город Калуга |
|
25 апреля 2023 г. |
Дело N А83-12561/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Крыжскй Л.А., |
||||
судей |
Власова Е.В., Силаевой Н.Л., |
||||
|
помощником судьи Григорьевой Т.В.,
Борейко Л.П. - представитель Федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, доверенность N 258 от 20.10.2022, копия диплома, паспорт;
Братухина Ю.Б. - представитель Министерства внутренних дел Российской Федерации, доверенность N Д-1/714 от 31.12.2020, копия диплома, служебное удостоверение;
Григорян Г.А. - представитель Министерства обороны Российской Федерации, доверенность N 207/4/7д от 28.02.2023, копия диплома, паспорт; |
||||
|
|
||||
|
|
||||
|
|
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым и Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2022 по делу N А83-12561/2021,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Санаторий "Алупка" Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - истец, ФКУЗ "Санаторий "Алупка", санаторий), уточнив заявленные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик, ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России, территориальное управление) и Министерству обороны Российской Федерации (далее - ответчик, Минобороны России, министерство) об:
- обязании территориального управления обратиться в Министерство обороны Российской Федерации за согласованием прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 90:25:090102:300, расположенным по адресу: Республика Крым, г. Ялта, г. Алупка, пляжная зона;
- обязании Министерства обороны Российской Федерации согласовать территориальному управлению прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 90:25:090102:300, расположенным по адресу: Республика Крым, г. Ялта, г. Алупка, пляжная зона;
- обязании территориального управления исполнить требования распоряжения Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе (далее - МТУ Росимущества в Республике Крым и г. Севастополе) N 330-р от 17.09.2020 в части касающейся, в частности осуществления государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 90:25:090102:300, расположенным по адресу: Республика Крым, г. Ялта, г. Алупка, пляжная зона;
- обязании территориального управления предоставить ФКУЗ "Санаторий "Алупка" МВД России" копию выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), подтверждающую государственную регистрацию прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 90:25:090102:300, расположенным по адресу: Республика Крым, г. Ялта, г. Алупка, пляжная зона.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и г. Севастополе (далее - МТУ Росимущества), Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России), Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Совет Министров Республики Крым, Администрация города Ялты, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее - МИЗО).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 08.08.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2022 решение суда республики оставлено без изменения. При этом, судом апелляционной инстанции из мотивировочной части решения суда республики исключены определенные выводы.
Соглашаясь с резолютивной частью апелляционного постановления, ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России (далее - заявитель, кассатор) обратилось с кассационной жалобой, в которой просит изменить постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2022, исключив из мотивировочной части следующее: "Таким образом, материально-правовой интерес учреждения в рамках рассматриваемого дела фактически направлен на оформление права пользования на земельный участок, на котором расположены объекты недвижимого имущества, переданные ему в оперативное управление, в связи с чем, коллегия судей полагает, что надлежащим способом защиты права является признание отсутствующим зарегистрированного права постоянного (бессрочного) пользования ответчика-1 на спорный земельный участок. При этом, коллегия судей полагает необходимым исключить из мотивировочной части решения выводы суда о незаконности распоряжения МТУ Росимущества в Республике Крым и г. Севастополе N 330-р от 17.09.2020, поскольку как суд первой инстанции, так и апелляционный суд пришли к выводу об избрании истцом ненадлежащего способа защиты нарушенного права, указав на необходимый способ защиты, в рамках которого и подлежит оценке указанный правовой акт при рассмотрении дела по существу".
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что возможность обращения с требованием о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим предоставлена только лицу, которое в соответствии с данными ЕГРН является собственником этого имущества и одновременно им владеет, в том случае, если по каким-либо причинам на данное имущество одновременно зарегистрировано право собственности за другим лицом.
В судебном заседании суда округа представитель территориального управления поддержала доводы кассационной жалобы, просит ее удовлетворить.
Представитель министерства поддерживает позицию заявителя по мотивам, изложенным в письменном отзыве на жалобу.
Представитель МВД России полагает апелляционное постановление законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Иные участвующие в деле лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили. Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Центрального округа приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, Распоряжением Правительства Российской Федерации N 1298-р от 14.07.2014 создано федеральное казенное учреждение здравоохранения "Санаторий "Алупка" Министерства внутренних дел Российской Федерации", зарегистрированное Инспекцией федеральной налоговой службы по г. Симферополю 18.08.2014.
На основании распоряжения Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 N 602-р "Об управлении имуществом", распоряжения Совета министров Республики Крым от 21.10.2014 N 1080-р "О внесении изменений в некоторые распоряжения Совета министров Республики Крым", распоряжения Совета министров Республики Крым от 16.12.2014 N 1410-р "О внесении изменений в некоторые распоряжения Совета министров Республики Крым" с целью обеспечения деятельности и надлежащего функционирования вышеуказанному учреждению на основании Договора безвозмездного бессрочного пользования государственным имуществом Республики Крым от 31.12.2014 N 110, заключенного с Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым, в безвозмездное бессрочное пользование переданы единые имущественные комплексы Медицинского реабилитационного центра МВД Украины "Алупка" (г. Алупка, ул. Ялтинская, 19) и Государственного предприятия Пансионат "Дружба" (г. Алушта, ул. Чатырдагская, 1).
В состав переданного имущественного комплекса Медицинского реабилитационного центра МВД Украины "Алупка", в том числе, вошел земельный участок с кадастровым номером 90:25:090102:300, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, г. Алупка, пляжная зона (ул. Дворцовое шоссе, 28а).
Земельный участок с кадастровым номером 90:25:090102:300 площадью 2 637 кв.м. (далее - земельный участок, спорный земельный участок) является ранее учтенным и согласно распоряжению Совета министров Республики Крым от 06.07.2018 N 758-р передан в федеральную собственность; 17.08.2018 на него зарегистрировано право федеральной собственности (выписка из ЕГРН N 90:25:090102:300-90/090/2018-4 от 17.08.2018).
В границах вышеуказанного земельного участка расположены 4 объекта недвижимости федеральной формы собственности и закрепленные на праве оперативного управления за ФКУЗ "Санаторий "Алупка" МВД России" (право Российской Федерации и право оперативного управления на объекты недвижимости зарегистрированы в установленном порядке 16.06.2017), а именно:
- пляжный навес (литер Б) площадью 256,1 кв.м, кадастровый номер 90:25:090102:903;
- спальный павильон (литер А) площадью 140 кв.м, кадастровый номер 90:25:090102:907;
- дежурное помещение (литер В) площадью 15,9 кв.м, кадастровый номер 90:25:090102:1968;
- уборная (литер Г) площадью 3,2 кв.м, кадастровый номер 90:25:090102:905.
Истцом 24.08.2018 подано заявление в МИЗО о предоставлении спорного земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование санатория.
По результатам рассмотрения данного заявления МИЗО письмом от 20.09.2018 сообщило, что согласно публичным кадастровым данным на земельном участке расположены объекты недвижимого имущества (здания, сооружения), а также берегоукрепительные сооружения в г. Алупке на участке от пансионата "Южный Урал" до санатория "Горное солнце" с кадастровым номером 90:00:000000:303; вместе с тем, правоустанавливающие документы санаторием на такой объект не представлены, исходя из чего отсутствует возможность проверки соблюдения положений статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации в части исключения вероятности нарушения прав третьих лиц при предоставлении земельного участка.
Распоряжением МТУ Росимущества от 03.08.2020 N 262-р указанный земельный участок передан в постоянное (бессрочное) пользование территориальному управлению на основании заявления последнего от 10.07.2020.
Истец обратился в МТУ Росимущества с заявлением об ошибочной передаче земельного участка территориальному управлению, поскольку на нем расположены объекты недвижимости, закрепленные на праве оперативного управления за санаторием.
МТУ Росимущества 17.09.2020 приняло распоряжение N 330-р о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, в силу которого данный участок предоставлен санаторию на праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3); территориальному управлению предписано обеспечить государственную регистрацию прекращения права постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок (далее - распоряжение N 330-р).
Санаторием 22.09.2020 в МФЦ подано заявление о регистрации прав на недвижимое имущество, в осуществлении которой отказано по причине необращения территориального управления с заявлением о прекращении прав на земельный участок.
ФКУЗ "Санаторий "Алупка" МВД России" 07.10.2020 обратилось с заявлением к территориальному управлению о необходимости исполнения распоряжения N 330-р.
Более того, санаторий 03.11.2020 обратился в Военную прокуратуру Черноморского флота для вынесения предписания территориальному управлению о необходимости исполнения распоряжения N 330-р. Прокурорское реагирование не было осуществлено ввиду отсутствия нарушений закона со стороны поднадзорных прокуратуре должностных лиц.
Санаторий 21.01.2021 обратился в Департамент военного имущества Минобороны России с аналогичным заявлением, согласно ответу на которое права на участок зарегистрированы в соответствии с законом и полномочия по распоряжению земельным участком перешли к Министерству обороны РФ.
Ввиду неисполнения в добровольном порядке предписаний распоряжения N 330-р территориальным управлением санаторий обратился в суд с настоящим заявлением.
По мнению суда округа, разрешая заявленные требования, суды двух инстанций, руководствуясь положениями арбитражного процессуального законодательства, нормами статей 1, 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), обоснованно исходили из ненадлежаще избранного истцом способа защиты нарушенного права.
В пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились).
В рассматриваемом случае предметом исковых требований санатория как лица, в оперативном управлении которого находятся расположенные на спорном земельном участке объекты капитального строительства, является понуждение ответчиков согласовать и осуществить прекращение права постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком, зарегистрированного за ними в установленном законом порядке, со ссылкой на ошибочность передачи земли уполномоченным органом территориальному управлению, поскольку фактическим пользователем как самого спорного земельного участка, так и расположенных на нем объектов недвижимости, является истец.
По справедливому суждению суда апелляционной инстанции, поскольку материально-правовой интерес санатория фактически направлен на оформление права пользования земельным участком, на котором расположены объекты недвижимого имущества, переданные ему в оперативное управление, надлежащим способом защиты права является признание отсутствующим зарегистрированного права постоянного (бессрочного) пользования территориального управления на спорный земельный участок.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия апелляционного суда обоснованно указала на излишность вывода суда республики о незаконности распоряжения N 330-р от 17.09.2020.
При этом судом второй инстанции принято во внимание, что ФКУЗ "Санаторий "Алупка" МВД России" обратилось в суд с иском о признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования территориального управления спорным земельным участком по делу N А83-16524/2022.
Доводы кассационной жалобы территориального управления о необходимости внесения изменений в мотивировочную часть апелляционного постановления не ставят под сомнение выводы суда апелляционной инстанции, в связи с чем суд округа не находит правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2022 по делу N А83-12561/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня вынесения в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Л.А. Крыжскя
Судьи |
Е.В. Власов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились)."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25 апреля 2023 г. N Ф10-1287/23 по делу N А83-12561/2021