В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 июня 2008 г. N 286 "О порядке составления проекта республиканского бюджета Республики Мордовия и проекта бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Мордовия на очередной финансовый год и плановый период" Правительство Республики Мордовия постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Мордовия на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Исполняющий обязанности Председателя Правительства Республики Мордовия |
В. Сидоров |
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Республики Мордовия на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
(утв. постановлением Правительства Республики Мордовия от 4 октября 2021 г. N 477)
Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Мордовия на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов сформированы в рамках подготовки проекта республиканского бюджета Республики Мордовия на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов и сохраняют преемственность определенных в предыдущие годы приоритетов с учетом целей и задач, определенных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года.
Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Мордовия на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов сформированы в условиях экономической ситуации, сложившейся в связи с распространением с 2020 года новой коронавирусной инфекции, с учетом обязательств, предусматриваемых соглашениями о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Республики Мордовия, ежегодно заключаемых между Министерством финансов Российской Федерации и Главой Республики Мордовия, и ориентированы на создание условий для эффективного управления государственными и муниципальными финансами, обеспечивающих сохранение устойчивости бюджетной системы Республики Мордовия.
Основные направления бюджетной политики Республики Мордовия на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
В предстоящий трехлетний период основным приоритетом при планировании бюджетных ассигнований должно стать ориентирование на достижение национальных целей, установленных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", что обусловливает необходимость продолжения решения фундаментальной задачи в сфере бюджетной политики Республики Мордовия - обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Республики Мордовия как базового принципа ответственной и эффективной бюджетной политики.
Важным фактором при обеспечении сбалансированности и устойчивости республиканского бюджета Республики Мордовия (далее - республиканский бюджет) и одним из направлений бюджетной политики Республики Мордовия остается безусловное исполнение действующих расходных обязательств, своевременное исключение из их состава расходных обязательств, утративших правовую обоснованность или имеющих низкую эффективность исполнения, и отказ от принятия решений, приводящих к увеличению расходов республиканского бюджета, не обеспеченных реальными и стабильными доходными источниками. Инициативы и предложения по принятию новых расходных обязательств должны рассматриваться исключительно после соответствующей оценки их эффективности, пересмотра нормативных правовых актов Республики Мордовия, устанавливающих действующие расходные обязательства, и учитываться только при условии обеспечения соответствующими источниками финансирования.
Необходимо продолжить политику ограничения непервоочередных расходов, то есть отказа от необязательных затрат и уделить особое внимание мониторингу просроченной кредиторской задолженности и проведению мероприятий по недопущению ее возникновения и роста.
В условиях опережающего роста расходов республиканского бюджета по сравнению с бюджетными возможностями и жесткого регулирования показателей долговой нагрузки, а также высокой доли первоочередных и социально значимых расходов республиканского бюджета, наиболее значимым направлением бюджетной политики Республики Мордовия остается повышение эффективности бюджетных расходов.
Расходы республиканского бюджета следует формировать исходя из необходимости приоритетного финансирования мер социальной поддержки граждан, дальнейшего осуществления мероприятий, направленных на рост и долгосрочные структурные изменения экономики Республики Мордовия.
Учитывая, что государственные программы Республики Мордовия, являясь основным инструментом бюджетного планирования, должны обеспечивать достижение стратегических целей развития Республики Мордовия, необходимо совершенствовать подход к их формированию и реализации.
Кроме того, при формировании и исполнении республиканского бюджета необходимо не только полное обеспечение первоочередных и социально-значимых расходов, но и поддержание оптимального соотношения текущих расходов и расходов капитального характера. В части капитальных расходов необходимо дальнейшее усиление работы по предварительной оценке ожидаемой эффективности таких расходов, расширение практики использования конкурсных процедур, предваряющих принятие решения о включении в республиканский бюджет соответствующих расходов, а также развитие подходов по осуществлению текущего и последующего финансового контроля эффективности расходования данных средств.
В части повышения эффективности расходования бюджетных средств необходимо сосредоточиться на проведении работы с дебиторской задолженностью, направленной на последовательное и устойчивое снижение ее объемов, обеспечении более равномерного использования бюджетных средств в течение года, в том числе путем перечисления средств в местные бюджеты лишь в необходимом объеме в тот момент времени, когда это требуется для получателей бюджетных средств, и в соответствии с целями их предоставления.
В предстоящий период также необходимо продолжить работу по повышению открытости, прозрачности и публичности процесса управления государственными финансами Республики Мордовия, гарантирующих обществу право на доступ к открытым государственным данным, в том числе в рамках размещения финансовой и иной информации о республиканском бюджете и бюджетном процессе Республики Мордовия на едином портале бюджетной системы Российской Федерации, а также на официальном сайте Министерства финансов Республики Мордовия. Будет продолжено формирование электронной информационной брошюры "Бюджет для граждан" к республиканскому бюджету в доступной для широкого круга заинтересованных пользователей форме и размещение информации о государственных учреждениях на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Значимым направлением бюджетной политики будет также продолжение работы по осуществлению государственного финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе и применению мер ответственности за их нарушение, а также по организации осуществления внутреннего финансового аудита в органах государственной власти Республики Мордовия, направленного на соблюдение процедур составления и исполнения республиканского бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета главными распорядителями средств республиканского бюджета и подведомственными им получателями бюджетных средств.
В сфере межбюджетных отношений с местными бюджетами одним из основных направлений продолжает оставаться создание условий для сбалансированности местных бюджетов с полным обеспечением расходных полномочий, прежде всего по первоочередным и социально-значимым направлениям, доходными источниками, а также по реализации мероприятий по выявлению резервов увеличения доходной базы местных бюджетов.
Планируется реализация следующих задач:
предоставление местным бюджетам нецелевой финансовой поддержки с сохранением действующих подходов к распределению дотации на выравнивание;
формирование дополнительных доходных источников в местные бюджеты;
сокращение дифференциации в уровне экономического развития и бюджетной обеспеченности с помощью применения стимулирующих механизмов;
повышение результативности расходования полученных из республиканского бюджета целевых межбюджетных трансфертов и выполнения обязательств по достижению целей их предоставления;
укрепление финансовой дисциплины, соблюдение органами местного самоуправления требований бюджетного законодательства, соблюдение условий предоставления межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, экономия и эффективное использование бюджетных ресурсов;
повышение качества управления муниципальными финансами;
мониторинг выполнения муниципальными образованиями Республики Мордовия обязательств по снижению уровня долговой нагрузки, принятых в рамках программы реструктуризации;
укрупнение муниципальных образований Республики Мордовия, в том числе путем создания муниципальных округов и их интеграции в бюджетную систему Республики Мордовия;
распределение максимального количества межбюджетных трансфертов при формировании республиканского бюджета на очередной финансовый год и плановый период;
повышение предсказуемости предоставления целевых межбюджетных трансфертов местным бюджетам из республиканского бюджета.
Реализация обозначенных задач, в том числе по обеспечению восстановительного роста экономики, направлена на "нормализацию" бюджетной политики на муниципальном уровне с постепенным возвращением к сбалансированности местных бюджетов.
Не менее важным направлением бюджетной политики Республики Мордовия в предстоящий период будет продолжение проведения взвешенной и продуманной политики по недопущению необоснованного увеличения долговой нагрузки. В целях реализации данного направления необходимо продолжить поддержание долговой нагрузки на республиканский бюджет в установленных бюджетным законодательством пределах с формированием предпосылок к его сокращению, недопущению существенного роста расходов на обслуживание государственного долга Республики Мордовия, чему будет способствовать своевременное исполнение долговых обязательств республики перед кредиторами, прозрачная и последовательная работа с рейтинговыми агентствами для поддержания кредитного рейтинга республики.
Основные направления налоговой политики Республики Мордовия на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
Основные направления налоговой политики Республики Мордовия на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов разработаны с учетом итогов реализации налоговой политики в предшествующем периоде и ориентированы на укрепление доходной базы республиканского бюджета за счет наращивания стабильных доходных источников.
Налоговая политика Республики Мордовия в среднесрочной перспективе будет основываться на следующих приоритетных направлениях:
1. Оказание содействия предпринимательской активности.
В настоящее время задачи налоговой политики Республики Мордовия преимущественно ориентированы на переход субъектов предпринимательства от фазы восстановления деятельности после пандемии к дальнейшему развитию.
Одним из инструментов повышения предпринимательской инициативы является введение с 2021 года усовершенствованного механизма применения патентной системы налогообложения, учитывающего особенности ведения бизнеса в каждом муниципальном образовании Республики Мордовия и расширяющего возможности применения данного режима в сфере торговли и услуг.
Кроме того, с учетом нововведений федерального законодательства перечень видов деятельности, доступных к осуществлению на патенте, существенно расширен.
В 2022 году продолжат свое действие максимально сниженные ставки по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для впервые зарегистрированных в период с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2024 г. организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также для впервые зарегистрированных на территории Республики Мордовия в 2021 и 2022 годах в связи с переменой ими места нахождения (места жительства).
В 2022 году продолжится популяризация введенного с 1 июля 2020 г. на территории Республики Мордовия специального налогового режима "Налог на профессиональный доход". Указанный налоговый режим позволяет "самозанятым" гражданам воспользоваться мерами государственной поддержки, которые доступны для малого и среднего бизнеса, а также будет способствовать сокращению роста безработных граждан.
2. Реализация механизмов налогового стимулирования в рамках инвестиционной политики Республики Мордовия.
Для налоговой поддержки инвесторов установлена налоговая льгота по налогу на прибыль организаций (в виде снижения ставки до 13,5 процента) и налогу на имущество организаций (в виде освобождения от уплаты налога) для организаций, получивших в соответствии со статьей 25.16 Налогового кодекса Российской Федерации статус налогоплательщика - участника специального инвестиционного контракта.
Эффективность введенных мер будет оцениваться по тому, какие новые продукты, услуги, технологии созданы и как вследствие этого увеличился экономический и доходный потенциал Республики Мордовия.
Ожидается, что реализация механизма специальных инвестиционных контрактов будет иметь положительный социальный эффект, обусловленный созданием новых рабочих мест, что обеспечит дополнительные поступления налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Республики Мордовия (далее - консолидированный бюджет).
С учетом принятого на федеральном уровне механизма частичной компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации от применения инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций, будет предметно прорабатываться с инвесторами вопрос потребности государственной поддержки в виде инвестиционного налогового вычета в Республике Мордовия.
Одним из механизмов повышения инвестиционной активности в республике является территория опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) в моногороде Рузаевка. Режим ТОСЭР позволяет привлекать в моногород новые инвестиционные проекты, создавать высокопроизводительные рабочие места, увеличивать поступление налоговых доходов в республиканский бюджет. В связи с истечением, предусмотренного Налоговым кодексом Российской Федерации, трехлетнего срока предоставления льгот по страховым взносам для новых резидентов ТОСЭР, приоритетной задачей становиться продление указанных пониженных ставок по страховым взносам до 2024 года.
Кроме того, в рамках инвестиционной привлекательности будет проведена оценка востребованности, установленного в текущем году для регионов, права снижать ставку по налогу на прибыль, в части подлежащей зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, для налогоплательщиков, предоставляющих по лицензионному договору права на использование результатов интеллектуальной деятельности.
3. Обеспечение бюджетной, экономической и социальной эффективности налоговых расходов Республики Мордовия.
Оценка налоговых расходов Республики Мордовия осуществляется кураторами налоговых расходов в части их целесообразности и результативности.
По результатам проведенной оценки эффективности налоговых расходов Республики Мордовия в 2021 году, кураторам налоговых расходов Республики Мордовия необходимо пересмотреть (уточнить, отменить) либо заменить альтернативными механизмами поддержки те категории налоговых преференций, которые являются невостребованными либо признанные неэффективными, в целях достижения бюджетной, экономической и социальной эффективности.
4. Совершенствование налогового законодательства Республики Мордовия с учетом изменений в налоговом законодательстве Российской Федерации.
В настоящее время совершенствование налогового законодательства проводится путем внедрения бесконтактных способов контроля и самостоятельного формирования контролирующими органами налоговых обязательств налогоплательщиков.
Так, в текущем году приняты положения, в соответствии с которыми на юридические лица (ранее это касалось только физических лиц) распространены положения о беззаявительном порядке предоставления налоговых льгот по транспортному и земельному налогам на основании полученных налоговыми органами сведений.
Кроме того, в Налоговый кодекс Российской Федерации внесены изменения, которые отразятся на региональном налоговом законодательстве:
до 31 декабря 2024 г. продлено ограничение в 50 процентов на учет убытков прошлых лет по налогу на прибыль организаций;
с 1 января 2022 г. из полномочий субъектов Российской Федерации исключено установление срока уплаты налога на имущество организаций. При этом вводятся единые сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу: налог подлежит уплате в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; авансовые платежи по налогу - не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом;
с 1 января 2023 г. (за налоговый период 2022 года и последующие периоды) установлено, что налогоплательщики - российские организации не включают в налоговую декларацию сведения об объектах налогообложения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость. Для этих объектов вводят тот же порядок, что уже действует по транспортному и земельному налогам: организация сама рассчитывает сумму, перечисляет ее в бюджет и представляет пояснения и документы налоговикам, если это нужно, а инспекция направляет сообщение об исчисленном налоге;
с налогового периода 2021 года от налогообложения освобождаются земельные участки религиозных организаций, предназначенные для размещения зданий, строений и сооружений религиозного и благотворительного назначения.
5. Совершенствование налогового администрирования, повышение уровня ответственности главных администраторов доходов за выполнение плановых показателей поступления доходов в консолидированный бюджет.
Повышению качества налогового администрирования будет способствовать безусловное выполнение главными администраторами доходов бюджетных полномочий в части обеспечения ими точности планирования и контроля за поступлением в консолидированный бюджет администрируемых ими налогов и сборов, а также контроля за полнотой и эффективностью принимаемых ими мер по взысканию задолженности по платежам в соответствующий бюджет.
В среднесрочной перспективе будет проложена работа по:
координации действий исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Мордовия, направленных на увеличение собираемости налогов и сборов, поступающих в консолидированный бюджет;
осуществлению контроля за постановкой на налоговый учет всех организаций - хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории Республики Мордовия;
осуществлению контроля налогоплательщиков, в том числе являющихся исполнителями при реализации национальных проектов, с целью пресечения фактов применения незаконных методов ведения предпринимательской деятельности, приводящих к недопоступлению налогов и сборов в бюджетную систему.
Реализация основных направлений налоговой политики Республики Мордовия на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов должна повысить стабильность ведения экономической деятельности на территории Республики Мордовия и будет способствовать росту налогового потенциала региона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Мордовия от 4 октября 2021 г. N 477 "Об Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Мордовия на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов"
Вступает в силу с 7 октября 2021 г.
Текст постановления опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 7 октября 2021 г. N 1300202110070001, в газете "Известия Мордовии" от 8 октября 2021 г. N 111-50