Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 9 сентября 2021 г. N АПЛ21-385
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Манохиной Г.В.,
членов коллегии Зайцева В.Ю.,
Нефедова О.Н.
при секретаре Горбачевой Е.А.
с участием прокуроров Гончаровой Н.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации об отмене регистрации кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва Есакова Никиты Сергеевича, Добыта Ивана Владимировича, Чимитдоржиева Баясхалана Баторовича, Орловой Александры Юрьевны, Аркадьева Михаила Владиславовича, Амосова Александра Николаевича, Семавина Дмитрия Александровича, Плотниковой Елены Александровны, Мартынова Евгения Дмитриевича, включённых в зарегистрированный федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО",
по апелляционной жалобе заинтересованного лица политической партии "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО" на решение Верховного Суда Российской Федерации от 3 сентября 2021 г. по делу N АКПИ21-782, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения представителя политической партии "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО" Соловьева Л.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Сахарова С.Ф., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной,
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 г. N 367 "О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва" на 19 сентября 2021 г. назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (далее - ЦИК России, Комиссия) 5 августа 2021 г. приняла постановление N 37/293-8 "О регистрации федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, выдвинутого политической партией "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО" (далее также - Партия), в состав которого в региональной группе N 9 (город Москва - Перовский одномандатный избирательный округ N 204) под N 2 значится Есаков Никита Сергеевич; в региональной группе N 19 (город Санкт-Петербург - Северо-Восточный одномандатный избирательный округ N 214) под N 2 значится Добыш Иван Владимирович; в региональной группе N 24 (Республика Бурятия) под N 3 значится Чимитдоржиев Баясхалан Баторович; в региональной группе N 35 (Московская область - Балашихинский одномандатный избирательный округ N 117, Московская область - Дмитровский одномандатный избирательный округ N 118) под N 4 значится Орлова Александра Юрьевна; в региональной группе N 45 (Республика Мордовия, Чувашская Республика - Чувашия, Ульяновская область) под N 2 значится Аркадьев Михаил Владиславович; в региональной группе N 49 (Кировская область) под N 1 значится Амосов Александр Николаевич; в региональной группе N 59 (Свердловская область - Свердловский одномандатный избирательный округ N 168, Свердловская область - Каменск-Уральский одномандатный избирательный округ N 169) под N 2 значится Семавин Дмитрий Александрович; в региональной группе N 63 (Пермский край - Чусовской одномандатный избирательный округ N 59) под N 2 значится Плотникова Елена Александровна; в региональной группе N 88 (Саратовская область) под N 4 значится Мартынов Евгений Дмитриевич.
ЦИК России обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва Есакова Н.С., Добыта И.В., Чимитдоржиева Б.Б., Орловой А.Ю., Аркадьева М.В., Амосова А.Н., Семавина Д.А., Плотниковой Е.А., Мартынова Е.Д. (далее также - Кандидаты), включённых в зарегистрированный федеральный список кандидатов, выдвинутый Партией, на основании пункта 6 части 11 статьи 99 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Закон о выборах депутатов) в связи с установлением факта владения и пользования Кандидатами иностранными финансовыми инструментами.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 3 сентября 2021 г. административное исковое заявление Комиссии удовлетворено, отменена регистрация Кандидатов, включённых в зарегистрированный федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО".
Не согласившись с названным решением суда, представитель заинтересованного лица политической партии "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО" адвокат Соловьев Л.А. в апелляционной жалобе просит о его отмене, как незаконного и необоснованного, и принятии по административному делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления ЦИК России. Ссылается на отсутствие надлежащих доказательств наличия у Кандидатов иностранных финансовых инструментов, а также на то, что применённое по данному административному делу законодательство является избыточным требованием к кандидатам в депутаты и не учитывает, что кандидат от политической партии может не знать о наличии у него в собственности иностранных финансовых инструментов, поскольку он может заключить договор о брокерском обслуживании на условиях доверительного управления - в таком случае брокер по своему усмотрению формирует фонд и приобретает ценные бумаги с различными идентификационными кодами.
Кроме того, большинство иностранных финансовых инструментов, владение которыми вменено Кандидатам, фактически являются ценными бумагами российских эмитентов; нормы закона, позволяющие отменять регистрацию кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, включённого в зарегистрированный федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, нарушают конституционные права Кандидатов на свободные выборы. Полагает, что суд первой инстанции обязан был применить непосредственно положения Конституции Российской Федерации и не применять положения противоречащего им другого закона, ограничивающие права Кандидатов и Партии на свободные выборы.
Административные ответчики в судебное заседание Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для её удовлетворения не находит.
В силу части 2 статьи 96 Конституции Российской Федерации порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.
Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее также - Государственная Дума) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон об основных гарантиях), Закона о выборах депутатов, других федеральных законов (часть 1 статьи 2 Закона о выборах депутатов).
Согласно части 13 статьи 4 Закона о выборах депутатов гражданин Российской Федерации, выдвинутый кандидатом на выборах депутатов Государственной Думы, в том числе в составе федерального списка кандидатов, обязан к моменту представления в соответствующую избирательную комиссию документов, необходимых для его регистрации в качестве кандидата, регистрации соответствующего федерального списка кандидатов, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов. Понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в поименованном федеральном законе в значении, определённом Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ).
Закон о выборах депутатов предусматривает отмену регистрации кандидата, включённого в зарегистрированный федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, Верховным Судом Российской Федерации по заявлению ЦИК России или иной политической партии, федеральный список кандидатов которой зарегистрирован, по основаниям, указанным в части 11 статьи 99, одним из которых признаётся установление факта открытия или наличия у кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами (пункт 6).
Из материалов административного дела следует, что 26 июля 2021 г. Партия в порядке, установленном статьями 42, 46 Закона о выборах депутатов, представила в ЦИК России документы и сведения для регистрации федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы.
В числе прочих документов, представляемых Партией в Комиссию для регистрации федерального списка кандидатов, уполномоченный представитель Партии приобщил сведения о размере и об источниках доходов Кандидатов, а также об их имуществе, принадлежащем на праве собственности (в том числе совместной собственности), включая сведения о вкладах в банках, ценных бумагах согласно части 5 статьи 42 Закона о выборах депутатов, а также письменные уведомления Кандидатов о том, что они не имеют счетов (вкладов), не хранят наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеют и (или) не пользуются иностранными финансовыми инструментами, датированные ими 23, 30 июня, 1, 3, 4, 7, 9 июля 2021 г. и подписанные собственноручно.
В силу приведённых выше законоположений кандидаты, включённые в федеральный список кандидатов, выдвинутый Партией, обязаны по состоянию на 26 июля 2021 г. (день представления документов для регистрации федерального списка кандидатов от Партии) прекратить пользование иностранными финансовыми инструментами, о чём представить письменное уведомление.
Согласно части 3 статьи 48 Закона о выборах депутатов Комиссия проверяет достоверность сведений о кандидатах, включённых в федеральные списки кандидатов, и иных сведений, представленных политическими партиями в соответствии с данным федеральным законом.
В соответствии с частью 4 названной выше нормы закона ЦИК России обращается в соответствующие органы с представлениями о проверке достоверности представленных в соответствии со статьёй 42 этого закона сведений о кандидатах, включённых в федеральные списки кандидатов, выполнения этими кандидатами требований, предусмотренных частью 13 статьи 4 поименованного закона. Соответствующие органы обязаны в течение 10 дней, а в отношении сведений, представленных на основании пункта 2 части 5 статьи 42 названного федерального закона, выполнения требований, предусмотренных частью 13 статьи 4 этого федерального закона, - в течение 20 дней сообщить о результатах проверки, осуществляемой по основаниям, установленным Федеральным законом N 79-ФЗ.
На дату регистрации федерального списка кандидатов, выдвинутого Партией, ЦИК России не располагала сведениями о владении Кандидатами иностранными финансовыми инструментами.
Статьёй 33 Закона об основных гарантиях предусмотрено, что ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации при проведении проверки достоверности сведений, представленных кандидатами, в том числе полученных от иных избирательных комиссий, запрашивают у держателей реестра и депозитариев имеющиеся у них сведения о ценных бумагах, принадлежащих кандидатам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, сведения о ценных бумагах, принадлежащих супругам и несовершеннолетним детям кандидатов (пункт 6 3). ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации направляют в кредитные организации, держателям реестра и депозитариям запросы о представлении сведений о счетах, вкладах кандидатов, их супругов и несовершеннолетних детей, а также принадлежащих указанным лицам ценных бумагах и получают указанные сведения в форме электронных документов с использованием информационных ресурсов Центрального банка Российской Федерации (далее также - Банк России) (пункт 6 4).
В ЦИК России в ответ на направленный запрос поступила информация о том, что Кандидаты владеют иностранными финансовыми инструментами, полный перечень которых приведён в обжалуемом решении суда.
24 августа 2021 г. ЦИК России сделала запрос в Банк России с просьбой сообщить о наличии иностранных финансовых инструментов у Кандидатов в том числе на дату представления Партией в Комиссию документов для регистрации федерального списка кандидатов (26 июля 2021 г.).
В ответ на данный запрос с использованием информационных ресурсов Банка России поступили ответы, содержащие информацию от участников финансового рынка, из которых следует, что у Кандидатов имеются иностранные финансовые инструменты. При этом установлено, что 30 августа 2021 г. перед рассмотрением вопроса об обращении в суд с административными исками об отмене регистрации Кандидатов в ЦИК России от уполномоченного представителя Партии поступили дополнительные документы в отношении кандидата Плотниковой Е.А., а именно отчёт о сделках и операциях за период 1 августа 2021 г. - 25 августа 2021 г., выданный акционерным обществом "Тинькофф Банк".
Согласно названному отчёту 12 августа 2021 г. кандидатом Плотниковой Е.А. совершена сделка по покупке 1 ценной бумаги FinEx Investment Management LLP, a 20 августа 2021 г. совершена продажа 132 ценных бумаг FinEx Investment Management LLP.
Таким образом, уже после представления в ЦИК России документов для регистрации федерального списка кандидатов, выдвинутого Партией, кандидат Плотникова Е.А., включённая в указанный список, владела иностранными финансовыми инструментами.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона N 79-ФЗ под иностранными финансовыми инструментами наряду с прочим понимаются: ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и (или) иностранных структур без образования юридического лица, которым в соответствии с международным стандартом "Ценные бумаги - Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)", утверждённым международной организацией по стандартизации, присвоен международный идентификационный код ценной бумаги.
31 августа 2021 г. ЦИК России у организаций, представивших в информационные ресурсы Банка России сведения о наличии у Кандидатов иностранных финансовых инструментов, дополнительно запросила информацию о международных идентификационных кодах ценных бумаг (ISIN), которые имелись у Кандидатов на 26 июля 2021 г.
Из поступивших в ЦИК России ответов акционерного общества "Тинькофф Банк", публичного акционерного общества "Банк ВТБ" и акционерного общества "ФИНАМ" усматривается, что имеющимся у Кандидатов ценным бумагам присвоены международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN).
Изложенные выше обстоятельства административные ответчики в суде первой и в суде апелляционной инстанции по существу не опровергали.
Довод в апелляционной жалобе о том, что большинство из иностранных финансовых инструментов, владение которыми вменено Кандидатам, фактически являются ценными бумагами российских эмитентов, не может свидетельствовать о незаконности обжалованного решения, как необоснованный по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" к нерезидентам относятся юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации; организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации (подпункты "б", "в" пункта 7 части 1 статьи 1).
Согласно информации с официального сайта Национального расчётного депозитария (www.isin.ru), размещённой в разделе Справочник иностранных финансовых инструментов, отвечающих требованиям Указания Банка России о квалификации, ценные бумаги, которыми владеют Кандидаты, имеют международный идентификационный код ценной бумаги (ISIN), организационно-правовая форма приведённых компаний, указанная в соответствующей информации, российским законодательством не предусмотрена.
В силу части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав граждан Российской Федерации.
Принимая решение об удовлетворении административного искового заявления ЦИК России, суд пришёл к правильному выводу о том, что Кандидаты на дату представления документов для регистрации федерального списка и по настоящее время (за исключением Плотниковой Е.А.) владеют иностранными финансовыми инструментами, что в соответствии с требованиями избирательного законодательства является основанием для отмены их регистрации.
Суд первой инстанции верно исходил из того, что отчуждение кандидатом Плотниковой Е.А. иностранных финансовых инструментов по состоянию на 20 августа 2021 г., не может являться основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления в отношении её, поскольку требования закона прекратить владение иностранными финансовыми инструментами на день представления документов для регистрации федерального списка кандидатов от Партии она не выполнила, письменно уведомив ЦИК России об отсутствии таковых.
Обжалуемое решение суда принято с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права, регулирующих избирательные правоотношения. Оснований сомневаться в конституционности применённых по данному административному делу действующих положений федеральных законов не имеется.
Правовых оснований для применения непосредственно положений Конституции Российской Федерации (о чём содержится просьба в апелляционной жалобе) по настоящему делу не имеется, так как рассматриваемые правоотношения в полной мере урегулированы федеральными законами, которые не были признаны неконституционными, а следовательно, их применение по настоящему административному делу не может свидетельствовать о нарушении прав и законных интересов административных ответчиков.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии надлежащих доказательств наличия у Кандидатов иностранных финансовых инструментов сводятся к переоценке собранных по делу доказательств, которым суд дал оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Избирательное законодательство определяет обязательные для выполнения требования о представлении сведений финансово-имущественного характера в рассматриваемом случае в отношении кандидата в качестве единых и равных условий выдвижения кандидатов в федеральном списке кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы, выдвинутом политической партией. Все выдвинутые избирательным объединением кандидаты, которые соответствуют указанным в законе условиям, подлежат регистрации в соответствующем списке кандидатов, поэтому утверждение в апелляционной жалобе о нарушении принципа равенства в связи с исключением из федерального списка Кандидатов, не выполнивших требования закона, несостоятельно.
Необоснованным является и довод апелляционной жалобы о нарушении права Кандидатов на свободные выборы, закреплённого статьёй 3 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, так как принцип свободных выборов означает обеспечение гражданам и иным участникам избирательного процесса возможности без какого бы то ни было влияния, насилия, угрозы применения насилия или иного противоправного действия сделать свой выбор относительно участия или неучастия в выборах в допускаемых законом формах и законными методами.
Как подчеркнул Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 15 сентября 2016 г. N 1742-О, конституционной природой избирательных прав, включая их всеобщий и равный характер, предопределяется обязанность государства создавать условия, которые гарантировали бы адекватное выражение суверенитета многонационального народа России посредством осуществления её гражданами права на участие в управлении делами государства и, соответственно, формирования самостоятельных и независимых органов публичной власти, призванных обеспечивать в своей деятельности представительство и реализацию интересов народа, гарантировать права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Одновременно с этим федеральный законодатель в целях максимально полного информирования избирателей о кандидатах, участвующих в выборах, и формирования на этой основе осознанного электорального волеизъявления правомочен использовать необходимые правовые средства, направленные на выявление в отношении кандидатов на выборные публичные должности характеристик имущественного положения, как их самих, так и членов их семей, включая выяснение существующих у этих лиц зарубежных финансово-экономических связей, а также определять правовые последствия наличия достоверно подтверждённых соответствующих обстоятельств в зависимости от их характера.
Предназначение подобных мер, востребованных в избирательном процессе, в том числе с учётом сложившегося понимания подлинных выборов как сопряжённых с обеспечением свободного доступа избирателей к информации о кандидатах, списках кандидатов, коррелирует также с конституционно значимыми целями по обеспечению эффективного функционирования национального механизма народовластия и предотвращению рисков, обусловленных возможностью сращивания политической власти и бизнеса, проявлениями зависимости лиц, замещающих выборные публичные должности, от неправомерного влияния, в том числе извне. Повышенные требования, предъявляемые к качеству избирательного процесса и к участникам соответствующих правоотношений, лежат в том числе в основе действующего правового регулирования, которое исходит из того, что сообщение кандидатом (избирательным объединением) сведений об имущественном положении, в котором находится конкретное лицо, а также сведений, указывающих на наличие или отсутствие взаимоотношений с иностранными правопорядками, в том числе финансово-имущественного характера, является необходимым процедурным условием реализации пассивного избирательного права.
Предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 3 сентября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу политической партии "Российская объединённая демократическая партия "ЯБЛОКО" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.В. Манохина |
Члены коллегии |
В.Ю. Зайцев |
|
О.Н. Нефедов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 9 сентября 2021 г. N АПЛ21-385
Текст определения опубликован не был