г.Калуга |
|
13 апреля 2023 г. |
Дело N А35-3044/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 11 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 13 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Шелудяева В.Н. |
судей
|
Власова Е.В. Силаевой Н.Л. |
|
|
|
|
в отсутствие представилей сторон, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Курска на решение Арбитражного суда Курской области от 26.10.2022 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2023 по делу N А35-3044/2022,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Спецавтобаза по уборке города Курска" (далее - АО "Спецавтобаза по уборке города Курска", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Курской области с исковыми требованиями к муниципальному образованию город Курск в лице администрации города Курска (далее - Администрация г. Курска, администрация, ответчик) о взыскании за счет казны муниципального образования "город Курск" расходов за ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в размере 113 446,80 руб., процентов за пользование чужими денежными средства за период с 27.12.2021 по 31.03.2022 в размере 3 697,12 руб., за период с 03.10.2022 по 20.10.2022 в размере 442,91 руб., с продолжением их начисления по день фактической уплаты задолженности (с учетом уточнений).
Решением Арбитражного суда Курской области от 26.10.2022, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2023, заявленные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанными судебными актами, Администрация города Курска обжаловала их в кассационном порядке.
Изучив материалы дела и доводы заявителя кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, на основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 09.10.2017 АО "Спецавтобаза по уборке города Курска" наделено статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Северо-Восточной зоне города Курска.
АО "Спецавтобаза по уборке города Курска" с участием членов комиссии проведено обследование несанкционированной свалки (с применением средств фотофиксации), расположенной по адресу г. Курск, 18-й Магистральный проезд, в районе домов N 22А и N 24, координаты земельного участка: 51.649550, 36.151055.
В результате обследования установлено, что площадь несанкционированной свалки составляет 50 кв. м - категории земель не разграниченной собственности; предполагаемый объем несанкционированной свалки составляет: 17 куб. м; характер (вид, тип) отходов - древесно-растительные отходы, ТКО, о чем 18.06.2021 составлен акт обследования несанкционированной свалки на территории муниципального образования "город Курск".
На основании указанного акта истец направил в адрес Администрации г. Курска, Администрации Курской области требование о ликвидации несанкционированной свалки N 01-10/21-905 от 22.06.2021.
Поскольку работы по ликвидации свалки не были проведены силами муниципального образования, АО "Спецавтобаза по уборке города Курска" 03.11.2021 самостоятельно ликвидировало место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, о чем составлен акт ликвидации несанкционированной свалки на территории муниципального образования город Курск.
Согласно указанному акту, площадь ликвидированной свалки составила 60 кв. м; объем ликвидированной несанкционированной свалки составил 53 куб. м; характер (вид, тип) отходов - ТКО, древесно-растительные отходы.
Понесенные региональным оператором затраты составили 113 446,80 руб., что подтверждается локальным сметным расчетом, заданиями водителю и путевыми листами.
Истец направил в адрес Администрации г. Куска и Администрации Курской области требование (претензию) от 19.11.2021 N 01-10/21-1808 о возмещении затрат на ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО, которая была оставлена без удовлетворения.
Полагая, что понесенные затраты на ликвидацию несанкционированного места размещения ТКО подлежат возмещению муниципальным образованием город Курск, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 1156 от 12.11.2016 (далее - Правила N 1156).
В соответствии со статьей 13 Закона N 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 16 Правил N 1156 в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:
а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;
б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов (п. 17 Правил N 1156).
Как установлено в ходе судебного разбирательства, спорная несанкционированная свалка располагалась на территории муниципального образования "Город Курск" на землях, право собственности на которые не разграничено.
В соответствии с законом Курской области от 30.11.2015 N 117-ЗКО "О разграничении полномочий органов государственной власти Курской области в сфере земельных отношений в Курской области", законом Курской области от 05.03.2018 N 8-ЗКО "О перераспределении полномочий между органами государственной власти Курской области по распоряжению земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено" комитет по управлению имуществом Курской области определен органом исполнительной власти Курской области, уполномоченным на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Курска, площадь которых превышает 200 кв. м, за исключением земельных участков для сельскохозяйственного использования, для размещения, эксплуатации, обслуживания, строительства индивидуальных жилых домов, для эксплуатации многоквартирных домов, гаражей, лесных участков, огородных и садовых земельных участков.
Согласно пункту 2 постановления Губернатора Курской области от 15.08.2016 N 226-пг "Об органах исполнительной власти Курской области, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной собственности Курской области земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа "Город Курск", для освоения территории, комплексного освоения территории в целях строительства стандартного жилья", комитет по управлению имуществом Курской области определен органом исполнительной власти Курской области, уполномоченным на предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Курской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа "Город Курск", в пределах полномочий, предусмотренных законом Курской области от 05.03.2015 N 8-ЗКО "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления городского округа "Город Курск" и органами государственной власти Курской области по распоряжению земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено", для освоения территории, комплексного освоения территории в целях строительства стандартного жилья, в части заключения договоров аренды.
В соответствии со статьей 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - ФЗ N 137-ФЗ) предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 131-ФЗ) предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно пунктам 12 и 25 статьи 13 Устава города Курска, утвержденного решением Курского городского Собрания от 12.04.2007 N 332-3-РС, к вопросам местного значения города Курска относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах города Курска, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно пришел к выводу о том, что вопросы, связанные с организацией мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования "Город Курск", независимо от формы собственности на землю, равно как и участие в организации деятельности в области обращения с отходами, являющимися результатом жизнедеятельности местного сообщества, в отсутствие правообладателей земельного участка, на котором расположена несанкционированная свалка отходов на территории муниципального образования, относятся к компетенции Администрации г. Курска.
Согласно расчету истца расходы, связанные с ликвидацией места несанкционированного размещения отходов, составили 113 446,80 руб.
Указанный расчет ответчиком не опровергнут.
В соответствии с частью 1 статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Согласно расчету истца проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 27.12.2021 по 31.12.2022 составили 3 697,12 руб. и с 03.10.2022 по 20.10.2022 в сумме 442,91 руб..
Указанный расчет проверен судом и признан арифметически правильным.
Выводы арбитражного суда в указанной части в кассационном порядке не обжалуются.
При таких обстоятельствах спора арбитражный суд обоснованно принял решение о возмещении истцу расходов, связанных с ликвидацией несанкционированной свалки, за счет казны муниципального образования.
Доводы заявителя кассационной жалобы в части несогласия с обжалуемыми судебными актами основаны на ошибочном толковании вышеперечисленных норм действующего законодательства, направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем судебной коллегией отклоняются.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов по настоящему делу, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 26.10.2022 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2023 по делу N А35-3044/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня вынесения в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Н.Шелудяев |
Судьи |
Е.В.Власов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - ФЗ N 137-ФЗ) предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 131-ФЗ) предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
...
В соответствии с частью 1 статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 13 апреля 2023 г. N Ф10-905/23 по делу N А35-3044/2022