г.Калуга |
|
10 мая 2023 г. |
Дело N А14-12324/2022 |
Судья Арбитражного суда Центрального округа Леонова Л.В.,
рассмотрев (без вызова сторон) кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Легал Прайм" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.10.2022 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2022 по делу N А14-12324/2022,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области (далее - ОПФР по Воронежской области, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Легал Прайм" (далее - ООО "Легал Прайм", общество) финансовых санкций за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах за 2019 год и за период с января 2021 года по май 2021 года в сумме 3 500 руб.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 20.09.2022, принятым в виде резолютивной части, требование удовлетворено.
По заявлению ООО "Легал Прайм" 17.10.2022 было изготовлено мотивированное решение.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 13.12.2022 решение суда от 17.10.2022 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Легал Прайм" просит отменить решение суда первой инстанции от 17.10.2022 и постановление суда апелляционной инстанции от 13.12.2022, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В отзыве на кассационную жалобу ОСФР по Воронежской области просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией в соответствии с положениями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, установленных частью 3 статьи 288.2 Кодекса.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судом, на основании проведенной проверки своевременности и полноты предоставления ООО "Легал Прайм" сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за период с января по май 2021 года ОПФР по Воронежской области выявлено, что страхователем предоставлены указанные сведения в отношении 1 застрахованного с нарушением требований пункта 2.4 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), в частности: за январь, февраль, март 2021 года -16.04.2021, за апрель, май 2021 года - 24.06.2021.
Кроме того, выявлено несвоевременное предоставление сведений в отношении 1 застрахованного лица по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год - 03.03.2020 и 04.03.2020.
ОПФР по Воронежской области составлены акты от 29.04.2020 N 046S18200005175, N 046S1820000518075, от 10.06.2021 N 046S18210012965, N 046S18210012969, N 046S18210012971, от 01.09.2021 N 046S18210017734, N 046S18210017740 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которые направлены ответчику почтовой связью, что подтверждается почтовыми реестрами, имеющимися в материалах дела.
По результатам рассмотрения указанных актов ОПФР по Воронежской области приняты решения от 22.06.2020 N 046S19200006753, N 046S19200006757, от 22.06.2021 N 046S19200006597, N 046S19210016601, N 046S19210016650, от 22.10.2021 N 046S19210021665, N 046S19210021684 о применении финансовых санкций к страхователю за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которым общество было привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере по 500 руб. за каждого застрахованного. Решения направлены ответчику почтовой связью, что подтверждается почтовыми реестрами.
На основании данных решений ОПФР по Воронежской области выставлены требования от 28.07.2020 N 046S01200007086, N 046S01200007087 со сроком уплаты до 17.08.2020, от 24.08.2021 N 046S01210015324, N 046S01210015326, N 046S01210015325 со сроком уплаты до 13.09.2021, от 30.11.2021 N 046S01210018883, N 046S01210018878 со сроком уплаты до 20.12.2021 об уплате финансовых санкций в добровольном порядке на общую сумму 3 500 руб., которые направлены ответчику почтовой связью, что подтверждается почтовыми реестрами.
Указанными требованиями страхователю разъяснено, что в случае их неисполнения финансовые санкции подлежат взысканию в судебном порядке.
В связи с тем, что в добровольном порядке финансовые санкции в общей сумме 3 500 руб. ООО "Легал Прайм" не уплачены, ОПФР по Воронежской области обратилось в суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
Арбитражным судом Воронежской области 24.02.2022 выдан судебный приказ (дело N А14-2443/2022) на взыскание финансовых санкций в размере 3 500 руб.
Определением Арбитражного суда Воронежской области от 04.03.2022 на основании поступивших возражений от ООО "Летал Прайм" судебный приказ от 24.02.2022 отменен.
Поскольку в добровольном порядке финансовая санкция в сумме 3 500 руб. ООО "Легал Прайм" не уплачена, ОПФР по Воронежской области обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии у ОПФР по Воронежской области правовых оснований для взыскания финансовых санкций за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах за 2019 год и за период с января 2021 по май 2021 года в сумме 3 500 руб.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), статьей 1 Закона N 27-ФЗ, общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 ФЗ N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2- 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Судом установлено, что ООО "Легал Прайм" нарушены указанные сроки предоставления сведений о застрахованных лицах, поскольку сведения об одном застрахованном лице по форме СЗВ-М за период с января по май 2021 года предоставлены: за январь 2021 года - 16.04.2021, за февраль- 16.04.2021, за март - 16.04.2021, за апрель - 24.06.2021, за май - 24.06.2021, в то время, как должны были быть представлены не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным.
Таким образом, ООО "Легал Прайм" необходимые сведения были представлены с пропуском установленного срока.
Кроме того, суд кассационной инстанции соглашается с выводом суда, что заявление ОПФР по Воронежской области о взыскании с ООО "Легал Прайм" финансовых санкций подано в пределах установленного срока для их взыскания.
Вместе с тем судом не учтено следующее.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; 9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; 11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Согласно части 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с настоящим Федеральным законом представляются в органы Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации.
В соответствии с положениями Федерального закона N 27-ФЗ и Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
Как следует из материалов дела, 03.03.2020 страхователем представлена форма СЗВ-СТАЖ за 2019 год в отношении 1 застрахованного лица, 04.03.2020 страхователем повторно ошибочно представлена форма СЗВ-СТАЖ за 2019 год в отношении 1 застрахованного лица
ОПФР по Воронежской области дважды вынесены решения от 22.06.2020 и выданы требования от 28.07.2020 об уплате санкций за одно и тоже нарушение.
Повторное привлечение к ответственности за одно и тоже нарушение является недопустимым и противоречит общим принципам права в силу положений статьи 50 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что общество дважды привлечено к ответственности за одно и тоже правонарушение в отношении этого застрахованного лица.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
При рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
На основании вышеизложенного, с учетом того, что судами были установлены все обстоятельства спора, имеющие значение для правильного его разрешения, но не применены подлежащие применению нормы материального права, суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным, изменив принятые по делу судебные акты, принять новый судебный акт в части размера подлежащей взысканию финансовой санкции.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288.2, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 17.10.2022 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2022 по делу N А14-12324/2022 изменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Легал Прайм" в пользу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области финансовую санкцию за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах за 2019 год и за период с января 2021 года по май 2021 года в сумме 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Л.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Согласно части 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с настоящим Федеральным законом представляются в органы Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации.
В соответствии с положениями Федерального закона N 27-ФЗ и Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
...
Повторное привлечение к ответственности за одно и тоже нарушение является недопустимым и противоречит общим принципам права в силу положений статьи 50 Конституции Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 10 мая 2023 г. N Ф10-1120/23 по делу N А14-12324/2022