Федеральная налоговая служба рассмотрела в пределах своей компетенции обращение по вопросу применения инвестиционной надбавки, увеличивающей размер налогового вычета по акцизу на нефтяное сырье, и по вопросу определения объекта налогообложения налогом на имущество организаций и сообщает, что согласно пункту 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налоговой деятельности, является Минфин России.
В этой связи, вопросы, касающиеся внесения изменений в порядок применения инвестиционной надбавки при определении суммы налогового вычета по акцизу на нефтяное сырье, относятся к компетенции Минфина России.
Дополнительно сообщаем, что Налоговый кодекс не содержит определения понятий "движимое" и "недвижимое имущество". С учетом статьи 11 Налогового кодекса в таком случае необходимо использовать определения, содержащиеся в иных отраслях законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом.
В свою очередь, исходя из пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса к недвижимым вещам относятся земельные участки и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Федеральным законом к недвижимым вещам может быть отнесено иное имущество.
В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса и Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" вещные права на объекты недвижимости подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН).
Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 07.04.2016 по делу N 310-ЭС15-16638 отметил, что вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств, либо в силу прямого указания федерального закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей. По смыслу статьи 131 Гражданского кодекса закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации вещных прав на недвижимость. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости. Данный вывод содержится также в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2015 N 303-ЭС15-5520.
Таким образом, предусмотренные Гражданским кодексом основания для определения вида объектов имущества устанавливаются в каждом случае в соответствии с вышеперечисленными правовыми нормами об условиях (критериях) для признания вещи движимым или недвижимым имуществом.
Для выявления оснований отнесения объекта имущества к недвижимости целесообразно исследовать: наличие записи об объекте в ЕГРН; при отсутствии сведений в ЕГРН - наличие документов, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению, например для объектов капитального строительства - наличие документов технического учета или технической инвентаризации, разрешений на строительство и (или) на ввод объекта в эксплуатацию (при их необходимости), проектной документации, заключения экспертизы или иных документов, в которых содержатся сведения о соответствующих характеристиках объектов, и т.п.
Учитывая изложенное, при отсутствии записей об объекте имущества в ЕГРН основания для применения норм Кодекса, зависящих от вида объекта имущества (движимое или недвижимое), определяются исходя из вышеперечисленных нормативных правовых актов и сложившейся судебной практики.
Складывающая судебная практика по вопросу квалификации технологических трубопроводов (в частности, постановление Арбитражного суда Московского округа от 10.02.2017 по делу N А40-98958/2016, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 25.09.2020 N 305-ЭС20-12979 по делу N А40-85398/2019, Определение Верховного Суда РФ от 16.07.2021 N 305-ЭС21-10787 по делу N А40-318087/2019) содержит выводы об отнесении указанных объектов к недвижимому имуществу.
Так, по перечисленным спорам суды приходят к выводу, что в силу отраслевых требований к устройству и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов, они относятся к сооружениям, проектируются и монтируются на специально возведенных фундаментах (эстакадах, постаментах, опорах), наличие которых обеспечивает их прочную связь с землей. По своей конструкции технологические трубопроводы не предназначены для их последующей разборки, перемещения и сборки на новом месте. Их перемещение без нанесения несоразмерного ущерба его конструктивной целостности и проектному функциональному назначению, как правило, затруднительно.
|
В.Г. Колесников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопросы, касающиеся внесения изменений в порядок применения инвестиционной надбавки при определении суммы налогового вычета по акцизу на нефтяное сырье, относятся к компетенции Минфина.
Складывающая судебная практика по вопросу квалификации технологических трубопроводов относит их к недвижимости в целях налогообложения имущества организаций.
Письмо Федеральной налоговой службы от 30 сентября 2021 г. N КВ-19-3/351@ "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован не был