Указ Губернатора Иркутской области от 4 октября 2021 г. N 268-уг
"Об утверждении Положения о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения и о признании утратившими силу отдельных правовых актов Правительства Иркутской области"
В соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Положением о системах оповещения населения, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 578/365, постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года N 2322 "О порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и редакциями средств массовой информации в целях оповещения населения о возникающих опасностях", руководствуясь статьей 59 Устава Иркутской области, постановляю:
1. Утвердить Положение о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения (прилагается).
2. Определить границы создания и поддержания в состоянии постоянной готовности региональной автоматизированной системы централизованного оповещения от автоматизированного рабочего места оперативного дежурного органа повседневного управления территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечивающего доведение сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях на территории Иркутской области, до точек соединения с блоками управления комплекса технических средств оповещения, установленных в единых дежурно-диспетчерских службах муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов Иркутской области.
3. Определить министерство имущественных отношений Иркутской области исполнительным органом государственной власти Иркутской области, уполномоченным на взаимодействие с операторами связи, оказывающими услуги связи для целей кабельного и (или) эфирного телевизионного вещания и (или) радиовещания, а также проводного радиовещания (далее - операторы связи), и заключение договоров (соглашений) по передаче сигналов оповещения и (или) экстренной информации по сетям местной телефонной связи, подвижной радиотелефонной связи и сетям связи операторов связи о возникающих опасностях, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий.
4. Определить органами повседневного управления территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, уполномоченными на направление операторам связи обращений для обеспечения передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации о возникающих опасностях, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите, оформляемых заявками:
1) на региональном уровне - Центр управления в кризисных ситуациях (управление) Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области, областное государственное казенное учреждение "Центр по гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций";
2) на муниципальном уровне - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов Иркутской области;
3) на объектовом уровне - подразделения организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинить вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов Иркутской области:
1) разработать и утвердить положения о муниципальных автоматизированных системах централизованного оповещения;
2) определить границы создания и поддержания в состоянии постоянной готовности муниципальных автоматизированных систем централизованного оповещения от автоматизированного рабочего места оперативного дежурного единой дежурно-диспетчерской службы муниципального района, муниципального округа, городского округа Иркутской области до оконечных технических средств оповещения (рупорных громкоговорителей, электрических сирен), расположенных в городских и сельских поселениях Иркутской области;
3) в целях обеспечения интеграции создаваемых муниципальных автоматизированных систем централизованного оповещения с системой управления территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществлять согласование проектно-сметной документации муниципальных автоматизированных систем централизованного оповещения с министерством имущественным отношений Иркутской области и Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области.
6. Рекомендовать руководителям организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинить вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности:
1) разработать и утвердить положения о локальных системах оповещения;
2) определить границы создания и поддержания в состоянии постоянной готовности локальных систем оповещения от автоматизированного рабочего места дежурного дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций до оконечных технических средств оповещения (рупорных громкоговорителей, электрических сирен), расположенных как на самом объекте, так и за его пределами.
7. Признать утратившими силу:
1) постановление Правительства Иркутской области от 26 марта 2010 года N 54-пп "О Порядке оповещения и информирования населения Иркутской области";
2) постановление Правительства Иркутской области от 1 апреля 2010 года N 55-пп "О системе оповещения и информирования населения Иркутской области об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций";
3) постановление Правительства Иркутской области от 4 октября 2016 года N 646-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 26 марта 2010 года N 54-пп";
4) пункт 4 постановления Правительства Иркутской области от 9 марта 2017 года N 133-пп "О внесении изменений в отдельные правовые акты Иркутской области";
5) постановление Правительства Иркутской области от 30 декабря 2019 года N 1146-пп "О внесении изменений в пункт 6 Порядка оповещения и информирования населения Иркутской области";
6) постановление Правительства Иркутской области от 3 апреля 2020 года N 214-пп "О внесении изменений в пункт 6 Порядка оповещения и информирования населения Иркутской области".
8. Настоящий указ подлежит официальному опубликованию в общественно-политической газете "Областная", сетевом издании "Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области" (ogirk.ru) и на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
|
И.И.Кобзев |
Утверждено
указом Губернатора Иркутской области
от 4 октября 2021 года N 268-уг
Положение
о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения
Глава 1. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794, постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года N 2322 "О порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и редакциями средств массовой информации в целях оповещения населения о возникающих опасностях", Положением о системах оповещения населения, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 578/365 (далее - Положение о системах оповещения), Законом Иркутской области от 8 июня 2009 года N 34-оз "Об отдельных вопросах защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Иркутской области", Законом Иркутской области от 12 марта 2020 года N 25-ОЗ "О гражданской обороне в Иркутской области" и определяет назначение, задачи, порядок задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности региональной автоматизированной системы централизованного оповещения (далее - РАСЦО).
2. Сигналы оповещения и экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, передаются в целях организации проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны и территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ТП РСЧС), а также для применения населением средств и способов защиты.
3. РАСЦО во взаимодействии с муниципальными автоматизированными системами централизованного оповещения и локальными системами оповещения входит в систему управления гражданской обороной и ТП РСЧС и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, комплексов программно-технических средств оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН), а также обеспечивающих их функционирование сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации, представляющих собой совокупность оконечных устройств (терминалов) связи, объединенных каналами передачи данных и коммутирующими устройствами (узлами сети), обеспечивающими обмен сообщениями между всеми оконечными устройствами (далее - линии связи).
4. КСЭОН обеспечивает доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
5. РАСЦО и линии связи, обеспечивающие ее функционирование, должны соответствовать требованиям к обеспечению защиты информации в соответствии с приложением 1 к Положению о системах оповещения.
На РАСЦО оформляется паспорт в соответствии с образцом, рекомендуемым приложением 2 к Положению о системах оповещения.
Глава 2. Назначение и основные задачи РАСЦО
6. РАСЦО предназначена для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите до населения, органов управления и сил гражданской обороны и ТП РСЧС.
Под сигналом оповещения понимается команда для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Иркутской области органами управления и силами гражданской обороны и ТП РСЧС, а также для применения населением средств и способов защиты.
7. Основной задачей РАСЦО является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
руководящего состава гражданской обороны и ТП РСЧС;
Центра управления в кризисных ситуациях (управления) Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области (далее - ЦУКС);
единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов Иркутской области (далее - ЕДДС);
сил гражданской обороны и ТП РСЧС;
дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинить вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности;
людей, находящихся на территории Иркутской области.
8. Границами зоны действия РАСЦО являются административные границы Иркутской области.
9. РАСЦО должна обеспечивать возможность циркулярного (общего) выборочного запуска муниципальных автоматизированных систем централизованного оповещения.
Глава 3. Порядок задействования РАСЦО
10. Оперативный дежурный областного государственного казенного учреждения "Центр по гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" (далее - ОГКУ "Центр ГО и ЧС") при поступлении из системы управления гражданской обороны и ТП РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, подтверждает их получение и немедленно доводит их до дежурной службы Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области. Дежурная служба Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области обеспечивает доведение сигналов оповещения и экстренной информации до Губернатора Иркутской области для принятия решения о задействовании РАСЦО, определения зон (территорий) оповещения населения, задействовании в установленном порядке операторов связи, оказывающих услуги связи для целей кабельного и (или) эфирного телевизионного вещания и (или) радиовещания, а также проводного радиовещания (далее - операторы связи) и выпуске в эфир сигналов оповещения и (или) экстренной информации по сетям местной телефонной связи, подвижной радиотелефонной связи и сетям связи операторов связи.
Одновременно о полученных сигналах оповещения и (или) экстренной информации оперативный дежурный ОГКУ "Центр ГО и ЧС" информирует руководителя исполнительного органа государственной власти Иркутской области, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, или его заместителя.
11. Принятое Губернатором Иркутской области решение о задействовании РАСЦО, в том числе о выпуске в эфир сигналов оповещения и (или) экстренной информации местной телефонной связи, подвижной радиотелефонной связи и сетям связи операторов связи на территории Иркутской области, дежурная служба Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области доводит до оперативного дежурного ОГКУ "Центр ГО и ЧС", исполнительных органов государственной власти Иркутской области (в соответствии с принятым решением).
12. Непосредственное включение (запуск) РАСЦО в соответствии с принятым решением Губернатора Иркутской области и определенными зонами (территориями) оповещения населения осуществляется с автоматизированного рабочего места оперативного дежурного ОГКУ "Центр ГО и ЧС".
13. Основной режим функционирования РАСЦО - автоматизированный, резервный режим - ручной.
В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) РАСЦО осуществляется оперативным дежурным ОГКУ "Центр ГО и ЧС" с автоматизированного рабочего места. В ручном режиме функционирования оперативный дежурный ОГКУ "Центр ГО и ЧС":
использует резервные каналы телефонной связи для оповещения населения через орган повседневного управления ТП РСЧС и ЕДДС;
отдает распоряжения о задействовании громкоговорящих средств на подвижных объектах и носимых средствах оповещения.
14. Передача сигналов оповещения или экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "Внимание всем!" путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем.
Типовые аудио и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно постоянно действующими органами управления ТП РСЧС.
15. Замещение сигналов телеканалов на сигналы оповещения или экстренную информацию, заранее сформированные и переданные операторам связи, в том числе с электронных носителей, осуществляются по заявке оперативного дежурного ОГКУ "Центр ГО и ЧС" на основании заключенных договоров (соглашений) по передаче сигналов оповещения и (или) экстренной информации.
16. Вопросы организации оповещения населения, в том числе определение способов и сроков оповещения населения, рассматриваются комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Иркутской области.
Глава 4. Эксплуатация и поддержание в готовности РАСЦО
17. Обеспечение эксплуатации РАСЦО и поддержание ее в состоянии постоянной готовности к применению осуществляется исполнительным органом государственной власти Иркутской области, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
18. С целью контроля за поддержанием в состоянии постоянной готовности систем оповещения на территории Иркутской области организуются и проводятся следующие виды проверок:
комплексные проверки готовности систем оповещения населения;
технические проверки готовности к задействованию систем оповещения.
При проведении комплексной поверки готовности систем оповещения населения проверке подлежат РАСЦО, муниципальные автоматизированные системы централизованного оповещения и локальные системы оповещения.
Комплексные проверки систем оповещения проводятся два раза в год в соответствии с распоряжением Правительства Иркутской области, с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения, в том числе через операторов связи и организации, осуществляющие телерадиовещание.
Результаты проведения комплексных проверок оформляются актами и утверждаются в установленном законодательством порядке.
Технические проверки готовности к задействованию РАСЦО проводятся без включения оконечных средств оповещения и замещения сигналов телеканалов (радиоканалов) путем передачи проверочного сигнала и речевого сообщения "Техническая проверка" с периодичностью не реже одного раза в сутки, при этом передача пользователям услугами связи проверочного сигнала "Техническая проверка" не производится.
Результаты проведения технических проверок отражаются в документации дежурных смен органов управления ТП РСЧС.
19. Организация эксплуатационно-технического обслуживания, ремонта неисправных и замены выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств РАСЦО осуществляется в соответствии с Положением по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 579/366.
20. ОГКУ "Центр ГО и ЧС", операторы связи и организации телерадиовещания совместно проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Губернатора Иркутской области от 4 октября 2021 г. N 268-уг "Об утверждении Положения о системе оповещения населения Иркутской области и о признании утратившими силу отдельных правовых актов Правительства Иркутской области"
Вступает в силу с 4 октября 2021 г.
Текст Указа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 7 октября 2021 г., N 3800202110070003, в газете "Областная" от 15 октября 2021 г. N 115
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Указ Губернатора Иркутской области от 17 октября 2023 г. N 343-уг
Изменения вступают в силу с 17 октября 2023 г.
Указ Губернатора Иркутской области от 31 мая 2023 г. N 158-уг
Изменения вступают в силу с 31 мая 2023 г.