Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к приказу Департамента
образования и науки города Москвы
от 22 сентября 2021 г. N 507
Стандарт
городского образовательного проекта "Математическая вертикаль ПЛЮС" 1
------------------------------
1Далее - Проект
------------------------------
1. Цели Проекта
Формирование знаний и прикладных умений обучающихся 10-11-х классов в области математики для успешной самореализации в различных сферах современной науки, инженерии, информационных технологий.
Обеспечение лидерства Москвы в области математического образования и повышение конкурентоспособности выпускников московских школ при поступлении на востребованные факультеты ведущих вузов, реализующих подготовку кадров для IT-отрасли, современных инженерных предприятий, научно-исследовательских центров.
2. Задачи Проекта:
- обновление содержания предмета "Математика" с учетом достижений современной науки и развития технологий, в том числе изучение математического моделирования, элементов статистики и теории вероятностей;
- эффективная подготовка учащихся старшей школы к профильному экзамену по математике;
- внедрение эффективных методик математического образования;
- реализация модели сетевого взаимодействия с ведущими вузами, научными организациями, ресурсными центрами для обеспечения профессионального роста учителей математики и трансляции эффективных практик математического образования;
- привлечение московских школьников к научно-исследовательской деятельности;
- стимулирование московских школьников к участию в городских научно-практических конференциях, конкурсных и олимпиадных мероприятиях в области математики, информатики и естественных наук.
3. Обоснование и описание модели Проекта
Согласно исследованиям современного рынка труда, проводимым консалтинговыми агентствами и компаниями в сфере подбора персонала, наиболее востребованными в Москве уже сейчас являются высококвалифицированные специалисты в отраслях информационных технологий, современной инженерии и высокотехнологичного производства, строительства, логистики, инвестиций и финансов.
Ключевым требованием к сотрудникам в данных областях является наличие профильного образования, связанного с владением прикладными и аналитическими методами в области математики.
Сведения
о динамике вакансий в востребованных отраслях рынка труда Москвы в 2020 - 2021 гг.
По данным портала Head Hunter (https://stats.hh.ru/), в Москве наблюдается рост запроса работодателей в областях, связанных с владением знаниями и умениями в области математики и смежных дисциплин, который за 11 месяцев составил в среднем 161,7%.
При этом специальности, связанные с прикладным применением математики и смежных дисциплин, являются одним из ведущих направлений приема абитуриентов в московские вузы.
В соответствии с информацией, опубликованной на портале "Поступи онлайн" (https://postupi.online/; сетевое издание, ЭЛ N ФС 77-68911), в 2021 году набор по профессиям из группы "Программирование, математика, информационные технологии" открыт в 93 московских вузах, среди которых МГУ имени М.В. Ломоносова, НИУ ВШЭ, МТУСИ, МФТИ, МГТУ имени Н.Э. Баумана и др. Для поступления на обучение доступны 713 программ по 120 новым направлениям, в том числе:
- разработчик математических и компьютерных моделей;
- разработчик систем компьютерного зрения;
- бизнес-информатик;
- разработчик баз данных;
- архитектор интеллектуальных систем управления беспилотного транспорта;
- BI-разработчик (ВI-архитектор);
- Data Scientist: ученый по данным, исследователь данных;
- DevOps-инженер;
- блокчейн-специалист: блокчейн-инженер, блокчейн-разработчик;
- Cloud Engineer: специалист по облачным вычислениям, инженер по облачным сервисам;
- специалист по автоматизации документооборота (по электронному документообороту) и т.д.
Форсайт-исследование трендов в области трансформации профессий, проведенное экспертами Агентства стратегических инициатив и опубликованное в "Атласе профессий будущего" (https://new.atlas100.ru/), свидетельствует о том, что в ближайшие годы возникнут профессии, которые в большей мере будут связаны с владением цифровыми технологиями, прикладными и аналитическими методами в области математики и информатики.
Например, в отрасли "Промышленность" профессиями-лидерами могут стать инженер цифрового моделирования, логист промышленных потоков, проектировщик промышленной робототехники, прогнозист отказа оборудования, дизайнер киберфизических систем.
Описание
модели реализации Проекта
Проект реализуется на уровне среднего общего образования в образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы.
Общую координацию Проекта осуществляет Департамент образования и науки города Москвы (далее - Департамент), выполняющий следующие функции:
- создание комиссии по реализации Проекта (далее - Комиссия, Приложение 1);
- назначение Операторов Проекта;
- утверждение критериев отбора образовательных организаций для участия в Проекте;
- утверждение целевых индикаторов реализации Проекта;
- утверждение перечня образовательных организаций, организаций высшего образования, научных и исследовательских организаций, участвующих в реализации Проекта;
- утверждение типовых форм примерных нормативных актов в рамках реализации Проекта.
Функции Комиссии по реализации Проекта:
- осуществление контроля за деятельностью образовательных организаций - участников Проекта;
- анализ информации, полученной от Операторов, о реализации Проекта в образовательных организациях;
- формирование перечня образовательных организаций - участников Проекта (далее - Школы) и ресурсных центров (далее - РЦ) для утверждения Департаментом.
Решения Комиссии:
- принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов путем открытого голосования (при равенстве голосов голос председателя является решающим);
- оформляются протоколом, который подписывается председателем Комиссии, в его отсутствие - заместителем председателя Комиссии.
Операторами Проекта являются:
- Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Городской методический центр Департамента образования и науки города Москвы (далее - ГБОУ ГМЦ ДОНМ);
- Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования города Москвы "Центр педагогического мастерства" (далее - ГАОУ ДПО ЦПМ).
Функции ГБОУ ГМЦ ДОНМ:
- реализует информационное и организационное сопровождение Проекта, координирует онлайн-ресурс и информационные каналы и организует взаимодействие участников Проекта;
- собирает заявки для участия в Проекте, корректирует форму заявки по необходимости и размещает ее на сайте (Приложение 2);
- проводит мониторинг соответствия критериям отбора Школ и РЦ, подавших заявки для участия в Проекте;
- направляет в Комиссию информацию о соответствии Школ, направивших заявки на участие в Проекте, утвержденным критериям отбора;
- совместно с ГАОУ ДПО ЦПМ, РЦ и партнерами Проекта разрабатывает методические и учебные материалы для реализации математического образования;
- разрабатывает проекты регламентов и стандартов деятельности Школ в рамках реализации Проекта;
- проводит мониторинг достижения целевых индикаторов реализации Проекта Школ;
- формирует статистические материалы о результатах деятельности Школ и кандидатов Проекта для направления в Комиссию;
- формирует и организует выдачу сертификатов об обучении в Проекте.
Функции ГАОУ ДПО ЦПМ:
- взаимодействует с ГБОУ ГМЦ ДОНМ по всем вопросам организационного и информационного сопровождения Проекта;
- разрабатывает совместно с ресурсными центрами шаблоны программ учебных модулей и курсов, дидактические и учебные пособия, образовательные материалы и контент МЭШ для реализации математического образования в образовательных организациях Проекта, в том числе:
рабочие программы, тематический каркас и календарно-тематическое планирование учебных предметов предметной области "Математика и информатика";
перечень и шаблоны программ рекомендуемых элективных курсов и дополнительных общеразвивающих программ;
шаблоны рекомендуемых учебных планов;
перечень и шаблоны программ курсов внеурочной деятельности, методические рекомендации по организации внеурочной деятельности;
материалы для проведения олимпиад, конкурсов, соревнований Проекта;
- проводит мероприятия по популяризации математики (олимпиады, конкурсы, соревнования);
- проводит мероприятия для формирования навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, научные общества, научно-практические конференции);
- направляет Оператору Проекта ГБОУ ГМЦ ДОНМ информацию о результатах участия образовательных организаций в мероприятиях в течение 3 рабочих дней после подведения итогов мероприятий;
- разрабатывает и реализует программы повышения квалификации для учителей математики в рамках Проекта;
- проводит специализированное тестирование учителей для определения предметной квалификации, наличия необходимых знаний по математике с выдачей сертификата, подтверждающего данную квалификацию (срок действия сертификата - 5 лет).
- согласовывает мероприятия, проводимые РЦ для учащихся, и их содержание и программы курсов повышения профессионального мастерства педагогических работников в рамках реализации Проекта;
- совместно с ГБОУ ГМЦ ДОНМ и ГАОУ ДПО МЦКО согласует календарь диагностических работ, регламенты проведения диагностических работ;
- согласовывает предложения по утверждению статусов "Ресурсный центр" и "Партнер" Проекта;
- проводит содержательный анализ результатов диагностических работ достижения целевых индикаторов Школ;
- разрабатывает шкалу перевода баллов ЕГЭ для оценивания результативности участия в Проекте.
Функции Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования города Москвы "Корпоративный университет московского образования" (далее - ГАОУ ДПО "Корпоративный Университет") модули:
- координирует повышение квалификации учителей, работающих в классах Проекта, по вопросам внедрения современных методов математического образования, использования цифровых ресурсов и возможностей города для повышения математической грамотности, организации междисциплинарного образования на основе актуальных математических знаний;
- организует совместно с Операторами Проекта тестирование учителей математики для допуска к работе в классах Проекта (срок действия сертификата - 5 лет);
- предоставляет Операторам информацию для проведения сравнительного анализа результатов повышения квалификации учителей, работающих в классах Проекта;
- взаимодействует с Операторами по всем вопросам организационного и информационного сопровождения.
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования города Москвы "Московский центр качества образования" (далее - ГАОУ ДПО МЦКО):
- разрабатывает при участии Оператора - ГАОУ ДПО ЦПМ диагностические материалы (в том числе спецификации, демонстрационные и тренировочные задания) для оценки знаний и умений обучающихся в области математики и других смежных предметов с учетом содержания образовательных программ, методических и учебных материалов Проекта (Приложение 3);
- проводит независимую диагностику для учащихся Проекта по математике, информатике, естественно-научным предметам и передает статистические сведения о результатах диагностики Операторам;
- проводит анализ результатов реализации обучения в Проекте на основе независимой диагностики;
- строит сравнительные рейтинги участников Проекта по заказу операторов Проекта;
- передает статистические сведения о результатах диагностики Операторам;
- передает Операторам статистические сведения о результатах ЕГЭ по учебному предмету "Математика" выпускников классов Проекта;
- предоставляет Операторам информацию для проведения сравнительного анализа результатов ЕГЭ выпускников классов Проекта и общегородских результатов;
- взаимодействует с Операторами по всем вопросам организационного и информационного сопровождения мероприятий в рамках Проекта.
Для реализации Проекта ежегодно определяются и утверждаются приказом Департамента перечни:
- Школ Проекта (Приложение 4);
- РЦ (из числа организаций высшего образования, научных организаций, образовательных организаций, подведомственных Департаменту) (Приложение 5).
Схема
взаимодействия организаций в Проекте
4. Консультационно-методическая поддержка Проекта
Консультационно-методическую поддержку Проекта осуществляют ГАОУ ДПО ЦПМ и РЦ, утвержденные приказом Департамента.
РЦ определяются из числа Школ и вузов - партнеров Проекта в соответствии с определенными требованиями.
Школы, желающие получить статус РЦ, в срок до 20 июня текущего года отправляют заявку (Приложение 6) Оператору Проекта - ГБОУ ГМЦ ДОНМ.
Оператор проводит мониторинг Школ, подавших заявки для участия в Проекте, на соответствие критериям отбора и направляет в Комиссию результаты мониторинга не позднее 1 августа текущего года.
Функции РЦ:
1. Принимает участие в разработке методических и учебных материалов совместно с ГАОУ ДПО ЦПМ.
2. Проводит мероприятия, направленные на повышение образовательных результатов обучающихся в области математики и профессиональное развитие педагогов Школ.
3. Предоставляет ГБОУ ГМЦ ДОНМ информацию, необходимую для реализации Проекта и анализа его результатов (о проведенных мероприятиях, консультациях).
4. Осуществляет методическую поддержку учителей (разработка сценариев уроков, методических пособий, практикумов) совместно с ГАОУ ДПО ЦПМ.
5. Проводит для учителей методические семинары, мастер-классы, тренинги, лекции по вопросам преподавания математики.
6. Проводит занятия и практикумы для школьников.
7. Проводит интеллектуальные состязания для школьников по математике (олимпиады, тематические игры, турниры, инженерные эстафеты и т.д.).
8. Проводит мероприятия для формирования навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, научные общества, научно-практические конференции);
9. Осуществляет независимую проверку диагностических вступительных и итоговых работ обучающихся и анализ качества обучения в Проекте (в партнерстве с ГАОУ ДПО МЦКО).
10. Вузы - РЦ Проекта - организуют профориентационную работу со школьниками 10-11-х классов в области инженерно-технического образования (экскурсии, мастер-классы, научно-популярные лекции и т.д.), проводят мероприятия по направлениям STEM и STEAM-образования.
11. Предоставляет площадки для проведения городских мероприятий в рамках Проекта.
Критерии
отбора образовательных организаций для получения статуса "ресурсный центр"
Школа:
1. Осуществляет профильное обучение в 10-11-х классах по технологическому и естественно-научному профилям.
2. Является участником одного из проектов предпрофессионального образования (кроме кадетского) или проекта "Школа старшеклассников".
3. Занимает высокие позиции в рейтинге (является получателем гранта Мэра) вклада школ Москвы в качественное образование московских школьников за последние 3 года.
4. Обучающиеся Школы демонстрируют высокие результаты ЕГЭ (последние 2 года не менее 50 выпускников 11-х классов набирают свыше 70 баллов по математике за).
5. Не менее одного обучающегося Школы ежегодно становится победителем или призером заключительных этапов Всероссийской и Московской олимпиад школьников по математике, информатике, международных олимпиад по математике.
6. Наличие в Школе коллектива педагогов, являющихся призерами Творческого конкурса учителей математики https://www.mccme.ru/oluch/; или членами методических комиссий ВсОШ и олимпиад РсОШ 1-го и 2-го уровней; или авторами учебных пособий или учебников по математике.
Вузы:
1. Имеют в своей структуре факультеты или кафедры, реализующие обучение по профессиям в области математики, информатики, инженерии, естественных наук.
2. На протяжении последних 3 лет ежегодно проводят мероприятия (не менее 5 событий в год) в области профессионального самоопределения школьников по современным направлениям профессий, связанных с математикой, информационными технологиями, естественными науками.
3. За последние 2 года разместили на портале dpomos.ru не менее 2 программ повышения квалификации по вопросам реализации математического образования или формирования умений в области информационных технологий и провели обучение московских учителей.
4. Являются разработчиками актуальных авторских методических и дидактических пособий по математике (теории вероятностей, статистике), информатике для использования в системе общего образования (опубликованных в последние 5 лет).
5. Организуют и проводят практические занятия в собственных лабораториях, симуляционных центрах и на площадках Школ.
6. Среди преподавателей, проводящих занятия в рамках Проекта, должны быть кандидаты или доктора физико-математических наук. Не менее 70% преподавателей должны иметь опыт работы в составе жюри регионального этапа ВсОШ по математике за последние три года, городских предметных методических комиссий или апелляционных комиссий этапов ВсОШ по математике, иметь опыт подготовки школьников к региональному или заключительному этапу ВсОШ по математике не менее 3 лет. В числе преподавателей, проводящих занятия, должны быть авторы учебных пособий для школьников по вопросам подготовки к ВсОШ по математике, изданных не ранее 2017 года.
7. Среди студентов, привлекаемых к работе на мероприятиях Проекта, не менее 10% - победители и призеры олимпиад 1-2-го уровней по математике/ информатике/ физике.
8. Осуществляют руководство проектными и исследовательскими работами обучающихся в классах Проекта, проводят мероприятия, направленные на представление результатов научно-исследовательской деятельности обучающихся.
9. Проводят для обучающихся Проекта практико-ориентированные мероприятия в области STEM и STEAM-образования (практикумы, мастер-классы, тренинги, конкурсы, чемпионаты, соревнования) с привлечением профессиональных партнеров из различных сфер информационных технологий, инженерии, науки.
5. Партнеры Проекта
Партнерами Школ в Проекте являются организации высшего образования, научные организации, колледжи.
Организации, желающие получить статус партнера Проекта, в срок до 20 июня текущего года отправляют заявку (Приложение 7) Оператору Проекта - ГБОУ ГМЦДОНМ.
Оператор проводит мониторинг организаций, подавших заявки на включение в Проект в статусе партнера, на соответствие критериям отбора и направляет в Комиссию результаты мониторинга не позднее 1 августа текущего года.
Функции партнеров:
1. Проводят мероприятия в области популяризации математики для обучающихся и учителей математики.
2. Проводят лабораторные практикумы для школьников, реализуют программы дополнительного образования и проводят мероприятия по направлениям STEM и STEAM-образования.
3. Организуют проектную и исследовательскую деятельность школьников с использованием собственной технологической инфраструктуры, выступая в качестве руководителей проектов, консультантов, разработчиков тематики исследований.
4. Проводят профориентационные мероприятия для школьников в области профессий, связанных с математикой, информационными технологиями, естественными науками, инженерией.
Критерии
отбора образовательных организаций для получения статуса "Партнер"
Вузы и колледжи:
1. Имеют в текущем учебном году бюджетные места для приема абитуриентов на обучение по программам, связанным с математикой, информатикой, инженерией (в колледжах - не менее 50 мест; в вузах - не менее 100 мест).
2. Обладают технологической инфраструктурой для организации проектной и исследовательской деятельности школьников (не менее 2 лабораторий, оборудованных современной техникой или лабораторными приборами для проведения экспериментальных и исследовательских работ в области математики, информатики, естественных наук, инженерии).
3. На протяжении последних 3 лет ежегодно проводят мероприятия (не менее 2 событий в год) в области профессионального самоопределения школьников по современным направлениям профессий, связанных с математикой, информационными технологиями, естественными науками.
Научные организации:
1. Являются разработчиками научно-исследовательских работ в области математики, информатики, естественных наук (опубликованных в свободном доступе за последние 5 лет).
2. Проводят научно-практические мероприятия для учителей математики (не менее 2 событий ежегодно за последние 2 года).
6. Участники Проекта
Участниками Проекта являются образовательные организации, подведомственные Департаменту и реализующие программы среднего общего образования.
Перечень Школ утверждается ежегодно приказом Департамента.
Методические материалы Проекта, в том числе программы учебных модулей и курсов, дидактические учебные пособия, образовательные материалы и контент МЭШ, разработанные ГАОУ ДПО ЦПМ, также могут применяться для организации математического образования в классах проектов предпрофессионального образования и других классах, обучающихся по учебным планам технологического и естественно-научного профилей.
Функции Школы:
- анализирует потребность обучающихся в получении математического образования в соответствии с целями, задачами Проекта;
- направляет учителей математики на тестирование, проводимое ГАОУ ДПО "Корпоративный университет", для получения сертификатов для работы в Проекте (организует повторное участие в тестировании по истечении срока действия 5-летнего сертификата);
- формирует 10-11 классы Проекта в количественном составе не менее 25 человек или создает учебные группы численностью не менее 15 человек в других классах параллели из числа учащихся, соответствующих условиям отбора (в класс/группу Проекта могут быть зачислены условно по решению Педагогического совета ученики, не выполнившие необходимые условия отбора, не более 25% от общего количества учащихся класса/группы);
- включает в основную образовательную программу среднего общего образования разработанные в рамках Проекта образовательные модули и учебные курсы, формирует учебные планы и организует дополнительное образование в соответствии со стандартом Проекта, разработанным Операторами (раздел 8);
- организует участие обучающихся и педагогических работников в мероприятиях РЦ и других партнеров Проекта;
- организует проектную и исследовательскую деятельность обучающихся в сотрудничестве с партнерами Проекта;
- реализует обучение с использованием методических и образовательных материалов Проекта, в том числе практические работы в формате STEM и STEAM;
- обеспечивает участие школьников в практико-ориентированных мероприятиях в области информационных технологий, инженерии, естественных наук, проводимых РЦ и вузами - партнерами городских образовательных проектов;
- обеспечивает участие обучающихся в независимых диагностиках, проводимых в рамках Проекта;
- организует проведение итоговой диагностической работы по итогам каждого учебного года с 10 по 11 класс.
- организует не менее 1/3 объема внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с направленностью Проекта;
- обеспечивает своевременное информирование родителей и учащихся о наборе в классы Проекта и ходе его реализации в образовательной организации на официальном сайте образовательной организации;
- обеспечивает разработку локальных нормативных актов по реализации Проекта в соответствии с типовыми формами, утвержденными Департаментом (приложение 8);
- взаимодействует с РЦ и организациями - партнерами Проекта;
- выдает сертификаты об обучении в Проекте;
- обеспечивает достижение целевых индикаторов Проекта (раздел 10).
7. Критерии отбора участников Проекта
Образовательная организация направляет заявку (Приложение 2) Оператору Проекта - ГБОУ ГМЦ ДОНМ в период с 01 сентября по 31 октября текущего учебного года для включения в состав участников Проекта в следующем учебном году.
Условия включения образовательных организаций в Проект:
1. В образовательной организации работают учителя математики, прошедшие общегородское тестирование и получившие сертификат о его успешном прохождении, для обучения школьников в классе(-ах) Проекта.
2. Наличие высоких результатов обучающихся на ОГЭ по математике (более 60% учащихся успешно выполняют экзаменационную работу с отметками "4" или "5" после перевода по действующей шкале).
3. Обеспечивается не менее 10 часов занятий в неделю, направленных на реализацию Проекта:
- учебный план классов, которые будут участвовать в Проекте, соответствует шаблонам, разработанным Опера
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.