город Калуга |
|
27 апреля 2023 г. |
Дело N А14-11981/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.04.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.04.2023.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Власова Е.В.,
судей Крыжской Л.А., Силаевой Н.Л.,
при ведении протокола в судебном заседании
помощником судьи Фединой В.И.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Вега": Демченко О.И. -представителя по доверенности от 11.01.2021;
от Администрации Панинского городского поселения Панинского муниципального района Воронежской области: Ляшенко А.Н. - Главы администрации; Эрсебаева Х.М. - представителя по доверенности от 11.01.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вега" на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2022 по делу N А14-11981/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Вега" (далее - ООО "Вега", общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Администрации Панинского городского поселения Панинского муниципального района Воронежской области (далее - Администрация, Администрация Панинского городского поселения) о взыскании 285 402 руб. неосновательного обогащения в виде понесенных расходов на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) и 4 127 руб. 01 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 27.04.2020 по 10.08.2020 (включительно) с последующим начислением процентов за пользование чужими денежными средствами по день фактической уплаты.
постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2022, в иске отказано.
В кассационной жалобе ООО "Вега" оспаривает состоявшиеся по делу судебные акты, как не соответствующие закону.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав участников процесса, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.
При рассмотрении дела судами установлены следующие обстоятельства.
ООО "Вега" является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Панинского и Бутурлиновского межмуниципальных кластеров.
ООО "Вега" были обнаружены места несанкционированного размещения ТКО (несанкционированных свалок) на территории п. Панино: в районе ул.Комарова на площади 480 кв. м, общим объемом 144 куб. м; в районе пер. Заводской на площади 360 кв. м, общим объемом 108 куб. м. Указанные обстоятельства отражены в составленных сотрудниками общества актах N 1 и N 2 от 18.03.2020 и приложенных материалах фотофиксации.
ООО "Вега" в адрес Администрации Панинского городского поселения направлены письменные уведомления от 23.03.2020 N 942/1 и от 25.03.2020 N 957/1 об обнаружении несанкционированных свалок по вышеуказаннмы адресам и необходимости самостоятельно обеспечить ликвидацию мест несанкционированного размещения ТКО путем заключения договора с обществом; также разъяснено, что при неисполнении названной обязанности Администрацией несанкционированные свалки будут ликвидированы обществом с отнесением соответствующих расходов на Аминистрацию.
Судами установлено, что договор с ООО "Вега" в целях ликвидации указанных несанкционированных свалок не заключался.
Также судами установлено, что Администрацией с привлечением МУП "Панинское коммунальное хозяйство", имеющего лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию отходов IV класса опасности, 25.03.2020, 26.03.2020 и 02.04.2020 были убраны несанкционированные свалки.
После этого, 03.04.2020, Администрацией направлено в адрес ООО "Вега" по адресу электронной почты, указанному в письменных уведомлениях от 23.03.2020 N 942/1 и от 25.03.2020 N 957/1 самим этим обществом, письменное уведомление N 03-12/331 о ликвидации упомянутых несанкционированных свалок.
В последующем ООО "Вега" были составлены акты осмотра земельных участков в п.Панино в районе ул. Комарова и пер. Заводской с приложенными к ним материалами фотофиксации от 27.04.2020 N 3 и N 4, содержащие сведения о том, что свалки по названным адресам ликвидированы.
ООО "Вега" 31.08.2020 направило в адрес Администрации претензию N 3084 об уплате обществу 285 402 руб., затраченных на ликвидацию несанкционированных свалок, после отклонения которой общество обратилось в суд с иском по настоящему делу.
При рассмотрении дела сторонами не ставилось под сомнение, что обязанность по ликвидации выявленных 18.03.2020 несанкционированных свалок в п.Панино в районе ул. Комарова и пер. Заводской возлагалась на Администрацию Панинского городского поселения.
Порядок действий регионального оператора, выявившего несанкцинированные свалки, обязанность по ликвидации которых возлагается на орган местного самоуправления, определен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, предусматривающими следующие положения.
В случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении, региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней: а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов; б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (пункт 16).
Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов (пункт 17).
Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором (пункт 18).
Верховным Судом Российской Федерации в порядке судебного нормоконтроля были проверены доводы ООО "Красноярская рециклинговая компания" о несоответствии пунктов 17, 18 указанных Правил положениям Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) в той мере, в которой они допускают возможность самостоятельной ликвидации собственниками земельных участков мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов без заключения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого находятся данные земельные участки, договора на оказание услуг по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 23.10.2019 административное исковое заявление ООО "Красноярская рециклинговая компания" оставлено без удовлетворения.
Оставляя без удовлетворения апелляционную жалобу на указанное решение от 23.10.2019, в Апелляционном определении от 06.02.2020 N АПЛ19-525 Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации указала, что деятельность по "обращению с отходами" в понятии, определенном законодателем в Федеральном законе N 89-ФЗ, не осуществляется собственником земельного участка при ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, поэтому требование пункта 1 статьи 24.6 указанного закона на собственника земельного участка не распространяется.
При несанкционированном размещении твердых коммунальных отходов собственники земельных участков не являются собственниками этих отходов, в связи с чем обязанность заключения договора, предусмотренная пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ, у них не возникает.
Оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды пришли по изложенным в судебных актам мотивам к обоснованному выводу о том, что несанкционированные свалки, выявленные 18.03.2020 на территории п.Панино в районе ул.Комарово и пер. Заводской, были ликвидированы Администрацией с привлечением МУП "Панинское коммунальное хозяйство", соответственно расходы на эти цели региональным оператором не понесены и он не имеет права на возмещение сумм, заявленных в иске.
Какие-либо доказательства, которые бы могли свидетельствовать о том, что действия по ликвидации несанкционированных свалок по названным адресам осуществлены в период до 03.04.2020 ненадлежащим образом, материалы дела не содержат.
При рассмотрении дела судами было также верно как обстоятельство, подтверждающее доводы, приводимые Администрацией, учтено, что территориально в районе участков, указанных в вышеназванных актах от 27.04.2020 N 3 и N 4, где по утверждению истца им выполнены работы по ликвидации несанкционированных свалок, по состоянию на данную дату в соответствии с Реестром мест сбора (накопления) твердых коммунальных отходов на территории Панинского городского поселения Панинского муниципального района, утвержденного распоряжением Администрации Панинского городского поселения от 27.03.2020 N 21ОД, предусмотрено размещение контейнерных площадок (ул.Комарова, 30, пер.Заводской,7), наличие которых также отражено в материалах фотофиксации, приложенных к упомянутым актам от 27.04.2020.
Кассационная жалоба, доводы которой основаны на переоценке доказательств и ошибочном толковании нормативных положений, не опровергает правильность вывода судов о недоказанности региональным оператором, что именно им были ликвидированы несанкционированные свалки по указанным в иске адресам. Кассационная жалоба отклоняется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2022 по делу N А14-11981/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Власов |
Судьи |
Л.А. Крыжская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Верховным Судом Российской Федерации в порядке судебного нормоконтроля были проверены доводы ООО "Красноярская рециклинговая компания" о несоответствии пунктов 17, 18 указанных Правил положениям Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) в той мере, в которой они допускают возможность самостоятельной ликвидации собственниками земельных участков мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов без заключения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого находятся данные земельные участки, договора на оказание услуг по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
...
Оставляя без удовлетворения апелляционную жалобу на указанное решение от 23.10.2019, в Апелляционном определении от 06.02.2020 N АПЛ19-525 Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации указала, что деятельность по "обращению с отходами" в понятии, определенном законодателем в Федеральном законе N 89-ФЗ, не осуществляется собственником земельного участка при ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, поэтому требование пункта 1 статьи 24.6 указанного закона на собственника земельного участка не распространяется.
При несанкционированном размещении твердых коммунальных отходов собственники земельных участков не являются собственниками этих отходов, в связи с чем обязанность заключения договора, предусмотренная пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ, у них не возникает."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 27 апреля 2023 г. N Ф10-1390/23 по делу N А14-11981/2020