город Калуга |
|
6 июня 2023 г. |
Дело N А14-12188/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.06.2023.
Постановление изготовлено в полном объёме 06.06.2023.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Леоновой Л.В.,
судей Бессоновой Е.В., Стрегелевой Г.А.,
при ведении протокола помощником судьи Кравченко Е.Ю.,
при участии представителей:
от публичного акционерного общества "Россети Центр" (ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107) - Зинковская А.В. (доверенность от 18.10.2022 N Д-ВР/279, диплом, паспорт);
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (ОГРН 1033600046908, ИНН 3664022568) - Дроняк Ю.М. (доверенность от 29.11.2022 N ДЧ/8881/2022, диплом, паспорт);
от Горового Сергея Владимировича - Микляев С.А. (доверенность от 11.10.2019, диплом, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Воронежской области, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Центр" на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2023 по делу N А14-12188/2022,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Центр" (далее - ПАО "Россети Центр", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС России, Управление, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 07.07.2022 по делу об административном правонарушении N 036/04/9.21-590/2022 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечен Горовой Сергей Владимирович.
постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, ПАО "Россети Центр", обратилось с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзывы на нее, заслушав представителей, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, в Воронежское УФАС России поступило обращение Горового С.В. на неправомерные действия ПАО "Россети Центр" по уклонению от направления оферты договора об осуществлении технологического присоединения, выразившиеся в непринятии заявки на технологическое присоединение при необоснованном запрашивании документов.
В ходе рассмотрения жалобы было установлено, что 28.12.2021 в ПАО "Россети Центр" поступила заявка Горового С.В. на технологическое присоединение к электрическим сетям объекта - малоэтажной жилой застройки (индивидуальный жилой дом/садовый/дачный дом), расположенного по адресу: Воронежская обл., Новоусманский р-н, с. Новая Усмань, ул. Дорожная, д. 11/3а.
Письмом от 30.12.2021 общество запросило у заявителя уточнение сведений об объекте подключения и плане расположения энергопринимающих устройств, которое было предоставлено Горовым С.В. 11.01.2022.
30.03.2022 ПАО "Россети Центр" разместило в личном кабинете Горового С.В. оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, технические условия и счет на оплату.
По результатам рассмотрения обращения Управление пришло к выводу о нарушении ПАО "Россети Центр" сроков, установленных абзацем 1 пункта 105 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила), выразившемся в направлении оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, технических условий и счета на оплату по истечении 54 рабочих дней, то есть 30.03.2022, тогда как должно было разместить на своем официальном сайте в срок до 25.01.2022 (включительно; просрочка составила 44 рабочих дня).
По факту выявленных нарушений с учетом установления обстоятельства повторности совершения правонарушения 23.06.2022 должностным лицом Воронежского УФАС России при предварительном уведомлении лица, привлекаемого к административной ответственности, в отношении ПАО "Россети Центр", в присутствии представителя последнего составлен протокол N 036/04/9.21-590/2022 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
07.07.2022 постановлением заместителя руководителя Воронежского УФАС России по делу об административном правонарушении N 036/04/9.21-590/2022, в присутствии представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, ПАО "Россети Центр" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 600 000 руб.
Полагая данное постановление незаконным, ПАО "Россети Центр" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор по существу, суды исходили из следующего.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ) субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. При этом понятие субъект естественной монополии не включает в себя условие включения в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, и условие утверждения цен (тарифов) на оказание услуг. Основополагающим признаком субъекта естественной монополии, исходя из определения, данного в Законе N 147-ФЗ, следует считать осуществление субъектом деятельности в условиях естественной монополии.
Услуги по передаче электрической энергии частью 1 статьи 4 Закона N 147-ФЗ отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике, Закон N 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям определены Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее в редакции, действовавшей на момент подачи заявки, - Правила).
Пунктом 3 Правил установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им (заявителем) Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 15 Правил сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12-14 Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
В соответствии с пунктом 105 Правил в отношении заявителя, указанного в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил, сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе: условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с Правилами для соответствующей категории заявителей; счет, предусмотренный пунктом 103 Правил; технические условия, содержащие перечень мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с пунктами 25(1), 25(6) и 25(7) Правил, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны заявителя и сетевой организации, и проект договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица гарантирующего поставщика, указанного в заявке в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 Правил (в случае, если заявитель указал гарантирующего поставщика в качестве субъекта, у которого он намеревается приобретать электрическую энергию).
Как следует из материалов дела, при рассмотрении заявки Горового С.В. на технологическое присоединение к электрическим сетям, размещенной 28.12.2021, сотрудниками филиала ПАО "Россети Центр" было выявлено ее несоответствие требованиям пункта 10 Правил, о чем заявитель был в установленный срок уведомлен сетевой организацией, однако, после получения запрошенных от заявителя сведений (11.01.2022) направило (разместило) оферту договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, технические условия и счет на оплату по истечении 54 рабочих дней, то есть 30.03.2022, тогда как должно было разместить на своем официальном сайте в срок до 25.01.2022 (включительно; просрочка составила 44 рабочих дня), что свидетельствует о нарушении установленного абзацем 1 пункта 105 Правил срока.
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в силу части 2 данной статьи влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу о наличии признаков административного правонарушения в действиях общества с учетом повторности, ответственность за совершение которого установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения лица к административной ответственности судами не установлено. Оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ, а также снижения размера назначенного штрафа судами не выявлено.
Доводы апелляционной жалобы о введении Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" ограничений на проведение контрольных (надзорных) мероприятий (моратория), в связи с чем, у Воронежского УФАС России отсутствовали основания для возбуждения дела об административном правонарушении и привлечения ПАО "Россети Центр" к административной ответственности, обоснованно отклонены судом.
Дело об административном правонарушении в отношении общества было возбуждено посредством составления протокола об административном правонарушении на основании заявления Горового С.В. (пункт 3 части 1 и часть 3 статьи 28.1 КоАП РФ), содержащего данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, а не по результатам проведенных контрольных (надзорных) мероприятий в порядке, установленном Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
При таких обстоятельствах, суды обоснованно пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленного требования общества о признании незаконным и отмене постановления от 07.07.2022 по делу об административном правонарушении N 036/04/9.21-590/2022 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора получили надлежащую оценку судов.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2023 по делу N А14-12188/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Леонова |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Дело об административном правонарушении в отношении общества было возбуждено посредством составления протокола об административном правонарушении на основании заявления Горового С.В. (пункт 3 части 1 и часть 3 статьи 28.1 КоАП РФ), содержащего данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, а не по результатам проведенных контрольных (надзорных) мероприятий в порядке, установленном Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
При таких обстоятельствах, суды обоснованно пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленного требования общества о признании незаконным и отмене постановления от 07.07.2022 по делу об административном правонарушении N 036/04/9.21-590/2022 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 6 июня 2023 г. N Ф10-2094/23 по делу N А14-12188/2022
Хронология рассмотрения дела:
25.10.2023 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-116/2023
06.06.2023 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2094/2023
13.02.2023 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-116/2023
19.12.2022 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-12188/2022