Федеральная налоговая служба, рассмотрев в рамках компетенции обращение, сообщает следующее.
Заявитель просит сообщить позицию о правомерности (возможности) исполнения банком исполнительных документов (4 очереди платежей, установленной статьей 855 "Очередность списания денежных средств со счета" Гражданского кодекса Российской Федерации) при действующем решении налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика и отсутствии в банке поручения налогового органа на списание со счета налогоплательщика денежных средств в счет перечисления сумм налогов, пеней, штрафных санкций в бюджетную систему Российской Федерации по основаниям, предусмотренным подпунктами 1.1 и 2 пункта 3 и пунктом 3.2 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
При этом, Заявитель ссылается на устоявшуюся судебную практику (Решения ВАС РФ 2012 - 2013 гг.), согласно которой в случае приостановления операций по счетам в банке на основании решения налогового органа, принятого в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 76 Кодекса по основанию непредставления налогоплательщиком налоговой декларации (при отсутствии в банке поручения налогового органа на списание со счета налогоплательщика денежных средств в счет перечисления сумм налогов, пеней и штрафов в бюджет, т.е. платежей 3-ей очереди, установленной статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации) допускается исполнение судебных решений по искам контрагентов (платежей 4 очереди), поскольку судами приостановление расходных операций по счету налогоплательщика исключительно по причине непредставления им налоговой декларации (при отсутствии документально подтвержденной задолженности перед бюджетом) рассматривается мерой организационного, а не обеспечительного характера.
Обращаем внимание, что прямая компетенция ФНС России при решении вышеуказанных вопросов Заявителя о действиях банка отсутствует, поскольку их решение возможно только в судебном порядке.
При этом, отсутствует судебная практика по обозначенным Заявителем вопросам.
Также необходимо отметить, что Заявителем не указаны конкретные документы-основания, относящиеся к исполнительным документам. Между тем согласно нормам статьи 12 "Виды исполнительных документов" Гражданского кодекса Российской Федерации исполнительными документами являются:
1) исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов;
2) судебные приказы;
3) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально засвидетельствованные копии;
3.1) нотариально удостоверенные медиативные соглашения или их нотариально засвидетельствованные копии;
4) удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам.
При этом, необходимо отметить, что в своей практической деятельности налоговые органы руководствуются нормами Кодекса (не содержащими нормы о действиях в указанной ситуации), а также письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в соответствии с подпунктом 5 статьи 32 Кодекса.
Одновременно информируем, что ФНС России согласовывала проект адресного ответа Минфина России о возможности исполнения банком судебного решения по списанию сумм денежных средств со счета налогоплательщика (4 очереди) при приостановлении налоговым органом операций по счету налогоплательщика в случае не представления им в установленный Кодексом срок налоговой декларации (в отсутствии поручений налогового органа о списании денежных средств налогоплательщика в банке) с учетом норм Федеральных законов от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и от 07.02.2011 N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" об обязательности исполнения решений судебных актов.
Одновременно при решении данного вопроса в настоящее время необходимо учитывать складывающуюся судебную практику в 2016 - 2018 гг. (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26.05.2016 N 958-0, Определение Верховного Суда РФ от 05.02.2018 N 308-КГ17-21958 по делу N А32-2283/2017). Вышеуказанными Определениями признается правомерным неисполнение банками платежей в пользу контрагентов по исполнительным листам (4 очереди) при приостановлении налоговыми органами операций по банковским счетам налогоплательщика по причине непредставления налоговой декларации (подпункт 1 пункта 3 статьи 76 Кодекса).
Также ФНС России сообщает, что 13.12.2017 на заседании межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям (протокол N 4, пункт 6 раздела II протокола) рассматривался вопрос о применении недобросовестными налогоплательщиками "схем вывода денег" с использованием исполнительных документов (судебных решений в пользу контрагентов налогоплательщика) при наличии приостановления налоговыми органами операций по счету налогоплательщика.
Кроме того, ФНС России отмечает, что меры, предусмотренные пунктом 3 статьи 76 Кодекса, обеспечивают налоговым органам возможность оперативно контролировать исполнение налогоплательщиками обязанностей, установленных налоговым законодательством, в т. ч. по своевременному представлению налоговой отчетности и, соответственно, по формированию налоговых обязательств (без чего невозможно выставление требования об уплате в бюджет) и их исполнению, а также побуждают добросовестных налогоплательщиков избегать подобных нарушений.
При этом, статьи 198 - 199 Уголовного кодекса Российской Федерации содержат такие основания по привлечению к уголовной ответственности как уклонение организации (в т.ч. агента), физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица - плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов путем непредставления налоговой декларации (расчета).
По мнению ФНС России, реализация банком исполнительных документов (4 очереди) при действующем решении налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика и отсутствии в банке поручения налогового органа на списание со счета налогоплательщика денежных средств, предоставит дополнительную возможность недобросовестным плательщикам перечислять контрагентам денежные средства, находящиеся на счетах в банках, без исполнения соответствующих обязательств.
В отношении организаций, администрируемых посредством проведения налогового мониторинга, решение о приостановлении операций по их расчетным счетам, принимается должностными лицами налогового органа в общем порядке по основаниям, установленным нормами статьи 76 Кодекса.
Что касается ответа по существу на вопрос о порядке действий банка при исполнении решений о приостановлении операций и последующем получении уточняющих писем налоговых органов об изменении суммы по ранее вынесенным решениям, то банку необходимо представить дополнительные документы (конкретизировать вопрос на примере).
|
В.Г. Колесников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По мнению ФНС, реализация банком исполнительных документов (4 очереди) при действующем решении налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика и отсутствии в банке поручения налогового органа на списание со счета налогоплательщика денег предоставит дополнительную возможность недобросовестным плательщикам перечислять контрагентам деньги, находящиеся на счетах, без исполнения соответствующих обязательств.
В отношении организаций, подпадающих под налоговый мониторинг, решение о приостановлении операций по их расчетным счетам принимается в общем порядке.
Письмо ФНС России от 6 октября 2021 г. N КВ-4-15/14168@ "О представлении заключения"
Текст письма опубликован не был