Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Положение
о региональном государственном геологическом контроле (надзоре) на территории Республики Хакасия
(утв. постановлением Правительства Республики Хакасия "Об утверждении Положения о региональном государственном геологическом контроле (надзоре) на территории Республики Хакасия и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Республики Хакасия")
3 марта 2022 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного геологического контроля (надзора) на территории Республики Хакасия (далее - региональный государственный геологический надзор).
1.2. Региональный государственный геологический надзор осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Республики Хакасия (далее - Минприроды Хакасии) в пределах своей компетенции в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), настоящим положением и с учетом особенностей, установленных постановлением Правительства Российской Федерации, в том числе в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации".
1.3. Предметом регионального государственного геологического надзора является соблюдение организациями и гражданами обязательных требований в области использования и охраны недр, установленных Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах"), Водным кодексом Российской Федерации (в части требований к охране подземных водных объектов), Налоговым кодексом Российской Федерации (в части нормативов потерь при добыче полезных ископаемых и подземных водных объектов) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Хакасия, принятыми ими в пределах полномочий по регулированию отношений в области использования и охраны недр на территории Республики Хакасия, а также требований, содержащихся в лицензиях на пользование недрами и иных разрешительных документах, предусмотренных указанными нормативными правовыми актами в отношении участков недр местного значения (далее - обязательные требования).
1.4. Региональный государственный геологический надзор, в том числе профилактические и контрольные (надзорные) мероприятия осуществляют следующие должностные лица Минприроды Хакасии:
1) Министр природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, одновременно являющийся по должности Главным государственным инспектором Республики Хакасия в области охраны окружающей среды (далее - министр, а также Главный государственный инспектор);
2) первый заместитель министра, одновременно являющийся по должности заместителем Главного государственного инспектора Республики Хакасия в области охраны окружающей среды;
3) начальник отдела использования и охраны недр департамента природных ресурсов, одновременно являющийся по должности старшим государственным инспектором Республики Хакасия в области охраны окружающей среды;
4) советники и ведущие консультанты отдела использования и охраны недр департамента природных ресурсов, одновременно являющиеся по должности старшими государственными инспекторами Республики Хакасия в области охраны окружающей среды.
1.5. Решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий принимает Главный государственный инспектор.
1.6. Перечень разрешительных документов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых проводится в рамках регионального государственного геологического надзора:
лицензия на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием участками недр местного значения;
техническая документация на выполнение работ, связанных с пользованием недр на участках недр местного значения, предусмотренная статьей 23.2 Закона "О недрах";
проектная документация на проведение работ по региональному геологическому изучению недр на участках недр местного значения, предусмотренная статьей 36.1 Закона "О недрах";
документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода участков недр местного значения, предусмотренные статьей 7 Закона "О недрах".
1.7. Региональный государственный геологический надзор осуществляется Минприроды Хакасии в отношении следующих объектов регионального государственного геологического надзора (далее - объекты контроля):
деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций в области использования и охраны недр местного значения, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования в области использования и охраны недр, указанные в пункте 1.3 настоящего Положения, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
участки недр местного значения, предоставленные в пользование, а также неиспользуемые части недр местного значения.
1.8. Учет объектов контроля осуществляется в соответствии с перечнем участков недр местного значения, размещенным на официальном сайте Минприроды Хакасии в сети "Интернет".
1.9. Должностные лица, осуществляющие региональный государственный геологический надзор, при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий пользуются правами и несут обязанности, установленные Федеральным законом N 248-ФЗ.
1.10. Должностные лица, осуществляющие региональный государственный геологический надзор, при проведении контрольных (надзорных) мероприятий обязаны соблюдать ограничения и запреты, установленные Федеральным законом N 248-ФЗ.
2. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законам ценностям при осуществлении регионального государственного геологического надзора
2.1. При осуществлении регионального государственного геологического надзора применяется система оценки и управления рисками.
2.2. При осуществлении регионального государственного геологического надзора объекты контроля относят к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба):
средний риск;
умеренный риск;
низкий риск.
2.3. Объекты контроля относятся к категориям риска исходя из следующих критериев:
к категории среднего риска - объекты контроля, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории, предусмотренным критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" (далее - постановление N 2398);
к категории умеренного риска - объекты контроля, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории, предусмотренным критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением N 2398;
к категориям низкого риска - объекты контроля, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории, предусмотренным критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением N 2398.
2.4. Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с пунктом 2.3 настоящего Положения к категориям умеренного, низкого риска, подлежат отнесению к категориям среднего, умеренного риска соответственно при наличии одного из следующих решений, вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта регионального государственного геологического надзора к категории риска:
а) постановление о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.3, статьей 7.10 (в части самовольной уступки права пользования участками недр), статьей 8.5 (в части сокрытия или искажения информации о состоянии недр), статьей 8.9, частью 1 статьи 8.10, статьей 8.11, частью 3 статьи 8.13, а также частями 3 и 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного должностными лицами Минприроды Хакасии или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами указанного органа;
б) приговор суда, вынесенный за совершение преступления "Нарушение правил охраны и использования недр", предусмотренного статьей 255 Уголовного кодекса Российской Федерации;
в) решение суда, предусматривающее обязанность контролируемого лица по возмещению вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, либо направленное контролируемому лицу требование о добровольном возмещении такого вреда, которое не признано недействительным в установленном порядке.
2.5. В зависимости от присвоенной категории риска периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий составляет:
для категории среднего риска - один раз в 4 года;
для категории умеренного риска - один раз в 5 лет;
для категории низкого риска - плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
2.6. В план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год подлежат включению контрольные (надзорные) мероприятия по объектам контроля, для которых в году реализации указанного плана истекает установленный настоящим пунктом период времени с даты окончания проведения последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия, а если такие контрольные (надзорные) мероприятия ранее не проводились, - то с даты государственной регистрации организации в качестве юридического лица, гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, если при государственной регистрации ими в качестве целей создания юридического лица или начала осуществления предпринимательской деятельности указано осуществление видов деятельности, которые являются объектами контроля.
2.7. Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований:
1) отсутствие документов, подтверждающих право пользования недрами при добыче общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод (самовольное пользование недрами):
2) осуществление добычных работ за границами горного отвода;
3) переход права пользования участком недр без переоформления лицензии на пользование недрами (самовольная уступка права пользования недрами);
4) непредставление информации о принятых мерах в срок, установленный в предписании о недопустимости нарушений обязательных требований;
5) получение информации, указывающей на нарушение условий лицензии на пользование недрами;
6) получение информации, указывающей на представление недостоверной информации пользователями недр.
Выявление индикаторов риска нарушения обязательных требований осуществляется Минприроды Хакасии без взаимодействия с контролируемыми лицами на основе сведений о контролируемых лицах, полученных из любых доступных достоверных источников, в том числе при проведении профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий, обращений юридических и физических лиц, а также из информационных систем.
3. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
3.1. В рамках осуществления регионального государственного геологического надзора проводятся следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
3.2. Минприроды Хакасии обеспечивает обобщение правоприменительной практики осуществления надзора и подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики (далее - доклад о правоприменительной практике).
Доклад о правоприменительной практике готовится Минприроды Хакасии не реже 1 раза в год. Доклад о правоприменительной практике размещается на официальном сайте Минприроды Хакасии в сети "Интернет" до 1 апреля года, следующего за отчетным годом.
3.3. В случае наличия у Минприроды Хакасии сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Минприроды Хакасии объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 248-ФЗ.
Контролируемое лицо вправе после получения предостережения подать в Минприроды Хакасии возражение в отношении предостережения, в котором указываются следующие сведения (далее - возражение):
наименование юридического лица, фамилия, имя. отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, гражданина;
идентификационный номер налогоплательщика - юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина; дата и номер предостережения;
обоснование позиции в отношении указанных в предостережении готовящихся или возможных действиях (бездействии), которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований; способ получения ответа.
Возражение направляется в Минприроды Хакасии в виде документа на бумажном носителе почтовым отправлением либо в виде электронного документа, подписанного с учетом требований, установленных частью 6 статьи 21 и статьей 98 Федерального закона N 248-ФЗ, в течение 30 дней со дня получения контролируемым лицом предостережения. Возражение рассматривается Минприроды Хакасии в течение 30 дней со дня его получения, контролируемому лицу направляется ответ с информацией о согласии или несогласии с возражением. В случае несогласия с возражением указываются соответствующие обоснования.
Учет предостережений осуществляется путем ведения журнала учета предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в электронном виде по форме, обеспечивающей учет указанной информации.
3.4. Консультирование контролируемых лиц и их представителей осуществляется должностными лицами Минприроды Хакасии:
1) в устной форме по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме, в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий (срок планируемого устного консультирования не может превышать пятнадцати минут);
2) в письменной форме путем направления по почте (электронной почте) писем контролируемым лицам, их представителям при их письменных обращениях (обращениях в электронной форме).
3.5. Консультирование в устной и письменной форме осуществляется по следующим вопросам:
1) порядок и периодичность осуществления контрольных (надзорных) мероприятий;
2) присвоение определенной категории риска.
3.6. Письменное консультирование контролируемых лиц, их представителей по вопросам осуществления регионального государственного геологического надзора осуществляется Минприроды Хакасии:
1) по электронной почте - не позднее пяти рабочих дней со дня получения обращения от контролируемых лиц в электронной форме;
2) в письменной форме - в течение тридцати календарных дней со дня регистрации письменного обращения контролируемых лиц.
3.7. Консультирование в письменной форме осуществляется в следующих случаях:
1) контролируемым лицом направлен письменный запрос о предоставлении письменного ответа по вопросам консультирования;
2) ответ на поставленные вопросы требует дополнительного запроса сведений от иных государственных органов и (или) должностных лиц.
Контролируемое лицо вправе направить запрос о предоставлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В случае поступления пяти и более однотипных обращений контролируемых лиц, их представителей консультирование по таким вопросам осуществляется посредством размещения на официальном сайте Минприроды Хакасии в сети "Интернет" письменного разъяснения в течение десяти рабочих дней со дня поступления пятого однотипного обращения.
3.8. Обязательные профилактические визиты проводятся Минприроды Хакасии в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности.
О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо уведомляется не позднее, чем за пять рабочих дней до даты его проведения.
Уведомление о проведении обязательного профилактического визита направляется в адрес контролируемого лица заказным почтовым отправлением.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом Минприроды Хакасии не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.
Срок проведения обязательного профилактического визита не должен превышать один рабочий день.
Профилактический визит должностными лицами Минприроды Хакасии в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
В ходе профилактического визита должностным лицом Минприроды Хакасии может осуществляться сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска.
В случае если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо Минприроды Хакасии, проводящее профилактический визит, незамедлительно направляет информацию об этом должностному лицу Минприроды Хакасии для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
4. Осуществление регионального государственного геологического надзора
4.1. В рамках осуществления регионального государственного геологического надзора должностными лицами Минприроды Хакасии, уполномоченными на осуществление регионального государственного геологического надзора (далее - инспектор), при взаимодействии с контролируемым лицом проводятся следующие плановые и внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия:
инспекционный визит;
рейдовый осмотр;
документарная проверка;
выездная проверка.
Без взаимодействия с контролируемым лицом проводится наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование.
Содержание внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий определяется в соответствии с положениями Федерального закона N 248-ФЗ.
4.2. В ходе инспекционного визита проводятся следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта геологического надзора.
В ходе рейдового осмотра проводятся следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) досмотр;
в) опрос;
г) получение письменных объяснений;
д) истребование документов.
В ходе документарной проверки проводятся следующие контрольные (надзорные) действия:
а) получение письменных объяснений;
б) истребование документов.
В ходе выездной проверки проводятся следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) досмотр;
в) опрос;
г) получение письменных объяснений;
д) истребование документов.
4.3. Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки составляет не более пятидесяти часов для малого предприятия и пятнадцати часов для микропредприятия.
Досмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи. Досмотр в отсутствие контролируемого лица или его представителя может осуществляться только в случае наличия у надзорного органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) жизни, здоровью граждан, окружающей среде с обязательным применением видеозаписи.
4.4. В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия указываются сведения, установленные частью 1 статьи 64 Федерального закона N 248-ФЗ, а также содержится перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного геологического надзора.
4.5. Вид и содержание внепланового контрольного (надзорного) мероприятия определяется должностным лицом Минприроды Хакасии, уполномоченным на принятие решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, при принятии решения о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.
В отношении объектов контроля, отнесенных к любой из категорий риска, установленных настоящим Положением, за исключением категории низкого риска, могут проводиться любые плановые контрольные (надзорные) мероприятия из числа указанных в пункте 4.1 настоящего Положения.
4.6. Формы документов, используемых Минприроды Хакасии при осуществлении регионального государственного геологического надзора, не утвержденные в порядке, установленном частью 2 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ, утверждаются приказом Минприроды Хакасии.
4.7. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств. Способы фиксации доказательств должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований. Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается инспектором, уполномоченным на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, самостоятельно.
Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и об использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия. Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица. Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
4.8. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в Минприроды Хакасии информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случаях:
1) наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих присутствию контролируемого лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия (с представлением подтверждающих документов);
2) административного ареста;
3) избрания в отношении подозреваемого в совершении преступления физического лица меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, запрете определенных действий, заключения под стражу, домашнего ареста.
Проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится Минприроды Хакасии на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для такого обращения индивидуального предпринимателя или гражданина после представления им документов, подтверждающих наличие обстоятельств, указанных в настоящем пункте.
5. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
5.1. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом Минприроды Хакасии в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, принимает меры, предусмотренные частью 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ.
6. Обжалование решений Минприроды Хакасии, действий (бездействия) должностных лиц Минприроды Хакасии
6.1. Жалоба на решение Минприроды Хакасии, действия (бездействие) его инспекторов при осуществлении регионального государственного геологического надзора рассматривается министром.
6.2. Жалоба на действия (бездействие) министра (заместителя министра) при осуществлении регионального государственного геологического надзора рассматривается заместителем Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия, курирующим сферу деятельности Минприроды Хакасии.
6.3. Подача жалобы, содержащей сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с настоящим Положением с соблюдением положений нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Хакасия, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной или иной охраняемой законом тайны, на бумажном носителе.
Рассмотрение жалобы, связанной со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с настоящим Положением с соблюдением положений нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Хакасия, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной или иной охраняемой законом тайны.
6.4. Жалоба регистрируется в течение одного рабочего дня со дня поступления.
6.5. Жалоба подлежит рассмотрению в течение двадцати рабочих дней со дня ее регистрации.
6.6. Срок рассмотрения жалобы продлевается на двадцать рабочих дней в следующих исключительных случаях:
а) проведение в отношении должностного лица Министерства, действия (бездействие) которого обжалуются, служебной проверки по фактам, указанным в жалобе;
б) отсутствие должностного лица Министерства, действия (бездействие) которого обжалуются, по уважительной причине (временная нетрудоспособность, отпуск, командировка).
Рассмотрение жалобы осуществляется в соответствии с главой 9 Федерального закона N 248-ФЗ.
Положение дополнено 7 с 5 марта 2022 г. - Постановление Правительства Республики Хакасия от 3 марта 2022 г. N 86
7. Ключевые показатели регионального государственного геологического надзора и их целевые значения, индикативные показатели регионального государственного геологического надзора
7.1. Ключевые и индикативные показатели регионального государственного геологического надзора входят в систему показателей результативности и эффективности деятельности Минприроды Хакасии и направлены на достижение установленных уровней минимизации вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и устранение риска причинения вреда (ущерба) в области использования и охраны недр, а также выявление проблем осуществления регионального государственного геологического надзора.
7.2. Ключевые показатели регионального государственного геологического надзора и их целевые значения, индикативные показатели регионального государственного геологического надзора установлены приложением к настоящему Положению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.