город Калуга |
|
12 апреля 2023 г. |
Дело N А36-10021/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.04.2023.
Постановление изготовлено в полном объёме 12.04.2023.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Леоновой Л.В.,
судей Бессоновой Е.В., Смолко С.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тагиевой Л.А.,
при участии представителей:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (ОГРН 1024840864432, ИНН 4826018513) - Шелестенко Д.А. (доверенность от 09.01.2023);
от публичного акционерного общества "Россети Центр" (ОГРН 1046900099498 ИНН 6901067107) - Дулин А.А. (доверенность от 19.10.2022);
от Никифорова Станислава Сергеевича - не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Липецкой области, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 29.09.2022 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2022 по делу N А36-10021/2021,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Центр" (далее - ПАО "Россети Центр", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления вынесенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (далее - Управление, УФАС, административный орган) от 11.11.2021 N 048/04/-9.21-1100/2021 о привлечении ПАО "Россети Центр" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 600 000 руб.
Дело рассматривалось при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Никифорова С.С.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 29.09.2022 по делу N А36-10021/2021 признано незаконным и отменено полностью постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 048/04/-9.21-1100/2021 от 11.11.2021.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2022 решение от 29.09.2022 оставлено без изменений, жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Управление обратилось в суд округа с настоящей жалобой.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела 08.05.2021 Никифоров С.С. посредством размещения в личном кабинете электронного сервиса "Портал электросетевых услуг", обратился в ПАО "Россети Центр" (сетевую организацию) с заявкой на осуществление технологического присоединения к сетям электропередачи строящегося жилого дома с коммунально-бытовыми приборами, расположенного по адресу: Липецкая область, Липецкий район, с.Косыревка, кадастровый номер земельного участка 48:13:1560801:1112.
Сетевой организацией 06.06.2021 в личном кабинете Никифорова С.С. размещен проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, технические условия и счет на оплату услуг по технологическому присоединению.
07.06.2021 Никифоровым С.С. в личном кабинете размещен мотивированный отказ от подписания проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
22.07.2021 сетевая организация разместила в личном кабинете Никифорова С.С. новый проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия.
В адрес Управления поступило обращение Никифорова С.С. от 03.08.2021 о нарушении обществом Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, что послужило основанием для возбуждения антимонопольным органом дела об административном правонарушении и составлении протокола об административном правонарушении от 14.10.2021 N 048/04/-9.21-1100/2021.
Постановлением от 11.11.2021 N 048/04/-9.21-1100/2021 ПАО "Россети Центр" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа 600 000 руб.
Не согласившись с названным постановлением ПАО "Россети Центр" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая спор по существу, судами сделан вывод, что антимонопольным органом установлено в действиях (бездействиях) общества нарушение Правил в отношении сроков рассмотрения заявки гражданина об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Вместе с тем, по мнению судов, согласно части 4 статьи 2.1 КоАП РФ общество не признается виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и не подлежит административной ответственности, поскольку за указанное противоправное действие административному наказанию подвергнут начальник отдела технологического присоединения Зиборова В.С., что в свою очередь исключает административную ответственность общества.
Вместе с тем, судами не учтено следующее.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами. В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила N 861).
Из пунктов 15, 105 Правил N 861 технологического присоединения следует, что сетевая организация в течение 3 рабочих дней должна проверить заявку и дополнительно представленные документы на соответствие требованиям Правил N 861 и в указанный срок направить заявителю уведомление о необходимости представить дополнительные сведения (документы).
В случае представления заявки, соответствующей требованиям Правил N 861, сетевая организация должна направить заявителю проект договора и технические условия в срок 20 рабочих дней с момента получения полного пакета сведений и документов, а в отношении заявителя, указанного в пунктах 12 (1), 13 (2) - 13 (5) и 14 Правил N 861, - в течение 10 рабочих дней.
Так, заявка Никифорова С.С. в адрес общества поступила 08.05.2021, следовательно, в соответствии с пунктом 105 Правил технологического присоединения сетевая организация должна была выполнить свои обязательства с учетом нерабочих дней с 08.05.20221 по 10.05.2021 не позднее 25.05.2021.
Однако, ПАО "Россети" разместило в личном кабинете Никифорова С.С. проект договора, технические условия и счет 06.06.2021 - с нарушением установленного пунктом 15 Правил N 861 срока на 8 рабочих дней.
Кроме того, 07.06.2021 ПАО "Россети" получило от Никифорова С.С. мотивированный отказ от подписания представленного проекта договора.
Срок проверки рассмотрения мотивированного отказа истекал 22.06.2021.
Однако, общество направило в адрес Никифорова С.С. новый проект договора лишь 22.07.2021 - с нарушением установленного пунктом 105 Правил N 861 срока на месяц.
Следовательно, ПАО "Россети Центр" было допущено нарушение требований пункта 105 Правил технологического присоединения, что образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ с учетом повторности.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 600 000 до 1 000 000 рублей.
В силу части 3 статьи 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 данной статьи.
Учитывая часть 4 статьи 2.1 КоАП РФ, суд при рассмотрении спора пришел к выводу об отсутствии вины общества в совершении вменяемого ему правонарушения, признал незаконным и отменил постановление N 048/04/-9.21-1100/2021 от 11.11.2021.
Вместе с тем, доказательств невозможности исполнения обществом требований действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые невозможно предвидеть и предотвратить, а также доказательств, свидетельствующих о том, что общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, не представлено.
Кроме того, применительно к вине суду следовало учитывать, что общество, являясь профессиональным участником рынка оказания услуг технологического присоединения к электрическим сетям, должно было учесть все обстоятельства для своевременного исполнения своих обязанностей.
Также следовало учесть, что обществу вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с учетом наличия квалифицирующего признака - повторности совершения административного правонарушения.
Следовательно, судами не выяснены юридически значимые обстоятельства для разрешения вопроса о законности оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 287 АПК РФ суд кассационной инстанции по результатам рассмотрения кассационной жалобы вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Поскольку суды не обеспечили полноту исследования всех представленных в материалы дела доказательств с целью установления значимых для надлежащего рассмотрения дела обстоятельств, а выявленные нарушения в оценке доказательств не могут быть устранены на стадии кассационного рассмотрения ввиду того, что арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, суд округа полагает, что обжалуемые судебные акты подлежит отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ, а дело направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть вышеизложенное, устранить отмеченные недостатки и рассмотреть дело в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьей 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 29.09.2022 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2022 по делу N А36-10021/2021 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Липецкой области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Л.В. Леонова |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая часть 4 статьи 2.1 КоАП РФ, суд при рассмотрении спора пришел к выводу об отсутствии вины общества в совершении вменяемого ему правонарушения, признал незаконным и отменил постановление N 048/04/-9.21-1100/2021 от 11.11.2021.
Вместе с тем, доказательств невозможности исполнения обществом требований действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые невозможно предвидеть и предотвратить, а также доказательств, свидетельствующих о том, что общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, не представлено.
Кроме того, применительно к вине суду следовало учитывать, что общество, являясь профессиональным участником рынка оказания услуг технологического присоединения к электрическим сетям, должно было учесть все обстоятельства для своевременного исполнения своих обязанностей.
Также следовало учесть, что обществу вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с учетом наличия квалифицирующего признака - повторности совершения административного правонарушения."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 12 апреля 2023 г. N Ф10-478/23 по делу N А36-10021/2021