взрослых, в любое время года.
Летом основную угрозу для детей представляет купание в запрещенных местах. В зимний период угроза причинения вреда жизни и здоровью детей возникает при выходе на лед, когда высок риск разрушения ледового покрова. Пренебрежение мерами безопасности зачастую приводит к трагическим последствиям.
Серьезную угрозу для безопасности несовершеннолетних представляют открытые окна. В 2020 году по не досмотру родителей в республике зарегистрировано семь случаев выпадения детей из окон квартир, в результате чего все дети получили тяжелые травмы, погибших нет.
Причины, по которым малолетние дети выпадают из окон, - оставление без присмотра взрослых и незащищенное окно, которое ребенок может самостоятельно и беспрепятственно открыть. Современные окна ПВХ открываются без особых усилий, также повышает уровень риска москитная сетка. Ребенок опирается на нее и подвергается риску выпадения из окна вместе с сеткой.
В целом, анализируя причины травмирования и гибели детей в быту (отравление медикаментами, бытовой химией, термические ожоги вследствие пролитого кипятка, падения, утопления в ванной), можно сделать выводы, что основной и самой частой причиной является оставление детей без присмотра взрослых.
3.3. Преступления в отношении несовершеннолетних
Одной из самых опасных угроз является насилие над детьми. Основные виды насильственных преступлений в отношении детей - побои, преступления против половой неприкосновенности детей, умышленное причинение вреда здоровью ребенка.
Согласно статистическим данным, в Республике Хакасия при снижении на 9,1% в 2020 году числа преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних (с 782 до 711), значительно увеличилось количество особо тяжких преступлений, совершенных в отношении детей на 82,6% (с 69 до 126), и тяжких на 55,7% (с 52 до 81). Обращают на себя внимание масштабы преступных посягательств против половой свободы и неприкосновенности несовершеннолетних (с 135 до 181, +34,1%).
В первом квартале 2021 года в республике наметилась тенденция роста количества преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних (с 205 до 266, +29,8%). Отмечено существенное увеличение особо тяжких преступлений в отношении детей (с 15 до 29, +93,3%). Продолжается рост преступных деяний, совершенных против половой свободы и неприкосновенности несовершеннолетних (с 33 до 43, +30,3%).
Следует отдельно выделить в качестве угрозы преступления в отношении несовершеннолетних и жестокое обращение с детьми в семьях.
Количество выявленных и поставленных на учет в органах социальной защиты семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, по состоянию на 01.01.2021 составляет 486, в них 1177 детей (аналогичный период прошлого года - 507 семей, в них 1204 ребенка). Снято с учета 412 семей, из них в связи с улучшением положения - 253 семьи. На социальном патронаже находятся 702 семьи, в которых 1005 детей.
Родители и семейная среда играют центральную роль в процессах формирования чувства личной безопасности у ребенка. Семейное насилие является наиболее опасным видом преступления, совершаемого в отношении детей, поскольку насилие со стороны родителей наносит особую психологическую травму. Формируется уверенность ребенка в допустимости насилия как формы взаимоотношений между членами семьи и иными лицами.
Если ребенок в начале своей жизни сталкивается с проявлением агрессии у себя дома, то это оказывает влияние на всю его повседневную жизнь и нередко становится причиной асоциального и агрессивного поведения в будущем.
Положения части 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации возлагают на родителей обязанность по заботе и воспитанию детей. Обеспечение свобод несовершеннолетних и защита детей от преступных посягательств являются приоритетными направлениями защиты прав и интересов несовершеннолетних. Это вызывает необходимость создания эффективной системы профилактики и предупреждения насилия и агрессии в отношении детей.
3.4. Риск суицидального и саморазрушающего поведения несовершеннолетних
К сожалению, как в России, так и в Республике Хакасия остается тревожной проблема аутоагрессивного поведения, в том числе суицидов, особенно среди подростков и молодежи. Причины суицида возникают как результат политической, социально-экономической нестабильности общества, изменения в содержании ценностных ориентаций, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля родителей (законных представителей) за поведением детей. Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребенка: авторитарным, командно-административным стилем отношений. Слабеет внимание к личности несовершеннолетнего, его жизненному миру, опыту, интересам, эмоциональной сфере, личностно ценностным ориентациям. Социальные факторы усиливают недостатки семейного и школьного воспитания: негативное воздействие на подрастающее поколение средств массовой информации, социальная дифференциация, высокий уровень наркомании, алкоголизма, преступности несовершеннолетних. Все это подрывает уверенность ребенка в себе, его способность к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях, формирует чувство незащищенности и одиночества, что зачастую переходит в попытку суицида.
Решение данной проблемы относится к системным формам работы субъектов системы профилактики. На территории республики организована работа детского телефона доверия 8-800-2000-122. На детский телефон доверия за консультативной помощью обращаются дети, подростки, их родители (законные представители), которые нуждаются в получении квалифицированной помощи. Всего за 2020 год в республиканскую службу психологической помощи "Единый социальный телефон" поступило 15082 обращения (за аналогичный период 2019 года - 16265).
За период 2019 - 2020 годов на детский телефон доверия поступило 57 обращений суицидальной тематики. За 2020 год поступило 29 обращений суицидальной направленности, за 2019 год - 28. Вопросы касались суицидальных мыслей, намерений и др.
В Республике Хакасия за последние пять лет зафиксировано 13 случаев завершенных суицидов несовершеннолетними: в 2016 году - 3, в 2017 году - 4, в 2018 году - 5, в 2019 году - 1, в 2020 году - 0.
За семь месяцев 2021 года зарегистрировано уже пять случаев суицидов несовершеннолетними.
Вызывает особую тревогу положение дел в вопросах сопровождения подростков, совершивших попытку суицида. В целях комплексного подхода к данной проблеме в Республике Хакасии постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Хакасия от 08.07.2021 N 3 утвержден Межведомственный план мероприятий по профилактике суицидов и суицидального поведения несовершеннолетних в Республике Хакасия на 2021 - 2025 годы и Порядок межведомственного взаимодействия по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних.
3.5. Буллинг (травля ребенка)
Одной из скрытых проблем несовершеннолетних является буллинг и травля в сети интернет - кибербуллинг.
Особого внимания требуют такие антиобщественные действия, как запугивание, травля ребенка со стороны одноклассников, распространение лживой, порочащей ребенка информации в социальных сетях, которые нередко воспринимаются как норма не только детьми, совершающими противоправные поступки, но и жертвами такого поведения. Имеют место случаи размещения в сети Интернет видеосюжетов со сценами побоев, истязаний и иных насильственных действий в отношении малолетних детей и подростков, что значительно усугубляет психологические травмы жертв. Кроме того, сам факт распространения в сети Интернет подобных видеоматериалов способствует культивированию насилия среди несовершеннолетних и провоцирует их на подобные съемки.
Проблеме буллинга часто не оказывается должного внимания со стороны родителей, администрации школы, учителей. Это связано с отсутствием информированности о данной проблеме, ошибочной оценкой ситуации, а также игнорированием проблемы со стороны взрослых. Негативные последствия буллинга и кибербуллинга сказываются как на психологическом благополучии несовершеннолетних в виде социальной тревоги, апатии к учебе, мыслях о суициде, так и на физическом здоровье в виде полученных травм и ушибов, а в некоторых случаях - смерти.
По данным статистики звонков детского телефона доверия по вопросу систематической травли ребенка (буллинга), в 2019 году поступило одно обращение от несовершеннолетнего, в 2020 году - пять, в том числе четыре от детей и подростков и одно от родителей и лиц, их заменяющих.
Приведенные данные говорят о необходимости повышения уровня информированности о проблеме буллинга среди детей и взрослых, о необходимости организации профилактических мероприятий. На сегодняшний день актуален вопрос применения медиативных процедур, так как эта технология способствует урегулированию конфликтной ситуации.
3.6. Информационные угрозы безопасности детей
Отдельного внимания в современном обществе заслуживают информационные угрозы личной безопасности детей. Речь идет о легком доступе детей к интернет-ресурсам различного содержания, опасного для их психологического состояния (от порнографического до экстремистского).
Распространение через сеть Интернет идей деструктивного содержания активно влияет на внутренний мир ребенка и его убеждения. В отношении несовершеннолетних могут совершаться такие преступления, как доведение до самоубийства, развращение, вовлечение в преступную деятельность, поиск жертв среди детей посредством различных социальных сетей, применение и внедрение в неокрепшее детское сознание различного рода программ при помощи новейших методов психологии, наносящих существенный вред физическому и психическому здоровью ребенка, вовлечение в секты тотального толка и иные сообщества, подрывающие основы конституционного строя Российской Федерации, а также здоровье и безопасность населения страны, вовлечение в пьянство, склонение несовершеннолетних к потреблению наркотических средств и психотропных веществ либо вовлечение их в немедицинское потребление лекарственных и других средств.
Все это способствует формированию опасной для жизни ребенка окружающей социальной среды. Негативное информационное воздействие через средства массовой информации формирует морально-психологическую атмосферу, способствует росту психических заболеваний, разрушает сложившиеся нормы нравственности, наносит моральный и физический вред здоровью.
Поэтому вопросы информационной безопасности сегодня становятся крайне актуальными. Данная тема остро обсуждается на уровне органов исполнительной власти республики в рамках вопросов безопасности, и решение этих вопросов возможно исключительно при условии эффективного сочетания государственных и общественных усилий при определяющей роли семьи.
Кроме того, в сфере информационной безопасности необходимо отдельно выделить противодействие идеологии терроризма и экстремизма среди несовершеннолетних. Одним из негативных факторов, влияющих на состояние общественной безопасности, в том числе безопасности детей, стало распространение различных экстремистских проявлений.
Анализ оперативной обстановки в Российской Федерации свидетельствует об увеличении числа зарегистрированных преступлений экстремистской направленности.
Профилактика распространения идеологии терроризма и экстремизма среди несовершеннолетних, которые в силу возрастной психологии наиболее подвержены манипулированию и влиянию радикальных идей и настроений, имеет свои особенности. Энергия и стремления молодых людей с неокрепшей психикой и отсутствием твердой жизненной позиции часто становятся предметом политических спекуляций, поэтому именно данная возрастная группа наиболее привлекательна для вербовки во всевозможные организации экстремистского толка.
В связи с этим на постоянной основе необходима реализация мероприятий по разъяснению сущности терроризма и экстремизма, их общественной опасности, формированию стойкого неприятия обществом идеологии терроризма и экстремизма в различных ее проявлениях.
3.7. Угрозы безопасности на объектах социальной инфраструктуры
Особого внимания требует социальная инфраструктура для детей, которая представляет собой систему объектов (зданий, строений, сооружений), созданных в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, удовлетворения их общественных потребностей.
Безопасность объектов инфраструктуры для детей - это одно из условий сохранения их жизни и здоровья, а также материальных ценностей от возможных пожаров, террористических актов, чрезвычайных ситуаций, преступных посягательств.
Обеспечение безопасности на данных объектах находится в фокусе внимания органов исполнительной власти Республики Хакасия, так как именно безопасность указанных объектов является основным условием снижения числа гибели и травмирования детей от внешних причин, снижения числа несчастных случаев.
Нахождение ребенка без надзора взрослых напрямую увеличивает риск совершения преступлений в отношении него, продуцирует комплекс угроз личной безопасности ребенка. Поэтому необходимо проводить информационно-разъяснительную работу с родителями (иными законными представителями) на предмет недопущения оставления малолетних детей без присмотра в общественных местах, в том числе на спортивных, игровых и детских площадках, а также наладить продуктивное взаимодействие общественности с органами местного самоуправления по вопросам выявления и устранения нарушений, недостатков и потенциальных опасностей на объектах социальной инфраструктуры.
Безопасность объектов инфраструктуры для детей может быть достигнута проведением единой государственной политики в республике обеспечения безопасности, системой мер экономического, профилактического, информационного и организационного характера.
3.8. Угрозы безопасности в сфере питания детей
Оптимальное (здоровое) питание детей является необходимым условием обеспечения их здоровья, устойчивости к воздействию инфекций и других неблагоприятных факторов и способности к обучению во все возрастные периоды их жизни. Широкомасштабные эпидемиологические исследования структуры питания и пищевого статуса детей и подростков указывают на существенные недостатки в организации питания детей разного возраста.
Среди угроз личной безопасности ребенка следует отдельно выделить низкое качество продуктов питания, которые потребляют дети, контрафактную продукцию на прилавках магазинов и продукцию, содержащую высокий уровень канцерогенов.
С 1 января 2021 года вступили в силу новые Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения (далее - СанПиН). В эти СанПиН включены требования 17 актов в сфере общественного питания, особое внимание уделено организации питания детей. Требования направлены на снижение риска здоровью детей, обусловленного пищевым фактором, и повышение роли здоровьесберегающей функции питания.
3.9. Угрозы алкоголизма, наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних
Повышенную озабоченность вызывает распространение употребления алкоголя и ПАВ среди несовершеннолетних. Данная проблема на протяжении многих лет продолжает оставаться одной из ведущих социально значимых проблем нашего общества, определяющих острую необходимость организации решительного и активного противодействия.
Основная часть влияния алкоголя на детский организм состоит в том, что в силу физиологических особенностей пагубные последствия начинают проявляться очень быстро. Употребление алкоголя и тонизирующих напитков с вредными добавками приводит к тому, что дети легко адаптируются к наркозависимости. Все это в конечном счете напрямую ведет к снижению интеллектуального уровня населения и способствует деморализации широких слоев социума, прежде всего детей как наименее защищенной группы населения.
Одним из наиболее активных участников процесса профилактики зависимости от ПАВ является система образования. Имеющийся у нее профессиональный, организационный ресурс, а также сфера ее социального влияния позволяют обеспечивать комплексное, системное воздействие на ряд социальных групп, прежде всего несовершеннолетних и молодежи, и вносить существенный вклад в формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у подрастающего поколения.
В настоящее время возникла необходимость дальнейшего развития методологических и организационных основ профилактической деятельности в образовательной среде. При решении задач профилактики употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью необходимо развитие содержательных, научных, методических оснований профилактической деятельности в соответствии с реалиями современного этапа развития общества.
4. Меры по обеспечению комплексной безопасности несовершеннолетних
В целях реализации Концепции в Республике Хакасия необходимо принять комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности несовершеннолетних.
4.1. Меры, направленные на обеспечение безопасности детей на дорогах и объектах железнодорожного транспорта
4.1.1. Проведение мониторинга улиц, участков дорог, прилегающих к социальным объектам для детей, на предмет обеспечения современными техническими средствами организации дорожного движения, средствами фотовидеофиксации, обустройства пешеходных переходов, искусственных препятствий на участках улиц и дорог, прилегающих к социальным объектам для детей, по результатам мониторинга выполнение работ по обеспечению указанных объектов соответствующими техническими средствами.
4.1.2. Обеспечение безопасности детей при перевозках и как участников дорожного движения с соблюдением федеральных законов, а также санитарно-эпидемиологических требований к перевозке железнодорожным транспортом организованных групп детей.
4.1.3. Активизирование информационной кампании по популяризации использования световозвращающих элементов.
4.1.4. Организация ежегодного централизованного приобретения и распределения световозвращающих элементов через органы управления образования муниципальных образований республики.
4.1.5. Создание единого интернет-ресурса, позволяющего обучающимся с использованием уже функционирующих средств позиционирования разработать маршрут безопасного движения от места проживания к месту учебы.
4.1.6. Способствование увеличению объема учебного времени в образовательных программах (основных и дополнительных) по вопросам безопасности дорожного движения.
4.1.7. Создание детских автогородков в муниципальных образованиях Республики Хакасия, внедрение их использования при реализации модулей образовательных программ по изучению Правил дорожного движения.
4.1.8. Совершенствование и повышение эффективности работы, направленной на профилактику детского травматизма и обеспечение безопасности детей на дорогах.
4.1.9. Проведение массовых мероприятий, направленных на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, формирование у детей навыков безопасного поведения посредством деятельности отрядов юных инспекторов движения, вовлечение несовершеннолетних в деятельность отрядов юных инспекторов движения.
4.1.10. Размещение информации о работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в средствах массовой информации и сети Интернет, на информационных стендах в образовательных организациях и организациях, оказывающих услуги детям.
4.1.11. Развитие формы общественного контроля безопасности при организации транспортной доставки школьников до образовательных учреждений.
4.1.12. Создание устойчивых механизмов межведомственного взаимодействия, направленные на совершенствование информационных процессов, внедрение современных технологий предупреждения возникновения нештатных ситуаций, снижение угрозы возникновения происшествий с детьми, а также оказание в случае необходимости всех видов помощи и снижение тяжести последствий.
4.2. Меры, направленные на снижение травматизма и гибели детей при пожарах
4.2.1. Проведение ежегодных проверок помещений в образовательных организациях всех типов, организаций здравоохранения и учреждений социальной защиты населения, культуры и спорта с целью обеспечения полного соблюдения норм пожарной безопасности.
4.2.2. Информирование населения в средствах массовой информации, а также через социальные сети и СМС-оповещения, социальную рекламу о рисках, связанных с эксплуатацией печного отопления, неисправной электропроводки, опасности оставления детей одних без присмотра.
4.2.3. Привлечение к профилактической работе общественные организации, добровольные объединения и неравнодушных граждан, волонтеров.
4.2.4. Доведение до населения информации, позволяющей самостоятельно и быстро ориентироваться в ситуациях при возникновении угрозы пожара и чрезвычайных ситуаций.
4.2.5. Осуществление адресной работы по оснащению автономными пожарными извещателями многодетных, малоимущих семей и семей, находящихся в социально опасном положении.
4.2.6. Проведение адресной работы по ремонту печного отопления и электропроводки.
4.3. Меры, направленные на обеспечение безопасности несовершеннолетних на воде
4.3.1. Систематическое проведение мероприятий, направленных на обеспечение безопасного отдыха детей на водных объектах, в муниципальных образованиях Республики Хакасия.
4.3.2. Проведение совместных мероприятий с органами местного самоуправления, сотрудниками полиции и представителями общественных организаций по осуществлению контроля за ранее выявленными необорудованными местами отдыха и выявлению новых необорудованных мест отдыха граждан в период купального сезона. Организация работы в муниципальных образованиях по изготовлению и установке запрещающих знаков и предупреждающих аншлагов.
4.3.3. Создание общественных спасательных постов в местах массового отдыха населения и проведение обучения населения, прежде всего детей, плаванию и технике спасения утопающих.
4.3.4. Создание дополнительного оборудования и безопасных мест для купания.
4.3.5. Организация патрулирования мест массового отдыха населения силами спасателей, в том числе на плавсредствах.
4.3.6. Проведение активной профилактической работы с детьми по соблюдению правил безопасного поведения на водных объектах.
4.3.7. Усиление работы по надзору и контролю за выполнением гражданами требований безопасности на пляжах и в местах массового отдыха на водоемах, в том числе несанкционированных для купания.
4.4. Меры, направленные на профилактику выпадения детей из окон
4.4.1. Проведение активной просветительской работы с родителями (иными законными представителями) о недопустимости оставления малолетних детей одних без присмотра взрослых, о необходимости принятия мер по исключению доступа детей к открытым окнам, о необходимости установки на окна ПВХ специальных ограничительных устройств.
4.4.2. Размещение на информационных ресурсах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, образовательных и иных организаций памятки по профилактике выпадения детей из окон.
4.5. Меры, направленные на снижение числа преступлений в отношении несовершеннолетних
4.5.1. Формирование действенного механизма раннего выявления жестокого обращения и насилия в отношении ребенка, социального неблагополучия семей с детьми и оказания им помощи с участием органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для предотвращения распада семьи и лишения родительских прав с надлежащей координацией деятельности всех служб в сфере реабилитации семьи, в том числе путем определения порядка взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению детей, нуждающихся в оказании помощи, и защите их прав.
4.5.2. Формирование полноценной системы подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с детьми.
4.5.3. Организация распространения и внедрения передового опыта в сфере профилактики жестокого обращения детьми и реабилитации пострадавших.
4.5.4. Создание республиканского некоммерческого партнерства в целях объединения усилий государства и гражданского общества в работе по поиску пропавших детей, профилактике и пресечению преступлений насильственного и сексуального характера, в том числе совершенных с использованием сети Интернет.
4.5.5. Апробация и внедрение программ, технологий и форм социального сопровождения детей и профилактика жестокого обращения и реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения.
4.5.6. Обеспечение проведения на регулярной основе информационной кампании, направленной на формирование нетерпимого отношения в обществе к насилию в отношении детей, информирования детей о возможных рисках и опасностях жестокого обращения и насилия, информирования родителей об их ответственности за действия, направленные против детей.
4.5.7. Проведение системной работы по повышению уровня родительской ответственности за воспитание, жизнь и здоровье детей.
4.5.8. Обеспечение функционирования и распространения информации о детском телефоне доверия с общероссийским номером.
4.5.9. Обеспечение взаимодействия с негосударственными некоммерческими структурами по проблеме жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних.
4.5.10. Подготовка волонтеров для работы по пропаганде ненасильственного существования, по оказанию помощи детям, пострадавшим от насилия, через информационно-консультативную работу.
4.5.11. Подготовка волонтеров по оказанию содействия в поиске пропавших детей и подростков.
4.5.12. Участие детских общественных объединений по оказанию содействия в обеспечении безопасности детей и подростков.
4.5.13. Оказание психологической помощи и поддержки детям, подвергшимся различным формам насилия, ставшим жертвами преступлений, правонарушений в период и по окончании следствия, психологическое сопровождение подростков, вступивших в конфликт с законом.
4.6. Меры, направленные на обеспечение психологической безопасности несовершеннолетних
4.6.1. Повышение квалификации педагогических работников, педагогов-психологов образовательных организаций, специалистов, работающих с детьми, по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по выявлению основных признаков девиантного поведения у несовершеннолетних, по профилактике асоциального, суицидального поведения детей.
4.6.2. Проведение мониторинга сети Интернет на предмет наличия материалов с информацией о способах совершения самоубийства и призывами к совершению самоубийства.
4.6.3. Выявление и привлечение к установленной законом ответственности лиц, пропагандирующих в сети Интернет экстремизм, насилие, жестокость, суицидальное поведение среди несовершеннолетних и другие негативные проявления.
4.6.4. Проведение в образовательных организациях республики мероприятий для родителей (законных представителей) по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних с освещением вопросов, касающихся психологических особенностей развития детей и подростков, факторов поведения, необходимости своевременного обращения к психологам и психиатрам в случаях неадекватного или резко изменившегося поведения несовершеннолетнего.
4.6.5. Проведение круглых столов с родительской общественностью образовательных организаций республики по вопросам снижения рисков негативной информационной социализации, в том числе по вопросам влияния негативного контента.
4.6.6. Проведение цикла родительских собраний, направленных на повышение психолого-педагогической компетентности родителей (иных законных представителей) в области профилактики рисков современного детства.
4.6.7. Проведение в образовательных организациях республики профилактической работы с обучающимися, направленной на формирование у них правосознания, положительных нравственных качеств, принципов здорового образа жизни, предупреждение аддиктивного и суицидального поведения несовершеннолетних, в том числе с целью профилактики повторных суицидальных попыток.
4.6.8. Проведение углубленного психодиагностического обследования всех вновь прибывших в учреждения уголовно-исполнительной системы несовершеннолетних с целью выявления острых кризисных состояний, признаков психических отклонений, прогнозов рисков деструктивных форм поведения, в том числе склонности к суицидальному поведению, в условиях изоляции.
4.6.9. Организация работы по привлечению представителей традиционных религиозных конфессий к проведению духовно-нравственных бесед с несовершеннолетними осужденными.
4.6.10. Обеспечение социального сопровождения семей с детьми, находящимися в социально опасном положении и (или) трудной жизненной ситуации.
4.6.11. Организация в учреждениях с постоянным пребыванием несовершеннолетних работы, направленной на пропаганду здорового образа жизни и формирование у воспитанников позитивного мировоззрения.
4.6.12. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения воспитанников учреждений социальной защиты населения с постоянным пребыванием несовершеннолетних.
4.6.13. Проведение цикла семинаров для специалистов органов социальной защиты населения республики, осуществляющих работу с семьей и детьми, на тему профилактики суицидального поведения несовершеннолетних.
4.6.14. Информирование учителей, детей и родителей (законных представителей) о проблеме буллинга, его механизмах и последствиях.
4.6.15. Проведение мероприятий по предупреждению буллинга в учебных коллективах (тренинговые занятия по развитию эмпатии и альтернативных способов реализации агрессивных тенденций).
4.6.16. Развитие системы медиации в республике, направленной на разрешение конфликтов, улучшение межличностных отношений среди несовершеннолетних.
4.6.17. Внедрение применения медиативных процедур во всех учреждениях системы образования и социальной защиты.
4.6.18. Своевременное оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи несовершеннолетним, состоящим на различных видах профилактического учета.
4.7. Меры, направленные на обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних
4.7.1. Создание организационно-правовых механизмов защиты детей от распространения информации, причиняющей вред их здоровью, в том числе регулярное проведение обучающих семинаров для педагогических работников образовательных организаций о безопасности детей в сети Интернет.
4.7.2. Разработка методических и информационных материалов, размещение на сайтах и порталах образовательных организаций сведений о лучших ресурсах для детей и родителей, осуществление подготовки информации для родителей о возможностях по организации родительского контроля за доступом к сети Интернет.
4.7.3. Внедрение системы исключения доступа к информации, несовместимой с задачами гражданского становления детей, а также средств фильтрации и иных аппаратно-программных и технологических устройств в образовательных организациях, учреждениях культуры и досуга, спорта и социальной защиты населения с пребыванием детей.
4.7.4. Обеспечение информационного просвещения родителей, а также информационного освещения в средствах массовой информации вопросов, связанных с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью, направленной на широкие слои населения.
4.7.5. Систематическое проведение разъяснительно-информационной работы с родителями об эффективности использования фильтров и ограничений доступа детей на домашних устройствах, имеющих доступ к сети Интернет.
4.7.6. Проведение диалоговых площадок с родителями о новых негативных тенденциях в социальных сетях.
4.7.7. Проведение профилактических и обучающих мероприятий, направленных на развитие в детях способности распознавать и противостоять негативной информации в социальной жизни, средствах массовой информации, интернет-пространстве и мобильной связи, применять эффективные меры самозащиты от нежелательной для них информации и контактов в сети Интернет.
4.7.8. Организация и проведение тематических занятий по профилактике негативных явлений в молодежной среде и безопасному поведению в сети Интернет.
4.7.9. Проведение работы по пресечению распространения экстремистских идей среди несовершеннолетних путем выявления в печатных и электронных средствах массовой информации республики публикаций, направленных на разжигание межнациональной розни, распространение идей терроризма и экстремизма.
4.7.10. Взаимное информирование субъектов системы профилактики об учащихся, причисляющих себя к молодежным неформальным объединениям экстремистского толка, о негативных процессах, происходящих в подростковой и молодежной среде, в целях предотвращения подготовки проведения несанкционированных протестных акций, недопущения конфликтов в молодежной среде.
4.8. Меры, направленные на обеспечение безопасной инфраструктуры для детей
4.8.1. Проведение совместно с собственниками жилищного фонда, управляющими организациями многоквартирных домов, органами местного самоуправления обследования каждой придомовой территории, игровой и спортивной площадки, каждого парка, сквера, детского городка на предмет безопасности пребывания на данной территории несовершеннолетних с выработкой плана мероприятий по обновлению небезопасных для детей сооружений.
4.8.2. Активное вовлечение детей в процесс создания безопасной среды, развития ответственности и пробуждения интереса к изучению правил безопасного поведения на дороге, дома, на улице, правил посещения массовых мероприятий, поведения на спортивных мероприятиях и в играх со сверстниками, правил безопасного поведения в лесу и др.
4.8.3. Формирование системы постоянного обеспечения безопасности оборудования детских игровых и спортивных площадок: создание правовых механизмов, разработка и реализация мер технического и финансового характера.
4.8.4. Проведение ежегодного мониторинга состояния объектов социальной инфраструктуры городов, районов и сельских поселений республики.
4.8.5. Реализация мер по поддержке и развитию инфраструктуры отдыха и оздоровления детей.
4.8.6. Осуществление постоянного контроля за обеспечением комплексной безопасности в период детской оздоровительной кампании.
4.8.7. Реализация дифференцированного подхода к подготовке паспортов безопасности, лицензированию объектов и мест занятий детей.
4.8.8. Создание системы технической укрепленности от криминальных и террористических угроз детских образовательных организаций.
4.9. Меры, направленные на профилактику алкоголизма, наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних
4.9.1. Проведение целевых межведомственных профилактических мероприятий по проверке общественных мест, развлекательных заведений, реализующих алкогольную продукцию, кальяны (кафе, бары, ночные клубы, рестораны и др.), а также несовершеннолетних и родителей, состоящих на профилактическом учете.
4.9.2. Проведение рейдовых мероприятий, направленных на соблюдение требований Федерального закона от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотиносодержащей продукции" в отношении несовершеннолетних.
4.9.3. Ежегодная организация и проведение социально-психологического тестирования лиц, обучающихся профессиональных образовательных организаций республики, на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.
4.9.4. Организация работы врачей-наркологов по психокоррекции и лечению подростков.
5. Реализация Концепции
5.1. Механизмы реализации Концепции
Реализация Концепции осуществляется в два этапа.
Правительством Республики Хакасия разрабатывается и утверждается план по реализации Концепции на период 2021 - 2026 годов и период 2026 - 2030 годов, включающий в себя комплекс мероприятий, направленных на реализацию основных задач, определенных Концепцией.
На первом этапе (2021 - 2026 годы) предусматривается создание механизмов реализации Концепции и системы управления реализацией Концепции, определяются и реализуются первоочередные мероприятия. При необходимости разрабатываются и внедряются новые технологии, мероприятия, услуги.
На втором этапе (2026 - 2030 годы) мероприятия будут направлены на закрепление достигнутых результатов, обеспечение устойчивости позитивных тенденций, подведение итогов реализации Концепции.
Разработка плана мероприятий и его реализация по вопросам, входящим в компетенцию территориальных органов и учреждений федеральных органов исполнительной власти в Республике Хакасия, осуществляется с их участием при согласовании.
Эффективность и степень достижения ожидаемых результатов оценивается на основе данных, характеризующих уровень гибели и травматизма детей в Республике Хакасия.
5.2. Реализация Концепции в муниципальных образованиях Республики Хакасия
Для реализации Концепции органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия рекомендовано предусмотреть:
повышение роли общественных объединений в деятельности по обеспечению безопасности несовершеннолетних на территории соответствующего муниципального образования Республики Хакасия;
привлечение внебюджетных источников финансирования для решения вопросов в рассматриваемой сфере на муниципальном уровне;
разработку на муниципальном уровне ежегодных планов реализации Концепции;
осуществление плана мероприятий по реализации Концепции на территории соответствующего муниципального образования Республики Хакасия во взаимодействии с исполнительными органами государственной власти Республики Хакасия, субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, Уполномоченным по правам ребенка в Республике Хакасия, социально ориентированными некоммерческими организациями, в том числе государственными и муниципальными учреждениями, благотворительными и иными общественными объединениями, религиозными организациями, коммерческими организациями, средствами массовой информации, а также гражданами.
5.3. Ожидаемые результаты реализации Концепции
В соответствии с поставленными задачами ожидаются следующие результаты:
уменьшение доли гибели и травмирования детей от внешних причин и внутренних угроз;
повышение уровня соблюдения мер личной безопасности несовершеннолетних;
повышение уровня ответственности родителей за жизнь и здоровье детей;
повышение правовой грамотности несовершеннолетних при использовании информационного пространства, повышение их уровня цифровой гигиены;
увеличение объема услуг, предоставляемых семьям, нуждающимся в создании безопасных жилищных условий;
увеличение просветительско-профилактических мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья детей;
знание и осознанное соблюдение учащимися правил пожарной и электробезопасности, поведения на дорогах, на водоемах, безопасности в быту;
повышение эффективности работы, направленной на профилактику детского травматизма и обеспечение безопасности детей на дорогах и объектах железнодорожного транспорта;
повышение эффективности общественного контроля безопасности при организации транспортной доставки школьников до образовательных учреждений;
сокращение количества насильственных преступлений в отношении несовершеннолетних;
создание и эффективное функционирование надежной системы защиты детей от деструктивного влияния в медиапространстве;
формирование у детей доброжелательного, гуманного, нравственного отношения к окружающим, создание комфортной психологической среды во избежание конфликтных ситуаций и проявлений буллинга;
формирование в обществе ценностей семьи, ответственного родительства;
отсутствие суицидов и суицидальных попыток среди несовершеннолетних;
создание системы обеспечения безопасности оборудования детских игровых и спортивных площадок;
обеспечение контроля за соблюдением правил безопасности в местах массового пребывания несовершеннолетних, обеспечение безопасности детей во время отдыха;
обеспечение антитеррористической защищенности объектов, в которых пребывают дети.
Итогом реализации Концепции станет сформированная к концу 2030 года система дополнительных мер, направленная на выявление и устранение причин и условий, способствующих гибели и травматизму несовершеннолетних по основным факторам риска, обеспечивающая наивысший уровень детской безопасности в Республике Хакасия.
В соответствии с поставленными задачами устанавливаются примерные целевые показатели эффективности реализации Концепции в Республике Хакасия до 2030 года, представленные в таблице:
Примерные целевые показатели эффективности реализации Концепции
N п/п |
Наименование целевого показателя |
Единицы измерения показателей (снижения, увеличения) |
Периоды |
||||||||
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
|||
1 |
Сокращение случаев смертности детей в возрасте 0 - 17 лет <1> |
На 100000 детей соответствующего возраста, случаев <2> |
15,0 |
14,0 |
13,0 |
12,0 |
11,0 |
10,0 |
9,0 |
8,0 |
7,0 |
2 |
Сокращение случаев травматизма детей в возрасте от 0 до 17 лет <3> |
На 1000 детей соответствующего возраста, случаев <4> |
123,0 |
117,0 |
112,0 |
107,0 |
103,0 |
101,0 |
99,0 |
97,0 |
95,0 |
3 |
Увеличение доли многодетных семей, обеспеченных средствами обнаружения пожаров |
Нарастающим итогом, % |
+2,0 |
+3,0 |
+4,0 |
+5,0 |
+5,0 |
+5,0 |
+5,0 |
+5,0 |
+5,0 |
4 |
Увеличение доли несовершеннолетних, охваченных трудовой занятостью |
Количество детей |
2200 |
2500 |
2850 |
3150 |
3400 |
3550 |
3700 |
3850 |
4000 |
5 |
Увеличение доли несовершеннолетних, охваченных дополнительными формами занятости |
% |
+3,0 |
+3,0 |
+3,0 |
+3,0 |
+3,0 |
+3,0 |
+3,0 |
+3,0 |
+3,0 |
*(1) Численность погибших детей: 2017 год - 37 детей, 2018 год - 23 ребенка, 2019 год - 14 детей, 2020 год - 15 детей (11,6 на 100000 детей), на 20.08.2021 - 23 ребенка (17,8 на 100000 детей).
*(2) Расчет показателя: количество погибших детей/численность детского населения x 100000, на август 2021 года показатель - 17,8.
*(3) Численность детей, получивших травмы: 2018 год - 19785 детей, 2019 год - 18696 детей, 2020 год - 16559 детей.
*(4) В 2020 году показатель составил 128,3.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.