Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Амурской области
от 30 сентября 2021 г. N 762
Положение
о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания на территории Амурской области
9 ноября 2021 г.
1. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Амурской области (далее - государственный контроль (надзор).
2. Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение поставщиками социальных услуг из числа негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание, требований Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов Амурской области, регулирующих правоотношения в сфере социального обслуживания (далее - обязательные требования).
3. Исполнительным органом государственной власти Амурской области, уполномоченным на осуществление государственного контроля (надзора), является министерство социальной защиты населения Амурской области (далее - министерство).
4. Перечень должностных лиц министерства, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), приведен в приложении N 1 к настоящему Положению.
5. Должностными лицами министерства, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются министр социальной защиты населения Амурской области (далее - министр) и заместитель министра.
6. Права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) установлены Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
7. Государственный контроль (надзор) осуществляется в отношении следующих контролируемых лиц:
1) негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания;
2) индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание.
8. Объектами государственного контроля (надзора) являются:
1) деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования;
2) результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе услуги, к которым предъявляются обязательные требования.
9. Министерством в рамках осуществления государственного контроля (надзора) ведется учет объектов государственного контроля (надзора) и связанных с ними контролируемых лиц в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ и настоящим Положением.
При сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах государственного контроля (надзора) для целей их учета министерство использует информацию, представляемую в соответствии с нормативными правовыми актами, информацию, получаемую в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступную информацию.
Информация об объектах государственного контроля (надзора) и связанных с ними контролируемых лицах актуализируется по мере ее поступления.
При осуществлении учета объектов государственного контроля (надзора) на контролируемых лиц не может возлагаться обязанность по представлению сведений, документов, если иное не предусмотрено федеральными законами, а также если соответствующие сведения, документы содержатся в государственных или муниципальных информационных ресурсах.
10. При осуществлении государственного контроля (надзора) на территориях опережающего социально-экономического развития учитываются особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на указанных территориях установленные статьей 24 Федерального закона от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации".
2. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля (надзора)
11. При осуществлении государственного контроля (надзора) применяется система оценки и управления рисками.
12. Министерство при осуществлении государственного контроля (надзора) относит объекты государственного контроля (надзора) к одной из следующих категорий риска:
1) высокий риск;
2) средний риск;
3) низкий риск.
13. Критериями отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска с учетом тяжести и вероятности причинения контролируемыми лицами вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в результате наступления негативных событий, а также вероятности несоблюдения ими обязательных требований являются:
1) наличие выявленных в ходе контрольных (надзорных) мероприятий нарушений обязательных требований;
2) предоставление контролируемым лицом социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания;
3) предоставление контролируемым лицом социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания и в форме социального обслуживания на дому.
14. Объект государственного контроля (надзора) относится к категории высокого риска при одновременном наличии следующих критериев.
1) в ходе последних планового и (или) внепланового контрольных (надзорных) мероприятий выявлены нарушения им соблюдения обязательных требований;
2) контролируемое лицо предоставляет социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания.
15. Объект государственного контроля (надзора) относится к категории среднего риска при одновременном наличии следующих критериев.
1) в ходе последних планового и (или) внепланового контрольных (надзорных) мероприятий не выявлены нарушения соблюдения обязательных требований;
2) контролируемое лицо предоставляет социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания.
16. Объект государственного контроля (надзора) относится к категории низкого риска, если контролируемое лицо предоставляет социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания и в форме социального обслуживания на дому.
17. В случае осуществления объектом государственного контроля (надзора) нескольких форм социального обслуживания категория риска определяется по более высокой.
18. Оценка риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия осуществляется министерством на основании индикаторов риска нарушения обязательных требований, перечень которых приведен в приложении N 2 к настоящему Положению.
3. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
19. Министерством ежегодно утверждается программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в соответствии со статьей 44 Федерального закона N 248-ФЗ.
20. Министерством могут проводиться следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение);
4) консультирование;
5) профилактический визит.
21. Информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется министерством в порядке, предусмотренном статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ.
22. Обобщение правоприменительной практики осуществляется в соответствии со статьей 47 Федерального закона N 248-ФЗ.
Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики министерством, готовится 1 раз в год, утверждается приказом министерства и размещается на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сайт министерства) не позднее 15 марта года, следующего за отчетным.
23. Объявление предостережения осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона N 248-ФЗ.
Контролируемое лицо (его представитель) вправе не позднее 15 дней после получения предостережения подать в министерство возражение в отношении указанного предостережения (далее - возражение), в котором указываются:
1) наименование контролируемого лица;
2) идентификационный номер налогоплательщика - юридического лица, индивидуального предпринимателя;
3) дата и номер направленного предостережения;
4) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Возражения направляются контролируемым лицом в бумажном виде почтовым отправлением в министерство, или в виде электронного документа на указанный в предостережении адрес электронной почты министерства, или иными указанными в предостережении способами.
Министерство рассматривает возражение и по итогам рассмотрения направляет ответ контролируемому лицу в течение 30 дней со дня получения возражения.
24. Консультирование осуществляется в соответствии со статьей 50 Федерального закона N 248-ФЗ.
Консультирование осуществляется по телефону, посредством видеоконференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
25. Должностные лица министерства, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора), осуществляют консультирование, в том числе письменное консультирование, по следующим вопросам:
1) профилактика рисков нарушения обязательных требований;
2) соблюдение обязательных требований в сфере социального обслуживания;
3) порядок осуществления государственного контроля (надзора);
4) порядок обжалования решений министерства.
26. По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам (их представителям) не представляется, за исключением случаев консультирования на основании обращений контролируемых лиц (их представителей), поступивших в письменной форме или в форме электронного документа, по вопросам, указанным в пункте 25 настоящего Положения.
27. Перечень должностных лиц министерства, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), осуществляющих личный прием, и время осуществления ими личного приема устанавливаются министром (заместителем министра). Указанная информация размещается в помещениях министерства в общедоступном месте и на сайте министерства.
28. Личный прием осуществляется в специальных помещениях, оборудованных средствами аудио- и (или) видеозаписи, о применении которых контролируемое лицо уведомляется до начала консультирования.
29. В случае поступления в министерство 5 и более однотипных обращений контролируемых лиц (их представителей) консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на сайте министерства письменных разъяснений, подписанных уполномоченным должностным лицом министерства.
30. Профилактический визит осуществляется в соответствии со статьей 52 Федерального закона N 248-ФЗ.
Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении:
1) объектов государственного контроля (надзора), отнесенных к категории высокого риска;
2) контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сфере социального обслуживания.
Обязательный профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
31. Министерство обязано предложить проведение профилактического визита контролируемому лицу, приступающему к осуществлению деятельности в сфере социального обслуживания, не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности.
32. О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
Срок проведения обязательного профилактического визита не должен превышать одного рабочего дня.
33. Контролируемое лицо имеет право отказаться от проведения обязательного профилактического визита, при этом оно должно уведомить об отказе министерство не позднее чем за 3 рабочих дня до дня проведения обязательного профилактического визита.
4. Осуществление государственного контроля (надзора)
34. При осуществлении государственного контроля (надзора) министерство проводит следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:
а) инспекционный визит;
б) документарная проверка;
в) выездная проверка.
Контрольные (надзорные) мероприятия могут проводиться на плановой и внеплановой основе.
35. В ходе инспекционного визита должностными лицами министерства, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия.
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и не может превышать одного рабочего дня.
36. В ходе документарной проверки должностными лицами министерства, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия.
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов.
Срок проведения документарной проверки не может превышать десяти рабочих дней.
Пункт 37 изменен с 12 ноября 2021 г. - Постановление Правительства Амурской области от 9 ноября 2021 г. N 862 (в редакции постановления Правительства Амурской области от 7 февраля 2022 г. N 134)
37. В ходе выездной проверки должностными лицами министерства, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия.
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов.
Срок проведения выездной проверки не может превышать десяти рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является пункт 6 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ и которая для микропредприятия не может продолжаться более 40 часов.
38. Информация о контрольных (надзорных) мероприятиях вносится в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне и об иной охраняемой законом тайне.
39. Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 34 настоящего Положения, в отношении объектов контроля в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
для категории высокого риска - один раз в 2 года;
для категории среднего риска - один раз в 3 года.
В отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
40. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся министерством на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, формируемого министерством и подлежащего согласованию с органами прокуратуры.
41. При наличии оснований для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных пунктами 1, 3 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, проводятся внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия и контрольные (надзорные) действия в их составе, предусмотренные пунктами 35 - 37 настоящего Положения.
42. Индивидуальный предприниматель, являющийся контролируемым лицом, вправе представить в министерство информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства), в случае болезни его или лица, являющегося его близким родственником в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, подтвержденную соответствующими документами, в связи с чем проведение контрольного (надзорного) мероприятия откладывается министерством на срок, необходимый для устранения указанных обстоятельств.
Раздел 5 изменен с 12 ноября 2021 г. - Постановление Правительства Амурской области от 9 ноября 2021 г. N 862
5. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
43. Должностными лицами министерства, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), по окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт).
В случае если по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте указывается, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено.
В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействия с контролируемым лицом, в акте указывается факт его устранения. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту. Заполненные при проведении контрольного (надзорного) мероприятия проверочные листы должны быть приобщены к акту.
Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия.
44. Ознакомление контролируемого лица (представителя контролируемого лица) с актом осуществляется в порядке, установленном статьей 88 Федерального закона N 248-ФЗ.
В случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте контрольного (надзорного) мероприятия, контролируемое лицо вправе направить жалобу в порядке, предусмотренном статьями 39 - 43 Федерального закона N 248-ФЗ.
45. Акт контрольного (надзорного) мероприятия, проведение которого было согласовано органами прокуратуры, направляется в органы прокуратуры посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий непосредственно после его оформления.
46. В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия сведения об этом вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.
47. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений контролируемым лицом обязательных требований должностные лица министерства, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора), после оформления акта выдают контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием сроков их устранения.
48. Решения, принятые по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), подлежат отмене министерством в случаях, предусмотренных статьей 91 Федерального закона N 248-ФЗ.
6. Досудебный порядок подачи жалобы
49. Подача жалобы в досудебном порядке осуществляется в соответствии со статьей 40 Федерального закона N 248-ФЗ.
Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается контролируемым лицом в министерство в письменном виде с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне и об иной охраняемой законом тайне.
50. При обжаловании решений, принятых должностными лицами министерства, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), заместителем министра, их действий (бездействия) жалоба рассматривается министром.
51. При обжаловании решений, принятых министром, его действий (бездействия) жалоба рассматривается заместителем председателя Правительства Амурской области, курирующим социальную сферу.
52. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
Приложение дополнено разделом 7 с 1 марта 2022 г. - Постановление Правительства Амурской области от 9 ноября 2021 г. N 862
7. Оценка результативности и эффективности деятельности министерства при осуществлении государственного контроля (надзора)
53. Оценка результативности и эффективности деятельности министерства по осуществлению государственного контроля (надзора) производится на основе системы показателей результативности и эффективности государственного контроля (надзора) по итогам каждого календарного года.
54. Система показателей результативности и эффективности государственного контроля (надзора) включает в себя:
ключевые показатели государственного контроля (надзора) и их целевые значения;
индикативные показатели государственного контроля (надзора).
55. Ключевым показателем государственного контроля (надзора) является отношение количества получателей социальных услуг, права которых были нарушены, к количеству получателей социальных услуг, права которых были восстановлены по результатам осуществления государственного контроля (надзора).
Целевое значение ключевого показателя государственного контроля (надзора) принимается равным 100%.
56. Индикативные показатели государственного контроля (надзора) приведены в приложении N 3 к настоящему Положению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.