Решение Верховного Суда РФ от 3 сентября 2021 г. N АКПИ21-433
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.
при секретаре Березиной А.В.
с участием прокурора Засеевой Э.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Цветкова Марка Владимировича о признании частично недействующими пункта 3 приказа Следственного комитета Российской Федерации от 9 декабря 2020 г. N 132, пунктов 6, 7 утвержденного данным приказом Порядка признания сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 21 статьи 35 1 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или предоставления жилых помещений в собственность, принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или предоставления жилых помещений в собственность и ведения такого учета,
установил:
пунктом 1 приказа Следственного комитета Российской Федерации от 9 декабря 2020 г. N 132 утвержден Порядок признания сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 21 статьи 35 1 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или предоставления жилых помещений в собственность, принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или предоставления жилых помещений в собственность и ведения такого учета (далее - Порядок).
Пунктом 3 приказа Следственного комитета Российской Федерации от 9 декабря 2020 г. N 132 признаны утратившими силу приказы Следственного комитета Российской Федерации:
от 10 июля 2018 г. N 69 "Об утверждении Порядка признания сотрудников Следственного комитета Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилых помещений в собственность" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 сентября 2018 г., регистрационный номер 52094);
от 10 июля 2018 г. N 70 "Об утверждении Порядка принятия сотрудников Следственного комитета Российской Федерации на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилых помещений в собственность" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 августа 2018 г., регистрационный номер 51810);
от 10 июля 2018 г. N 71 "Об утверждении Порядка ведения учета сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в жилых помещениях, в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилых помещений в собственность" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 августа 2018 г., регистрационный номер 51831);
от 10 июля 2018 г. N 72 "Об утверждении Порядка принятия в Следственном комитете Российской Федерации решений о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, жилых помещений в собственность" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 сентября 2018 г., регистрационный номер 52100).
Согласно пункту 6 Порядка в случае изменения сведений, содержащихся в документах, представленных сотрудником (гражданином) в соответствии с пунктом 5 Порядка, а также в случае изменения условий, на основании которых сотрудник (гражданин) имеет право быть признанным нуждающимся в жилом помещении, в том числе изменения (возникновения) права на первоочередное предоставление единовременной социальной выплаты, предусмотренное частью 16 статьи 35 1 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации", сотрудник (гражданин) в течение
15 календарных дней со дня, когда произошли изменения, информирует об этом в письменной форме непосредственно жилищную комиссию Следственного комитета (в случае прохождения службы в центральном аппарате Следственного комитета), жилищную комиссию Следственного комитета через жилищную комиссию следственного органа или учреждения Следственного комитета (в случае прохождения службы в следственном органе или учреждении Следственного комитета).
Документы, подтверждающие произошедшие изменения, представляются сотрудником (гражданином) в соответствующую жилищную комиссию в течение 30 календарных дней с момента произошедших изменений.
Копии документов должны быть удостоверены в порядке, определенном в абзаце 28 пункта 5 Порядка. При этом Анкета сотрудника заполняется и предоставляется повторно.
В соответствии с пунктом 7 Порядка жилищные комиссии следственных органов или учреждений Следственного комитета:
а) осуществляют прием и проверку документов, представленных сотрудниками следственных органов и учреждений Следственного комитета, за исключением сотрудников центрального аппарата Следственного комитета (далее - сотрудники следственных органов и учреждений Следственного комитета) (гражданами) в соответствии с пунктами 4-6 Порядка;
б) осуществляют проверку правильности заполнения заявлений и комплектности документов, представленных сотрудниками следственных органов и учреждений Следственного комитета (гражданами), а также соответствия сведений, указанных в заявлении и представленных документах;
в) направляют почтовым отправлением в случае необходимости запросы о предоставлении сотрудникам следственных органов и учреждений Следственного комитета единовременной социальной выплаты или жилых помещений в собственность по прежним местам государственной службы;
г) направляют почтовым отправлением в случае необходимости иные запросы в органы и организации для уточнения и получения сведений, содержащихся в документах, представленных сотрудниками следственных органов и учреждений Следственного комитета (гражданами);
д) по результатам проведенной первичной проверки секретарем жилищной комиссии следственного органа или учреждения Следственного комитета составляется справка, которая подписывается председателем соответствующей жилищной комиссии следственного органа или учреждения Следственного комитета, а также руководителем соответствующего следственного органа или учреждения Следственного комитета;
е) не позднее чем через 2 месяца со дня поступления заявления и документов, представленных сотрудником следственного органа или учреждения Следственного комитета (гражданином) в соответствующую жилищную комиссию следственных органов или учреждений Следственного комитета, жилищная комиссия следственного органа или учреждения Следственного комитета принимает решение:
о направлении заявления и документов в жилищную комиссию Следственного комитета для рассмотрения вопроса о признании сотрудника следственного органа или учреждения Следственного комитета (гражданина) нуждающимся в жилом помещении и принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях;
о возврате сотруднику следственного органа или учреждения Следственного комитета (гражданину) заявления и документов, представленных с нарушением требований Порядка.
Административный истец Цветков М.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующими пункта 3 приказа Следственного комитета Российской Федерации от 9 декабря 2020 г. N 132, пунктов 6, 7 Порядка, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют статьям 19, 40 Конституции Российской Федерации, статье 4 Федерального закона от 31 декабря 2017 г. N 492-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" и Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации", статье 35 1 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации", статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, в части отсутствия срока рассмотрения Председателем Следственного комитета Российской Федерации заявления сотрудника Следственного комитета Российской Федерации (гражданина) о предоставлении служебного жилого помещения в собственность.
Как указывает административный истец, с 2008 г. он и члены его многодетной семьи состоят на учете в Следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Ивановской области в качестве нуждающихся в предоставлении жилья. Собственного жилья ни он, ни члены его семьи не имеют. 11 апреля 2014 г. в соответствии с решением Октябрьского районного суда г. Иваново от 19 декабря 2013 г. им заключен договор найма служебного жилого помещения. Полагает, что в связи с принятием оспариваемых положений нарушены его права как лица, указанного в пункте 1 части 21 статьи 35 1 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" и состоявшего по состоянию на 11 января 2018 г. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в период службы в Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации или Следственном комитете Российской Федерации, за которым сохранено право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поскольку приказы, которые предусматривали такую возможность, признаны утратившими силу, а действующий приказ не предусматривает возможности принятия его на учет.
Действующий Порядок не является определенным и создает условия для злоупотребления правом, в частности пунктами 6, 7 Порядка не предусмотрен срок рассмотрения заявления сотрудника (гражданина) о предоставлении ему вместо единовременной социальной выплаты занимаемого жилого помещения в собственность, что создает условия для бездействия должностных лиц Следственного комитета Российской Федерации при рассмотрении поданного сотрудником (гражданином) заявления о предоставлении служебного жилого помещения в собственность. Указывает, что им подано такое заявление, однако до настоящего времени, то есть более двух лет, оно не рассмотрено и решение по нему не принято.
Согласно пункту 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" по смыслу пункта 1 статьи 165 1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Судом предприняты все необходимые меры к извещению административного истца о времени и месте судебного заседания.
Административный истец Цветков М.В. надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Представители административного ответчика Следственного комитета Российской Федерации Широкова Е.В., заинтересованного лица Министерства юстиции Российской Федерации Левчук К.О. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий федерального органа исполнительной власти, соответствуют действующему законодательству и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
Выслушав сообщение судьи Романенкова Н.С., представителей административного ответчика Следственного комитета Российской Федерации Широковой Е.В., заинтересованного лица Министерства юстиции Российской Федерации Левчук К.О., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 30 статьи 35 1 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" порядок признания сотрудников Следственного комитета нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилых помещений в собственность, не имеющими жилых помещений по месту службы, принятия сотрудников Следственного комитета на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилых помещений в собственность, в качестве не имеющих жилых помещений по месту службы, ведения соответствующих видов учета и порядок принятия решений о предоставлении единовременной социальной выплаты, жилых помещений в собственность, служебных жилых помещений устанавливаются Председателем Следственного комитета.
В соответствии с частью 4 статьи 13 поименованного Федерального закона Председатель Следственного комитета издает обязательные для исполнения всеми сотрудниками, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками Следственного комитета приказы, распоряжения, указания, утверждает положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы Следственного комитета и порядок реализации отдельных мер материального и социального обеспечения указанных лиц.
Во исполнение предоставленных полномочий приказом Следственного комитета Российской Федерации от 9 декабря 2020 г. N 132 утвержден Порядок.
Оспариваемый нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 февраля 2021 г., регистрационный номер 62486, размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 15 февраля 2021 г.
Порядок регламентирует в соответствии со статьей 35 1 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" вопросы организации в Следственном комитете Российской Федерации работы по признанию сотрудников Следственного комитета и лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 21 статьи 35 1 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации", нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, или предоставления им жилых помещений в собственность, принятию их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты или предоставления жилых помещений в собственность, и ведению такого учета (пункт 1 Порядка).
Гарантии сотрудников Следственного комитета по обеспечению жилыми помещениями закреплены в статье 35 1 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации". Регулируя вопросы обеспечения жилыми помещениями сотрудников Следственного комитета, указанный Федеральный закон в частях 1 и 2 данной статьи предусматривает, что обеспечение сотрудников Следственного комитета жилыми помещениями с учетом совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Следственному комитету, путем предоставления сотрудникам Следственного комитета единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений. Сотрудникам Следственного комитета и лицам, указанным в части 21 данной статьи, на основании их обращения либо с их согласия вместо единовременной социальной выплаты при наличии предусмотренных этой статьей оснований и условий ее получения могут предоставляться жилые помещения в собственность по решению Председателя Следственного комитета.
Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" и Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации" в частях 1 и 2 статьи 4 устанавливает, что действие положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции данного Федерального закона) и Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" (в редакции данного Федерального закона) распространяется в том числе на лиц из числа прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, принятых на день вступления в силу поименованного Федерального закона на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (служебных жилых помещениях), а также проживающих в служебных жилых помещениях.
За лицами, указанными в части 1 данной статьи, состоящими на день вступления в силу названного Федерального закона на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, сохраняется право состоять на таком учете, в том числе в случае утраты в связи с вступлением в силу данного Федерального закона оснований, которые давали им право на получение жилых помещений.
Таким образом, Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" и Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации" определил в качестве специального условия сохранения права сотрудников Следственного комитета и лиц, указанных в части 21 статьи 35 1 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации", состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях их нахождение на соответствующем учете по состоянию на 11 января 2018 г. (дату вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" и Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации").
Доводы административного истца о нарушении его прав отсутствием в оспариваемом нормативном правовом акте порядка принятия на учет и ведения учета сотрудников Следственного комитета, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в период службы в Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации или в Следственном комитете, за которыми сохранено право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с пунктом 1 части 21 статьи 35 1 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" право на предоставление единовременной социальной выплаты или по решению Председателя Следственного комитета жилого помещения в собственность сохраняется за нуждающимися в жилых помещениях лицами, уволенными со службы в Следственном комитете с правом на пенсию, в случае признания их нуждающимися в жилых помещениях в период прохождения службы по основаниям, предусмотренным данной статьей, за исключением лиц, уволенных в соответствии с пунктами 2 - 6 части 2 статьи 30 и статьей 30 2 названного Федерального закона.
Пункт 3 оспариваемого приказа признает утратившими силу нормативные правовые акты, которые регулировали вопросы признания сотрудников Следственного комитета Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, ведения такого учета в связи с изданием единого нормативного правового акта.
Пункт 6 Порядка устанавливает обязанность сотрудника (гражданина) информировать жилищную комиссию Следственного комитета в случае изменения сведений, содержащихся в документах, представленных им, а также в случае изменения условий, на основании которых сотрудник (гражданин) имеет право быть признанным нуждающимся в жилом помещении. Пункт 7 Порядка регламентирует деятельность жилищных комиссий следственных органов или учреждений Следственного комитета по приему и проверке документов, правильности заполнения заявлений и комплектности документов, направлении заявления и документов в жилищную комиссию Следственного комитета для рассмотрения вопроса о признании сотрудника (гражданина) нуждающимся в жилом помещении и принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют Федеральному закону "О Следственном комитете Российской Федерации", который в части 30 статьи 35 1 определяет, что порядок признания сотрудников Следственного комитета нуждающимися в жилых помещениях, принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, ведения соответствующих видов учета и порядок принятия решений о предоставлении единовременной социальной выплаты, жилых помещений в собственность, служебных жилых помещений устанавливаются Председателем Следственного комитета, и не нарушают права административного истца на обеспечение жилым помещением.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" правовой основой деятельности Следственного комитета являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, названный Федеральный закон и другие федеральные законы, Положение о Следственном комитете Российской Федерации, а также иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданами закрепленного за ними Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (статья 1).
При таких обстоятельствах ссылки административного истца на отсутствие в пунктах 6 и 7 Порядка срока рассмотрения заявления сотрудника Следственного комитета о предоставлении ему вместо единовременной социальной выплаты занимаемого жилого помещения в собственность не могут служить основанием для удовлетворения административного иска.
Оспариваемые положения нормативного правового акта не содержат правовой неопределенности и не лишают Цветкова М.В. права на судебную защиту в порядке, установленном действующим законодательством.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Цветкова Марка Владимировича о признании частично недействующими пункта 3 приказа Следственного комитета Российской Федерации от 9 декабря 2020 г. N 132, пунктов 6, 7 утвержденного данным приказом Порядка признания сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 21 статьи 35 1 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или предоставления жилых помещений в собственность, принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или предоставления жилых помещений в собственность и ведения такого учета отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Романенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 3 сентября 2021 г. N АКПИ21-433
Текст решения опубликован не был