г. Калуга |
|
28 апреля 2023 г. |
Дело N А83-11585/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Лукашенковой Т.В.,
судей Бессоновой Е.В., Леоновой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жаркиной М.А.,
при участии представителей:
от Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" (г. Симферополь, ул. Киевская, д. 1А, ОГРН 1149102120947, ИНН 9102057281): Шараборина И.А. (доверенность от 09.01.2023);
от Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования: Ульянкина Ю.В. (доверенность от 04.08.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16 января 2023 года по делу N А83-11585/2022,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Вода Крыма" (далее - ГУП РК "Вода Крыма", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) от 28.04.2022 по делу об административном правонарушении N 10-82-106-Ф, которым предприятие привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 400 000 руб..
постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16 января 2023 года, оспариваемое постановление изменено, предприятию назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, предприятие обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование кассационной жалобы ее заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Управление в отзыве на кассационную жалобу просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ГУП РК "Вода Крыма" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель управления возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав объяснения принявших участие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании решения от 15.11.2021 N 10-ДП-В-371 управлением с целью контроля за устранением пользователем недр нарушений, указанных в письменных уведомлениях Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым в отношении ГУП РК "Вода Крыма" проведена внеплановая документарная проверка,
Проверкой установлено, что ГУП РК "Вода Крыма" не устранены ранее выявленные нарушения пункта 4.1.1 условий пользования недрами по лицензиям от 20.05.2019 СМФ 00159 ВР, от 20.05.2019 СМФ 00160 ВР, от 10.06.2019 СМФ 00163 ВР, от 10.06.2019 СМФ 00166 ВР, СМФ 00167 ВР от 20.06.2019, от 19.07.2019 СМФ 00169 ВР, от 19.07.2019СМФ 00170 ВР, от 19.07.2019СМФ 00171 ВР, от 19.07.2019 СМФ 00172 ВР, от 29.01.2020 СМФ 00208 ВР, от 29.01.2020 СМФ 00209 ВР, от 29.01.2020 СМФ 00211 ВР, пункта 4.1.3.1 условий пользования недрами по лицензиям от 25.04.2019 СМФ 00153 ВЭ, от 25.04.2019 СМФ 00154 ВЭ; пункта 4.1.3.1 условий пользования недрами по лицензиям от 25.04.2019 СМФ 00153 ВЭ, от 25.04.2019 СМФ 00154 ВЭ (не подготовлены и не утверждены в установленном порядке проектные документации по геологическому изучению недр и на проведение работ по разведке месторождения, получившие положительные заключения экспертиз).
Результаты проверки зафиксированы в акте от 29.11.2021 N 10-82-91-П.
14.03.2022 должностным лицом управления в отношении ГУП РК "Вода Крыма" составлены протоколы об административном правонарушении N 10-82-106-Ф, N 10-82-107-Ф, N 10-82-108-Ф, N 10-82-109-Ф, N 10-82-110 Ф, N 10-82-111-Ф, N 10-82-112-Ф, N 10-82-113-Ф, N 10-82-114-Ф, N 10-82-115-Ф, N 10-82-116-Ф, N 10-82-117-Ф, N 10-82-118-Ф, N 10-82-119-Ф, N 10-82-120-Ф, N 10-82-121-Ф, в которых действия общества квалифицированы по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 28.04.2022 N 10-82-106-Ф ГУП РК "Вода Крыма" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ГУП РК "Вода Крыма" обратилось в арбитражный суд с рассмотренным в рамках настоящего дела заявлением.
Изменяя назначенное предприятию административное наказание в виде административного штрафа, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действиях ГУП РК "Вода Крыма" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, вместе с тем посчитал возможным снизить размер назначенного управлением административного штрафа до 150 000 руб.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) регулируются отношения, в частности, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр.
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участками недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных условий и требований.
Согласно пункту 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан, в частности, обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
Судами установлено, что в нарушение пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах, пункта 4.1.1 лицензионных условий к лицензиям на пользование недрами от 20.05.2019 СМФ 00159 ВР, от 20.05.2019 СМФ 00160 ВР, от 10.06.2019 СМФ 00163 ВР, от 10.06.2019 СМФ 00166 ВР, СМФ 00167 ВР от 20.06.2019, от 19.07.2019СМФ 00169 ВР, от 19.07.2019СМФ 00170 ВР, от 19.07.2019СМФ 00171 ВР, от 19.07.2019СМФ 00172 ВР, от 29.01.2020 СМФ 00208 ВР, от 29.01.2020 СМФ 00209 ВР, от 29.01.2020 СМФ 00211 ВР, пункта 4.1.3.1 условий пользования недрами по лицензиям от 25.04.2019 СМФ 00153 ВЭ, от 25.04.2019 СМФ 00154 ВЭ ГУП РК "Вода Крыма" не подготовлены и не утверждены проектные документации по геологическому изучению недр и на проведение работ по разведке месторождения, получившие положительные заключения экспертиз при этом факт пользования недрами предприятием не отрицается.
Вывод суда о наличии в действиях общества административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, основан на оценке доказательств в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, с учетом установленных фактических обстоятельствах дела.
Действия общества квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом проверена процедура и срок давности привлечения общества к административной ответственности, существенных нарушений положений КоАП РФ не установлено.
Приведенные предприятием доводы относительно истечения срока давности привлечения к административной ответственности отклонены судами, установившими, что на момент проведения проверки (29.11.2021) предприятие продолжало геологическое изучение, разведку и добычу части запасов месторождений подземных вод, не выполнив лицензионные условия соглашений. Лицо, осуществляющее деятельность с нарушением условий лицензионных соглашений, может быть привлечено к административной ответственности в течение всего периода, пока деятельность не прекращена или нарушение не устранено. Соответствующее нарушение представляет собой длительное непрекращающееся невыполнение обязанностей, возложенных на пользователя недрами, то есть является длящимся.
Указанные выводы основаны на правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.02.2008 N 9199/07 и согласуются с правовой позицией, изложенной в абзаце третьем пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в соответствии с которой днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Суды установили, что факт совершения правонарушения административным органом выявлен 29.11.2021, когда получены достаточные данные, указывающие на наличие в действиях предприятия события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, следовательно, годичный срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Повторяемый в кассационной жалобе довод предприятия о нарушении срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ, судом кассационной инстанции отклоняется как основанный на ошибочном толковании обществом норм материального права.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права, в том числе влекущие безусловную отмену судебных актов, не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов.
Уплата государственной пошлины по делам об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности, в том числе при подаче кассационной жалобы, не предусмотрена.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16 января 2023 года по делу N А83-11585/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.В. Лукашенкова |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приведенные предприятием доводы относительно истечения срока давности привлечения к административной ответственности отклонены судами, установившими, что на момент проведения проверки (29.11.2021) предприятие продолжало геологическое изучение, разведку и добычу части запасов месторождений подземных вод, не выполнив лицензионные условия соглашений. Лицо, осуществляющее деятельность с нарушением условий лицензионных соглашений, может быть привлечено к административной ответственности в течение всего периода, пока деятельность не прекращена или нарушение не устранено. Соответствующее нарушение представляет собой длительное непрекращающееся невыполнение обязанностей, возложенных на пользователя недрами, то есть является длящимся.
Указанные выводы основаны на правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.02.2008 N 9199/07 и согласуются с правовой позицией, изложенной в абзаце третьем пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в соответствии с которой днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Суды установили, что факт совершения правонарушения административным органом выявлен 29.11.2021, когда получены достаточные данные, указывающие на наличие в действиях предприятия события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, следовательно, годичный срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Повторяемый в кассационной жалобе довод предприятия о нарушении срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ, судом кассационной инстанции отклоняется как основанный на ошибочном толковании обществом норм материального права."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 28 апреля 2023 г. N Ф10-1480/23 по делу N А83-11585/2022