Решение Приморского краевого суда от 10 июня 2021 г. по делу N 3а-107/2021
Приморский краевой суд в составе
председательствующего судьи Поломошновой Г.А.,
при секретаре Салмине В.А.,
с участием прокурора Романовой О.Н.,
представителя административного истца Волкова Р.В.,
представителя административного ответчика - Давиденко К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Реал Эстейт Компани" к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица - министерство экономического развития Приморского края, администрация города Владивостока об оспаривании нормативного правового акта в части,
установил:
распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее - Перечень объектов на 2020 год).
Данное распоряжение 30 декабря 2019 года размещено на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.primorsky.ru) и в настоящее время действует в редакции распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 24 мая 2021 года N 282-ри.
В Перечень объектов на 2020 год включены: объект недвижимости с кадастровым номером N (пункт 3882), объект недвижимости с кадастровым номером N (пункт 3883), объект недвижимости с кадастровым номером N (пункт 3884), расположенные по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Запорожская, д. 77.
Общество с ограниченной ответственностью "Реал Эстейт Компани" (далее - ООО "Реал Эстейт Компани") обратилось в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением, указав, что ему на праве собственности принадлежат объекты недвижимости с кадастровыми номерами N, N, N, расположенные по адресу: г. Владивосток, ул. Запорожская, д. 77. Указанные объекты недвижимости включены в Перечень объектов на 2020 год (пункты 3882, 3883 и 3884 соответственно). Включение указанных объектов недвижимости в Перечень объектов на 2020 год влечет за собой оплату налога на имущество организаций в размере, исчисляемом из их кадастровой стоимости. Полагает, что принадлежащие ООО "Реал Эстейт Компани" объекты недвижимости не обладают признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база должна определяться равной их кадастровой стоимости. Принадлежащие ООО "Реал Эстейт Компани" объекты недвижимости с кадастровыми номерами N, N, N имеют наименование: нежилые помещения. Данные о видах их разрешенного использования в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют. Мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости с кадастровыми номерами N, N, N уполномоченным органом не проводились. Считает, что данный подход к определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения противоречит положениям, предусмотренным пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и Порядку, утвержденному постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па.
Просит: признать недействующими пункты 3882, 3883, 3884 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри, со дня принятия указанного распоряжения.
До рассмотрения дела по существу судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены министерство экономического развития Приморского края, администрация города Владивостока.
В судебное заседание представители заинтересованных лиц министерства экономического развития Приморского края, администрации города Владивостока не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заинтересованным лицом министерством экономического развития Приморского края представлен отзыв на административное исковое заявление, согласно которому в соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па "О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций" департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (с 1 января 2020 года министерство имущественных и земельных отношений Приморского края) является органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным формировать и утверждать перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (по тексту отзыва - Перечень). До 1 января 2020 года Перечень формировался, в том числе на основании сведений, представленных департаментом экономики и развития предпринимательства Приморского края (с 1 января 2020 года - министерство экономического развития Приморского края), о нежилых помещениях, назначение которых по данным ФГБУ "ФКП Росреестра", а также информации, предоставленной органами местного самоуправления Приморского края, предусматривает размещение офисов. Департамент экономики и развития предпринимательства Приморского края направил в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края Перечни офисных объектов на 2020 год (в соответствии с запросом департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 20 июня 2019 года N 29-7438); основанием для включения в Перечень объектов на 2020 год объектов недвижимости с кадастровыми номерами N, N, N, расположенных по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Запорожская, д. 77, послужили данные представленные администрацией города Владивостока в адрес департамента экономики и развития предпринимательства Приморского края. Соответствующую информацию органы местного самоуправления формируют самостоятельно. Просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Заинтересованным лицом администрацией города Владивостока представлен отзыв на административное исковое заявление, в котором указано, что информация, направленная в департамент экономики и развития предпринимательства Приморского края была подготовлена управлением градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока на основании выписок из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок и объекты; фактическое обследование не проводилось. Полагают, что помещения с кадастровыми номерами N, N, N, расположенные по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Запорожская, д. 77, включены в Перечень объектов на 2020 год правомерно. Просят в удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии со статьей 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
В судебном заседании представитель административного истца Волков Р.В. на удовлетворении заявленных административных исковых требований настаивал, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении и письменных дополнительных пояснениях, пояснил, что налог на имущество организаций исчислен исходя из кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости, основания для включения нежилых помещений, принадлежащих на праве собственности ООО "Реал Эстейт Компани", в Перечень объектов на 2020 год отсутствовали.
Представитель административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края Давиденко К.А. в судебном заседании просила в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме по доводам, изложенным в возражениях на административное исковое заявление, из которых следует, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости наименование и назначение спорных помещений - "нежилое помещение", наименование нежилого здания, в котором находятся спорные помещения - Бизнес-центр, вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание: объекты делового и финансового назначения. Согласно техническому паспорту здания Бизнес-центра назначение спорных нежилых помещений - кабинет. В соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па "О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций" (далее по тексту отзыва - постановление 105-па) (в редакции, действовавшей до 1 января 2020 года) департамент экономики и развития предпринимательства Приморского края являлся органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным формировать и направлять ежегодно не позднее 1 ноября в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края перечень административно-деловых центров и помещений в них, а также нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов либо которые фактически используются для размещения офисов. В силу пункта 7 постановления N 105-па только в случае отсутствия сведений, позволяющих определить, что объект недвижимого имущества является административно-деловым центром и (или) торговым центром (комплексом), уполномоченный орган, департамент экономики вправе обратиться в уполномоченный орган с предложением о проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений. Согласно данному Порядку органам местного самоуправления рекомендовано оказывать содействие в определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений. Порядком не предусмотрена обязанность уполномоченного органа определять вид фактического использования зданий и помещений для целей налогообложения путем осмотра объектов недвижимости с последующим составлением актов осмотра в случае наличия других оснований для включения объектов недвижимости в указанный Перечень. На основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости в соответствии с пунктами 6, 7 постановления N 105-па, объекты с кадастровыми номерами N, N, N были обоснованно включены в Перечень объектов на 2020 год.
Выслушав представителя административного истца Волкова Р.В., представителя административного ответчика Давиденко К.А., изучив материалы административного дела, обозрев материалы административного дела N 3а-168/2020 по административному исковому заявлению ООО "Реал Эстейт Компани" к Правительству Приморского края, министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица - администрация города Владивостока, министерство экономического развития Приморского края об оспаривании нормативных правовых актов органа исполнительной власти Приморского края, заслушав заключение прокурора Романовой О.Н., полагавшей, что имеются основания для признания оспариваемых административным истцом пунктов Перечня объектов на 2020 год недействующими со дня принятия соответствующего распоряжения, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям:
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно статьям 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации - далее НК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 данного Кодекса.
В силу части 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, однако частью 2 данной статьи установлено, что в отношении отдельных объектов недвижимого имущества налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В соответствии с действовавшей на момент принятия Перечня объектов на 2020 годы редакцией пункта 5 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па "О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций" (далее - постановление Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па), департамент земельных и имущественных отношений являлся органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным на утверждение и формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, а также на определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
Согласно с положениям Закона Приморского края от 1 июля 2019 года N 522-КЗ "О внесении изменений в Устав Приморского края", постановлением Губернатора Приморского края от 6 августа 2019 года N 52-пг "Об утверждении структуры органов исполнительной власти Приморского края", постановлением Администрации Приморского края от 20 августа 2019 года N 547-па "О формировании органов исполнительной власти Приморского края" Администрация Приморского края переименована в Правительство Приморского края, департамент земельных и имущественных отношений Приморского края - в министерство имущественных и земельных отношений Приморского края, департамент экономики и развития предпринимательства Приморского края - в министерство экономического развития Приморского края.
Как установлено судом и следует из материалов дела ООО "Реал Эстейт Компани" является собственником объектов недвижимости:
помещения площадью 266,2 кв. м, с кадастровым номером N, назначение: нежилое помещение, расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Запорожская, д. 77 (этаж N 7), о чем в Едином государственном реестре недвижимости 13 апреля 2015 года сделана регистрационная запись N N;
помещения площадью 72,7 кв. м, с кадастровым номером N, назначение: нежилое помещение, расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Запорожская, д. 77 (этаж N 1), о чем в Едином государственном реестре недвижимости 13 апреля 2015 года сделана регистрационная запись N N;
помещения площадью 299,4 кв. м, с кадастровым номером N, назначение: нежилое помещение, расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Запорожская, д. 77 (этаж N 7), о чем в Едином государственном реестре недвижимости 13 апреля 2015 года сделана регистрационная запись N N.
Согласно сведениям технического паспорта данные помещения находятся в 9-этажном здании - Бизнес-центра с кадастровым номером N, общая площадь которого составляет 14872,3 кв. м.
Административный истец, как собственник указанных выше помещений, несет обязанность по уплате налога на имущество организаций.
Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год. Данное распоряжение размещено на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.primorsky.ru).
В пункт 3882 Перечня объектов на 2020 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N, в пункт 3883 - объект недвижимости с кадастровым номером N, в пункт 3883 - объект недвижимости с кадастровым номером N.
При исследовании документов, представленных в материалы дела, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий департамента земельных и имущественных отношений Приморского края с соблюдением требований к его форме, порядку принятия, опубликования и к введению их в действие.
Обязанность доказывать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 КАС РФ).
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 названной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 НК РФ признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Исходя из положений пункта 4.1 статьи 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу статьи 1(1) Закона Приморского края от 28 ноября 2003 года N 82-КЗ "О налоге на имущество организаций" в отношении нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и торговых объектов либо которые фактически используются для размещения офисов и торговых объектов, налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, которая утверждена в установленном порядке Администрацией Приморского края.
Принадлежащие административному истцу объекты недвижимости с кадастровыми номерами N, N, N, расположенные по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Запорожская, д. 77, имеют наименование: "помещение", назначение: "нежилое помещение". Данные о виде разрешенного использования каждого из указанных объектов недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, что подтверждается имеющимися в материалах дела выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Исходя из технического паспорта с поэтажной экспликацией на здание Бизнес-центра (где находятся помещения, принадлежащие административному истцу), в составе указанного объекта недвижимости отсутствуют помещения, наименование или назначение которых позволило бы признать здание Бизнес-центра административно-деловым центром и (или) торговым центром в соответствии с пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ, поскольку само здание не имеет в своем составе помещений с наименованием (назначением) "офис", "централизованные приемные помещения", "комнаты для проведения встреч", "офисное оборудование", а также помещений с наименованием (назначением) "торговое" или иным, предусматривающим размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с частью 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 2 марта 2021 года по административному делу N 3-168/2020 общества с ограниченной ответственностью "Реал Эстейт Компани" к Правительству Приморского края, министерству имущественных и земельных отношений Приморского края о признании недействующими со дня принятия распоряжения департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 20 декабря 2017 года N 363-ри "Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год", распоряжения департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2018 года N 281-ри "Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год" установлено выпиской из ЕГРН подтверждается, что здание Бизнес-центра расположено на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 12393 +/-39 кв. м., категории земель - земли населенных пунктов с установленным видом разрешенного использования земельного участка - объекты делового и финансового назначения, для иных видов жилой застройки; предусмотренный сведениями Единого государственного реестра недвижимости вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание Бизнес-центра, не предусматривает размещение именно офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, не предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, и более того, предусматривает альтернативную возможность размещения на нем иных видов жилой застройки (о чем свидетельствует использование законодателем разделительной запятой, без использования точки с запятой после слова "назначения") в связи с чем установленный для земельного участка вид разрешенного использования не соответствует видам использования, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ.
Административным ответчиком не представлено доказательств того, что при утверждении Перечня объектов на 2020 год изменился вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание Бизнес-центра.
При указанных обстоятельствах и учитывая, что установленный в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости вид разрешенного использования земельного участка не позволяет сделать однозначный вывод о размещении на нем объекта налогообложения, отвечающего критериям, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ, оснований для признания принадлежащих административному истцу помещений к числу объектов налогообложения, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость, исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание Бизнес-центра, у административного ответчика, на даты принятия оспариваемого нормативного правового акта не имелось.
В свою очередь, каких-либо допустимых доказательств того, что помещения с кадастровыми номерами N, N, N имеют коммерческие офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания, стороной административного ответчика суду также не представлено.
Довод административного ответчика в обоснование своей позиции, что назначение спорных помещений "кабинет", не является основанием для включения данных объектов недвижимости в Перечень объектов недвижимости на 2020 год, поскольку помещения с назначением (наименованием, разрешенным использованием) "кабинет" не могут быть однозначно отнесены к офисам и сопутствующей офисной инфраструктуре, что исключает возможность признания принадлежащих административному истцу нежилых помещений объектами налогообложения как в составе здания Бизнес-центра в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 (с учетом положений пунктов 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ), так и в качестве нежилых помещений безотносительно к факту их нахождения в составе здания на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.
При таких обстоятельствах для включения объектов недвижимости с кадастровыми номерами N, N, N в Перечни уполномоченному органу необходимо было определять вид их фактического использования.
Пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования объектов нежилого фонда осуществляются работниками краевой организации, уполномоченной на проведение мероприятий по определению вида фактического использования, подведомственной департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ныне - министерству имущественных и земельных отношений Приморского края). Результаты данных мероприятий рассматриваются Комиссией по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
Согласно пункту 1.4 Порядка, непосредственно решение об определении вида фактического использования объектов нежилого фонда принимается департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края (ныне - министерством имущественных и земельных отношений Приморского края). на основании рекомендации указанной выше Комиссии.
Между тем, как было установлено в ходе судебного разбирательства, соответствующих мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости с кадастровыми номерами N, N, N уполномоченной краевой организацией не проводилось, решений об определении вида фактического использования административным ответчиком до принятия оспариваемых пунктов нормативных правовых акта не принималось. Также не проводилось административным ответчиком обследование здания Бизнес-центра на предмет установления его фактического использования.
Подобный подход к определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения прямо противоречит положениям, предусмотренным пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ и Порядку, утвержденному постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что пункты 3882, 3883, 3884 Перечня объектов на 2020 год подлежат признанию недействующими со дня принятия вышеуказанного распоряжения (пункт 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами").
С учётом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании органов государственной власти Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Реал Эстейт Компани" к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица - министерство экономического развития Приморского края, администрация города Владивостока об оспаривании нормативного правового акта в части - удовлетворить.
Пункты 3882, 3883, 3884 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри, признать недействующим со дня принятия указанного распоряжения.
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю, а также размещению в газете "Приморская газета: официальное издание органов государственной власти Приморского края" и на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Г.А. Поломошнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 10 июня 2021 г. по делу N 3а-107/2021
Текст решения опубликован не был