Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Схема водоотведения
2.1. Существующее положение в сфере водоотведения МО СП "Пажга"
2.1.1. Описание структуры системы сбора, очистки и отведения сточных вод на территории МО СП "Пажга" и деление территории на эксплуатационные зоны
Централизованная хозяйственно-бытовая система канализации имеется в селе Пажга. Сельское население остальных населенных пунктов пользуется надворными уборными и водонепроницаемыми выгребами, стоки из которых вывозятся на очистные сооружения.
В с. Пажга сточные воды поступают на станцию биологической очистки сточных вод в аэротенках продленной аэрации с механическим аэратором производительностью 400 м3/сут. Сточная вода, прошедшая решетку с ручной очисткой, поступает в аэротенке, где смешивается с активным илом. В аэротенке, где смесь ила с водой поддерживается во взвешенном состоянии при помощи механического аэратора, происходит процесс биологической очистки. Затем иловая смесь поступает в вертикальный отстойник, где циркулирующий ил отделятся от очищенной жидкости, и направляется с помощью гидроэлеватора в аэротенк. Избыточный активный ил из отстойника периодически выгружается под гидростатическим набором на иловую площадку. Отстоенная вода, смешанная с раствором хлорной извести, поступает в контактный резервуар, где происходит ее дезинфекция и затем самотеком отводится в ручей Чибин-шор затем в р. Сысола. Износ станции биологической очистки составляет 55%
Характеристика системы водоотведения представлена в таблице ниже.
Таблица 25 - Характеристика системы водоотведения СП "Пажга"
Место расположения объекта |
Приемная емкость, объем куб. м. |
Очистные сооружения |
Место выпуска (название реки и т. д.) |
|
производительность проектная, м/сут. |
производительность фактическая (по показаниям расходомера), м/сут. |
|||
с. Пажга |
300 |
400 |
160 |
Чибин Шор р. Сысола |
2.1.2. Описание результатов технического обследования централизованной системы водоотведения
По результатам технического обследования сделаны следующие выводы:
1. Объекты, в отношении которых было проведено техническое обследование, являются фактически действующими и в основном позволяют осуществлять водоотведение потребителей с. Пажга с учетом нормативных показателей, установленных ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
2. Возможность, условия и сроки дальнейшей эксплуатации имущества водоотведения определяются нормативными правовыми актами Российской Федерации, стратегией развития ЖКХ, определяемой Правительством Российской Федерации.
3. Рекомендации по достижению плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности: реконструкция и строительство поселковой системы водоотведения (канализационные сети, КНС, очистные сооружения).
2.1.3. Описание технологических зон водоотведения, зон централизованного и нецентрализованного водоотведения
На территории СП "Пажга" централизованная система водоотведения имеется в Пажга. Обслуживание централизованной системы канализации осуществляет ООО "Сыктывдинская тепловая компания". Сельское население остальных населенных пунктов пользуется надворными уборными и водонепроницаемыми выгребами, стоки из которых вывозятся на очистные сооружения.
2.1.4. Описание технической возможности утилизации осадков сточных вод на очистных сооружениях существующей централизованной системы водоотведения
Осадки сточных вод образуются в результате биологической очистки сточных вод. Выгрузка сброженного осадка на иловые площадки производится 1 раз в год в теплое время года. Отстоенная вода с иловых площадок перекачивается в голову сооружений. В дальнейшем на иловых площадках происходит уплотнение осадка, испарение воды с поверхности осадка и фильтрация воды через слой осадка. Подсушенный ил на иловых площадках хранится в течение 20-25 лет.
В целях повышения надежности централизованной системы водоснабжения, а также в целях планирования параметров последующих мероприятий направленных на приведение качества сбрасываемых сточных вод в соответствие с установленными требованиями потребуется реализация мероприятий по оптимизации централизованной системы водоотведения с реконструкцией сетей водоотведения и установкой приборов учета
2.1.5. Описание состояния и функционирования канализационных коллекторов и сетей, сооружений на них
Протяженность канализационных сетей с. Пажга составляет 4528,63 м. количество смотровых колодцев - 114 шт. Износ сети канализации составляет более 60%. Диаметр трубопроводов сетей 100 и 150 мм. Данные о сетях водоотведения приведены в таблице ниже.
Таблица 26 - Сведения о сетях водоотведения СП "Пажга"
Наименование участка |
Диаметр участка, Ду |
Длина участка, м |
Год прокладки |
Материал трубы |
от котельной до К1 |
100 |
4 |
1976 |
Чугун |
от К1 до К3 |
150 |
60,4 |
1976 |
Асбестоцементные |
от К3 до К2 |
150 |
38,7 |
1976 |
Асбестоцементные |
от К2 до мастерских |
100 |
6,5 |
1976 |
Чугун |
от К3 до К4 |
150 |
71,5 |
1976 |
Асбестоцементные |
от К4 до К5 |
150 |
36,7 |
1976 |
Асбестоцементные |
от К5 до К6 |
150 |
37,2 |
1976 |
Асбестоцементные |
от К6 до К7 |
150 |
44,5 |
1976 |
Асбестоцементные |
от К7 до К8 |
150 |
64,5 |
1976 |
Чугун |
от К5 до д. 3 |
100 |
8 |
1976 |
Чугун |
от К7 до д. 2 |
100 |
8 |
1976 |
Чугун |
от К8 до К9 |
150 |
18,1 |
1976 |
Чугун |
от К9 до К10 |
150 |
46,2 |
1976 |
Асбестоцементные |
от К10 до К11 |
150 |
66,8 |
1976 |
Чугун |
от К11 до К12 |
150 |
42,6 |
1976 |
Асбестоцементные |
от К12 до К13 |
150 |
52,3 |
1976 |
Асбестоцементные |
от К13 до КНС |
150 |
27,5 |
1976 |
Асбестоцементные |
от К14 до КНС |
150 |
35,4 |
1976 |
Асбестоцементные |
от К14 до К15 |
150 |
20,3 |
1976 |
Чугун |
от К15 до К16 |
150 |
51,2 |
1976 |
Чугун |
от К16 до К17 |
150 |
19 |
1976 |
Чугун |
от К16 до общежитие |
100 |
3 |
1976 |
Чугун |
от К17 до гаража |
100 |
16,5 |
1976 |
Чугун |
от К17 до К18 |
150 |
20,8 |
1976 |
Чугун |
от К18 до общежитие |
100 |
3 |
1976 |
Чугун |
от К18 до К19 |
150 |
14 |
1976 |
Асбестоцементные |
от К19 до бани |
100 |
17 |
1976 |
Асбестоцементные |
от К19 до К20 |
150 |
12 |
1976 |
Асбестоцементные |
от К20 до общежитие |
100 |
3 |
1976 |
Асбестоцементные |
от К20 до К21 |
150 |
18 |
1976 |
Чугун |
от К21 до общежитие |
100 |
3 |
1976 |
Чугун |
от К8 до К22 |
150 |
61,4 |
1976 |
Асбестоцементные |
от К22 до магазина |
100 |
1,8 |
1976 |
Чугун |
от К22 до К23 |
150 |
50,2 |
1976 |
Чугун |
от К23 до дома N 1 |
100 |
3 |
1976 |
Чугун |
от К22 до К24 |
150 |
51,3 |
1976 |
Чугун |
от К24 до К25 |
150 |
50,8 |
1976 |
Чугун |
от К25 до К26 |
150 |
30,5 |
1976 |
Чугун |
от К26 до К27 |
150 |
31,5 |
1976 |
Чугун |
от К27 до К28 |
150 |
25,8 |
1976 |
Асбестоцементные |
от К28 до К29 |
150 |
19,4 |
1976 |
Асбестоцементные |
от К29 до К30 |
150 |
14,1 |
1976 |
Асбестоцементные |
от К30 до детского сада |
100 |
11,3 |
1976 |
Чугун |
от К30 до К31 |
150 |
16,2 |
1976 |
Асбестоцементные |
от К31 до детского сада |
100 |
3 |
1976 |
Чугун |
от К25 до К33 |
150 |
50,23 |
1976 |
Асбестоцементные |
от К33 до дома N 10 |
100 |
3 |
1976 |
Чугун |
от К33 до К34 |
150 |
32,6 |
1976 |
Чугун |
от К34 до К35 |
150 |
32 |
1976 |
Чугун |
от К35 до дома N 9 |
100 |
7 |
1976 |
Чугун |
от К34 до К36 |
150 |
30,5 |
1976 |
Асбестоцементные |
от К36 до дома N 11 |
100 |
12 |
1976 |
Чугун |
от К36 до К37 |
150 |
49,5 |
1976 |
Чугун |
от К37 до К38 |
150 |
55,6 |
1976 |
Асбестоцементные |
от К38 до дома N 8 |
100 |
3 |
1976 |
Асбестоцементные |
от К38 до К39 |
150 |
26,5 |
1976 |
Чугун |
от К39 до К40 |
150 |
21,5 |
1976 |
Чугун |
от К40 до К41 |
150 |
28,6 |
1976 |
Чугун |
от К41 до дома N 7 |
100 |
4 |
1976 |
Чугун |
от К41 до К42 |
150 |
20,3 |
1976 |
Асбестоцементные |
от К42 до К43 |
150 |
38,4 |
1976 |
Чугун |
от К43 до К44 |
150 |
41,2 |
1976 |
Асбестоцементные |
от К44 до дома N 6 |
100 |
5 |
1976 |
Чугун |
от К44 до К45 |
150 |
55,4 |
1976 |
Чугун |
от К45 до дома N 5 |
100 |
9,1 |
1976 |
Чугун |
от К45 до К46 |
150 |
68,5 |
1976 |
Чугун |
от К46 до дома N 4 |
100 |
4 |
1976 |
Чугун |
от К46 до К47 |
150 |
50,2 |
1976 |
Чугун |
от К47 до К4 |
150 |
13,1 |
1976 |
Чугун |
от К37 до К48 |
150 |
68 |
1976 |
Чугун |
от К48 до К49 |
150 |
56,1 |
1976 |
Чугун |
от К49 до К50 |
150 |
50,2 |
1976 |
Чугун |
К50 до К51 |
150 |
54,2 |
1976 |
Чугун |
от К51 до К52 |
150 |
40,4 |
1976 |
Чугун |
от К52 до К53 |
150 |
45,5 |
1976 |
Чугун |
от К53 до К54 |
150 |
39,5 |
1976 |
Чугун |
от К54 до К55 |
150 |
34,5 |
1976 |
Чугун |
от К55 до К56 |
150 |
36,2 |
1976 |
Чугун |
от К56 до К57 |
150 |
58,6 |
1976 |
Чугун |
от К57 до К58 |
150 |
46,8 |
1976 |
Чугун |
от К58 до К59 |
150 |
60 |
1976 |
Асбестоцементные |
от К59 до дома N 14 |
100 |
4,5 |
1976 |
Чугун |
от К58 до К60 |
150 |
35,2 |
1976 |
Чугун |
от К60 до К61 |
150 |
11,3 |
1976 |
Чугун |
от К61 до К62 |
150 |
5 |
1976 |
Чугун |
от К62 до К63 |
150 |
15,1 |
1976 |
Асбестоцементные |
от К63 до дома N 12 |
100 |
5 |
1976 |
Чугун |
от К62 до К64 |
150 |
11,2 |
1976 |
Асбестоцементные |
от К64 до К65 |
150 |
9,5 |
1976 |
Асбестоцементные |
от К65 до дома N 13 |
100 |
7 |
1976 |
Асбестоцементные |
от К58 до К66 |
150 |
28 |
1976 |
Чугун |
от К66 до К67 |
150 |
42,4 |
1976 |
Чугун |
от К67 до К68 |
150 |
25,3 |
1976 |
Асбестоцементные |
от К68 до К69 |
150 |
31,4 |
1976 |
Асбестоцементные |
от К69 до К70 |
150 |
29,3 |
1976 |
Чугун |
от К70 до К71 |
150 |
33,1 |
1976 |
Чугун |
от К71 до К72 |
150 |
35 |
1976 |
Чугун |
от К72 до К73 |
150 |
41,4 |
1976 |
Асбестоцементные |
от К73 до К74 |
150 |
36,7 |
1976 |
Чугун |
от К74 до К75 |
150 |
3 |
1976 |
Чугун |
от К67 до К75 |
150 |
28,1 |
1976 |
Чугун |
от К75 до К76 |
150 |
50,2 |
1976 |
Асбестоцементные |
от школы до К76 |
150 |
3,5 |
1976 |
Чугун |
от К76 до К77 |
150 |
26,8 |
1976 |
Чугун |
от К77 до К78 |
150 |
54,1 |
1976 |
Асбестоцементные |
от К78 до К79 |
150 |
50 |
1976 |
Чугун |
от К79 до К80 |
150 |
13,4 |
1976 |
Чугун |
от К81 до К82 |
150 |
16 |
1976 |
Чугун |
от интерната до К82 |
100 |
8 |
1976 |
Чугун |
от К81 до К83 |
150 |
10 |
1976 |
Чугун |
от К83 до К84 |
150 |
9 |
1976 |
Чугун |
от К84 до К85 |
150 |
35 |
1976 |
Чугун |
от К85 до К86 |
150 |
19 |
1976 |
Чугун |
от К86 до К87 |
150 |
5 |
1976 |
Чугун |
от К52 до К87 |
150 |
32,1 |
1976 |
Чугун |
от К87 до К88 |
150 |
54,3 |
1976 |
Чугун |
от К88 до К89 |
150 |
60 |
1976 |
Чугун |
от К89 до К90 |
150 |
61,1 |
1976 |
Чугун |
от закусочной до К91 |
100 |
3 |
1976 |
Чугун |
от К91 до К92 |
150 |
72,3 |
1976 |
Чугун |
от К92 до К93 |
150 |
16,7 |
1976 |
Чугун |
от К93 до дома N 15 /1 |
100 |
3 |
1976 |
Чугун |
от К93 до дома N 15 /2 |
100 |
3 |
1976 |
Чугун |
от К93 до дома N 15 /3 |
100 |
1 |
1976 |
Чугун |
от К93 до дома N 15 /4 |
100 |
1 |
1976 |
Чугун |
от К93 до дома N 15 /5 |
100 |
1 |
1976 |
Чугун |
от К93 до дома N 15 /6 |
100 |
1 |
1976 |
Чугун |
от К93 до К94 |
150 |
80,1 |
1976 |
Чугун |
от К94 до К95 |
150 |
72,8 |
1976 |
Чугун |
от К95 до К96 |
150 |
54,9 |
1976 |
Чугун |
от К96 до К97 |
150 |
61,1 |
1976 |
Чугун |
от К97 до К98 |
150 |
81,5 |
1976 |
Чугун |
от К98 до К99 |
150 |
38,6 |
1976 |
Чугун |
от К99 до К100 |
150 |
25,5 |
1976 |
Чугун |
от дома N 16 до К100 |
100 |
4,5 |
1976 |
Чугун |
от К98 до К102 |
150 |
49,7 |
1976 |
Чугун |
от К102 до К101 |
150 |
41,5 |
1976 |
Чугун |
от дома N 20 до К101 |
100 |
5,2 |
1976 |
Чугун |
от К102 до К103 |
150 |
77,3 |
1976 |
Чугун |
от К103 до К104 |
150 |
84,5 |
1976 |
Чугун |
от К104 до К105 |
150 |
35,9 |
1976 |
Чугун |
от К 105 до К106 |
150 |
56,1 |
1976 |
Чугун |
от К106 до К107 |
150 |
62,4 |
1976 |
Чугун |
от К107 до К108 |
150 |
72,6 |
1976 |
Чугун |
от К108 до К109 |
150 |
86,2 |
1976 |
Чугун |
2.1.6. Оценка безопасности и надежности объектов централизованной системы водоотведения и их управляемости
В настоящее время методика определения надёжности системы централизованного водоотведения не разработана и не утверждена, поэтому определение надёжности системы выполняется на основе СП 32.13330.2012. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03- 85"(утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.11 N 635/11).
Надежность действия системы канализации характеризуется сохранением необходимой расчетной пропускной способности и степени очистки сточных вод при изменении (в определенных пределах) расходов сточных вод и состава загрязняющих веществ, условий сброса их в водные объекты, в условиях перебоев в электроснабжении, возможных аварий на коммуникациях, оборудовании и сооружениях, производства плановых ремонтных работ.
Надежность действия безнапорных сетей (коллекторов) канализации определяется коррозионной стойкостью материала труб (каналов) и стыковых соединений, как к транспортируемой сточной воде, так и к газовой среде в надводном пространстве.
Учитывая вышеприведенное можно сделать вывод, что для повышения надёжности системы водоотведения необходима реконструкция существующих сетей и сооружений, включающая в себя работы по замене сетей водоотведения и реконструкция оборудования канализационных насосных станций.
2.1.7. Оценка воздействия сбросов сточных вод через централизованную систему водоотведения на окружающую среду
На территории СП "Пажга" централизованная система водоотведения имеется в с. Пажга. Сельское население остальных населенных пунктов пользуется надворными уборными и водонепроницаемыми выгребами, стоки из которых вывозятся на очистные сооружения.
Отсутствие очистных сооружений водоотведения приводит к сбросу в водные объекты большого количества загрязненных хоз.-бытовых и производственных сточных вод. Сброс неочищенных хозяйственно-бытовых и производственных стоков ведет к загрязнению вод водных объектов СП "Пажга", наносит вред окружающей среде.
Основными загрязнениями сточных вод являются физиологические выделения людей и животных, отходы и отбросы, получающиеся при мытье продуктов питания, кухонной посуды, стирке белья, мытье помещений и поливке улиц, а также технологические потери, отходы и отбросы на промышленных предприятиях. Бытовые и многие производственные сточные воды содержат значительные количества органических веществ, способных быстро загнивать и служить питательной средой, обусловливающей возможность массового развития различных микроорганизмов, в том числе патогенных бактерий; производственные сточные воды содержат токсические примеси, оказывающие пагубное действие на людей, животных и рыб.
Сброс сточных вод без выполнения надлежащей очистки представляет серьезную угрозу для экологии окружающей среды и для населения СП "Пажга".
2.1.8. Описание территорий муниципального образования, не охваченных централизованной системой водоотведения
В пст. Гарьинский, д. Савапиян, д. Парчим, д. Гаръя, д. Жуэд, д. Разгорт централизованной системы водоотведения нет, население указанных населенных пунктов пользуется надворными уборными и водонепроницаемыми выгребами, стоки из которых вывозятся на очистные сооружения.
2.1.9. Описание существующих технических и технологических проблем системы водоотведения МО СП "Пажга"
Проблемным вопросом в части сетевого канализационного хозяйства с. Пажга является истечение срока эксплуатации трубопроводов, а также истечение срока эксплуатации запорно-регулирующей арматуры на напорных канализационных трубопроводах.
На сегодняшний день износ магистральных хозяйственно-бытовых коллекторов достиг критического уровня.
В существующей системе водоотведения ГП "Пажга" имеются следующие технические и технологические проблемы:
значительная изношенность и технологическая отсталость системы водоотведения с. Пажга;
необходимость строительство новых очистных сооружений.
В пст. Гарьинский, д. Савапиян, д. Парчим, д. Гаръя, д. Жуэд, д. Разгорт централизованной системы водоотведения нет, население указанных населенных пунктов пользуется надворными уборными и водонепроницаемыми выгребами, стоки из которых вывозятся на очистные сооружения.
2.2. Балансы сточных вод в системе водоотведения
2.2.1. Баланс поступления сточных вод в централизованную систему водоотведения и отведения стоков по технологическим зонам водоотведения
Система коммерческого учета принимаемых на очистку сточных вод на имеющихся очистных сооружениях не производится. Приборы учета сточных вод в системе водоотведения СП "Пажга" не установлены, количество принятых сточных вод оценено по данным Отчета о техническом обследовании централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения ООО "Сыктывдинская тепловая компания".
Баланс поступления сточных вод в централизованную систему водоотведения представлен в таблице ниже.
Таблица 27 - Баланс поступления сточных вод с. Пажга
Населенный пункт |
Отвод стоков всего, м3, в т.ч. |
от населения, м 3 |
от бюджетных организаций, м 3 |
от прочих потребителей, объектов филиала, м 3 |
Пропуск через СБО, м3 |
2020 |
31756,5 |
22135,8 |
8723,5 |
897,2 |
0 |
2.2.2. Оценка фактического притока неорганизованного стока по технологическим зонам водоотведения
Ливневой канализации и сооружений их очистки на территории СП "Пажга" нет. В связи с этим не исключено попадание поверхностного стока через негерметичные стыки ж/б колец или крышек на канализационных колодцах системы хозяйственно-бытового водоотведения.
Ливневая канализация предназначена для своевременного отвода вод, что исключает скопление и застой дождевой и талой воды на кровле зданий, предотвращает подтопление фундамента и подвальных помещений, а также увеличивает срок службы крыш, стен и фундамента строений, поддерживая оптимальный микроклимат в помещениях. Ливневая канализация также защищает дорожное полотно от разрушений, деформации, скопления луж, образования наледей.
Учитывая вышесказанное, для предотвращения инфильтрации сильно загрязненного поверхностного стока в грунтовые воды и дальнейшего попадания в водные объекты, на территории СП "Пажга" необходимо строительство полноценной ливневой канализации.
2.2.3. Сведения об оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета принимаемых сточных вод и их применении при осуществлении коммерческих расчетов
На данный момент времени коммерческих приборов учёта сточных вод на территории МО СП "Пажга" не установлено. Это связано с необходимостью больших денежных затрат на проектирование, покупку и монтаж данных приборов, так как приборы для измерения расхода стоков в самотечных трубопроводах имеют очень сложную конструкцию и требования к монтажу.
В соответствии с требованиями Главы 3 статьи 7 пос. 11 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" категории абонентов и организаций, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере водоотведения, обязаны устанавливать приборы учета сточных вод.
Одним из самых доступных и рекомендуемых для данной системы водоотведения способов учёта стоков является измерение стока на напорных участках системы водоотведения.
Установка приборов учёта сточной воды абонентов не осуществляющими регулируемые виды деятельности является не обязательным и зависит от условий сброса сточных вод в централизованную систему водоотведения, устанавливается абонентом при необходимости.
2.2.4. Результаты анализа ретроспективных балансов поступления сточных вод в централизованную систему водоотведения
Результаты анализа ретроспективных балансов поступления сточных вод в централизованную систему водоотведения показали, что фактический прием сточных вод менялся в зависимости от объёма инфильтрационного стока.
2.2.5. Прогнозные балансы поступления сточных вод в централизованную систему водоотведения и отведения стоков по технологическим зонам водоотведения
Прогнозные балансы поступления сточных вод в централизованную систему водоотведения рассчитаны в соответствии с:
- действующими нормативами потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению;
- СП 31.13330.2012 Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84*;
- Прогнозными данными жилого строительства до 2035 года, предоставленными администрацией СП "Пажга";
- прогнозными данными численности населения до 2035 года, предоставленными администрацией СП "Пажга";
- федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении";
- федеральным законом Российской Федерации от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В таблице ниже приведен перспективный баланс поступления сточных вод в централизованную систему водоотведения.
Таблица 28 - Перспективный баланс поступления сточных вод в с. Пажга
Год |
2020 |
2025 |
2035 |
Отвод стоков всего, м3, в т.ч. |
31756,5 |
31756,5 |
31756,5 |
от населения, м 3 |
22135,8 |
22135,8 |
22135,8 |
от бюджетных организаций, м 3 |
8723,5 |
8723,5 |
8723,5 |
от прочих потребителей, объектов филиала, м 3 |
897,2 |
897,2 |
897,2 |
2.3. Прогноз объема сточных вод
2.3.1. Сведения о ожидаемом поступлении сточных вод в централизованную систему водоотведения
Расчет ожидаемого поступления сточных вод в централизованную систему водоотведения выполнен в соответствии с принципами, подробно описанными в разделе 2.2.5 настоящего проекта.
В таблице ниже приведены сведения об ожидаемом поступлении сточных вод в централизованную систему водоотведения.
Таблица 29 - Сведения о фактическом и ожидаемом поступлении сточных вод в централизованную систему водоотведения в с. Пажга
Год |
2020 |
2025 |
2035 |
Отвод стоков всего, м3, в т.ч. |
31756,5 |
31756,5 |
31756,5 |
от населения, м 3 |
22135,8 |
22135,8 |
22135,8 |
от бюджетных организаций, м 3 |
8723,5 |
8723,5 |
8723,5 |
от прочих потребителей, объектов филиала, м 3 |
897,2 |
897,2 |
897,2 |
Пропуск через СБО, м3 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2.3.2. Описание структуры централизованной системы водоотведения
Структура централизованной системы водоотведения с. Пажга состоит из одной технологической зоны водоотведения, она же является и единственной эксплуатационной зоной. Эксплуатирующей организацией является ООО "Сыктывдинская тепловая компания".
2.3.3. Анализ резервов производственных мощностей очистных сооружений системы водоотведения и возможности расширения зоны их действия
По итогам анализа установленной мощности очистных сооружений и фактического объема сточных вод отмечается профицит мощностей.
2.4. Предложения по строительству, реконструкции и модернизации (техническому перевооружению) объектов централизованной системы водоотведения
2.4.1. Основные направления, принципы, задачи и целевые показатели развития централизованной системы водоотведения
Задачи развития:
- обеспечения населения качественным и надежным отведением стоков;
- повышение надежности функционирования системы в целом;
- снижение негативного влияния централизованных систем водоотведения на окружающую среду.
Принципы:
- обеспечение для абонентов доступности водоотведения с использованием централизованных систем водоотведения;
- обеспечение водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
- использование лучших доступных технологий в сфере водоотведения;
- внедрение энергосберегающих технологий в сфере водоотведения.
Направления развития:
- обновление сетевого хозяйства;
- расширение зоны действия систем водоотведения;
- приведение состава очищенных стоков к нормативным показателям концентрации вредных веществ;
- внедрение автоматизации и мониторинга на системах водоотведения;
- применение методов безопасной утилизации осадков, образующихся после очистки сточных вод;
Целевые показатели развития:
- приведение показателя обеспеченности населения услугами водоотведения до 80%;
- приведение показателя удельного расхода электроэнергии на 1 м3 отведенных сточных вод до 0,7 кВтч/м3;
- приведение показателей концентрации вредных веществ в очищенных стоках до соответствия требованиям законодательства Российской Федерации и утвержденным нормативам ПДК.
2.4.2. Перечень основных мероприятий по реализации схем водоотведения
С целью повышения качественного уровня проживания населения и улучшения экологической обстановки на территории СП "Пажга" предлагается дальнейшее развитие системы централизованного водоотведения в с. Пажга. Канализационные сети и сооружения в неудовлетворительном состоянии и подлежат реконструкции и перекладке.
В целях повышения качества сбрасываемых сточных вод предлагается реализовать мероприятие по оптимизации централизованной системы водоотведения с приведением качества сбрасываемых сточных в соответствие с установленными требованиями, реконструкцией сетей водоотведения, установкой приборов учета на объектах водоотведения и установкой резервных источников электроснабжения.
В СП "Пажга" для индивидуальных владельцев существующих и проектируемых жилых домов рекомендуется использование компактных установок полной биологической очистки. Поскольку строительство централизованных систем в малых населенных пунктах экономически не выгодно из-за слишком большой себестоимости очистки 1 м3 стока.
В целях сохранности чистоты водоемов очистка сточных вод перед сбросом должна соответствовать требованиям и нормам СанПиН 2.1.5.980-00 "Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод".
Необходимо развитие и реконструкция существующей, строительство новой системы водоотведения с организацией сбора и транспортировки сточных вод для их очистки и утилизации.
В случае наличия источников финансирования, в том числе в рамках концессионного соглашения, планируются следующие основные мероприятия:
- реконструкция существующих магистральных самотечных линий канализации, строительство новых магистральных самотечных линий канализации из труб ПВХ;
- реконструкция канализационных колодцев;
- установка узлов учета принимаемых стоков на очистные сооружения.
2.4.3. Технические обоснования основных мероприятий по реализации схем водоотведения
Реконструкция существующих сетей водоотведения.
Реконструкция сетей водоотведения обусловлена их высоким износом. При выполнении реконструкции старых сетей водоотведения предлагается использование труб из поливинилхлорида.
Канализационные трубы ПВХ предназначены для самотечной транспортировки стоков в наружной канализации при максимальной температуре до 60°С.
Соединение труб осуществляется раструбным методом, герметичность и безопасность соединения обеспечивается резиновым уплотнительным кольцом, установленным в раструбе трубы.
Трубы ПВХ для наружной канализации изготовлены из прочного материала, который выдерживает сильные удары, возникающие при транспортировке и монтаже. Продукция, изготовленная из ПВХ, обладает малым коэффициентом расширения и линейного растяжения при изменении температуры. Канализационные трубы ПВХ морозоустойчивы.
Основные достоинства канализационных ПВХ труб заключаются в том, что они обладают:
- высокой прочностью;
- устойчивостью против коррозии;
- сопротивлением от зарастания стенок;
- высокой сопротивляемостью внутреннему износу;
- низким весом;
- легки в монтаже при различных способах прокладки;
- стойкостью к воздействиям кислотной среды;
- стойкостью к изнашиванию в стоках, в которых присутствует высокое содержание песка.
2.4.4. Сведения о вновь строящихся, реконструируемых и предлагаемых к выводу из эксплуатации объектах централизованной системы водоотведения
Согласно разделу 2.4.2.
2.4.5. Границы и характеристики охранных зон сетей и сооружений централизованной системы водоотведения
Проекты зон санитарной охраны сетей и сооружений централизованной системы водоотведения МО СП "Пажга" отсутствуют.
2.5. Экологические аспекты мероприятий по строительству и реконструкции объектов централизованной системы водоотведения
2.5.1. Сведения о мероприятиях, содержащихся в планах по снижению сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водозаборные площади
Реконструкция и строительство очистных сооружений водоотведения позволит избежать сброса неочищенных сточных вод в водные объекты СП "Пажга", что позволит выполнить требования нормативных документов к качественному составу стоков и позволит снизить негативное воздействие на экологическое состояние территории.
При эксплуатации очистных сооружений на окружающую среду оказывают отрицательное влияние следующие факторы:
Воздействие на атмосферный воздух.
Источниками загрязнения атмосферы от очистных сооружений являются технологические сооружения очистки сточных вод (иловые площадки и площадки складирования кека, аэротенк и вторичный отстойник)
Шумовое воздействие
Основными источниками шумового воздействия очистных сооружений является воздуходувное оборудование
Воздействие на поверхностные и подземные воды
Воздействие на поверхностные и подземные воды заключается в использовании свежей воды на технологические нужды очистных сооружений. При использовании очищенной сточной воды на технологических нужд очистных сооружений (приготовление реагентов, промывка оборудования и заполнение пожарных резервуаров) чистая вода используется только для хозяйственно-бытовых нужд.
Воздействие на окружающую среду при обращении с отходами
Источниками образования отходов на очистных сооружениях являются как технологические процессы очистки сточных вод, так и вспомогательные производства. Все отходы, образующиеся при эксплуатации очистных сооружений, должны храниться на специально оборудованных площадках временного хранения отходов, для последующей утилизации на специально отведенных полигонах.
Таким образом, при выполнении соответствующих мероприятий, воздействия очистных сооружений при эксплуатации на окружающую среду являются минимальными и зависят от количества пропускаемых сточных вод.
2.5.2. Сведения о мерах по предотвращению вредного воздействия на водный бассейн предлагаемых к реконструкции канализационных сетей
Новые канализационные сети (в том числе канализационные коллектора) строятся в соответствии с требованиями СП 32.13330.2012. "Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85" Согласно данного СП:
- диаметры трубопроводов должны обеспечить пропуск расчётного расхода сточной воды,
- уклоны трубопроводов должны обеспечивать не разрушающий и не заиливающий режим движения стоков,
- все стыки и соединения трубопроводов должны быть герметичны, смотровые колодцы должны обеспечивать герметичность от поверхностных вод и в случае возникновения напорного режима обеспечить герметичность от сточных вод.
2.5.3. Сведения о применении методов, безопасных для окружающей среды, при утилизации осадков сточных вод
В процессе очистки сточных вод избыточный активный ил после аэробной стабилизации и уплотнения, направляется на иловые площадки. Обезвоженный активный ил после подсушивания вывозится с территории очистных сооружений на специализированный полигон.
2.6. Оценка потребности в капитальных вложениях в строительство, реконструкцию и модернизацию объектов централизованной системы водоотведения
Объем капитальных вложений на реализацию инвестиционных мероприятий составляет 1141,6 тыс. руб. с НДС в текущих ценах и 1417,0 тыс. руб. с НДС в прогнозных ценах (на основе данных НЦС, утвержденные приказом Минстроя РФ от 12.03.2021 N 140/пр). Оценка капитальных затрат на реализацию инвестиционных мероприятиях в сфере водоотведения представлена в таблице ниже.
Таблица 30 - Сведения об оценке капитальных затрат на реализацию инвестиционных мероприятиях в сфере водоотведения
Наименование перекладываемого участка |
Диаметр, мм |
Протяж.м (2-тр. исч.) |
Стоимость мероприятия в текущих ценах, тыс. руб. с НДС |
Стоимость реконструкции (перекладки) в прогнозных ценах, тыс. руб. с НДС |
Итого стоимость мероприятия в прогнозных ценах, тыс. руб. с НДС |
|||||||||
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
|||||
Сети водоотведения (от К91 до К92) |
150 |
72,3 |
345,9 |
119,92 |
124,71 |
129,70 |
0,00 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
374,33 |
Сети водоотведения (от К93 до К94) |
150 |
80,1 |
383,2 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
149,44 |
155,42 |
161,64 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
466,50 |
Сети водоотведения (от К108 до 109) |
150 |
86,2 |
412,4 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
135,68 |
141,10 |
146,75 |
152,62 |
576,15 |
|
|
238,6 |
1141,6 |
119,9 |
124,7 |
129,7 |
149,4 |
155,4 |
161,6 |
135,7 |
141,1 |
146,7 |
152,6 |
1417,0 |
2.7. Целевые показатели развития централизованной системы водоотведения
Целевые показатели деятельности устанавливаются с целью поэтапного повышения качества водоотведения, в том числе поэтапного снижения объемов и масс загрязняющих веществ, сбрасываемых в водный объект в составе сточных вод.
Перечень показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, порядок и правила определения плановых значений и фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения утвержден Приказом от 4 апреля 2014 года N 162/пр Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации "Об утверждении перечня показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, порядка и правил определения плановых значений и фактических значений таких показателей".
К показателям надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем водоотведения относятся:
а) показатель надежности и бесперебойности водоотведения;
б) показатели качества очистки сточных вод;
в) показатели эффективности использования ресурсов.
2.7.1. Показатели надежности и бесперебойности водоотведения
Целевые показатели надежности и бесперебойности водоотведения устанавливаются в отношении:
- аварийности централизованных систем водоотведения;
- продолжительности перерывов водоотведения.
Целевой показатель аварийности централизованных систем водоотведения определяется как отношение количества аварий на централизованных системах водоотведения к протяженности сетей и определяется в единицах на 1 километр сети.
Целевой показатель продолжительности перерывов водоотведения определяется исходя из объема отведения сточных вод в кубических метрах, недопоставленного за время перерыва водоотведения, в том числе рассчитанный отдельно для перерывов водоотведения с предварительным уведомлением абонентов (не менее чем за 24 часа) и без такого уведомления.
Согласно пос. 8 СП 32.13330.2012 "Канализация. Наружные сети и сооружения" объекты централизованных системы водоотведения по надежности действия подразделяются на три категории:
Первая категория. Не допускается перерыва или снижения транспорта сточных вод.
Вторая категория. Допускается перерыв в транспорте сточных вод не более 6 часов либо снижение его в пределах, определяемых надежностью системы водоснабжения населенного пункта или промпредприятия.
Третья категория. Допускающие перерыв подачи сточных вод не более суток (с прекращением водоснабжения населенных пунктов при численности жителей до 5000).
Исходя из этого, системы водоотведения с. Пажга и пст. Гарьинский относятся по надежности к 3 категории.
Перерывы в водоотведении стоков более 24 часов в течение 2019 - 2020 годов, согласно данным ООО "Сыктывдинская тепловая компания" зафиксировано не было, следовательно, коэффициент аварийности на сегодняшний день равен нулю. Перерывы в отведении стоков менее 24 часов централизованно не фиксируются. Все нарушения водоотведения устраняются аварийной бригадой ООО "Сыктывдинская тепловая компания" оперативно.
Исходя из этого, фактический целевой показатель надежности и бесперебойности (с точки зрения аварийности) составляет 100%, перспективный показатель аварийности планируется поддерживать на существующем уровне. Так как перерывы в подаче воды менее 24 часов централизованно не фиксируются, рассчитать целевой показатель надежности и бесперебойности (с точки зрения продолжительности перерывов водоснабжения) не представляется возможным.
2.7.2. Показатели качества обслуживания абонентов
Целевые показатели качества обслуживания абонентов устанавливаются в отношении:
- среднего времени ожидания ответа оператора при обращении абонента (потребителя) по вопросам водоотведения по телефону "горячей линии";
- доли заявок на подключение, исполненных по итогам года.
По причине того, что данные о среднем времени ожидания ответа оператора при обращении абонента (потребителя) по вопросам водоотведения по телефону "горячей линии", а также данные о доли заявок на подключение, исполненных по итогам года централизованно не фиксируются, значение фактических целевых показателей качества обслуживания на сегодняшний день не определить. На перспективу рекомендуется вести учет сроков исполнения заявок на подключение абонентов и среднего времени ожидания ответа оператора.
2.7.3. Показатели качества очистки сточных вод
Целевой показатель очистки сточных вод устанавливается в отношении:
- доли сточных вод, подвергающихся очистке в общем объеме сбрасываемых сточных вод (в процентах), в том числе, с выделением доли очищенного (неочищенного) поверхностного (дождевого, талого, инфильтрационного) и дренажного стока;
- доли сточных вод, сбрасываемых в водный объект, в пределах нормативов допустимых сбросов и лимитов на сбросы.
Целевой показатель очистки сточных вод устанавливается в процентном соотношении к фактическим показателям деятельности регулируемой организации на начало периода регулирования.
Доля сточных вод, сбрасываемых в водный объект, в пределах нормативов допустимых сбросов и лимитов на сбросы на базовый год составляет 0% (общее количество проб сточных вод, соответствующих требованиям составляет 0 шт. от общего количества взятых за рассматриваемый период проб стоков после очистки). К расчетному сроку планируется довести данный целевой показатель до 100%, посредством строительства новых очистных сооружений.
2.7.4. Показатели эффективности использования ресурсов при транспортировке сточных вод
Целевые показатели эффективности использования ресурсов при транспортировке согласно Проекту Приказа Госстроя "Об утверждении Правил формирования и расчета целевых показателей деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение" устанавливается в отношении:
- уровня потерь холодной воды, горячей воды при транспортировке;
- доля абонентов, осуществляющих расчеты за полученную воду по приборам учета.
Альтернативного утвержденного нормативного документа, который регламентирует порядок определения показателя эффективности использования ресурсов при транспортировке сточных вод, на сегодняшний день нет.
В связи с этим, установление целевых показателей по эффективности использования ресурсов при транспортировке сточных вод необходимо выполнить при актуализации схемы, при условии, что к моменту актуализации появится соответствующий утвержденный нормативный документ.
2.7.5. Соотношение цены реализации мероприятий инвестиционной программы и их эффективности - улучшение качества очистки сточных вод
В соответствии с пос. 2 статьи 39 Федерального закона РФ от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" федеральным органом исполнительной власти утверждаются правила формирования целевых показателей деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их расчета, перечень целевых показателей. К целевым показателям данный закон относит также показатель соотношения цены и эффективности (качества очистки сточных вод) реализации мероприятий инвестиционной программы.
Однако впоследствии, федеральным органом исполнительной власти в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации был издан Приказ от 4 апреля 2014 года N 162/пр "Об утверждении перечня показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, порядка и правил определения плановых значений и фактических значений таких показателей".
Данным Приказом был утвержден перечень целевых показателей централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, который исключил показатель "соотношение цены реализации мероприятий инвестиционной программы и их эффективности - улучшение качества очистки сточных вод".
Целевые показатели развития централизованной системы водоотведения СП "Пажга" приведены в таблице ниже.
Таблица 31 - Целевые показатели развития централизованной системы водоотведения СП "Пажга"
Показатель |
Используемые данные |
Единица измерения |
2020 год |
2025 год |
2035 год |
Показатель качества очистки сточных вод |
Доля сточных вод, подвергающихся очистке в общем объеме сбрасываемых сточных вод |
% |
30 |
50 |
70 |
Показатели надежности и бесперебойности водоотведения |
Удельный вес сетей водоотведения, нуждающихся в замене |
% |
70 |
60 |
50 |
Показатель качества обслуживания абонентов* |
Среднее время ожидания ответа оператора при обращении абонента по вопросам водоотведения по телефону "горячей линии" |
мин |
- |
10 |
10 |
Показатель эффективности использования ресурсов |
Удельный расход электрической энергии при транспортировке сточных вод |
кВт*ч/м 3 |
5,42 |
5,41 |
5,40 |
------------------------------
* - среднее время ожидания ответа оператора при обращении абонента по вопросам водоснабжения по телефону "горячей линии" на момент проведения обследования не нормируется
2.8. Перечень выявленных бесхозяйных объектов централизованной системы водоотведения (в случае их выявления) и перечень организаций, уполномоченных на их эксплуатацию
Бесхозяйных объектов централизованной системы водоотведения МО СП "Пажга" в ходе сбора исходных данных для разработки данного проекта не выявлено.
Сведения об объекте, имеющем признаки бесхозяйного, могут поступать:
- от исполнительных органов государственной власти Российской Федерации;
- субъектов Российской Федерации;
- органов местного самоуправления;
- на основании заявлений юридических и физических лиц;
- выявляться ООО "Сыктывдинская тепловая компания" в ходе осуществления технического обследования.
Эксплуатация выявленных бесхозяйных объектов централизованных систем водоотведения, в том числе сетей водоотведения, путем эксплуатации которых обеспечивается водоотведение, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Постановка бесхозяйного недвижимого имущества на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признание в судебном порядке права муниципальной собственности на указанные объекты осуществляется структурным подразделением администрации МР "Сыктывдинский".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.