Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению
Правительства Орловской области
от 5 октября 2021 г. N 611
Положение
о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
I. Общие положения
1. Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее - Положение) устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на территории Орловской области.
2. Предметом регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (далее - контролируемые лица) на особо охраняемых природных территориях регионального значения и в границах их охранных зон обязательных требований, установленных Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Орловской области в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, касающихся:
1) режима особо охраняемой природной территории;
2) особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий;
3) режима охранных зон особо охраняемых природных территорий (далее - обязательные требования).
3. Региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется:
1) государственными бюджетными учреждениями Орловской области, подведомственными Департаменту надзорной и контрольной деятельности Орловской области (далее - Департамент), - в отношении управляемых ими особо охраняемых природных территорий регионального значения и их охранных зон;
2) Департаментом - на особо охраняемых природных территориях регионального значения и в границах их охранных зон, которые не находятся под управлением государственных бюджетных учреждений Орловской области.
4. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее также - должностные лица) от имени Департамента, являются:
1) руководитель (заместитель руководителя) Департамента;
2) должностное лицо Департамента, в должностные обязанности которого в соответствии с Положением, должностным регламентом или должностной инструкцией входит осуществление полномочий по региональному государственному контролю (надзору) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий и проведению профилактических мероприятий.
Должностными лицами, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий от имени государственных бюджетных учреждений Орловской области, подведомственных Департаменту, являются должностные лица государственных бюджетных учреждений Орловской области, подведомственных Департаменту.
5. Должностные лица при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий наряду с правами, установленными Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), обладают правами, установленными пунктами 3, 4 статьи 33, статьей 34 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
6. Должностными лицами Департамента, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются руководитель Департамента, заместитель руководителя Департамента.
7. Должностными лицами государственных бюджетных учреждений Орловской области, подведомственных Департаменту, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются руководители (заместители руководителей) указанных учреждений.
8. Департамент и государственные бюджетные учреждения, подведомственные Департаменту (далее - надзорные органы), осуществляют региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий в отношении следующих объектов контроля:
1) деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к контролируемым лицам, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
2) результаты деятельности контролируемых лиц, к которым предъявляются обязательные требования;
3) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и другие объекты, которыми контролируемые лица, организации владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования (далее - объекты контроля (надзора).
9. Учет объектов контроля (надзора) осуществляется при ведении государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального значения.
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
10. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
11. Надзорные органы относят объекты контроля (надзора) к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
1) средний риск;
2) умеренный риск;
3) низкий риск.
12. Объекты контроля (надзора) относятся к определенной категории риска в соответствии со следующими критериями:
1) к категории среднего риска относится деятельность контролируемых лиц в границах государственных природных парков;
2) к категории умеренного риска относится деятельность контролируемых лиц в границах охранных зон памятников природы, а также деятельность контролируемых лиц в границах государственных природных заказников;
3) к категории низкого риска относится деятельность контролируемых лиц в границах особо охраняемых природных территорий, за исключением указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта.
13. В зависимости от присвоенной категории риска периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий составляет:
1) для категории среднего риска - один раз в 4 года;
2) категории умеренного риска - один раз в 5 лет.
14. В отношении объектов контроля (надзора), относящихся к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
15. Надзорные органы в рамках регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий проводят следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
16. Надзорные органы осуществляют информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.
17. Надзорные органы ежегодно в срок до 10 декабря текущего года осуществляют обобщение правоприменительной практики осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
18. Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, готовится надзорными органами в срок до 20 декабря текущего года. Такой доклад утверждается и размещается на официальном сайте надзорных органов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет до 30 марта года, следующего за отчетным годом.
19. Надзорные органы объявляют контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагают принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований в соответствии со статьей 49 Федерального закона.
20. Контролируемое лицо вправе после получения предостережения подать в надзорные органы возражение в отношении указанного предостережения (далее - возражения) в срок не позднее 30 календарных дней со дня получения предостережения способами, указанными в предостережении.
21. В возражении указываются наименование контролируемого лица, идентификационный номер налогоплательщика - контролируемого лица (при наличии), дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица, обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
22. Возражение регистрируется в день поступления.
23. По итогам рассмотрения возражения надзорные органы направляют ответ контролируемому лицу в срок не более 20 рабочих дней со дня регистрации возражения в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона.
24. Консультирование осуществляется должностными лицами по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме, письменно либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
25. Время консультирования по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме одного контролируемого лица (его представителя) не может превышать 15 минут.
26. Консультирование осуществляется по вопросам соблюдения обязательных требований, организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на территории Орловской области.
27. В случае если контролируемым лицом представлен письменный запрос о предоставлении письменного ответа по вопросам консультирования, консультирование осуществляется в письменной форме.
При консультировании в письменной форме должны соблюдаться требования, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
28. В случае поступления 5 и более однотипных обращений от разных контролируемых лиц и их представителей по вопросам, указанным в пункте 26 Положения, консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте надзорного органа в сети Интернет письменного разъяснения, подписанного руководителем (заместителем руководителя) надзорного органа, в течение 10 рабочих дней со дня поступления 5-го однотипного обращения.
29. Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности, в рамках которой должны соблюдаться обязательные требования.
Обязательные профилактические визиты проводятся уполномоченным должностным лицом в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо с использованием видео-конференц-связи в соответствии со статьей 52 Федерального закона.
Обязательный профилактический визит проводится в течение 1 рабочего дня.
30. О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом надзорный орган не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.
IV. Осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
31. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий проводятся:
1) плановые контрольные (надзорные) мероприятия;
2) внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия.
32. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств. Способы фиксации доказательств должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований.
33. Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается должностным лицом, уполномоченным на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, самостоятельно.
34. Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и об использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
35. Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением объекта контроля (надзора).
36. Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем двумя снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований.
37. Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
38. Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
39. Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
40. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в контрольный (надзорный) орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае:
1) введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части;
2) применения к такому контролируемому лицу административного ареста и избрания в отношении его меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, запрете определенных действий, заключения под стражу, домашнего ареста;
3) нахождения контролируемого лица за пределами Орловской области, в том числе в командировке;
4) временной нетрудоспособности контролируемого лица.
41. При взаимодействии с контролируемым лицом региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
1) инспекционный визит;
2) рейдовый осмотр;
3) документарная проверка;
4) выездная проверка.
42. Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
1) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
2) выездное обследование.
43. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля;
5) инструментальное обследование.
44. В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) досмотр;
3) опрос;
4) получение письменных объяснений;
5) истребование документов;
6) отбор проб (образцов);
7) экспертиза.
45. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов.
46. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) досмотр;
3) опрос;
4) получение письменных объяснений;
5) истребование документов;
6) отбор проб (образцов);
7) экспертиза.
47. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
48. Отбор проб (образцов) осуществляется непосредственно в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия должностным лицом, его проводящим, или экспертом (специалистом), привлеченным к проведению контрольного (надзорного) мероприятия.
49. Отбор проб (образцов) включает в себя последовательность следующих действий:
1) определение (выбор) проб (образцов), подлежащих отбору, и точек отбора;
2) определение метода отбора проб (образцов), подготовка или обработка проб (образцов) вещества, материала или продукции в целях получения требуемых проб (образцов);
3) отбор проб (образцов) и их упаковка.
50. Способ упаковки отобранной пробы (образца) должен обеспечивать ее сохранность и пригодность для дальнейшего соответствующего исследования, экспертизы.
51. Непосредственно после отбора проб (образцов) на месте должностным лицом, проводящим контрольное (надзорное) мероприятие, составляется протокол отбора проб (образцов), в котором указываются:
1) номер, дата и место составления протокола;
2) порядковый номер каждой пробы (образца) (если отобрано более 2 проб);
3) наименование продукции, предмета, проба (образец) которых отобрана;
4) сорт или категория продукции (при их наличии);
5) дата изготовления продукции (при наличии);
6) название страны и наименование и место нахождения изготовителя или отправителя (при наличии);
7) дата и место отбора пробы;
8) методика отбора проб (образцов);
9) номер партии (при его наличии);
10) объем или масса партии;
11) номер ассортиментного знака и (или) изготовителя продукции (при их наличии);
12) номер единицы тары, из которой отобрана проба;
13) масса, объем или число проб;
14) срок и условия хранения пробы до испытаний;
15) цель направления пробы;
16) фамилии, инициалы и должности лиц, отобравших пробу и составивших протокол;
17) сведения о контролируемом лице или его представителе, присутствующих (при наличии) при отборе проб (образцов);
18) иные сведения, имеющие значение для идентификации проб (образцов).
52. Отобранные пробы (образцы) прилагаются к протоколу отбора проб (образцов).
Протокол отбора проб (образцов) прилагается к акту контрольного (надзорного) мероприятия, копия протокола вручается контролируемому лицу или его представителю.
53. Отбор проб (образцов) при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отсутствие контролируемого лица или его представителя проводится с обязательным использованием видеозаписи.
54. Отбор проб (образцов) производится с использованием ручного инструмента без изъятия или ухудшения качественных характеристик предметов, подвергнутых отбору проб (образцов).
55. Предельный вес проб (образцов) составляет 10 килограммов.
Виды продукции (товаров), в отношении которой не может осуществляться отбор образцов, отсутствуют.
56. Досмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи. Досмотр в отсутствие контролируемого лица или его представителя может осуществляться только в случаях наличия у надзорного органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) жизни, здоровью граждан, окружающей среде с обязательным применением видеозаписи.
57. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-5 части 1 статьи 57 Федерального закона. В ходе внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий осуществляются контрольные (надзорные) действия, указанные в пунктах 43-46 Положения.
58. По основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3, 4 части 1 статьи 57 Федерального закона, проводятся:
1) инспекционный визит;
2) рейдовый осмотр;
3) документарная проверка;
4) выездная проверка.
59. По основанию, предусмотренному пунктом 5 части 1 статьи 57 Федерального закона, проводятся:
1) инспекционный визит;
2) рейдовый осмотр;
3) документарная проверка;
4) выездная проверка (в случае оценки исполнения решения об устранении выявленного нарушения обязательных требований, принятого по итогам выездной проверки).
60. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт).
61. Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия, если иной порядок оформления акта не установлен Правительством Российской Федерации.
V. Обжалование решений надзорных органов, действий (бездействия) его должностных лиц
62. Контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона, имеет право на обжалование решений надзорных органов, действий (бездействия) должностных лиц (далее также - жалоба).
63. Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются:
1) решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
2) акты контрольных (надзорных) мероприятий, предписания об устранении выявленных нарушений;
3) действия (бездействие) должностных лиц в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
64. Решения и действия (бездействие) руководителя Департамента могут быть обжалованы в Правительство Орловской области.
65. Решения и действия (бездействие) заместителя руководителя Департамента, должностных лиц Департамента могут быть обжалованы руководителю Департамента.
Решения и действия (бездействие) руководителей (заместителей руководителя), должностных лиц государственных бюджетных учреждений Орловской области, подведомственных Департаменту, могут быть обжалованы руководителю Департамента.
66. Жалоба регистрируется в течение 1 рабочего дня со дня поступления.
67. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
68. Срок рассмотрения жалобы продлевается на 20 рабочих дней в следующих исключительных случаях:
1) проведение в отношении должностного лица, действия (бездействие) которого обжалуются, служебной проверки по фактам, указанным в жалобе;
2) отсутствие должностного лица, действия (бездействие) которого обжалуются, по уважительной причине (временная нетрудоспособность, отпуск, командировка).
69. Рассмотрение жалобы осуществляется в соответствии с главой 9 Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.