В целях реализации полномочий, предусмотренных статьей 3.3 Федерального закона от 28.12.2012 N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации", руководствуясь статьей 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке подготовки и принятия решения о признании владельца информационного ресурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" причастным к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации, гарантирующих в том числе свободу массовой информации (далее - Инструкция).
2. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурорам городов и районов, другим приравненным к ним прокурорам, прокурору комплекса "Байконур" обеспечить исполнение Инструкции.
3. Настоящий приказ опубликовать в журнале "Законность" и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, советникам Генерального прокурора Российской Федерации, старшим помощникам Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, помощникам заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурору комплекса "Байконур", которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Генеральный прокурор |
И.В. Краснов |
УТВЕРЖДЕНА
приказом Генерального прокурора
Российской Федерации
от 24 сентября 2021 г. N 557
Инструкция
о порядке подготовки и принятия решения о признании владельца информационного ресурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" причастным к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации, гарантирующих в том числе свободу массовой информации
1. Общие положения
Инструкция разработана в целях установления порядка реализации Генеральной прокуратурой Российской Федерации полномочий, предусмотренных статьей 3.3 Федерального закона от 28.12.2012 N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации".
Настоящая Инструкция регулирует:
порядок рассмотрения информации об ограничении владельцем информационного ресурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" распространения пользователями сети "Интернет" общественно значимой информации на территории Российской Федерации;
порядок подготовки и принятия решения о признании владельца информационного ресурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" причастным к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации, гарантирующих в том числе свободу массовой информации, а также его отмены.
2. Порядок рассмотрения информации об ограничении владельцем информационного ресурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" распространения пользователями сети "Интернет" общественно значимой информации на территории Российской Федерации
2.1. В органах прокуратуры Российской Федерации подлежит рассмотрению информация об ограничении владельцем информационного ресурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - владелец ресурса в сети "Интернет") распространения пользователями сети "Интернет" общественно значимой информации на территории Российской Федерации (в том числе сообщений и (или) материалов зарегистрированных средств массовой информации) по признакам национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, профессии, места жительства и работы, отношения к религии и (или) в связи с введением иностранными государствами политических или экономических санкций в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц либо об установлении владельцем ресурса в сети "Интернет" иных ограничений, нарушающих право граждан Российской Федерации свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
2.2. Источниками информации могут быть письменные и устные обращения граждан, организаций, должностных лиц, сообщения средств массовой информации, материалы проверок, материалы гражданских и административных дел, дел об административных правонарушениях, а также иные открытые источники, в том числе сеть "Интернет".
2.3. При поступлении информации, свидетельствующей о возможном ограничении владельцем ресурса в сети "Интернет" распространения пользователями сети "Интернет" общественно значимой информации на территории Российской Федерации, во взаимодействии с подразделениями Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций устанавливаются сведения о владельце ресурса в сети "Интернет".
Кроме того, поступление информации, указанной в пункте 2.3, является основанием для осуществления проверочных мероприятий по следующим вопросам:
предназначен ли и используется ли информационный ресурс в сети "Интернет" гражданами Российской Федерации и российскими юридическими лицами (в том числе от имени зарегистрированных средств массовой информации) для распространения информации на государственном языке Российской Федерации, государственных языках республик в составе Российской Федерации, других языках народов Российской Федерации;
имеет ли место ограничение доступа к информации в сети "Интернет" и по каким основаниям;
является ли информация, доступ к которой ограничен, общественно значимой;
применялись ли владельцем ресурса в сети "Интернет" технические средства в качестве ограничительных мер (удаление информации, определение специальных условий для доступа к информации, применение специальной маркировки либо иные меры);
имеются ли основания полагать, что ограничения, установленные владельцем ресурса в сети "Интернет", повлекли нарушение права граждан Российской Федерации свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
2.4. На основании анализа полученных сведений прокурорами городов, районов, приравненными к ним прокурорами составляется заключение о наличии (отсутствии) оснований для принятия решения о признании владельца ресурса в сети "Интернет" причастным к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации, гарантирующих в том числе свободу массовой информации, которое в 7-дневный срок направляется в прокуратуру субъекта Российской Федерации, приравненную к ней военную или другую специализированную прокуратуру.
2.5. По результатам рассмотрения заключения, поступившего из нижестоящей прокуратуры, в прокуратуре субъекта Российской Федерации, приравненной к ней военной или другой специализированной прокуратуре составляется заключение о наличии (отсутствии) оснований для принятия решения о признании владельца ресурса в сети "Интернет" причастным к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации, гарантирующих в том числе свободу массовой информации.
Заключение должно содержать URL-адрес интернет-ресурса или доменное имя сайта, данные о владельце ресурса в сети "Интернет", обоснование необходимости принятия решения о признании владельца ресурса в сети "Интернет" причастным к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации, гарантирующих в том числе свободу массовой информации, либо отсутствия оснований для принятия такого решения.
Заключение утверждается прокурором субъекта Российской Федерации, приравненным к нему военным или другим специализированным прокурором либо его заместителем и направляется в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. Военные прокуроры заключение с материалами представляют в Главную военную прокуратуру.
К заключению прилагаются:
копия изображения страницы сайта в сети "Интернет" с указанием URL-адреса ресурса в сети "Интернет" или доменного имени сайта;
справка уполномоченного органа (МВД России, ФСБ России, Роскомнадзора) о принадлежности ресурса в сети "Интернет" конкретному владельцу;
материалы, подтверждающие факт ограничения владельцем ресурса в сети "Интернет" распространения пользователями сети "Интернет" общественно значимой информации на территории Российской Федерации;
другие материалы, подтверждающие обоснованность выводов о наличии (отсутствии) оснований для принятия решения о признании владельца ресурса в сети "Интернет" причастным к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации, гарантирующих в том числе свободу массовой информации.
Заключение и материалы проверки направляются в Генеральную прокуратуру Российской Федерации либо в Главную военную прокуратуру не позднее 7 суток с момента поступления материалов из нижестоящей прокуратуры.
2.6. В случае рассмотрения информации непосредственно в прокуратуре субъекта Российской Федерации, приравненной к ней военной и другой специализированной прокуратуре заключение и материалы направляются в Генеральную прокуратуру Российской Федерации не позднее 10 рабочих дней с момента поступления. Военные прокуроры направляют заключение и материалы в указанный срок в Главную военную прокуратуру.
2.7. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации обращения, содержащие информацию, указанную в пункте 2.1 настоящего раздела, передаются в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму.
Поступающие в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, Главную военную прокуратуру обращения в случае необходимости дополнительной проверки или уточнения указанных в них сведений могут быть в течение 3 рабочих дней направлены в нижестоящую прокуратуру по месту выявления факта ограничения доступа к общественно значимой информации в сети "Интернет" либо нахождения лица, направившего обращение.
3. Порядок подготовки и принятия решения о признании владельца информационного ресурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" причастным к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации, гарантирующих в том числе свободу массовой информации, а также его отмены
3.1. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации информация и заключения, указанные в разделе 2 настоящей Инструкции, рассматриваются в управлении по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму в течение 7 рабочих дней.
3.2. По результатам рассмотрения при установлении оснований для принятия решения о признании владельца информационного ресурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" причастным к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации, гарантирующих в том числе свободу массовой информации (далее - решение), согласно части 2 статьи 3.3 Федерального закона от 28.12.2012 N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" возможность его принятия согласовывается с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
3.3. После согласования с МИДом России подготавливается решение, которое подписывается Генеральным прокурором Российской Федерации либо его заместителем.
3.4. После подписания решение незамедлительно направляется в Роскомнадзор для принятия предусмотренных законодательством мер к информационному ресурсу в сети "Интернет".
3.5. В случае, если по результатам рассмотрения поступившей информации и заключения прокуратуры субъекта Российской Федерации, приравненной к ней военной и другой специализированной прокуратуры в Генеральной прокуратуре Российской Федерации не установлено оснований для принятия решения, либо в случае несогласования МИДом России возможности принятия решения подготавливается заключение, которое утверждается заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.
3.6. При поступлении в Генеральную прокуратуру Российской Федерации уведомления от Роскомнадзора о том, что владелец ресурса в сети "Интернет" устранил ограничение распространения общественно значимой информации и (или) иные ограничения, нарушающие право граждан Российской Федерации свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, с МИДом России согласовывается возможность отмены ранее принятого решения.
3.7. После согласования вопроса с МИДом России Генеральный прокурор Российской Федерации либо его заместитель отменяет ранее принятое решение либо отказывает в отмене такого решения.
Уведомление об отмене решения незамедлительно направляется в Роскомнадзор для принятия мер по возобновлению доступа к информационному ресурсу в сети "Интернет".
3.8. Надзор за исполнением решения, а также порядка и сроков включения владельца ресурса в сети "Интернет" в перечень владельцев ресурсов в сети "Интернет", причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации, гарантирующих в том числе свободу массовой информации, в Генеральной прокуратуре Российской Федерации осуществляет управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По решению Генпрокуратуры иностранные интернет-площадки могут быть заблокированы Роскомнадзором в ответ на необоснованную цензуру. В связи с этим урегулированы вопросы:
- рассмотрения в органах прокуратуры информации о необоснованной цензуре;
- подготовки и принятия решения о признании владельца интернет-площадки причастным к нарушениям в сфере свободы СМИ, а также его отмены.
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 24 сентября 2021 г. N 557 "Об утверждении Инструкции о порядке подготовки и принятия решения о признании владельца информационного ресурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" причастным к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации, гарантирующих в том числе свободу массовой информации"
Текст приказа опубликован в журнале "Законность", 2021 г., N 12