город Калуга |
|
7 апреля 2023 г. |
Дело N А83-1166/2019 |
Резолютивная часть постановления вынесена 05.04.2023.
Постановление в полном объёме изготовлено 07.04.2023.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Силаевой Н.Л., |
судей |
Власова Е.В., Шелудяева В.Н., |
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента труда и социальной защиты населения администрации Красногвардейского района Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 22.03.2022 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2022 по делу N А83-1166/2019,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Матюшенко Юрий Федорович (далее - истец, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Департаменту труда и социальной защиты населения Администрации Красногвардейского района Республики Крым (далее - ответчик, департамент) о взыскании задолженности в размере 1 081 794 рублей 30 копеек, процентов за неправомерное удержание денежных средств за период с 23.11.2018 по 02.02.2022 в размере 210 319 рублей 42 копеек с последующим начисление процентов по день фактического погашения долга (с учетом уточнений исковых требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство транспорта Республики Крым, министерство труда и социальной защиты Республики Крым, администрация Красногвардейского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым, администрация Красногвардейского района Республики Крым, администрация Братского сельского поселения Красноперекопского района Республики Крым, администрация Войковского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, администрация Красноперекопского района Республики Крым и администрация Ленинского района Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 22.03.2022, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2022, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами судов первой и апелляционной инстанций, департамент обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель жалобы указывает на то, что оспариваемая истцом сумма задолженности не является финансовым обязательством департамента, соответственно, на нее не могут быть начислены штрафные санкции. С августа 2019 года у департамента отсутствовала обязанность по возмещению истцу недополученных доходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, своих представителей в суд округа не направили. Дело рассмотрено в отсутствие их представителей в порядке, предусмотренном статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Центрального округа не находит оснований для удовлетворения жалобы исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 18.01.2018 между департаментом (заказчик) и предпринимателем (перевозчик) заключено соглашение N 3 на предоставление субсидий по возмещению недополученных доходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду, согласно которому (с учетом дополнительного соглашения N 7), перевозчик оказывает услуги по перевозке отдельных категорий граждан, имеющих право льготного проезда, в автомобильном транспорте общего пользования пригородного сообщения по Красногвардейскому району в период действия настоящего соглашения. Перевозка отдельных граждан осуществляется по следующим маршрутам: "Войково - Красногвардейское" (с. Известковое - с.Кремневка - с.Красная Поляна - с. Новоэстония - с. Миролюбовка - пгт. Красногвардейское), номер маршрута 100, "Братское - Красногвардейское" (с.Краснодарка - с.Александровка-с.Тимошовка - с.Клепинино - с.Новоэстония-пгт.Красногвардейское), номер маршрута 114, "Красногвардейское - Вольное" (пгт. Красногвардейское - с.Знаменка - пгт.Вольное).
Возмещение недополученных доходов перевозчику, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду, осуществляется в соответствии с Порядком возмещения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям недополученных доходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Крым от 23.12.2014 N 575 (далее - Порядок N 575) (пункт 1.3 соглашения).
Согласно пункту 2.2.1 соглашения, заказчик обязуется возмещать перевозчику недополученные доходы в связи с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду граждан по предоставленным перевозчикам расчетам стоимости услуг, предоставленных гражданам в предыдущем месяце, счету или счету-фактуре, акту сверки. При поступлении средств на эти цели заказчик должен в пятидневный срок произвести расчеты с перевозчиком за предоставленные услуги по перевозке льготных категорий граждан согласно акту сверок расчетов, в пределах выделенных ассигнований (пункт 2.2.2 соглашения). Пунктом 3.1 соглашения предусмотрена цена настоящего соглашения, которая неоднократно менялась в сторону увеличения дополнительными соглашениями N N 2,3,4,5,6,8,9.
Возмещение перевозчику затрат, указанных в пункте 2.2.1 соглашения, осуществляется в соответствии с Порядком 2 (пункт 3.2 соглашения с изменениями и дополнениями).
В соответствии с пунктами 3.4, 3.5 соглашения, перечисление средств перевозчику за предоставление гражданам мер социальной поддержки производится на основании счетов, счетов-фактур, актов сверки.
Пунктом 3.6 соглашения предусмотрено, что возмещение расходов перевозчику, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Республики Крым на компенсационные выплаты по льготному проезду в средствах, подлежащих возмещению.
Срок действия соглашения установлен до 31.12.2018.
Истец полагает, что взятые на себя по соглашению обязательства по состоянию на 01.12.2018 выполнены им в полном объеме, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, отражено в счетах, актах сверки взаимных расчетов.
Истец обратился в адрес ответчика с претензией от 28.12.2018 об уплате задолженности в размере 1 081 794 рублей 30 копеек за период с августа по ноябрь 2018 года, которая оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Приходя к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что истец, как лицо, осуществляющее перевозку льготной категории граждан имеет право на получение субсидий в связи с предоставлением льгот по проезду граждан в городском и пригородном сообщении.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 575, возмещение юридическим лицам, предоставляющим услуги по перевозке пассажиров автомобильным, городским и пригородным наземным электрическим транспортом общего пользования, осуществляется органами труда и социальной защиты населения за фактически предоставленные гражданам меры социальной поддержки по льготному проезду.
Согласно пункту 3 Порядка N 575 перевозчик осуществляет расчет средств, подлежащих компенсации за предоставленные услуги по перевозке отдельных категорий граждан на городских маршрутах регулярного сообщения - по формуле, в том числе с применением коэффициента соотношения количества бесплатно перевезенных пассажиров к количеству пассажиров, оплативших проезд, который определяется на отчетный год в декабре года, предшествующего отчетному, на основании актов ежемесячного обследования фактически перевезенных пассажиров, в том числе льготных категорий, которые составляются комиссиями по обследованию фактически перевезенных пассажиров (далее - Комиссия), в случае необходимости в течение отчетного года коэффициент может корректироваться.
Пунктом 5 Порядка N 575 определено, что перевозчики ежемесячно до 2-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в органы труда и социальной защиты населения расчет стоимости услуг, предоставленных гражданам в предыдущем месяце, счет или счет-фактуру, акт сверки; акт сверки подписывается руководителем органа труда и социальной защиты населения и лицом, отвечающим за финансовую работу, перевозчиком в лице руководителя и главного бухгалтера (при наличии) и скрепляется печатью с обеих сторон; расчет стоимости услуг подписывается перевозчиком в лице его руководителя и главного бухгалтера (при наличии).
Возмещение перевозчику расходов, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки, производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Республики Крым на компенсационные выплаты по льготному проезду отдельных категорий граждан на транспорте (пункт 6 Порядка 2).
Судами установлено, что соглашение между истцом и ответчиком заключено на срок до 31.12.2018, однако с августа 2018 года департамент не производил предпринимателю возмещение недополученных доходов, несмотря на исполнение последним обязательств по перевозке отдельных категорий граждан, имеющих право льготного поезда, в автомобильном транспорте общего пользования пригородного сообщения по Красногвардейскому району в период действия указанного соглашения.
Размер заявленной к возмещению истцу суммы подтверждается материалами дела, ответчиком не опровергнут.
Учитывая изложенное, требования о взыскании с ответчика в пользу истца денежных средств в размере 1 081 794 рублей 30 копеек обоснованно удовлетворены судами, также как и требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
Довод департамента о том, что маршруты истца "Войково - Красногвардейское" и "Братское - Красногвардейское" не обслуживались автостанционной сетью в связи с внесением 23.07.2018 Постановлением Совета министров Республики Крым N 361 изменений в Порядок N 575, обоснованно не принят судами в качестве основания для освобождения ответчика от возмещения недополученных доходов перевозчику.
При этом суды правильно указали на то, что анализ внесенных в Порядок N 575 изменений свидетельствует, что они коснулись условий определения коэффициента соотношения количества бесплатно перевезенных пассажиров к количеству пассажиров, оплативших проезд.
Так, полномочия по определению данного коэффициента возложены на комиссию, созданную решением органа местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым, на территории которого находится начальный остановочный пункт единицы подвижного состава (ЕПС) маршрута, по которому проводится обследование.
Коэффициент соотношения количества бесплатно перевезенных пассажиров к количеству пассажиров, оплативших проезд, определен решениями уполномоченой комиссии по обследованию фактически перевезенных пассажиров на внутренних автобусных маршрутах от 30.05.2018.
После внесения указанных выше изменений в Порядок N 575 установленный коэффициент не изменялся.
Учитывая изложенное, доводы ответчика об отсутствии оснований для возмещения перевозчику с августа 2018 года недополученных доходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки гражданам по льготному проезду, правомерно признаны судами несоответствующими требованиям закона и заключенного между сторонами соглашения, которое в установленном законом порядке расторгнуто или признано недействительным не было.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права и не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, а направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ (в том числе нарушений норм процессуального права, которые в любом случае являются основанием к отмене решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции), для отмены обжалуемых судебных актов не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Центрального округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 22.03.2022 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2022 по делу N А83-1166/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.Л. Силаева |
Судьи |
Е.В. Власов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента труда и социальной защиты населения администрации Красногвардейского района Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 22.03.2022 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2022 по делу N А83-1166/2019,"
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 7 апреля 2023 г. N Ф10-6527/22 по делу N А83-1166/2019
Хронология рассмотрения дела:
18.08.2023 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1790/2022
07.04.2023 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-6527/2022
03.10.2022 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1790/2022
22.03.2022 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-1166/19
05.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-1166/19