Решение Ленинградского областного суда от 31 мая 2021 г. по делу N 3а-3/2021
Настоящее решение рассмотрено и оставлено без изменения Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 4 октября 2021 г. N 66а-1031/2021
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ночевника С.Г, при ведении протокола помощником судьи Рожелюк А.Я, с участием прокурора Махмудова Э.Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго", акционерного общества "ЛОЭСК - Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" о признании недействующим в части приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 27 декабря 2019 года N 747-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2020 год", установил:
27.12.2019 комитетом по тарифам и ценовой политики Ленинградской области (далее - ЛенРТК) принят приказ N 747-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2020 год" (далее - Приказ N 747-п).
В приложение 1 к Приказу N 747-п указаны на первое и второе полугодие 2020 г. размеры: ставки за содержание электрических сетей (п. 1.1.1 и п. 2.1.1), ставки на плату технологического расхода (потерь) в электрических сетях (п. 1.1.2 и п. 2.1.2), величины перекрестного субсидирования (п. 1.3 и п. 2.3) и ставки перекрестного субсидирования (п. 1.4 и п. 2.4.).
В таблице 1 приложения 1 к Приказу N 747-п приведены сведения о размере необходимой валовой выручки (далее - НВВ) ПАО "Ленэнерго" - 20503199, 44 тыс. руб. и указаны на первое и второе полугодие размеры ставки на содержание электрических сетей (п. 1.1.1.1 и 1.2.1.1) и ставки на оплату технологического расхода (потерь) в электрических сетях (п. 1.1.1.2 и п. 1.2.1.2) двухставочного тарифа, а также размер одноставочного тарифа (п. 1.1.2 и п. 1.2.2).
ПАО "Россети Ленэнерго" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим таблицу 1 приложения 1 к Приказу N 747-п в части установления НВВ в размере 20503199, 44 тыс. руб. и обязании ЛенРТК в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу принять заменяющий нормативный акт об установлении НВВ на 2020 в размере 37043994 тыс. руб.
В обоснование заявленных требований указано, что при определении НВВ на 2020 ЛенРТК не учтена величина возврата НВВ, перераспределенной в целях сглаживания в предыдущие периоды регулирования. В составе НВВ на 2020 суммарно учтено положительное сглаживание в размере 884189 тыс. руб, в том числе возврат накопленного за 2011-2016 сглаживания НВВ в размере 189017 тыс. руб. в составе статьи расходов "Корректировка НВВ на основе фактических данных", и накопленное отрицательное сглаживание НВВ за 2017 - 2019 гг. в размере (-1006828) тыс. руб, указанное по статье "Сглаживание". Учитывая, что 2020 является заключительным для ПАО "Россети Ленэнерго" в долгосрочном периоде регулирования, перераспределенные в 2011-2019 посредством сглаживания величины НВВ должны быть включены в НВВ 2020 в размере 17424984 тыс. руб. Размер сглаживания, не включенный в НВВ 2020 составил 16540795 тыс. руб. Следовательно, ЛенРТК нарушены положения пункта 37 Основ ценообразования и пунктов 39-40 Методических указаний от 30.03.2012 N 228-э в части определения величины сглаживания. В приказе ФАС России от 15.11.2017 N 1511/17 указано, что последним годом долгосрочного периода регулирования является 2020 и весь произведенный размер сглаживания подлежит возврату в 2020.
28.05.2021 ПАО "Россети Ленэнерго" дополнило основания административного искового заявления указанием на то, что ЛенРТК при направлении предложений в ФАС России о предельных уровнях тарифов на электрическую энергию на 2017-2020 необоснованно и незаконно занижал предлагаемые ПАО "Россети Ленэнерго" плановые величины НВВ. После утверждения ФАС России предельных уровней тарифов, ЛенРТК необоснованно снижал НВВ ПАО "Россети Ленэнерго", даже ниже тех параметров, которые предлагались ЛенРТК в ФАС России для учета в предельных уровнях тарифов на электрическую энергию. Указанное свидетельствует как о незаконном снижении размера предложений ПАО "Россети Ленэнерго" по размеру сглаживания, в том числе на 2020, представленных в рамках тарифных заявок, так и о неисполнении ЛенРТК принятых тарифных решений, приказов ФАС России от 10.10.2017 и 15.11.2017, апелляционного определения ВС РФ от 11.04.2018. Данное свидетельствует о совершении ЛенРТК действий, направленных на необеспечение возврата накопленного сглаживания, либо компенсации недополученных доходов из бюджета Ленинградской области. Экспертное заключение не содержит анализ экономической обоснованности расходов по статье "сглаживание". Выписка из протокола заседания правления ЛенРТК не содержит оснований, по которым отказано во включении в тариф "сглаживания", в предложенном ПАО "Россети Ленэнерго" размере. Размер сглаживания, не включенный в НВВ ПАО "Россети Ленэнерго" в 2020, составляет 16540795 руб.
АО "ЛОЭСК" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия Приказ N 747-п в части приложения 1 (пункты 1.1.1, 1.1.2, 1.3, 1.4, 2.1.1, 2.1.2, 2.2, 2.3, 2.4), таблицы 1 к приложению 1 (пункты 1.1.1.1, 1.1.1.2, 1.2.2, 1.2.1.1, 1.2.1.2, 1.2.2) и величины НВВ ПАО "Россети Ленэнерго", указанной в таблице 1 приложения 1, в размере 20503199, 44 тыс. руб.
В обоснование заявленных требований указано, что Приказ N 747-п в части утверждения единых котловых тарифов, а также величины НВВ ПАО "Ленэнерго", затрагивает права и законные интересы АО "ЛОЭСК" и как потребителя электрической энергии, так и как территориальной сетевой организации Ленинградской области. Признание недействующей величины НВВ ПАО "Россети Ленэнерго", составляющей 75% от суммарной величины НВВ всех территориальных сетевых организаций Ленинградской области, означает, что расчет экономических обоснованных значений единых котловых тарифов, а также ставки и значения перекрестного субсидирования, законодательству не соответствует. На величину единых (котловых) тарифов непосредственно влияют долгосрочные параметры регулирования ПАО "Россети Ленэнерго". При расчете базового уровня операционных расходов ПАО "Россети Ленэнерго" не учитывались фактические расходы, которые сложились у ПАО "Россети Ленэнерго" в 2011 году. Был завышен размер инвестированного капитала, в том числе за счет включения в расчет инвестированного капитала объектов электросетевого хозяйства, финансирование которых осуществлено за счет платы за технологическое присоединение. При расчете НВВ ПАО "Россети Ленэнерго" на 2020 ЛенРТК применял базовый уровень операционных расходов в размере, отличном от размера утвержденного приказом ЛенРТК от 13.07.2012 N 88-п.
11.01.2021 АО "ЛОЭСК" уточнило основания административного искового заявления и указало, что ЛенРТК в сентябре 2020 выявлена ошибка, допущенная при тарифном регулировании ПАО "Россети Ленэнерго" на 2020, по результатам проверки исполнения инвестиционной программы на 2018. При расчете величины корректировки НВВ ПАО "Россети Ленэнерго", осуществляемой в связи с изменением (невыполнением) инвестиционной программы на 2018, ЛенРТК некорректно принял плановый размер и величину фактического финансирования инвестиционной программы за счет собственных средств. ЛенРТК был обязан при установлении тарифов на 2020 уменьшить объем НВВ ПАО "Россети Ленэнерго" на величину корректировки НВВ, осуществляемой в связи с изменением (невыполнением) инвестиционной программы.
В письменных возражениях административный ответчик указал, что заявленные административным истцом требования не подлежат удовлетворению. Вопреки доводам административного истца, экспертное заключение соответствует п. 23 Правил регулирования тарифов и, в любом случае, не может рассматриваться как нормативный правовой акт, обладающий большей юридической силой, на предмет соответствия которому оценивается Приказа N 747-п. В позиции административного истца имеется внутренне противоречие - оспаривая величину НВВ, несогласие с уровнем тарифов, установленных на основании оспариваемой величины НВВ, ПАО "Россети Ленэнерго" не выражает. Административный истец ошибочно определяет долгосрочный период регулирования деятельности как 2011-2020. Впервые метод доходности инвестированного капитала был применен для регулирования ПАО "Ленэнерго" на 2011. Приказом ЛенРТК от 16.07.2012 N 89-п были утверждены долгосрочные параметры регулирования деятельности ПАО "Ленэнерго" на долгосрочный период регулирования 2012-2017. С учетом приказа ФАС России от 10.10.2017 N 1335/17 долгосрочным периодом регулирования деятельности ПАО "Ленэнерго" является 2012-2020. НВВ ПАО "Россети Ленэнерго" на 2020 определена в соответствие с п. 42 Методических указаний. Величина изменения НВВ, производимого в целях сглаживания роста тарифов, за 2012-2020 определена в соответствии с п. 40 Методических указаний. С учетом позиции ВС РФ в НВВ ПАО "Россети Ленэнерго" на 2020 должны быть включены недополученные ПАО "Ленэнерго" в целях сглаживания изменения тарифов доходы, образованные не ранее 2015. В составе НВВ ПАО "Россети Ленэнерго" на 2020 суммарно учтено положительное сглаживание в размере 884189 тыс. руб, в том числе возврат накопленного за 2011-2016 сглаживания НВВ в размере 1891017 тыс. руб, и накопленное отрицательное сглаживание НВВ за 2017-2019 в размере "-1006828 тыс. руб.".
Учитывая, что в 2015 размер накопленного сглаживания составил, согласно экспертному заключению ЛенРТК по определению НВВ ПАО "Ленэнерго" на 2020, 1271994, 3 тыс. руб, то ЛенРТК обеспечено требование законодательства РФ о включении в НВВ ПАО "Россети Ленэнерго" на 2020 недополученных ПАО "Россети Ленэнерго" в целях сглаживания изменения тарифов доходов, полученных не ранее 2015. Корректное определение величины недополученной выручки ПАО "Россети Ленэнерго" за долгосрочный период регулирования возможно по результатам окончательной корректировки параметров и итогов период долгосрочного регулирования 2012-2020 по факту получения бухгалтерской и статистической отчетности за 2020. Приказ N 747-п в оспариваемой части к АО "ЛОЭСК" не применялся. АО "ЛОЭСК" на основании индивидуальных тарифов и единых (котловых) тарифов за услуги по передаче электрической энергии по принадлежащим обществу сетям на территории Ленинградской области получит утвержденную для АО "ЛОЭСК" НВВ. Решением Комиссии ФАС по рассмотрению споров и разногласий от 08.09.2020 признаны экономически обоснованными и подлежащими дополнительному учету при установлении тарифов для ПАО "Россети Ленэнерго" на 2020 расходы по отдельным статьям в сумме 470073 тыс. руб. Кроме того, ЛенРТК выявлены ошибки при подготовки экспертного заключения по определению НВВ ПАО "Россети Ленэнерго" на 2020 в части расчета величины корректировки НВВ, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2018. Признание недействующим Приказа N 747-п в части НВВ ПАО "Россети Ленэнерго" позволит ЛенРТК устранить выявленные при тарифном регулировании ошибки.
В письменных объяснениях заинтересованного лица ФАС России указано, что действующее тарифное законодательство содержит нормы, позволяющие осуществлять перенос части НВВ территориальных сетевых организаций, в том числе ПАО "Россети Ленэнерго", посредством использования инструмента сглаживания НВВ по годам, при этом на орган регулирования возложена обязанность по формированию тарифных решений на услуги по передаче электрической энергии таким образом, чтобы накопленное сглаживание возвращалось территориальным сетевым организациям в полном объеме в установленные Основами ценообразования сроки. Согласно экспертному заключению ЛенРТК от 17.12.2019 по определению НВВ ПАО "Россети Ленэнерго" на 2020, а также, согласно п. 1 Приказа N 19-п, ЛенРТК отразил полную величину сглаживания, подлежащую возврату по состоянию на 31.12.2016, в размере 13 722 475, 8 тыс. руб.
Участвующие в судебном заседании представители административного истца ПАО "Россети Ленэнерго" Токарь-Межиковский Д.В, Шалманов Е.Г. и Целиков Д.В. настаивали на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в административном исковом заявлении и дополнительно представленных письменных объяснениях. Полагали, что административное исковое заявление АО "ЛОЭСК" удовлетворению не подлежит.
Представители административного истца АО "ЛОЭСК" Ермаков В.Л. и Ноздрачева А.Ю. полагали административное исковое заявление подлежащим удовлетворению. Указали, что отказались от оспаривания приказа ЛенРТК об установлении долгосрочных параметров регулирования ПАО "Россети Ленэнерго" в части размера инвестированного капитала. Поскольку ЛенРТК нарушен порядок расчета сглаживание, то требования подлежат удовлетворения.
Представитель административного ответчика Морозова Ю.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных отзывах.
Представитель заинтересованного лица ФАС России Голованова Т.А. в судебном заседании указала, что весь объем накопленного сглаживания подлежал возврату в 2020.
Участвующий в деле прокурор отдела прокуратуры Ленинградской области Махмудов Э.Т. в заключение указал на наличие оснований для признания Приказа N 747-п недействующим в оспариваемой части.
Выслушав объяснения представителей административных истцов, административного ответчика, заинтересованного лица, допросив свидетелей, заслушав заключение прокурора, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Государственное регулирование цен (тарифов), надбавок в области электроэнергетики осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178.
В соответствии с п. 3 ст. 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Исходя из положений ст. 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
В Ленинградской области органом исполнительной власти субъекта в области государственного регулирования тарифов является ЛенРТК, положение о котором утверждено постановлением Правительства Ленинградской области от 28.08.2013 N 274.
К полномочиям ЛенРТК в сфере электроэнергетики отнесено установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям (п. 2.1.1 Положения о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области).
АО "ЛОЭСК" и ПАО "Россети Ленэнерго" являются территориальными сетевыми организациями, осуществляющими услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Ленинградской области.
Принимая во внимание, что оспариваемые положения Приказа N 747-п определяют размер НВВ ПАО "Россети Ленэнерго" на 2020, то ПАО "Россети Ленэнерго" вправе заявлять требования о признании Приказа N 747-п недействующим в указанной части.
Доводы административного ответчика о необходимости оспаривания наряду с размером НВВ, рассчитанных с его учетом единых (котловых) и индивидуальных тарифов, на требованиях действующего законодательства РФ не основаны.
Доводы административного истца ПАО "Россети Ленэнерго" и административного ответчика о том, что АО "ЛОЭСК" не вправе оспаривать Приказ N 747-п в части утвержденного тарифа на 2020 и размера НВВ ПАО "Россети Ленэнерго", так как все понесенные расходы возмещаются АО "ЛОЭСК" посредством включения в НВВ судом отклоняются.
В силу положений ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства РФ АО "ЛОЭСК", являясь субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом и полагая, что этим актом нарушаются права АО "ЛОЭСК", поскольку, исходя из рассчитанного с учетом НВВ ПАО "Россети Ленэнерго" тарифа, производит оплату сверхнормативных потерь при оказании услуг по передаче электрической энергии, вправе оспорить Приказ N 747-п в части утвержденного размера НВВ ПАО "Россети Ленэнерго" и рассчитанных с его учетом тарифов.
Судом установлено, что 30.04.2019 в ЛенРТК поступило заявление ПАО "Ленэнерго" об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ПАО "Ленэнерго" на территории Ленинградской области на 2020 г.
08.05.2019 ЛенРТК уведомил ПАО "Ленэнерго" о том, что дело по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям Ленинградской области на 2020 г. в рамках долгосрочного периода регулирования, открыто 08.05.2020.
Предложения ПАО "Россети Ленэнерго" проанализированы экспертами ЛенРТК и результаты анализа представлены в утвержденном 17.12.2019 экспертном заключение.
27.12.2019 на заседание правления ЛенРТК рассмотрен вопрос об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2020 г. и в тот же день председателем ЛенРТК подписан Приказ N 747-п.
Приказ N 747-п опубликован 28.12.2019 на официальном интернет-портале администрации Ленинградской области http://lenreg.ru.
Следовательно, оспариваемый в части Приказ N 747-п принят уполномоченным органом исполнительной власти, в пределах его компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, опубликования и введения его в действие, что административными истцами не оспаривается.
Согласно требованиям пункта 7 Основ ценообразования учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более пяти лет.
Из положений пункта 37 Основ ценообразования следует, при установлении или продлении долгосрочных цен (тарифов) регулирующие органы в целях сглаживания их роста могут перераспределять необходимую валовую выручку организации по годам в пределах одного долгосрочного периода регулирования. В этом случае перераспределяемые величины необходимой валовой выручки включаются в необходимую валовую выручку соответствующего года периода регулирования с учетом нормы доходности инвестированного капитала согласно методическим указаниям, представленным в пункте 32 Основ ценообразования. При корректировке цен (тарифов) на очередной год долгосрочного периода регулирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов величина перераспределения необходимой валовой выручки включается в необходимую валовую выручку соответствующего года периода регулирования с учетом фактического финансирования инвестиционных программ в порядке, установленном методическими указаниями, представленными в пункте 32 Основ ценообразования.
Исходя из системного толкования положений пункта 7, а также пунктов 33, 37 Основ ценообразования с учетом приведенного в пункте 2 Основ ценообразования понятия "период регулирования" как период не менее 12 месяцев, если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации, на который рассчитываются цены (тарифы), следует, что в целях сглаживания роста тарифов неучтенные расходы и недополученные доходы могут учитываться в течение периода, который не может быть более пяти лет, в котором они, начиная с годового периода регулирования, следующего за годовым периодом, были выявлены. При этом перераспределение НВВ может быть произведено в течение 5 лет и относится к нескольким долгосрочным периодам регулирования.
Судом установлено, что в направленной с заявлением об установлении тарифов пояснительной записке по формированию тарифной модели по Ленинградской области ПАО "Россети Ленэнерго" указало, что в соответствии с приказом ЛенРТК от 01.02.2019 N 19-п возмещение "сглаживания" ПАО "Россети Ленэнерго" за 2011-2016 в размере 13, 722 млрд. руб. осуществляется в виде недополученных доходов, которые должны быть возмещены до 31.12.2023. В направленной тарифной модели указанные недополученные доходы учтены в НВВ 2019 - 2020 гг. (с учетом ИПЦ) в связи с отсутствием плана их распределения по годам. Сглаживание, примененное в 2017-2019, возмещается в последний год первого долгосрочного периода регулирования, расчет суммы сглаживания на 2020 выполнен в соответствии с п. 40 Методических указаний с учетом исполнения инвестиционной программы. ПАО "Россети Ленэнерго" предложило утвердить НВВ на 2020 (без учета оплаты потерь) в размере 37437541 тыс. руб.
В тарифной заявке ПАО "Россети Ленэнерго" по Ленинградской области, с учетом продления регулирования до 2020, в НВВ включен частичный возврат сглаживания, накопленного на конец 2016, в размере 13916715 тыс. руб.
В направленном ПАО "Россети Ленэнерго" с заявлением об установлении тарифов расчете величины сглаживания 2011-2017 указано, что расчет произведен с учетом ИПР, которая была утверждена на момент установления тарифно-балансовых решений. В расчете учтены следующие размеры сглаживания: 2011 - "-3691079 тыс. руб.", 2012 - "-2055024 тыс. руб.", 2013 - "-204198 тыс. руб.", 2014 - "-919257 тыс. руб.", 2015 - "-1271994 тыс. руб.", 2016 - "-1226600 тыс. руб.", 2017 - "15018774 тыс. руб.". Сглаживание НВВ 2011-2017 с учетом изменения ИПР указано в размере 13722468 тыс. руб.
В направленном ПАО "Ленэнерго" с заявлением об установлении тарифов расчете величины сглаживания с учетом п. 40 Методических указаний N 228-э от 30.03.2012 указан следующий размер сглаживания НВВ по годам: 2017 - "-1488862 тыс. руб.", 2018 - "189209 тыс. руб.", 2019 - "2538043 тыс. руб.".
На 2020 г. размер сглаживания НВВ с учетом изменения ИПР указан в размере "-888020 тыс. руб.".
В представленном ПАО "Россети Ленэнерго" в суд расчете величины изменения НВВ, производимого в целях сглаживания и подлежащей возмещению в 2020, указаны следующие размеры сглаживания НВВ в тарифно-балансовых решениях 2011-2019: 2011 - "-3691070 тыс. руб.", 2012 - "-2055024 тыс. руб.", 2013 - "-204198 тыс. руб.", 2014 - "-919257 тыс. руб.", 2015 - "-1271994 тыс. руб.", 2016 - "-1226600 тыс. руб.", 2017 - "-1488862 тыс. руб.", 2018 - "189209 тыс. руб.", 2019 - "4323195 тыс. руб.".
Судом установлено, что в разделе 5.6 экспертного заключения по определению указано, что в 2019 изменение НВВ, производимого в целях сглаживания, составило 2660279 тыс. руб. (со знаком плюс). ПАО "Ленэнерго" заявлено сглаживание 888020 тыс. руб. со знаком минус. Накопленная величина изменений НВВ, определяемой для целей сглаживания (далее - сглаживание) на 2011-2019, составляет по состоянию на 31.12.2016 - "-13722475 тыс. руб.". Указанную величину можно признать полной величиной недополученных доходов от сглаживания за период 2011-2016. Начиная с 2018 при определении НВВ ПАО "Россети Ленэнерго" применялось положительное "сглаживание": в 2018 - 0, 189 млрд. руб, в 2019 - 2660, 3 млрд. руб.
Расчет величины сглаживания на 2020 произведен исходя из оставшегося срока долгосрочного периода, не учтенного при определении величины сглаживания к возврату в соответствии с определением Верховного Суда РФ от 05.09.2018 N 33-АПГ18-15. При этом экспертом ЛенРТК приведено два расчета. Согласно первому расчету сглаживание за 2011-2020 указано в размере 15083094 тыс. руб. Второй расчет выполнен с учетом п. 40 Методических указаний N 228-э и сглаживание НВВ с учетом изменения ИПР указано в размере "-1006828 тыс. руб.".
Из экспертного заключения следует, что в 2020 предлагается учесть величину накопленного сглаживания в виде недополученных доходов через включение их в НВВ ПАО "Ленэнерго" в размере 1891017 тыс. руб. По итогам регулирования 2019 с учетом исполнения предписания ФАС России в 2019 было возвращено 1662916 тыс. руб.
В протоколе правления ЛенРТК от 27.12.2019 указаны принятые стоимостные показатели, в том числе корректировка НВВ ПАО "Россети Ленэнерго" на основе фактических данных и сглаживание.
В протоколе правления ЛенРТК от 27.12.2019 указано, что ПАО "Россети Ленэнерго" предлагало учесть корректировку НВВ в размере 15476360 тыс. руб, а ЛенРТК учло в размере 2918146 тыс. руб. обосновав это тем, что возврат величины накопленного сглаживания в виде недополученных доходов через включение их в НВВ ПАО "Ленэнерго" до 31.12.2023 предусмотрен приказом ЛенРТК от 01.02.2019 N 19-п и соответствует положениям п. 7 Основ ценообразования, которыми возврат выпадающих (недополученных) доходов может осуществляться в течение периода не более пяти лет, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования. В 2020 предлагается учесть величину накопленного сглаживания в виде недополученных доходов через включение их в НВВ ПАО "Ленэнерго" в размере 1891017 тыс. руб. По итогам регулирования 2019 с учетом исполнения предписания ФАС России в 2019 г. было возвращено 1662916 тыс. руб.
Допрошенная в качестве свидетеля ФИО11 сообщила, что определяя размер НВВ ПАО "Россети Ленэнерго" на 2020 исходила из двух величин "сглаживания". Первая величина - это недополученные доходы ПАО "Россети Ленэнерго" образовавшиеся в результате сглаживания, примененного в 2011-2016, и подлежащие возврату в сроки, установленные приказом ЛенРТК от 01.02.2019 N 19-п. Вторая величина - это сглаживание, примененное в 2017-2020.
Поскольку сглаживание за 2011-2016 в виде недополученных доходов планировалось вернуть до 2023, то в состав НВВ не включено в полном сглаживание, образовавшееся за период 2011-2015. Сообщить, в каком размере подлежало включению в НВВ на 2020 сглаживание, образовавшееся в период 2011-2015, свидетель ФИО11 не смогла.
Следовательно, ЛенРТК, осуществляя перераспределение НВВ ПАО "Россети Ленэнерго" в целях сглаживания изменения тарифов с 2011, не учел образованные в связи с этим недополученные доходы за 2011-2015 при определении НВВ на 2020.
Таким образом, расчет НВВ ПАО "Россети Ленэнерго" на 2020, определенной ЛенРТК без учета доходов, недополученных в целях сглаживания изменения тарифов за 2011-2015, не может быть признан экономически обоснованным и не соответствует требованиям Основ ценообразования, что является основанием для удовлетворения административного искового заявления ПАО "Россети Ленэнерго".
Доводы административного ответчика о том, что первым годом первого долгосрочного периода регулирования ПАО "Россети Ленэнерго" является 2012, а не 2011 судом оцениваются критически, поскольку как из определения Верховного суда РФ от 11.04.2018, так и из решений и приказов ФАС РФ однозначно следует, что первым годом долгосрочного периода регулирования для ПАО "Россети Ленэнерго" является 2011. При этом, до рассмотрения настоящего административного дела, ЛенРТК также на протяжении всего периода регулирования исходил из того, что первым годом является 2011.
Относительно доводов административного искового заявления АО "ЛОЭСК" суд учитывает, что АО "ЛОЭСК" отказалось от административного искового заявления о признании недействующим приказа ЛенРТК от 13.07.2012 N 88-п в части размера инвестированного капитала, и в судебном заседании представители АО "ЛОЭСК" сообщили, что указанное основание административного искового заявления не поддерживают.
Судом установлено, что 10.09.2020 ЛенРТК уведомил ФАС России о допущенной ошибке при расчете НВВ ПАО "Россети Ленэнерго" на 2020. А именно, при расчете величины корректировки НВВ, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2018, ЛенРТК были некорректно приняты плановый размер финансирования инвестиционной программы за счет собственных средств и величина фактического объема за счет собственных средств
Согласно п. 42 Методических указаний N 228-э скорректированная плановая НВВ, определяемая при установлении тарифов на очередной год i долгосрочного периода регулирования, рассчитывается с учетом размера корректировки НВВ на i-й год долгосрочного периода регулирования, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы.
При определении размера корректировки НВВ в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы учитываются плановый размер финансирования инвестиционной программы, представляющей собой совокупность инвестиционных проектов, утвержденной (скорректированной) в установленном порядке на год (i-2) до его начала, за счет собственных средств (выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам)) без НДС и объем фактического финансирования инвестиционной программы, представляющей собой совокупность инвестиционных проектов, утвержденной (скорректированной) в установленном порядке на год (i-2) до его начала, за счет собственных средств (выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам)) без НДС в году (i-j) долгосрочного периода регулирования.
Из экспертного заключения следует, что размер корректировки НВВ 2018 в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы рассчитан исходя из планового объема финансирования инвестиционной программы в размере 4314073 тыс. руб. и объема фактического финансирования в размере 4101631 тыс. руб.
Вместе с тем до начала 2018 инвестиционная программа ПАО "Россети Ленэнерго" предусматривала финансирование за счет собственных средств в размере 5556, 05 млн. руб.
С учетом разъяснений данных ФАС России в письме от 20.04.2018 N ИА/28440/18, при определении размера фактического финансирования за счет собственных средств ЛенРТК следовало исходить из сведений утвержденной инвестиционной программы, и в таком случае размер финансирования в 2018 инвестиционной программы за счет собственных средств составил бы 3567 млн. руб.
Таким образом, при определении НВВ ПАО "Россети Ленэнерго" на 2020 неправильно рассчитан размер корректировки НВВ в связи исполнением инвестиционной программы 2018, что свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления АО "ЛОЭСК".
Поскольку НВВ ПАО "Россети Ленэнерго" является одной из базовых величин для расчета тарифов на передачу электроэнергии и ее величина непосредственно влияет на конечный размер соответствующих тарифных ставок, то рассчитанные от указанного показателя размеры тарифных ставок, указанных в приложение 1 к Приказу N 747-п, также нельзя признать экономически обоснованным.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку в оспариваемой части Приказ N 747-п принят ЛенРТК без соблюдения требований пунктов 22, 23 и 28 Правил регулирования, что выразилось в отсутствии в экспертном заключении и в протоколе заседания правления полного анализа экономического обоснования размера НВВ ПАО "Россети Ленэнерго" в части подлежащего включения в НВВ 2020 ранее накопленного сглаживания и расчета корректировки НВВ, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, то суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых заявлений АО "ЛОЭСК" и ПАО "Россети Ленэнерго".
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, руководствуясь ст. 215 КАС РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в п. 38 Постановления от 25.12.2018 N 50, приходит к выводу о признании недействующим Приказа N 747-п в оспариваемой части со дня его принятия, так как Приказ N 747-п имеет ограниченный срок действия и признание отдельных его положений не действующими с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административных истцов, предусмотренных ст. 3 КАС РФ.
Согласно пункту 7 Основ ценообразования регулирующий орган принимает решения об установлении (пересмотре) долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, об установлении (изменении) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, во исполнение вступившего в законную силу решения суда в месячный срок со дня вступления в силу решения суда.
Как указано в п. 33(1) Правил регулирования, в случае признания судом в текущем периоде регулирования решения регулирующего органа об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, долгосрочных параметров регулирования в этом периоде регулирования не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим полностью или в части, регулирующий орган во исполнение указанного судебного решения обязан в течение 20 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда принять решение об установлении (пересмотре) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, долгосрочных параметров регулирования, заменяющее решение, признанное недействующим полностью или в части. Указанное решение об установлении (пересмотре) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, долгосрочных параметров регулирования, заменяющее в текущем периоде регулирования решение, признанное недействующим полностью или в части, вступает в силу со дня отмены решения, признанного недействующим полностью или в части.
Поскольку обязанность ЛенРТК принять новый нормативный правовой акт, заменяющий Приказ N 747-п, в части признанной судом недействующим, вытекает из требований законодательства о тарифном регулировании, то оснований для вынесения судебного решения в этой части не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые заявление публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго", акционерного общества "ЛОЭСК - Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" удовлетворить.
Признать недействующим с даты принятия приложение 1, таблицу 1 к приложению 1 приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 27 декабря 2019 N 747-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2020 год" в части размера экономически обоснованных единых (котловых) тарифов и размера необходимой валовой выручки публичного акционерного общества "Ленэнерго".
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором подлежал опубликованию оспоренный нормативный правовой акт
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский областной суд во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья |
С.Г. Ночевник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинградского областного суда от 31 мая 2021 г. по делу N 3а-3/2021
Текст решения опубликован не был